Почему социалистические страны провозгласили что они создают новую форму права

Обновлено: 04.07.2024

Провозглашение Союза Советских Социалистических Республик 30 декабря 1922 г. потребовало создания новой общесоюзной Конституции, положения которой были бы обязательны для всех республик, вошедших в его состав: Российской, Украинской, Белорусской советских республик и Закавказской федерации, включавшей Грузию, Армению и Азербайджан.

Основой новой Конституции стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР, утвержденные I Всесоюзным съездом Советов. Накануне принятия Конституции разгорелись споры между сторонниками стремительно терявшего здоровье Владимира Ленина, настаивавшего на равноправии республик, и поборниками автономизации, требовавшими безоговорочного подчинения территорий Москве.

Сталин предложил вариант Основного закона, где главную роль играла РСФСР, а остальные республики оказались в подчиненном положении. Нарком по военным делам Михаил Фрунзе раскритиковал его и выступил за полное равноправие союзных республик, против особого положения органов России в Союзе, а также за равноправие палат в Центральном исполкоме (ЦИК) СССР. Некоторые представители Украины и Грузии настаивали на конфедеративном устройстве с минимальной ролью центра, но их идеи также были отвергнуты.

8 июня 1923 г. состоялось первое заседание расширенной комиссии ЦИК СССР по выработке Конституции, в котором участвовали не все представители РСФСР. 13 июня комиссия решила до сессии ЦИК СССР обсудить только проект Конституции (договора), приступив в первую очередь к вопросам об общесоюзном бюджете, о Верховном суде, о союзном гербе и флаге.

В конце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной комиссией ЦК РКП(б), внесшей в него значительные изменения, преимущественно направленные на усиление единства союзного государства. Комиссия отвергла очередные попытки Xристиана Раковского принизить значение Основного закона. Уже не решаясь отрицать идею Конституции в принципе, Раковский предложил прежний свой вариант: принять два документа одновременно – Конституцию, в основе которой лежала бы декларация, и Договор об образовании СССР.

Пленум ЦК РКП(б) 26–27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной комиссии и, поддержав общую идею проекта, внес в него изменения, укрепившие гарантии суверенитета союзных республик. Вслед за этим проект союзной Конституции обсуждался на заседаниях ЦИК союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК Союза единогласно утвердил проект Конституции и незамедлительно ввел ее в действие, хотя окончательно ее утвердил прошедший уже после смерти Ленина, 31 января 1924 г., II съезд Советов.

Конституция состояла из 11 глав, которые были посвящены государственному устройству Союза и отдельных республик. Отдельная глава касалась Объединенного государственного политического управления – предшественника НКВД и нынешней ФСБ. Союзным органам власти передавались полномочия в сфере внешней политики, вооруженных сил и государственной безопасности, разработки и принятия союзного бюджета, единого народнохозяйственного плана и устройства транспорта, почты и телеграфа.

Что любопытно, общесоюзная Конституция не касалась прав и свобод граждан и не устанавливала рамок избирательного законодательства, уровень дискриминации представителей прежних имущих классов определялся республиками.

Союзные республики получили достаточно широкие полномочия в сфере внутригосударственного устройства, создания системы местной власти. Четвертый пункт второй главы давал республикам право выхода из СССР.

Быстрое утверждение проекта Конституции было вызвано комплексом причин. Высшие руководители партии стремились принять ее в кратчайшие сроки, в момент, пока Ленин не утратил полностью дееспособности. Они считали необходимым закрепить правовые изменения, вызванные введением новой экономической политики, наконец, стремились пресечь шовинистические поползновения отдельных партийных и государственных руководителей и одновременно сдержать сепаратистские тенденции части украинских и грузинских коммунистов.

Другие материалы в сюжете

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

представляют собой осн. законы этих гос-в, закрепляющие социально-экономич. и политич. основы власти трудящихся, основы правового положения граждан, принципы образования, построения и деятельности гос. органов. Они закрепляют новое соотношение к лас. сил, сложившееся в результате завоевания власти трудящимися во главе с рабочим классом и осуществления коренных преобразований в экономич. и обществ.-политич. жизни. Дальнейшее развитие социалистич. конституций обусловливается достигнутым в стране уровнем социалистич. строительства.

Первой в мире социалистич. конституцией явилась Конституция Советского гос-ва, основные принципы к-рой разработаны В. И. Лениным. Характеристику этой конституции, развитие ее по мере успехов социалистич. строительства см. в ст. Конституция СССР.

В ряде стран в процессе становления революц. власти признавалось действие нек-рых норм прежних, бурж.-демократич. конституций, причем эти нормы применялись в интересах нар. масс и постольку, поскольку они не противоречили новым условиям. Так, в Болгарии действовали отдельные нормы конституции 1879, в Польше - конституции 1921, в Румынии - осн. положения конституции 1923, в Чехословакии - конституция 1920, дополненная и измененная рядом актов нар.-демократич. гос-ва.

В большинстве нар.-демократич. гос-в принятию конституций предшествовало издание законодат. актов, выражающих новое соотношение клас. сил и потому имеющих конституц. значение. К таким актам относятся законы об агр. реформе, о национализации пром-сти, о провозглашении нар. республики, об учреждении новых гос. органов и др. В Польше один из таких законов - Конституц. закон о структуре и компетенции высших органов Польской Республики 19 февр. 1947 условно именовался даже "Малой конституцией". В Венгрии 31 янв. 1946 был принят закон о гос. строе, определивший структуру и полномочия высших органов гос-ва и закрепивший ликвидацию монархии и провозглашение Венгрии республикой. В КНР функции врем. конституции выполняла Общая программа Нар. политич. консультативного совета, принятая в сент. 1949. Законы, имеющие конституц. значение, содержали исходные положения для разработки конституции.

Разработка проектов указанных конституций происходила и происходит под руководством коммунистич. и рабочих партий с широким участием обществ. орг-ций трудящихся и демократич. партий. Во всенародных обсуждениях конституций участвуют миллионы трудящихся. Конституции принимаются высшим представит, органом гос. власти, квалифицированным большинством его членов. Высший представит, орган вправе изменять и дополнять конституции. В ходе быстрого развития социалистич. стран происходят изменения, к-рые нуждаются в своеврем. законодат. оформлении. Поэтому в ряде стран (Демократич. Республика Вьетнам, Монг. Нар. Республика, Социалистич. Республика Румыния, Чехословацкая Социалистич. Республика, Социалистич. Федеративная Республика Югославия) ранее принятые конституции были заменены новыми, более полно отражающими совр. уровень обществ. развития. Конституции зарубежных социалистич. стран закрепляют осн. устои нового обществ. и гос. строя: политич. власть трудящихся во главе с рабочим классом; господство обществ. собственности на осн. средства произ-ва; труд как осн. фактор обществ. развития, как всеобщее право и обязанность всех граждан, предоставление им широких прав и свобод, обеспеченных всеми средствами, к-рыми располагает общество. Эти конституции глубоко интернациональны; все они исходят из равноправия наций и рас и предоставляют им равные возможности во всех областях жизни. Принципы последоват. социалистич. демократизма, закрепленные конституциями, лежат в основе организации гос. органов и определяют положение личности в обществе.

В Народной Республике Албании проект конституции был разработан в янв. 1946, в февр. он был опубликован для всенар. обсуждения, в ходе к-рого было высказано много поправок и дополнений. 14 марта 1946 Учредит. собрание приняло конституцию, закрепившую первые шаги алб. народа по пути социалистич. строительства. Наиболее существ, изменения и дополнения были внесены в нее 18 янв. и 4 июля 1950, поэтому она ныне действует в редакция 1950 ("Gazeta Zyrtare", 1950, No 53) (здесь и далее указывается первонач. публикация конституции в офиц. изд.). Была уточнена клас. природа НРА, более точно определено положение нар. Советов в системе гос. органов, более полно охарактеризована экономия, основа республики, внесены другие дополнения, касающиеся органов гос-ва и прав граждан.

В Народной Республике Болгарии конституция 1947 разрабатывалась и принималась в условиях острой клас. борьбы с отстраненной от власти буржуазией, к-рая имела своих представителей в высшем органе республики. Проект ее был разработан спец. комиссией ЦК Волг, коммунистич. партии, одобрен Нац. к-том Отечеств, фронта, руководящими органами всех партий этого фронта и в окт. 1946 опубликован для всенародного обсуждения. Великое нар. собрание дважды обсуждало проект конституции: в мае- июне и в нояб. - дек. 1947 и утвердило его 4 дек. 1947 как осн. закон строящегося социалистич. общества ("Държавен Вестник", 1947, No 284). На ее основе были приняты законы о национализации различных отраслей пром-сти, проведена агр. реформа и осуществлены преобразования в области культуры. Конституция НРБ до нояб. 1961 формально не изменялась, хотя ее отд. положения уже не отвечали происшедшим в стране переменам. 3 нояб. 1961 было произведено частичное изменение Осн. закона НРБ ("Известия на Президиума на Народного Събрания", 1961, 7 ноември).

Конституция Венгерской Народной Республики, проект к-рой был опубликован для всенародного обсуждения в нач. авг. 1949, была принята Гос. собранием 18 авг. того же года ("Magyar Közlöny", 1949, No 174) как конституция гос-ва, строящего социализм. Наиболее важные изменения были внесены в нее в 1954 и 1957. В авг. 1954 была существенно изменена компетенция Президиума ВНР ("Magyar Közlöny", 1954, No52, 73). В февр. 1957 было изменено наименование пр-ва (оно получило назв. - Революц. рабоче-крест. пр-во), исключен из конституции перечень мин-в, установлен новый герб и флаг ВНР ("Magyar Közlöny", 1957, No 52, 57).

Первые итоги победы Августовской революции 1945 во Вьетнаме были закреплены конституцией Демократической Республики Вьетнам 1946 (Конституция ДРВ, изд. "Пэн-бо", 1950, на вьетнамском языке), к-рая действовала до 1960. Конституция ДРВ 1946 была общедемократич. конституцией. Она провозглашала Вьетнам независимым суверенным гос-вом, закрепляла власть народа, демократич. права и свободы граждан. Конституция являлась юридич. базой для развертывания антифеод. революции. В сер. 1958 был разработан и в апр. 1959 опубл. для всенародного обсуждения проект измененной конституции. 31 дек. 1959 Нац. собрание единодушно приняло проект измененной конституции, к-рая по существу является новой конституцией ДРВ и носит социалистич. характер ("Công bso", 1960, Sô 1, tr. 3-14). Эта конституция законодательно закрепила руководящую роль в обществе рабочего класса и поставила задачу построения социализма в Сев. Вьетнаме, мирного объединения страны и завершения во всем Вьетнаме нац.-демократич. революции. Она закрепила руководящую роль в экономике страны социалистич. уклада х-ва, провозгласила принцип планового ведения и развития народного х-ва и культуры, расширение демократич. прав граждан.

7 окт. 1949, в день провозглашения республики ("Gesetzblatt", 1949, No 1). Ее разработка, начавшаяся еще в кон. 1946, вылилась в одну из форм борьбы нем. народа за образование единого миролюбивого демократич. герм, гос-ва. Конституция ГДР разрабатывалась и принималась на 1-м этапе развития нар.-демократич. революции. Поэтому она не исходит из задач построения социализма и закрепляет лишь итоги общедемократич. преобразований. Однако, опираясь на эту конституцию, герм, рабоче-крест. гос-во осуществило широкие социалистич. преобразования, к-рые нашли свое юридич. закрепление в текущем законодательстве. Изменения в конституцию вносились трижды - в 1955 (к компетенции республики отнесены вопросы обороны и защиты гражд. населения ("Gesetzblatt", 1955, No 77)), 1958 (упразднена Палата земель ("Gesetzblatt", 1958, No 71)), 1960 (упразднена должность президента и образован Гос. совет ("Gesetzblatt", 1960, No 53)).

В Китайской Народной Республике в течение 1953-54 был составлен и обсужден проект конституции, к-рая была утверждена 20 сент. 1954.

8 качестве гл. задачи китайского народа конституция выдвигает построение социализма. Она закрепляет господствующее положение социалистич. собственности и социалистич. системы х-ва и указывает пути преобразования сельского х-ва, частной торговли и промышленности. Народный Китай характеризуется в ней как гос-во народной демократии, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Вместе с конституцией были приняты (20-21 сент.) 5 законов, определяющих организацию и деятельность осн. гос. органов КНР ("Жэньминь жибао", 1954, 29 и 30 сент.).

Конституция Корейской Народно- Демократической Республики была принята 8 сент. 1948 после длит. подготовит. работы, в к-рой участвовала общественность как Сев., так и Юж. Кореи. Конституция КНДР 1948 как осн. закон гос-ва, строящего социализм, закрепляет ведущую роль социали-стич. сектора в экономике страны, плановый характер нар. х-ва, демократич. права и свободы граждан, социалистич. принципы организации и деятельности органов гос-ва. В ходе социалистич. строительства конституция совершенствовалась. В 1954 и 1955 в нее был внесен ряд частных изменений ("Сборник законов КНДР", т. 1, Пхеньян, 1956).

В Республике Куба Основной закон был принят 7 февр. 1959 ("Gazeta Oficial de la republica de Cuba", 1959, 7 febr.). Он в значит. мере воспроизвел текст конституции 1940 (к-рый в период диктатуры Батисты не соблюдался даже формально) и включил в него существ, изменения, открывавшие юридич. возможности для развития демократич. преобразований. Осн. закон дополняют многочисл. законодат. акты, принятые революц. пр-вом в 1959-64, к-рые носят характер конституционных (напр., Закон об агр. реформе от 17 мая 1959 ("Gazeta Oficial de la republica de Cuba", 1959, 3 июня), Гаванские декларации 1960, 1962).

В Монгольской Народной Республике первой была конституция 1924 ("Известия Улан-Ватор-Хото", 1924, 10 дек.). В 1940, когда МНР приступила к строительству основ социализма, вступила в действие вторая конституция. С 6 июля 1960 действует третья конституция ("Унэн", 1960, 7 июля). Она закрепила победу социалистич. производств. отношений и поставила задачей завершение строительства социализма и в дальнейшем - постепенный переход к коммунизму.

8 1954 было уточнено адм. деление страны ("Dziennik ustaw PRL", 1954, No 43); в 1957 введена гл. За, закрепившая в системе высших гос. органов Верх, контрольную палату ("Dziennik ustaw PRL", 1957, No 61).

В Социалистической Респуб- лике Румынии первая конституция принята 13 апр. 1948 ("Monitorul Oficial", 1948, No 87 bis), вторая - 24 сент. 1952 ("Buletinul oficial al Marii Adunari Nationale a Republicii Populäre Romane", 1952, No 1), Обе конституции - конституции периода построения социализма. С 21 авг. 1965 действует новая конституция (Constitutia Republicii 'Socialiste Romînia, Buc., 1965), к-рая зафиксировала окончат. победу социализма в стране и наметила завершение строительства развитого социалистич. общества, создание условий для перехода к коммунизму. Она закрепила новое назв. рум. гос-ва - Социалистич. Республика Румыния, руководящую роль в обществе и гос-ве рабочего класса и Коммунистич. партии, безраздельное господство в городе и деревне социалистич. собственности, углубила гарантии прав и свобод граждан, расширила участие трудящихся в управлении гос-вом.

В Чехословацкой Социалис- тической Республике в наст. время действует конституция 11 июля 1960 ("Sbirka zakonu Republiky Ceskoslovenské", 1960, No 100), заменившая конституцию 9 мая 1948 ("Sbirka zákonu Republiky Ceskoslovenske", 1948, No 52). Осн. положения новой конституции были развиты и дополнены в ряде последующих законодат. актов. Конституция ЧССР закрепила победу социализма в стране и поставила задачу постепенного перехода к построению коммунистич. общества. Эта общая задача конкретизирована в таких принципиальных положениях, как совершенствование социалистич. демократии, расширение непосредств. участия трудящихся в управлении гос-вом и обществом, укрепление морально-политич. единства народа, создание матер, и духовных предпосылок для перехода к коммунизму, удовлетворение все растущих потребностей общества и обеспечение всестороннего развития каждого его члена по мере дальнейшего развития производит, сил и увеличения обществ. богатства и др.

В Социалистической Федера- тивной Республике Югославии действующей конституцией является конституция, утвержденная 7 апр. 1963 Союзной нар. скупщиной. Она отражает завоевания народов Югославии в области социалистич. строительства. В конституции законодательно закреплена политич. власть рабочего класса и руководящая роль Союза коммунистов Югославии, устанавливается обществ. собственность на средства произ-ва, на естеств. богатства и фиксируется самоуправление трудящихся в экономике ("Службени лист "DHPJ", 1963, No 14). Она заменила 1-ю конституцию, принятую Учредит. собранием 31 янв. 1946 (Novi ustavi. Zbirka ustava donetih posle drugog svetskog rata, Beograd, 1948), и Конституц. закон об основах обществ. и политич. устройства ФНРЮ и о союзных органах власти от 13 янв. 1953 (Нови устав Федеративно Народне Республике. Jугославиjе, "Службени лист ФНРJ, 1953).

Конституции социалистич. стран приняты в разное время и отражают различные этапы развития этих стран, но в основе всех их лежат единые, общие черты, т. к. все они - конституции социалистич. типа. Все они имеют единую клас. природу. Ее составляет основанная на союзе рабочих и трудящихся крестьян диктатура пролетариата, призванная обеспечить построение в этих странах развитого социалистич. общества.

Источн.: Конституции стран народной демократии, М., 1958; 40 лет народной Монголии, М., 1961; Основные законодательные акты Кубинской республики, М., 1962; Чехословацкая Социалистическая Республика. Конституция и законодательные акты, М., 1962.

Лит.: Воеводин Л. Д., Златопольский Д. Л., Куприц Н. Я., Гос. право стран нар. демократии, М., 1960; Гудошников Л. М. и др., Гос. право стран нар. демократии, М., 1961; Ильинский И. П., Щетинин Б. В., Гос. право стран нар. демократии, М., 1964; Конституц. право социалистич. стран, М., 1963.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

85 лет назад в Советском Союзе была принята новая Конституция, которую часто называют сталинской. Историки считают её одной из наиболее демократичных в мире для своего времени. По словам экспертов, в ситуации, когда в Европе массово приходили к власти ультраправые партии, а значительная часть Азии и Африки была поделена на колонии западных держав, советская Конституция, в которой были закреплены социальные права и всеобщее равенство, выглядела как крупная победа сил, выступающих за мир и прогресс.

5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию. Она отражала образование в составе Советского Союза ряда новых республик, утверждала установление социалистической системы хозяйства, а также фиксировала новые права и свободы советских граждан. Эксперты называют её одной из наиболее демократичных в мире для своего времени.

Принятие Конституции

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Она закрепила объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое государство. Её основой послужили Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР, утверждённые I Всесоюзным съездом Советов 1922 года.

31 января 1924 года II Всесоюзный съезд Советов единогласно утвердил первую Конституцию Союза Советских Социалистических Республик.

По словам экспертов, уже в 1930-е годы стало окончательно ясно, что первая советская Конституция себя изжила.

7 февраля 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Иосифа Сталина и 12 подкомиссий. В июне 1936 года был опубликован проект новой Конституции. Шесть месяцев продолжалось его обсуждение. Было собрано в общей сложности около 1,5 млн поправок и предложений.

По словам экспертов, Сталин настаивал на отмене многоступенчатой системы выборов и внедрении в СССР практики тайного голосования.

5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию СССР. Она состояла из 13 глав и 146 статей.

Конституция 1936 года отразила образование в составе СССР ряда новых республик, ранее входивших в состав РСФСР и ЗСФСР. При этом основной закон даровал союзным республикам суверенитет.

В Конституции шла речь о победе в Советском Союзе социализма и установлении социалистической системы хозяйства. Социалистическая система собственности утверждалась в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. При этом официально признавалось право личной собственности граждан на свои трудовые доходы, накопления и подсобное хозяйство.

90 лет назад в Советском Союзе была принята резолюция о пятилетнем планировании развития народного хозяйства, которая создала основу.

Принятие новой Конституции подразумевало также проведение масштабной административной реформы. Вместо Всесоюзного съезда советов и двухпалатного ЦИК создавался двухпалатный Верховный совет СССР с Президиумом. Власти Советского Союза официально делились на законодательные и исполнительные. Законодательная власть с 1936 года закреплялась за ВС СССР, а исполнительная и распорядительная — за Совнаркомом.

Советы разных уровней стали постоянными органами. В СССР провозглашалось равное и прямое всеобщее избирательное право при тайном голосовании. Право голоса советские граждане получали с 18 лет, а право быть избранными — с 23. Производственно-территориальный принцип организации выборов заменялся исключительно территориальным, отмечает Евгений Спицын.

Кроме того, по его словам, в новой Конституции фиксировались демократические права и свободы: право на отдых, на образование, на социальное обеспечение, на труд, а также свобода совести, слова и собраний.

Конституция декларировала равноправие всех граждан и их равенство перед законом вне зависимости от пола и национальности. Она гарантировала неприкосновенность личности и жилища, тайну переписки.

По мнению части экспертов, содержание Конституции 1936 года не в полной мере соответствовало реалиям советского общества. К примеру, из-за ограничений, накладываемых на права и свободы партийными и правоохранительными органами, а также из-за принудительного характера труда для ряда категорий населения. Однако при этом практически все историки соглашаются с тем, что по содержанию Конституция 1936 года была одной из наиболее демократичных в мире.

По мнению Владимира Томсинова, Конституция 1936 года сильно ударила по полномочиям партийных секретарей, которые не желали отказываться от политики классовой вражды и смотрели на своих политических оппонентов как на врагов.

По словам Евгения Спицына, Конституция 1936 года успешно создавала предпосылки для динамичного развития советского государства и поэтому действовала она более сорока лет — до 1977 года.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Понятие и признаки социалистического государства.
Социалистическое государство – новый тип государства, возникший в результате социалистической революции, провозглашающий диктатуру пролетариата - сосредоточение всей власти в руках трудящихся.

Описание слайда:

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВО
Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому воззрению, является республика.

Описание слайда:

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Социалистическая республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией

Описание слайда:

Для социалистического государства характерно :

1)наличие диктатуры пролетариата, главным призванием которой является управленческий труд;
2)наличие особого аппарата принуждения для подчинения чужой воли, насилию (полиция, армия) ;
3)фундамент социалистического государства образуют производственные отношения.
4)на первое место выдвигаются созидательные цели и функции, главной задачей которых является выражение воли и интересов трудящихся через государство.
Но многие теоретические положения в социалистических государствах так и остались только в теории, на практике же происходил государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни. ; государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке.

Описание слайда:

Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях ученых, стоящих на марксистско-ленинских позициях.

Описание слайда:

Основными постулатами и исходными положениями марксистского учения о социалистическом государстве

1. Социалистическое государство и право возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения соц.революции
2. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.
3. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата
4. В своем становлении и развитии социалистическое государств о, а вместе с ним и право проходят несколько этапов, или ступеней эволюционного изменения.

5.Форма правления социалистического государства — республика. 6
6. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право.
7.Государство и право не являются вечными и неизменными явлениями.

Описание слайда:

зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер:
у части людей появляется возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда
улучшение социального управления
возникновение науки и искусства
рост экономического и военного могущества

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Заключение
И в заключение хотелось бы сказать, что
социалистический тип государства не является, по существу, высшим неэксплуататорским государством, так как в нем уживались, помимо социалистических принципов и жестокий произвол, и единовластная деспотия.
Таким образом, реальное социалистическое государство оказалось ничем не превосходящим предшествующие исторические типы государств, а во многих существенных отношениях явно им уступало.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: