Почему семья важна для воспитания будущих граждан

Обновлено: 05.07.2024

Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Без семьи невозможно полноценное воспитание человека. Здесь формируются его лучшие качества, созревает личность.Семья является моделью общества, в которой и с помощью которой ребенок осваивает историю, духовную культуру, традиции народа, свою родословную.

Родители, род, Родина, народ – неслучайно однокоренные слова. Это формула гражданского патриотизма, в основе которой лежит чувство Родины, ответственности и солидарности.

Семья составляет основную воспитательную среду ребёнка и выполняет следующие функции:

- обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;

- привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков;

- формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;

- обеспечение здорового образа жизни.

Родители должны осознавать свою воспитательную роль и нести ответственность за воспитание детей. Родители обязаны обеспечить условия для развития ребёнка, заниматься воспитанием детей, правильно строить отношения с детьми, сотрудничать в воспитании детей со школой и другими учреждениями.

Обычно родители организуют жизнь ребёнка на основе своих житейских представлений, подчиняясь общей организации жизнедеятельности своей семьи, личным потребностям и возможностям.

На развитие ребенка влияют социальные условия жизни:тип семьи (полная, неполная, многодетная, малодетная), её качественные характеристики (благополучная, неблагополучная);в городе или селе проживает семья; отношение к самому ребёнку в семье.

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых. Сотрудничество с семьей должно стать основой взаимоотношений школы с родителями.

Важным средством воспитания патриотических чувств является пример родителей. Пример – наглядный способ действия, который служит образцом для подражания. Авторитет родителей основывается на их личном социально одобряемом поведении, образе жизни, убеждениях, моральных качествах гражданина Отечества, человеческих качествах отца и матери, исполнении обязанностей члена семьи.

Есть белорусские семьи, в которых в различных формах и с помощью многообразных средств ведётся работа, связанная с патриотическим воспитанием детей на основании многих источников (книг, журналов, газет, кино- и телефильмов, воспоминаний ветеранов войны и труда). В гражданско-патриотическом воспитании подростков в семье неоценима роль произведений литературы и искусства. Художественные образы произведений литературы, кино, театра, живописи, скульптуры возбуждают у сыновей и дочерей чувство любви и благодарности к героям своего народа, отдавшим и отдающим себя и свои жизни во имя Родины, во имя будущих поколений.

В качестве форм работы школы с семьёй по гражданско-патриотическому воспитанию используются родительские собрания гражданско-патриотической направленности;проведение совместных выставок, конкурсов; привлечение родителей к организации праздников. Классные руководители приглашают на часы общенияродителей,которые могут рассказать учащимся о своей нелегкой и важной работе (врачи, пожарники, милиционеры, военные и др.), что способствует формированию у подростков чувства любви к Родине, родному краю, гордости за своё Отечество.

Привлечение детей к совместной деятельности со старшими, а именно сбор вторичного сырья, участие в волонтерских и благотворительных акциях, способствуют росту активности, самостоятельности, формирует самосознание и ответственность перед другими.

Походы и экскурсии родителей вместе с детьми по родной стране, поездки в музеи, театры при активной позиции родителей также способствуют выработке патриотических чувств.

Тест на выявление гражданского кругозора

Цель: выявить общие представления детей о своей стране.

Инструкция: учащимся 2-и 3-х клас сов предлагается в свободной форме ответить на вопросы:

1. Как называется страна, в которой ты живёшь?

2. Какой город является столицей нашего государства?

3. Кто является президентом Беларуси?

4. Что символизирует красный цвет на флаге нашей страны?

5. Как называется основной закон государства?

6. Почему на нашем гербе изображены цветки клевера и льна и колоски пшеницы?

7. Какая птица является символом Беларуси?

8. Какие заповедники и заказники Беларуси ты знаешь?

9. Каких известных людей Беларуси ты знаешь?

10. Какие памятные места Беларуси ты знаешь?

11. Какие народные праздники ты знаешь?

Обработка данных: за каждый полный и правильный ответ - 1 балл.

Тот, кто набрал 9 - 11 баллов, имеет достаточно полное представление о своей стране; 5 - 8 баллов свидетельствует о неполном представлении; 1 - 4 балла - слабое представление о своей стране.


Общественные деятели, педагоги, представители науки много говорят о сохранении традиционных семейных ценностей, но мало кто раскрывает для общественности их содержание и сущность. Истинные корни, многовековые устои семьи быстрыми темпами вытесняются информационной либеральной пропагандой из сознания современного общества. В п.78 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указано, что семья – это традиционная российская духовно-нравственная ценность [6].

Семья – это первый и главный воспитатель нового поколения, ведь духов-ное богатство личности, взгляды, интересы и потребности, направленность и способности во многом зависят от того, в каких именно условиях проходит процесс их формирования в детстве и юношестве. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности – одно из условий полноценного развития человека [5].
Традиционные семейные ценности - культивируемая в обществе совокуп-ность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Традиционные семейные ценности являются, как правило, результатом взаимодействия общества с религиозными нормами, основная цель которых – сохранение семьи. Эта форма ценностей постоянно культивируется и внедряется в жизнь молодой пары предыдущими поколениями, поддерживается наставлениями церкви.

Семейные ценности и традиции – это основа уклада крепкой и дружной семьи, имеющей будущее. Это устав семьи, как закон для гражданина и правила дорожного движения для водителей автомобилей. Традиционные семейные ценности регулируют жизнедеятельность членов семьи, способствуют сближению, укреплению взаимоуважения и взаимопонимания в семье.
Семейные ценности лежат в основе воспитания детей. Воспитание детей начинается с того, какие отношения строятся родителями в семье. Ребенок воспитывается не только целенаправленно, но и подсознательно, перенимая привычки и предпочтения старших. В условиях семьи начинается приобщение ребенка к культуре, формируются модели поведения. Семья дает ощущение преемственности поколений, принадлежность к истории своего рода, порождает идеалы патриотизма, может раскрыть способности и таланты каждого ее члена. К тому же именно семья оказывает огромное влияние на становление личности ребенка.

Традиционные семейные ценности можно классифицировать следующим образом:
- ценности, связанные с супружеством - ценность брака, благословление родителей на брак, нерасторжимость брака, патриархальная семья, обязанности супругов;
- ценности родительства - деторождение, многодетность, материнство, от-цовство;
- ценности родства - уважение и почтение старших, ценность родственни-ков;
- духовно-нравственные основы крепкой семьи - любовь, прощение, терпение, смирение, общение, взаимопомощь и взаимоподдержка, честность, верность, ответственность;
- семейные традиции.

Ценность брака. Согласно церковным традициям брак – нерушимый союз, единственная приемлемая форма совместной жизни мужчины и женщины, основанная на сохранении веры и взаимной любви, рождении и воспитании детей. Одной из главных традиционных семейных ценностей следует выделить нерасторжимость брака или один брак на всю жизнь. Развод противоречит традиционным канонам. Молодой семье необходимо стремиться к сохранению брака. Также ценность брака состоит в том, что является главнее, чем построение карьеры. В семье спасаются оба супруга, духовно вместе растут, совершенствуются, проявляя друг другу и детям любовь и терпение. Поэтому семья необходима каждому человеку.

Благословление родителей на брак. Эта православная традиция передается в России из поколения в поколение многие века. Дети, прежде чем, сочетаться браком, брали благословление у родителей. Родители имеют жизненный опыт и могут по духовным качествам будущих супругов определить возможность построения счастливой семьи.

Патриархальная семья, обязанности супругов. В христианской вере уста-новлено, что Господь это муж, а жена – церковь. Патриархальный тип семьи всегда был характерен для России. Муж как глава семьи не тиран и не деспот, а главный кормилец и главный носитель образца поведения – трудолюбия, мужества, жертвенности, любви, милосердия и т.д. Жена во всем спрашивает совета и слушается мужа, проявляет чувства кротости, покорности, смирения. Муж – единица, а жена ноль. Муж стоит впереди, а жена рядом, получается десять. В наше время, когда роль женщины в обществе возросла, сохранение главенство мужа в семье возможно больше на духовном уровне, независимо от зарплатных ожиданий супругов, трудовой занятости. В современной семье, когда женщины и мужчины одинаково работают, то и равно делят домашние обязанности. При этом главенство мужа в семье сохраняется. Традиционно сохраняется у женщины роль матери и хранительницы домашнего очага.

Ценность родительства. Ценности родительства включают убеждения о ценности детей и отношении к ним, мотивации деторождения, организации рождения детей, качество заботы и воспитания, о том, как должны строиться взаимоотношения между родителями и детьми, какие качества необходимо воспитывать в детях. Родители передают из поколения в поколение важные для супругов и родителей духовно-нравственные качества – верность, преданность, справедливость, честность, трудолюбие, любовь, терпение, смирение и многие другие [1].
Многодетность. Многодетная семья это традиция русского народа, это счастье, гордость и будущее России. Многодетная семья дает больше счастья и радости родителям. Дети вырастают в семейном коллективе, учатся делиться, заботиться друг о друге, помогают вместе родителям по домашнему хозяйству. Дети из многодетных семей менее эгоцентричны, а значит более успешные и счастливые. В России принято считать многодетную семью, в которой родилось 3 и более ребенка.

Отцовство. Отец играет важнейшую роль в воспитании детей. Семья со-стоит из мужа и жены, которые также в этой семье являются отцом и матерью. Каждый из них закладывает в ребенка определенные ценности, взгляды на жизнь, и отец во многом выполняет структурирующую роль для детей. Мать всегда любит своих детей, какими бы они ни были и что бы с ними ни происходило. Любовь отца другая, более рациональная, потому что мужчины всегда оценивающе воспринимают реальность. Отцовская любовь более строгая, где-то более трезвая, чем материнская любовь. Очень важно, чтобы дети видели труды отца, его заботу о них и его горячую любовь к их матери. Человек в жизни совершает много ошибок, поэтому отец становится для детей примером, как эти ошибки исправлять и не допустить новые [1].

Уважение в семье - значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и ценить мнения, чувства и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах. Важно не путать уважение и страх, дети должны уважать отца, а не бояться его. Уважение выражается в готовности принять чувства, потребности и мысли другого человека, не навязывать ему собственную точку зрения, а постараться понять его.
Также для любого человека важно общение, ему необходимо делиться ин-формацией, высказывать собственное мнение, получать советы и рекоменда-ции. Часто в семьях не построена нормальная система общения, и все свои радости и тревоги передаются друзьям.

Ответственность также воспитывается в семье. Ответственность должна присутствовать не только в трудовых буднях, но и перед семьей. Проявляя ответственность в семье, мы прививаем это качество каждому из членов семьи. Ответственность мы несем за поступки, за деяния детей.

Щедрость заключается в проявлении большей любви, внимания, времени к нуждам членов семьи.
Честность. Это основа продолжения любых отношений в семье. Важно поощрять честность, проявлять понимание и уважение, когда кто-то говорит о своих неправильных поступках.

Терпение проявляется в контролировании, сдержанности своих негативных эмоций в общении с другими людьми и с членами семьи. Терпение позволяет сохранить отношения в семье, так как после возмущения, вспыльчивости, криков, членам семьи сложно восстановиться, простить близкого человека. Терпение – это одна из важных семейных духовно-нравственных традиций.
Важное место в традиционных семейных ценностях занимают традиции. В традиционной семье важным объединяющим фактором являлась совместная деятельность.

Целью традиций должны стать гуманные ориентиры - здоровый образ жизни, патриотическое воспитание, помощь близким родственникам. Например, сбор всей семьи на праздник у родителей в День семьи, любви и верности, посещение храма в воскресное утро, помощь нуждающимся, совместный просмотр советского кино, выезд на природу или лыжную прогулу, посещение музея или выставок, чтение стихов, совместные огородные и садовые работы, организация семейных праздников, первый снеговик зимой, изготовление скворечника для птиц, ведение летописи своей семьи. У каждой семьи формируются свои традиции. Отметим, что традиция семьи, предусматривающая исключительно посещение развлекательных и игровых центров несет губительную силу для всей семьи, поскольку не содержит созидания, творчества, труда. Развлекаясь, душа растрачивается, опустошается, что часто приводит к семейным конфликтам. Важно, чтобы традиции несли в себе чувство прекрасного, положительного образа, усердие и патриотизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование гражданственности человека как личности. Элементы гражданственности, нравственная и правовая культура. Обязанноси человека по отношению к своему государству и другим гражданам.

Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Сегодня мы постараемся разобраться, как же мы воспитываем своих дорогих детей.

Итак, что же такое гражданское воспитание?

Это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием.

Многие помнят знаменитую фразу Владимира Маяковского о том, что человек может не быть поэтом, но гражданином быть обязан. В настоящее время извечные ценности стали уходить на второй план, поэтому эта проблема встаёт особенно остро. Гражданское воспитание школьников подразумевает прививание детям интернациональных, патриотических чувств, знакомство с правовой, нравственной культурой.

Это и собственное достоинство, внутренняя дисциплинированность, доверие и уважение к государству, другим гражданам. Значение гражданственности трудно переоценить, ведь это важный духовно-нравственный фактор, который призван сохранять общественную стабильность, безопасность и независимость государства.

В чем же особенности школьного гражданского воспитания?

Наши усилия в школе направлены на социализацию личности. Повышение у ученика чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции, патриотизма. Мы должны способствовать неприятию норм поведения, являющихся антиобщественными. Стараемся сформировать патриотические чувства, чувства гордости за свою страну. Прививая школьникам любовь к окружающему миру, природе, способствуем закладыванию основ экологической культуры. А также формируем активную гражданскую позицию посредством школьного самоуправления.

Чтобы работа по развитию у ребёнка гражданского самосознания была более эффективной, оно должно прививаться и дома. .

Гражданин – это сплав знания, ума и совести. Утрата хотя бы одного из этих слагаемых делает в сущности невозможным гражданский образ мыслей и поступков.

Пагубное влияние на сознание детей оказывают и те взрослые, которые часто выражают вслух в минуту раздражения или усталости неудовольствие по поводу каких-либо временных трудностей в нашей жизни, передают услышанные где-то обывательские слухи. Эти разговоры опасны для школьников, не имеющих еще твердых взглядов и убеждений, потому что они заражают их душу ядом сомнения, неверия, прививают пренебрежительное отношение ко всему, что делает человека выше, сильнее, благороднее. Взрослый, говорящий о наших недостатках со злорадством, а не с позиции человека, который тоже несет ответственность за имеющиеся недостатки, прививает и детям иждивенческие, не гражданские взгляды и чувства. Важно сейчас не оставить наших подростков один на один со сложной действительностью, не отгораживаться от них, а вместе с ними искать истину, осознавать объективность общечеловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии человеческих отношений.

Семья, как и школа, должна сосредоточить основное внимание на том, чтобы:

– воспитывать у своих детей любовь к идеалам гуманизма, зажигать их передовыми идеями и взглядами; учить всегда и везде страстно отстаивать свои идеи и убеждения;

– вырабатывать у школьников потребность при всех обстоятельствах поступать в соответствии со своими убеждениями и взглядами на жизнь.

Родители должны добиваться того, чтобы лучшие устремления подростков всегда находили свое отражение в их делах. Эта педагогическая задача не вызывает особых затруднений в семьях, где родители живут активной жизнью общества, руководствуются в своих мыслях и действиях общественными интересами. Такие отцы и матери раскрывают перед детьми лучшие стороны своей личности, а потому вызывают стремление подражать им. Если отец или мать не замыкаются в четырех стенах своей квартиры, то это обязательно, конечно, скажется на всем укладе семейной жизни. В подобной семье дети в течение дня не один раз убеждаются, что человека должен радовать не только свой личный успех, огорчать не только своя беда. Когда отец, мать рассказывают дома о своих интересных и полезных делах, а дочь, сын – о своих школьных, то родители получают возможность постепенно незаметно для детей формировать их общественные взгляды и общественную активность.

Надо иметь в виду, что подросток ищет себя, думает, имеет право на ошибку, на свое место и позицию. Пусть ищет, думает, ошибается, но находит свой собственный путь в этот мир, лишь бы он был осознан, прочувствован, выстрадан, нес заряд гуманизма, помогал жить.

Родители должны работать над принятием детьми универсальных, общечеловеческих ценностей, над уважением их к человеческой жизни.

Настоящий патриотизм неразрывно связан с уважением к другим народам, к их обычаям, быту, культуре, национальным традициям. Национальная ограниченность, проявление в какой бы то ни было форме национального высокомерия, шовинизма чужды истинному патриоту. Интересно в этом свете отношение ребят к армии, ее назначению в эпоху новых отношений, абсурдности войны и стремления к мирной жизни.

По данным опроса 43% ребят считают, что конкретно нашей стране армия нужна.

а 7% на вопрос совсем не ответили.

Подростковый возраст является наиболее ответственным и благоприятным периодом для воспитания гражданственности. Именно в этом возрасте происходит существенная перестройка организма подростка, его психических процессов, активизация всей его жизнедеятельности. Формирование гражданственности является целенаправленным процессом выработки у подростков гражданского сознания, чувств и привычек поведения, жизненной позиции. В семье необходимо создавать условия для систематического упражнения подростков в нравственных поступках с целью формирования готовности к истинно гражданскому поведению. Нравственное содержание гражданственности характеризуется бескорыстным отношением личности ко всему, что ее окружает. Задача родителей видится в формировании у детей качеств творчески мыслящей личности, лишенной догматизма, способной понять точку зрения своего оппонента, терпимой к инакомыслию, привычной к многообразию мнений, то есть в воспитании терпимой к инакомыслию личности.

Памятка для родителей

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

5. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).

7. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

8. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

9. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.

Воспитательное воздействие человек испытывает на протяжении всей свой жизни. Оно начинается с первого ласкового прикосновения матери и продолжается в процессе взросления через общение, наглядные примеры и жизненные ситуации.

Воспитание семейное – ядро, на базе которого строится успешное воздействие других воспитательных институтов: школы, социума, искусства и т. д.

Что включает в себя понятие семейное воспитание, каким оно должно быть с точки зрения педагогической науки, попытаемся разобраться в нашей статье.


Сущность определения

По сути, воспитание в семье начинается еще в утробе матери. Ведь давно доказан тот факт, что на определенной стадии развития ребенок начинает ощущать настроение матери, ее самочувствие, отношение к происходящему.

Если появление малыша ждут, разговаривают с ним, представляют, каким он появится на свет, то он чувствует защищенность, ему спокойно. Поэтому и развитие всех физиологических и психологических процессов происходит своевременно и правильно.

В чем же особенности воспитания в семье и почему этому процессу отводится такая большая роль?


Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на формирование личности. При этом специфика этого воздействия определяется тем, что семьей называют и ее членов, и место, где малыш постоянно проживает. Следовательно, семейные отношения – единственная возможность ежеминутно влиять на сознание и развитие ребенка.

В первые годы жизни малыша семья заменяет ему все воспитательные факторы:

  • Социум (родители и другие близкие родственники являются его общественным окружением);
  • Искусство и литературу (восприятие источников происходит через призму отношений взрослых);
  • Друзей (малыши в этом возрасте еще не могут делать четких разграничений между собой и другими людьми);
  • Информационные источники (их предоставляет семья в том объеме и содержании, в котором считает нужным).

Следовательно, на раннем этапе развития личности семья как фактор воспитания является единственным источником воздействия на подрастающего человека. Этот тезис уже не требует доказательств, так же как и утверждение, что дети являются точной копией родителей.

Специфика воздействия

Семья как институт воспитания в процессе воздействия на личность целенаправленно или на уровне подсознания выполняет ряд функций:

  1. Репродуктивная. Продолжение рода – задача скорее интуитивная. Это заложенная на генетическом уровне потребность производить себе подобных.
  2. Социальная. Взрослые члены семьи передают годами сложившийся социальный опыт, навыки общения в социуме, правила и запреты в поведении.
  3. Хозяйственная. Эта функция включает в себя возможности обеспечения уровня материального благополучия конкретной семьей.
  4. Эмоциональная. Задача семьи – обеспечить удовлетворение малыша в гармоничном общении, любви, принятии и психологическом комфорте.

Несмотря на то, что семья является основой воспитания, она все равно подвержена влиянию общества. Ведь интимность родственной связи, кровные узы, общее мышление и нравственные устои не исключают взаимодействия с социальной средой, к которой младшее поколение начинает постепенно приобщаться, посещая детский сад, школу, общаясь со сверстниками.

Поэтому нужно рассматривать семью как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя.

Цели, содержание, методы

Содержание семейного воспитания у всех родителей разное. Однако все воспитательные процессы (как на интуитивном, так и осознанном уровне) подчиняются одной цели: сформировать такую среду воспитания и развития, при которой личность вырастет нравственной, интеллектуально и физически развитой, готовой решать проблемы жизненных реалий.

При этом семья как фактор воспитания обязана использовать все виды воздействия на ребенка, чтобы его развитие было гармоничным.

Семейное воспитание должно включать в себя такие направления:


То, каким образом, в какой последовательности и объеме воплощаются данные факторы, зависит от особенностей определенной семьи.

К ним относятся такие индивидуальные семейные черты:

  • Состояние физического здоровья всех членов ячейки общества;
  • Психологический климат отношений;
  • Генетические особенности;
  • Материальное положение;
  • Социальный статус;
  • Моральный и культурный потенциал;
  • Количество членов семьи.

Исходя из этих факторов, происходит выбор методики воспитательного воздействия.

Методику подбирают так, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на личность ребенка в воспитательных целях.

Различают такие методы правильного воспитания:

  • Убеждение;
  • Похвала;
  • Перспектива;
  • Наказания;
  • Пример из личной жизни.

Для того чтобы правильно сориентироваться в выборе методов, родители должны учитывать интересы, способности, особенности психического и эмоционального развития детей.


Принципы семейного воспитания

Сущность принципов воспитания в семье сводится к таким общим положениям:

  • Уважение к желаниям, потребностям и интересам ребенка;
  • Признание крохи полноправным членом не только семейного общества, но и социального окружения;
  • Восприятие достоинств и недостатков личности в качестве его индивидуальности;
  • Формулирование требований, соответствующих возрастным и индивидуальным способностям ребенка;
  • Создание атмосферы, отвечающей комфорту в эмоциональной, душевной и физической сфере;
  • Обеспечение необходимой помощи в сложных для детей жизненных обстоятельствах;
  • Соблюдение последовательности и регулярности предъявляемых требований.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что воспитание начинается с семьи и продолжается в новой ячейке общества, которую создают выросшие и сформированные личности.

При этом негативное воздействие родительского воспитания проявляется так же ярко, как и положительное.


Рассмотрим факторы, которые не содействуют гармоничному развитию подрастающего человека, а мешают развивающейся личности:

  • Чрезмерное внимание материальным ценностям;
  • Отсутствие или недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности вещей;
  • Недостаточное внимание нравственному и духовному развитию;
  • Авторитарность, подавление собственных интересов, мыслей и стремление детей, навязывание своего мнения;
  • Отсутствие наказания, поощряющее вседозволенность;
  • Жестокость, применение физического насилия в виде наказания;
  • Фанатизм в следовании выбранной методики воспитания.

Следует отметить, что понятия положительных и отрицательных факторов воздействия на ребенка, не носят категоричного характера. К исключениям относятся лишь противоправные деяния взрослых и случаи физического насилия в семье. Во всех остальных случаях выбор методов, принципов и содержания семейного воспитания зависит исключительно от индивидуальных характеристик и особенностей ячейки общества.

Несколько советов

Мир и гармония в семье, уважительное отношение, понимание и сочувствие, принятие индивидуальных особенностей личности – залог успешности семейного воспитания.

Эмоциональная наполненность положительными эмоциями от самых близких и родных людей позволит маленькому человеку стать настоящей взрослой личностью, которая умеет нести ответственность за свои поступки, четко ставить цели и следовать им.

Читайте также: