Почему невозможно стать взрослым человеком гражданином не зная своей истории

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Тимофеева Ольга Игоревна

Населенный пункт: Республика Крым, г. Керчь

Цели:

  • общеобразовательная – сформировать представление о древнейших людях на территории Восточно-Европейской равнины;
  • развивающая – развить умение работать с различными источниками знаний, высказывать собственное мнение, использовать аргументы, давать определение терминам и понятиям, составлять тезаурус, определять отличия образа жизни земледельцев от хозяйственной и бытовой жизни кочевников;
  • воспитательная– способствовать воспитанию патриотических чувств к древней истории нашего государства.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты

После проведения урока обучающиеся смогут:

  • предметные – использовать термины: палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция, железный век, подсечно-огневое земледелие, перелог, описывать образ жизни земледельцев, определять его отличия от жизни кочевников, выбирать способ представления данных.
  • Личностные – смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной деятельности.
  • Метапредметные – смогут самостоятельно определять цели своего обучения, давать определения терминам и понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в графическую,

Формы работы – межпредметные связи с географией.

Формы деятельности – фронтальная, индивидуальная.

Формы обучения – деятельностный способ обучения.

Ресурсы – учебник, раздаточные листы

Формируемые УУД

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Самоопределение, сравнивать разные точки зрения одноклассников

Поиск и выделение информации, подведение под понятие, уточнее причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждления, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Содержание этапов урока

Деятельность

учителя

ход урока

обучающегося

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Вводная часть

Готовятся к уроку

Озвучивает тему, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Выдвигает проблему

Мотивация учебной деятельности

Эпиграф урока

Борис Александрович Рыбаков – советский археолог

Проблемный вопрос

Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?

Учащиеся определяются с целями урока, формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели

Предлагает индивидуальные задания

корректирует допущенные ошибки

Побуждает к высказыванию собственного мнения

корректирует допущенные ошибки

Контролирует выполнение работы корректирует допущенные ошибки

Контролирует выполнение работы, корректирует допущенные ошибки

Организует проведение кратковременного перерыва в учебе для проведения комплекса упражнений, направленных на предупреждение выраженного утомления и устранения неблагоприятных для здоровья последствий учебной деятельности

Контролирует выполнение обучающимися всех упражнений корректирует допущенные ошибки

Контролирует усвоение, обсуждение допущенных ошибок при выполнении задания, проводит корректировку ошибок

Основная часть

Актуализация знаний фронтальный опрос

  1. Почему невозможно стать взрослым человеком, гражданином не зная своей истории?
  2. Что или кто помогает человеку помнить историю своей семьи?
  3. Почему опыт прошлого важен для каждого человека?
  4. Что такое исторические источники, какие виды вы знаете?

Индивидуальная работа по карточкам

Дайте определение терминам и понятиям: история, нумизматика, археология, геральдика, топонимика

Первичное усвоение новых знаний

1.Около 2 млн. лет назад началось Великое оледенение. С этого времени наступали длительные этапы, когда огромная часть суши покрывалась ледяным щитом толщиной до 2, 5 км.

Как вы считаете как в таких условиях должны были жить древние люди?

Все животные и люди должны были уходить на свободные ото льда земли. Через некоторое время ледник отступал на север, а потом вновь продвигался на юг. Так продолжалось тысячелетиями.

Работая с текстом учебника ответьте на следующие вопросы:

2 около 25 тыс. лет назад первобытные люди продвинулись на север. Стоянки древних людей были обнаружены стоянки древних людей на территории рек Печеры, Чусовой и вблизи города Владимир.

20-18 лет назад они достигли современного города Смоленска.

13 тыс. лет назад ледник ушел на север. Жаркое лето сменялось холодной зимой. Травоядные животные зимой паслись на юге, а летом уходили на север. Вместе с ними кочевали и животные

Работая с текстом учебника стр 13 дайте определение терминам микролит и мезолит и объясните причины исчезновения крупных животных (назовите не менее 3 причины).

Микролит – кусочки кремневых пластин, имевших геометрическую форму, которую легко заменить

Мезолит – средний каменный век (11-8 тыс. лет назад)

Физкультминутка

Человек древнейший жил

Давайте покажем, каким же он был.

Ниже колен руки свисали,

Но делать уже кое-что помогали.

Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней)

Один о другой их постучали, (стучат кулачками)

И раскололся камень, стал острый!

Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти)

Человек себе похлопал

И от радости потопал.

Присваивающие производящее

Собирательство охота земледелие скотоводство

Переход от присваивающей формы хозяйства к производящей называют неолитической революцией

Существует две формы хозяйствования – присваивающее основанное на том, что человек берет у природы все, что ему нужно в готовом виде. Если же, человек необходимые для жизни продукты создает собственным трудом, то данная форма относится к производящему.

  1. В начале 1 тыс. до н.э. на территории России начался железный век. Железо люди добывали из болотной руды. Люди стали использовать железные орудия труда и оружие. Населения становилось больше, поэтому началась борьба между скотоводами-кочевниками и земледельцами, которые были вынуждены переселиться в лесостепь.

Подсечно-огневое земледелие – вид земледелия, основанный на распахивании участка леса, который предварительно был вырублен и сожжен.

Перелог – способ хозяйствования при котором после истощения расчищенной земли, ее оставляли на несколько лет

Читайте также: