Почему особо выделяются права коренных малочисленных народов

Обновлено: 02.07.2024

В России привилегии имеют не титульные нации как можно было бы подумать сразу, а коренные малочисленные народы, список которых утвержден Единым перечнем. Согласное ему малочисленный народ определен как самостоятельный этнос, проживающий на землях предков, который сохраняет традиционный образ жизни и промыслы, и при этом его численность составляет менее 50 000 человек.

Кто имеет право на привилегии

По переписи населения России 2010 года к таким народам относятся всего 314 775 человек, среди которых карачаево-черкесские абазины (43 341 человек), камчатские алеуты (482 человека), ительмены (3 193 человека), камчадалы (1 927 человек), чукотские кереки (4 человека), удмуртские бесермяне (2 201 человек), карельские вепсы (5 936), водь и ижорцы Ленинградской области (64 и 266 человек соответственно), долгане Красноярского края и Якутии (7 885 человек), красноярские кеты (1 219 человек) и нганосаны (862 человека), коряки (7 953 человека), алтайские кумандинцы (2 892 человека), теленгиты (3 712 человека) и тубалары (1 965 человек), челканцы (1 181 человек), манси (12 269 человек), ханты (30 943 человека), нагайбаки из Челябинской области (8 148 человек), хабаровские и сахалинские нанайцы (12 003 человека), негедальцы (513 человек), ненцы (44 640 человек), нивхи (4 652 человека), ороки (2 925 человек), орочи (596 человек), саамы (1 771человек), секульпы (3 649 человек), сету (214 человек), живущие в Бурятии сойоты (3 608 человек), тофы из Тофоларии (762 человека), тазы (274 человека), тувинцы-тожинцы (1 858 человек), удэгейцы (1 496 человек ), ульчи (2 765 человек), чуванцы (1 002 человека), чукчи (15 908 человек), чулымцы Томской области (355 человек), шапсуги (3 882 человека), шорцы (12 888 человек), эвенки (38 396 человек), эвены (21 830 человек), энцы (227 человек), эскимосы (1 738 человек), юкагиры (1 603 человека).

Какие привилегии существуют

Они имеют право контролировать экологическую ситуацию на своей земле и участвовать не только в общественных слушаниях при строительстве на этой земле предприятий или при разработке социальных программ, но и принимать участие в заключении экологической и этнографической экспертиз.

Если же государством либо организацией или даже частным лицом будет причинен ущерб местам проживания народа либо его землям, на которых они ведут промыслы, либо священным местам, то народ имеет право на получение компенсации. В суде представитель такого этноса имеет право на защиту его интересов уполномоченным представителем.

Кроме этого, малочисленные этносы могут получать от государства или его субъектов дотации, которые часто зависят от местных законов, осуществлять самоуправление и представлять свои интересы в органах законодательной власти через уполномоченных представителей.

Жить, как отцы, и говорить на своем языке

Представителей малочисленных народов, в первую очередь, должны принимать на работу в организации, которые занимаются традиционными промыслами, при условии наличия нужной специальности, а предприятия, на которых работает больше половины местных имеют право на налоговые льготы.

Малочисленные этносы могут вне очереди получать квоты на рыболовство или охоту, а их молодежь имеет право заменить службу в армии альтернативной службой — традиционной промысловой работой (три года).

Эти народы имеют право на получение образования на родном языке, а государство и местные власти обязаны поддерживать культурные организации, направленные на сохранение языка и традиций.

На пенсию — до срока

Те, кто проживает на землях предков, имеют также право на льготную социальную пенсию: мужчины – по достижении 55 лет, а женщины — 50 лет; при поступлении в вузы абитуриенты имеют квоту, то есть могут быть приняты вне конкурса, в некоторых регионах студенты очных факультетов вузов и колледжей из малообеспеченных семей имеют право бесплатного проезда от места проживания до места учебы один раз в год в пределах края или области. Существуют различные льготы при получении жилья, однако они сильно разнятся в различных субъектах России.

В Хабаровском крае существуют дотации на покупку или изготовление стойматерилов для строительства жилья, бесплатны услуги зубопротезистов, а лучшим студентам выплачивают стипендии.

Сложности остаются

Проблемы самоопределения

Бывают случаи, когда в самоопределении отказывают настоящему удэгейцу или чукче, но дают такой статус китайцу или русскому, проживающему по соседству с народами КМН. Не существует и одинаковых механизмов получения льгот и квот в различных субъектах России. Кроме этого, у потомков смешанных браков есть проблема самоопределения, которое может меняться с возрастом, и после 35 лет человек, решивший жить в городе, может вернуться в родные края и заняться промыслами предков.

Защитники малочисленных этносов считают, что все было бы намного проще, если бы в России существовал реестр представителей малочисленных народов, а пока по факту у народов есть привилегии, но иногда нет возможности их реализовать.

Внести в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2208; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 17; N 14, ст. 1575; 2015, N 29, ст. 4382; 2018, N 27, ст. 3947; 2019, N 30, ст. 4136) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 1:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики (далее - уполномоченный орган), на основании представлений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), на территориях которых проживают эти народы.";

б) в абзаце третьем слова "Государственный Совет Республики Дагестан" заменить словами "высшее должностное лицо Республики Дагестан (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан) с учетом положений абзаца первого настоящего пункта";

2) дополнить статьей 7 1 следующего содержания:

"Статья 7 1 . Учет лиц, относящихся к малочисленным народам

1. Уполномоченный орган осуществляет учет лиц, относящихся к малочисленным народам, и формирует список лиц, относящихся к малочисленным народам (далее - список).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды используют сведения, содержащиеся в списке, для обеспечения реализации социальных и экономических прав лиц, относящихся к малочисленным народам, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и не вправе требовать представления лицами, относящимися к малочисленным народам, документов, содержащих сведения об их национальности.

2. Порядок ведения списка, предоставления содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с ведением списка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с уполномоченным органом определяется Правительством Российской Федерации.

3. Учет лиц, относящихся к малочисленным народам, осуществляется на основе сведений, представляемых лицами, относящимися к малочисленным народам (далее - заявители), общинами малочисленных народов, а также федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. В список вносятся следующие сведения о лицах, относящихся к малочисленным народам:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) дата и место рождения;

4) адрес регистрации по месту пребывания (при наличии);

5) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

6) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

7) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

8) наименование малочисленного народа;

9) сведения о ведении либо неведении традиционного образа жизни, осуществлении либо неосуществлении традиционной хозяйственной деятельности (с указанием видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона), в том числе если такая деятельность является подсобной по отношению к основному виду деятельности, а также о работе в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;

10) сведения о членах семьи (родственниках по прямой нисходящей и восходящей линии (детях, в том числе усыновленных (удочеренных), внуках, родителях, дедушках, бабушках), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьях и сестрах, а также родственниках третьей степени родства) с их письменного согласия;

11) сведения о членстве в общине малочисленных народов (при наличии);

5. Заявитель представляет в уполномоченный орган следующие документы:

1) заявление, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - 11 части 4 настоящей статьи;

2) подлинник или заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке копию документа (документов), содержащего (содержащих) сведения о национальности заявителя, либо вступившего в законную силу решения суда, свидетельствующего об установлении судом факта отнесения заявителя к малочисленному народу или наличия родственных отношений заявителя с лицом (лицами), относящимся (относящимися) к малочисленному народу, либо документа (документов), содержащего (содержащих) иные доказательства, указывающие на отнесение заявителя к малочисленному народу.

6. Для целей учета лиц, относящихся к малочисленным народам, документами, содержащими сведения о национальности заявителя, признаются:

1) свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", либо иные содержащие сведения о национальности заявителя официальные документы, в том числе выданные до 20 ноября 1997 года, архивные документы (материалы);

2) документы, содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии (свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", либо иные содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии официальные документы, в том числе выданные до 20 ноября 1997 года, архивные документы (материалы), а также документы, подтверждающие родственные отношения заявителя с указанным (указанными) лицом (лицами).

7. В случае, если ранее в список были внесены сведения о членах семьи заявителя (родителях и детях, за исключением усыновленных (удочеренных), дедушках, бабушках и внуках, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьях и сестрах, а также родственниках третьей степени родства), представление документов (подлинников и (или) копий), содержащих сведения о национальности заявителя, не требуется.

8. Свидетельствование верности копий документов, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи, не требуется, если заявитель представляет их в уполномоченный орган непосредственно и одновременно представляет для подтверждения верности таких копий соответствующие подлинники документов. Данные подлинники возвращаются заявителю.

9. Форма заявления, указанного в пункте 1 части 5 настоящей статьи, порядок представления заявителем документов, необходимых для внесения сведений о нем в список, в том числе в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливаются уполномоченным органом.

10. Документы, указанные в частях 5 и 6 настоящей статьи, могут быть представлены в уполномоченный орган общинами малочисленных народов в отношении своих членов с их письменного согласия.

11. В случае отсутствия предусмотренных настоящей статьей оснований для отказа в учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу, уполномоченный орган вносит сведения о нем в список и уведомляет об этом заявителя не позднее чем через 30 дней со дня представления заявителем документов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи.

12. Уведомление о внесении сведений о заявителе в список выдается (направляется) ему способом, указанным им в заявлении, предусмотренном пунктом 1 части 5 настоящей статьи. Если способ получения уведомления заявителем не указан, уполномоченный орган направляет уведомление по указанному заявителем почтовому адресу. В случае представления заявителем документов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, в уполномоченный орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг уведомление направляется уполномоченным органом в указанный многофункциональный центр, который выдает уведомление заявителю. В случае поступления в уполномоченный орган документов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом уполномоченный орган обязан представить уведомление в письменном виде (на бумажном носителе) по запросу заявителя.

13. В учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу, может быть отказано по одному из следующих оснований:

1) предусмотренные настоящей статьей документы и (или) сведения представлены заявителем не в полном объеме либо без соблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка их оформления;

2) представленные документы содержат недостоверные сведения.

14. В случае выявления основания для отказа в учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу, уполномоченный орган уведомляет об этом заявителя не позднее чем через 30 дней со дня представления заявителем документов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи. Уведомление об отказе в учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу, выдается (направляется) заявителю в порядке, предусмотренном частями 11 и 12 настоящей статьи.

15. Отказ в учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу, не является препятствием для повторного представления заявителем документов при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа. Повторное представление документов и вынесение по ним решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

16. Внесение в список изменений в части изменения содержащихся в нем сведений по инициативе заявителя осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и внесение сведений в список.

17. Для целей получения сведений о заявителе и (или) подтверждения достоверности представленных заявителем сведений уполномоченный орган вправе запрашивать и получать информацию от федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общин малочисленных народов. Указанная информация представляется в уполномоченный орган в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

19. В случае направления уполномоченным органом запросов для целей получения сведений о заявителе и (или) подтверждения представленных заявителем сведений течение сроков, установленных частями 11, 14, 21 и 22 настоящей статьи, прерывается, но не более чем на 180 дней. Часть срока, истекшая до направления запросов, засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня получения уполномоченным органом запрашиваемых сведений и (или) документов.

20. Лицо, относящееся к малочисленному народу, может быть исключено из списка по своей инициативе на основании заявления, составленного по форме, установленной уполномоченным органом. Представление такого заявления и вынесение по нему решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

21. В случае, если заявителем указаны неполные или недостоверные сведения в заявлении, предусмотренном частью 20 настоящей статьи, уполномоченный орган возвращает заявителю полученное заявление не позднее чем через 30 дней со дня его представления заявителем с указанием причин возврата.

22. В случае отсутствия основания для возврата заявителю заявления, предусмотренного частью 20 настоящей статьи, уполномоченный орган исключает заявителя из списка и уведомляет об этом заявителя не позднее чем через 30 дней со дня представления заявителем данного заявления. Уведомление об исключении заявителя из списка выдается (направляется) ему в порядке, предусмотренном частями 11 и 12 настоящей статьи.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца четвертого пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзац четвертый пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

В России привилегии имеют не титульные нации как можно было бы подумать сразу, а коренные малочисленные народы, список которых утвержден Единым перечнем. Согласное ему малочисленный народ определен как самостоятельный этнос, проживающий на землях предков, который сохраняет традиционный образ жизни и промыслы, и при этом его численность составляет менее 50 000 человек.

Кто имеет право на привилегии

По переписи населения России 2010 года к таким народам относятся всего 314 775 человек, среди которых карачаево-черкесские абазины (43 341 человек), камчатские алеуты (482 человека), ительмены (3 193 человека), камчадалы (1 927 человек), чукотские кереки (4 человека), удмуртские бесермяне (2 201 человек), карельские вепсы (5 936), водь и ижорцы Ленинградской области (64 и 266 человек соответственно), долгане Красноярского края и Якутии (7 885 человек), красноярские кеты (1 219 человек) и нганосаны (862 человека), коряки (7 953 человека), алтайские кумандинцы (2 892 человека), теленгиты (3 712 человека) и тубалары (1 965 человек), челканцы (1 181 человек), манси (12 269 человек), ханты (30 943 человека), нагайбаки из Челябинской области (8 148 человек), хабаровские и сахалинские нанайцы (12 003 человека), негедальцы (513 человек), ненцы (44 640 человек), нивхи (4 652 человека), ороки (2 925 человек), орочи (596 человек), саамы (1 771человек), секульпы (3 649 человек), сету (214 человек), живущие в Бурятии сойоты (3 608 человек), тофы из Тофоларии (762 человека), тазы (274 человека), тувинцы-тожинцы (1 858 человек), удэгейцы (1 496 человек ), ульчи (2 765 человек), чуванцы (1 002 человека), чукчи (15 908 человек), чулымцы Томской области (355 человек), шапсуги (3 882 человека), шорцы (12 888 человек), эвенки (38 396 человек), эвены (21 830 человек), энцы (227 человек), эскимосы (1 738 человек), юкагиры (1 603 человека).

Какие привилегии существуют

Они имеют право контролировать экологическую ситуацию на своей земле и участвовать не только в общественных слушаниях при строительстве на этой земле предприятий или при разработке социальных программ, но и принимать участие в заключении экологической и этнографической экспертиз.

Если же государством либо организацией или даже частным лицом будет причинен ущерб местам проживания народа либо его землям, на которых они ведут промыслы, либо священным местам, то народ имеет право на получение компенсации. В суде представитель такого этноса имеет право на защиту его интересов уполномоченным представителем.

Кроме этого, малочисленные этносы могут получать от государства или его субъектов дотации, которые часто зависят от местных законов, осуществлять самоуправление и представлять свои интересы в органах законодательной власти через уполномоченных представителей.

Жить, как отцы, и говорить на своем языке

Представителей малочисленных народов, в первую очередь, должны принимать на работу в организации, которые занимаются традиционными промыслами, при условии наличия нужной специальности, а предприятия, на которых работает больше половины местных имеют право на налоговые льготы.

Малочисленные этносы могут вне очереди получать квоты на рыболовство или охоту, а их молодежь имеет право заменить службу в армии альтернативной службой — традиционной промысловой работой (три года).

Эти народы имеют право на получение образования на родном языке, а государство и местные власти обязаны поддерживать культурные организации, направленные на сохранение языка и традиций.

На пенсию — до срока

Те, кто проживает на землях предков, имеют также право на льготную социальную пенсию: мужчины – по достижении 55 лет, а женщины — 50 лет; при поступлении в вузы абитуриенты имеют квоту, то есть могут быть приняты вне конкурса, в некоторых регионах студенты очных факультетов вузов и колледжей из малообеспеченных семей имеют право бесплатного проезда от места проживания до места учебы один раз в год в пределах края или области. Существуют различные льготы при получении жилья, однако они сильно разнятся в различных субъектах России.

В Хабаровском крае существуют дотации на покупку или изготовление стойматерилов для строительства жилья, бесплатны услуги зубопротезистов, а лучшим студентам выплачивают стипендии.

Сложности остаются

Проблемы самоопределения

Бывают случаи, когда в самоопределении отказывают настоящему удэгейцу или чукче, но дают такой статус китайцу или русскому, проживающему по соседству с народами КМН. Не существует и одинаковых механизмов получения льгот и квот в различных субъектах России. Кроме этого, у потомков смешанных браков есть проблема самоопределения, которое может меняться с возрастом, и после 35 лет человек, решивший жить в городе, может вернуться в родные края и заняться промыслами предков.

Защитники малочисленных этносов считают, что все было бы намного проще, если бы в России существовал реестр представителей малочисленных народов, а пока по факту у народов есть привилегии, но иногда нет возможности их реализовать.


Сегодня государственная политика направлена на формирование уважения неотъемлемых прав коренных малочисленных народов России, основанных на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии. Необходимо выработать комплекс конкретных мер, способствующих развитию адаптации коренных малочисленных народов России к новым социально-политическим и экономическим условиям, сложившимся в России. Нужны новые подходы к решению проблем, копившихся десятилетиями, в условиях ломки прошлого, привычного образа жизни и формирования нового.

В данной работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с правовым статусом коренных малочисленных народов России: этнический состав коренных малочисленных народов России, характеристика мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности. Кроме этого проведен анализ действующего законодательства РФ по вопросам социальной защиты коренных малочисленных народов России, а также разработан единый документ, подтверждающий правовой статус гражданина РФ (вкладыш к паспорту гражданина РФ). Данный документ (при признании официальным документом) может являться основанием для обращения коренных малочисленных народов России за соответствующими льготами, предусмотренными действующим законодательством.

Коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов России утверждены Правительством Российской Федерации.

Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Российское государство на протяжении столетий оказывало поддержку самобытному социально-экономическому и этнокультурному развитию коренных (малочисленных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере.

Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).

На федеральном уровне для коренных малочисленных народов России установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами:

В итоге, когда представителю коренных малочисленных народов России необходимо воспользоваться закрепленными законами льготами и правами, например, на прохождение альтернативной гражданской службы, использование природных ресурсов, получение оружия, образование общин, закрепление охотничьих угодий и оленьих пастбищ, у него появляется масса проблем.

Взять, к примеру, рыболовство. Региональными законами и нормативными правовыми актами также регламентировано право на получение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для традиционного рыболовства исключительно лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, и их общинами. Отсутствие же в документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, подтверждения его национальной принадлежности ставит в затруднительное положение природоохранные и правоохранительные органы, осуществляющие контроль за законностью добычи водных биологических ресурсов.

Такие республики, как Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Саха (Якутия) воспользовались этим правом. А что делать жителям территорий, не имеющих республиканского статуса (например, коренным малочисленным народам России, которые проживают на территории Дальневосточного федерального округа)?

Сегодня, граждане РФ могут подтвердить свою национальную принадлежность только в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться лично с заявлением в суд и предоставить пакет документов.

Мы предлагаем, упростить процедуру сбора документов и тем самым сократить время, а также решить проблему с бюрократией в государственных органах исполнительной и судебной власти. И для этого мы разработали единый документ, подтверждающий правовой статус гражданина РФ (вкладыш к паспорту гражданина РФ).

Мы предлагаем закрепить функции по выдачи данного документа за должностными лицами отделов ЗАГС. Вкладыш к паспорту гражданина РФ отделы ЗАГС в субъектах РФ будут выдавать независимо от места регистрации гражданина.

В дальнейшем необходимо создать единый государственный реестр лиц, относящихся к коренным малочисленным народам России, проживающих в местах традиционного проживания и ведущих традиционный образ жизни. Включение в данный Реестр, будет являться основанием для обращения за соответствующими льготами, предусмотренными действующим законодательством.

В самом Реестре может быть предусмотрено три категории граждан:

1) лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, которые ведут традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование постоянно;

2) лица, которые относятся к коренным малочисленным народам, но ведут традиционной образ жизни не постоянно, а подсобно (как правило, это люди, живущие в сельской местности и работающие в социальной сфере, школе, органах местного самоуправления);

3) лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но которые постоянно проживают и ведут аналогичный образ жизни (как правило, это члены семей в смешанных браках, а также старожильческое население – такие люди должны и могут пользоваться правами на приоритетное природопользование наравне с коренными малочисленными народами).

В зависимости от категории, возможно, будут определен объём прав, так, например, первая категория будет иметь возможность использования полноценно всех предусмотренных законом преференций.

Несмотря на то, что коренные малочисленные народы России составляют небольшую часть населения нашей страны, они в полном объеме обладают правами, которые имеют все народы России, независимо от их численности и места проживания.

Государственная забота об обеспечении политического, экономического и социально-культурного развития должна выражаться в развитой политико-правовой базе как федерального, так и регионального уровней. Федеральные и региональные органы государственной власти должны постоянно обеспечивать условия, которые гарантируют всем коренным малочисленным народам России возможность развития при сохранении ими их самобытности.

Основные термины (генерируются автоматически): малочисленный народ России, Российская Федерация, гражданин РФ, коренной, паспорт гражданина РФ, традиционный образ жизни, Сибирь, Дальний Восток, национальная принадлежность, традиционная хозяйственная деятельность.

Читайте также: