Почему не могу зайти в систему электронных паспортов

Обновлено: 04.07.2024

Электронный ПТС: придумали и забыли Длиннопост, Продажа авто, Бюрократия, ПТС

Доброго, Вам, дня! Я новый человек на пикабу, это мой первый пост, так что по традиции прошу сильно не пинать.

Столкнулся я с ситуацией, что нужно продать автомобиль 2020г.в., у которого, разумеется, электронный ПТС. И тут началось веселье:

Потенциальный покупатель скинул мне статью в которой рассказывается, как вписать нового владельца в ЭПТС (это должен делать предыдущий владелец). Ок. Регистрируюсь на портале электронных паспортов, захожу в личный кабинет, а на мне автомобилей не числится! Позвонил в техподдержку портала, говорят: обращайтесь к диллеру, у которого покупали. Звоню диллеру: эээ. Мы раньше с таким не сталкивались. Это не к нам.

В итоге полез искать что есть по этой теме в интернете и наткнулся на статью на одном известном автомобильном портале. Написано годно, подробно и по делу. Ситуация, конечно, полный пэ. Собственно, ниже привожу копипасту.

Этой записи не должно было быть. По идее, вместо нее я должен сейчас писать соответствующее заявление дилеру. Но я прежде решил спросить совета Диванной Коллегии Мамкиных Юристов.

И прежде чем отвечать на поставленный в конце поста вопрос, прошу отнестись к нему так, если бы вы отвечали своему закодычному другу со всем доброжелательным подходом, ибо если этот вопрос задать моим семейным, ответ будет — "нет", если же его задать обезличенной интернет-публике, то ради скандалов/интриг/расследований все поголовно ответят "да".

Часть первая, по-человечьи.

Итак. Благих целей ради, наше царство-государство придумало электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС). Опустим кто, что и зачем, сути это не меняет. Сейчас купить новый авто с бумажным ПТС не реально. Ну купили и купили, а как продавать потом? Пока случаев продажи новеньких авто с ЭПТС на вторичке оооочень мало, но с этим по-тихоньку уже некоторые начинают сталкиваться. Логично, покупатель на вторичке с непривычки начинает подсыкивать, мол "а где ПТС то?". Вопрос логичный, особенно с учетом устоявшихся обычаев и ритуалов при покупке ТС на вторичке. И вот тут то и вскрывается интересный момент — первый реальный покупатель ТС не вписан как собственник в ЭПТС!

И как бы я не хотел оставить повествование в обычном русле, но придется хлебнуть юридических помоев.

Часть вторая, юридические аспекты.

Давайте сразу разделим такие понятия как транспортное средство и собственность. Надо объяснять почему в рамках одной машины эти два термина могут существовать отдельно? Кратко, не всякая машина, что находится в собственности может использоваться как транспортное средство (ТС) и уж тем более не всякое используемое транспортное средство может находиться в собственности.

Из этого вытекает различный подход к пониманию процессов. Например, авто, как собственность переходит во владение к новому собственнику по ДКП (договор купли-продажи), и т.к. на имущество выдан ПТС, то параллельно возникает право владения ТС. А вот как ТС этот автомобиль впервые регистрируется еще производителем и на него заводится паспорт (ПТС или ЭПТС). Производитель передает авто как собственность и ТС одновременно дилеру (ОД). ОД также продает авто по ДКП как собственность и ТС первичному покупателю. Затем ТС на нового собственника регистрирует ГИБДД на основании ДКП. Именно как ТС, а не собственность. Налоговая (ФНС) же по информации от ГИБДД признает факт владения ТС и начисляет транспортный налог.

Заметили, как при первом же визите в ГИБДД из цепочки исчез термин "собственность"? А потому что никого это уже не волнует. А точнее ни ГИБДД, ни ФНС ничего не делают с правом собственности, они его в лучшем случае просто признают. А операции с собственностью закончились на этапе заключения ДКП. Собственно, на право собственности, за исключением самих сторон коммерческой сделки, может оказать влияние только суд, но никак не ФНС, ГИБДД, МФЦ и прочие прочие.

Естесственно, это наиболее простая и популярная схема. Есть еще море и при нем озеро различных вариантов с кредитами, обременениями, цессиями, ввозами из-за рубежа, изменениями в конструкции и т.п., где в схему включаются различные элементы. И вот разнообразие различных непопулярных вариантов в купе с многообразием и сложностью законов РФ помноженные на хитрожопость различных жуликов и напрягают покупателя на вторичке. Ну а так как "знать все на свете не возможно" (с), но пересрать и перестраховаться покупателю никто не мешает, то возникает жуткий прищур в сторону ЭПТС.

Давайте так. А что, кроме самой машины и ключей к ней еще передается покупателю на вторичке?

ДКП — главный документ, определяющий в гражданско-правовом поле статус собственности

ПТС — паспорт, определяющий имущество как ТС

СТС — документ о регистрации авто в качестве ТС от ГИБДД

Сервисная книжка — документ об обслуживании ТС

Сервисные тоже уже переводят в электронный вид массово, да и не влияют они на право собственности никак.

СТС лишь резюмирует, что ГИБДД признало право собственности. Не определило, а признало — это важно.

ПТС по идее является неотъемлемой частью ТС. Давайте почитаем некоторые положения Приказа МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 г. "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств". Да, этот приказ утратит силу уже 1 ноября 2020 года, но пока он все еще действует и уж тем более действовал на момент приобретения авто. Итак, читаем.

1. Паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

4. Паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях,

9. Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

15. Паспорта хранятся у собственников или владельцев транспортных средств или шасси, которые представляют их в подразделения Госавтоинспекции при совершении регистрационных действий с транспортными средствами в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

Готовы далее изучать просторы бреда российского законодательства? Поехали. А знаете какой документ отменяет действие предыдущего Приказа МВД? Приказ МВД России от 23.04.2019 N 267 "Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним". А знаете что в нем написано?

ТРЕБОВАНИЯ К ПАСПОРТУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1. Паспорт транспортного средства изготавливается на бумажной основе и представляет собой один лист размером 297 x 210 мм, имеющий лицевую и оборотную стороны, относится к печатной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, имеет учетный номер, а также полиграфические защитные элементы с установленным уровнем защиты от подделки.

Ну то есть в 2019 году МВД издало Приказ, в котором как факт проигнорировало ЭПТС. А ведь о ЭПТС стало известно еще в 2014 году. Давайте почитаем Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" Тут уже не будет цитат, в которых принимается ЭПТС, иначе пост из огромного превратится в необъятный. Вместо этого приведу еще один документ, уже от 2014 года — Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов (Заключено в г. Москве 15.08.2014). А вот тут уже подвезу цитат немного:

"паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства)" — паспорт, выдаваемый на предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним (паспорт, выдаваемый на шасси транспортного средства в случае поставки шасси их потребителям);

"электронный паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства)" — паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства), оформленный в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) в порядке, установленном в соответствии с настоящим Соглашением.

Заметили интересный момент? На данный момент ПТС выдаются собственникам ТС. А вот с 1 ноября 2020 они просто выдаются. Куда, кому, зачем? В отсутствии конкретики легко предположить, что ПТС выдается самому ТС. Ну а так как ТС, как собственность, принадлежит владельцу, то и паспорт должен принадлежать ему же. Может быть я что-то упустил, поправьте если так.

Итак, после всего прочитанного у кого какой вывод напрашивается? Лично я пришел к таким умозаключениям. ПТС — неотъемлемый от ТС документ, который и наделяет автомобиль как собственность статусом транспортного средства.

Но, различные госорганы продолжают отвечать на незаданные вопросы. Вот, например, в интересной статье по теме есть такие высказывания от Минпромторг:

Спасибо, это было и так понятно. Вопрос в другом, уважаемый Минпромторг — какого хрена ЭПТС мне не передан вместе с ТС? Ответа нет. Зато на том месте, где должен быть ответ на этот вопрос есть огромная бюрократическая дыра.

Так а кто мне должен был передать ЭПТС? Логично, тот кто и продал, то есть ОД. А ОД в свою очередь должен был получить ЭПТС от производителя, в моем случае — ФГР (Фольксваген Груп Рус).

Оффтоп. Заметили сколько аббревиатур в повествовании? В советские времена любовь к аббревиатурам активно высмеивали все кому не лень, а сторонники гласности и западного вектора даже использовали давление на это как один из аргументов против совка, как застаревшего организма. И что, сейчас легче?

А знаете почему никто никому не передал ЭПТС? Да ну вы что, выше же писал — огромная бюрократическая дыра. Придумать придумали, а сделать забыли. Да крайних целый список выкатили: производитель, дилер, МФЦ, ГИБДД, таможня, ломбарды (!), и прочие прочие тети Васи и дяди Любы. Но вместо императивной формы использовали диспозитивную. Простым языком не обязали, а разрешили им вносить изменения в ЭПТС. Вся эта свора сказала спасибо за право возиться с ЭПТС, но правом этим пользоваться не спешит.

И вот заходишь ты на этот портал через учетку в Госуслугах, а там в разделе мой транспорт нихрена нет. Паника! Как, отобрали супостаты? Да нет, просто по распи*дяйски забили болт на эту ненужную им процедуру. Ты же авто уже забрал, деньги, самое главное, уплатил? Так и иди с миром. А то что с тобой будет потом, ни автопроизводителя, ни дилера не волнует. Помните? — проблемы индейцев шерифа не волнуют.

И пока МФЦ отходит от спячки после пандемии и не спеши вводить соответствующий функционал, когда к ним можно заявиться с ДКП и внести через них запись в ЭПТС о себе как о собственнике, остается приставать только к дилеру, ведь только с ним у нас есть договорные отношения. И мой "любимый" ОД ожидаемое послал меня в пешее на интимное. Впрочем как и все дилеры по всей РФ.

И вот тут всплывает интересное письмо от Минпромторг, которое заботливо опубликовал MattGroening. Позволю себе его продублировать в публикации:

Электронный ПТС: придумали и забыли Длиннопост, Продажа авто, Бюрократия, ПТС

Электронный ПТС: придумали и забыли Длиннопост, Продажа авто, Бюрократия, ПТС

В письме черным по белому ответственность возлагается на дилера и производителя. И даже приводится в пример судебная практика. Но… Письмо это по официальным базам нигде не проходит, а приводимое в пример судебное дело вообще никак не затрагивает вопрос ЭПТС и касается разборок с ремонтом ТС и попыткой его возврата. WTF?

Впрочем, тезисы из письма логичные. Может быть такое, что Минпромторг переобулись, осознав что натворили выпустив такое письмо? Да все может быть. Нужно, наверное, запросить у них подтверждение данного письма или его опровержение.

Хрен с ним, с письмом. Давайте возьмем логику из него, приплюсуем все вышесказанное и процитированное и наконец-то почитаем портал ЭЛПТС.

Настоящая Инструкция предназначена для официального дилера, а именно:

— организации, уполномоченной организацией-изготовителем на реализацию изготовленной ею продукции;

— организации, уполномоченной представителем иностранного изготовителя в Российской Федерации (импортером) на реализацию продукции, изготовленной иностранным изготовителем.

При внесении официальным дилером сведений о новом собственнике транспортного средства и (или) сведений о техническом обслуживании и ремонте транспортного средства в электронный паспорт такого транспортного средства необходимо учесть следующее:

Опаньки! А в ЭПТС еще и сведения об обслуживании нужно вносить? Сюрпрайз мазафака!

Идем дальше. Почитаем реестры "крайних" по версии Минпромторг — пруф. И в первом же из них, за красивым номером 789 кроется ФГР! А вот дилеров в списках нет. Дальше снова по инструкции:

Важно! В случае если информация об официальном дилере ОТСУТСТВУЕТ в Едином реестре Минпромторга, организация-изготовитель или представитель иностранного изготовителя направляет Администратору (АО "Электронный паспорт") перечень официальных дилеров в соответствии с пунктом №5 инструкции для организации-изготовителя, или пунктом №7 инструкции для представителя иностранного изготовителя (импортера).

ФГР, ну ты чё? Дилеров то своих не сдал в госорган? Лень или игнор закона?

Впрочем, так как у нас есть взаимоотношения только с ОД, то именно к нему все претензии. И если ОД из-за ФГР или прочих препятствий не может исполнить законное требование своего покупателя, то… проблемы индейцев шерифа не волнуют. То есть пусть решает свои проблемы и прекратит таки нарушать права своих покупателей. Вот тут уже вырисовывается четкая схема действия:

1. Пишем заявление ОД о внесении себя в ЭПТС как собственника.

2. Получает письменный отказ от ОД.

3. Пишем в Минпромторг кляузу на ФГР, мол не сдал своих дилеров — что есть недобросовестное поведение.

4. Пишем в Роспотребнадзор кляузу на ОД, мол нарушают мои права и вообще неровные люди — вы с проверкой у них давно были?

5. Пишем досудебную претензию ОД, в которой упоминаем, что в условиях собственной юридической безграмотности будем нанимать дорогостоящего адвоката Пашаева/(любого человека с еврейской фамилией) и эти расходы, ровно как и моральные страдания возложим на ОД.

6. Получаем от ОД болт побольше на все наши моральные страдания.

Приключение назревает долгое и увлекательное. Могу ли я? Могу. Хочу ли я? Наверное, да. Надо ли мне всё это? Вот на этот вопрос я и хочу получить ответ от тебя, мой дорогой читатель, что дошел до конца этого повествования.

Как альтернатива, если ничего не делать — рано или поздно гул поднимется слышимый в масштабах царства-государства и проблема стронется с мертвой точки. Скорее всего подключением МФЦ, вангую именно в эту сторону.

зы: а на данный момент я прикупил за 250 деревянных на портале ЭЛПТС выписку по моему авто на правах "не собственника" (собственник получает выписку бесплатно). Так вот, мало того, что платная выписка на "не собственника" урезана по номерам самого ЭПТС и двигателя, так в ней нет ничего и про собственника. А нахрена тогда такая бумажка с принтера? Только ограничения пощупать? Тьфу…

От себя хочу добавить: полагаю, ситуация изменится только тогда, когда на Госуслугах появится возможность подавать заявления на внесение изменений в ЕПТС.

Читайте также: