Почему необходимо регулировать соотношение национального и международного права

Обновлено: 04.07.2024

В вопросе о соотношении международного и национального права в науке права определились три направления. Первое, так называемое дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право есть относительно изолированные и независимые друг от друга системы правопорядка. Два других направления, именуемых монистическими, основываются на том, что международное и внутригосударственное право есть составные части единой системы права. При этом одна часть сторонников такого подхода исходит из признания приоритета (примата), или верховенства, национального права, другая, напротив, настаивает на примате международного права над национальным. Теория примата национального права получила широкое распространение в XIX - начале XX в. в немецкой юриспруденции.

Глобализация представляет собой процесс формирования внегосударственной системы транснациональной капиталистической экономики, формируемой посредством политической, информационно-культурной и правовой интернационализации европейских ценностей и норм. В публично-правовой сфере глобализация приводит к "размыванию" суверенитета национального государства в результате действий транснациональных управленческих сетевых структур, необходимых для распространения денационализированного, космополитического капитализма. Макроструктурирование мирового правового порядка (системы взаимозависимости обществ, существующих в рамках национальных государств) происходит под действием трех факторов: экспансии капитализма, американского гегемонизма, информационного развития глобальной системы массмедиа, устанавливающей вестернизированные образцы правосознания и правовой культуры.

2. В сфере публичного права наиболее отчетливо проявляется распространение неолиберальной правовой идеологии, характеризующейся пересмотром позиций государства в качестве субъекта международных отношений, признанием субъектами международного права наряду с государствами неправительственных организаций; технико-юридическим обоснованием категории "ограниченного суверенитета" и легитимацией изъятия суверенитета национальных государств в целях защиты прав человека, демократии и правового государства; распространением идей естественного права, правового индивидуализма и общечеловеческих ценностей, планетарного гражданства, общемирового правительства.

3. Наиболее интенсивно процессы глобализации протекают в сфере экономики, проявляясь в активном формировании единого мирового финансово-правового пространства, нивелирующего особенности развития национального законодательства в сфере финансового, банковского права. Отсутствие юридических механизмов защиты национальных интересов России в сфере обеспечения ее экономической безопасности ввиду неолиберального курса развития института частной собственности в России представляет угрозу национальному суверенитету и построению социального государства в России. Независимость государства в современном миропорядке, эффективность контроля государственных властей над своей территорией, ее целостность и неприкосновенность, сохранность границ государства во многом обусловлены экономическими основами суверенитета (экономической самостоятельностью и независимостью государства). Между тем в современных условиях глобализации ярко проявляются угрозы суверенитету в виде подрыва экономической независимости государств.

4. Правовая глобализация проявляется в интернационализации публичного права национальных государств, представляя собой одну из главных тенденций его развития наряду с гуманизацией и вестернизацией. Правовое обеспечение единства мирового сообщества, упрочение политико-экономической взаимозависимости государств диктуют необходимость того, чтобы их публично-правовые системы были совместимы и способны взаимодействовать друг с другом и с глобальной системой публичного права в целом в качестве ее составных частей. Процессы правовой глобализации устанавливают, таким образом, иную иерархию правовых норм, разрушая исторически сложившиеся типы правосознания.

5. Основные признаки трансформации публичного права в условиях глобализации определяются следующими тенденциями мирового развития: сохраняется противоречие между правовыми принципами демократизма и гуманизма во внутригосударственной правовой политике ведущих мировых держав и диктатом силы в межгосударственных отношениях под прикрытием идеи всеобщей демократии в международно-правовой политике; экономическая и культурная интеграция формирует империи и государственные союзы нового типа с надгосударственной Конституцией и Правительством, играющие ключевую роль в международной политике, но не представленные в ООН; в условиях развертывания свободного рынка и широкой экономической конкуренции нравственные и религиозные нормы теряют прежнюю роль регулятора общественных отношений, что ведет к выходу из под контроля регионов и территорий национальных государств; однополярная правовая глобализация по западным образцам ведет к унификации конституционно-правовых моделей и конструкций, являющихся шаблоном для всех государств, что приводит к двойной конституции ("де юре" - позитивной и "де факто" - теневой).

6. В условиях публично-правовой глобализации существенно меняются место и роль публичного права в правовой системе. Параллельно с интернационализацией права и стандартизацией правовых моделей государственного развития, проникновением принципов и норм международного права в национальные правовые системы, распространением прецедента в качестве источника права происходит концентрация международной власти в глобальной судебной системе.

7. Публично-правовое обеспечение национальных интересов России в условиях глобализации предполагает: сохранение национально-культурной идентичности правовой системы России, что достигается разработкой правовых институтов и норм с учетом менталитета и культурно-исторических ценностей; повышение уровня автаркичности государства с целью сохранения экономического и энергетического суверенитета посредством разработки юридических механизмов защиты национальной экономики, льготной правовой политикой для отечественных производителей; переход от неолиберальных к социальным правовым стандартам уровня и качества жизни наряду с реформой налогообложения и института частной собственности в пользу интересов общества и государства; противодействие теневому правотворческому лоббизму и глобальным сетевым структурам, претендующим на управление общественно-политическими процессами в регионах России.

Правовые проблемы глобализации в системе социальных отношений - это практические проблемы, реальное значение которых занимает важное место в правосознании международного сообщества и которые требуют неотложных опережающих решений, способных обеспечить нормальные условия существования цивилизации.

Единые основополагающие правовые принципы, нормы, стандарты - главные условия, параметры единого мирового правового пространства, глобального правового сообщества. На этой основе все более расширяется и усиливается взаимодействие норм международного и внутригосударственного права.

Международное право играет все большую роль в развитии и совершенствовании национальных, внутригосударственных нормативно-правовых систем. Международная сбалансированность этих систем (за некоторым исключением) стала правилом. Общепризнанные принципы и нормы международного права в подавляющем большинстве своем совпадают с национальными интересами отдельных государств (государственный суверенитет, незыблемость установленного конституционного строя, территориальная целостность государства и т.д.).

Поэтому так актуален и важен поиск правовых средств ограничения негативных аспектов современной глобализации, ее социальных последствий.

Глобализация должна осуществляться методом различных согласований, координаций, субординаций в соответствии с общепризнанными принципами международного сообщества (принцип демократии, принцип суверенного равенства, принцип невмешательства, принцип равноправия народов и наций на самоопределение, принцип уважения прав человека, принцип справедливости), международными стратегическими программами и, что чрезвычайно важно, в каждом конкретном случае с учетом ментальности того или иного народа, той или иной нации.

1. Объективны предпосылки взаимодействия международного и национального права.

Основы и формы взаимодействия систем международного и внутригосударственного права

Российская и международная доктрина международного права единодушны в том, что международное и внутригосударственное право - самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, которые постоянно взаимодействуют между собой, оказывая влияние друг на друга .

Взаимосвязанность международного и внутригосударственного права проявляется в том, что увеличивается число международных договоров и национально-правовых актов, касающихся регулирования общественных отношений как внутри государств, так и вне их. Кроме того, усиливается роль унификации при помощи международных договоров в регулировании общественных отношений, связанных с международным хозяйственным, гражданским и культурным оборотом.

Существует немало различных сфер общественной жизни, в которых нормы международного и внутригосударственного права соприкасаются друг с другом. Это происходит, например, в таких сферах, как заключение, исполнение и денонсация международных договоров, дипломатические и консульские отношения, установление и изменение государственных границ, воздушное и космическое право и др. Однако у каждой из названных категорий норм имеется свой, присущий только им объект воздействия: у предписаний внутригосударственного права – общественные отношения, обусловленные системой власти и подчинения, а у правил международноправового характера – межгосударственные общественные отношения.

Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права

Вопросам соотношения международного и национального права уделяли внимания многие ученые прошлого. Так, в XIX веке об этом писали российские ученые Л.А. Камаровский и Ф.Ф. Мартенс, немецкий ученый Х. Трипель, итальянец Д. Анцилотти.

По вопросу о взаимодействии внутригосударственного и международного права исторически сложились две основные теории: монистическая и дуалистическая.

Монистическая теория имеет две разновидности: примата международного права и примата внутригосударственного права. Исторически первой была разновидность теории примата национального (внутригосударственного) права. Ее суть сводится к тому, что главным и ведущим правом является внутригосударственное, а международное право играет второстепенную роль.

Теория примата международного права сводится к тому, что международное право имеет приоритет над внутригосударственным правом. Действительно, исходя из прямолинейного толкования п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, могло бы показаться, что это так. На самом деле, все обстоит значительно сложнее. Примата в собственном смысле слова, т.е. подчинения внутригосударственного права международному праву, нет. Есть координация предписаний внутригосударственного права с международно-правовыми положениями, связывающими Российскую Федерацию.

Представители дуалистической теории говорят о том, что обе правовые системы – международная и внутригосударственная – развиваются сами по себе. У них разные объекты регулирования, разные субъекты права, разные источники.

Современный дуализм выступает за диалектическое взаимодействие между двумя системами права. Действительно, между внутригосударственным правом и международным правом постоянно осуществляется взаимодействие, при котором обе системы права влияют друг на друга.

Исторически первично было влияние внутригосударственного права на международное. Затем происходит обратное явление – международное право оказывает все возрастающее воздействие на внутригосударственное право. В настоящее время можно говорить об обоюдном влиянии указанных правовых систем друг на друга. Примером влияния внутригосударственного права на международное могут служить¸ в частности, прогрессивные нормы внутреннего права, касающиеся прав человека и гражданина, закрепленные в конституциях различных государств, в том числе и в конституциях СССР 1936 и 1977 годов. При выработке международно-правовых норм, касающихся прав и основных свобод человека, соответствующие положения были закреплены в международных документах гуманитарного характера.

В свою очередь, международное право оказывает существенное влияние на внутригосударственное право. Примером может служить Конституция Российской Федерации 1993 г., в п. 4 ст. 15 которой речь идет о включении общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров России в правовую систему нашей страны.

Влияние международного права на внутригосударственное довольно четко просматривается в таких отраслях современного международного права, как международное право прав человека, право внешних сношений, право международных договоров, международное экономическое право, международное экологическое право и других. Особенно наглядными в этом отношении являются примеры воздействия решений Европейского суда по правам человека на внутригосударственную практику в области защиты прав человека, гарантированных нормами Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Большое влияние на внутригосударственное право оказывают решения главных органов ООН, прежде всего, Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, а также Международного суда ООН.

Международное право не предписывает, каким образом нормы международного права должны быть учтены национальным правопорядком. Среди юридических форм согласования международного и внутригосударственного права в науке международного права различают трансформацию (прямую и опосредствованную), инкорпорацию, рецепцию, отсылку к международному договору. Однако как бы ни называли процесс осуществления норм международного права в национальное, суть его остается неизменной: обеспечить выполнение государством взятых на себя международно-правовых обязательств. В рамках этого возможно закрепление конституционным путем положения о том, что нормы международного права становятся составной частью национальной правовой системы, как это присутствует в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

В любом случае трансформация носит условный характер, поскольку нормы международного права не теряют присущей им правовой природы. Никакого превращения одних норм в другие не происходит и произойти не может. Сущность трансформации состоит в юридическом обеспечении государством выполнения международных обязательств посредством использования своих властных полномочий.

2. Взаимное влияние международного и национального (внутригосударственного) права.

Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Механизмы воздействия международного и внутригосударственного права.

Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права.

Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего.

Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.

Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.

Влияние международного права на формирование и развитие внутригосударственного права.

Трансформация - пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:

· прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;

· опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;

· смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.

В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.

Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам.

Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.

Соотношение международного и национального права

Верно то, что внутригосударственное право и право международное - две различные системы права, действующие в своих соответствующих областях, и что между ними нет юридического со­подчинения. Вместе с тем материальное единство мира, в конечном счете, делает необходимым взаимодействие этих двух правовых систем.

В вопросе о соотношении международного и национального права в науке права определились три направления. Первое, так называемое дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право есть относительно изолированные и независимые друг от друга системы правопорядка. Два других направления, именуемых монистическими, основываются на том, что международное и внутригосударственное право есть составные части единой системы права. При этом одна часть сторонников такого подхода исходит из признания приоритета (примата), или верховенства, национального права, другая, напротив, настаивает на примате международного права над национальным. Теория примата национального права получила широкое распространение в XIX - начале XX в. в немецкой юриспруденции.

Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, всевозрастающее значение роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общечеловеческие ценности и приоритеты.

В этих условиях все большее число сторонников находит кон­цепция примата международного права, разработанная основателем нормативистской школы права Г. Кельзеном. Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключения государств. При этом действительность, истинность норм национального права, в понимании Г. Кельзена, определяется нормами международного права.

В нынешних условиях примат международного права над национальным выступает одной из важнейших правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного сотрудничества государств в решении задач планетарного характера, в обеспечении соблюдения прав и свобод человека.

В мире есть две основные концепции соотношения международного и национального права.

Первая концепция. Монистическая концепция.

Она исходит из примата приоритета одной системы права над другой.

Тут возможно два варианта:

а) Международное право сильнее, чем право национальное.

б) Национальное право сильнее, чем право международное.

Вторая концепция. Дуалистическая концепция.

Ни одно право не сильнее, чем другое, есть какие-то правила, по которым они взаимодействуют.

Это не просто концепции каких-то учёных, это отражение позиции государства по вопросу о допуске международного права во внутренние отношения.

Принципиальная разница: либо действует международное право на территории государство, либо на определённом этапе всё, граница – и дальше национальное действует.

Российская Федерация придерживает дуалистической концепции.

Казалось бы – тут бы и монистическая концепция с приматом международного права. Однако это не так.

Общепризнанное – это, очевидно, признанное всеми.

В РФ общепризнанными считаются Всеобщая Декларация прав человека (которая вообще не норма), пакты о правах человека, которых по 110 участников (а всего в мире 220-230, то есть половина), Европейская Конвенция о правах человека (в которой 50 участников и которую не признаёт ни арабский мир, ни азиатский, ни Африка, не говоря уж о Латинской Америке), документы Евросоюза (которые для России не обязательны) и некоторые другие.

Второе. Общепризнанные принципы. Что такое принципы? Это основные начала, руководящие идеи и прочее.

Принципы – это, по большому счёту, правила поведения, сформулированное широко и распространяющееся на всех. В общем, обычные нормы права, только широко сформулированные и с повышенной силой.

И это правильно, ибо право – это правила поведения.

Общепризнанные принципы – это нормы международного права, сформулированные широко и с повышенной юридической силой. То есть все остальные нормы должны им соответствовать (императивные нормы).

Третье. Общепризнанные нормы.

В чём разница между общепризнанным принципом и общепризнанной нормой? По большому счёту, ни в чём. Ведь принципы – это те же нормы.

Получается, что общепризнанные принципы и нормы не могут быть записаны в международном договоре – ибо это разные вещи.

Пятое. Являются составной частью правовой системы.

Что такое правовая система? Что в неё входит? Одни говорят, что в неё входят правоотношения. Другие говорят, что нет – входят механизмы правового регулирования. Третьи говорят – нет, там только правоприменительные акты. В общем, мнений очень много. 20 лет назад их было больше 20 – а теперь и того больше.

Что имелось в виду в Конституции?

В правовую систему как минимум должны входить нормы права. Какие нормы права? Какой у нас выбор: национальное право РФ, международное право и иностранное право.

Что же может входить в правовую систему РФ? Национальное право очевидно, что входит.

Международное право входит, потому как в Конституции написано, что входят. Какие нормы входят из международного права?

а) Нормы всего международного права или не всего. Очевидно, что в правовую систему РФ входят только нормы международного права, относящиеся к Российской Федерации.

б) Международные договоры входят. А что с остальными тремя источниками международного права? Здесь два варианта – входят или не входят.

Авторы, конечно, знали про существование источников, но особенно указали международные договоры – чтобы про них не забыли точно, ибо все само собой входят, но международные договоры – это особенно важно, не забыть включить международные договоры.




Поэтому для РФ обязательны те международные нормы, которые обязательны для РФ.

Поэтому в правовую систему РФ входят не только международные договоры, но и иные источники, которые обязательны для РФ.

Таким образом, в правовую систему РФ входят нормы национального российского права и нормы международного права, которые обязательны для РФ.

А, с другой стороны, правосубъектность иностранных граждан определяется по законодательству другого государства.

Поэтому если правоотношения с иностранными гражданами или юридическими лицами – то тут учитывается ещё и законодательство иностранного государства.

То есть получается, что в конкретных случаях в РФ могут применяться нормы иностранного права (а МЧП вообще, по сути, о применении норм иностранного права).

То есть тут можно сказать и то, что входят нормы иностранного права в правовую систему РФ, а можно – что не входит. В зависимости от точки зрения.

Если иные правила в международном договоре, чем в законе РФ – то применяются нормы международного права.

Казалось бы – вот она, монистическая теория с приматом международного права.

Но не всё так просто.

А на самом деле это не так. Почему нет:

а) у международного права четыре источника, а перед законом сильнее из них только один (ибо про три другие ничего не сказано).

б) сильнее ли любого закона международный договор? Есть исключение – Конституция. Следовательно, договор не сильнее, чем Конституция (которая, в свою очередь, тоже написана в соответствии с международными договорами).

в) Договор не всегда сильнее закона (не по жизни сильнее), а только в случае правоприменения. Договором закон не отменяют, просто применяют его, а не закон.

Таким образом, у нас не монистическая концепция, а дуалистическая.

Наша дуалистическая концепция исходит из того, что есть два права – международное и национальное. И международное право может непосредственно действовать внутри страны.

Из Болонских документов у нас взялись бакалавры и магистры.

Во многих странах частично монистическая и частично дуалистическая. Скажем, для членов Евросоюза – для норм международного права у них дуализм, а для норм Европейского права – тут монистическая теория, потому как нормы права Евросоюза сильнее, чем национальные конституции.

Сторонники теории трансформации исходят из невозможности действия норм международного права внутри страны. Они считают, что когда государство ратифицирует международный договор, оно тем самым создаёт во внутреннем праве нормы, аналогичные нормам международного договора. Они-то (трансформационные нормы) и действуют внутри страны.

Исходит из того, что внутри страны действуют только внутренние нормы, а международные не действуют. А применяются не договоры, а трансформационные нормы, которые созданы в праве путём трансформации.

Во-первых, в теории трансформации говорится только о международных договорах. А у международного права четыре источника. А три остальные что, не трансформируются?

Во-вторых, даже договоры не все трансформируются, а только ратифицированные. А это вообще ещё меньше.

И, в-третьих, нет в российском нормотворчестве такого способа создания внутренних норм, как трансформация.

Сторонники говорят, что есть генеральная трансформация – всё, что входит в российскую систему, всё трансформируется. Но здесь не трансформация, а обычная имплементация.

В общем, давайте будем считать, что теория трансформации не права в принципе.

Потому как ничего не надо больше, чтобы действовали международные нормы, только чтобы указало государство, что они действуют.

Формы имплементации норм международного права в РФ.

Имплементация международных норм в РФ осуществляется в двух основных формах:

Первая форма. В форме издания внутригосударственных актов, которые регулируют те же вопросы, что и международные нормы.

Существуют три способа:

1) Определение порядка применения норм. Что-то вроде наших ФЗ о вступлении в силу. Скажем, резолюция Совета Безопасности ООН – там дальше указ президента о мерах по выполнения решения.

2) Приведение законодательства в соответствие с нормами международного права. Допустим, у нас нормы не было, а в международном есть – значит, нужно ввести (приняли Конвенцию о легализации доходов, и через 10 лет (мгновенно) в УК РФ появилась статья). Кроме того, часть 4 ГК РФ – перевод международного договора. Конвенция по борьбе с коррупцией – но в УК РФ у нас нет коррупции и коррупционных деяниях. То есть такая же национальная должна появиться норма, как есть в международном.

3) Принятие отсылок.

Отсылка – это норма, которая сама не регулирует ситуацию, а говорит – идите вы туда вон, там вас отрегулируют.

В российском законодательстве используется шесть видов отсылок к международным договорам.

В Конституции – и во всех кодекса, кроме двух – Трудового и Уголовного. В законах и иных нормативных актах, которые регулируют деятельность правоохранительных органах.

Например, Закон о прокуратуре. Прокуратура руководствуется Конституцией, этим законом и международными договорами.

Есть закон о гражданстве. Гражданство РФ принимается по рождению, натурализации… и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами.

Есть такой способ, как оптация. Когда меняются территориями государства – и жители территории могут либо оставить прежнее, либо взять новое гражданство, либо два (если допускает) оставить гражданства (двойное гражданство).

Во всех судах есть такой признак, как водоизмещение. И у нас просто отсылка на международные документы (так как там всё это урегулировано).

Но все эти три способа – это так, чистый анализ. Зачастую используется всё вместе.

Вторая форма – непосредственное применение норм международного права.

Международные нормы применяются либо вместе с нормами национального права, либо вместо них.

Государства, включив международные нормы в правовую систему РФ, тем самым дало согласие на обязательность международных норм внутри страны.

Есть целая куча специальных оснований, те же отсылки говорят – берите международную норму и прямо применяйте.

Поскольку у нас два вида норм – международные и внутренние. Вопрос стоит так: либо допускаем международные внутрь, либо не допускаем. Допускаем – применяем, нет – значит, нет.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.

Новая Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь идет прежде всего о таких нормах, которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире.

Вступление государства в международную организацию в различной степени сопровождается выполнением им комплекса мер: об изменении и отмене действующих законодательных и иных актов; о принятии новых или о перестройке национально-государственных институтов; о направлениях и приоритетах своей деятельности.

В науке международного права сформулированы три концепциисоотношения международного и внутригосударственного права: дуалистическая, примата международного праваи примата внутригосударственного права. Дуалистическое понимание основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного. Сторонники концепции примата внутреннего права рассматривают международное право как сумму внешне-государственных прав различных государств.

Признание возрастающей роли, примата международного права, нашедшее выражение в конституциях, законодательстве многих государств, не означает, что внутригосударственная правовая система подверглась эрозии, заменяется единой мировой правовой системой. В настоящее время нет оснований утверждать, что в мировом сообществе утверждается единая правовая система. Действуют две правовые системы. Примат не означает подчинение одной системы другой.

Национальные системы права регулируют внутригосударственные отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулировать международные отношения. Однако это не означает, что эти нормы, вся система внутреннего права не могут воздействовать на международное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения и международное право.

Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене. Особенно зримо это проявляется в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа.

Внутригосударственное право находит выражение во внешней политике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах, и тем самым воздействует на международную жизнь, межгосударственные отношения, на международное право.

Нормы международно-правовых актов, для того чтобы регулировать внутригосударственные отношения, должны войти в систему права этого государства, т.е. быть имплементированы во внутреннее право. Важным средством имплементации является трансформация, которая имеет несколько форм (прямая, опосредствованная, смешанная трансформация).

Прямая трансформация означает, что нормы заключенного и ратифицированного международного договора непосредственно обретают силу закона, а если государства об этом достигнут соглашения, то и силу, превосходящую закон. Опосредствованная трансформация означает принятие особого закона, другого нормативного правового акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную норму права. Очевидно, что правовой статус личности по международному договору, по международному праву нуждается во внутригосударственном юридическом механизме обеспечения и защиты. А для этого необходимо разработать систему норм внутреннего права, которые обеспечили бы комплекс юридических, социальных, экономических гарантий правового статуса личности.

Наиболее распространенной является смешанная трансформация, которая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации.

Читайте также: