Почему приказная система центрального управления была заменена коллежской

Обновлено: 02.05.2024

Финансами государства занимались: камер-коллегия — собирала доходы; штатс-контора — следила за расходами и составляла роспись доходов и расходов; ревизион-коллегия — проверяла счета и осуществляла финансовый контроль за сбором и расходом казенных средств.

Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии (горное дело), Мануфактур-коллегии (легкая промышленность).

Вотчинная коллегия ведала земельными вопросами, регистрировала земельные сделки и решала земельные споры. Главный магистрат управлял дворянским землевладением и городскими сословиями. Обе коллегии иначе именовались сословными.

Судебную систему страны возглавляла и курировала Юстиц-коллегия. Она была судебным и апелляционным органом.

С Церковью Петр обошелся так же, как с любым государственным учреждением: учредил Духовную коллегию как орган церковного управления, которую позже переименовал в Святейший правительствующий синод и вывел из-под юрисдикции сената с непосредственным подчинением царю.

Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы учреждений. В результате учреждения сената и коллегий возник четко организованный бюрократический управленческий аппарат. В 1722 г. царь утвердил Табель о рангах (1722 г.) — все должности в гражданской, военной и придворной службе разделил на 14 классов. Теперь каждый чиновник или офицер должен был начинать службу с низшего, 14-го, класса, постоянно продвигаясь по службе. Знатность рода и слава предков роли больше не играли. Табель о рангах определял чины и должности, исходя лишь из личных заслуг, способностей и преданности царю.

Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, трех-четырех коллежских советников и четырех коллежских асессоров (заседателей), а также включала штат вспомогательного персонала. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

35. Перестройка высших органов управления при Петре Первом

35. Перестройка высших органов управления при Петре Первом Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть в стране при абсолютной монархии принадлежит императору. Армию возглавляет император: он считается главнокомандующим. Высший идеологический институт

37. Перестройка местного управления и формирование новых территориальных единиц

37. Перестройка местного управления и формирование новых территориальных единиц В начале XVIII в. Петр решил избавиться от старой системы местных органов: появилась необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах, а поводом стали постоянные крестьянские

2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры

2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются

4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации

4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и органы исполнительной

1. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления

1. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином

1. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления

1. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления Деятельность Российского государства по охране здоровья населения является конституционной обязанностью и важнейшей функцией государства. В

Современное состояние системы управления ЖКХ

Современное состояние системы управления ЖКХ Рынок ЖКУ представляет собой сферу общественной деятельности, в которой заняты миллионы людей, проходят огромные финансовые потоки, миллиарды рублей жителей, оплачивающих услуги ЖКХ. Более того, УК и ТСЖ (ранее ДЕЗы и РЭУ)

IV. ЗАПАД И ПЕРЕСТРОЙКА

IV. ЗАПАД И ПЕРЕСТРОЙКА Мы постоянно интересуемся, как наша перестройка воспринимается за пределами страны, и в частности на Западе. Не любопытства ради, а по обязанности политиков. Видим, что процессы перестройки вызывают нарастающий интерес не только сами по себе, не

Статья 54 Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

Статья 54 Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1. Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение

1.3. Единство системы государственного управления: взаимосвязь государственной власти и государственного управления

Данная статья является продолжением цикла статей о внутренней политике Петра I. Предыдущую статью о реформах Петра Великого в социальной сфере можно найти и прочитать здесь . Реформы в политико-правовой сфере также носили весьма двоякий характер: с одной стороны Петр I копировал западные политические институты, с другой – делал так, что самодержавие в стране только усиливалось.

Государственное управление

В 1704 году была упразднена Боярская Дума, которая стала окончательно неэффективна уже в конце XVII века.

В 1711 году был учрежден Сенат , заменявший Боярскую Думу. В руках Сената была сосредоточена законосовещательная и судебная власть, орган возглавлял генерал-губернатор. Первым эту почетную должность занял Павел Иванович Ягужинский.

Одновременно с Сенатом была создана должность фискалов, а в 1722 году появилась прокуратура. В задачу фискалов входил негласный надзор за деятельностью правительственных учреждений в столице и других городах, они обязаны были сообщать о любых нарушениях и злоупотреблениях, при этом получали половину штрафа, который взимался с провинившегося чиновника, или половину конфискованного имущества. При этом фискалы не несли ответственности за ложные доносы.

Сенат находился под контролем Императора. Связь правителя с частями системы управления осуществлялась с помощью Кабинета, который с 1704 года стал личной канцелярией царя.

Исполнительная власть к концу XVII века была представлена 44 приказами, многие из которых дублировали функции друг друга. Замена приказов коллегиями происходила в 1717 – 1721 гг. Всего было учреждено 11 коллегий.

Финансами заведовали три коллегии, у каждой из которых был строго ограниченный круг обязанностей: сбором налогов руководила Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия распоряжалась расходами, Ревизионная коллегия контролировала доходы и расходы.

Экономикой России также управляли три коллегии. Легкой промышленностью заведовала Мануфактур-коллегия, горным делом Берг-коллегия, внешней торговлей – Коммерц-коллегия.

Была учреждена Вотчинная коллегия, которая занималась земельными тяжбами и вопросами о наследстве. Всеми судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.

Главный Магистрат и Синод обладали тем же статусом, что и коллегии. Задачей Главного Магистрата, организованного в 1720 году, являлся контроль за городскими магистратами – местными выборными органами управления. Местами в городских магистратах быстро завладело богатое купечество, которое притесняло мелких ремесленников, однако городская реформа дала купцам большую свободу, что положительно сказалось на развитии торговли.

Синод был учрежден в 1721 году, во главе его стоял обер-прокурор. Еще в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана, новый патриарх не был назначен. Вместо него был создан специальный орган, в обязанности которого входил надзор за церковной организацией, а вместо патриарха был назначен лишь местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. После долгой подготовки, 25 января 1721 года был окончательно сформирован Синод, который стал высшим органом церковно-государственного управления РПЦ. Таким образом, церковная власть была подчинена светской.

Среди центральных учреждений особняком стоял Преображенский приказ, возникший в XVII веке. Он, по сути, был карательным учреждением и заведовал политическим сыском, судил участников восстаний и заговоров, слишком рьяных противников реформ и т.д.

В целом коллежская система отличалась от приказной более четким распределением обязанностей между центральными ведомствами. Коллегии функционировали эффективнее и за счет малого состава: президент, вице-президент, четыре советника и четыре ассистента составляли каждую коллегию. Все решения внутри коллегии принимались большинством голосов ее членов.

Прежнее деление дворянства на чины было ликвидировано. Теперь служебная лестница состояла из 14 рангов: первый был самым высоким (фельдмаршал в армии, генерал-адмирал на флоте, канцлер – на гражданской службе), последний, четырнадцатый – самым низким (прапорщик и коллежский регистратор).

Теперь неродовитые дворяне получили возможность выдвинуться благодаря своим способностям. Среди тех, кому удалось сделать карьеру, такие деятели, как генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, дипломаты П. А. Толстой, И. И. Неплюев и другие.

В октябре 1721 года по прошению Сената Петр I принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Соответственно, Россия стала Империей. Это случилось после завершения Северной войны со Швецией, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. Международный авторитет России после этой победы и с принятием Петром I нового титула значительно вырос.

В 1718 году царевич Алексей, который являлся единственным наследником трона, был обвинен в измене и казнен. После этого, в 1722 году был принят указ о престолонаследии, который предусматривал назначение наследника престола по воле монарха. Принятие данного указа впоследствии станет одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.

Административно-территориальное устройство

С 1708 по 1710 гг. была проведена губернская реформа. Ранее административная система России была представлена уездами, которые непосредственно подчинялись приказам. Теперь между приказами и уездами были введены две новые территориальные единицы – губернии и провинции.

Территория страны была поделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская), которые возглавлялись губернаторами. Губернии делились на провинции (во главе с комиссарами/воеводами), провинции – на уезды (во главе с земскими комиссарами), состоящие примерно из 2000 дворов.

Областная реформа повлекла за собой изменения в аппарате управления: ратуша утратила свое значение и больше не была центральным казначейством страны, были упразднены областные приказы.

К 1719 году основной единицей административного управления стала провинция (их насчитывалось около 50)

В результате административных преобразований в России завершилось становление абсолютной монархии. Новая система управления позволяла Петру I контролировать страну с помощью аппарата чиновников, полностью подчиненных ему.

Создание иерархии учреждений, а также регламентов, уставов и наставлений повлекло за собой формирование российской бюрократии. Эта бюрократия сосредоточила в своих руках значительную власть. Петр I пытался бороться с всевластием чиновников с помощью фискалов и прокуратуры, однако иных форм контроля монархическая власть не предусматривала, поэтому контроль над бюрократией давал ничтожные результаты и при Петре, и при его последователях.

Городское самоуправление

В 1702 году был подписан указ, согласно которому управление городами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные дворяне. В поддержку интересов дворянского сословия были созданы дворянские советы, в которых заседали представители дворянства. С 1705 дворянские советы приобрели статус обязательных.

С 1699 года началась реформа городского управления. Появились бурмистерские палаты (советы избранных от города должностных лиц). Со временем бурмистерская палата стала называться Ратушей. Она контролировала сбором и доставкой в Москву государственных налогов, сборов и пошлин.

В остальных городах органами власти стали земские избы и бурмистры.

В 1720 году в Петербурге был создан Главный Магистрат по западноевропейскому образцу. Этот орган регулировал деятельность городских магистратов.

В 1721 году Главным магистратом был подписан регламент, согласно которому все крупные города России разделялись на 5 классов, а население всех городов делилось на податное и неподатное.

В 1724 г. ратуши переименованы в магистраты. В составе магистратов были бургомистр (мэр, избирался населением) и ратманы (избранные из высших сословий под надзором воевод).

В целом городская реформа не была завершенной, однако Петровские нововведения надолго стали основой системы городского управления в России.

Основным недостатком реформы является противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые быстро подавили и взяли под контроль деятельность органов местного самоуправления.


С 1711 года император решил создать центральное координационное правление в соответствии с западноевропейским прототипом. Петр 1 сознательно выбрал шведский коллегиальную систему. Этот же порядок рекомендовал ученый-теоретик Лейбниц.

Государь сделал два шага для достижения цели:


  • отправил за рубеж людей для ознакомления с бюрократической практикой управления и канцелярией;
  • из-за границы пригласил специалистов в этой области для развития коллегиального регламента на местах.

Иностранные знатоки при всей значимости никогда не занимали руководящих постов. Высшим назначением для них была должность вице-президента. Правителями объявлялись представители русского народа. За этим император следил лично.

Причины реформ


В 1717—1719 годах ликвидировались устаревшие государственные органы управления. Вместо них пришли новые организационные структуры, подходящие для петровской обновленной России. Создание Сената в 1711 году стало основой для формирования структуры отраслевого координирования. Устаревшие приказы часто повторялись и выполняли аналогичные функции, что приводило к путанице. Некоторые вопросы хозяйствования совсем не попадали под действие порядка и не охватывались приказной системой.

По мнению царя, такие учреждения должны были служить заменой неповоротливому приказному порядку и усовершенствовать принципы регулирования путем:

  • подразделения ведомств в соответствии с отраслями экономики, обороны и другими направлениями;
  • решения дел в совещательном порядке.

Периодом создания коллегиальной системы управления при Петре 1 считается 1717 год. Смена приказного строя в границах целого государства оказалась кропотливым делом. Приказы постепенно подчинялись коллегиям или поглощались ими.

Эволюция структуры

В первые годы изменений была создана Торговая коллегия при содействии иностранцев. Из Швеции и Германии присылались опытные деятели юриспруденции и чиновники для реформаторской работы.

Коллегии при Петре 1 и их функции:


  • Военная коллегия управляла сухопутными войсками, работала в период с 1719—1802 год.
  • Адмиралтейская — координировала деятельность флота (1717−1827).
  • Иностранных (чужестранных) дел — ведала контактами с другими странами (1718−1831).
  • Берг-магистратура была главной в тяжелом производстве (1719−1806).
  • Мануфактурный синод заведовал легкой промышленностью (1719−1806).
  • Юстиц-орган был генеральным регулировщиков в области судопроизводства (1718−1781).
  • Коммерц —управляла торговыми делами (1719−1804).
  • Камер- коллегия соотносила государственные налоги и доходы (1718−1800).
  • Штатс-контора учитывала расходы в масштабах государства (1717−1781).
  • Ревизионное собрание осуществляло контроль состояния финансов (1717−1787).
  • Вотчинная — управляла решением вопросов в области земельного законодательства (1721−1785).
  • Главный магистрат осуществлял регулирование общественного устройства городов (1720−1795).

Работу коллегий контролировал Генеральный регламент, который Петр 1 утвердил 28 февраля 1720 года. Впоследствии формирование утратило свое значение после составления Свода законов России. Генеральный регламент являлся уставом, в соответствии с которым коллегии и все принадлежащие к ним конторы и канцелярии вершили дела. Областью действия считались внутренние земские учреждения империи и организации ближнего и дальнего зарубежья.

Регламент осуществлял системное делопроизводство, которое впоследствии получило определение коллежского в соответствии с наименованием отраслевых подразделений — коллегий. Петр 1 уделял внимание совещательному принятию вопросов на общих собраниях.

Недостатки в системе

Грандиозный замысел императора не был претворен в жизнь в полной мере. Четкого разграничения обязанностей и выдачи плана каждому служащему не произошло. Коллеги подменяли один другого при необходимости, по аналогии с когда-то действующими приказами. Например, Мануфактура, Берг и Коммерц-отделения выполняли похожие обязанности.


Коллегиальная система разрабатывалась без учета того, что в структуре осталось неподконтрольным просвещение, почта, медицина, полиция. Постепенно консолидация наполнялась новыми подразделами и стала приобретать законченную структуру. Например, аптекарский приказ, существовавший в Петербурге (новой столице) с 1722 года, реформировался в Медицинскую коллегию. В 1725 году это формирование стало именоваться Медицинской канцелярией.

Для Петра 1 важным в этих реформах было то, что они проводились на западный манер. Правление государя отличалось стремлением реформировать структуру государства именно в этом направлении. Большинство объединений вводились не потому, что они считались необходимыми элементами. Основной причиной нововведений было стремление перекопировать черты управления западных стран.

Примером служит полное соответствие трех денежных структур (Штатс-конторы, Камер и Ревизион-коллегии) шведским аналогичным консолидациям. Большинство объединений просуществовали долго, несмотря на такое положение. Коллегии были упразднены только в результате реформ Екатерины 2 и Александра 1.

Деятельность и значение

Сенат назначал коллегиальных руководителей (вице-президентов). Для выбора президента консолидации требовалось мнение императора.

Помимо упомянутых должностей, в структуру совета входили:


  • советники — 4;
  • заседатели (асессоры) — 4;
  • канцелярский актуариус для составления актов и учета;
  • секретарь;
  • переводчик;
  • регистратор;
  • подьячие.

Президент представлял главную персону в собрании, но не выносил постановлений без согласия коллегиальных членов. Вице-президент выполнял обязанности главы, если тот отсутствовал, в остальное время помогал президенту в повседневной работе. Собрания объединения проходили каждый день с перерывом на праздники и воскресенья. Начиналась работа в 6 или 8 часов утра, в зависимости от сезона, и продолжалась на протяжении 5 часов.

Материалы дела в канцелярии подготавливались к обсуждению. Оттуда поступали в коллегиальное общее присутствие, где подвергались критическим замечаниям или принимались голосованием. Решения, которые отклонялись коллегиальным большинством, поступали на рассмотрение в Сенат. Этот высший орган был единственным, кому подчинялась любая консолидация.


При каждом объединении работал прокурор, который координировал правильность решений и сроки вынесения вердиктов по поступающим делам. В его обязанности входил контроль исполнения коллегиальных указов самим управленческим формированием и подчиненными структурами. Не последняя роль отводилась секретарю, который отвечал за делопроизводство, подготовку бумаг к обсуждению. Референт вел учет справочной работы, оформлял решения в положенном виде, вел записи-таблицы об исполнении дел, хранил печать органа.

Полное формирование системы завершило процесс централизации камер государственного аппарата. Новый департамент отличался от старой приказной структуры строгим распределением ведомственного подчинения и общими нормативами деятельности в соответствии с генеральным регламентом. Создание коллегиального управления нанесло сильный удар по мошеннической системе местничества, которая перестала существовать в 1682 году.

Военная и Адмиралтейская коллегия

Приказ о формировании Военной консолидации Петр 1 подписал в 1719 году, но началом ее деятельности считается 1720-й. В общий состав ведомства входили 454 солдата. Всего собрание насчитывало 530 лиц, приписанных к капитулу. Несколько десятков мест (около 80) постоянно были свободными, так как в стране не хватало профессиональных офицерских кадров.


Военное ведомство делилось на три подразделения:

  1. Армейское — регулировало существование сухопутных войск.
  2. Артиллерийское — занималось делами огнестрельных орудий и стрелковых военнослужащих.
  3. Гарнизонное — регулировало караульные и гарнизонные части.

Лицами, кто возглавлял коллегию при Петре 1, были Репин А. И. и Меньшиков А. Д. Ведомство перестало существовать после указа государя и передало обязанности соответствующему Министерству.

Адмиралтейство сформировалось для управления гражданским и военным флотом. С начала работы им командовал Апраксин Ф. А. Ведомство контролировало верфи, корабельную артиллерию, решало проблемы военнослужащих. Объединение занималось провиантом, казначейством, вопросами обмундирования, закупкой и поставкой материалов. Впоследствии перешло под управление Морского Министерства.

Иностранное и Вотчинное объединения


Объединение иностранных дел преобразовывалось из Посольского приказа. Во все время функционирования им правил Головки Г. И. Коллегия представляла собой прототип Министерства иностранных дел и решала вопросы сотрудничества с другими странами.

Иностранное ведомство переформировалось из Поместного приказа и решало земельные вопросы. Служба регистрировала владения и поместья, движение собственности от одного хозяина к другому, выдавала государственные площади в пользование. Отдел занимался конфискацией наделов и другими спорными вопросами. До 1727 года служба располагалась в Москве, но затем переместилась в Санкт-Петербург.

Берг и Мануфактур-капитул


Берг-коллегия стала самостоятельной структурой для контроля работы горно-рудной и тяжелой промышленности. Ее рабочие центры находились в Сибирском и Уральском регионе. При Петре 1 ведомством управлял Брюс Я. В. Коллегия совмещала свою деятельность с работой Мануфактур-объединения, поэтому Брюс был назначен руководителем обеих структур. Деятельность направлялась на расширение тяжелой отрасли и увеличение количества заводов.

Мануфактур-объединение создавалось для строительства тканных и текстильных фабрик — основных структурных элементов легкой промышленности. В 1722-м коллегия ликвидировалась, а восстановление произошло только в 1742 году. Аналогичная остановка деятельности случилась в 1779—1796 году. Приказ о ликвидации был подписан в 1806-м.

Коммерц и Камер-собрание

Вначале Коммерц-объединением руководил Апраксин, но затем в руководителях значился Толстой П. А. Следующим был Бутурлин И. Ф. Ведомство решало вопросы, которые возникали в процессе торговых операций. В 1731 году система приняла на себя обязанности Берга, Главного магистрата и Мануфактур-коллегии. Екатерина подписала указ об упразднении службы, но после ее смерти Павел 1 продлил работу объединения до 1804 года.

Камер-служба являлась любимой структурой Петра, так как она решала вопросы, связанные со взиманием налогов. На протяжении всего существования объединение возглавлял Голицин Д. М., затем Кошелев. Последним руководителем был Плещеев А. Л. В 1785 году службу прикрыли, но из-за многочисленных откупов ее вновь открыли в 1797 году.

Штатс и Ревизион служба


Штатс-контора выполняла контроль государственных расходов. Структура организации была скопирована со шведской модели и полностью ее повторяла. Она перешла под управление Сената в 1723 году. Самостоятельность организации возвратила Анна Иоановна в 1730 году. Ликвидировала службу Екатерина 2.

Ревизион-ведомство занималось координацией финансовых потоков в государстве. Управлял работой службы Долгоруков Я. Ф. В последующие годы коллегия перешла под руководство Сената (1723−1725). После возвращения самостоятельного статуса руководил отделением Бибиков И. И. Службу ликвидировала Екатерина 2.

Юстиц-контора и Главный магистрат

Главный магистрат формировался в качестве единого объединения для координирования городских управлений отдельных городов. Помимо этого, служба утверждала судебные вердикты гражданского и уголовного характера и контролировала налоговые сборы в населенных пунктах. Президентом ведомства был Трубецкой Ю. Ю., затем служил Долгоруков А. Г. После смерти царя магистрат переименовался в Ратушу. Он прекратил существование в 1795 году.

\u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0421\u0435\u043d\u0430\u0442\u0430 \u0432 1711 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u043b\u043e \u0441\u0438\u0433\u043d\u0430\u043b\u043e\u043c \u043a \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044e \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u043e\u0432 \u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u043b\u0435\u0432\u043e\u0433\u043e \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u2014 \u043a\u043e\u043b\u043b\u0435\u0433\u0438\u0439. \u041f\u043e \u0437\u0430\u043c\u044b\u0441\u043b\u0443 \u041f\u0435\u0442\u0440\u0430 I \u043e\u043d\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0437\u0430\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u044c \u043d\u0435\u043f\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0442\u043b\u0438\u0432\u0443\u044e \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0443 \u043f\u0440\u0438\u043a\u0430\u0437\u043e\u0432 \u0438 \u0432\u043d\u0435\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u0432\u0430 \u043d\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430:

\u0421\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u0435\u0434\u043e\u043c\u0441\u0442\u0432 (\u043f\u0440\u0438\u043a\u0430\u0437\u044b \u0447\u0430\u0441\u0442\u043e \u043f\u043e\u0434\u043c\u0435\u043d\u044f\u043b\u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0430, \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u044f \u043e\u0434\u043d\u0443 \u0438 \u0442\u0443 \u0436\u0435 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u044e, \u0447\u0442\u043e \u0432\u043d\u043e\u0441\u0438\u043b\u043e \u0445\u0430\u043e\u0441 \u0432 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435. \u0418\u043d\u044b\u0435 \u0436\u0435 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438 \u0431\u044b\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0438 \u0432\u043e\u0432\u0441\u0435 \u043d\u0435 \u043e\u0445\u0432\u0430\u0447\u0435\u043d\u044b \u043a\u0430\u043a\u0438\u043c-\u043b\u0438\u0431\u043e \u043f\u0440\u0438\u043a\u0430\u0437\u043d\u044b\u043c \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c).
\u0421\u043e\u0432\u0435\u0449\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u043a \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u0435\u043b.
\u0424\u043e\u0440\u043c\u0430 \u043d\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u043e\u0432 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0437\u0430\u0438\u043c\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0430 \u0432 \u0428\u0432\u0435\u0446\u0438\u0438 \u0438 \u0432 \u0413\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0438\u0438. \u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0435\u0433\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430 \u043a\u043e\u043b\u043b\u0435\u0433\u0438\u0439 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u043b\u043e \u0448\u0432\u0435\u0434\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e.">]" data-test="answer-box-list">

maww

В 1718—19 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством).
Совещательный порядок решения дел.
Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.


Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. В 1802 году коллегии были встроены во вновь созданную систему министерств и с её развитием постепенно упразднены.

Содержание

Причины образования коллегий

В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

  1. Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством).
  2. Совещательный порядок решения дел.

Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.

Эволюция системы коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.

Уже в 1718 году был принят реестр коллегий:

    (внешняя политика).
  1. Казённых сборов.
  2. Юстиц-коллегия. (торговля).
  3. Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам). (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов) (промышленность и добыча полезных ископаемых).
  4. Ревизион-коллегия. (армия). (флот).

В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.

Около 1720 года учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, с 1762 года получившая название Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, занимавшаяся административно-судебными вопросами присоединённых шведских провинций, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи.

В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, а в 1722 году Берг-Мануфактур-коллегия разделилась на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию.

Генеральный регламент

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).

Работа коллегий

Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.

Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.

Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.

Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.

При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.

Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

Значение коллегий

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Кроме того, создание коллегий нанесло последний удар по системе местничества, отменённой ещё в 1682 году, но имевшей место неофициально.

Минусы в работе коллегий

Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.

Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.

Читайте также: