Кто осуществляет контроль за укладкой асфальта

Обновлено: 02.07.2024

Асфальтобетон широко используется в современном строительстве. Он является незаменимым материалом при обустройстве дорог, площадей, укладке пола в промышленных зданиях и производственных цехах, при укладке аэродромов и т.д. От качества данного материала зависит, насколько прочным и долговечным будет дорожное покрытие и зависит безопасность на дорогах, а значит, и человеческая жизнь. Поэтому при строительных и дорожных работах асфальтобетон проходит тщательную проверку, по итогам которой выносится решение: можно его использовать или нельзя. Проверка качества укладки асфальтобетонного покрытия и основания охватывает все технологические процессы, начиная от изготовления смеси, ее транспортировки и заканчивая укладкой.

Асфальтобетон широко используется в современном строительстве. Он является незаменимым материалом при обустройстве дорог, площадей, укладке пола в промышленных зданиях и производственных цехах, при укладке аэродромов и т.д. От качества данного материала зависит, насколько прочным и долговечным будет дорожное покрытие и зависит безопасность на дорогах, а значит, и человеческая жизнь. Поэтому при строительных и дорожных работах асфальтобетон проходит тщательную проверку, по итогам которой выносится решение: можно его использовать или нельзя. Проверка качества укладки асфальтобетонного покрытия и основания охватывает все технологические процессы, начиная от изготовления смеси, ее транспортировки и заканчивая укладкой.

Виды асфальтобетонных смесей

В целом асфальтобетон делится на 2 вида: горячий (на вязких битумах) и холодный (в их состав входят жидкие битумы).

В зависимости от количества щебня смеси бывают нескольких категорий:

    А. Процент щебня в смеси составляет 50-60%;

Если смесь холодная, то в название категории добавляется индекс х, например, Дх и так далее, если горячая, то добавляется индекс г.

Также асфальтобетон делят на 4 категории по пористости. Если процент пор от общего объема не превышает 2,5%, то такая смесь считается высокоплотной. Если процент пор не превышает 5%, то эта смесь плотная, если от 5,1 до 10%, то пористые. Если же объем пор составляет 11% и больше, то такой материал считается высокопористым и его прочность будет ниже, чем у вышеперечисленных материалов.

Тип, вид и марка асфальтобетона выбирается в зависимости от характера и интенсивности движения, конструкции дорожного полотна, типа дорог, вида грунта. Если выбранный материал не соответствует условиям эксплуатации, то покрытие начинает деформироваться, трескаться и разрушаться. Особенно часто такие трещины появляются зимой или весной, когда температура начинает резко меняться. Летом же появляется колея и сдвиг полотна.


Контроль качества асфальтобетонной смеси

При обустройстве дорог контроль качества осуществляется в несколько этапов:

  • при приготовлении асфальтобетонной смеси;
  • при укладке асфальтобетона;
  • после того, как смесь уложена, проверяется качество готового покрытия.

При приготовлении асфальтобетонной смеси проводится проверка:

  • температуры всех составляющих: битума, минеральных добавок и других элементов;
  • качество щебня и песка. Проводить подобную проверку нужно не реже, чем один раз в каждые 10 смен;
  • зерновой состав щебня и песка. Проверка на наличие глинистых частиц и пыли;
  • уровень влажности всех элементов;
  • качество битума, насколько хорошо и на какую глубину проникает в него игла. Данная проверка проводится при температуре 25 градусов Цельсия. Испытания проводятся каждую смену;
  • мониторинг качества добавок;
  • проверка температуры готовой смеси.

Стоит отметить, что специалисты проверяют, соответствует ли количество каждого компонента в готовой смеси установленному образцу. Отклонение количество щебня и песка не должно превышать 3%. В случае с минеральным порошком и битумом отклонение не должно превышать 1,5% и 1% соответственно.

Щебень характеризуется дробимостью, морозостойкостью, прочностью, износостойкостью и стираемостью. Качество щебня можно оценить визуально, изучив его зерновой состав, степень однородности и наличие пылеватых частиц. Чтобы изучить качество щебня, отбирать образцы нужно минимум 1 раз в 5 дней, а также при поступлении новых партий.

Качество песка оценивается по его зерновому составу, упругости, наличию пылеватых частиц и глины. Отбор и проверка образцов должна осуществляется минимум 1 раз в 3 дня и при поступлении новой партии песка.

Плотность асфальтобетона определяют посредством гидростатического взвешивания. Сначала взвешивают образец, после чего его выдерживают в воде на протяжении 30 минут. Далее его взвешивают прямо в воде, извлекают из нее и снова взвешивают. На заключительном этапе вычисляется разность масс образца и вытесненной им воды.

Процент водонасыщения образца определяется следующим образом:

    образец помещается в воду в вакуумной камере на 90 минут. Температура жидкости должна быть ровно 20 градусов Цельсия;

По истечении времени образец взвешивают. Увеличение массы соответствует тому, сколько воды было поглощено. Отношение массы воды к объему образца соответствует водонасыщению по объему.

Прочность асфальтобетона определяется посредством сжатия образца, после чего вычисляется соотношение разрушающей нагрузки к площади поперечного сечения образца. Какие требования предъявляются к минеральному порошку? Минеральный порошок – это полидисперсный материал, который является самым важным структурообразующим компонентом асфальтобетона. Благодаря ему битум переводится в пленочное состояние. При этом увеличивается его прочность и вязкость, что позволяет увеличить срок службы готового дорожного полотна. Кроме того, минеральный порошок заполняет собой поры, которые образуются между частицами песка. Благодаря этому повышается плотность материала и снижается расход битума. Качество минерального порошка нужно проверять при поступлении каждой новой партии. Во время проверки нужно изучить его однородность и отсутствие примесей.

Прочность асфальтобетона определяется посредством сжатия образца, после чего вычисляется соотношение разрушающей нагрузки к площади поперечного сечения образца. Какие требования предъявляются к минеральному порошку? Минеральный порошок – это полидисперсный материал, который является самым важным структурообразующим компонентом асфальтобетона. Благодаря ему битум переводится в пленочное состояние. При этом увеличивается его прочность и вязкость, что позволяет увеличить срок службы готового дорожного полотна. Кроме того, минеральный порошок заполняет собой поры, которые образуются между частицами песка. Благодаря этому повышается плотность материала и снижается расход битума. Качество минерального порошка нужно проверять при поступлении каждой новой партии. Во время проверки нужно изучить его однородность и отсутствие примесей.

Самыми подходящими порошками при строительстве дорог являются те, что получаются в результате измельчения доломитов и известняков. Также пользуются популярностью порошки, изготавливаемые из различных отходов промышленности: цементная пыль, смесь золы и уноса, пиритные огарки, молотые доменные шлаки, шлам доменного конвертерного производства. Научно доказано, что высокой эффективностью отличаются порошки, изготовленные из отходов сахарного производства, поэтому их все чаще используют при обустройстве городских площадей и укладке дорог.

Активность минерального порошка объясняется тем, что он имеет высокоразвитую поверхность. Она варьируется в диапазоне от 2500-5000 см2/г. Чем выше данный показатель, тем выше активность минерального порошка. Однако если он будет иметь слишком высокую дисперсность, то мелкие частицы начнут слипаться между собой.

Согласно ГОСТ Р 52129-2003, в минеральных порошках частицы должны иметь размер менее 0,071 миллиметра. При этом их должно быть не менее 70% в неактивированном порошке и не 80% в активированном. При этом более крупные зёрна нужно просеивать через сито, у которого диаметр отверстий составляет 1,25 миллиметра.

Испытания при отрицательных температурах. Как показывает практика, дорожная одежда чаще всего разрушается именно при низких температурах. Объясняется это тем, что асфальтобетонная смесь меняет свои свойства: на морозе асфальт становится более хрупким и менее устойчивым к нагрузкам, поэтому испытания асфальтобетона нужно проводить и при отрицательных температурах.

Испытания при отрицательных температурах. Как показывает практика, дорожная одежда чаще всего разрушается именно при низких температурах. Объясняется это тем, что асфальтобетонная смесь меняет свои свойства: на морозе асфальт становится более хрупким и менее устойчивым к нагрузкам, поэтому испытания асфальтобетона нужно проводить и при отрицательных температурах.

Из асфальтобетонной смеси изготавливают специальную балку, которая и выступает в качестве образца. Далее ее помещают в климатическую камеру, где температура опускается до -40 градусов по Цельсию. После чего балку тянут до тех пор, пока она не разрушится. Это испытание показывает прочность материала и его тягучесть при экстремально низких температурах.

Кроме того, в климатических камерах проводятся и другие тесты:

    температуру постоянно понижают, но с балкой не совершают никаких действий. Температура понижается до тех пор, пока балка не разрушится;

Проверка асфальтобетонной смеси при ее укладке

Следующий этап – контроль качества асфальтобетонной смеси при ее укладке. Проводится он согласно требованиям СП 78.13330.2012. Контроль качества работ бывает трех видов: выпускной (на АБЗ), операционный (при производстве работ) и приемочный.

Во время укладки смеси в первую очередь нужно контролировать температуру, причем как горячей, так и холодной смеси. Мониторить температуру нужно в каждом из самосвалов. Если возникнет необходимость, мониторинг проводится и в бункере асфальтоукладчика.

Кроме этого проводится тщательный мониторинг следующих показателей:

    насколько ровно уложен асфальтобетон;

При проверке всех этих нюансов специалисты используют операционные методы: акустические, радиационные методы и вакуумирование. С их помощью они получают экспресс-информацию прямо на месте. Для тех показателей, для которых не существует операционных методов, оценка качества осуществляется по результатам механических испытаний отформованных образцов.

Допускаемые отклонения всех основных параметров не должны превышать следующих показателей:

    поперечный уклон: не более 0,01 градуса;

Все это проверяется постоянно. При этом каждые 100 метров специалисты контролируют, соблюдается ли ширина дороги, толщина асфальтобетона и высотные отметки по оси дорог.

Ровность покрытия определяется путем измерения просветов под рейкой длиной 3 метра. Также ровность покрытия можно измерить профилометрическим методом согласно СТБ 1566. Проверяется ровность захватками длиной 300-400 метров. Выбираются они при визуальном осмотре полотна. На каждой захватке через одинаковые расстояния выполняется измерение просветов и наличие поперечных просветов. Измерять их нужно каждые 80-100 метров. Все полученные показатели должны соответствовать разделу 11 ТКП 059. Контроль качества готового покрытия. Проверка качества готового покрытия осуществляется посредством испытания кернов. Это образцы, которые в прямом смысле вырубаются из готового дорожного покрытия. Сами керны имеют форму цилиндра, а их проверка осуществляется в непереформованном и переформованном состояниях, согласно СТБ 1033 и СТБ 1115.

Ровность покрытия определяется путем измерения просветов под рейкой длиной 3 метра. Также ровность покрытия можно измерить профилометрическим методом согласно СТБ 1566. Проверяется ровность захватками длиной 300-400 метров. Выбираются они при визуальном осмотре полотна. На каждой захватке через одинаковые расстояния выполняется измерение просветов и наличие поперечных просветов. Измерять их нужно каждые 80-100 метров. Все полученные показатели должны соответствовать разделу 11 ТКП 059. Контроль качества готового покрытия. Проверка качества готового покрытия осуществляется посредством испытания кернов. Это образцы, которые в прямом смысле вырубаются из готового дорожного покрытия. Сами керны имеют форму цилиндра, а их проверка осуществляется в непереформованном и переформованном состояниях, согласно СТБ 1033 и СТБ 1115.

Вырубка кернов осуществляется в 2 этапа. В первом случае это делается через 24 часа после уплотнения смеси, а во втором через 15 дней. При этом нужно соблюдать расстояние в 1 метр от кромки покрытия. Если верхний слой дорожного покрытия имеет толщину менее 3 сантиметров, то вырубка керна осуществляется вместе с нижним слоем, который перед проведением испытаний осторожно отделяют. Вырубать керны нужно в таком количестве: каждые 3 пробы на 1 километр дорожного полотна, если ширина покрытия составляет менее 7 метров. Если же ширина дороги будет больше 7 метров, то один керн вырубают на каждые 2500 квадратных метров полотна. Во время испытаний измеряется толщина керна, прочность сцепления слоев, толщина каждого слоя. Все полученные данные заносятся в акт отбора проб, который заполняется прямо на месте. Места отбора кернов заполняются горячей либо холодной смесью.


Качество сцепления колес с дорожным покрытием

От качества сцепления колес с дорожным полотном зависит ваша безопасность, поэтому проверку нужно проводить в несколько этапов. Характеризуется данный показатель коэффициентом сцепления и нормируется согласно ТКП 059. Сам коэффициент сцепления должен составлять 0,45 (согласно ГОСТ 30413).


Технологический контроль и приемка асфальтобетонных покрытий

Выходной контроль нужно проводить для того, чтобы проверить основные свойства готовой смеси и оценить ее качества и характеристики. Качество работ оценивается по тому, насколько фактические измерения (т.е. реальные цифры) отличаются от требуемых величин. К примеру, коэффициент Cv при проверке температуры готовой смеси не должен превышать 0,14, при сжатии он должен составлять не более 0,17, а коэффициент водонасыщения не должен превышать 0,354.

Заключение

Качество асфальтобетонной смеси – это решающий фактор, от которого зависит прочность и долговечность дорожной одежды. Чтобы полотно прослужило как можно дольше, асфальтобетонную смесь нужно проверять на каждом этапе: при замешивании смеси, во время ее транспортировки и при укладке.

В первую очередь, именно производитель должен позаботиться о качестве своей продукции, которая должна соответствовать всем требованиям и ГОСТам. Мы же вам можем только порекомендовать не использовать ту продукцию, которая не была исследована и не прошла все необходимые проверки. Прежде чем приобретать материал, потребуйте результаты всех исследований и попросите предоставить гарантии. Только так строительная компания можете гарантировать, что все работы будут выполнены на самом высоком уровне, а вам не придется ремонтировать дорожное полотно в ближайшее время.

Строительная лаборатория ООО “Бюро “Строительные исследования” занимается испытаниями конструкций и материалов в Санкт-Петербурге и Москве

Основная специализация лаборатории:

Бесплатно вызвать лаборанта на объект или задать вопрос эксперту можно:

1. Заполнив форму на нашем сайте 2. По телефонам:

3. Написать нам на почту

4. А также в комментариях к публикации.

Подписывайтесь на наши социальные сети и YouTube канал, там много интересной информации и лайфхаков.

После асфальтирования любого объекта дорожного строительства необходим контроль качества асфальтобетонного покрытия. Объективная оценка всех показателей устраняет риски связанные с нарушением технологии производства работ. Сюда же включается проверка качества используемых стройматериалов. В случае выявленного брака следует оказаться от оплаты или потребовать обратно оплаченную сумму.

контроль качества асфальтобетонного покрытия 2

Объектами экспертизы могут быть любые дороги федерального и местного значения, а также площадки, парковки, тротуары и прочие дорожные сооружения. Независимые эксперты в ходе контрольных мероприятий действуют в рамках нормативов ГОСТ и СП к СНиП

Проверка качества асфальтобетона из покрытия

Осуществить проверку качества асфальтового покрытия можно, как локально, так и комплексно. Это зависит от технического задания (ТЗ), согласованного с заказчиком.

отбор проб асфальтобетона

Объемы дорожно-строительной экспертизы не следует занижать относительно нормативов ГОСТ. К тому же мы всегда поможем Заказчику сформировать ТЗ по минимуму для решения программы максимум. В некоторых же случаях непосредственно на объекте принимается обоснованное решение по увеличению объема экспертизы. Конечно же, это делается исключительно в интересах Заказчика и исключительно для увеличения доказательной базы при некачественных работах.

Укладка асфальта по ГОСТ

Горячая укладка асфальта


Смешивание компонентов производится по ГОСТ 9128, смесь подразделяется на 2 вида, по условиям укладки:

  • для использования при температуре превышающей +5 градусов;
  • для использования при температуре в диапазоне -25 — + 5 градусов.

Щебень, входящий в состав смеси для укладки асфальта, необходимо выбирать в соответствии с запросами, указанными в ГОСТ 8267, отсев нормируется по ГОСТ 8736. Как вяжущее составляющее смеси применяют битумы – БНД 90\130 и БНД 60\90, соответствующие ГОСТ 22245.

Влияние материала на качество покрытия асфальтом

Чтобы не купить асфальтобетон низкого качества, у продавца необходимо потребовать предоставить сертификат соответствия изделия. Существует ряд лабораторий, выполняющих испытание асфальта и отбор проб. Анализ асфальта проводится с помощью исследования отобранного керна (асфальтовый стержень).

Улучшение асфальтовых покрытий

Несмотря на практичность, полотна из асфальта можно модернизировать. Одним из действенных методов является использование мастик, специально предназначенных для улучшения асфальта. В их составе содержатся битум, и специальные эмульсии для него, в состав которых входят добавки из резины и полимеров.

Битумные мастики, в большинстве случаев применяют разогретыми, а эмульсии без нагрева. Мастики закрывают поры и трещины на поверхности асфальта, это не позволяет влаге проникнуть под асфальт и разрушать его структуру – влага при замерзании разрывает покрытие, и при проезде транспорта создает гидроудары.

Судебная экспертиза асфальтобетонного покрытия

При отказе подрядчиком устранять строительный брак, на основании отрицательных результатов экспертизы подается исковое заявление в арбитражный суд. Судебная экспертиза дорожного строительства является безотказным инструментом для возврата выплаченной суммы контракта за некачественно выполненные работы.

Проведение дорожной экспертизы

Экспертиза дорожных работ выполняется по заданию Заказчика и куда могут входить следующие исследования:

  • Визуальный осмотр покрытия, инструментальное обследование дорожного покрытия на наличие дефектов в виде трещин, неровностей, выбоин.
  • Измеряется ровность асфальтовых покрытий 3-метровой дорожной рейкой;
  • Проверяется геометрия полотна – проектные поперечные и продольные уклоны;
  • Берутся вырубки-керны асфальта для лабораторных исследований;
  • Расшифровываются результаты лаборатории, устанавливаются отклонения от нормативов и проекта;
  • По итогам проверки составляется экспертный отчет о проделанной работе.

Способы проведения экспертизы дороги

Перед обследованием дорожного полотна эксперты тщательно изучают существующую проектно-техническую документацию. Опытные специалисты могут обнаружить дефекты, в том числе при визуальном осмотре, но только лабораторный анализ изъятых образцов-кернов дает точные и результаты.

Изучение проб дорожного полотна (кернов асфальтобетона) дает объективную оценку технического состояния дороги, хотя методы неразрушающего контроля используются в этой сфере достаточно широко. Обращайтесь к профессионалам. Наши специалисты имеют многолетний опыт по контролю качества асфальтобетонных покрытий и оснований. Имеем собственную аттестованную строительную лабораторию, лабораторное оборудование проходит ежегодную проверку, что исключает возможность ошибки.
20 декабря, 2021 / Экспертиза асфальтового покрытия

Технология операционного контроля качества работ при устройстве асфальтобетонного покрытия

Трехметровая рейка с клиновым промерником, нивелир, нивелирная рейка

3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

3.1. К работе по устройству асфальтобетонных покрытий допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, а также обучение и инструктаж по безопасности труда.

3.2. Лица, допускаемые к эксплуатации дорожных машин (асфальтоукладчика, автогудронатора, катка), должны иметь удостоверение на право работы на них.

3.3. При работе машин по устройству покрытий необходимо соблюдать требования, изложенные в СНиП III-4-80.

3.4. При проведении работ необходимо принять меры по обеспечению безопасности движения. С этой целью на участках проведения работ до их начала устанавливают временные дорожные знаки, ограждения и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраивают объезд. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ВСН 37-84.

Схемы организации движения и ограждения мест работ независимо от того, являются они типовыми или индивидуальными, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.

При составлении схем организации движения в местах проведения дорожных работ необходимо обеспечить выполнение следующих требований:

· предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами, и показать характер этой опасности;

· четко обозначить направление объезда, имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка — его маршрут;

· создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов на подходах и на участках проведения дорожных работ.

При работах, имеющих подвижный и краткосрочный характер, временные знаки можно размещать на переносных ограждающих барьерах, щитах, а также на автомобилях и самоходных дорожных машинах, участвующих в работе. В темное время суток дорожные машины и оборудование должны находиться за пределами земляного полотна. В случае невозможности выполнения этого требования дорожные машины должны быть ограждены с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями желтого цвета, зажигаемыми с наступлением темноты, с установкой барьеров на расстоянии 10 — 15 м от машины.

Выполнение требований по организации движения и техники безопасности в местах производства дорожных работ возлагается на инженерно-технический персонал, который непосредственно руководит производством работ (руководителя организации, главного инженера, начальника участка, прораба, мастера).

Определение средней плотности асфальтобетона

Данный анализ проводится путем гидростатического взвешивания образцов, изготовленных из асфальто­бетонной смеси в лабораторных условиях. В качестве инструментария используются гидравлические весы и емкость вместимостью 1-3 л. Экспертиза асфальта на предмет средней плотности осуществляется в следующей последовательности:

Среднюю плотность материала вычисляют по формуле на основании проведенных взвешиваний. Повторяют анализ три раза — для каждого из исследуемых образов. Рассчитывают средний показатель плотности асфальтобетона. При этом расхождение между результатами параллельных анализов не должно составлять более 0,02 г/см3.

Каким должен быть качественный асфальт

Хороший асфальт имеет ровное покрытие, немного пружинит под ногами и хорошо держит нанесенную на него разметку.

Асфальтирование должно проходить при температуре окружающего воздуха не ниже 10 градусов, в этом случае, дорожные работы будут иметь большой запас прочности, а Заказчику не нужно будет прибегать к ремонту дорожного покрытия каждый год.

не только обладает современным автопарком, позволяющим доставлять горячую асфальтобетонную смесь на место проведения работ, но и всей необходимой техникой, благодаря которой соблюдаются все технологические приемы асфальтирования, а сами работы проходят в кратчайшие сроки при высоком качестве исполнения. В результате, двор или участок дороги, к ремонту которого приложили руки специалисты , отличается ровной поверхностью, которая сохраняет свою целостность в течение долгого времени. Мы знаем, что такое качественный асфальт, и работаем на результат.

Асфальтобетон широко используется в современном строительстве. Он является незаменимым материалом при обустройстве дорог, площадей, укладке пола в промышленных зданиях и производственных цехах, при укладке аэродромов и т.д. От качества данного материала зависит, насколько прочным и долговечным будет дорожное покрытие и зависит безопасность на дорогах, а значит, и человеческая жизнь. Поэтому при строительных и дорожных работах асфальтобетон проходит тщательную проверку, по итогам которой выносится решение: можно его использовать или нельзя. Проверка качества укладки асфальтобетонного покрытия и основания охватывает все технологические процессы, начиная от изготовления смеси, ее транспортировки и заканчивая укладкой.

Асфальтобетон широко используется в современном строительстве. Он является незаменимым материалом при обустройстве дорог, площадей, укладке пола в промышленных зданиях и производственных цехах, при укладке аэродромов и т.д. От качества данного материала зависит, насколько прочным и долговечным будет дорожное покрытие и зависит безопасность на дорогах, а значит, и человеческая жизнь. Поэтому при строительных и дорожных работах асфальтобетон проходит тщательную проверку, по итогам которой выносится решение: можно его использовать или нельзя. Проверка качества укладки асфальтобетонного покрытия и основания охватывает все технологические процессы, начиная от изготовления смеси, ее транспортировки и заканчивая укладкой.

Виды асфальтобетонных смесей

В целом асфальтобетон делится на 2 вида: горячий (на вязких битумах) и холодный (в их состав входят жидкие битумы).

В зависимости от количества щебня смеси бывают нескольких категорий:

    А. Процент щебня в смеси составляет 50-60%;

Если смесь холодная, то в название категории добавляется индекс х, например, Дх и так далее, если горячая, то добавляется индекс г.

Также асфальтобетон делят на 4 категории по пористости. Если процент пор от общего объема не превышает 2,5%, то такая смесь считается высокоплотной. Если процент пор не превышает 5%, то эта смесь плотная, если от 5,1 до 10%, то пористые. Если же объем пор составляет 11% и больше, то такой материал считается высокопористым и его прочность будет ниже, чем у вышеперечисленных материалов.

Тип, вид и марка асфальтобетона выбирается в зависимости от характера и интенсивности движения, конструкции дорожного полотна, типа дорог, вида грунта. Если выбранный материал не соответствует условиям эксплуатации, то покрытие начинает деформироваться, трескаться и разрушаться. Особенно часто такие трещины появляются зимой или весной, когда температура начинает резко меняться. Летом же появляется колея и сдвиг полотна.


Контроль качества асфальтобетонной смеси

При обустройстве дорог контроль качества осуществляется в несколько этапов:

  • при приготовлении асфальтобетонной смеси;
  • при укладке асфальтобетона;
  • после того, как смесь уложена, проверяется качество готового покрытия.

При приготовлении асфальтобетонной смеси проводится проверка:

  • температуры всех составляющих: битума, минеральных добавок и других элементов;
  • качество щебня и песка. Проводить подобную проверку нужно не реже, чем один раз в каждые 10 смен;
  • зерновой состав щебня и песка. Проверка на наличие глинистых частиц и пыли;
  • уровень влажности всех элементов;
  • качество битума, насколько хорошо и на какую глубину проникает в него игла. Данная проверка проводится при температуре 25 градусов Цельсия. Испытания проводятся каждую смену;
  • мониторинг качества добавок;
  • проверка температуры готовой смеси.

Стоит отметить, что специалисты проверяют, соответствует ли количество каждого компонента в готовой смеси установленному образцу. Отклонение количество щебня и песка не должно превышать 3%. В случае с минеральным порошком и битумом отклонение не должно превышать 1,5% и 1% соответственно.

Щебень характеризуется дробимостью, морозостойкостью, прочностью, износостойкостью и стираемостью. Качество щебня можно оценить визуально, изучив его зерновой состав, степень однородности и наличие пылеватых частиц. Чтобы изучить качество щебня, отбирать образцы нужно минимум 1 раз в 5 дней, а также при поступлении новых партий.

Качество песка оценивается по его зерновому составу, упругости, наличию пылеватых частиц и глины. Отбор и проверка образцов должна осуществляется минимум 1 раз в 3 дня и при поступлении новой партии песка.

Плотность асфальтобетона определяют посредством гидростатического взвешивания. Сначала взвешивают образец, после чего его выдерживают в воде на протяжении 30 минут. Далее его взвешивают прямо в воде, извлекают из нее и снова взвешивают. На заключительном этапе вычисляется разность масс образца и вытесненной им воды.

Процент водонасыщения образца определяется следующим образом:

    образец помещается в воду в вакуумной камере на 90 минут. Температура жидкости должна быть ровно 20 градусов Цельсия;

По истечении времени образец взвешивают. Увеличение массы соответствует тому, сколько воды было поглощено. Отношение массы воды к объему образца соответствует водонасыщению по объему.

Прочность асфальтобетона определяется посредством сжатия образца, после чего вычисляется соотношение разрушающей нагрузки к площади поперечного сечения образца. Какие требования предъявляются к минеральному порошку? Минеральный порошок – это полидисперсный материал, который является самым важным структурообразующим компонентом асфальтобетона. Благодаря ему битум переводится в пленочное состояние. При этом увеличивается его прочность и вязкость, что позволяет увеличить срок службы готового дорожного полотна. Кроме того, минеральный порошок заполняет собой поры, которые образуются между частицами песка. Благодаря этому повышается плотность материала и снижается расход битума. Качество минерального порошка нужно проверять при поступлении каждой новой партии. Во время проверки нужно изучить его однородность и отсутствие примесей.

Прочность асфальтобетона определяется посредством сжатия образца, после чего вычисляется соотношение разрушающей нагрузки к площади поперечного сечения образца. Какие требования предъявляются к минеральному порошку? Минеральный порошок – это полидисперсный материал, который является самым важным структурообразующим компонентом асфальтобетона. Благодаря ему битум переводится в пленочное состояние. При этом увеличивается его прочность и вязкость, что позволяет увеличить срок службы готового дорожного полотна. Кроме того, минеральный порошок заполняет собой поры, которые образуются между частицами песка. Благодаря этому повышается плотность материала и снижается расход битума. Качество минерального порошка нужно проверять при поступлении каждой новой партии. Во время проверки нужно изучить его однородность и отсутствие примесей.

Самыми подходящими порошками при строительстве дорог являются те, что получаются в результате измельчения доломитов и известняков. Также пользуются популярностью порошки, изготавливаемые из различных отходов промышленности: цементная пыль, смесь золы и уноса, пиритные огарки, молотые доменные шлаки, шлам доменного конвертерного производства. Научно доказано, что высокой эффективностью отличаются порошки, изготовленные из отходов сахарного производства, поэтому их все чаще используют при обустройстве городских площадей и укладке дорог.

Активность минерального порошка объясняется тем, что он имеет высокоразвитую поверхность. Она варьируется в диапазоне от 2500-5000 см2/г. Чем выше данный показатель, тем выше активность минерального порошка. Однако если он будет иметь слишком высокую дисперсность, то мелкие частицы начнут слипаться между собой.

Согласно ГОСТ Р 52129-2003, в минеральных порошках частицы должны иметь размер менее 0,071 миллиметра. При этом их должно быть не менее 70% в неактивированном порошке и не 80% в активированном. При этом более крупные зёрна нужно просеивать через сито, у которого диаметр отверстий составляет 1,25 миллиметра.

Испытания при отрицательных температурах. Как показывает практика, дорожная одежда чаще всего разрушается именно при низких температурах. Объясняется это тем, что асфальтобетонная смесь меняет свои свойства: на морозе асфальт становится более хрупким и менее устойчивым к нагрузкам, поэтому испытания асфальтобетона нужно проводить и при отрицательных температурах.

Испытания при отрицательных температурах. Как показывает практика, дорожная одежда чаще всего разрушается именно при низких температурах. Объясняется это тем, что асфальтобетонная смесь меняет свои свойства: на морозе асфальт становится более хрупким и менее устойчивым к нагрузкам, поэтому испытания асфальтобетона нужно проводить и при отрицательных температурах.

Из асфальтобетонной смеси изготавливают специальную балку, которая и выступает в качестве образца. Далее ее помещают в климатическую камеру, где температура опускается до -40 градусов по Цельсию. После чего балку тянут до тех пор, пока она не разрушится. Это испытание показывает прочность материала и его тягучесть при экстремально низких температурах.

Кроме того, в климатических камерах проводятся и другие тесты:

    температуру постоянно понижают, но с балкой не совершают никаких действий. Температура понижается до тех пор, пока балка не разрушится;

Проверка асфальтобетонной смеси при ее укладке

Следующий этап – контроль качества асфальтобетонной смеси при ее укладке. Проводится он согласно требованиям СП 78.13330.2012. Контроль качества работ бывает трех видов: выпускной (на АБЗ), операционный (при производстве работ) и приемочный.

Во время укладки смеси в первую очередь нужно контролировать температуру, причем как горячей, так и холодной смеси. Мониторить температуру нужно в каждом из самосвалов. Если возникнет необходимость, мониторинг проводится и в бункере асфальтоукладчика.

Кроме этого проводится тщательный мониторинг следующих показателей:

    насколько ровно уложен асфальтобетон;

При проверке всех этих нюансов специалисты используют операционные методы: акустические, радиационные методы и вакуумирование. С их помощью они получают экспресс-информацию прямо на месте. Для тех показателей, для которых не существует операционных методов, оценка качества осуществляется по результатам механических испытаний отформованных образцов.

Допускаемые отклонения всех основных параметров не должны превышать следующих показателей:

    поперечный уклон: не более 0,01 градуса;

Все это проверяется постоянно. При этом каждые 100 метров специалисты контролируют, соблюдается ли ширина дороги, толщина асфальтобетона и высотные отметки по оси дорог.

Ровность покрытия определяется путем измерения просветов под рейкой длиной 3 метра. Также ровность покрытия можно измерить профилометрическим методом согласно СТБ 1566. Проверяется ровность захватками длиной 300-400 метров. Выбираются они при визуальном осмотре полотна. На каждой захватке через одинаковые расстояния выполняется измерение просветов и наличие поперечных просветов. Измерять их нужно каждые 80-100 метров. Все полученные показатели должны соответствовать разделу 11 ТКП 059. Контроль качества готового покрытия. Проверка качества готового покрытия осуществляется посредством испытания кернов. Это образцы, которые в прямом смысле вырубаются из готового дорожного покрытия. Сами керны имеют форму цилиндра, а их проверка осуществляется в непереформованном и переформованном состояниях, согласно СТБ 1033 и СТБ 1115.

Ровность покрытия определяется путем измерения просветов под рейкой длиной 3 метра. Также ровность покрытия можно измерить профилометрическим методом согласно СТБ 1566. Проверяется ровность захватками длиной 300-400 метров. Выбираются они при визуальном осмотре полотна. На каждой захватке через одинаковые расстояния выполняется измерение просветов и наличие поперечных просветов. Измерять их нужно каждые 80-100 метров. Все полученные показатели должны соответствовать разделу 11 ТКП 059. Контроль качества готового покрытия. Проверка качества готового покрытия осуществляется посредством испытания кернов. Это образцы, которые в прямом смысле вырубаются из готового дорожного покрытия. Сами керны имеют форму цилиндра, а их проверка осуществляется в непереформованном и переформованном состояниях, согласно СТБ 1033 и СТБ 1115.

Вырубка кернов осуществляется в 2 этапа. В первом случае это делается через 24 часа после уплотнения смеси, а во втором через 15 дней. При этом нужно соблюдать расстояние в 1 метр от кромки покрытия. Если верхний слой дорожного покрытия имеет толщину менее 3 сантиметров, то вырубка керна осуществляется вместе с нижним слоем, который перед проведением испытаний осторожно отделяют. Вырубать керны нужно в таком количестве: каждые 3 пробы на 1 километр дорожного полотна, если ширина покрытия составляет менее 7 метров. Если же ширина дороги будет больше 7 метров, то один керн вырубают на каждые 2500 квадратных метров полотна. Во время испытаний измеряется толщина керна, прочность сцепления слоев, толщина каждого слоя. Все полученные данные заносятся в акт отбора проб, который заполняется прямо на месте. Места отбора кернов заполняются горячей либо холодной смесью.


Качество сцепления колес с дорожным покрытием

От качества сцепления колес с дорожным полотном зависит ваша безопасность, поэтому проверку нужно проводить в несколько этапов. Характеризуется данный показатель коэффициентом сцепления и нормируется согласно ТКП 059. Сам коэффициент сцепления должен составлять 0,45 (согласно ГОСТ 30413).


Технологический контроль и приемка асфальтобетонных покрытий

Выходной контроль нужно проводить для того, чтобы проверить основные свойства готовой смеси и оценить ее качества и характеристики. Качество работ оценивается по тому, насколько фактические измерения (т.е. реальные цифры) отличаются от требуемых величин. К примеру, коэффициент Cv при проверке температуры готовой смеси не должен превышать 0,14, при сжатии он должен составлять не более 0,17, а коэффициент водонасыщения не должен превышать 0,354.

Заключение

Качество асфальтобетонной смеси – это решающий фактор, от которого зависит прочность и долговечность дорожной одежды. Чтобы полотно прослужило как можно дольше, асфальтобетонную смесь нужно проверять на каждом этапе: при замешивании смеси, во время ее транспортировки и при укладке.

В первую очередь, именно производитель должен позаботиться о качестве своей продукции, которая должна соответствовать всем требованиям и ГОСТам. Мы же вам можем только порекомендовать не использовать ту продукцию, которая не была исследована и не прошла все необходимые проверки. Прежде чем приобретать материал, потребуйте результаты всех исследований и попросите предоставить гарантии. Только так строительная компания можете гарантировать, что все работы будут выполнены на самом высоком уровне, а вам не придется ремонтировать дорожное полотно в ближайшее время.

Строительная лаборатория ООО “Бюро “Строительные исследования” занимается испытаниями конструкций и материалов в Санкт-Петербурге и Москве

Основная специализация лаборатории:

Бесплатно вызвать лаборанта на объект или задать вопрос эксперту можно:

1. Заполнив форму на нашем сайте 2. По телефонам:

3. Написать нам на почту

4. А также в комментариях к публикации.

Подписывайтесь на наши социальные сети и YouTube канал, там много интересной информации и лайфхаков.

Выиграл муниципальный контракт на ремонт детской площадки, по видимому залез в чужую кормушку так как заказчик всячески ченит препятствия к вводу объекта в эксплуатацию.
Суть такова я по тех.заданию должен толщиной 5 см уложить асфальтобетонное покрытие из (Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка: II, тип Б) а сверху наклеить травмобезопасное покрытие из резиновой крошки.

Я асфальт укатал, выдержал не 5 а 6 см, но не прошёл экспертизу (Заказчик вызвал лабораторию, те произвели выемку керна и увезли в лабораторию), экспертиза со слов заказчика показала что характеристики полотна от требуемых ниже на 7-10 %.

У меня первый вопрос к знатокам, каким характеристикам должно соответствовать асфальтобетонное покрытие на площадках используемых
как детские площадки(водопропускание, плотность и т. д.) и какие могут быть погрешности в большую или меньшую сторону.

Второй вопрос. Гостами на детских площадках запрещено использование асфальтобетона, тоесть у нас это основание под резиновой плиткой. Каким образом можно отделаться от претензий Заказчика сославшись на какой либо документ который бы говорил о том что данное основание можно использовать с теми значениями которыми оно обладает.
Спасибо.

У меня первый вопрос к знатокам, каким характеристикам должно соответствовать асфальтобетонное покрытие на площадках используемых
как детские площадки(водопропускание, плотность и т. д.) и какие могут быть погрешности в большую или меньшую сторону.

Из моего опыта, все требования ДОЛЖНЫ быть указаны в техническом задании. То, чего нет в задании, должно быть в проектной документации.

И.
ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Спасибо за ответ. У нас простое Тех.задание к контракту по которому есть приложение 1 в этом приложении написано
Устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальто-бетонной смеси толщиной 5 см
Состав работ:
- очистка основания;
- смазка вяжущими разжиженными материалами стыков и мест примыканий;
- укладка асфальтобетонной смеси с разравниванием и уплотнением;
- уплотнение асфальтобетонной смеси валиком;
- укатка асфальтобетонной смеси катками.
Материал: битумы нефтяные дорожные жидкие, класс: МГ, СГ.
Материал:
Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка: II, тип Б

Я толщину слоя выдержал, а вот с уплотнением, водопропусканием пролетел. И что теперь асфальт снимать?

"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнгхаузен --- Согласен )))

Спасибо за инфу, вот теперь я вспомнил что мне говорил куратор по уплотнение толи 0,83 толи 0,87 у нас, а вот про водопропускание забыл.

Есть ли какой либо документ который бы говорил что моих 0,83 или 0,87 достаточно, или.

----- добавлено через ~3 мин. -----

да покажет но пройдёт время, а штрафные за простои капают ((

----- добавлено через ~5 мин. -----

у нас по приложению 1 к контракту записано так:
Устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальто-бетонной смеси толщиной 5 см
Состав работ:
- очистка основания;
- смазка вяжущими разжиженными материалами стыков и мест примыканий;
- укладка асфальтобетонной смеси с разравниванием и уплотнением;
- уплотнение асфальтобетонной смеси валиком;
- укатка асфальтобетонной смеси катками.
Материал: битумы нефтяные дорожные жидкие, класс: МГ, СГ.
Материал:
Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка: II, тип Б

----- добавлено через ~6 мин. -----

да покажет но пройдёт время, а штрафные за простои капают ((

----- добавлено через ~7 мин. -----

у нас по приложению 1 к контракту записано так:
Устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальто-бетонной смеси толщиной 5 см
Состав работ:
- очистка основания;
- смазка вяжущими разжиженными материалами стыков и мест примыканий;
- укладка асфальтобетонной смеси с разравниванием и уплотнением;
- уплотнение асфальтобетонной смеси валиком;
- укатка асфальтобетонной смеси катками.
Материал: битумы нефтяные дорожные жидкие, класс: МГ, СГ.
Материал:
Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка: II, тип Б

----- добавлено через ~8 мин. -----
ЧЕГОТО я тут нах. начил, давно в форумах не общался ))

6 ПРОЕЗДЫ, ПЕШЕХОДНЫЕ ДОРОЖКИ И ПЛОЩАДКИ
6.15 При устройстве асфальтобетонных покрытий следует проверять температуру смеси при укладке и уплотнении, ровность и толщину уложенного слоя, достаточность уплотнения смеси, качество сопряжения кромок полос, соблюдение проектных параметров. Для определения физико-механических свойств уложенного асфальтобетонного покрытия должны отбираться керны или вырубки не менее одной пробы с площади не более 2000 м2.
Коэффициент уплотнения покрытия из горячей или теплой асфальтобетонной смеси должен быть через 10 суток после уплотнения не менее 0,93; водонасыщение - не более 5%.

8. ОТКРЫТЫЕ ПЛОСКОСТНЫЕ ПЛОЩАДКИ И СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
8.1 Места размещения открытых плоскостных физкультурно-спортивных и физкультурно-досуговых и детских площадок, должны соответствовать требованиям СП 42.13330, СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200, ГОСТ Р 52024 и ГОСТ Р 52025.
8.9 Покрытие детских площадок следует выполнять из современных материалов, обеспечивающих травмобезопасность, экологичность и эстетический вид (резиновая крошка, резиновые плиты, гранулы или этилен-пропиленовый каучук, пластиковое покрытие, искусственная трава и другие). Предложения по благоустройству придомовой территории приведены в [3].

Читайте также: