Почему ставропольский край дотационный регион

Обновлено: 30.06.2024

На дотации регионам в 2018 году федеральный центр планирует потратить 645 миллиардов рублей. Без малого десятую часть всего пакета, 59 миллиардов, получит Дагестан, на втором месте – Якутия с её гигантскими налоговыми доходами, 44 миллиарда. Дальше места в первой пятёрке распределились так: Камчатка – 39 миллиардов, Алтайский край и Чечня – по 27 миллиардов. Из 85 субъектов Федерации двенадцать не получают ничего. Это – доноры: Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономный округа, Ленинградская, Московская, Самарская и Свердловская области, Сахалин, Тюмень, Москва и Санкт-Петербург. Меньше всех получат Калужская область и республика Коми: 272 и 299 тысяч рублей соответственно.

– Это дотации. Деньги на покрытие общих расходов бюджета. Именно, как и сказано, на выравнивание бюджетной обеспеченности. Чтобы на всей территории России граждане получали бюджетные услуги примерно в одинаковом базовом объёме. Методика выравниваний бюджетной обеспеченности – это вообще очень объективный механизм, самый продвинутый с этой точки зрения. Он развивался и оттачивался довольно долго, зависит от численности населения и других параметров.

- От каких параметров он зависит?

– В первую очередь здесь – две основные компоненты. Первая – налоговый потенциал: способность региона самостоятельно генерировать доходы бюджета.

- Я вижу в таблицах Минфина, что чем больше налогов в состоянии регион собрать, тем меньше он потом получит от центра. Почему государство не стимулирует регионы больше зарабатывать, а просто раздаёт деньги?

– В этом механизме предусмотрены параметры, связанные со стимулированием. Например, при расчёте налогового потенциала берутся данные о налогах с некоторым временным лагом. Не за текущий год, а за несколько предыдущих. Если заметно, что регион сам напрягается и предпринимает какие-то телодвижения, чтобы повысить объём собранных налогов, если виден результат, ему не сразу уменьшают дотации. Но со временем они, конечно, будут уменьшаться.

– Говорить, что в этом только вина региональных властей, не совсем правильно. Во-первых, мы все вышли из Советского Союза, где распределение производственных сил было довольно специфическое. Промышленность была расположена неравномерно: где-то больше, где-то меньше, где-то лёгкая, где-то тяжёлая. У регионов разные возможности получать доходы. Кроме того, налоги, правила игры – всё устанавливает федеральный центр. Региональных налогов у нас довольно мало. Основной источник дохода для регионов – поступления от подоходного налога и налога на прибыль. Зачисляются они в бюджет региона, а регулируются из центра. И только в малой части регулирование налога на прибыль зависит от региона, которому разрешено давать льготы по нему в определённых рамках. Налоги на совокупный доход, налоги на собственность – региональные. Но они отнюдь не определяющие.

- Налоговый потенциал прекрасный, например, у Якутии и Чукотки. В этом смысле они богаче Москвы. Тем не менее оба региона получают большие дотации. Богатая Якутия – вообще на втором месте по объёму дотаций после бедного Дагестана. Почему так?

– Я вам сказал о первой компоненте для расчётов, а их несколько. Вторая – индекс бюджетных расходов. Это характеристика относительного удорожания единицы бюджетной услуги по отношению к среднему по России. В Якутии или на Чукотке бюджетные услуги гораздо дороже, чем в Дагестане. Сами представьте: люди в Якутии живут на северном завозе. Топливо, продукты – всё надо завозить летом, пока открыты пути. Зимой туда не пробиться. Это всё стоит немалых денег.

- Гораздо легче должно быть Северному Кавказу.

– Да, у них всё довольно дёшево.

- Но Дагестан и Чечня – в самой верхушке списка получателей дотаций и в самом низу по сбору налогов. Почему они сами не заработают денег?

- Дело не только в Кавказе. По налоговому показателю к нему близка, например, Ивановская область. Это уже центральная Россия, контртеррористических операций не было. Чего не хватает таким регионам?

– Ивановская область всегда была не очень богатой. Там же лёгкая промышленность собрана. При переходе от советской экономики к современной она сильно упала.

- Тамбов почему такой бедный?

- Это уже не из области экономики.

– Да, но это ещё и Нечерноземье. Зона рискованного земледелия.

– Вопрос создания условий касается не только отдельных территорий в стране. Это общероссийская проблема. Было написано много программ, сегодня разрабатываются несколько. Возможно, там будут ответы на этот вопрос.

- Какие-то пути сейчас существуют, кроме дотаций?

- В какой степени на распределение денег может повлиять политика? Или Карелия получает денег меньше, чем Чечня или Крым, исключительно по экономическим и статистическим причинам?

– Дотации распределяются всё-таки по известным методикам, основанным на конкретной статистике, и не подвержены политическому влиянию. В субсидиях тоже заложены объективные механизмы. Но часть трансфертов действительно выделяется специальными решениями федерального уровня. И механизмы там не так прозрачны.

В работе выявлены наиболее дотационные регионы за 2016 год, определены основные проблемы регионов-реципиентов, в том числе кризисных, отсталых и депрессивных регионов. Проанализирован рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год, включая регион Республики Крым. Рассмотрены регионы-доноры, которые в 2016 году показали устойчивый экономический рост. Выявлены проблемы дотационных регионов и определены пути эффективного управления региональной экономической безопасностью. Рассмотрен проект стратегического развития Крыма.

Похожие материалы

Все регионы в Российской Федерации по своему социально-экономическому развитию можно подразделить на регионы-реципиенты и регионы-доноры.

В кризисных регионах показатели социально-экономического развития существенно хуже, чем в по стране. Расположенные близко друг к другу, регионы так кризисные пояса. На России к поясам относятся: пояс, пояс, Уральский пояс, пояс.

проблемами поясов являются: спад производства, безработица, уровень жизни, бюджетная обеспеченность, уровень населения, военные конфликты, численность переселенцев и беженцев.

Степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России остается достаточно большой. Для преодоления отставания регионов и выхода их на среднероссийские показатели, как показывают расчеты экспертов, понадобится более ста лет.

Анализ официальных документов на сайте Минфина России дает рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год в расчете на млрд. руб. (см. таблицу 1).

Таблица 1. Рейтинг 10 самых дотационных регионов России за 2016 год

Дотации из госбюджета РФ, млрд. руб

Республика Саха (Якутия)

Однако следует иметь в виду размеры территорий республик и соответственно количество дотаций в абсолютной величине. Исходя из этого, Крым получает средств из федерального бюджета больше, чем любая из кавказских республик.

В Крыму, который с 1 января 2015 года является свободной экономической зоной сроком на 25 лет, необходимо развивать собственное животноводство, птицеводство, рыбное хозяйство, растениеводство – все то, что было практически уничтожено за многие годы нахождения Крыма в Украине. Особенно Крым всегда славился своим виноделием, которое может успешно конкурировать не только на рынках России, но и на мировых рынках. Поэтому в первую очередь необходимо увеличивать посевы виноградников и расширять производство винодельческой продукции. Крым имеет все шансы стать самодостаточным регионом или даже регионом-донором, но для этого понадобится несколько лет и многомиллиардные инвестиции[5].

Учитывая приоритетность развития Республики Крым в Российской Федерации, высокие ожидания жителей региона и готовность руководства Республики Крым к реализации проактивной социально-экономической политики за основу Стратегии принимается комбинация из 2-х сценариев:

  1. модернизационный сценарий (период 2017-2020 гг.);
  2. инновационный сценарий (в период 2021-2030 гг.).

Основным направлением первого этапа реализации Стратегии является решение инфраструктурных ограничений за счёт федерального бюджета Российской Федерации, формирование предпосылок для последующего расширения источников финансирования инфраструктурных проектов. Планируется, что Крым в перспективе будет поэтапно выходить из внешнеторговой изоляции, создавая новые транспортно-логистические цепочки, формируя наиболее привлекательные условия для инвестиций по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

На втором (2021-2026 гг.) и третьем (2027-2030 гг.) этапах реализации Стратегии Республика Крым планирует осуществить переход на путь инновационного развития, который предусматривает следующие направления:

Что касается регионов-доноров, то из 85 регионов Российской Федерации только 10 являются регионами-донорами. К регионам донорам относятся следующие экономически развитиые и финансово независимые регионы (см. таблицу 2).

Содержимое статьи: Мало кто знает, но регионы в России, которых, к слову, уже 85, делятся на два типа – дотационные и субъекты-доноры. Одни кормят страну за счет своих геологических преимуществ, другие, наоборот, исключительно потребляют бюджетные средства, практически не привнося в экономику ничего. В нашем материале мы постараемся объяснить основные различия между регионами и причины, по которым они возникают.

Дотационные регионы России и регионы доноры. В чем разница

Мало кто знает, но регионы в России, которых, к слову, уже 85, делятся на два типа – дотационные и субъекты-доноры. Одни кормят страну за счет своих геологических преимуществ, другие, наоборот, исключительно потребляют бюджетные средства, практически не привнося в экономику ничего. В нашем материале мы постараемся объяснить основные различия между регионами и причины, по которым они возникают.

Разновидности субъектов РФ?

Существуют два вида регионов в государствах – дотационные и доноры. Данное разграничение основывается на особенностях формирования бюджета каждого конкретного субъекта страны. В случае с Россией бюджетный кодекс гласит, что дотационным регионом является такой субъект, который получает средства из федеральной казны на выравнивание бюджетной обеспеченности. Другими словами, это те области и края, где доходность бюджета ниже, чем расходы и которые вынуждены просить дополнительные средства у госказны на обеспечение своих нужд и покрытия дефицитов.

С другой стороны, есть регионы Доноры, которые, наоборот, получают от своей деятельности больше средств, чем нужно для содержания. Эти субъект приносят средства в бюджет государства, которые в последствии распределяются на нужды государства или других регионов-реципиентов.

Какие регионы в России являются донорами?

По данным Министерства Финансов РФ, в текущем году никаких дотаций на балансировку казны из федерального бюджета не получали такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Самарская область, Сахалинская область и другие. Всего их насчитывается 13 по всей стране. Показатель по мировым меркам очень мал. Например, в США из 50 штатов 14 являются донорами, что более 25%. В РФ же 85 регионов и 13 доноры, что около 10%.

Если выяснить по каким параметрам определяется каким является субъект – реципиентом или донором, то все достаточно просто – доноры получают из федерального бюджета меньше, чем отчисляют в него. В основном спонсорами государственной казны становятся регионы, которые:

  1. Являются финансово-экономическими центрами
  2. Имеют высокое экономическое развитие
  3. Являются добывающими сырье в большом объеме
  4. Имеют высокий уровень развития промышленности

Отдельно хотелось бы выделить области, которые становятся временными донорами и в ограниченный промежуток времени приносят в бюджет страны большие суммы, но затем вновь становятся дотационными по тем или иным причинам.

Какие регионы являются реципиентами в РФ?

Дотационные регионы России и регионы доноры. В чем разница?

Как вы могли логично предположить из сказанного выше, к таковым относятся все остальные регионы, которые не являются донорами. Однако, важно понимать один факт, что далеко не все области требуют от бюджета больших вливаний в собственную экономику. Например, Мурманская область в текущем году получила от госказны лишь на 32 млн больше, чем отправила в нее, а Республика Дагестан обошлась бюджету в более чем 66 млрд рублей.

ТОП-10 регионов России по уровню вливаний на поддержку из бюджета страны

66,266 млрд рублей

46,907 млрд рублей

37,390 млрд рублей

30,441 млрд рублей

26,838 млрд рублей

22,083 млрд рублей

20,371 млрд рублей

19,875 млрд рублей

16,933 млрд рублей

15,612 млрд рублей

Источник: Бюджет РФ на 2019 и плановый период 2020-2021 гг.

Подвиды регионов

Дотационные субъекты нашей страны делятся внутри себя еще на несколько подвидов. Сами регионы имеют значительное различия по сложности ситуации и причинам возникновения этих сложностей. Существуют 3 основных подвида:

1. Кризисные – это те субъекты, в которых показатели социально-экономического развития значительно отстают от плановых или средних по стране. Кроме того, в данных областях должен наблюдаться спад показателей.

2. Отсталые – это те регионы, в которых развитие социально-экономической сферы значительно отстало от текущего времени, а научно-технический потенциал не получил должного развития, в результате чего субъект физически не может быть экономически эффективным.

3. Депрессивные – это такие области, в которых научный прогресс остановился, в результате чего на данный момент наблюдается отставание от средних показателей роста социально-экономического развития по стране. Стоит отметить, что ранее данный регион мог занимать лидирующие позиции по тем или иным параметрам или даже быть регионом-донором.

Проблемные города

Отдельно хотелось бы выделить такое явление, как моногород или поселение, в котором находится градообразующее предприятие или несколько предприятий, которые схожи по своей деятельности и работают в слаженной цепи. Сегодня в России таких городов 321. Некоторые из них получили достойное развитие и на данный момент обстановка в них хорошая. Однако, есть и негативные примеры.

Если учитывать, что Волжский автомобильный завод вынужден был высвободить почти 30% своих сотрудников, многие из них в результате остались не просто без работы, а без возможности ее найти, так как предприятие одно и других в поселении подобных нет. Чтобы прокормить семью и себя граждане вынуждены брать срочные займы и кредиты наличными. Учитывая, что платить по кредитам не из чего растет не только закредитованность населения, но и число потенциальных банкротов и просрочек по кредитам.

На дотации регионам в 2018 году федеральный центр планирует потратить 645 миллиардов рублей. Без малого десятую часть всего пакета, 59 миллиардов, получит Дагестан, на втором месте – Якутия с её гигантскими налоговыми доходами, 44 миллиарда. Дальше места в первой пятёрке распределились так: Камчатка – 39 миллиардов, Алтайский край и Чечня – по 27 миллиардов. Из 85 субъектов Федерации двенадцать не получают ничего. Это – доноры: Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономный округа, Ленинградская, Московская, Самарская и Свердловская области, Сахалин, Тюмень, Москва и Санкт-Петербург. Меньше всех получат Калужская область и республика Коми: 272 и 299 тысяч рублей соответственно.

– Это дотации. Деньги на покрытие общих расходов бюджета. Именно, как и сказано, на выравнивание бюджетной обеспеченности. Чтобы на всей территории России граждане получали бюджетные услуги примерно в одинаковом базовом объёме. Методика выравниваний бюджетной обеспеченности – это вообще очень объективный механизм, самый продвинутый с этой точки зрения. Он развивался и оттачивался довольно долго, зависит от численности населения и других параметров.

- От каких параметров он зависит?

– В первую очередь здесь – две основные компоненты. Первая – налоговый потенциал: способность региона самостоятельно генерировать доходы бюджета.

- Я вижу в таблицах Минфина, что чем больше налогов в состоянии регион собрать, тем меньше он потом получит от центра. Почему государство не стимулирует регионы больше зарабатывать, а просто раздаёт деньги?

– В этом механизме предусмотрены параметры, связанные со стимулированием. Например, при расчёте налогового потенциала берутся данные о налогах с некоторым временным лагом. Не за текущий год, а за несколько предыдущих. Если заметно, что регион сам напрягается и предпринимает какие-то телодвижения, чтобы повысить объём собранных налогов, если виден результат, ему не сразу уменьшают дотации. Но со временем они, конечно, будут уменьшаться.

– Говорить, что в этом только вина региональных властей, не совсем правильно. Во-первых, мы все вышли из Советского Союза, где распределение производственных сил было довольно специфическое. Промышленность была расположена неравномерно: где-то больше, где-то меньше, где-то лёгкая, где-то тяжёлая. У регионов разные возможности получать доходы. Кроме того, налоги, правила игры – всё устанавливает федеральный центр. Региональных налогов у нас довольно мало. Основной источник дохода для регионов – поступления от подоходного налога и налога на прибыль. Зачисляются они в бюджет региона, а регулируются из центра. И только в малой части регулирование налога на прибыль зависит от региона, которому разрешено давать льготы по нему в определённых рамках. Налоги на совокупный доход, налоги на собственность – региональные. Но они отнюдь не определяющие.

- Налоговый потенциал прекрасный, например, у Якутии и Чукотки. В этом смысле они богаче Москвы. Тем не менее оба региона получают большие дотации. Богатая Якутия – вообще на втором месте по объёму дотаций после бедного Дагестана. Почему так?

– Я вам сказал о первой компоненте для расчётов, а их несколько. Вторая – индекс бюджетных расходов. Это характеристика относительного удорожания единицы бюджетной услуги по отношению к среднему по России. В Якутии или на Чукотке бюджетные услуги гораздо дороже, чем в Дагестане. Сами представьте: люди в Якутии живут на северном завозе. Топливо, продукты – всё надо завозить летом, пока открыты пути. Зимой туда не пробиться. Это всё стоит немалых денег.

- Гораздо легче должно быть Северному Кавказу.

– Да, у них всё довольно дёшево.

- Но Дагестан и Чечня – в самой верхушке списка получателей дотаций и в самом низу по сбору налогов. Почему они сами не заработают денег?

- Дело не только в Кавказе. По налоговому показателю к нему близка, например, Ивановская область. Это уже центральная Россия, контртеррористических операций не было. Чего не хватает таким регионам?

– Ивановская область всегда была не очень богатой. Там же лёгкая промышленность собрана. При переходе от советской экономики к современной она сильно упала.

- Тамбов почему такой бедный?

- Это уже не из области экономики.

– Да, но это ещё и Нечерноземье. Зона рискованного земледелия.

– Вопрос создания условий касается не только отдельных территорий в стране. Это общероссийская проблема. Было написано много программ, сегодня разрабатываются несколько. Возможно, там будут ответы на этот вопрос.

- Какие-то пути сейчас существуют, кроме дотаций?

- В какой степени на распределение денег может повлиять политика? Или Карелия получает денег меньше, чем Чечня или Крым, исключительно по экономическим и статистическим причинам?

– Дотации распределяются всё-таки по известным методикам, основанным на конкретной статистике, и не подвержены политическому влиянию. В субсидиях тоже заложены объективные механизмы. Но часть трансфертов действительно выделяется специальными решениями федерального уровня. И механизмы там не так прозрачны.

Читайте также: