Почему существует множество источников административного права

Обновлено: 28.06.2024

Административное право – это система правовых норм, иными словами это отрасль права, которая имеет возможность регулировать все общественные отношения с точки зрения управленческой деятельности в государственных органах и у должностных лиц. Как правило, эти отношения возникают в результате каких – либо публичных функций государственной структуры в исполнительной власти различными государственными органами.

Источники административного права – это совокупность юридических средств, особые внешние формы, закрепляющие и выражающие нормы административного права, позволяющие пользоваться их предписаниями.

В число правовых источников государственного административного права сегодня относятся следующие документации:

  • Конституция Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .
  • Иные федеральные конституционные законы, а также прочие федеральные законы.
  • Постановления Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , а также Совета Федерации федерального собрания По данной теме мы уже выполнили курсовую работу совет федерации федерального собрания российской федерации подробнее . Стоит отметить, что в этот пункт можно отнести указы президента Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , а также постановления правительства Российской Федерации.
  • Правовые акты, которые установили определенный правовой статус федеральных служб, федеральных министерств, а также федеральных агентств.
  • Нормативные акты, которые были подписаны федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Готовые работы на аналогичную тему

Административное право и субъекты страны

Стоит отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации также выделяют ряд источников административного права, которые выражаются двумя основными группам:

  1. Во-первых, это законодательные и иные нормативные акты, которые были подписаны исполнительными и представительными органами. Как правило, это различные конституции республик и субъектов Российской Федерации: уставы краев, городов, областей, которые несут в себе федеральное значение.
  2. Во-вторых, это правовые акты, которые упорядочены органами местного самоуправления, а также их администрацией и прочими исполнительными органами. Стоит отметить, что эти акты приняты в пределах субъектов и наделены соответствующими полномочиями.

Как уже было сказано ранее, именно нормативные правовые акты, которые подписаны и приняты органами федеральной исполнительной власти, а также различными субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, называются источниками административного права и представлены в форме, которая может быть реализована при ее компетенции.

В результате своего многообразия у административных правовых норм может возникнуть трудность, которая связана с их систематизацией, инкорпорации и кодификации. Стоит отметить, что именно теория источников определенного административного права может позволить систематизировать определенные нормативные акты.

Содержание источников административного права

Важно понимать, что содержанием источников административного права наделены правовые нормы, которые могут регулировать конкретные правовые и административные отношения. Соответствующие правовые нормы могут существовать только при возникновении определенного правового источника. Нормы, установленные для административного права, могут содержать в себе нормативные и законодательные акты, которые действуют и активно используются на территории Российской Федерации. Масштабность и высокая степень сложности заключается в системе управления данными административными нормами права.

Современные правовые источники данного административного права сегодня могут подразделяться на два типа:

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

Под источниками административного права следует понимать формы выражения содержание норм административного права.[2] В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.[3]

Особенностью отрасли административного права является разнообразие и множество источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Вследствие этого все источники административного права необходимо классифицировать по определенным основаниям.

Одной из самых распространенных и значимых классификаций нормативно-правовых актов является разделение их по юридической силе. По данному основанию все источники административного права можно разделить на:

I. Законодательные акты

II. Подзаконные нормативно-правовые акты.

1. Нормы права, действующие на федеральном уровне. К ним относятся:

Конституцией Российской Федерации установлено, что если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора.[4] Следовательно, международные договоры России как источники административного права, имеют высшую юридическую силу.

· Федеральные законы. В этой категории источников административного права основным, без сомнения, следует считать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

· Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству.

2. Нормы права, действующие на уровне субъектов федерации. К ним относятся:

· Конституции, уставы субъектов Федерации;

1. В этой группе высшей юридической силой обладают акты Президента РФ. Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента – важнейший источник административно­го права.

К актам Президента РФ относятся:

а) указы Президента;

б) распоряжения Президента.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российс­кой Федерации.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты. Здесь различают:

а) постановления, приказы, инструкции министерств и дру­гих центральных федеральных органов специальной ком­петенции;

б) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и дру­гие акты территориальных федеральных органов испол­нительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

в) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

г) акты Банка России.

д) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

е) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

ж) приказы, постановления центральных органов специаль­ной компетенции субъектов Федерации;

з) приказы, постановления местных органов государствен­ной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

е) приказы, инструкции администраций, государственных пред­приятий, учреждений субъектов Федерации.

Особое место в системе подзаконных источников административного права занимают акты правосудия.

Известно, что нормативными являются не только те акты, кото­рые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установле­но, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

В России акты правосудия не считаются правовыми прецеден­тами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нор­мам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и воен­ных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответ­ствующими закону или решениям вышестоящих органов подза­конные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, – постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ пре­доставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признан­ные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которы­ми признал несоответствующими Конституции РФ, федераль­ным законам многие административно-правовые нормы, содер­жащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер админи­стративного принуждения (задержания, конфискации), закреп­ляющих полномочия органов государственной власти.

Итак, в данном вопросе была дана общая характеристика источников административного права, приведена их классификация и краткая характеристика. Подробно перечисленные правовые нормы будут рассмотрены в следующих вопросах.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие и источники административного права"

Все эти понятия действительно относятся к сфере административного права. Его содержание, однако, не исчерпывается мерами ответственности за правонарушения против общественного порядка, прав и свобод граждан, собственности, установленного порядка управления и так далее.


Административное право занимает своё особое место в правовой системе и взаимодействует с целым рядом отраслей права, таких как конституционное, гражданское, уголовное, трудовое и другими отраслями права.

Нормы административного права регулируют порядок организации государственных органов, разъясняют обязанности и права этих органов и их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану общественного порядка.

С помощью административного права осуществляется защита личности, прав и свобод человека и гражданина. Оно охраняет здоровье граждан, защищает общественный порядок и безопасность, окружающую среду, собственность.
То есть мы можем с вами говорить о том, что административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления государственного управления, так называемые административные правоотношения.

Также мы можем говорить о том, что административное право – это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.


В предмет регулирования административного права входят: с одной стороны, отношения между гражданами и государством; с другой — отношения, связанные с реализацией государственной власти. Попросту предметом административного права является управленческие отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Но на самом деле все не так просто.

К предмету административного права также необходимо относить правила жизни в обществе. На самом деле с того момента, когда вы выходите из дома и до вашего возвращения, вы находитесь в поле административного права. Ведь правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, правила выгула собак — все эти отношения завязаны на административном праве.

Но и это ещё не всё. В предмет административного права также входят отношения по реализации других отраслей. К примеру: вы хотите реализовать ваши субъективные права. К примеру, хотите купить квартиру. Покупка недвижимости подлежит регистрации в Росреестре. Так вот, процедуру регистрации недвижимости тоже регулирует административное право. Или подаёте ли вы иск в суд, заявление в полицию, обращаетесь в любые государственные органы власти? Все эти процедуры входят в предмет административного права.

Существуют следующие признаки административного права:

· является одной из основополагающих отраслей публичного права;

· представляет собой совокупность юридических норм;

· имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

· имеет свой метод правового регулирования;

· обладает внутренней согласованностью, состоит из определённых элементов;

· имеет внешнее выражение, то есть закрепляется в определённых формах-источниках.

Административное право выполняет следующие функции:

· устанавливает порядок образования, реорганизации и ликвидации органов государственного управления, объединений, предприятий, учреждений, их компетенцию и структуру;

· определяет взаимоотношения органов управления с другими государственными органами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами;

· определяет правовое положение общественных объединений и отдельных граждан;

· правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например, правила торговли, противопожарные, санитарные и т. д.);

· устанавливает формы и методы государственного управления и порядок его осуществления;

· определяет правовой статус государственных служащих, регулирует порядок прохождения государственной службы;

· устанавливает основания и порядок привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;

· закрепляет способы и меры обеспечения законности в государственном управлении, реализации прав и защите интересов граждан.

Задачами административного права являются:

· охрана прав и свобод человека и гражданина,

· охрана здоровья граждан, охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

· охрана окружающей среды,

· охрана порядка осуществления государственной власти, охрана общественного порядка и общественной безопасности, охрана собственности,

· защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства,

· предупреждение административных правонарушений.

Административные правоотношения возникают в следующих случаях:

· в связи с реализацией гражданами их законных прав или в связи с исполнением гражданских обязанностей. Например, прав на получения образования или обязанности платить установленные налоги и сборы;

· в связи с нарушением должностными лицами или органами исполнительной власти прав и законных интересов граждан. Например, права проводить митинги, пикеты или демонстрации;

· в связи с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей. Это также называется ответственностью за административные правонарушения.

Одна из особенностей административно-правовых отношений в том, что в них непременно участвует какой-либо исполнительный орган государственной власти (правительство, министерство и другие) или должностное лицо. Другая особенность – это исключение юридического равенства сторон. Иными словами, нормы административного права на одного из участников возлагают юридические обязанности (например, на водителя автотранспорта – соблюдать положенную скорость), а другому предоставляют права (инспектору ГИБДД – наблюдать за движением транспорта).

Субъектами административных правоотношений, являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например, федеральное министерство и областной департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения.


Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств.

Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями (например, министерством и заводом); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями (областным департаментом образования, например, и частной гимназией); между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Положение участников административных правоотношений не является равным.
Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика.

Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: граждане не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов.


Например, любой гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Источники административного права — это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, то есть имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

Можно выделить три уровня источников административного права:

· Федеральный уровень. Источники этого уровня принимаются федеральными государственными органами и действуют на территории всей нашей страны.

· Региональный уровень. Данные источники принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действуют на территории этого субъекта.

· Муниципальных (или местный) уровень. Источники данного уровня принимаются и действуют на территории ограниченной, например муниципального образования.

К числу федеральных правовых источников административного права относятся:

· Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

· Конституция Российской Федерации.

· Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

· Законы Российской Федерации о поправке к Конституции.

· Федеральные конституционные законы.

· Федеральные законы и кодексы.

· Нормативные указы Президента.

· Нормативные правовые акты палат Федерального Собрания.

· Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения).

· Нормативные правовые акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, указания Центрального банка, приказы Генеральной прокуратуры и так далее).

На региональном уровне источниками административного права являются:

· Конституции (уставы) субъектов федерации.

· Постановления конституционных (уставных) судов субъектов федерации.

· Законы субъектов федерации.

· Нормативные правовые акты высших должностных лиц (глав) субъектов федерации.

· Нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов федераций.

· Нормативные правовые акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

· Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов федерации отраслевой и функциональной компетенции.

На муниципальном (местном) уровне к источникам административного права можно отнести:

· Уставы муниципальных образований.

· Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований.

· Нормативные правовые акты глав муниципальных образований.

· Нормативные правовые акты местных администраций.

· Нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления отраслевой и функциональной компетенции.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы.

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Между какими субъектами управления регулируются отношения нормами административного права?

Читайте также: