Почему первородный грех передается по наследству

Обновлено: 05.07.2024

Как жили Адам и Ева до грехопадения

Бог создал человека по Своему образу и подобию, чтобы он был похож на своего Создателя, заключающимся в трёх составляющих:

Первые люди, Адам и Ева жили в чудесном райском саду – Эдеме. Здесь всё было преисполнено радостью и блаженством. Не было зла, вражды, греха. Звери не нападали друг на друга, люди не убивали зверей ради мяса и шкур. У них не было нужды в мясной пище (все питались травой и плодами райских деревьев), в тёплой, да и вообще, в любой одежде.

Полезные материалы

А главное, с ними всегда был Бог, который являлся им видимым образом, как добрый, всезнающий, мудрый отец. И они находили высшее наслаждение в беседе с Ним – молитве.

Люди были подобны ангелам, за исключением одной очень важной черты: они не имели возможности сразу, навсегда сделать выбор – быть ли им с Богом, или против Него. И, хотя они были совершенно свободны в этом выборе, им ещё только предстояло научиться любви к Богу.

Он не мог и не хотел принуждать людей любить Себя, ведь настоящая, искренняя любовь возможна только при полной свободе, когда право любить или не любить не ограничено никакими запретами.

Но по наущению диавола, соблазнившего их своими изощрённо-сладкими речами, они преступили эту лёгкую, малую заповедь, и совершили первый грех.

Порок: что это такое с точки зрения православия

Грех, поселяясь в душе человеческой, порождает в ней иллюзии:

  • Свободы,
  • Знания,
  • Удовольствия.

Попирая общепринятые правила, грешник воображает себя свободным от ограничений (религиозных, общественных, семейных правил), но он подпадает в гораздо большую, рабскую зависимость от своих греховных вожделений и действий. Прикрываясь получением новых знаний, грешник просто оправдывает свои истинные цели: развить гордыню, потешить похоть, получить новые удовольствия.

Он не может понять, что удовлетворение от греха каждый раз вызывает новые, ещё большие похоти, которые опять требуют новых удовольствий. Это сродни влечению наркомана, который каждый раз увеличивает дозу, чтобы достичь новых наслаждений.

Ева, праматерь

Сотворение Адама и Евы, Грехопадение, Изгнание из Рая. Средняя композиция северной алтарной двери Благовещенского собора Сольвычегодска.

И пока не произойдёт полного осознания своего греха, покаяния в нём, всепоглощающего желания очиститься, примириться с Божественной волей, не будет возвращения к Богу.

А потом необходимо и действие: грешник должен решительно оставить греховные привычки: блудник – вести целомудренную жизнь, пьяница – отказаться от вина, обжора – питаться умеренно, любитель гневаться – обрести смирение, и так далее.

Необходимо таинство церковного покаяния, причастие Святых Христовых Таин, воцерковление. Только таким узким, тернистым путём можно снова обрести путь к Богу.

Как согрешили первые люди?

  • Он хорош для пищи, имеющий чудесный вкус, раз запрещён! Это – похоть плоти;
  • Какой он красивый, приятный для ока. Это – похоть зрения, желание наслаждения;
  • Дающий новые знания, такие же, как у Бога (по её разумению). Это – гордость житейская.

Нужно хорошо понимать, что Адам и Ева согрешили в Эдеме не плотским образом. Бог Сам велел им плодиться и размножаться, и ни в коей мере не препятствовал телесной близости. Суть первородного греха состояла в том, что они нарушили заповедь, договор с Создателем, в своём горделивом желании стать равными Богу.

Именно эту мысль внушил Еве враг: будете, как боги, всё будете знать сами! Так величайший грех гордыни, который ранее совратил Денницу к бунту против Бога, превратившим его в Сатану, ненавистника всех людей, был передан Прародителям и принят ими.

Последствия

Первородным этот грех выявляется потому, что именно он стал корнем всех остальных грехов. Без него не появились бы ни прелюбодеяние, ни воровство, ни убийство, ни другие нарушения заповедей.

Он стал основой и причиной порчи всей природы человека, его души и тела. И всё семя Адама, потомки его и праматери Евы несут в себе ростки первородного греха: недобрую волю, немощь перед влиянием бесов, готовность выполнять их нечистые указания.

Единственный, кто из всех избежал проявления в себе первородного греха – Богочеловек Иисус Христос, Который был зачат Святым Духом, сочетал в Себе два начала, Божественное и человеческое, поэтому и не нёс в Себе семени данного греха.

Католическая церковь утверждает, что и Дева Мария не наследовала данного повреждения естества , как и Богомладенец, и тем самым освобождена от первородного греха. Это так называемый Догмат о непорочном зачатии Девы Марии, по которому Богородица не несёт его в Себе, несмотря на то, была зачата Своими родителями естественным путём.

Ева, жена Адама

Грехопадение первых людей в Раю

Данный догмат был провозглашён в 1854 году, и утверждает, что эта непричастность была Ей дарована с рождения, в счёт будущих заслуг Христа-Искупителя. В то время, как в Православии мы глубоко почитаем Её личную безгрешность, принимая в то же время понимание того, что Она не лишена действия первородного греха.

Таким образом, все люди, все потомки Прародителей, зачатые обычным образом, без участия Божественных сил, несут на себе печать первородного греха, и должны прилагать немалые усилия для того, чтобы противостоять враждебным духам, всячески привлекающим ко злу, побуждающим грешную натуру к совершению непосредственного греховного действия.

Наследственность

Прежде всего, она проявилась в том, что сотворённые Богом по Его образу и подобию, не искажённые ранее первородным грехом, Адам и Ева после грехопадения стали передавать эту повреждённость своим потомкам. Адам рождал их уже не по Божьему образу и подобию, а по своему, искажённому грехопадением.

Если бы Прародители не согрешили?

Бог создал человека по Своему образу и подобию, а, значит, даровал им свободную волю. Изначально люди создавались не как марионетки, поведение и реакции который полностью контролируются их создателем, но как существа, без принуждения выбирающие, свободно чувствующие, по своему разумению проявляющие свою любовь.

Всемогущему Богу ничего не стоило разрушить диавольские козни, появиться в нужный момент, предостеречь Адама и Еву, даже просто возбранить им вкушать запретный плод. Тогда бы не было грехопадения, люди продолжали бы жить в Раю, оставаясь такими же безгрешными и чистыми, в единении с Богом, их Создателем и отцом.

Хорошо ли бы это было? Нет, не хорошо! Человек, лишённый выбора, становится рабом. Если бы Бог Своей волей прекратил соблазн Прародителей, они бы лишились выбора, и не было бы у них любви к Создателю, и послушания ради этой любви, а только механический запрет, невозможность грешить по внешним обстоятельствам.

Ведь и несложную заповедь дал Он в расчёте именно на любовь, свободную волю, когда не хочется нарушать её, грешить, чтобы не огорчить Того, кто её дал. Ведь куда как проще было бы спрятать Древо познания в каком-то недоступном уголке, не дать возможности сорвать запретный плод.

Но даже если это сделать, то разве враг рода человеческого не придумал бы других соблазнов, в чём можно согрешить? И Создателю пришлось бы всё время следить за своими детьми, постоянно запрещая им что-либо? Какая уж тут любовь…

Можно ли избавиться от результатов отступничества?

Итак, Создатель не вернул согрешивших людей в догреховное состояние, но дал им другой путь воссоединения со Своей благодатью. Путь долгий, тернистый, трудный. Путь покаяния, отречения от своей воли, ожидания Спасителя, который искупит их грехи и воссоединит прерванную связь.

Этот Спаситель, Господь Иисус Христос, соединивший в Себе Божественное и человеческое начало, в своё время пришёл на землю, искупил наши грехи Своей Крестной смертью, открыл райские врата для тех, кто покаялся.

До Его пришествия все попадали в ад, даже праведники, которые хотя и не подвергались мучениям, не видели и райского блаженства. После Искупления для человека стало возможным возвращение в Райские обители после физической смерти.

И если избежать действия первородного греха при рождении осталось невозможным, то через Святые Таинства Крещения, Покаяния, Причастия мы нейтрализуем его влияние на человеческую природу, и снова можем соединиться с Богом в вечной Любви.

Диагноз горький, но правдивый. С православной точки зрения, все мы — дети Адама и Евы — являемся без вины виноватыми. Лично никто из нас в раю не согрешил, однако все мы причастны к первородному греху. Он есть нарушение божественного закона и заболевание души, отпадшей от божественной благодати.

Первородный грехэто наследственная порча или, по слову преподобного Максима Исповедника, страстность, тленность и смертность[7]. Анализируя тексты преподобного, исследователи приходят к выводу, что первородный грех есть некий врожденный механизмсклонность человека искать не Бога, а чувственное удовольствие[8].

Наследственная порча поразила несчастный род людской и расползается по нему, словно раковая опухоль[13]. Добро в человеке смешалось со злом и перестало быть истинным добром подобно тому, как вкусная и полезная пища под действием яда становится отравой.

Штутгардтский психоаналитик Петер Куттер считает базисом, общим знаменателем всех страстей жадность, а, по сути, — тот же эгоизм. О чем бы мы ни мечтали — об изысканных кушаньях и напитках, об интимной близости, о богатстве, о власти, о славе — обычно глубинный мотив всех желаний есть жадность. Согласно П. Куттеру, это — потребность обязательно получить желаемое, чтобы испытать удовлетворение. Иначе мы чувствуем себя внутренне опустошенными и обездоленными[18].

Итак, себялюбие — семя греха — посеяно в нас издревле. Как плевел, оно постепенно растет и подталкивает человека на любое беззаконие-.

Все страсти разделяются также на плотские (телесные) и духовные (душевные). Плотские — это чревоугодие и любодеяние, ибо они коренятся в биологических потребностях и инстинктах. Порой очень трудно четко разграничить их физиологические и психологические элементы. Однако человек сам решает, поддаться на искушение или нет.

Особо тяжкие, закоренелые страсти ведут душу к вечной погибели и потому называются смертными грехами[22].

По святоотеческой традиции, смертных грехов семь:

• иудина жадность к деньгам (любостяжание, лихоимство, ростовщичество и т. д.);

• черная зависть (скорбь при благополучии ближнего, вражда к преуспевающим людям, клевета на них и т. п.);

• безграничное плотоугодие (пресыщение, пьянство и пр.);

• неистовый разврат (блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, мужеложство и т. д.);

• крайняя жестокость (мстительность, злоба и ненависть вплоть до намеренного убийства, особенно детоубийства и убийства родителей);

• духовная беспечность (нерадение о спасении души, леность, праздность, отчаяние, самоубийство)[23].

Наивно думать, будто биологические, социально–психологические и духовные причины страстей действуют строго по очереди и возбуждают страсти по порядку. Зачастую все факторы давят на нас в совокупности, с утроенной мощью. Когда человек попадает в омут, всё влечет его вниз: и воронка воды, и внутренний шок, и собственный вес, и земное притяжение…

4. Родословная патриархов

ГЛАВА 6. Посольство синедриона. Свидетельство Иоанна об Иисусе. Призвание первых учеников. Возвращение в Галилею. Родословная Иисуса

ГЛАВА 6. Посольство синедриона. Свидетельство Иоанна об Иисусе. Призвание первых учеников. Возвращение в Галилею. Родословная Иисуса Допрос Иоанна посланными от синедрионаСлава о новом пророке росла; несметные толпы народа стекались к нему на Иордан креститься, а

Авраам и родословная мусульман

Авраам и родословная мусульман Напоминаем читателю, что мы рассказываем о мусульманской версии тех давних событий. Авраам был женат на женщине по имени Сараи (Сара, потом Бог назвал ее Саррой, а Аврама — Авраамом), но у них не было детей. В то время люди жили гораздо дольше,

Глава 8. Проблема первородного греха

29. О единости чувства душевного прежде греха и разделении его по причине греха, – и о том, когда желание неразумное соединяется и бывает согласно с разумным

29. О единости чувства душевного прежде греха и разделении его по причине греха, – и о том, когда желание неразумное соединяется и бывает согласно с разумным Едино есть, как я сказал, естественное в душе чувство [ибо известные пять телесных чувств суть особое дело; они

1. Наша родословная

1. Наша родословная По рождению я тамбовец — в Тамбове находилось наше родовое гнездо. Дома Нечаевых и Быстровых (семья моей матери) стояли на одной улице. Точнее, перекресток расходился буквой Т, и дома помещались как бы на краях верхней перекладины, — иными словами,

Глава Толдот (Родословная)

Глава Толдот (Родословная) Отрывок 1(19) А вот родословная Ицхака, сына Авраама. Авраам родил Ицхака. (20) И Ицхак был сорока лет, когда он взял Ривку, дочь Бытуэйла Арамейца из Паддан-Арама, сестру Лавана Арамейца, себе в жену. (21) И молился Ицхак Г-споду о жене своей, потому что

Глава 6. РОДОСЛОВНАЯ МЕССИИ.

Глава 6. РОДОСЛОВНАЯ МЕССИИ. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери его Марии с Иосифом,

Тем не менее, такое самовольство трудно назвать гордым вызовом Богу, который имел место на небе в случае с отпадением сатаны. Мотивацией грехопадения людей было скорее безобидное любопытство, чем претензия занять место Бога. Первые люди согрешили не совсем самостоятельно, а под внешним соблазном со стороны дьявола. Все это представляет собой смягчающие их вину обстоятельства.

Каковы же последствия грехопадения людей? Разумеется, размер этих последствий должен соответствовать степени реальной вины согрешивших людей. Грех Адама внес в человеческую природу повреждение, вызванное как появлением отчуждения по отношению к Богу и к другим людям, так и потерей каждым человеком смысла собственной жизни. Таким образом, грехопадение отразилось пагубным образом на трех сферах его жизни:
1. Разделение с Богом.
2. Враждебность к людям.
3. Потеря смысла своей жизни.

Хотя от личного присутствия Божьего Адам и Ева были устранены вследствие своего грехопадения, Господь предоставил им обетование спасения и продолжал иметь общение с ними и их детьми даже после того, как первые люди были изгнаны из Едемского сада. Позже Господь избрал для общения лишь праведный род потомков Адама (напр. потомков Еноса), а еще позже – лишь отдельных лиц из этого рода (напр. Енох, Ной, Авраам). Кроме того, даже это общение Бога с людьми постепенно стало осуществляться лишь через посредников: ангелов, пророков и т.д.

Б. Враждебность к людям
Падшие люди отделились не только от Святого Бога, но и друг от друга. В их взаимоотношения, которые стали руководствоваться гордостью и желанием первенствовать, вкрались подозрительность, зависть и враждебность (см. Еккл. 4:4; Тит. 3:3). Мы можем вспомнить о зависти сыновей Иакова по отношению к Иосифу (Быт. 37), Сарры по отношению к Агари (Быт. 21), Саула по отношению к Давиду (1 Цар. 18). Люди перестали уважать друг друга, но начали относиться к другим лишь как к средствам удовлетворения собственных нужд.

Важно отметить, что люди, находящиеся под корпоративным проклятием, могли избавиться от него через личное посвящение Богу. Жена Иосифа и жена Моисея были язычницами, однако своей верой в Бога Израиля они присоединились к Божьему народу. Вместе с другими жителями Иерихона была обречена на истребление Раав, но она обрела спасение, приняв и оказав помощь еврейским соглядатаям. Кроме того, моавитяне, к которым принадлежала Руфь, были исключены из собрания Израиля, но благодаря ее верности Богу Израиля, ей удалось присоединиться к Божьему народу.

Примечательно, что оставление Богом человечества происходило по нарастающей. Первоначально Бог еще общался с отдельными людьми непосредственно, потом стал общаться с ними лишь через посредство ангелов, затем только через пророков и, наконец, даже был вынужден четыреста лет перед Приходом на землю Своего Сына совершенно замолчать. Очевидно, что этот регресс в Божественном Откровении объясняется прогрессом зла на земле.

Действительно, без закона Моисея грех, определяемый этим законом, был неизвестен людям (хотя они и грешили, но не знали об этом, по крайней мере, из того закона, которого тогда еще не существовало). Однако до появления этого закона или без него люди испытывали на себе действие другого закона – закона совести, по которому они также оставались грешными (Рим. 2:14-14), хотя и в меньшей мере, чем по закону Моисея. Иными словами, Павел говорил о том, что без извещения закона человеку последнему не может быть вменена вина за его нарушение. Это только закон человеческий может спрашивать, не известив людей о своих требованиях.

Во-вторых, степень Божьего наказания должна соответствовать размеру вины грешника. Но если признать объяснение Августина истинным, тогда получается, что Бог наказывает людей дважды: за причину (грех Адама) и за ее последствия (личные грехи людей), что выставляет Божью справедливость в предвзятом свете. Несправедливо наказывать людей за их личные грехи, когда они уже получили свое наказание за грех Адама, причем явившийся их первопричиной.


Эта статья написана в марте 2008 г.
На рисунке: картина Тициана

Вопрос об истинности или ошибочности доктрины первородного греха является наиболее серьёзным предметом разногласий между иудеями и мусульманами, с одной стороны, и христианами – с другой. В этой статье мне хочется представить все три позиции, чтобы дать информацию к размышлению уважаемых читателей и так же изложить своё личное рассуждение по этим точкам зрения.

Христианская доктрина о первородном грехе

«Все люди — соучастники греха, совершенного Адамом. — утверждает катехизис католической церкви, — Апостол Павел говорит: (Рим 5,19); (Рим 5,12). Всеобщности греха и смерти апостол противопоставляет всеобщность спасения во Христе: (Рим 5,18).

Вслед за св. апостолом Павлом Церковь всегда учила, что бескрайние тяготы, гнетущие людей, и их наклонность ко злу и смерти необъяснимы вне связи с Адамовым грехом и с тем, что он передал нам этот грех, так что все мы рождаемся, пораженные грехом, который есть . Ввиду этой твердой веры Церковь дает крещение во отпущение грехов даже малым детям, лично не согрешившим.

Факт совершенно неоспоримый, что эта борьба имеет место. Этот факт не отрицают ни иудеи, ни мусульмане. Однако, по их представлениям, эта борьба является не следствием повреждения природы человека из-за греха Адама, а БОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛОМ, который через эту борьбу предоставляет человеку возможность ИМЕТЬ СВОБОДУ ВЫБОРА между добром и злом.

Согласно представлению христиан, человек изначально СЛАБ в этой борьбе и обречён на поражение.

Взгляд иудаизма на падение человека и проблему первородного греха

Полагаю, что тут встаёт проблема восприятия ОБРАЗА БОГА, о которой я писала ранее неоднократно. Если Бог милостив, для Него достаточно лишь РАСКАЯНИЯ человека и МОЛИТВЫ, чтобы вернуть человеку потерянную благодать и снять груз вины. Если Бог осуждает людей за грех далёкого предка и не принимает ни добрых дел, ни молитв, такого Бога трудно назвать милостивым…

Взгляд ислама на падение человека и проблему первородного греха


Аяты Корана о грехопадении Адама и его жены

И Мы сказали: О Адам! Ведь это (сатана) — враг твой и твоей жены. Пусть же он не изведет вас из рая, да не окажешься ты несчастным! (20: 117)

Ведь тебе можно не голодать там, и не быть нагим, (20: 118)

И нашептал ему сатана, он сказал: «О Адам, не указать ли тебе на древо вечности и власть непреходящую? (20: 120).

И оба поели от него, и обнаружилась пред ними их скверна, и стали они сшивать для себя райские листья, и ослушался Адам Господа своего и сбился с пути. (20: 121)

Мольба Адама и его жены Богу об их прощении:
Они сказали: «Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток. (7:23)

Бог простил им грех:
Потом избрал его (Адама) Господь и простил его и повел прямым путем. (20: 122)

«Ислам отрицает понятие первородного греха, которое чуждо исламу и непонятно мусульманскому сознанию. У ислама другой взгляд на грехопадение. Адам признал, что сбился с пути и искренне попросил у Аллаха прощения, которое было ему безоговорочно дано. Из-за ошибки Адама он сам и его потомки были выпровожены из рая на землю, но никто из его детей не унаследовал вину за его ошибку. Фитра однозначно подразумевает, что каждый сам ответственен за свои деяния. Для мусульманина неприемлема точка зрения, согласно которой люди обречены на наказание за чужие грехи. Понятие Божьего прощения ясно указано в Коране, ведь Аллах прощает искреннее покаяние своих рабов.

Далее раскрывает эту тему шейх Ахмад Кутти:

Таким образом, мусульмане, как и иудеи, настаивают на ЛИЧНОЙ ответственности каждого человека за свои деяния и на возможность свободного ВЫБОРА между добром и злом, а так же делают акцент на раскаянии Адама, в результате которого ГРЕХ БЫЛ СНЯТ.

Христиане тоже хранят предание о раскаянии Адама. Тем не менее, его грех передаётся потомкам. Почему? И как отвечают христиане на достаточно логичные возражения против доктрины о первородном грехе?


На иконе под крестом изображён череп Адама (согласно преданию, Адам был похоронен под Голгофой, и на него стекала кровь Иисуса, что имеет прежде всего символический смысл искупления греха Адама)

Различные способы толкования догмата о грехопадении

Первый вид толкования, изложенный Александром Менем, называется Абстрактно-аллегорическое толкование.

Подобное толкование истории Адама не чуждо для восприятия и иудеев.

Согласно подобному подходу, змей, искушающий Еву и Адама, символизирует низшее начало в человеке, являющееся Божественным Промыслом для свободного выбора человека в борьбе с искушением. Библия, таким образом, рассказывает историю падения КАЖДОГО человека, потому что каждый человек согрешает (иудаизм не отрицает этого. ).

Однако и в христианстве, и в иудаизме этот подход вызывает некоторые возражения:

Далее отец Александр обращается к науке:

Есть много оснований полагать, что дисгармоничность человека имеет некий исходный пункт, что его изломанность есть результат какой-то изначальной неправильности развития, какого-то искажения или духовной болезни вида в целом.

Однако буквальное толкование грехопадения как некоторого исторического события в далёком прошлом создаёт ещё больше вопросов и возражений. Вторым вариантом толкования догмата о грехопадении Мень называет вариант Натурализма и буквализма:

Подобное буквальное понимание широко использовалось в популярных книгах по Св. Истории и в преподавании Закона Божия. В древности к нему склонялись учители Антиохийской школы и некоторые латинские теологи. Но уже тогда оно вызывало резкие возражения.

Следует заметить, что, когда библейские авторы говорят об исторических событиях, они, как правило, опираются на устные свидетельства и письменные источники (летописи, биографии и др.). Когда же непосредственно возвещается Слово Божие (пророчества) или речь идет о временах доисторических, Откровение облекается в символы. Поэтому как невозможно натуралистически толковать видения Исайи или Иезекииля, так и сказания Пролога было бы неверно понимать буквально.

Главные возражения натуралистическое толкование вызывает тем, что в нем таятся соблазны религиозно-нравственного характера.

Нужно признать, что подобное толкование представляется мне наиболее глубоким. Однако далее отец Александр приводит возражения и против него:

Думаю, что из изложенного понятно, что церковь не могла принять подобный путь истолкования причины зла и страданий, ибо, по Тейяру, они были НЕИЗБЕЖНЫ. Замечательная точка зрения для учёного, но неподходящая для церкви…

Какой же вариант толкования предлагает отец Александр, если все перечисленные варианты оказываются по тем или иным причинам неудовлетворительными? Отец Александр вводит понимание Адама как Всечеловека:

Но кто же тогда Адам?

… Адам должен быть чем-то большим, нежели биологическая особь или отдельный индивидуум.

Вслед за Филоном мистическую концепцию целокупного Человека развивали гностики, в частности офиты и Валентин (см.: Ириней, Против ересей, 1,1; 1,30). Гностицизм оказал влияние на каббалу, в которой мы находим понятие об универсальном все-человеке Адаме Кадмоне (см.: В. Болотов. История древней Церкви, т. 2, с. 173).

«Итак, говоря об Адаме, — делает вывод отец Александр, — мы можем понимать его как некое единство, обнимающее множество, и как множество, заключенное в единстве. Современные богословы видят в этом один из аспектов богоподобия, земной образ Троичного Единства. С другой стороны, легко заметить, что едино-множественная природа есть вообще существенное свойство тварного мира. Органическое единство, сочетающее монизм и плюрализм, проявляется повсюду в мирозданье. От ядерных и молекулярных структур до организмов, популяций и видов всюду обнаруживаем мы едино-множественную структуру. Именно она позволяет видеть в живом слое нашей планеты целостную биосферу, а в человечестве ноосферу, если воспользоваться термином Вернадского и Тейяра.

Заключение

Понимание человечества как единого целостного организма является глубокой идеей. Действительно, всё в природе взаимосвязано и взаимозависимо, одно не может быть без другого, всё имеет своё место в мироздании и своё предназначение. Человек не является исключением. Человечество составляет одно целое и может быть понято как Единый Адам. С этой точки зрения грехопадение понимается не как падение одного первого человека, по вине которого страдают его потомки, а как единое падение всего человечества.

И всё-таки этот подход при всей его привлекательности тоже имеет слабые места. Во-первых, как быть с первым человеком Адамом? Виновен ли он в падении всего человеческого рода?

Если да, что необходимо для традиционной ортодоксии, то встают всё те же вопросы:

Справедливо ли, чтобы из-за одного страдало всё человечество?

Верно ли, что человек бессилен в борьбе против греха?

И соответствует ли всё это древней духовной мудрости как Ветхого Завета (который христиане считают богодухновенным так же, как и Новый!), так и других народов? Ведь внутри человека существуют УНИВЕРСАЛЬНЫЕ представления о справедливости и личной ответственности.

Гравюра с изображение пророка Иезекииля



То есть праведник – это не безупречный человек, а тот, кто старается вести праведный образ жизни.

Окончательных выводов из всего вышесказанного я делать не буду, предоставляя каждому задуматься и придти к выводам лично. Хотя, думаю, что из моих рассуждений видно, что доктрина о первородном грехе вовсе не представляется мне самоочевидной истиной.

Но догма есть догма именно потому, что требует слепого принятия без каких-либо доказательств. Множество же вариантов её истолкования являются лишь попытками НАЙТИ СПОСОБ РАЗУМНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ возникающих противоречий и вопросов. Так что хотите верьте, приняв какой-либо вариант объяснения, а хотите — нет.

Читайте также: