Почему не все граждане стремятся узнать о своих правах и реализовать их обществознание 7 класс
Обновлено: 07.07.2024
Рабом называется тот, кто, не любя своего дела, работает только ради средств существования. Свободным – кто действует на свой страх и совесть (М. М. Пришвин, русский писатель).
• Дайте собственные определения
• Задания для самостоятельной работы
1. Выполните тест.
Среди приведённых ниже примеров отметьте один, отражающий нормальные цивилизованные проявления свободы человека:
1) высказывать свои политические взгляды, расходящиеся с мнением правительства;
2) ругать нецензурными словами своего политического противника;
3) ездить по улицам, не обращая внимания на разметку, дорожные знаки и сигналы светофора;
4) в любом месте переходить государственную границу по своему усмотрению.
2. Согласны ли вы с мнением журналиста? Поясните свою позицию.
(К. В. Кофман, журналист)
• Размышляем над пройденным
1. Может ли бедный человек быть свободнее, чем богатый?
2. Почему за свободу всегда приходится бороться?
3*. Зачем гражданину нужны политические права?
Обоснуйте свой ответ.
• Проектная деятельность
Почему надо знать свои конституционные права?
• Словарь урока
Анархия – неорганизованность, беспорядок, безвластие, безначалие, отсутствие всякого управления.
Тоталитарное государство – государство, которое осуществляет полный контроль над общественной и личной жизнью, уничтожает демократические свободы и права человека.
§ 10. Гражданин и государство. Обязанности гражданина
Задача урока. Уметь объяснять понятия: государство, гражданин, государственные органы власти.
Об истории возникновения государства вы уже знаете из курсов истории Древнего мира и обществознания в 5 и 6 классах. Отметим лишь, что государство крепло по мере того, как усложнялась жизнь в обществе. Чтобы содержать государственных служащих, здания, в которых они работают, чтобы производить или покупать оружие для армии и полиции, одевать и кормить солдат и полицейских, помогать социально незащищённым слоям населения, нужны средства. Их государство получает в основном в виде налогов. Все работоспособные граждане, все предприятия, учреждения и организации платят определённую часть от своих доходов в казну государства. Это делается в обязательном порядке, по закону. Тех, кто не платит, наказывают.
Государственные служащие выполняют работу по управлению государством. Граждане, в свою очередь, ожидают от государства выполнения определённых обязанностей. В каком виде? В виде установления порядка, заботы о стариках, детях, инвалидах, борьбы с преступниками, защиты границ страны (средства на эти цели поступают из государственного бюджета), регулярной отчётности, открытых, честных действий. Для граждан важно, чтобы государство, пользуясь своей силой, обеспечивало и гарантировало их права и свободы, но не вмешивалось бы в их личную жизнь.
Однако граждане не должны забывать и о своих обязанностях перед государством. Мы уже говорили о налогах. Ещё есть обязанность (священный долг) защищать своё Отечество; исполнять одни законы (например, Конституцию Российской Федерации) и не нарушать другие (например, уголовные); охранять природу, бережно к ней относиться и т. д.
Государство крепко, если обеспечивает законные интересы граждан, защищает их, если граждане нравственны, чтут законы, трудолюбивы и ответственны перед собой, обществом и государством.
• Вопросы и задания к параграфу
1. Что такое государство? Используйте в ответе на этот вопрос материал по обществознанию, пройденный в 5 и 6 классах, а также свои знания по истории Древнего мира.
2. Какова ответственность государства перед гражданами?
3. Где зафиксирована эта ответственность? И почему именно в этом законе? Обоснуйте свой ответ.
4. Используя схему, перечислите обязанности граждан перед государством.
5*. Рассмотрите схему и назовите государственные органы в России, кратко охарактеризуйте их функции.
6. Кто такие губернаторы, мэры, префекты? Каковы их функции?
• Обсудите на уроке
Всякий праздный гражданин является вором (Ж. Ж. Руссо, французский писатель и философ).
Кто не сделается прежде человеком, тот плохой гражданин (В. Г. Белинский, русский литературный критик).
Государство – учреждение временное и должно исчезнуть. Сабля и ружьё, оружие нашего времени, со временем будут показываться в музеях, как теперь показывают орудия пытки (Д. Кросби, американский писатель).
• Дайте собственные определения
Доходы. Обязанность. Ответственность.
• Задания для самостоятельной работы
1. Выберите из приведённых ниже положений одно, которое представляется вам наиболее верным. Почему? Обоснуйте свой ответ.
1) Государство – это я! (Людовик XIV, король Франции).
2) Каждая кухарка может управлять государством (лозунг первых лет после Октябрьской революции 1917 г.).
3) Государство – это организация, которая должна заботиться о народе (мнение учёного-правоведа).
4) Чем меньше государство будет вмешиваться в жизнь общества, тем лучше последнее будет жить (политический лозунг).
2. Как вы думаете, может ли в стране быть частная (негосударственная) армия? Аргументируйте своё мнение.
• Размышляем над пройденным
2. Как вы думаете, могут ли в слабом государстве быть защищены права человека (ребёнка)? Почему?
3. Сможет ли государство действовать, если у него нет армии и полиции (милиции)?
4*. Почему надо платить налоги? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, назовите, какие бывают налоги.
• Проектная деятельность
Какие обязанности по отношению к своим гражданам и почему несёт государство?
• Словарь урока
Бюджет – распределение доходов и расходов государства (государственный бюджет), семьи (семейный бюджет) и т. д.
Казна – совокупность денежных и иных средств государства.
Налоги – обязательные платежи, которые взимаются государством с граждан и организаций в государственный или местный бюджеты в целях финансирования деятельности государства.
Таможня – государственное учреждение, контролирующее прохождение грузов через границу.
§ 11. Практикум 2
Аукцион
Участники: ведущий аукциона и покупатели.
На настоящем аукционе для продажи выставляется вещь с начальной ценой. Далее цену набавляют покупатели. Вещь достаётся тому, кто назначил последнюю, максимальную цену.
Читайте также: