Почему несовершеннолетние совершают преступления обществознание

Обновлено: 17.05.2024

В современном обществе существует немало важных проблем, одной из которых является подростковая преступность. Данная статья поможет разобраться с причинами возникновения этой проблемы, а также с путями её решения.

Факторы, провоцирующие подростковую преступность

Данное явление не возникает само по себе. Его появлению способствуют различные воздействия со стороны окружающих и внешнего мира, которые могут быть разнообразны по своей природе.

Семейное неблагополучие

Распространённая социально-экономическая проблема – отсутствие нормальных условий существования. Проявляется она в нехватке средств на удовлетворение собственных потребностей и бродяжничестве.

Эти неудобства вынуждают несовершеннолетних пытаться помочь родителям, зарабатывая на жизнь доступными им путями. А самым легким в подобной ситуации считается кража.

Помимо финансовых проблем, родители могут иметь зависимость от алкоголя и наркотических веществ. В таких семьях процветает насилие над детьми, а также отсутствие какого-либо над ними контроля. В подростках копится гнев на родителей и, чтобы сбежать от них, они часто связываются с плохими компаниями.

Примеры для подражания

Не получая поддержки от окружения, подростки ищут её во внешнем мире. Примерами, на которые они хотят равняться, становятся не их родители, а образы из интернета. Сейчас каждый имеет свободный доступ ко всем ресурсам, среди которых есть немало примеров жестокости и насилия.

Неокрепшие умы легко поддаются пропаганде. В их мыслях может зародиться идея о становлении похожими на главных героев каких-либо фильмов, где их чудовищные поступки идеализируются и преподносятся, как нечто смелое.

Отсутствие контроля

Большинство из тех подростков, которые совершили какие-либо противоправные действия, не получили должного воспитания со стороны родителей и образовательных учреждений. Как правило, они предоставлены сами себе и не ощущают никакой ответственности. Множество причин подростковой преступности берут начало именно из отсутствия контроля.

Следить за своим ребенком не просто важно, а необходимо. На данный момент существует слишком много ресурсов и людей, которые пытаются внушить подросткам экстремистские идеи. Ведомые дети нередко идут вслед за подобными недоброжелателями.

Чтобы предупредить такие изменения, нужно тщательно следить за тем, где проводит время подросток, с какими людьми он общается и, в какие ресурсы он заходит. Родителям необходимо проводить больше времени с ребенком и разговаривать с ним по душам. Это поможет создать доверительные отношения и вовремя заметить какие-либо изменения в его поведении.

Давление со стороны общества

Множество преступлений несовершеннолетними было совершенно в отместку за перенесенные ранее унижения. Издевательства в школе, называемые буллингом, оставляют глубокий след на психике подростка.

Нередко они не могут смириться с перенесенными издевательствами и в будущем решают отомстить обидчикам жестокими методами. На данной основе было совершенно немало террактов в Российских школах.

Слабая профилактика правонарушений

Профилактические меры включают в себя различные мероприятия, на которых рассказывается об опасностях тех или иных факторах, приводящих к незаконным действиям. Они проводятся в образовательных учреждениях и повествуют о вреде наркотических веществ, плохих компаний, отчуждения от общества.

Подобные мероприятия проводятся, но в недостаточных объемах. Их количество следует увеличить, так как они помогают вовремя заметить отклонения в поведении отдельных подростков и провести необходимые меры для улучшения ситуации.

Чувство вседозволенности

К преступлениям оказываются причастны не только те, кто проживает в бедных семьях, но и те, кто имеет обеспеченных родителей. Подростки в таких семьях вырастают избалованными и чувствуют превосходство над сверстниками.

Из-за отсутствия порицания их действий со стороны родителей подростки решают, что могут делать все, что захотят. Поэтому иногда они совершают незаконные действия в результате спора или ради развлечения.

Меры профилактики

После определения того, почему подростки совершают преступления, необходимо разобраться с их профилактикой. Это комплекс мер, главная цель, которых – выявление и устранение факторов, приводящих к противоправным действиям.

Государство оказывает финансовую поддержку многодетным и малоимущим семьям для поддержания прожиточного минимума. Это помогает преодолевать материальные трудности, которые сказываются на формировании поведения подростков из подобных семей.

Важно пропагандировать важные моральные ценности. Для подростков создаются спортивные и творческие секции, помогающие занять их свободное время. Это снижает потребление наркотиков и алкоголя из-за занятости и отсутствия необходимости в уходе от реальности.

Работа таких систем, как комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки, оказывает помощь подросткам из неблагополучных семей. Они вовремя выявляют проблемы в семьях и приходят для их регулирования. При обнаружении насилия и плохого обращения с детьми проводится лишение родительских прав и отправка подростков в воспитательные учреждения для детей, оставшихся без родительского попечения.

Юридическая ответственность за преступления, совершенные подростками

тема подростковая преступность

Тема подростковой преступности также затрагивает и юридические аспекты, так как карается законом. За правонарушения несовершеннолетние несут административную или уголовную ответственность.

Административная ответственность

Мера наказания за легкие преступления, к которым относятся:

  • пропаганда наркотических веществ;
  • занятие проституцией;
  • мелкое хулиганство;
  • появление в общественных местах в нетрезвом виде;
  • употребление нецензурных слов в общественных местах.

Данные меры наказания относятся к лицам, достигшим 16 лет. В возрасте с 14 до 16 за них ответственность несут опекуны, например родители.

Меры наказания в данном случае предусмотрены Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН).

Наказанием может служить:

  • штраф;
  • предупреждение;
  • исправительные работы.

Уголовная ответственность

Наступает из-за более серьезных преступлений. Полагается подросткам, достигшим 16 лет, но за отдельные особо опасные преступления ответственность придётся нести с 14 лет. К ним относятся:

За подобные действия могут быть назначены следующие меры наказания:

  • штраф;
  • исправительные работы;
  • обязательные работы;
  • арест;
  • лишение права заниматься определённой деятельностью.

Штраф может быть назначен даже при отсутствии источника заработка у подростка. Выплатить его за него могут родители или иные опекуны с их согласия.

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций "Подросток" и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). "Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера", – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации "Сопротивление".

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" во многих образовательных учреждениях созданы отряды "Юные друзья полиции". Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях "Службы примирения". Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. "Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики", – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной "Службы примирения" в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: "Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные "Службы примирения". Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое".

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как "Совет отцов" и "Совет бабушек" создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, "Школьный совет отцов" организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. "Школьный совет бабушек" – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

"Советы профилактики правонарушений" в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

"Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается "под ковром". Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели".

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. "В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями", – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. "Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще".

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: "У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны". Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

"Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы", – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. "Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами", – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: "Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен".

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация – форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. "Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания" – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

    – ИА "ГАРАНТ", 11 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 3 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 8 ноября 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 27 сентября 2013 г.

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

В современном обществе существует немало важных проблем, одной из которых является подростковая преступность. Данная статья поможет разобраться с причинами возникновения этой проблемы, а также с путями её решения.

Факторы, провоцирующие подростковую преступность

Данное явление не возникает само по себе. Его появлению способствуют различные воздействия со стороны окружающих и внешнего мира, которые могут быть разнообразны по своей природе.

Семейное неблагополучие

Распространённая социально-экономическая проблема – отсутствие нормальных условий существования. Проявляется она в нехватке средств на удовлетворение собственных потребностей и бродяжничестве.

Эти неудобства вынуждают несовершеннолетних пытаться помочь родителям, зарабатывая на жизнь доступными им путями. А самым легким в подобной ситуации считается кража.

Помимо финансовых проблем, родители могут иметь зависимость от алкоголя и наркотических веществ. В таких семьях процветает насилие над детьми, а также отсутствие какого-либо над ними контроля. В подростках копится гнев на родителей и, чтобы сбежать от них, они часто связываются с плохими компаниями.

Примеры для подражания

Не получая поддержки от окружения, подростки ищут её во внешнем мире. Примерами, на которые они хотят равняться, становятся не их родители, а образы из интернета. Сейчас каждый имеет свободный доступ ко всем ресурсам, среди которых есть немало примеров жестокости и насилия.

Неокрепшие умы легко поддаются пропаганде. В их мыслях может зародиться идея о становлении похожими на главных героев каких-либо фильмов, где их чудовищные поступки идеализируются и преподносятся, как нечто смелое.

Отсутствие контроля

Большинство из тех подростков, которые совершили какие-либо противоправные действия, не получили должного воспитания со стороны родителей и образовательных учреждений. Как правило, они предоставлены сами себе и не ощущают никакой ответственности. Множество причин подростковой преступности берут начало именно из отсутствия контроля.

Следить за своим ребенком не просто важно, а необходимо. На данный момент существует слишком много ресурсов и людей, которые пытаются внушить подросткам экстремистские идеи. Ведомые дети нередко идут вслед за подобными недоброжелателями.

Чтобы предупредить такие изменения, нужно тщательно следить за тем, где проводит время подросток, с какими людьми он общается и, в какие ресурсы он заходит. Родителям необходимо проводить больше времени с ребенком и разговаривать с ним по душам. Это поможет создать доверительные отношения и вовремя заметить какие-либо изменения в его поведении.

Давление со стороны общества

Множество преступлений несовершеннолетними было совершенно в отместку за перенесенные ранее унижения. Издевательства в школе, называемые буллингом, оставляют глубокий след на психике подростка.

Нередко они не могут смириться с перенесенными издевательствами и в будущем решают отомстить обидчикам жестокими методами. На данной основе было совершенно немало террактов в Российских школах.

Слабая профилактика правонарушений

Профилактические меры включают в себя различные мероприятия, на которых рассказывается об опасностях тех или иных факторах, приводящих к незаконным действиям. Они проводятся в образовательных учреждениях и повествуют о вреде наркотических веществ, плохих компаний, отчуждения от общества.

Подобные мероприятия проводятся, но в недостаточных объемах. Их количество следует увеличить, так как они помогают вовремя заметить отклонения в поведении отдельных подростков и провести необходимые меры для улучшения ситуации.

Чувство вседозволенности

К преступлениям оказываются причастны не только те, кто проживает в бедных семьях, но и те, кто имеет обеспеченных родителей. Подростки в таких семьях вырастают избалованными и чувствуют превосходство над сверстниками.

Из-за отсутствия порицания их действий со стороны родителей подростки решают, что могут делать все, что захотят. Поэтому иногда они совершают незаконные действия в результате спора или ради развлечения.

Меры профилактики

После определения того, почему подростки совершают преступления, необходимо разобраться с их профилактикой. Это комплекс мер, главная цель, которых – выявление и устранение факторов, приводящих к противоправным действиям.

Государство оказывает финансовую поддержку многодетным и малоимущим семьям для поддержания прожиточного минимума. Это помогает преодолевать материальные трудности, которые сказываются на формировании поведения подростков из подобных семей.

Важно пропагандировать важные моральные ценности. Для подростков создаются спортивные и творческие секции, помогающие занять их свободное время. Это снижает потребление наркотиков и алкоголя из-за занятости и отсутствия необходимости в уходе от реальности.

Работа таких систем, как комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки, оказывает помощь подросткам из неблагополучных семей. Они вовремя выявляют проблемы в семьях и приходят для их регулирования. При обнаружении насилия и плохого обращения с детьми проводится лишение родительских прав и отправка подростков в воспитательные учреждения для детей, оставшихся без родительского попечения.

Юридическая ответственность за преступления, совершенные подростками

Проблема подростковой преступности: причины и профилактика

Тема подростковой преступности также затрагивает и юридические аспекты, так как карается законом. За правонарушения несовершеннолетние несут административную или уголовную ответственность.

Административная ответственность

Мера наказания за легкие преступления, к которым относятся:

  • пропаганда наркотических веществ;
  • занятие проституцией;
  • мелкое хулиганство;
  • появление в общественных местах в нетрезвом виде;
  • употребление нецензурных слов в общественных местах.

Данные меры наказания относятся к лицам, достигшим 16 лет. В возрасте с 14 до 16 за них ответственность несут опекуны, например родители.

Меры наказания в данном случае предусмотрены Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН).

Наказанием может служить:

  • штраф;
  • предупреждение;
  • исправительные работы.

Уголовная ответственность

Наступает из-за более серьезных преступлений. Полагается подросткам, достигшим 16 лет, но за отдельные особо опасные преступления ответственность придётся нести с 14 лет. К ним относятся:

За подобные действия могут быть назначены следующие меры наказания:

  • штраф;
  • исправительные работы;
  • обязательные работы;
  • арест;
  • лишение права заниматься определённой деятельностью.

Штраф может быть назначен даже при отсутствии источника заработка у подростка. Выплатить его за него могут родители или иные опекуны с их согласия.

С начала года количество преступлений сократилось почти в 2 раза

Языком цифр

– Какие тенденции подростковой преступности наблюдаются в текущем году?


Наталья Базылюк, заместитель начальника отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Новосибирской области подполковник внутренней службы:

— В первом полугодии 2016 года сложилась очень тяжёлая обстановка с подростками. Лишь благодаря проводимым регулярным профилактикам нам удалось не только снизить количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, но и удержать их количество.

У неё травма спины от ударов соперницы

С начала 2017 года их число снизилось практически в 2 раза. Если в прошлом году к апрелю зарегистрировали 426 преступлений, то в этом 257, которые совершили 228 несовершеннолетних. Преступления чаще всего совершают мальчики 16-17 лет, но в последнее время всё больше становится преступников, которым едва исполнилось 14-15 лет. Девочки тоже преступают закон, но реже: за 2017 год мы поймали около 30.

В основном, подростки крадут из магазинов и автомобилей. Именно оттуда это сделать проще. Чуть меньше от общего количества — грабежи и угон машин. Также уже зарегистрировно 7 эпизодов незаконного оборота наркотиков. Нередки случаи, когда неокрепшим подростковым сознанием пользуются взрослые для совершения противозаконных действий. За прошедшие 4 месяца в 52 преступлениях участвовали взрослые.

К сожалению, многие из подростков уже твёрдо решили встать на кривую дорожку. Каждое 3-4 преступление совершал несовершеннолетний, уже преступавший закон. Из преступников этого года 31 подросток ранее был судим.

Воспитать ребенка можно только благодаря патриотизму

— Кто влияет на умы нашей молодёжи? Как церковь помогает снизить подростковую преступность?


Руководитель Епархиального отдела Новосибирской епархии по духовному окормлению детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей протоиерей Александр Гришин

— Конечно, когда дети идут на преступления – это беда всего общества, поэтому самое важное — это профилактические беседы с подрастающим поколением. Взрослые должны предупредить этот надлом, срыв, которые могут произойти в ребенке. Необходимо всегда быть на шаг впереди, но мы, к сожалению, отстаём.

Наши внутренние и внешние враги постоянно пытаются воздействовать на детские души. Органами внутренних дел и полицией непрерывно ведется борьба с различными течениями, сообществами, пытающимися использовать детей в своих криминальных и противоправных действиях.

Теперь у нас возникла другая проблема — пропаганда идей детского суицида. Чтобы не допустить этого, мы проводим профилактические беседы в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи семейному устройству детей оставшихся без попечения родителей. В каждом православном храме работают воскресные школы. На занятиях мы говорим с ребятами на разные темы, учим их отличать добро от зла, воспитываем дух и прививаем правильные жизненные ценности.

Митрополит Тихон благословил и организовал отдел для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с детьми-инвалидами, которых мы регулярно посещаем. Важно проводить не только духовно-нравственную, но и патриотическую работу. Именно поэтому вместе с нами такие встречи посещает младший вахмистр казачьих войск Новосибирского отдельского казачьего общества (госреестр) Симонов Георгий.

Во время этих бесед мы стараемся рассказать детям о малоизвестных героях нашей Родины, на которых они могут ровняться. Я считаю, что без патриотического воспитания ребёнок не может вырасти нравственным.

— Группы, в которых культивируют агрессивность и раскрепощение молодёжи, — это веяние времени, или подобные программы существовали в истории ранее? Почему дети, воспитанные в православных казачьих семьях не ведутся на эту пропаганду?


Георгий Симонов, помощник руководителя отдела по патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младший вахмистр Новосибирского отдельского казачьего общества (госреестр)

Враг был и есть всегда. Различные политические веяния и учения, которые проходили из других стран, потом трактовались в России искаженно. В итоге смысл зачастую заключался во всеобщей безнаказанности, беззаконии и уничтожении.

В казачестве всегда существовали крепкие традиции по воспитанию подрастающего поколения, поэтому в станицах никогда не было и нет анархистов. У казачат просто нет на это времени. Уже в 3 года мальчиков сажали на лошадь, и объясняли, что рождён для защиты Родины и создания большой крепкой семьи. Да и откуда взяться дурному примеру, если из поколения в поколение всех членов его семьи, соседей и знакомых воспитывали на таких традициях?

Кто виноват?

—Получается, что яблочко от яблоньки не далеко падает. Значит ли это, что малолетние преступники выходят только из неблагополучных семей?


Татьяна Симонова, заместитель руководителя Епархиального Отдела по духовному окормлению детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей

— Побывав на слушаниях во многих комиссиях по делам несовершеннолетних, я заметила странную закономерность: 90% несовершеннолетних преступников — это дети из благополучных семей, а дети из сиротских учреждений – единичные случаи.

Современные ребята обделены вниманием. Часто родители считают, что у их чад есть все: телефон, планшет, карманные деньги и т.д., но они не понимают, что у них нет главного – любви. Деньги никогда не заменят детям родительского внимания.

Малолетние преступники в первую очередь воспитываются в семьях, в которых отсутствует контакт с родителями. Для многих взрослых проще всё купить для ребёнка чем спросить у него, как дела в школе, вообще знать, как и чем он живёт. Сейчас многие дети воруют совсем не от голода, а для того завоевать авторитет в классе, или своём круге знакомых, но это всё для того, чтобы привлечь внимание мамы и папы,

Трагедия нашего общества в том, что в нём остаётся все меньше любви.

Родителям стало не до детей, они пропадают на работе


Ольга Потапова, заместитель министра социального развития Новосибирской области

— В России уже существует большая сеть специализированных учреждений открытого и закрытого типа. В учреждения открытого типа помещаются дети с 8 лет требующие специального педагогического подхода. В учреждения закрытого типа с 11 лет, за серьезные проступки, антиобщественное поведение и только по решению суда. Это крайняя мера, и подменять данными специализированными учреждениями образовательные организации, для получения несовершеннолетними образования, не правильно. Детям нужно посещать традиционную школу, а социализироваться им среди одноклассников должны помогать педагоги.

— Современные дети растут на супермэнах, бэтменах и т.д. Неужели у нас нет достойных реальных примеров, на которых стоит равняться?

Георгий Симонов:

Детей нужно учить на живых примерах, а не вымышленных героях

Детей нужно учить на живых примерах, а не вымышленных героях Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Дмитрий Даневич

— Какие мероприятия проводятся в области, чтобы уберечь ребенка от пагубного влияния дурных компаний и ложных авторитетов?

Ольга Потапова:

— Прежде всего, это занятость подростка, выявление скрытого неблагополучия в семье на ранних стадиях, укрепление института семьи. Больший охват разными видами досуга несовершеннолетних, состоящих на разных видах учетов.

У малышки была отработанная схема для подобных поездок

Повышение квалификации психологов, разработка специальных компьютерных программ для снятия стресса у подростков, подготовка печатных материалов для детей и родителей — всё это лишь малая часть того, что было сделано для снижения уровня преступности среди несовершеннолетних.

У нас в области работает множество реабилитационных центров, куда за помощью и поддержкой может обратиться как ребёнок, так и родитель. Если у подростка случилась сложная жизненная ситуация, то он может написать заявление и пребывать в центре, продолжая посещать школу и получая помощь специалистов, социальную реабилитацию.

Родители должны помнить, что их обязанность не только в том, чтобы дать образование и накормить, но и умении их воспитывать. А сейчас мы видим, что многие просто не знают, как это делать.

Современное молодое поколение взрослеет очень быстро, уже в десять лет дети вступают в ранний подростковый период, когда особенно нуждаются в поддержке и внимании. Именно в эти годы стоит чаще разговаривать со своим ребенком, проводить с ним как можно больше времени вместе: ходить на лыжи, выбираться на природу, играть в игры и т.д. Как бы взрослый не был занят, он прежде всего родитель. Лишь когда в семье существуют доверительные отношения, ребенок будет откровенен и честен с родными.

С начала года количество преступлений сократилось почти в 2 раза

Языком цифр

– Какие тенденции подростковой преступности наблюдаются в текущем году?


Наталья Базылюк, заместитель начальника отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Новосибирской области подполковник внутренней службы:

— В первом полугодии 2016 года сложилась очень тяжёлая обстановка с подростками. Лишь благодаря проводимым регулярным профилактикам нам удалось не только снизить количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, но и удержать их количество.

У неё травма спины от ударов соперницы

С начала 2017 года их число снизилось практически в 2 раза. Если в прошлом году к апрелю зарегистрировали 426 преступлений, то в этом 257, которые совершили 228 несовершеннолетних. Преступления чаще всего совершают мальчики 16-17 лет, но в последнее время всё больше становится преступников, которым едва исполнилось 14-15 лет. Девочки тоже преступают закон, но реже: за 2017 год мы поймали около 30.

В основном, подростки крадут из магазинов и автомобилей. Именно оттуда это сделать проще. Чуть меньше от общего количества — грабежи и угон машин. Также уже зарегистрировно 7 эпизодов незаконного оборота наркотиков. Нередки случаи, когда неокрепшим подростковым сознанием пользуются взрослые для совершения противозаконных действий. За прошедшие 4 месяца в 52 преступлениях участвовали взрослые.

К сожалению, многие из подростков уже твёрдо решили встать на кривую дорожку. Каждое 3-4 преступление совершал несовершеннолетний, уже преступавший закон. Из преступников этого года 31 подросток ранее был судим.

Воспитать ребенка можно только благодаря патриотизму

— Кто влияет на умы нашей молодёжи? Как церковь помогает снизить подростковую преступность?


Руководитель Епархиального отдела Новосибирской епархии по духовному окормлению детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей протоиерей Александр Гришин

— Конечно, когда дети идут на преступления – это беда всего общества, поэтому самое важное — это профилактические беседы с подрастающим поколением. Взрослые должны предупредить этот надлом, срыв, которые могут произойти в ребенке. Необходимо всегда быть на шаг впереди, но мы, к сожалению, отстаём.

Наши внутренние и внешние враги постоянно пытаются воздействовать на детские души. Органами внутренних дел и полицией непрерывно ведется борьба с различными течениями, сообществами, пытающимися использовать детей в своих криминальных и противоправных действиях.

Теперь у нас возникла другая проблема — пропаганда идей детского суицида. Чтобы не допустить этого, мы проводим профилактические беседы в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи семейному устройству детей оставшихся без попечения родителей. В каждом православном храме работают воскресные школы. На занятиях мы говорим с ребятами на разные темы, учим их отличать добро от зла, воспитываем дух и прививаем правильные жизненные ценности.

Митрополит Тихон благословил и организовал отдел для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с детьми-инвалидами, которых мы регулярно посещаем. Важно проводить не только духовно-нравственную, но и патриотическую работу. Именно поэтому вместе с нами такие встречи посещает младший вахмистр казачьих войск Новосибирского отдельского казачьего общества (госреестр) Симонов Георгий.

Во время этих бесед мы стараемся рассказать детям о малоизвестных героях нашей Родины, на которых они могут ровняться. Я считаю, что без патриотического воспитания ребёнок не может вырасти нравственным.

— Группы, в которых культивируют агрессивность и раскрепощение молодёжи, — это веяние времени, или подобные программы существовали в истории ранее? Почему дети, воспитанные в православных казачьих семьях не ведутся на эту пропаганду?


Георгий Симонов, помощник руководителя отдела по патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младший вахмистр Новосибирского отдельского казачьего общества (госреестр)

Враг был и есть всегда. Различные политические веяния и учения, которые проходили из других стран, потом трактовались в России искаженно. В итоге смысл зачастую заключался во всеобщей безнаказанности, беззаконии и уничтожении.

В казачестве всегда существовали крепкие традиции по воспитанию подрастающего поколения, поэтому в станицах никогда не было и нет анархистов. У казачат просто нет на это времени. Уже в 3 года мальчиков сажали на лошадь, и объясняли, что рождён для защиты Родины и создания большой крепкой семьи. Да и откуда взяться дурному примеру, если из поколения в поколение всех членов его семьи, соседей и знакомых воспитывали на таких традициях?

Кто виноват?

—Получается, что яблочко от яблоньки не далеко падает. Значит ли это, что малолетние преступники выходят только из неблагополучных семей?


Татьяна Симонова, заместитель руководителя Епархиального Отдела по духовному окормлению детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей

— Побывав на слушаниях во многих комиссиях по делам несовершеннолетних, я заметила странную закономерность: 90% несовершеннолетних преступников — это дети из благополучных семей, а дети из сиротских учреждений – единичные случаи.

Современные ребята обделены вниманием. Часто родители считают, что у их чад есть все: телефон, планшет, карманные деньги и т.д., но они не понимают, что у них нет главного – любви. Деньги никогда не заменят детям родительского внимания.

Малолетние преступники в первую очередь воспитываются в семьях, в которых отсутствует контакт с родителями. Для многих взрослых проще всё купить для ребёнка чем спросить у него, как дела в школе, вообще знать, как и чем он живёт. Сейчас многие дети воруют совсем не от голода, а для того завоевать авторитет в классе, или своём круге знакомых, но это всё для того, чтобы привлечь внимание мамы и папы,

Трагедия нашего общества в том, что в нём остаётся все меньше любви.

Родителям стало не до детей, они пропадают на работе


Ольга Потапова, заместитель министра социального развития Новосибирской области

— В России уже существует большая сеть специализированных учреждений открытого и закрытого типа. В учреждения открытого типа помещаются дети с 8 лет требующие специального педагогического подхода. В учреждения закрытого типа с 11 лет, за серьезные проступки, антиобщественное поведение и только по решению суда. Это крайняя мера, и подменять данными специализированными учреждениями образовательные организации, для получения несовершеннолетними образования, не правильно. Детям нужно посещать традиционную школу, а социализироваться им среди одноклассников должны помогать педагоги.

— Современные дети растут на супермэнах, бэтменах и т.д. Неужели у нас нет достойных реальных примеров, на которых стоит равняться?

Георгий Симонов:

Детей нужно учить на живых примерах, а не вымышленных героях

Детей нужно учить на живых примерах, а не вымышленных героях Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Дмитрий Даневич

— Какие мероприятия проводятся в области, чтобы уберечь ребенка от пагубного влияния дурных компаний и ложных авторитетов?

Ольга Потапова:

— Прежде всего, это занятость подростка, выявление скрытого неблагополучия в семье на ранних стадиях, укрепление института семьи. Больший охват разными видами досуга несовершеннолетних, состоящих на разных видах учетов.

У малышки была отработанная схема для подобных поездок

Повышение квалификации психологов, разработка специальных компьютерных программ для снятия стресса у подростков, подготовка печатных материалов для детей и родителей — всё это лишь малая часть того, что было сделано для снижения уровня преступности среди несовершеннолетних.

У нас в области работает множество реабилитационных центров, куда за помощью и поддержкой может обратиться как ребёнок, так и родитель. Если у подростка случилась сложная жизненная ситуация, то он может написать заявление и пребывать в центре, продолжая посещать школу и получая помощь специалистов, социальную реабилитацию.

Родители должны помнить, что их обязанность не только в том, чтобы дать образование и накормить, но и умении их воспитывать. А сейчас мы видим, что многие просто не знают, как это делать.

Современное молодое поколение взрослеет очень быстро, уже в десять лет дети вступают в ранний подростковый период, когда особенно нуждаются в поддержке и внимании. Именно в эти годы стоит чаще разговаривать со своим ребенком, проводить с ним как можно больше времени вместе: ходить на лыжи, выбираться на природу, играть в игры и т.д. Как бы взрослый не был занят, он прежде всего родитель. Лишь когда в семье существуют доверительные отношения, ребенок будет откровенен и честен с родными.

Читайте также: