Интроспекция как метод своим появлением обязана

Обновлено: 19.05.2024

Смотреть что такое ИНТРОСПЕКЦИЯ в других словарях:

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(от лат. introspecto — смотрю внутрь) то же, что Самонаблюдение.

ИНТРОСПЕКЦИЯ

интроспекция ж. Метод изучения психических процессов, основанный на самонаблюдении.

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ

интроспекция самоанализ, самонаблюдение, самоуглубление Словарь русских синонимов. интроспекция сущ., кол-во синонимов: 3 • самоанализ (5) • самонаблюдение (4) • самоуглубление (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: самоанализ, самонаблюдение, самоуглубление. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=>. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto — смотрю внутрь), в широком смысле — то же, что самонаблюдение; в более узком, спец. смысле — то же, что а. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. introspectare - смотреть вглубь) - метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(лат. introspectare - смотреть вглубь) - метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. Хронологически первый метод психологической науки. Обязан своим появлением картезиан-ско-локковскому пониманию предмета психологии. Согласно Декарту в природе человека, проявляются два противоположных, независимых начала: душа и тело, проистекающие из двух различных субстанций: материи - субстанции протяженной и не мыслящей и души - субстанции мыслящей и не протяженной. В соответствии с этим Декарт ввел два новых понятия: рефлекс, управляющий деятельностью тела, и сознание как проявление духовной субстанции. Именно у Декарта впервые оформляется то понятие сознания, которое становится центральным понятием психологии вплоть до конца 19 в. При этом сам Декарт термин "сознание" не употреблял, вместо него он использовал термин "мышление", которое он определяет как "все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно самим собой". Таким образом, Декарт ввел принцип И., самоотражения сознания в себе самом. Такое интроспективное понятие сознания, замкнутого в себе, отражающего не внешнее бытие, а самое себя, определило метод его изучения, долгое время остававшийся единственным методом психологии - И. В психологических исследованиях И. применялась не как тривиальное самонаблюдение, а как специально тренируемое. Испытуемые обучались самонаблюдению по специально разработанным правилам. Однако, практика применения И. показала ее крайнюю ненадежность. В показаниях различных испытуемых отсутствовала повторяемость, что исключало возможность каких-либо обобщений. Не удалось дать сколько-нибудь серьезных причинных объяснений полученных фактов. Но самым сложным оказалось разработать язык, на котором можно было бы говорить об элементах самого сознания, а не об отражаемых ими объектах. Причина этого в том, что человек воспринимает не свое восприятие, а окружающую его среду, переживает не свои переживания, а события своей жизни. Метод И. выступил основополагающим в психологии Вундта и его школы; наиболее последовательно был реализован в "структурной психологии" Э. Титченера и философско-психологических программах реконструкции непосредственных переживаний индивида (Брентано, К. Штумпф, О. Кюльпе); в психологии Вюрцбургской школы был дополнен методом ретроспекции. Реакцией на интроспективную психологию был бихевиоризм. В настоящее время И. или самонаблюдение является необходимым методом психологии, относящимся к классу методов наблюдения. Так или иначе он присутствует во всех остальных методах, т.к. испытуемый не может, например, дать самоотчет экспериментатору, заполнить анкету или участвовать в беседе и т.п., не наблюдая себя. Как самостоятельный метод И. дополняется объективным наблюдением, что позволяет результаты самонаблюдения проверить данными наблюдения внешнего. В социальной философии метод И. был актуализирован в рамках такого направления, как историцизм в ранних его версиях (см., например, трактовку Дильтеем И. как одного из адекватных методов "понимания жизни" - наряду с "вчувствованием", "вживанием" и др.). В. А. Поликарпов. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ(лат.). Изучение душевных явлений при посредстве самонаблюдения.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(от лат. introspectare смотреть внутрь) процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. В дуалистической философии, разделяющей вещественную природу (материю, включая человеческое тело) и духовную (содержание сознания), интроспекция является основой психологической методологии. Как таковая, она имела первостепенное значение для многих философов, включая Томаса Гоббса, Джона Локка, Джорджа Беркли, Дэвида Юма, Джеймса Милля, как и для живших в 19 в. основоположников экспериментальной психологии Вильгельма Вундта, Освальда Кюльпе, Э. Б. Титченера. Для всех них содержание сознания представлялось результатом непосредственного внутреннего опыта: наличие переживания означало знание о нем. В этом смысле интроспекция представлялась самодостаточной: она не могла солгать. Вундт и Титченер, так же как и Кюльпе в своих ранних работах (до 1893), придерживались мнения, что интроспекция обнаруживает в сознании динамический комплекс по преимуществу чувственных данных: ощущений как таковых, образов и переживаний, близко напоминающих ощущения. Этот взгляд известен под названием классической интроспекции и в результате позднейших исследований в значительной степени утратил популярность. Др. психолога, однако, обнаружили и иное содержание сознания. Франц Брентано и Кюльпе в своих более поздних работах заложили основы теории интенциональности, согласно которой содержание сознания не сводилось к сенсорному компоненту, но включало безобразное мышление. Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам как концепция дуализма, так и термин *интроспекция* в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина *интроспекция*, а не от самого метода. Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в (1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; (2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; (3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации). смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(лат. introspecto смотреть внутрь) – 1. самосозерцание, самонаблюдение. Большинство психопатологических феноменов стало известным только благодаря самоотчётам пациентов, что, с точки зрения бихевиоризма, вызывает серьёзные сомнения в научной адекватности таких описаний. Согласно результатам специальных опытов социальных психологов, ориентированных на бихевиоризм, люди в среднем гораздо чаще думают о чём-то другом или вообще ни о чём не думают, чем наблюдают за событиями своей внутренней жизни (на последнее уделяется будто бы всего около 8% времени), что может означать, что большинству участников таких экспериментов упомянутые события не представляют интереса, они бессмысленны, неприятны или хорошо известны. В отношении интровертов указанные данные, скорее всего, сильно занижены; 2. в психоанализе – взгляд внутрь, изучение своих мыслей и чувств. Отличается от самонаблюдения тем, что интроспекция используется для обозначения тревожной или нарциссической озабоченности собой, тогда как самонаблюдение подразумевает объективное исследование самого себя. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

— (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума (см. рассудок и разум), структурирующего сознание, и т. п. И. долгое время была главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека (см. интроспективная психология). Однако в начале ХХ века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии И. объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным. Тем не менее И. всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа (см. рефлексия) и т.п. приемах изучения внутренней духовной жизни человека, результатом чего являлись не только данные протоколов исследования, но и выдающиеся философские и литературные произведения, появление к-рых без внутреннего самоисследования, вчувствования и самоотождествления было бы невозможно. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

Ория Орикс Орест Опция Оптик Опт Онисия Оникс Онер Окрест Нтц Нтр Нто Нпо Нотис Носик Нос Нория Норит Нок Ниц Нитро Нит Никс Никосия Нии Неярко Нея Нети Нестор Нести Нер Нексит Ктор Кси Ксеня Ксения Крот Крон Крит Кристи Крис Криптон Криптия Крип Крио Крин Кретон Кретин Крести Крест Креп Крен Коцит Котяр Котерия Кот Костя Кострец Костия Костер Косец Кос Кортес Корт Корсет Корпия Корп Корнит Корнет Корн Корея Корец Копт Копия Копир Копиист Копие Копер Концерт Концепт Конец Кон Коир Кнр Кноп Кито Кит Кисея Кисет Кирин Киприот Кипр Кипер Киот Кино Кетон Керосин Керн Кепи Кения Кен Итр Истрия Истринец Истрин Истриец История Историк Истопник Исток Истец Истерия Истерик Ископ Искони Иск Ирония Ироник Ирон Ипс Иприт Ипокрит Ионит Иониец Ион Иня Инцест Интроспекция Интроекция Интер Инст Инспекция Инспектор Инскрипт Инсерт Иностр Орк Орн Орс Орск Инок Орт Осетин Инкреция Осетр Осетринк Инкор Осип Ост Инерция Икос Остер Ерик Енот Ерник Икс Иксия Иксор Икт Иния Инк Инко Инкрет Осетия. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

1) Орфографическая запись слова: интроспекция2) Ударение в слове: интросп`екция3) Деление слова на слоги (перенос слова): интроспекция4) Фонетическая т. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

лат. intro— внутрь, spectare — смотреть) — наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение. И. связана с развитием высшей формы психической деятельности — с осознаванием человеком окружающей действительности, выделением у него мира внутренних переживаний, формированием внутреннего плана действий. И. доступно лишь осознанное. Результаты ее могут быть выражены в форме высказываний людей о своих мыслях, чувствах. Идеалистическая психология считает И. единственным или осн. методом изучения психических явлений, дающим якобы возможность непосредственного проникновения в их сущность. Материалистическая психология считает, что данные И. по своему познавательному значению не выходят за границы непосредственно-чувственного познания и для изучения сущности этих данных необходимы строго объективные методы. Т. обр., для научной психологии И. выступает и как метод, и как один из объектов психологического исследования. . смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

Интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь) - метод психологического анализа - . Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта - , который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка - , разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую - , систематическую - и феноменологическое самонаблюдение - . смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

Словообразование. Происходит лат. intrо - внутри + skоreо - смотрю. Категория. Метод исследования психологических процессов. Специфика. Наблюдение собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р.Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж.Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир. Виды: - аналитическая интроспекция; - систематическая интроспекция; - феноменологическое самонаблюдение. . смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

от лат. introspecto - смотрю внутрь), метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение. . смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(от лат. introspecto - смотрю внутрь) — самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью (чувствами, переживаниями, мыслями). (. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(Introspection; Introspektion) — процесс рефлексии, концентрирующийся на личностных реакциях, стереотипах поведения и установках.Разница между интроспекцией и интроверсией заключается в том, что последняя относится к направлению, по которому естественным путем движется энергия, в то время как первая относится к самоанализу и самокритике. Ни интроверты, ни люди с хорошо развитой мыслительной функцией не обладают монополией на интроспекцию. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

introspection) Взгляд вовнутрь, изучение своих мыслей и чувств. Отличается от САМОНАБЛЮДЕНИЯ тем, что интроспекция используется для обозначения тревожной или нарциссической озабоченности собой (см. НАРЦИССИЗМ), тогда как самонаблюдение подразумевает объективное исследование самого себя. В соответствий с этим различием одной из целей психоаналитического лечения является уменьшение интроспекции и увеличение способности к самонаблюдению. . смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

корень - ИНТРО; корень - СПЕКЦ; окончание - ИЯ; Основа слова: ИНТРОСПЕКЦВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ИНТРО; ∩ - . смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ

-и, ж. психол. Непосредственное наблюдение состояний сознания лицом, переживающим их; самонаблюдение.[От лат. introspectare — смотреть внутрь]Синонимы. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ

сущ. жен. родалит., мед.самонаблюдение, изучение психических процессов на основании субъективного наблюдения над явлениями собственного сознанияінтрос. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

Ударение в слове: интросп`екцияУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: интросп`екция

ИНТРОСПЕКЦИЯ

Rzeczownik интроспекция f introspekcja f samoobserwacja f

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(от лат. introspectare — смотреть внутрь) — психол. метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, чувств, переживаний, мышления как деятельности разума и т. п. Интроспекция присутствует в исследованиях психологов в форме самонаблюдения. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(лат. introspecto смотреть внутрь)в психиатрии — метод изучения психопатологических явлений, основанный на самонаблюдении и последующем описании больны. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(от лат. introspec-tare - смотреть внутрь) - англ. introspection; нем. Introspektion. Метод исследования, основанный на самонаблюдении в процессе восприятия, мышления и т. п. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: самоанализ, самонаблюдение, самоуглубление. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(1 ж), Р., Д., Пр. интроспе/кцииСинонимы: самоанализ, самонаблюдение, самоуглубление

ИНТРОСПЕКЦИЯ

интроспекция (лат. introspecto смотреть внутрь) в психиатрии — метод изучения психопатологических явлений, основанный на самонаблюдении и последующем описании больным собственных переживаний, чувств, мыслей, действий и т. д.

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ж.(исследование собственного психического опыта) introspection- феноменалистическая интроспекция

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ интроспекции, ж. (от латин. introspicio - смотрю внутрь) (псих.). Самонаблюдение; метод изучения психической жизни человека посредством самонаблюдения, применяемый в эмпирической психологии.

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(лат. introspecto смотреть внутрь) в психиатрии метод изучения психопатологических явлений, основанный на самонаблюдении и последующем описании больным собственных переживаний, чувств, мыслей, действий и т. д. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от латинского introspecto - смотрю внутрь), самонаблюдение: наблюдение, объект которого - психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии.
. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

<engin.> internal inspectionСинонимы: самоанализ, самонаблюдение, самоуглубление

ИНТРОСПЕКЦИЯ

1. Вообще – процесс смотрения внутрь, исследования собственного психического опыта. 2. Отчет о таком внутреннем взгляде, в особенности о психическом содержании собственного сознания. См. интроспекционизм. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(introspection). Метод, широко применяемый на начальном этапе развития психологии, при котором испытуемый выполняет задания, а затем описывает явления, возникающие в сознании в процессе их выполнения. . смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

интроспе'кция, интроспе'кции, интроспе'кции, интроспе'кций, интроспе'кции, интроспе'кциям, интроспе'кцию, интроспе'кции, интроспе'кцией, интроспе'кциею, интроспе'кциями, интроспе'кции, интроспе'кциях. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

( лат. introspecto – смотреть внутрь). В психиатрии – изучение психопатологической картины методом самонаблюдения, анализа самим больным своих ощущений, переживаний, рассуждений и их описания. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(лат. introspecto – смотреть внутрь). В психиатрии – изучение психопатологической картины методом самонаблюдения, анализа самим больным своих ощущений, переживаний, рассуждений и их описания. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(от латинского introspecto - смотрю внутрь), самонаблюдение: наблюдение, объект которого - психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии. смотреть

ИНТРОСПЕКЦИЯ

(от лат. introspecto - смотрю внутрь), то же, что самонаблюдение. Синонимы: самоанализ, самонаблюдение, самоуглубление

ИНТРОСПЕКЦИЯ

- (от лат. introspec-tare - смотреть внутрь) - англ. introspection; нем. Introspektion. Метод исследования, основанный на самонаблюдении в процессе восприятия, мышления и т. п. смотреть

До конца 19-го века метод интроспекции (самонаблюдения, внутреннего наблюдения) был и главным, и единственным методом психологии.

Основные утверждения представителей интроспективной психологии:

- процессы сознания "закрыты" для внешнего наблюдения,

- но процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту,

- процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

Одним из главных идеологов метода интроспекции стал философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума.

На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства, результате получая впечатления о внешних вещах. Есть ещё особое внутреннее чувство: рефлексия.

Рефлексия - по Локку - "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность". Под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание. Рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта.

Дети заняты в основном познанием внешнего мира, поэтому рефлексии у них почти нет. Однако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания.

Локк считал возможным раздвоение психики на два уровня:

- процессы первого уровня (восприятие, мысли, желания и т. д.),

- процессы второго уровня (наблюдение, созерцание этих мыслей и образов восприятия).

По Локку, чтобы овладеть методом рефлексии, надо долго упражняться.

На Локка большое влияние оказали работы философов - сторонников сенсуалистического материализма (всё даётся нам только в ощущениях, эти ощущения надо анализировать в объективных категориях).

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться ассоциативное направление. Истоком этого учения тоже был сенсуалистический материализм. Известные представители ассоциативного направления: Д. Юм и Д. Гартли. Причину психических явлений они видели в вибрации, которая возникает в мозге и нервах. Нервная система - это система, подчинённая физическим законам. Продукты её деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от такого же во внешнем, физическом мире. Этот причинный ряд охватывает поведение всего организма - и восприятие вибраций во внешней среде, и вибрации нервов и мозгового вещества, и вибрации мышц. В качестве основополагающего принципа вводится ассоциация, под которой понимается некое притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. Все сложные образования сознания, включая сознание своего "я", а также объекты

внешнего мира, являются лишь "пучками представлений", объединённых между собой внешними связями - ассоциациями.

Юм скептически относился к рефлексии Локка. Он писал, что когда мы вглядываемся в себя, то никаких впечатлений ни о субстанции, ни о причинности, ни о других понятиях, будто бы выводимых, как писал Локк, из рефлексии, не получаем. Единственное, что мы замечаем, это комплексы перцепций, сменяющих друг друга. Поэтому единственным способом, с помощью которого можно получить информацию о психическом, является опыт, то есть впечатления (ощущения, эмоции и т. д.) и "идеи", которые суть копии впечатлений. Труды Юма предопределили возникновение первых экспериментальных методов психологии.

К середине XIX в. ассоциативная психология стала господствующим направлением. В рамках неё в конце XIX в. стал весьма широко использоваться метод интроспекции. Увлечение интроспекцией было повальным, проводились грандиозные эксперименты по проверке метода интроспекции. Ширилось и крепло убеждение в том, что интроспекция как метод психологии имеет целый ряд преимуществ перед объективными методами. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. Считалось, что интроспекция, в отличие от наших органов чувств, которые искажают информацию, получаемую при изучении внешних объектов, поставляет психологические факты в чистом виде.

Увлечение интроспекцией привело к кризису в психологии. Оказалось, что далеко не всё, происходящее в психике человека рефлексируется его сознанием. Поэтому нельзя сознание отождествлять с психикой. Более того, оказалось, что есть подсознательное, которое в каких-то вопросах противостоит сознанию.

Интроспективная психология дала психологии в целом весьма много. Она породила ряд теорий, описывающих психическое под разными углами зрения:

- теория элементов сознания (В. Вундт, Э. Титченер),

- психология актов сознания, (Ф. Брентано),

- теория потока сознания (У. Джемс),

- теория феноменальных полей,

- описательная психология (В. Дильтей).

Интроспективная психология прямо и косвенно повлияла на появление и развитие многих других перспективных направлений в психологии. В чём-то, например, интроспективная психология повлияла на бихевиоризм.

В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундт в Лейпциге создал первую экспериментальную психологическую лабораторию.

В современной психологии сплошь и рядом существуют методы, использующие данные самонаблюдения. Однако, если в классической интроспективной психологии наблюдение происходило в основном за собственными мыслями, суждениями, работой ума, то сейчас объект и предмет интроспекции в целом шире, однако в каждом конкретном эксперименте реализуются серьёзные ограничения, направленные на повышение объективности, научности результата. Сегодня речь идёт, как говорят, об отдельных "фактах сознания".

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.

Что такое интроспекция

Метод интроспекции в психологии используется для наблюдения за собственными психическими процессами и осуществляется без помощи каких-либо инструментов или средств, только через собственное сознание.

Интроспекция в психологии — это точное знание и изучение собственных мыслей, чувств, переживаний, деятельности ума, образов, установок и так далее. Метод интроспекции в психологии был основан Дж. Локком.

Интроспекция — это субъективный анализ, при котором человек не стремится к самоосуждению, что отличает этот метод от раскаяния.

Интроспекция в философии — это метод самонаблюдения, на котором основывается ретроспективная философия с целью достижения рефлексивного освобождения сознания и иерархии чувств в структуре личности. Слишком глубокий самоанализ или склонность к углубленному самоанализу может способствовать подозрительному отношению к другим личностям и окружающему миру. Дуалистическая философия отделяет материальную природу от духовной (сознания), поэтому интроспекция в философии является основой психологической методологии. Она имела большое значение для многих философов: Дж. Локка, Дж. Беркли, Т. Гоббса, Д. Юма, Дж. Милля и других. Все они считали, что сознание — это результат внутреннего опыта, и что наличие чувств и переживаний является свидетельством знания.

Интроспекция в психологии

Ранее этот метод считался не только основным, но и единственным. Эта вера основывалась на двух неоспоримых фактах: фундаментальном свойстве сознательных процессов быть непосредственно представляемыми субъекту; и закрытости этих же процессов для внешнего наблюдателя.

Интроспекция в психологии — это метод самонаблюдения, анализа, изучения психических процессов посредством индивидуального наблюдения за функционированием собственной психики. Интроспекция как метод имеет некоторые особенности. Его может проводить только один человек на себе, чтобы узнать, что чувствует другой человек, нужно представить себя на месте этого человека, увидеть себя в тех же условиях и наблюдать за своим состоянием, своими реакциями и делать выводы о чувствах, мыслях и ощущениях другого человека. Поскольку самонаблюдение — это особый вид деятельности, оно требует длительной практики в нем.

Этот метод имеет много преимуществ и когда-то был высоко оценен. Считалось, что сознание прямо указывает на причинность в психических явлениях, и поэтому положение психологии считалось более легким, в отличие от других наук, которым еще предстоит обнаружить причинно-следственные связи. Интроспекция представляет психологические факты такими, какие они есть, и в этом психология также сильно отличается от других наук.

Использование интроспекции было подкреплено оценкой ее особых достоинств. Психология в конце девятнадцатого века провела большой эксперимент, чтобы проверить возможности самонаблюдения. Во многих случаях это были не факты сознания в жизненных обстоятельствах, что не менее интересно, а лабораторные эксперименты, которые проводились в строго контролируемых обстоятельствах и условиях.

Основные предположения психологии также начали подвергаться сомнению. Выявлялись такие содержания сознания, такие элементы, которые не могли быть разложены на какие-то смыслы, или оказывались суммой этих элементов. Систематическое применение метода интроспекции также выявило экстрасенсорные элементы сознания, и стали обнаруживаться бессознательные причины отдельных феноменов сознания.

Стало казаться, что в психологии, обладающей столь уникальным методом интроспекции, нарастает кризис. Причина в том, что аргументы в пользу метода интроспекции только на первый взгляд казались вескими. А возможность раздвоения сознания оказывается бредом, поскольку пристальное наблюдение за процессом собственной деятельности только мешает или даже разрушает его. Отражение имеет такой же разрушительный эффект. Одновременное выполнение двух различных видов деятельности возможно в двух случаях: при быстром переходе от одного вида деятельности к другому или когда один из видов деятельности является относительно простым или автоматическим. Из убеждения, что интроспекция также является второй деятельностью, следует, что ее возможности весьма ограничены.

Попытка этого метода выявить причинно-следственные связи в сознании ограничивается единичными примерами произвольных действий среди массы необъяснимых фактов (мыслей, чувств) сознания. Это приводит к выводу, что если бы причины психических процессов можно было непосредственно наблюдать, никто бы не занимался психологией. Это было бы совершенно излишне. Утверждение, что метод самонаблюдения демонстрирует знание фактов сознания без примесей, такими, какие они есть на самом деле, может оказаться совершенно неверным в свете данных о внедрении интроспекции в исследовательский процесс. Создавая по памяти даже моментальный отчет о совсем недавнем опыте, исследователь неизбежно искажает его, поскольку направляет свое внимание только на определенные его аспекты. Особенно искажающим является внимание наблюдателя, который точно знает, что он ищет. Человек обычно ориентируется на несколько фактов, так что другие аспекты явления, которые также могут иметь большую ценность, остаются вне фокуса внимания.

Таким образом, практика и глубокое обсуждение метода интроспекции выявили ряд его фундаментальных недостатков. Недостатки оказались настолько существенными, что ученые поставили под сомнение весь метод и даже вместе с ним предмет психологии, который в то время был неотделим от метода интроспекции.

Женщина закрывает руками тело на фоне белой стены

Интроспекция в философии

В философии интроспекция является основой психологической методологии ретроспективной ветви этой науки. Суть метода интроспекции по Августину заключается в освобождении разума и систематизации чувств индивида, с чем согласились его ученики. Фиксация на собственных эмоциях может мешать нормальным межличностным отношениям.

История развития метода

Разобравшись, что означает термин интроспекция, необходимо сказать, кто является автором метода интроспекции.

Интроспекция как метод научного исследования обязана своим появлением Р. Декарту и Дж. Локку. Эти философы рассматривали интроспекцию как особый вид познания. Синонимичный подход можно найти у Ф. Брентано, который в своей экспериментальной деятельности использовал метод внутреннего наблюдения.

Продолжателями идей создателей интроспекции были В. Вундт, Э. Титченер и вся Вюрцбургская школа психологии. Вундт объединил самонаблюдение с лабораторным экспериментом и различными способами его проведения.

Позже в гештальтпсихологии этот тип исследования своего внутреннего мира принял форму феноменологического самонаблюдения.

В 19 веке интроспекция использовалась как термин для описания субъективных переживаний участников психологических исследований. Это означало, что исследователи делали выводы об определенных психологических явлениях и феноменах не на основе собственного интроспективного опыта, а на основе самонаблюдательных отчетов испытуемых.

Метод самонаблюдения подвергся серьезной критике со стороны бихевиористов, которые утверждали, что только наблюдаемые поведенческие реакции индивидов могут служить доказательством психологических проявлений. Сторонников самонаблюдения критиковали за недостаточную объективность их метода.

В результате первоначальная концепция была несколько изменена: теперь от участника эксперимента требовалось только ответить на вопрос и сообщить об изменениях, нажав специальную кнопку. Это изменение позволило отойти от субъективности в самонаблюдении.

Более поздние школы объективной и когнитивной психологии выступали против самонаблюдения из-за низкой объективности этого метода. Специалисты в этих областях утверждали, что получить достоверную информацию о человеке можно с помощью специально организованного внешнего наблюдения.

В начале 20-го века самонаблюдение считалось ненаучным, идеалистическим методом, главной проблемой которого было отсутствие объективности. Но в то же время она использовалась в изучении внутреннего мира и духовных установок личности, ей следовали в рефлексивных моментах психологических и педагогических экспериментов.

Можно с уверенностью сказать, что такой метод, как интроспекция, используется и в современной психологии. Например, в методической литературе можно найти упоминания о практическом применении техники самонаблюдения в гуманистической и трансперсональной психологии для отслеживания изменения хода своих мыслей и формирования моральных установок индивида.

Интроспекция на практике

Метод интроспекции и самонаблюдения позволил раскрыть содержание таких элементов сознания, которые невозможно разложить на чувства. Более того, были обнаружены бессознательные причины некоторых закономерностей.

Однако результаты самонаблюдения за тем или иным психическим процессом были противоречивыми не только у разных индивидов, но и у одного и того же испытуемого. Таким образом, метод интроспекции породил серьезную проблему объективности самонаблюдения в психологии, подрывая предмет, основные понятия и положения этой науки.

Ученые пришли к выводу, что возможности такого наблюдения ограничены. Со временем этот метод трансформировался в ретроспекцию.

Кроме того, психология находится в особом положении еще ипотому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

В житейской психологии мы вынуждены ограничиватьсянаблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляетсяэксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследовательне ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующееего явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности,которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментальногометода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории)психология оформилась в самостоятельную науку

Метод интроспекции и проблема самонаблюдения

В основе этого убеждения лежали следующие два бесспорныхобстоятельства.

Методы измененного состояния сознания

. стимуляции собственной творческой активности. Слуховые галлюцинации, возникающие в измененном состоянии сознания, превращал в музыку для собственных текстов песен. «Музыка из этого . 4. Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий архетипические переживания, паранормальные явления, глубокие мистические прозрения. Таким образом, открываются обширные перспективы использования ИСС. .

Я хочу подчеркнуть, казалось бы, кристальную ясность истрогость выводов психологии того времени относительно ее метода. Всерассуждение заключено в немногих коротких предложениях: предмет психологии –факты сознания; последние непосредственно открыты мне – и никому больше;следовательно, изучать их можно методом интроспекции – и никак иначе.

Однако простота и очевидность каждого из этихутверждений, как и всего вывода в целом, только кажущиеся. В действительности вних заключена одна из самых сложных и запутанных проблем психологии – проблемасамонаблюдения.

Нам и предстоит разобраться в этой проблеме.

Мне хотелось бы, чтобы на примере рассмотрения этойпроблемы вы увидели, как много значат в науке критичность и одновременногибкость подхода. Так, на первый взгляд очевидный тезис начинает расшатыватьсяот того, – что к нему подходят с других точек зрения и находят незамеченныеранее оттенки, неточности и т. п.

Давайте же займемся более внимательно вопросом о том, чтотакое интроспекция, как она понималась и применялась в качестве методапсихологии на рубеже ХIХ – ХХ вв.

Идейным отцом метода интроспекции считается английскийфилософ Дж. Локк (1632 – 1704), хотя его основания содержались также вдекартовском тезисе о непосредственном постижении мыслей.

Дж. Локк замечает, что рефлексия предполагает особоенаправление внимания на деятельность собственной души, а также достаточнуюзрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познаниемвнешнего мира. Она может не развиться и у взрослого, если он не проявитсклонности к размышлению над самим собой и не направит на свои внутренниепроцессы специального внимания.

Итак, у Локка содержится, по крайней мере, два важныхутверждения.

Эмпирическая психология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм

. деятельности. Глава III . Эмпирическая психология сознания 3.1 Эмпирическая психология и ее основные направления Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка . являющемуся методом научного исследования в естествознании, что в психологии возможно только внутреннее наблюдение, или интроспекция, в процессе которой человек может наблюдать только .

Эти оба тезиса, а именно, возможность раздвоения сознанияи необходимость организации специальной деятельности для постижения внутреннегоопыта, были приняты на вооружение психологией сознания. Были сделаны следующиенаучно-практические выводы:

1) психолог может проводить психологические исследованиятолько над самим собой. Если он хочет знать, что происходит с другим, то долженпоставить себя в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии заключить осодержании сознания другого человека;

2) поскольку интроспекция не происходит сама собой, атребует особой деятельности, то в ней надо упражняться, и упражняться долго.

В экспериментальных отчетах конца прошлого и началанашего века также можно обнаружить раздел с характеристикой испытуемых. Но онвыглядит совсем необычно. Например, читаешь, что одним испытуемым был профессорпсихологии с десятилетним интроспекционистским стажем; другой испытуемый был,правда, не профессор, а всего лишь ассистент-психолог, но также опытныйинтроспекционист, так как прошел 6-месячные курсы интроспекции, и т. п.

Психологи того времени отмечали важные дополнительныепреимущества метода интроспекции.

Во-первых, считалось, что в сознании непосредственноотражается причинная связь психических явлений. Например, если я захотелаподнять руку и подняла ее, то причина действия мне непосредственно известна:она присутствует в сознании в форме решения поднять руку. В более сложномслучае, если человек вызывает во мне сострадание и я стремлюсь ему всяческипомочь, для меня очевидно, что мои действия имеют своей причиной чувствосострадания. Я не только переживаю это чувство, но знаю его связь с моимидействиями.

Отсюда положение психологии считалось намного легче, чемположение других наук, которые должны еще доискиваться до причинных связей.

В отличие от этого для психолога данные ощущения естьименно та действительность, которая его интересует. Любое чувство, котороеиспытывает человек независимо от его объективной обоснованности или причины, естьистинный психологический факт. Между содержаниями сознания и внутренним взоромнет искажающей призмы!

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

. общепрофессиональных дисциплин, определяющей будущую профессиональную деятельность психологов. Общая психология предназначена для овладения обучающимися системой . Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия сознания и деятельности. Науки о человеке и человечестве. . 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ. Методологические основы .

Итак, применение метода интроспекции подкреплялось ещесоображениями об особых преимуществах этого метода.

В психологии конца ХIХ в. начался грандиозный экспериментпо проверке возможностей метода интроспекции. Научные журналы того времени былинаполнены статьями с интроспективными отчетами; в них психологи и с большимиподробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которыепоявлялись у них при предъявлении определенных раздражителей, при постановкетех или иных задач.

Эксперименты наиболее строгих интроспекционистов (Э.Титченера и его учеников) осложнялись еще двумя дополнительными требованиями.

Во-первых, интроспекция должна была направляться навыделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств.(Дело в том, что метод интроспекции с самого начала соединился с атомистическимподходом в психологии, т. е. убеждением, что исследовать – значит разлагатьсложные процессы на простейшие элементы.)

По мере расширения этого рода исследований сталиобнаруживаться крупные проблемы и трудности.

Другим неприятным следствием были накапливающиесяпротиворечия в результатах. Результаты не совпадали не только у различныхавторов, но даже иногда у одного и того же автора при работе с разнымииспытуемыми.

Предмет психологии, ее задачи и методы

. nbsp; Схема взаимодействия психических процессов, состояний и свойств личности человека. Клиническая психология как отрасль психологической . психологии, основные формы психологических явлений Ø Клиническая психология как отрасль психологической науки Ø Основные методы исследования в психологии . сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, .

Наконец, стали выявляться неосознаваемые причинынекоторых явлений сознания (о них подробнее ниже).

Таким образом, вместо торжества науки, обладающей такимуникальным методом, в психологии стала назревать ситуация кризиса.

В чем же было дело? Дело было в том, что доводы,выдвигаемые в защиту метода интроспекции, не были строго проверены. Это былиутверждения, которые казались верными лишь на первый взгляд.

В самом деле, начну с утверждения о возможностираздвоения сознания. Казалось бы, мы действительно можем что-то делать иодновременно следить за собой. Например, писать – и следить за почерком, читатьвслух – и следить за выразительностью чтения. Казалось бы, так – и в то жевремя не так или, по крайней мере, не совсем так!

Разве не менее известно, что наблюдение за ходомсобственной деятельности мешает этой деятельности, а то и вовсе ее разрушает?Следя за почерком, мы можем потерять мысль; стараясь читать с выражением –перестать понимать текст.

Остановимся на следующем утверждении – якобы возможностис помощью интроспекции выявлять причинно-следственные связи в сфере сознания.

Пожалуй, примерами отдельных, так называемыхпроизвольных, действий справедливость этого тезиса и ограничивается. Зато, скаким количеством необъяснимых фактов собственного сознания мы встречаемсяповседневно! Неожиданно всплывшее воспоминание или изменившееся настроениечасто заставляют нас проводить настоящую исследовательскую работу по отысканиюих причин. Или возьмем процесс мышления: разве мы всегда знаем, какими путямипришла нам в голову та или иная мысль? История научных открытий и техническихизобретений изобилует описаниями внезапных озарений!

Проблема сознания в психологии

. метода интроспекции. Этот метод был признан не только главным, но и единственным методом психологии. В основе этого убеждения лежали следующие бесспорных обстоятельства: фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно . к другой. Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо если мы пытаемся их остановить, то исчезает само движение, а .

И вообще, если бы человек мог непосредственно усматриватьпричины психических процессов, то психология была бы совсем не нужна! Итак,тезис о непосредственной открытости причин на проверку оказывается неверен.

Наконец, рассмотрим мнение о том, что интроспекцияпоставляет сведения о фактах сознания в неискаженном виде. Что это не так,видно уже из сделанного выше замечания о вмешательстве интроспекции висследуемый процесс. Даже когда человек дает отчет по памяти о только чтопережитом опыте, он и тогда неизбежно его искажает, ибо направляет вниманиетолько на определенные его стороны или моменты.

Итак, практика использования и углубленное обсуждениеметода интроспекции обнаружили ряд фундаментальных его недостатков. Они былинастолько существенны, что поставили под сомнение метод в целом, а с ним ипредмет психологии – тот предмет, с которым метод интроспекции был неразрывносвязан и естественным следствием постулирования которого он являлся.

Во втором десятилетии нашего века, т. е. спустя немногимболее 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла революция:смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека иживотных.

Возьмем для иллюстрации современные исследованиявосприятия человека. Чем они в принципе отличаются от экспериментовинтроспекционистов?

И в наши дни, когда хотят исследовать процесс восприятия,например, зрительного восприятия человека, то берут испытуемого и предъявляютему зрительный объект (изображение, предмет, картину), а затем спрашивают, чтуон увидел. До сих пор как будто бы то же самое. Однако есть существенныеотличия.

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических .

. Оборот понятие рифлекса, открыл новую пс. Сущность о сознании человека. Лейбниц- ввел понятие о бессознательной психологии. 3 этап- выделение пс. В самостоятельную науку 2 . широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез. С другой .

В современных исследованиях происходит все наоборот.Главная нагрузка ложится на экспериментатора, который должен проявить изобретательность.Он организует подбор специальных объектов или специальных условий ихпредъявлений; использует специальные устройства, подбирает специальныхиспытуемых и т. п. От испытуемого же требуется обычный ответ в обычныхтерминах.

Итак, еще раз четко разделим две позиции по отношению кинтроспекции – ту, которую занимала психология сознания, и нашу, современную.

Первую мы озаглавим как метод интроспекции. Вторую – какиспользование данных самонаблюдения.

Каждую из этих позиций можно охарактеризовать, по крайнеймере, по двум следующим пунктам: во-первых; по тому, что и как наблюдается;во-вторых, по тому, как полученные данные используются в научных целях.

Таким образом, получаем следующую простую таблицу.

Использование данных самонаблюдения

Что и как наблюдается

Рефлексия, или наблюдение (как вторая деятельность) за деятельностью своего ума

Как используется в научных целях

Основной способ получения научных знаний

Итак, позиция интроспекционистов, которая представленапервым вертикальным столбцом, предполагает раздвоение сознания на основнуюдеятельность и деятельность самонаблюдения, а также непосредственное получениес помощью последней знаний о законах душевной жизни.

Проблема сознания в психологии 2

. пробел в изучении сферы сознания и бессознательного. Проблема исследования. Формирование сознания в психологии. Объект исследования. Сознание. Предмет исследования. Особенности сознания. Цель исследования. Теоретически обосновать . идеалистических позиций. На пути их практического применения также возникло немало сложных вопросов. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания .

После этого итога я хочу остановиться на некоторыхтрудных вопросах. Они могут возникнуть или уже возникли у вас при придирчивомрассмотрении обеих позиций.

Примерно то же происходит и при попытках интроспекции какспециального наблюдения. Надо сказать, что сами интроспекционисты многократноотмечали ненадежность тех фактов, которые получались с помощью их метода. Язачитаю вам слова одного психолога, написанные в 1902 г. по этому поводу:

Итак, возможность раздвоения сознания, или интроспекция,существует. Но психология не собирается основываться на неопределенных фактах,которые она поставляет. Мы можем располагать гораздо более надежными данными,которые получаем в результате непосредственного опыта. Это ответ на первыйвопрос.

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

. а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное 4.Развитие представлений о предмете психологии. Предмет и методы психологии сознания. Метод интроспекции: сущность, варианты, ограничения. Психология – наука о сознании. 17 в – новое время (Бэкон, Декарт, Лейбниц, .

Второй вопрос. Он может у вас возникнуть особенно и связис примерами, которые приводились выше, примерами из исследований восприятия.

В этой области экспериментальной психологии широкоиспользуются отчеты испытуемых о том, что они видят, слышат и т. п. Не есть лиэто отчеты об интроспекции? Именно этот вопрос разбирает известный советскийпсихолог Б. М. Теплов в своей работе, посвященной объективному методу впсихологии.

Отличие, на мой взгляд, двоякое. Во-первых, процессыпознания и оценки себя гораздо более сложны и продолжительны, чем обычный актинтроспекции. В них входят, конечно, данные самонаблюдения, но только какпервичный материал, который накапливается и подвергается обработке: сравнению,обобщению и т. п.

Например, вы можете оценить себя как человека излишнеэмоционального, и основанием будут, конечно, испытываемые вами слишкоминтенсивные переживания (данные самонаблюдения).

Но для заключения о такомсвоем свойстве нужно набрать достаточное количество случаев, убедиться в ихтипичности, увидеть более спокойный способ реагирования других людей и т. п.

Во-вторых, сведения о себе мы получаем не только (а частои не столько) из самонаблюдения, но и из внешних источников. Ими являютсяобъективные результаты наших действий, отношения к нам других людей и т. п.

Теперь, я надеюсь, вы сможете разобраться в целом рядеразличных терминов, которые будут встречаться в психологической литературе.

Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознанияс помощью рефлексивного наблюдения. Иногда он называется субъективным методом.Его разновидностям и являются метод аналитической интроспекции и методсистематической интроспекции.

В заключение надо сказать, что психология – очень молодаянаука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутогоподростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества,чтобы они стали предметом научной рефлексии.

Официальное оформление научная психология получиланемногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г. в этом году немецкий психологВ. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух большихобластей знания: естественных наук и философии; психология возникла напересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологиюестественной наукой или гуманитарной.

Научная психология в целом – это попытка осознать,регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянноразвивающий опыт психической жизни современного человека.

Примеры похожих учебных работ

Методы управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях

. неправовые методы используются в деятельности в экстремальных . налоговой политики; налоговое стимулирование, например, в целях увеличения доли . направленная на формирование гражданского сознания и законопослушности, «Заплати налоги .

Роль математико-статистических методов в деятельности практического психолога

. помощью более сложных методов математической статистики (например, дисперсионный анализ). 3. . важное место в профессиональной деятельности практического психолога, имеет свои . человеку. Понятие нормы в психологии многозначно.Норма понимается как .

1. Формы и методы лоббистской деятельности

. принимающих непосредственное участие во властной деятельности, например, таких как влиятельные общественно-политические движения . Давление, как форма лоббистской деятельности, осуществляется следующими методами: гражданская активность, когда .

Психология ФЕПО -14 2011-12

. 1927) - ввел метод завершений. Предложил социальную психологию назвать коллективной . деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание .

Кейс №40 Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. Стратегии .

Реферат по психологии. Возрастные особенности формирования учебной деятельности

. При этом психология установила следующие закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности:[3] Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, учебной). .

Читайте также: