Почему нет свидетельства о рождении в егр загс

Обновлено: 02.07.2024

Сведения о факте регистрации акта гражданского состояния должны быть представлены не позднее чем через месяц со дня совершения компетентным органом иностранного государства регистрации акта гражданского состояния.

Порядок направления гражданином Российской Федерации сведений о факте регистрации акта гражданского состояния

1. Сведения о факте регистрации акта гражданского состояния направляются гражданином Российской Федерации по месту его жительства в орган ЗАГС Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений в случае делегирования полномочий или консульское учреждение не позднее чем через месяц со дня совершения компетентным органом иностранного государства регистрации акта гражданского состояния.

2. Сведений о факте регистрации акта гражданского состояния гражданин Российской Федерации составляет по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 05.06.2019 г. № 81н.

- уведомление о регистрации компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства в отношении гражданина (скачать)

- уведомление о внесении изменений или исправлений, признании восстановленным или аннулированным документа иностранного государства, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение государственной регистрации по законам соответствующего иностранного государства в отношении гражданина Российской Федерации акта гражданского состояния (скачать)

- уведомление о регистрации компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства в отношении не достигшего возраста 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации акта гражданского состояния (скачать)

- уведомление о внесении изменений или исправлений, признании восстановленным или аннулированным документа иностранного государства, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение регистрации по законам соответствующего иностранного государства в отношении не достигшего возраста 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации акта гражданского состояния (скачать)

- совместное уведомление о регистрации компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства в отношении граждан Российской Федерации акта гражданского состояния (скачать)

- совместное уведомление о внесении изменений или исправлений, признании восстановленным или аннулированным документа (документов) иностранного государства, выданного (выданных) компетентным органом иностранного государства в удостоверение регистрации компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства в отношении граждан Российской Федерации акта гражданского состояния (скачать)

4. К уведомлению о регистрации гражданином Российской Федерации прилагаются копии документов:

документа компетентного органа иностранного государства с приложением перевода указанного документа на русский язык;

документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае наличия у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства).

Верность копии документа иностранного государства должна быть нотариально засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, за исключением случая, если гражданин Российской Федерации представляет ее при личном обращении в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии документ иностранного государства в подлиннике. В этом случае при личном приеме гражданина Российской Федерации работник органа записи актов гражданского состояния или консульского учреждения обязан установить идентичность копии и подлинника документа иностранного государства, проставить на копии документа иностранного государства отметку о соответствии копии и подлинника документа иностранного государства и вернуть подлинник документа иностранного государства гражданину Российской Федерации.

Верность перевода документа иностранного государства на русский язык или подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

При направлении гражданином Российской Федерации сведений о факте регистрации акта гражданского состояния в отношении его несовершеннолетнего ребенка также прилагается копия свидетельства о рождении или иного документа, удостоверяющего личность несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации.

При направлении гражданином Российской Федерации сведений о факте регистрации акта гражданского состояния в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, также прилагаются копии документов:

документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, не достигшего 18 лет или признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным;

документа, подтверждающего полномочия гражданина Российской Федерации выступать законным представителем лица, не достигшего 18 лет или признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным.

При направлении гражданином Российской Федерации сведений о факте регистрации акта гражданского состояния с использованием единого портала указанные в настоящем пункте документы должны быть представлены в форме электронных образов документов. В указанном случае электронные образы документа иностранного государства и перевода документа иностранного государства должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

5. Качество направленных гражданином Российской Федерации копий (электронных образов) документов, должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Электронный образ документа должен обеспечить визуальную идентичность его бумажному оригиналу.

6. В уведомлении о регистрации гражданином Российской Федерации указывается информация о легализации документа иностранного государства либо о проставлении на нем апостиля или об отказе компетентного органа Российской Федерации в такой легализации с указанием причин отказа.

Порядок включения сведений о документах иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния

Органы ЗАГС в течение 2 рабочих дней со дня получения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации), направленного посредством почтового отправления, и в течение одного рабочего дня со дня получения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации), направленного с использованием единого портала или представленного при личном обращении, осуществляют его рассмотрение и по итогам рассмотрения включают сведения о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния или отказывают гражданину Российской Федерации во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.

При включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния орган ЗАГС направляет/выдает гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) справку о включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в которой указывается номер сведений о документе иностранного государства в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

В случае отказа во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния орган ЗАГС направляет/выдает гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) уведомление об отказе во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния с указанием причин отказа.


Государственная регистрация рождения гражданина производится органом ЗАГС путем составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния записи акта о рождении. На основании такой записи выдается свидетельство о рождении (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, ст. ст. 22, 23 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
Если государственная регистрация рождения была произведена, однако свидетельство о рождении оказалось утрачено либо оно не может быть использовано в силу иных причин, заинтересованное лицо вправе потребовать выдачи повторного свидетельства либо иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации рождения.
В случае отказа в выдаче повторного свидетельства о рождении по причине отсутствия первичной или восстановленной записи акта о рождении (например, в связи с утратой архивного фонда органа ЗАГС вследствие стихийного бедствия, пожара) гражданин вправе восстановить запись в судебном порядке.
Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении факта государственной регистрации рождения (ст. 11 ГК РФ; п. 1 ст. 9, п. п. 1, 2 ст. 74 Закона N 143-ФЗ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16).
По общему правилу факт регистрации рождения устанавливается судом в порядке особого производства. При наличии спора о праве вопрос об установлении факта регистрации рождения рассматривается в порядке искового производства (п. 1 ч. 1 ст. 262, ч. 3 ст. 263, ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 16; Апелляционные определения Московского городского суда от 22.07.2019 по делу N 33-32554/2019, от 16.08.2019 по делу N 33-36383/2019).
Для того чтобы установить факт регистрации рождения в случае отказа в выдаче дубликата свидетельства о рождении по причине отсутствия первичной или восстановленной записи акта о рождении, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

1. Установление факта регистрации рождения в порядке особого производства
Суд рассмотрит в порядке особого производства заявление об установлении факта регистрации рождения, если отсутствует спор о праве и невозможно получить необходимые документы в ином порядке или восстановить их (ст. 265 ГПК РФ).

Обратите внимание! Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства будет установлено наличие спора о праве, заявление будет оставлено без рассмотрения. В этом случае вы вправе разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы
К заявлению прилагаются (ст. 132, ч. 1 ст. 263, ст. 265 ГПК РФ; п. 2 ст. 74 Закона N 143-ФЗ):
1)документ, подтверждающий уплату госпошлины или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от уплаты госпошлины.

Справка. Размер госпошлины
Размер госпошлины за подачу заявления по делам особого производства составляет 300 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);

Шаг 3. Подайте заявление в суд и дождитесь рассмотрения дела
Заявление об установлении факта регистрации рождения подается в районный суд по месту жительства заявителя (ст. ст. 24, 266 ГПК РФ).
При наличии технической возможности в суде документы можно подать в электронном виде на официальном сайте суда. Особенности подачи документов через Интернет рекомендуем уточнить в суде (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).
По общему правилу суд должен рассмотреть заявление с участием заявителей и заинтересованных лиц до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Однако в зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен, но не более чем на месяц (ч. 1, 6 ст. 154, ч. 1, 2 ст. 263 ГПК РФ).
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
Если решение не обжаловано, оно вступает в силу по истечении указанного срока. В случае апелляционного обжалования решение вступает в законную силу после рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции, если обжалуемое решение не было отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).
Вступившее в законную силу решение суда, которым установлен факт регистрации рождения, является основанием для восстановления записи акта о рождении и выдачи свидетельства о рождении. Для этого его необходимо предоставить в орган ЗАГС по месту составления утраченной записи либо по месту вынесения решения суда, если утраченная запись была составлена за пределами территории РФ (п. п. 1, 3, 4 ст. 74 Закона N 143-ФЗ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 16).

2. Установление факта регистрации рождения в порядке искового производства
Для установления факта регистрации рождения при наличии спора о праве рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Составьте исковое заявление
В исковом заявлении необходимо указать, в частности, следующие сведения (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):
1)наименование суда, в который подается иск;
2)сведения об истце: Ф.И.О. (отчество — при наличии), место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты. Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем;
3)сведения об ответчике: если это организация — ее наименование и адрес, а также, если известны, ИНН и ОГРН; если это физическое лицо — Ф.И.О. (отчество — при наличии), место жительства, а также, если известны, дату и место рождения, место работы и один из идентификаторов (например, СНИЛС, ИНН). По желанию указываются контактный телефон и адрес электронной почты ответчика;
4)информацию о том, в чем заключается нарушение ваших прав, обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В иске рекомендуем также указать данные, которые указываются при совершении записи акта о рождении (в частности, сведения о родителях);
5)ваши требования;
6)перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
При наличии в деле третьих лиц рекомендуем также указать сведения о них в исковом заявлении (ст. ст. 34, 42, 43 ГПК РФ).
В исковом заявлении можно изложить ходатайства, например, об истребовании доказательств или о вызове свидетелей (ч. 1 ст. 57, ч. 2 ст. 69 ГПК РФ).
Исковое заявление следует распечатать и подписать. Это вправе сделать также ваш представитель при наличии у него полномочий на подписание искового заявления и подачу его в суд (ч. 1, 4 ст. 131 ГПК РФ).

Справка. Размер госпошлины
Размер госпошлины по искам имущественного характера, не подлежащим оценке, а также по искам неимущественного характера составляет 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Шаг 3. Подайте исковое заявление в суд и дождитесь рассмотрения дела
По общему правилу исковое заявление подается в районный суд по месту жительства (адресу) ответчика (ст. ст. 24, 28 ГПК РФ).
Суд известит вас о дате и месте судебного заседания (ч. 1 ст. 153 ГПК РФ).
После вынесения решения суда нужно дождаться вступления его в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Если апелляционная жалоба подана, решение вступает в законную силу после рассмотрения такой жалобы судом, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
Вступившее в законную силу решение суда, которым установлен факт регистрации рождения, для восстановления записи акта о рождении и выдачи свидетельства о рождении необходимо представить в орган ЗАГС по месту составления утраченной записи либо по месту вынесения решения суда, если утраченная запись была составлена за пределами территории РФ (п. п. 1, 3, 4 ст. 74 Закона N 143-ФЗ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 16).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

П Р А В И Л А
включения в Единый государственный реестр записей актов
гражданского состояния сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, а также состав указанных сведений

1. Настоящие Правила устанавливают порядок включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (далее – Единый государственный реестр) сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, а также состав указанных сведений.

2. Сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации (далее – документ иностранного государства), включаются в Единый государственный реестр:

органом записи актов гражданского состояния или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в который в соответствии с пунктом 4 статьи 13.1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" гражданином Российской Федерации направлены сведения о регистрации в отношении него или в отношении его несовершеннолетнего ребенка компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства акта гражданского состояния;

консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, которым в установленном порядке получены сведения о регистрации компетентным органом иностранного государства смерти гражданина Российской Федерации, в том числе при снятии консульским учреждением Российской Федерации гражданина Российской Федерации с консульского учета в связи с его смертью;

органом записи актов гражданского состояния, которым в установленном порядке получены сведения о признании или не признании в соответствии с законодательством Российской Федерации акта гражданского состояния, совершенного вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующего иностранного государства в отношении гражданина Российской Федерации.

3. Сведения о документе иностранного государства включаются в Единый государственный реестр в электронной форме в составе, определенном в пункте 15 настоящих Правил.

4. Сведения о документе иностранного государства включаются в Единый государственный реестр в следующие сроки:

при получении органом записи актов гражданского состояния, консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации сведений о документе иностранного государства, направленных гражданином Российской Федерации посредством почтового отправления, – в течение 2 рабочих дней со дня получения почтового отправления;

при получении органом записи актов гражданского состояния, консульским учреждением Российской Федерации сведений о документе иностранного государства, представленных гражданином при личном обращении в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации или с использованием личного кабинета гражданина Российской Федерации в федеральной государственной информационной системе "Федеральный портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее – единый портал), – в день обращения гражданина Российской Федерации.

5. При внесении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее при совместном упоминании – органы записи актов гражданского состояния) осуществляет их проверку на наличие видимых признаков некорректного оформления или подделки, и в случае их обнаружения проставляет следующие признаки в Едином государственном реестре:

документ иностранного государства не содержит реквизитов, наличие которых является обязательным (номер, дата, подпись, штамп, печать), или на представленных документах подпись должностного лица и оттиск печати не соответствуют имеющимся в консульских учреждениях Российской Федерации образцам (при наличии в консульских учреждениях Российской Федерации);

документ иностранного государства содержит подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные исправления, исполнен карандашом;

надписи на документе иностранного государства не являются четкими и ясными, а подписи должностных лиц и оттиски печати, содержащиеся на документах, - отчетливыми;

документ иностранного государства оформлен не в соответствии с требованиями законодательства иностранного государства (при возможности осуществления проверки соответствия законодательству иностранного государства).

6. Орган записи актов гражданского состояния может принять решение об отказе во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр в случаях:

1) направления гражданином Российской Федерации сведений о документе иностранного государства, составленном не в отношении гражданина Российской Федерации и его несовершеннолетнего ребенка (за исключением сведений о смерти гражданина Российской Федерации и сведений о лице, признанным в установленном законодательством Российской Федерации недееспособным, законным представителем которого является гражданин Российской Федерации);

2) направления гражданином Российской Федерации сведений о документе иностранного государства, по которому не представляется возможным определить в отношении какого лица он составлен;

3) направления гражданином Российской Федерации сведений о документе иностранного государств, не являющимся таковым.

7. Орган записи актов гражданского состояния может принять решение об отказе в рассмотрении заявления на включение сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр в случае несоблюдения гражданином Российской Федерации установленного Правительством Российской Федерации порядка направления сведений о документе иностранного государства.

8. При получении органом записи актов гражданского состояния сведений о документе иностранного государства, которым вносятся изменения, исправления в ранее составленный документ иностранного государства, сведения о котором не включены в Единый государственный реестр, или которым признается утратившим силу или аннулированным ранее составленный документ иностранного государства, в Единый государственный реестр подлежат одновременному внесению как сведения о документе иностранного государства, которым вносятся изменения, исправления в ранее составленный документ, или которым признается утратившим силу или аннулированным ранее составленный документ иностранного государства, так и сведения о ранее составленном документе иностранного государства.

9. При получении органом записи актов гражданского состояния сведений о документе иностранного государства, которым вносятся изменения, исправления в документ иностранного государства, сведения о котором включены в Единый государственный реестр, или которым признается утратившим силу, аннулированным или восстановленным указанный документ иностранного государства, указанные сведения о документе иностранного государства включаются в Единый государственный реестр путем внесения изменений в ранее включенные в Единый государственный реестр сведения о документе иностранного государства.

10. При внесении изменений и исправлений в ранее включенные в Единый государственный реестр сведения о документе иностранного государства, признании их утратившими силу или аннулировании, ранее включенные в Единый государственный реестр сведения о документе иностранного государства сохраняются.

11. Сведения о документе иностранного государства вносятся в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния на русском языке. Дополнительно сведения о документе иностранного государства, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 14 настоящих Правил, могут быть указаны в Едином государственном реестре с использованием букв латинского алфавита.

12. Подписание сведений о документе иностранного государства, включаемых в Единый государственной реестр, осуществляется в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в части подписания записей актов гражданского состояния, составленных в форме электронного документа.

13. При включении в Единый государственный реестр сведений о документе иностранного государства, им присваивается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный номер.

14. В Едином государственном реестре указываются следующие сведения о документе иностранного государства:

1) сведения, содержащиеся в документе иностранного государства, в составе, указанном в пункте 15 настоящих Правил;

2) сведения о внесении исправлений, изменений в документ иностранного государства, сведения о признании документа иностранного государства утратившим силу, аннулированным (в случае наличия);

3) сведения о заявлении на включение сведений о документе иностранного государства, направленном гражданином Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" порядке, или заявление на включение сведений о документе иностранного государства в случае, если указанное заявление составлено в форме электронного документа;

4) сведения о заявлении (ях) на включение сведений о документе иностранного государства, направленном гражданином Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" порядке в случае внесения исправлений, изменений в документ иностранного государства, признании документа иностранного государства утратившим силу, аннулированным, или заявление (ия) на включение сведений о документе иностранного государства в случае, если указанное заявление составлено в форме электронного документа (в случае наличия);

5) электронные образы копий документов, прилагаемых гражданином Российской Федерации к заявлению на включение сведений о документе иностранного государства, указанному в подпунктах 3 и 4 настоящего пункта, или полученных консульскими учреждениями Российской Федерации или органами записи актов гражданского состояния в рамках отношений, предусмотренных соответственно абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих Правил;

6) сведения об отказе во включении сведений о документе иностранного государства, направленных гражданином Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 13.1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (в случае отказа во включении сведений о документе иностранного государства);

7) сведения об отказе в рассмотрении сведений о документе иностранного государства, направленных гражданином Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 13.1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (в случае отказа в рассмотрении сведений о документе иностранного государства);

8) сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил (в случае наличия).

15. В Едином государственном реестре сведения, содержащиеся в документе иностранного государства, указываются в следующем составе:

1) сведения об иностранном государстве, в котором составлен документ иностранного государства;

2) сведения об органе иностранного государства, которым составлен документ иностранного государства;

3) сведения о типе акта гражданского состояния, в удостоверение которого выдан документ иностранного государства;

4) номер документа иностранного государства (при наличии);

5) дата документа иностранного государства (при наличии);

6) сведения об оттиске печати, нанесенной на документ иностранного государства (при наличии);

7) сведения о лице, подписавшем документ иностранного государства;

8) сведения об акте гражданского состояния (при наличии):

а) в части акта о рождении:

  • фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, мертворожденный, живорожденный;
  • гражданство ребенка;
  • национальность ребенка (при наличии);
  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (при наличии) родителей (родителя);
  • сведения о документах, удостоверяющих личность родителей (родителя) (при наличии);
  • сведения о месте жительства родителей (родителя);
  • количество родившихся детей (один, двойня или более детей) (при наличии);
  • сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце (при наличии);
  • сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка;
  • дата регистрации акта о рождении;
  • место регистрации акта о рождении;

б) в части акта о заключении брака:

  • фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, семейное положение до вступления в настоящий брак, место жительства каждого из лиц, заключивших брак;
  • национальность, образование и при наличии у данных лиц общих детей, не достигших совершеннолетия, их количество (при наличии);
  • сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица), заключившее (заключившие) брак, состояло (состояли) в браке ранее;
  • дата заключение брака;
  • сведения о документах, удостоверяющих личности заключивших брак;
  • дата регистрации акта о заключении брака;
  • место регистрации акта о заключении брака;

в) в части акта о расторжении брака:

  • фамилия (до и после расторжения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства каждого из лиц, расторгнувших брак;
  • национальность, образование, первый или повторный брак и при наличии у супругов общих детей, не достигших совершеннолетия, их количество (вносятся по желанию заявителя);
  • сведения о документе о заключении брака;
  • сведения о документе, являющемся основанием для государственной регистрации расторжения брака;
  • сведения о документах, удостоверяющих личности расторгнувших брак;
  • дата регистрации акта о расторжении брака;
  • место регистрации акта о расторжении брака;

г) в части акта об усыновлении:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления);
  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (при наличии) родителей (родителя);
  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (при наличии), место жителя усыновителей (усыновителя);
  • сведения о заключении брака усыновителей (усыновителя) (при наличии);
  • сведения о решении суда об усыновлении (при наличии);
  • сведения о документах, удостоверяющих личность усыновителей (усыновителя);
  • дата регистрации усыновления;
  • место регистрации усыновления;

д) в части акта об установлении отцовства:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (при наличии);
  • место жительства лица, признанного отцом ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (до и после усыновления отцовства), пол, дата и место рождения ребенка;
  • сведения документа о рождении ребенка;
  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (при наличии) матери ребенка;
  • сведения о документе, являющемся основанием для установления отцовства;
  • сведения о документе, удостоверяющем личность матери, и документе, удостоверяющем личность лица, признанного отцом ребенка;
  • дата регистрации установления отцовства;
  • место регистрации установления отцовства;

е) в части перемены имени:

  • фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (при наличии), место жительства до перемены имени;
  • сведения о документе, удостоверяющем личность лица, желающего переменить имя;
  • фамилия, собственно имя, отчество лица после перемены имени;
  • дата регистрации перемены имени;
  • место регистрации перемены имени;

9) иные сведения, содержащиеся в документе иностранного государства, обусловленные особыми обстоятельствами регистрации акта гражданского состояния, предусмотренные к указанию в записи акта гражданского состояния в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).

16. Правила формирования сведений о документе иностранного государства для включения в Единый государственный реестр, включая перечень и правила ведения единых справочников и классификаторов, используемых в Едином государственном реестре, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Доклад начальника Управления ЗАГС Казани Р.Ш.Миннуллиной на аппаратном совещании 7 декабря 2020 года.

Доклад начальника Управления ЗАГС Казани Р.Ш.Миннуллиной на аппаратном совещании 7 декабря 2020 года

ЕГР ЗАГС – это единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, созданный во исполнение Указа Президента РФ от 15.01.2016 №13. ЕГР ЗАГС представляет собой систему, которая объединяет базы данных всех ЗАГСов, которые раньше велись отдельно в каждом регионе. Оператором системы определена Федеральная налоговая служба Российской Федерации. В системе будет храниться вся информация об актах гражданского состояния всего населения России.

В 2017 году Татарстан вошел в число 9 регионов, которым было доверено первыми протестировать разработанную федеральную систему.

Сотрудники Управления ЗАГС Казани в рамках участия в пилотном проекте активно тестировали функциональные возможности программы и выявляли проблемные вопросы в алгоритме работы системы ЕГР ЗАГС.

С 1 октября 2018 года все органы ЗАГС России перешли на работу в Едином государственном реестре, наполнение которой осуществляется двумя способами: занесением новых актовых записей при непосредственной регистрации актов гражданского состояния и оцифровкой ранее составленных актовых записей с бумажного носителя в электронный вид, начиная с 1926 года. Оцифровка включает в себя доработку каждой актовой записи в соответствии с едиными требованиями федеральной системы, которые не предусматривают различные правила к составлению и внесению сведений в актовую запись в разные периоды времени (ранее актовая запись состояла из 14 пунктов, современная актовая запись содержит 22 позиции).

Объем архивного фонда Управления ЗАГС Казани, подлежащего оцифровке, – 3210827 актовых записей, что составляет четвертую часть (25%) всего архивного фонда Республики Татарстан (12704404). (К примеру, Набережные Челны имеют в своем архиве 846071 записей актов (6,6%), Нижнекамск – 519395 записей актов (4%)).

Минюстом России утвержден План мероприятий по передаче записей актов гражданского состояния в ЕГР ЗАГС, который состоит их трех этапов.

На третьем этапе, до 31 декабря 2020 года, необходимо завершить передачу в ЕГР ЗАГС всех актовых записей начиная с 1926 года.

Выполнение первых двух этапов уже дало свои положительные результаты и показало эффективность ЕГР ЗАГС в виде возможности предоставления услуг в проактивном режиме.

С помощью данного сервиса семьи с детьми до 16 лет получили в соответствии с поручением Президента России В.В.Путина специальные выплаты, при этом только подав электронное заявление через единый портал государственных услуг, не выходя из дома, что было очень важно в условиях пандемии.

На сегодняшний день в проактивном режиме также оформляется и маткапитал: сведения о рождении автоматически передаются из базы ЕГР ЗАГС в Пенсионный фонд Российской Федерации, а сертификат на материнский капитал в электронном виде приходит в личный кабинет гражданина на портале госуслуг.

Кроме того, централизованная система хранения данных в ЕГР ЗАГС предусматривает принцип экстерриториальности, что значительно упрощает для каждого гражданина получение повторных документов из органов ЗАГС. Раньше гражданин, который переехал в другой регион, если ему потребовался документ о рождении, направлял почтовый запрос в орган ЗАГС, в котором хранится актовая запись, и он объективно получал документ через несколько недель. Теперь же достаточно обратиться в ближайший орган ЗАГС, где бы ни находился гражданин, и получить услугу по выдаче повторного документа в этот же день в течение 20 минут.

И хотя данная норма закона вступает в силу только с 1 января 2021 года, сотрудники Управления ЗАГС Казани в тестовом режиме оказывают данную услугу по выдаче архивных документов, составленных региональными органами ЗАГС. Также уже сейчас любой документ из архивного фонда Казани можно получить в любом органе ЗАГС России.

В Едином государственном реестре ЗАГС ежедневно регистрируются акты гражданского состояния, начиная от рождения, на протяжении всей жизни человека. Данные сведения также в проактивном режиме предоставляются государственным структурам и фондам через систему межведомственного электронного взаимодействия СМЭВ, что позволяет централизованно учитывать рождение, призыв в армию, рассчитывать потребности в детских садах и школах, пенсионные средства при выходе граждан на пенсию, различные льготы и пособия.

Подводя итоги своего выступления, хочу выразить слова благодарности заместителю Премьер-министра Республики Татарстан Лейле Ринатовне Фазлеевой, Первому заместителю Главы муниципального образования Казани Денису Геннадьевичу Калинкину, руководителю Аппарата Исполнительного комитета Казани Евгению Анатольевичу Варакину за оказанную помощь в решении технических и организационных проблем.

Хочу еще раз сакцентировать Ваше внимание, что в соответствии с Планом Минюста России срок завершения работ по передаче актовых записей в ЕГР ЗАГС – 31 декабря 2020 года.

Хочу сказать отдельное спасибо всем сотрудникам Управления ЗАГС г.Казани, а это в основном женщины с несовершеннолетними детьми, благодаря их преданности делу, упорству, усиленной ежедневной работе в режиме нон-стоп без праздников и выходных, несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку, сложный процесс подготовки массива данных, эта трудоемкая масштабная работа завершена нами досрочно – 23 октября этого года.

Читайте также: