Почему нормы рабовладельческого права в основном носили казуистичный характер

Обновлено: 28.06.2024

Название работы: ТИПЫ ПРАВА

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный. Основное место в классификации подходов отдано рассмотрению типов права, выделяемых в рамках первого - формационного подхода.

Дата добавления: 2015-02-14

Размер файла: 42.5 KB

Работу скачали: 7 чел.

  1. Формационный и цивилизационный подходы к типологии права.

Характеристика исторических типов права:

а) рабовладельческого права;

б) феодального права;

в) буржуазного права;

г) социалистического права.

1. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

К ТИПОЛОГИИ ПРАВА.

В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный. Основное место в классификации подходов отдано рассмотрению типов права, выделяемых в рамках первого - формационного подхода.

Под типом права понимается совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип государства, является его классовая сущность. Этот же фактор определяет и тип права. Согласно марксистской теории общественного развития каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ПРАВА.

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации.

Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Возведенная в закон воля класса рабовладельцев

1. Закрепляло неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей.

3. Правовые нормы представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистичный характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения.

4. Не было деления на отрасли.

5. За исключением римского частного права, всему рабовладельческому праву был свойствен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком

Возведенная в закон воля класса феодалов

  1. Основное место занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в Средневековье.
  2. Было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признании самого обвиняемого. Свидетельские, показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля.
  3. Открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношению к крестьянину).
  4. Ему был присущ партикуляризм, т.е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи.
  5. Было тесно связано с религией.
  6. Отсутствовало деление на отрасли. Составными частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

Возведенная в закон воля класса буржуазии

1. Светский характер права (это право, которое не связано с религией).

2. Высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права.

3. Разделение права на частное и публичное.

4. Признание закона основным источником права.

На этапе становления и развития социалистического государства - возведенная в закон воля пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, на этапе развитого социализма - возведенная в закон воля всего народа

1. Светский характер права.

2. Господство публичного права над частным.

3. Подчиненное положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям.

4. Декларативный характер права.

5. Деление на отрасли.

Подготовить письменный ответ.

Основные черты законов Хаммурапи.

Римское право: основные этапы развития и важнейшие черты.

Рецепция римского права в средние века.

Кодификация Наполеона Бонапарта.

К.И. Батыра. Всеобщая история государства и права.

Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права.

Черниловский 3. М. Всеобщая история государства и права.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Религиозные нормы служили источником правовых норм, священнослужители нередко отправляли правосудие, и любое посягательство на религию рассматривалось ими как преступление.

2. Право было бессистемным(не было деления на отрасли права).

Не было деления на гражданское, уголовное, административное и т.д. Ученые для удобства выделили обязательственное право; право частной собственности; брачное и наследственное право; преступления и наказания; судебный процесс.

3. Право носило казуистичный характер.

Документы представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики, а не содержали общих правил.

За поимку беглого раба в степи, следовало наказание.

4.Формальный характер права.

Так как оно очень медленно изменялось.

6. Противоречивый характер норм права, доходящий порой до взаимо исключаемости и даже до абсурдности.

3. Что такое касто-варновая система? Где она существовала? Назовите критерии принадлежности к варне.

Социальная замкнутость отдельных групп населения имела место и в других древних обществах, но именно в Индии эта форма стала основой общественной жизни.

Варна - это социально замкнутая группа людей, не равных по своему правовому положению, критериями принадлежности к которой:

1.принадлежность к ариям или неариям;

Каждая варна исповедовала свою дхарму.

В дальнейшем каждая из варн поделилась на касты. В отличие от варн касты имели свои органы самоуправления, свою дхарму.

Изначально появилось 4 варны:

1.Брахманы(жрецы) – самые привелигированные;

3.Вайши(торговцы, ремесленники, крестьяни)

1е,2е и 3е дважды рожденные: -физич рождение;

4е единожды рожденные.

Есть еще 5я варна (не офицыальная) – неприкосаемые – люди выполняющие самую грязную работу (уборка мусора, кремация трупов, уборка нечистот, выделка шкур, ловля рыбы).

- пить воду из общего колодца;

- есть из нормальной посуды (только из битой)

- жить в селении (жили на кладбище)

Если они собирались в людное место, то должны были надевать специальный колокольчик, чтобы другие люди могли своевременно отвернуться и не осквернить свой взгляд.

5. Какой характер носили брачно-семейные отношения в Древнем Востоке? Охарактеризуйте их.

В брачно-семейном праве последовательно проводился касто-варновый принцип, по которому запрещались или ограничивались смешанные браки. Представители высших варн первый брак должны были заключать с женщиной своей варны. Семья построена была на патриархальных отношениях. За свою жизнь женщина должна была трижды подчиняться мужчинам: до брака - отцу, во время брака - мужу, если становилась вдовой – сыновьям. Муж мог продать свою жену, проиграть ее в кости, а если она ему не родит детей, то и вообще прогнать из дома.

Со временем стала распространятся традиция Сати – самосожжение жены на костре после смерти мужа.

6. Что нового внес Хаммурапи в долговую кабалу? Каковы были последствия этих изменений?

До внесения изменений долговая кабала была пожизненная , а после:

1. заменена 3мя годами;

2. хозяина запрещено отдавать в рабство (можно отдать жену, детей);

3. за самовольное изъятие долга кредитор терял любую претензию к должнику.

Это существенно изменило разрушающее экономическое положение государства. Статьи о купле-продаже способствовали обеспечению стабильного торгового оборота и защиту интересов покупателя. В договоре хранения, хранитель нес ответственность за сохранность вещей. Пропавшее имущество должно быть возмещено в двойном размере.

7. Определите суть реформы Тезея в Афинах (назовите 4 мероприятия).

1. Сутью реформ было объединение (синойкизм) племен в единый народ с центром в Афинах. Это был первый шаг к разрушению кровно родственных отношений. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен Причины, что привели к синойкизму:

- В связи с появлением иноплеменников нужно было разрешить проблему их защищенности;

- Иноплеменники не имели права участвовать в управлении;

- Необходимость защиты от внешнего врага.

2. Население было поделено на 3и категории:

- Благородные (только они имели право упр. Гос-вом.)

3. Создание нового правительственного органа Ареопага (состоит из наиюолее знатных и богатых людей)

4. Создание Архонтов (выбранные из благородных) избирались пожизненно, а за тем на 10 лет.

8. Определите суть реформы Солона в Афинах (4 мероприятия).

Его реформы носили компромиссный характер. Это второй шаг по разрушению кровно родственных связей и созданию гос.

1. Отменил долговую кабалу (сисахфия – были уничтожены все долги сделанные под заклад земли)

2. Вводится имущественный ценз для деления (градации) населения.

4. Вводится высший судебный орган управления – гелиэя.

9. Определите суть реформы Клисфена в Афинах (4 мероприятия).

Клисфеном заканчивается процедура формирования гос.

1. Уничтожил систему градации и поделил население по территориальному признаку на 10 округов.

3. Была введена особая процедура – Остракизм – изгнание за пределы гос. на 10 лет с конфискацией имущества. Остракизм был одним из механизмов защит от гос. переворота (смены власти).

4. Была создана коллегия 10ти стратегов (военный орган).

10. Что такое синойкизм, сисахфия и остракизм?

Синойкизм – объединение племен в единый народ в связи с возникновением государства (в реформах Тезея).

Сисахфия – отмена долговой кобалы, уничтожение всех долгов сделанных под заклад земли (в реформах Солона).

Остракизм - изгнание по процедуре за пределы гос. на 10 лет с конфискацией имущества. С помощью глиняных черепков – остракон, на которых писали имя неугодного человека. (в реформах Клисфена).

11. Назовите и кратко охарактеризуйте механизмы защиты государства от переворотов в Афинах (2). В чем их смысл?

Гелиэя – высший судебный орган власти. Суд 1-й инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые Народным собранием.

Остракизм - изгнание по процедуре за пределы гос. на 10 лет с конфискацией имущества. С помощью глиняных черепков – остракон, на которых писали имя неугодного человека (политически не благонадежных людей). (в реформах Клисфена). Один из механизмов защиты от гос. переворота (смены власти).

1.Первоначально законопроект попадает на обсуждение 1-го собрания года (Народного собрания).

2. Если законопроект одобрялся большинством голосов, то его отправляли в Совет 500.

Другой экземпляр выносился на всенародное обсуждение (вывешивался на площади).

4. А тем временем Совет 500 пишет решение по поводу предлагаемого законопроекта и отправляет его 3-е собрание года (Народного собрания).

5. В Народном собрании принимают, а затем уже отправляют в гелиэю, а именно: в коллегию номофетов (она состояла из 501 чел.), где перед ней стоял автор законопроекта и 5 оппонентов (из Народного собрания); они спорили, а коллегия номофетов слушала и разрешала спор необходимым путем: быть законопроекту законом или нет.

Классификация исторических типов государства и права:

1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.):

Исторический тип государства и права — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государственным и правовым системам единой общественно-экономической формации.

Истории человечества известны следующиеобщественно-экономические формации:

Общественно-экономической формации свойственны:

— определенный тип производственных отношений и производительных сил;

— определенная социальная структура;

— определенный тип общественного сознания, культуры.

Существует четыре исторических типа государства и права:

— рабовладельческий (азиатский и европейский);

— феодальный (азиатский и европейский);

2. Цивилизационные подходы(У. Ростоу, А. Тойнби и др.)

Исторический тип государства и права — относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Классификация цивилизационных подходов:

1. В зависимости от исторического и культурного развития общества:

2. По характеру цивилизаций:

3. По совокупности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков:

— арабская др. (всего 23).

4. По правовому положению индивида в государстве:

Историческим типам государства и права свойственны:

1. С точки зрения формационного подхода:

— свой экономический базис;

— своя классовая сущность;

— свое социальное назначение;

— свой тип общественного сознания, правовой культуры;

— своя надстройка (политическая, правовая и т. д.).

2. С точки зрения цивилизационного подхода:

— культура общества имеет собственные периоды жизни, взаимодействующие, но не всегда совпадающие с периодами жизни конкретного государства.

При этом исторические типы истории государства и права:

— характеризуются известной исторической преемственностью;

— характеризуются общими закономерностями развития, смены одного типа другим.

Смена типа государства и права предопределяется комплексом объективных и субъективных факторов.

Смена исторического типа государства и права приводит к:

— ликвидации прежней формы политической организации общества, к появлению новой государственности;

— ликвидации существующей правовой системы общества и возникновению новой правовой системы;

— изменению экономического базиса общества;

— изменениям в политической надстройке общества;

— изменению классовой сущности, социального назначения государства и права;

— изменениям общественного сознания, правовой культуры.

Как правило, смена исторического типа государства и права другим является естественноисторическим процессом,который осуществляется эволюционным или революционным путем. Оптимальный путь общественного совершенствования лежит не в революции, которую нельзя иначе определить как плод нравственного и правового невежества человека, а в эволюции.

Будущее возможно только при сохранении преемственности прошлого с настоящим.

Смена одного исторического типа государства и права другим— долгий, длительный процесс, который приводит к появлению переходного исторического типа государства и права,сочетающего в себе характеристики, черты уходящего и наступающего времени, различных типов государственности.

Рабовладельческое государство и право

Рабовладельческое государство— орудие диктатуры класса рабовладельцев, с помощью которого они являлись не только экономически, но и политически господствующим классом, удерживающим в повиновении массы рабов.

Экономическая основа:

— частная собственность на орудия и средства производства, на главного производителя — раба;

— жесточайшая эксплуатация рабов.

Социальная основа — свободные граждане-рабовладельцы.

Функции рабовладельческого государства:

Внутренние:

— охрана рабовладельческой собственности;

— подавление сопротивления рабов;

— ведение общественных работ;

Внешние:

— защита государства от внешнего нападения;

— завоевание и порабощение других народов;

— осуществление дипломатических, торговых, культурных и иных контактов с другими государствами.

Рабовладельческое право — это возведенная в закон воля господствующего класса (рабовладельцев), поддерживаемая и охраняемая государством.

Основная характеристика:

— закрепляло частную собственность на орудия и средства производства (в том числе и на раба, его жизнь и смерть);

— оформляло политическое и экономическое господство рабовладельцев и других свободных граждан;

— основными источниками рабовладельческого права служили обычаи.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Рабовладельческое общество

В прошлом рабовладельческое общество существовало по всему миру. Оно сменило первобытно-общинный строй, но и само позднее уступило феодализму. В этот период развития общество имело свои особенности, признаки и характерные черты, которые заметно отличали его от предшествующего и последующего этапов развития цивилизации.

Этапы развития общества

Главной особенностью рабовладельческого общества является его чёткое разделение на две категории людей – свободных и рабов. В рабство могли попасть как и граждане государства (например, за нарушение законов или за долги), но зачастую совершались военные походы, целью которых был захват не только территорий, но и пленников, которых можно было бы обратить в рабство. Ярким примером рабовладельческого государства является Древний Рим, покоривший всё Средиземноморье. Римская экономика базировалась именно на эксплуатации рабского труда.

Понятие рабовладельческого общества

Понятие рабовладельческого общества

Впервые в истории рабство появилась в обществах, перешедших к сельскому хозяйству, когда в результате разложения первобытно-общинного строя сформировались первые государственные образования. Эксплуатация рабского труда стала экономически выгодной и естественной, а потому распространилась повсеместно. Крахом рабовладельческого общества стал переход к феодализму, когда экономические условия изменились: содержание раба становилось всё дороже, а производительность его труда оставалась прежней, и рабовладение стало невыгодным. В Европе крах рабовладения пришёлся на IX век, то есть на Средние века. Именно тогда класс рабов прекратил своё существование, и появились новые сословия – феодалы (то есть землевладельцы), крестьяне с горожанами, а также духовенство. Человек больше не был главной собственностью, ею стала земля.

Достижения эпохи Возрождения

Достижения эпохи Возрождения кратко. Наука, искусство, философия.

Военная реформа Александра II

Военная реформа Александра II

Духовная сфера рабовладельческого общества

Культура сложившегося рабовладельческого общества отличается гораздо большим динамизмом, чем культура предшествовавшего ему родового строя. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дает возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры — этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется научная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств.

Духовная сфера рабовладельческого общества

В большинстве рабовладельческих культур положение рабов не отличалось от положения животных

Тем не менее, рабы из духовной жизни фактически исключались. Зачастую им запрещалось посещать места религиозного поклонения (например, храмы) и отправлять свои религиозные обряды, особенно если рабы исповедовали религию, отличную от религии страны, в которой они вынужденно проживали. Также рабы были полностью исключены из творческой деятельности в сфере духовной культуры рабовладельческого общества.

Расцвет рабовладельческого общества

В небольших княжествах с активным развитием сельского хозяйства началось быстрое распространение привлечения рабов к труду на полях. Такой подход становился выгодным с экономической стороны и постепенно широко воплощался в жизнь, и эта система унижения угнетения одних людей другими существовала во многих государствах на протяжении тысяч лет – например, в Древней Греции, Древнем Риме и во многих цивилизациях Древнего Востока.

Читайте также: