Почему так много требуется водителей такси

Обновлено: 19.05.2024

По словам собеседника, он стал водителем до достижения необходимого возраста и без требуемого стажа вождения.

Перед окончанием школы и поступлением в вуз Алексей получил водительские права и напополам с родителями купил бюджетный автомобиль. В летние каникулы он хотел заработать в такси, выполняя заказы на личном автомобиле.

Алексей нашёл таксопарк в своём городе, который дистанционно подключает водителей через WhatsApp. Таксопарк требовал фотографии автомобиля и владельца, а также водительского удостоверения и документов на машину.

​Таксопарк зарегистрировал Алексея как водителя такси и выдал первый заказ. Для работы он специально купил дешёвый телефон

По словам Алексея, ничего из этого не проводилось. Единственное, что требовал таксопарк от водителей, — это фотоотчёт состояния транспортного средства каждые десять дней.

Информация о дальнейшей карьере водителя, перевозившего Дарью, отсутствует. После аварии водитель может получить страхование до 2 миллионов рублей вне зависимости от степени вины, но есть исключения: например, если водитель пребывал в состоянии опьянения или нарушил ПДД.

Водитель сам решает, когда выйти на смену и сколько времени проработать. Часто водители используют весь рабочий день, что снижает уровень концентрации и реакции, а также может привести к опасным ситуациям на дороге. После восьмичасовой смены приложение запрещает водителю выполнять рейсы и даёт двухчасовой перерыв, после которого можно продолжить работу.

В 2019 года компания представила прототип электронного путевого листа (ЭПЛ). По плану, он объединит в единой базе всю информацию о прохождении проверок. Перед сменой водитель должен отметиться в листе, что он прошёл технический и медицинский осмотр — без них он не сможет выехать на линию.

Когда клиенты заказывали машину Алексея, в информации о машине, которая будет их везти, они видели другое имя водителя. Он рассказал, что пассажиры не обращали внимание на его возраст и моложавую внешность, хотя некоторые интересовались его стажем. Ни один случай не привёл к разбирательствам.

Остановка Алексея сотрудниками полиции опасна тем, что пассажир может проговориться, что едет в такси. В таком случае сотрудник может зарегистрировать, что за рулём находится водитель без разрешения на перевозку. За это предусмотрен штраф — пять тысяч рублей.

Он составляет примерно 25 тысяч рублей при восьмичасовой смене. В среднем за день он расходовал десять литров бензина (400 рублей), мойка машины раз в неделю обходилась в 200 рублей.

В этом случае можно в реальном времени и автоматически проверять актуальность информации о водителе и его правах, когда он, например, регистрируется в таксопарке или открывает свой аккаунт в онлайн-сервисе, чтобы принимать заказы. Более того, доступ к машиночитаемым базам данных позволит проводить такие проверки в любом количестве и с любой частотой, не отвлекая водителей и вообще без участия людей. Это реально позволит оперативно ограничивать доступ к заказам тем водителям, у которых есть проблемы с документами. То же самое касается разрешений на перевозку и вообще любых параметров, которые нужно контролировать.

На последнем этапе теста, как утверждают в компании, служба безопасности изучает досье водителя — наличие судимости и нарушений ПДД. После осмотра технического состояния автомобиля водитель подключается к базе. Агрегатор взимает большую комиссию с автовладельца, отказавшегося от официального логотипа компании на машине.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

знаешь что самое смешное?

Не использовать блокировщик рекламы?

считаю пользователей блокировщиков пиратами и не собираюсь за ними повторять
за ютуб плачу, а на сайты аля рбк просто не захожу

Про платный ютуб согласен, но сайты с баннерной рекламой или всплывающими окнами, как тот же РБК, должны умереть.

Да и в конечном счёте, я же не тырю у них контент. Я скрываю на странице блоки, вызывающие у меня рак мозга — мой браузер, как хочу, так и стилизую показываемые мне страницы.

можете оправдывать своё воровство как хотите) это лишь вопрос риторики. а судя по количеству минусов — таких вот любителей риторики тут очень много
не нравятся баннеры — не заходи на сайт

Давай чисто юридически растолкую.

Когда я захожу на сайт впервые, мне сразу суют рекламу, трекеры, кликеры и другие отслеживающие механизмы, на которые я не соглашался. Нужно хоть какое-то время, чтоб прочитать политику конфиденциальности, которая часто вообще очень размытая.

А вот пример реального вреда: допустим, у тебя дома тяжело больной человек, не смертельно, но паникёр. Представь, что ты просто чтоб добыть информацию нужную к далёкому времени читал о ритуальных услугах, онкологиях итд. Благодаря замечательным рекламным механизмам всё это всплывёт у него, когда он зайдёт с того же айпи.

Да, сайты существуют на рекламные деньги, я не противник рекламы как таковой, я противник того, как используют мои персональные данные. Поэтому есть смысл использовать автоматические механизмы блокировки. Ты же, кстати, не знаешь: а может реклама вовсе вирусы содержит, а это уже даже по закону ущерб компьютерным системам и уголовная статья.

1 — я говорил сугубо про блокировку баннеров. против анонимайзеров я ничего не имею, сугубо за. сайты не имеют никакого права собирать твои данные без разрешения
2 — напоминаю что речь шла о вконтакте и рбк. хорошо ты на вирусы тему передёрнул
3 — про родственника аргумент уровня яровой

3. Так это не аргумент, а пример, как автоматические системы обрабатывают информацию и как передают её друг другу неконтролируемо. Можно это ретранслировать и на пример, как житель Саудовской Аравии тайно интересуется Библией, а потом ему за это по головушке прилетает итд итп.

можете оправдывать своё воровство как хотите

Так у кого и где я что-то своровал, прости?
Если я пирачу фильм, то риторика воровства понятна — я смотрю фильм, который не покупал. Если я скрываю баннеры на сайте — что я не покупаю, клик по баннерам?

просто в данном случае "платой" за контент является попадание в поле твоей видимости рекламных баннеров. если ты сам не видишь в этом воровства — не вижу даже смысла пытаться тебя переубеждать

Ну тогда и анонимайзер в браузере — это тоже воровство, личных данных у сайтовладельца. Лол.

ну тут ты уже передёргиваешь
но влезать в твой самообман не вижу смысла

Самообман это когда вы считаете копирование цифр воровством!

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Так я и не зашёл на баннеры хехех

Уволился что бы как будто не было конфликта интересов?!

Когда перестал быть главредом.

И занялся любимым делом

После того как уволился по собственному желанию из TJ

Да там половина через левые аккаунты работает, можно устроиться и катать хоть вообще без прав, шанс , что тебя спалит яндекс 0%

Единственное что было от Яндекса, это звонок "вам ничего не надо?". В тот момент она была слегка в аффекте еще и в больнице, сказала нет.

Больше яндекс не звонил ;)

так хуле она не пристёгивалась?

Не ко мне вопрос)

ой, простите) передайте вопрос подруге, пожалуйста))

Как бы от рассы класс не зависит, ты фашист

Комментарий удален по просьбе пользователя

А проблема притеснения и дискриминации геев на мирозданческом, антропогенетическом уровне, какие могут быть вопросы к простым гомофобам.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Нет, государство может быть лишь группой гомофобов, к ним нет вопросов, ибо этот вопрос на уровне генезиса гомо сапиенса сапиенса как такового

Комментарий удален по просьбе пользователя

Не может, как не может искоренить ксенофобию и все вытекающее из неё, например. Ибо это уровень генов и всяких механизмов человеческой психики

Комментарий удален по просьбе пользователя

Там решают только внешние проявления данной проблемы. Ксенофобия и гомофобия в головах у людей остаётся, даже при условии осознанной попытки ее подавить в своём сознании.

Никто не заставляет людей быть гомофобами и законы лишь следствие того, что творится в головах у людей.

Если проще, люди борятся со своей фиговой ксенофобной гомофобной натурой, тк их разум им говорит, что сейчас нерационально быть ксенофобом в современном мире с его достижениями

Можно делать соответствие лица на фото прав и фотопроверку с камеры смартфона каждый день в произвольный момент между заказами. И поставить допустимый процент соответствия.

Так вот кто спонсирует лигу авторов

Никит, моргни один раз, если тебя заставляют это всё.

Лихачев ушел и сразу прыжки на Яндекс

Сегодня такой поц на комфорте угрожал за то, что у меня яндекс плюс и поездка была на 70р дешевле

а как он вообще узнал про это?

Типа эту скидку, которую предоставляет яндекс за подписку, вычитают у водителей. Мб их предупреждают об этом. Не в первый раз такой рэп

Херню они несут. Есть цена для водителя, и цена для пассажира, они никак не взаимосвязаны. Цена для водителя фиксирована вне зависимости от скидок, промокодов и фазы Луны.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Про то, что вычитают из оплаты водителя сами извозчики заявляли

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ну на таких типов я ещё не натыкался, которые просят зарядить неустойку

Один персонаж был, спрашивал по приезде, мол, у тебя че, промокод какой-то или как?

Звучит неправдоподобно. Это со слов таксистов, или яндекс подтверждал?

Таксисты не первый раз агрятся на эту фигню с подпиской

Яндекс конечно молодец))))

я работал в яндекс и сити. комиссия в Я - 24% минимум. а в Сити 20%. О каких 15% пишет автор? кыргызы отдают с учетом всех комиссий(агрегатор, таксопарк, за вывод безнала) от 30% заработка.плюс аренда машины 1500 руб при графике 6\1. Плюс штрафы с камер могут достигать просто бешеных цифр! каждое пересечение сплошной в дождь, ночью это 250 руб. В москве это просто рабство за рулём. такое же как и яндекс.еда. Это российский феномен работающего нищего.

Это в Москве так, в регионах иначе
Не знаешь как у других - не пизди)

Комментарий удален по просьбе пользователя

у него психологический возраст согласно тестам в "ВК" был 65 и его сразу взяли на старшего водителя, соответственно

десять литров бензина в сутки :) ?

Заголовок малость кликбейтный, конечно. По факту, на месте Я.Такси мог быть любой другой агрегатор, типа Gett или СитиМобил. За соблюдение законов водителем несут ответственность именно таксопарки — и водителя, и тачку, и документы должны были оформлять именно они.

Распознавание лиц тут не поможет — таксопарки модифицируют софт Яндекса. А поможет только тщательная проверка каждого таксопарка-партнёра — и избавление от ИП, это что вообще на нахуй, таксист в роли ИП?

Нужен комментарий амбассадора секса в яндекс такси

ответил. меня имели по полной

Хаха. Месть не перевозчики. ))) а почему тогда тариф назначает яндекс, если он по сути никто?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Водители могут не работать с яндексом, если их не устраивают назначаемые тарифы.

тачка - дэу нексия что ли? Кусочек приборной панели увидел

нужно больше комментариев

Я, конечно, ни на что не намекаю, но.

Комментарий удален по просьбе пользователя

До эпидемии коронавируса работа таксиста была востребована: заказов поступало много, за поездкой в аэропорт или на другой конец города водители охотились. Но сейчас всё изменилось: ни заказов, ни денег, ни поездок. Лайф пообщался с водителем сервиса "Яндекс.Такси" о выживании в кризис.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock

Станислав работает таксистом в Москве больше двух лет. До кризиса он зарабатывал 40–60 тысяч в месяц, работая по 12–15 часов в сутки и практически без выходных. Но с середины марта 2020 года ситуация изменилась: сначала снизилось количество заказов, затем исчезли поездки в аэропорты, которые составляли значительную долю заработка водителя, в итоге таксисты превратились в доставщиков на автомобилях.

— В марте таксистов обязали носить защитные маски и перчатки, обрабатывать салон автомобиля санитайзером. Таксопарк, в котором я арендую автомобиль, — официальный, аккредитованный таксопарк "Яндекса". В первую неделю пандемии мне выдали одну одноразовую медицинскую маску, пару перчаток и антисептик. Посоветовали возить маску с собой в бардачке и надевать, если гаишник остановит. Во все остальные дни и недели никакие средства защиты не выдавались, пришлось покупать за свой счёт, — рассказывает Станислав.

Под маской курьера. Сколько зарабатывает доставщик "Яндекс.Еды" и хватает ли ему на жизнь

В первую нерабочую неделю, когда большинство людей были переведены на режим самоизоляции, у таксистов пропали корпоративные заказы. В первых числах апреля общее число поездок снизилось, по словам Станислава, примерно на 80%.

Теперь про деньги

Фото © ТАСС / Гавриил Григоров

Фото © ТАСС / Гавриил Григоров

До кризиса аренда машины в таксопарке стоила от 1500 до 3000 рублей в сутки, зависит от класса авто. Hyndai Solaris можно было арендовать за 1800, Skoda Octavia относится к комфорт-классу, стоит 2300, а KIA Optima или Toyota Camry — класса "комфорт плюс" — около 3000 рублей. Чем дороже машина, тем больше возможностей у таксиста: на "солярисе" водителю не открываются заказы комфорт-класса и класса "комфорт плюс", доступны только эконом-сегмент или доставка. Но если заказов нет, то и отбить аренду машины водители не могут, поэтому сначала им предоставили скидку в 30%, а затем в 50%.

Выручка Станислава в марте. Скриншот © LIFE

Выручка Станислава в марте. Скриншот © LIFE

— Как правило, за первые пять часов работы ты ничего не зарабатываешь: отбиваешь аренду и бензин, потому что в таксопарке машины обычно стоят с пустым баком. Всё остальное время — это уже плюс-минус твой доход. Но тут тоже не всё так просто, — отмечает водитель.

Доставка. Главное по теме:

Под маской курьера. Сколько зарабатывает доставщик "Яндекс.Еды" и хватает ли ему на жизнь

7 мая 2020, 06:47

Доставка здоровья. Можно ли сейчас онлайн заказывать лекарства на дом?

28 апреля 2020, 04:30

Еда с последствиями. Как не отравиться, заказав еду с доставкой

21 апреля 2020, 10:30

В хороший, докризисный день Станислав — водитель с высоким рейтингом в сервисе "Яндекс.Такси" и с автомобилем из официального таксопарка — за 12 часов работы на "хёндай-солярисе" мог на своём виртуальном счету сервиса увидеть сумму в 7000 рублей. Но это не те деньги, которые получает таксист, — это выручка. Из неё 21% в среднем забирает себе агрегатор, то есть сам "Яндекс". За поездки на автомобилях комфорт-класса агрегатор берёт 23%, за "комфорт плюс" — 25%.

Выручка Станислава за одну смену в мае. Скриншот © LIFE

Выручка Станислава за одну смену в мае. Скриншот © LIFE

Получается, что прибыль водителя за 12 часов работы — 2000 рублей.

— Сейчас, когда заказов практически нет, о таком доходе даже говорить нечего. Вчера я отработал почти три часа, но за это время отбил только аренду, даже в плюс не вышел. Я редко выхожу на смены, но ежедневно арендую авто в таксопарке, чтобы работать курьером в других компаниях. Арендодатель не против, ведь все машины в лизинге, который ему нужно платить. Поэтому он готов сдавать мне автомобиль, чтобы этими деньгами платить по счетам, — добавляет Станислав.

Хотел временно подработать

После переезда в другой город с работой было тяжело. У меня был свой уже не новый, но неплохой автомобиль. Поэтому возникла мысль пойти в такси. Устроиться получилось очень легко — на оформление ушло меньше часа.

Никто не проверял ни техническое состояние машины, ни умения — стаж определили по дате получения водительского удостоверения. По душе пришелся свободный график, общение с пассажирами не напрягало, нравились ежедневные выплаты и чаевые — так я называю все: и деньги сверх стоимости поездки, и сдачу, которую не забрали.

Как было раньше

Немного поездив на своей машине и поработав через приложение, я понял, что это невыгодно: плохое состояние дорог в Туле убивало машину день за днем. Поэтому я перешел в таксопарк на штатное авто. Там был сменный график и свои диспетчеры. Схема простая: клиент звонил оператору, тот говорил в эфир адрес. Все подключенные таксисты начинали в ответ кричать по рации свои номера.

Чтобы тебя услышали, нужна была радиоустановка в автомобиле. Они были по 100, 200, 500 Вт. Последняя — самая мощная, но очень дорогая. Но за ней все равно охотились все уважающие себя таксисты. Вспоминаю это время с ностальгией. Но потом начались проблемы с выплатами, у руководства была задача оштрафовать водителя по любому поводу — в итоге я зарабатывал только 30–40 % от своей выручки.

Как теперь

Как строится работа

Если берешь заказы через приложение, то просто запускаешь его, когда готов выйти на линию, и все. Нам нужно проходить фотоконтроль каждые 10 дней — все ради безопасности пассажира. Но многие приводят в порядок свое авто с помощью фотошопа, а заодно меняют цифры и печати в удостоверениях. Так на работу попадают или непрофессионалы, или неадекватные водители.

Таксопарки с диспетчером никуда не исчезли, теперь они просто пользуются мобильными — звонит диспетчер, предлагает заказ, если тебе выгодно, то берешь. По второй схеме я работаю с межгородом — в случае если заказа обратно или туда нет, беру попутчиков по BlaBlaCar, чтобы отбить стоимость бензина. Не скажу, что это работа мечты, но мне она определенно нравится. Общение с людьми тоже дает свои плоды — нашел несколько деловых контактов по второй работе.

Такси для клиентов стало значительно дешевле

Заработок нестабильный

Бывает, что нужно ездить в аэропорт каждый день, а бывает и неделя простоя. По городу необходимо получить очень много заказов, чтобы вышли те же деньги, что за межгород. По городу выгодно выходить на линию, когда за поездку считается сумма с коэффициентом увеличения цены, который стабильно повышается в снегопад, мороз, сильный дождь и, конечно же, в час пик.

Мне часто приходится встречать и провожать иностранцев в аэропорты. Я стараюсь, чтобы они чувствовали себя комфортно, общаюсь с ними на ломаном английском и с онлайн-переводчиком. Иногда на новогодние праздники они оставляют чаевые в валюте, это очень поднимает настроение и мотивирует работать дальше.

Самые частые просьбы

Какие бывают пассажиры

Таксисты работают по 12–14 часов, и человеку за рулем нужно обязательно обладать стрессоустойчивостью, так как пассажиры бывают разные. Я заметил, что те, кто вызывает по телефону, часто выходят долго, они не могут найти мою машину, бывают сильно нетрезвые. Иногда огромных размеров люди садятся спереди и не могут там даже пристегнуть ремень, хотя на заднем сиденье могли бы устроиться легко. Одну мадам я возил 2,5 часа в пригород и обратно, и все это время она разговаривала по телефону! За ту поездку я понял, что главные проблемы в жизни — это волосы и ногти.

Пассажиры, которые заказывают через приложение, сильно отличаются: выходят быстро, что очень важно, особенно в пиковые нагрузки. Но и тут иногда бывают люди, для которых 100 рублей — это много, и они своим поведением показывают, что им все обязаны: долго идут, зная, что машина уже ждет, пытаются изменить маршрут, не увеличивая цену. Ругаться с такими смысла нет, стараюсь отменить такие поездки или высадить.

Все эти правила существуют для того, чтобы сервис в целом был удобен и безопасен для клиентов. В качестве пряника приложение нередко доплачивает водителю за заказы. Клиент платит одну сумму, а система начисляет бонус до приемлемой суммы за такую работу.

Вещи забывают в такси часто

Пару раз оставляли телефоны, я возвращал и не требовал за это денег, но люди сами давали. Однажды иногородние ребята думали, что забыли у меня макбук, и предлагали € 500, если верну. Но у меня его, к сожалению, не было. Они забыли его явно не у меня, хотя и не поверили — решили проверить с полицией по видеокамерам. Но в машину садились они уже без компьютера.

Безопасность

Раньше клиент вызывал такси с городского телефона или просто ловил машину у обочины, и мы о нем не знали ничего, кроме того, откуда и куда его везти. В автомобиль мог сесть кто угодно, и, случись что, человека найти было практически невозможно.

Теперь пассажиров мы не боимся. У нас масса информации о них: телефон, номер паспорта, к которому привязана SIM-карта, и даже ссылки на профили в социальных сетях. Понятно, что при желании и упорстве можно придумать, как обмануть систему, но нам стало спокойнее. А пассажирам тем более: они понимают, что вероятность совершения преступных действий против них исключена, все действия фиксируются.


Лихачи и Ваньки




Вот что пишет пассажирка из прошлого: «Извозчики в моем сознании явно разделились на две группы. Одну составляли как бы подлинные извозчики, а другую — извозчики поневоле, по житейской неустроенности.




Я в этом году менял зимнюю резину уже летом — снег удивлял до последнего. А он ведь опять скоро пойдет?

Любопытно посмотреть, какие требования предъявлялись в начале XX века к тем, кто хочет стать извозчиком. В первую очередь:

  • запрещено лузгать семечки, шуметь, сквернословить, петь и танцевать;
  • при езде запрещено производить неприличные жесты;
  • извозчик обязан иметь опрятный вид и соблюдать специально установленную форму одежды (на зимний и летний сезоны);
  • запрещено возить пьяных.


Может быть, в такси и должны быть самые быстрые и крутые тачки? Пассажиры ведь всегда спешат, и в то же время — требуют комфорта

Такси-маршрутка



Понятно, что это не производственный пылесос, не такой мощный. Но мы исправим эти нюансы качеством уборки.

Шахматист

Ключевой момент для вольного извозчика — как объяснить окружающим, что ты таксуешь. Агрегаторы берут на себя все проблемы коммуникаций с окружающей действительностью. Находят тебе клиента, показывают ему, где ты находишься. В случае опасности — известят о ней всех коллег, которые находятся сейчас на линии. Даже само наличие тревожной кнопки хорошо успокаивает.

Зашел на авторынок прицениться. А колпаков-то и нет!

— Так все давно таксуют через приложения, — удивились моим поискам несколько продавцов. — А кто сдает тачки в аренду, те брендируют их сами. И профессионально: все закупают оптом.

— Только два остались! — говорит продавщица. — Наверное, и не повезем больше. Кому они сейчас нужны?



Дедовские способы коммуникации все еще живы. Во время междугородных поездок оказался еще в одном городке. Из доски объявлений на центральной площади узнал, что в город только заходит Яшка (напомню, Яшка и Макс — так мы договорились называть агрегаторы). И как же рекламируют заход цифровой системы в сибирской глубинке? Правильно, бумажными объявлениями на столбах.



Встал на самом проходном пятаке. Народ идет мимо. Из магазина вышли несколько компаний — и молодежь, и семейные: ждут такси. Посмотрели на мою доску и на меня самого с недоумением. Как назло, всех забрали раскрашенные Солярисы и Шкода: чистые, новые, ярко играющие своей расклейкой на летнем солнце.


Арбузник

Загрузил у оптовика полную машину арбузов, встал вдоль трассы и торгуешь даже выгодней, чем на рынке. Ближайший конкурент находится не ближе, чем в километре. И в чем-то даже помогает — потенциальный покупатель его проскочит, но задумается об арбузе. А тут как раз стоит и следующая машина с полосатыми.


— Нет, даже не пытался. Это ведь все прошлый век. Хотя торговля арбузами похожа на этот принцип: стоишь и ждешь. Смысла в этом не много, но иногда, думаю, выстреливает. Важно занять правильное место.

Чайхана на колесах


Вот три молодых парня прыгают в машину, я слышу, что едут в центр. Коллега называет цену на 200 рублей дороже, чем это стоит в агрегаторе. Парни торопятся и быстро уезжают. Я хочу подъехать поближе, но мне сигналит Тойота, которая приехала позже.

— А ты кто такой? — спрашивает коллега через стекло с сильным кавказским акцентом.

— Да вот мне по дороге сейчас в этот поселок, думаю, возьму попутчиков.

— Уезжай, дорогой. Здесь ты никого не возьмешь.


— За это время поменял уже восемь машин, — рассказывает Степан. — Чего только не было! И резали, и удавку накидывали, и в глаз мне били кастетом. Я тогда выжил, только когда понял, что мне больше нечего терять. Разогнался с горки и стал бить свою машину, а эти уроды испугались за свои жизни. Им ведь было что терять в этой ситуации — в отличие от меня! Прижался к стене так, чтобы пассажир рядом не смог выскочить. Вызвал милицию, их тогда быстро нашли. Так они потом мне за все заплатили: и за машину, и за глаз… Раньше наша профессия была очень опасной. Но в ней было больше смысла и выгоды. Почему? Так не было столько автомобилей, как сейчас! Мы на привокзальной площади знали каждую машину. А если и появлялись новенькие, то на них никто не наезжал. Работы всем хватало. Мы, наоборот, всегда выступали больше за общение и коллектив. Милиция к нам всегда относилась как к своим. Ну и мы, если нужно кого быстро доставить, никогда не отказывали. Может, поэтому рэкета у нас и не было.


Степан рассказывает, как он вез пассажира, который отстал от поезда: побежал на их вокзале до киоска и опоздал. Быстро заказал его машину. Пронеслись они по трассе больше 300 километров — от города к городу. И догнали лишь на большой станции, где шла замена локомотива. Оказалось, что мужчина был одним из машинистов. И ему никак нельзя совсем опоздать от этого поезда!


— Теперь это только отпугивает, — улыбается Степан. — Колпак нужно обязательно. Твоя шахматная доска — это курам на смех. А вот обратиться можно только к тому, кто в растерянности. Или сильно спешит. Или — кому нужен межгород. Приехал человек на вокзал, а поезд уже ушел. Или сегодня нет ничего по этому маршруту. Значит, он будет искать такси. За дорогу в 300 километров я возьму от 5 до 7 тысяч. Обязательно потребую задаток — на бензин как минимум. Нужно еще и возможные штрафы заложить — по такой длинной трассе. По первой реакции пассажира пойму, есть ли у него деньги. Если возникает заминка с задатком, отказываюсь. Получается, здесь я даже больше конкурент поездам, чем городским такси. Мне приходилось ездить и в соседние регионы, и даже на границу с Казахстаном. На дальних расстояниях пассажиры обычно спят. Водитель едет комфортно — как будто один. А пьяные так и вовсе обычно дают больше денег.

— А кого не любите возить больше всего?

Экономим бензин и нервы


В аэропорту таксуют на машинах самого разного класса. Пассажиры сами выбирают, кто им понравится больше. К кому подошли — с тем и разговор. Тут как на рынке: соседи цену не сбивают. Ждут, когда подойдут к ним

— Такси надо? — спрашиваю доброжелательно, но с нажимом. Конечно, вам надо: у меня осталось стоять тут не больше 20 минут, а платить за парковку я не намерен! Они даже не обращают на меня внимания, а смотрят насквозь, как будто я — невидимка. И да, конечно, почти у каждого в руке смартфон. И они уже отслеживают передвижение своих машин. Почти всех, кстати, забрали коллеги с Яшки.

Разговорился с коллегой. Спросил, почему он стоит здесь, а не взял сейчас любого из этих клиентов через агрегатор. И услышал неожиданное:


— За тысячу доставлю вас как в самолете, — быстро нахожусь я. — Сок, минералка? Вам курицу или рыбу?

Лучшие комментарии

В 2000-2004 годах бомбил в пражском аэропорту. Нас там было где-то десяток-полтора, и чехи, и русские, кто сумел там и задержаться и укрепиться. Своего рода бомбиловская мафия. Аэропортовские таксисты нас знали, сильно не любили, нам приходилось действовать крайне осторожно, порой отказываясь от верных и выгодных предложений. Мне два раза прокалывали колеса, таксисты ли, конкуренты ли- не знаю. Правда, подозреваю, если б тем, чем мы занимались в Праге, мы бы занимались, скажем, в московском аэропорту, колесами бы дело вряд ли б ограничилось.
Бомбил не только в качестве таксиста, задача была предложить отель, если не было жилья, с этого имели 20-25%, а в машине и об экскурсии можно было попытаться договориться. Ездил на Сеате Толедо 1991 года. Людям представлялся шофером отеля, привезшим в аэропорт клиентов. Самым осторожным показывал проездной билет - они тогда были с фотографией и по чешски написано, люди доверчиво думали, что это разрешение на работу в аэропорту.
Детали не помню, в месяц получалось от 1000 до 2-3 тысяч евро выручки, летом больше, зимой меньше. Это позволяло в принципе безбедно жить в Праге с семьей, при этом рабочий день был три-четыре часа с утра и два-три часа вечером. Часто напарник дежурил в аэропорту я же с машиной курил на ближайшей заправке и ждал от него звонка.
Отъездил с клиентами, которым надо было на дальняк, немало по всей Чехии. До Брно и Злина включительно.
Моим счастливым билетом стал один молодой казах-директор астанинского городского управления по благоустройству Астаны - приехал на международную выставку в Прагу без машины, без отеля, без языка. Нанял меня. Потом приезжал еще раз. И еще. Тогда я первый раз увидел вживую человека, который вообще не считал деньги. Я до 2004 года работал на него, заключили договор на услуги. Два раза летал в Казахстан переводчиком, в Словакию ездил торговым представителем, по Чехии катал его и его людей. Просто спросил его в первый раз в аэропорту
, не надо ли чего .
Старожилы в аэропорту Праги нам говорили, то как это выглядит сейчас(2000-2004) это жалкое подобие, как бомбилы работали в начале-середине девяностых, когда только закончился социализм. Тогда на туристах люди покупали себе недвижимость. Способность заработать ограничивалась возможностью сколько раз за день ты был готов приехать в аэропорт.

Комментарии

Какой смысл сейчас просто бомбить, если клиентов с гулькин нос? Все давно пользуются или агрегаторами, то через диспетчера заказывают. Уже лет 20 не кто не идет на улицу ловить такси.

Не согласен с автором. На трассе полно путан с дежурными машинами. Значит и на них есть спрос. Один знакомый подрабатывал извозчиком, но не долго, говорит работёнка не для всех.

В общем, как были бомбилы ушлыми лентяями, надеющимися на большой ценник, так или и остались.

З. Ы. Перестал ими пользоваться еще до агрегаторов, потому как вызвать такси по номеру было заметно дешевле.


Я уже писал, что это мой второй заход в такси. В прошлый раз я отработал в такси два с половиной года в 2004—2006 годах. И теперь, отработав почти месяц в нынешних условиях, я могу сравнить, что было тогда и сейчас.

Механика работы

Ведь как происходил заказ? Клиент звонил на базу, говорил, откуда его забрать и в какой район города он поедет. Оператор на базе выкрикивал в эфир адрес старта. Все, кто это слышал и кому хотелось взять этот заказ, начинали кричать в эфир свои позывные. И тут решающую роль играли три фактора: мощность радиоустановки у тебя в машине, звучность и короткий позывной, симпатии оператора базы.


Сейчас не надо никого перекрикивать, а лишь вовремя реагировать на появляющийся на экране гаджета заказ. Агрегатор такси дает 15 секунд на то, чтоб оценить, надо оно тебе или нет и взять заказ или нет.

Есть в городе машины с символикой Uber, но, насколько я знаю, это больше дань моде, чем реальная работа, — этот агрегатор пока не пользуется большой популярностью в глубинке.

Если видите таксиста, у которого закреплено сразу несколько планшетов или телефонов на панели, — он работает сразу на всех. Можно работать и с одного устройства, но это повышает требования к нему (например, оперативной памяти не менее 4Gb) и приносит ряд неудобств.

Был лайфхак, как скрасить себе ожидание в очереди. На окраинах тоже есть бары, клубы и прочие увеселительные заведения. Они попроще и подешевле тех, что в центре. Зато там своя атмосфера. И вот, встав в очередь 10-м, ты просто запираешь машину, глушишь рацию и идешь в кабак пить кофе. Там веселые и живые люди, твой рейтинг среди местных девчонок сильно выше, чем у аборигенов, — у тебя есть деньги и ты трезв. Можно было весело провести время, час-другой. А потом возвращаешься в машину, делаешь сонный голос и вещаешь в эфир:

— Базочка, а я какой уже по очереди? А то чет заснул в этих глухоманях…

— 94-й! (мой позывной). Где тебя носило?! Ты уже давно первый, мы мимо тебя заказы уже отдаем. Сейчас отправим тебя к центру поближе.

И получаешь свой заказ, не сильно утомленный ожиданием…

Экономика


Также и агрегаторы стали брать большую долю от стоимости заказа. Раньше в такси была шкала стоимости заказов в зависимости от количества исполненных.

Не знаю точно, что и как было в других такси, а в нашем было вот так: стоимость посадки и первые три километра — 50 рублей (напомню, это 2006 год), каждый последующий километр — 5 рублей. Простой — 2 рубля/минута.

При этом база брала с тебя за заказ:

— менее 60 заказов в неделю — 10 рублей;

— от 60 до 100 заказов в неделю — 7 рублей;

— от 100 до 150 заказов — 5 рублей;

— свыше 150 — 3 рубля.

Получалось, что парк стимулировал тебя работать больше увеличением твоего дохода. Сейчас количество и качество исполненных заказов влияет только на количество получаемых тобой заказов, но не снижает комиссию агрегатора и парка.

То есть два этих фактора — падение цены на работу таксиста и увеличение доли агрегатора — существенно снизили заработки таксистов за последние 13 лет. Но это не значит, что сделали эту работу нерентабельной вовсе.

Безопасность


Теперь же такси вызывают звонком сотового или тыкая пальчиком в приложение. И массив информации о клиенте огромен — от номера паспорта, к которому привязана SIM-карта, до профилей в социальных сетях. Понятно, что злоумышленник, при желании и упорстве, может обмануть систему, но было бы ради чего это делать. То есть клиентов мы практически перестали бояться. Ремень безопасности все еще не пристегиваем (по привычке больше), но в целом легче.

Так же и клиенты, садясь в машину, понимают, что на данного водителя есть такой же огромный массив информации и совершать преступление в отношении пассажира — это все равно что сразу пригласить в машину в качестве свидетеля сотрудника МВД. Тут тоже можно при желании обмануть систему, но опять же затраты времени и техники не покроют предполагаемую выгоду от совершенного преступления.

Исключение, наверное, составляют мигранты из южных и закавказских республик, как в качестве пассажиров, так и в качестве водителей. Но в нашем регионе их мало (среди водителей так и вовсе нет).

Взаимоотношения с агрегатором


Они создали действительно удобное и рабочее приложение, привязали к нему свой хороший и удобный навигатор. Работать просто и удобно, все интуитивно понятно. У меня на освоение программы ушло максимум полчаса.

Пару дней назад произошло обновление программы, и появившиеся новшества пока рано оценивать — пока неудобно, но не исключаю, что это просто вопрос привычки.

А рейтинги влияют на количество заказов, которые агрегатор предлагает тебе исполнить.

Первые две недели я вообще работал на пределе рентабельности именно потому, что рейтинги были низкими и заказов падало мало, причем не самые выгодные. Но как только по всем трем шкалам рейтингов появились приемлемые цифры — дело пошло на лад.

Жадность? Ну да, хотелось бы комиссию агрегатора поменьше, но она не драконовская, позволяет жить и зарабатывать, и есть несколько вполне легальных способов ее снизить.

Жесткость? Да! Только она не ради того, чтоб замучить несчастного таксиста, а для того, чтоб сервис в целом был удобен и безопасен для наших клиентов и чтоб система самоочищалась от лентяев. Также эта жесткость стимулирует тебя работать лучше. Подобную жесткость я приветствую.

Что и как будет дальше


Позволю себе заглянуть в недалекое будущее.

Мои два высших образования (одно из которых экономическое) позволяют мне анализировать ситуацию на рынке и делать прогнозы.

Скорее всего, такси скоро все-таки подорожает. Не проиндексируется по инфляции, а именно подорожает. Сейчас образование цены поездки на такси абсолютно рыночное — на балансе тех, кто готов заплатить вот столько денег, и тех, кто готов за эти деньги везти. Только вот со стороны таксистов есть факторы, занижающие стоимость, а точнее избыточное предложение на рынке этих услуг. Создают его так называемые любители.

Сегодня ты можешь радоваться, что, сделав несколько заказов и потратив немного бензина, ты поимел в кармане тысячу рублей. Но уже завтра ты заплачешь от того, что подвеска, двигатель или еще какой-нибудь агрегат попросит у тебя 20 тысяч на ремонт. Да, одни любители уйдут в сервисы ремонтировать свои многострадальные машины и на их место придут другие, но это не вечно.

По итогам


Можно многократно сетовать и жаловаться в социальных сетях на то, что среди таксистов одни эмигранты, не говорящие по-русски, не знающие город, сонные это ничего не изменит.

А вот поставить низкую оценку — изменит. Такой водитель получит меньше заказов, его парк заработает меньше денег на комиссии, и рано или поздно этот водитель перестанет работать (а может, и парк, состоящий только из таких водителей) и портить настроение другим пассажирам.

Пассажиры — не стесняйтесь поставить плохую оценку действительно плохому водителю или вовсе отказаться от поездки, мотивировав отказ в приложении проблемой с машиной или с водителем. Это нормально и правильно — вы помогаете рынку избавиться от негатива и спасаете других пассажиров от столкновения с этим водителем и машиной.

Таксисты — не жалуйтесь на жадных агрегаторов, жадных владельцев парков, конкурентов и нерадивых пассажиров. Если вам неприятно и невыгодно работать — не работайте. Нам, тем, кому приятно и выгодно, будет еще приятнее и выгоднее.

Читайте также: