Что понимается под социологическим обеспечением правотворчества

Обновлено: 13.05.2024

Правотворчество – деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение, приостановлению или отмену юридических норм.

Значение правотворчества состоит в том, что правотворчество является:

- формой руководства общества – организует движение общества по заданному курсу;

- начальным звеном правового регулирования, от него зависит эффективность регулирования общественных отношений.

Правотворчество представляет собой деятельность активную, го­сударственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управ­ления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой и функциями.

Подходы к понятию правотворчества. При определении правотворчества акцентируется внимание на процессе нормотворчества и выделяет два аспекта:

-узкий подход (аспект) подразумевает сам процесс создания норм права компетентными органами,

-широкий подход (аспект) исчисляет правотворческий процесс с момента правотворческого замысла до опубликования принятого правового акта.

Правообразование. Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Правотворчеством не ограничивается весь процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они были выражены в текстах нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях в реальном правовом поведении субъектов права либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу.

Правообразование – это перевод объективных законов общественного развития на язык решений, нормативов, предписаний, обличенных в соответствующую юридическую форму. Правообразование начинается с осознания необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений, изменения действующего закона.

- возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений, а иногда и формирование самых необходимых правил поведения без участия органов государства (объективный процесс);

- правотворческая деятельность компетентных государственных органов (сознательно-волевой процесс). Именно эта сознательная, официальная деятельность и будет далее рассматриваться.

Особенности правообразования. Правообразование отличается от правотворчества:

1.временными рамками – формирование нормы права начинается до официальной разработки нормативного акта и его принятия, т. е. до правотворчества;

2.объемом содержания процесса – его содержание более богато, так как включает в себя две части: собственно правотворческий процесс и процесс, предшествующий ему, – подготовительный, т. е. имеет подготовительную стадию.

Признаки правотворчества. Правотворчество отличается тем, что представляет собой:

1.деятельность нормотворческую. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменение существующих в государстве правовых норм, внесением в них изменений и отменой. Поэтому, по словам В.М. Сырых, есть основания рассматривать правотворчество как разновидность проектной работы, как вид социальной инженерии с определенной спецификой [130] . Цель творческой активности субъекта - стремление к тому, чтобы нормативно-правовые установления максимально полно соответствовали объективным закономерностям.

2.деятельность государственную. Правотворчество – одна из важнейших средств обеспечения действия государственной власти как суверенной организазующей силы в делах конкретного общества. Правотворчество – исключительная прерогатива государства. При этом имеется в виду как непосредственное правотворчество государственных органов, так и делегированное;

3.деятельность управленческую. Смысл и значение нормотворчества государства состоит в том, чтобы упорядочить общественные отношения, избрать такой вариант юридического регулирования, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам общества, способствовал его прогрессу;

4.деятельность регламентированную, процессуальную.

Правотворчество всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру, т.е. урегулированную правом последовательность в совершении правотворческих действий, операций, направленных на определенный правотворческий результат.

Можно назвать и другие особенности правотворчества: оно решает стратегические задачи развития общества; является показателем цивилизованности и демократии общества; направлено на решение определенных социальных проблем, на достижение определенных целей экономического, политического, социального, экологического характера и т. п.

Импульсом, движущим началом правотворчества, являются социальные интересы как тех лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и тех, кто находится в оппозиции к ней или составляет правопослушное большинство. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, их согласование, "усреднение", компромиссность, с другой, позволяют закрепить в праве некую меру "общезначимых интересов."

Задачи правотворчества. Перед правотворческим органом встают задачи поискового плана: сформулировать эффективно действующие нормы права; создать надежный механизм их реализации в конкретных отношениях, систематизировать существующие в стране юридические нормы.

Функции правотворчества. Правотворчество выполняет функции обновления нормативного правового материала и восполнения пробелов в праве.

Способы создания правовых норм. Обычно выделяют следующие способы выражения норм права (источников права):

- создание правового прецедента, т. е. решения по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах. Различают судебный и административный прецедент. Судебный прецедент - вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. В странах, где действуют административные суды, применяется и административный прецедент. Наиболее широко это происходит во Франции;

- санкционирование государством обычая – исторически сложившееся правило поведения. При этом санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. Если же содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, то источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая;

заключение нормативно-правовой договора. Это основанное на равенстве сторон и общности интересов соглашение, содержащее в себе нормы права общего характера, направленное на достижение желаемого сторонами (как правило, правотворческими субъектами) результата;

- принятие нормативно-правовые акта - изданного в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного лица, устанавливающий правовые нормы.

Это становится важным в связи с тем, при внедрении новых понятий их необходимо соотнести с имеющимся категориальным аппаратом и проверить с позиции реально протекающих в обществе процессов. Не происходит ли простая замена старых понятий новыми без надобности, без приращения нового знания? Полезно ли простое манипулирование понятиями?

Процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого цивилизованного общества и государства в целом. Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, постольку одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является социальное регулирование. Неслучайно в юриспруденции давно сложилось представление о том, что в самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс 201 .

Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, рамки, целеустремленно его упорядочивать 202 . Важнейшими средствами социального регулирования современного общества являются нормативные 203 регуляторы: обычный, моральный, корпоративный, правовой и некоторые другие.

Хотя обряды, традиции, обычаи до сих пор играют заметную роль в общественной жизни, их возможности ограничены. Развитие цивилизации, появление избыточного продукта и частной собственности, социального и имущественного неравенства потребовали создания более действенных и разнообразных социальных регуляторов. Как отмечается в юридической литературе, мораль, как право и другие социальные нормативно-регулятивные системы, появляется на том этапе общественного развития, когда люди, уже разделенные между собой по социальному признаку, по-разному оценивают одни и те же вещи: то, что одни считают добрым и справедливым, в оценке других выступает как зло и несправедливость. Отсюда в масштабах общества возникает необходимость духовно или под угрозой принуждения навязать господствующую систему норм людям, несогласным с ней, либо могущих стать в оппозицию к существующему порядку вещей. Новые методы обеспечения норм и утонченные (более или менее) способы их навязывания обретаются обществом на пути к самостоятельному развитию религиозной, моральной, правовой и иной регуляции 204 .

Соответственно, появляется настоятельная потребность в особом направлении человеческой деятельности, связанной с созданием и воспроизводством социальных нормативов для обеспечения в обществе урегулированности и порядка, — в нормотворчестве. Основная генетическая особенность нормотворчества (в плане его сопоставления с правотворчеством) заключается в том, что его исходная социальная основа (нормы обычаев, ритуалов) послужила отправной точкой для возникновения и развития права как социально-культурного феномена в целом, необходимости его санкционирования для дальнейшего развития взаимосвязи между обществом и государством. Можно согласиться с мнением, что при родовой организации общества еще не различались нравственный или правовой социальные регуляторы. Регулирование общественной жизни и строгий порядок во взаимоотношениях членов рода обеспечивался мононормами, т. е. слитными (синкретичными) правилами поведения, подробно регламентировавшими их повседневную деятельность и имеющими общую форму — обычай. Он не является в отдельности правовым или моральным, политическим или религиозным; он универсален и выполняет все необходимые для общества того периода нормативные функции. Нужны были фундаментальные изменения в общественной жизни, прежде чем человек научился видеть в норме внешние требования к своему поступку, стал замечать, что должен действовать согласно правилу 205 . Пока социальная норма в форме обычая была неотделима от практического действия, поступка, общественного отношения потребности в нормотворчестве не возникало… Неслучайно под социальной нормой понимается идущее извне, предустановленное требование должного к человеческим действиям, а также к порядку вещей, создаваемому в результате сознательной деятельности людей 206 . Правовой составляющей нормотворчества становится правотворческая деятельность как результат волеизъявления государства, что показывает его главенство над обществом.

Можно констатировать, что нормотворчество имеет в своем составе два элемента: общесоциальный и специально-правовой , которые параллельно развиваются и взаимодействуют между собой на протяжении всех этапов становления и поступательного развития общества. При этом социальность нормотворчества первична, так как она существовала еще на начальных этапах возникновения человеческого общества, выражаясь в признании первичных форм социальных норм (норм обычаев, традиций, ритуалов
и т. д.) как основополагающих правил поведения в обществе.

Соответственно, выделились и два основных пути его развития :

1) создание новых и развитие существующих социальных основ регулирования поведения обществом (собственно нормотворчество или нормотворчество в узком смысле слова);

2) развитие правового нормообразования как результат роста активности государственной власти и рационального отношения к развитию права (правотворчество как правовая составляющая нормотворчества в широком смысле слова).

Итак, нормотворчество — это процесс создания и закрепления социальных (в том числе правовых) основ регулирования, правил поведения в обществе и государстве. Некоторые из этих правил утверждаются или санкционируются в законодательных актах государства, другие — признаются в качестве официально незакрепленных, но действующих нормативов, имеющих важное место во внутригосударственной общественной жизни 207 .

В отличие от сложившихся представлений об их тождественности следует повторить вывод, что нормотворчество — это более широкое понятие, включающее в себя не только государственную правотворческую деятельность, но и процесс формирования всех социальных норм в обществе. В этом процессе участвуют различные корпорации, общественные объединения, политические партии, религиозные организации.

В свою очередь, правотворчество как разновидность нормотворчества является завершающим этапом формирования норм права — правообразования, в процессе которого правовые замыслы об упорядочении общественных отношений воплощаются в современную правовую реальность в форме нормативных юридических документов, принятых государством.

В свою очередь, под формой права следует тогда понимать способы внутренней организации и внешнего выражения права, а точнее, выражения содержащихся в нормах права правил поведения 211 . В полном соответствии с этим под внутренней формой подразумевают такую организацию собственного содержания права, которая выражается в виде различных систем и структур, обнаруживаемых при обозрении его изнутри, т. е. систему права и его структуру. Внешняя форма права в качестве наружного устройства права предстает через различные нормативные источники в систематизированном виде, в которых его содержание проявляется вовне, существует и функционирует 212 .

Поэтому в ходе правотворчества, если исходить из смысла этого термина, должны создаваться (изменяться или обновляться) не только содержание права (правила поведения), или его внутренняя форма (правовая норма со всеми ее структурными элементами — гипотезой, диспозицией и санкцией), или внешние формы выражения (законы, судебные прецеденты, договоры нормативного содержания и т. д.), но и единое социально-правовое явление — право. Равным образом не совсем точно понимать под правотворчеством процесс создания нормативных правовых актов. И дело не только в том, что право имеет и другие формы своего внешнего выражения (правовой прецедент, договор нормативного содержания и т. д.). Главный недостаток такого определения понятия правотворчества заключается в создании иллюзии, что правотворческий орган причастен только к сотворению внешней формы права — нормативных правовых актов.

В заключение можно с полной уверенностью констатировать, что при сопоставлении правотворчества с рядом однородных социально-правовых процессов (правовым регулированием, правообразованием и т. д.) обнаруживается, что отражающие их правовые понятия не только тесно взаимосвязаны, но и имеют право на самостоятельное существование, так как только с их помощью оказывается возможным охватить не совсем совпадающие грани правовой действительности во всем их многообразии и различении.

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2019.3.2.
Дата поступления: 23.08.2019.

Обосновывается необходимость рассмотрения права как социального явления, детерминированного социально-психологическими аспектами взаимодействия между гражданами, обществом и государством. Анализируются предложенная Р. Иерингом теория интереса в праве, различные подходы к пониманию интереса, существующие в философии, социологии, политологии, психологии и юриспруденции. Сформулированы признаки интереса, которые должны лежать в основе правотворчества.

Сущность права; правотворчество; социальный интерес; публичный интерес; частный интерес; потребности.

Девицкий Э. И. Социальный интерес как основа правотворчества // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 3.

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2019.3.2.
Дата поступления: 23.08.2019.

Обосновывается необходимость рассмотрения права как социального явления, детерминированного социально-психологическими аспектами взаимодействия между гражданами, обществом и государством. Анализируются предложенная Р. Иерингом теория интереса в праве, различные подходы к пониманию интереса, существующие в философии, социологии, политологии, психологии и юриспруденции. Сформулированы признаки интереса, которые должны лежать в основе правотворчества.

Сущность права; правотворчество; социальный интерес; публичный интерес; частный интерес; потребности.

Девицкий Э. И. Социальный интерес как основа правотворчества // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 3.

About article in English

Prologue: Law Journal. – 2019. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2019.3.2.
Submission date: 23.08.2019.

The article substantiates the need to consider law as a social phenomenon determined by the social and psychological aspects of interaction between citizens, society and the state. The author analyzes the theory of interest in law proposed by R. Iering, various approaches to understanding interest existing in philosophy, sociology, political science, psychology and law. The author formulates the signs of interest that should be the basis of lawmaking.

Nature of law; lawmaking; social interest; public interest; private interest; needs.

Devitskii E. I. Social interest as the basis of lawmaking // Prologue: Law Journal. – 2019. – № 3.

Российское законодательство за последние десятилетия претерпело колоссальные изменения. О его динамичном развитии свидетельствуют сотни нормативных актов только федерального уровня, принимаемых ежегодно. Такая ситуация, казалось бы, должна обеспечивать верховенство закона, неуклонное повышение качества и эффективности правового регулирования общественных отношений, своевременное реагирование законодателем на изменение потребностей граждан, общества и государства. Однако ученые и практики все чаще говорят об обратном: о дефектности, несбалансированности законодательства, о снижении его регулирующего воздействия, о несоответствии принимаемых норм реальным общественным отношениям и их декларативности, об отсутствии системности в деятельности законодателя, о правовой инфляции и т. д.

Провозглашаемая сегодня идея социального государства, а следовательно, и социальной направленности права, приводит ученых и практиков к необходимости комплексного, интегративного подхода к пониманию права не только с формально-юридических позиций, но и как социального явления, детерминированного социально-психологическими аспектами взаимодействия между гражданами, обществом и государством.

Изложенное предполагает рассмотрение и правотворчества как комплексного социального института. Именно комплексный подход к механизму правообразования позволит избежать системных нарушений в правореализации, добиться желаемых результатов от новых законов и гарантировать, чтобы население страны, отдельные социальные группы, регионы не оказались отчужденными от процесса принятия важнейших государственных правотворческих решений [16, с. 116].

Сама идея о понимании права как результата отражения интересов человека принадлежит знаменитому немецкому ученому XIX в., и что немаловажно, практикующему юристу Р. Иерингу. Участвуя в качестве представителя в судебных разбирательствах, при обосновании правовой позиции соответствующей стороны в имущественных спорах, он, являясь глубоким знатоком римского права, доказывал, что целью права является обеспечение определенных интересов. Ученый считается одним из основоположников социологической школы права, достижения которой во многом положены в основу господствующего в современной западной правовой мысли понимания права и, в том числе принципа баланса интересов. По этой причине считаем необходимым подробно проанализировать его идеи.

Опираясь на знания римского права, природу человека и здравый смысл Р. Иеринг доказывал, что интерес является целью права и одной из его базовых категорий, детерминирующих разделение права на частное и публичное.

Поиск оптимальных подходов к совмещению в праве, говоря словами Р. Иеринга эгоизма общественного с эгоизмом личным, вынуждает современных исследователей права подробно рассматривать сущность интереса в праве, государственные, общественные и частные интересы, их проявления.

Существенная трансформация взглядов на потребности и интересы произошла в период нового времени. Мыслители эпохи становления капитализма стали использовать категорию интерес в качестве основного инструмента для анализа социально-политической действительности.

Попытка интеграции философских, социологических, психологических и иных знаний и анализа на их основе социального интереса как объекта междисциплинарного исследования была предпринята С. А. Мартиросян. По мнению автора, социальный интерес, представляя собой сложное и не одномерное социально-личностное явление, выступает результатом предметной деятельности и взаимодействия с другими людьми в различных формах референтно-значимой деятельности, определяя внутренние ориентиры выбора человеком интересных для себя объектов, круга общения, референтных групп, отношения социализации и сотрудничества, и является предметом междисциплинарного исследования, раскрывающего дополнительно-компенсаторные характеристики, выражающие оценочно-удовлетворительные потребности во власти и контроле над событиями и людьми и являющиеся основанием социальной дифференциации общества [9, с. 8].

Аналогичного, по сути, мнения придерживается и Ю. Ю. Сорокин, определяя интерес как осознанное ценностное отношение субъекта к самому себе и объектам, явлениям окружающей действительности, способным удовлетворить значимую для него потребность [17, с. 16].

Еще одна дефиниция интереса в праве с акцентом на его субъективной природе предложена А. А. Даньковым. По мнению автора, интерес – это ценностная предметно-избирательная позиция лица, отражающая осознанную им потребность в необходимом и реально достижимом благе, на получение которого направлена его объективно обусловленная правомерная деятельность. Таким образом, исследователь подчеркивает сочетание объективного (благо) и субъективного (осознание зависимости от этих благ) моментов в интересе, отражение этих благ в системе ценностей субъекта, его избирательное отношение к ним, а также к возможности, способам и средствам их реального достижения [3, с. 10].

Проблема, как представляется, в том, что само по себе общение и социальное взаимодействие для каждого человека также являются биологической нуждой, удовлетворение которой обеспечивает более эффективную реализацию его основных потребностей. Поэтому участие людей во всевозможных общественных отношениях, т. е их социальное взаимодействие, также имеет естественное происхождение и не может формировать каких-то новых интересов. Другое дело, что усложнение социальных связей, изменение видов и форм социального взаимодействия обеспечивает изменение и разнообразие способов удовлетворения потребностей людей. Таким образом, по биологическому признаку разделить потребности и интересы не представляется возможным. Подтверждением этому является и предлагаемое Д. М. Ефстифеевым определение конституционно-правового интереса личности, а также приводимые им примеры таких интересов [4, с. 13]. Так, конституционно-правовой интерес гражданина Республики Узбекистан в приобретении российского гражданства имеет в своей основе вполне биологическую потребность в более комфортной жизни. Вступая в правоотношение с Российской Федерацией, он обеспечивает себе, прежде всего, возможность постоянного проживания и заработка на ее территории, иметь семью и детей, которые родятся уже гражданами России. Желание же граждан развитых западных стран получить гражданство Российской Федерации может быть обусловлено обеспечением своей безопасности или же защитой своих доходов от чрезмерных финансовых претензий своего родного государства. Политические интересы в свою очередь основаны на потребности человека во власти и контроле над событиями и людьми (доминировании).

Неизбежность определения интереса в праве через потребность подтверждается и Е. И. Гладковской, которая исследовала семейный интерес в имущественных правоотношениях супругов. По мнению автора, семейный интерес – это реализуемая посредством собственности и ее оборота потребность обладания имуществом как благом, обеспечивающим необходимые условия жизнедеятельности, материального и духовного развития семьи в целом и составляющих ее индивидов [2, с. 9].

Таким образом, анализ исследований, непосредственно посвященных выявлению сущности интереса в философии, социологии, политологии, психологии и праве, позволяет констатировать, что, несмотря на значительную лексическую разницу в предлагаемых определениях, большинство из них в той или иной степени содержит следующие признаки интереса, имеющие значение для правотворчества.

Прежде всего, суть интереса в потребности. Попытки найти в интересе что-то принципиально иное, на наш взгляд, оказались неудачными. Это и не удивительно, поскольку развитие философской и политико-правовой мысли шло от потребности конкретного человека к совокупности идентичных потребностей группы людей, объединяемых по самым разным признакам, вплоть до нации, народа, государства. Потребности и интересы являются взаимосвязанными, устоявшимися словоформами, используемыми для обозначения комплекса причин социального поведения людей. Представляется, что понимание интереса в праве именно как потребности человека, без удовлетворения которой он не может обойтись, должно быть положено в основу правотворчества, поскольку подобный подход значительно облегчит выявление реальных интересов субъектов различных общественных отношений. Если рассматривать интерес, как нечто отличное от потребности, то создается впечатление бесконечного разнообразия интересов в правоотношениях, регулируемых нормами различных отраслей права.

Следующим важным для правотворчества признаком интереса является его социальность, которую необходимо рассматривать с двух сторон. Во-первых, вся история человечества показывает, что усложнение форм социального взаимодействия, вовлечение в него как можно большего количества людей, обеспечивало максимально возможное удовлетворение их потребностей. Поэтому право путем установления правил поведения в рамках общественных отношений, определяет такие условия общественной жизни и набор таких действий, которые позволяют максимально реализовать потребности. По сути, интерес в праве (правовой интерес) это потребность, реализуемая при соблюдении установленных государством общеобязательных условий. Во-вторых, различия между людьми по возрасту, физическим и интеллектуальным возможностям обеспечивают разницу в уровне и способах удовлетворения одинаковых по своей сути потребностей, что в свою очередь является основанием для их разделения на разные социальные группы, претендующие на определенный уровень реализации своих потребностей и предпочитающих определенные социальные способы их удовлетворения. В то же время имеются потребности, в максимальном удовлетворении которых люди нуждаются вне зависимости от принадлежности к определенной социальной группе. Все эти потребности в философии принято называть социальными интересами.

На наш взгляд, именно эта разница должна лежать в основе разделения права на публичное и частное. Все граждане, проживающие на территории государства, заинтересованы в максимальном удовлетворении своей потребности в безопасности, которая составляет основу публичного интереса. Создание условий для реализации этого интереса предполагает привлечение в соответствующие отношения власти и подчинения максимального числа граждан, а также использование специфического правового инструментария, что составляет основу публичного права. Наоборот, другие жизненные потребности всех граждан государства, которые могут быть удовлетворены ими лично, в том числе путем добровольного и равного взаимодействия с другими гражданами или их объединениями, составляют основу частного интереса и соответственно частного права. Таким образом, именно вид социального интереса, реализация и охрана которого обеспечивается правом, непосредственно определяют характер регулируемых отношений и метод правового регулирования, а не наоборот.

Наконец, еще одним важным для правотворчества признаком интереса является представление о нем как о некоем субстрате объективного и субъективного в каждом конкретном человеке. С одной стороны потребности, имея биологическую основу, существуют объективно и человек не может их не удовлетворять. С другой стороны, предпринимаемые человеком усилия для их удовлетворения, являются результатом его мыслительной деятельности. Важным для права является то обстоятельство, что способность к мышлению предопределяется возможностями нашего мозга, который обладает огромной индивидуальной изменчивостью. В результате уровень осознанности своего поведения у разных людей может различаться в десятки раз – от очень высокого до почти интуитивного. По этой причине на известный вопрос В. П. Грибанова, ответ на который искали еще античные философы, о самой природе интереса, т. е. о том, является ли интерес явлением субъективным, выражающим определенную психологическую настроенность субъекта, либо он по природе своей объективен, т. е. представляет собой объективное условие человеческого существования, однозначного ответа не будет [1, с. 235]. Осознание потребности, постановка цели, выбор способов для ее достижения и уже затем деятельность – это идеальная схема поведения человека, реализовать которую в состоянии только люди с высокой степенью осознанности. На каждом этапе этого процесса в конкретной ситуации люди мыслят по-разному, но в большинстве случаев выбирают наиболее простые и быстрые способы достижения целей. Объективная составляющая интереса у многих людей превалирует, что должно учитываться в правотворческой деятельности.

Правотворчество – деятельность государства по изданию, изменению и отмене юридических норм. Производится по установленному порядку. При нарушении порядка, принятый правовой акт считается недействительным.

Черты правотворчества

  • представляет собой монопольную государственную деятельность. Так как именно государство наделено правом создавать нормы права, что возводит их в ранг общеобязательных для исполнения правил;
  • носит созидательно-интеллектуальную направленность. Суть данной отличительной черты правотворчества заключается в познании, изучении и анализе явлений и процессов деятельности, выявлении потребности в урегулировании общественных отношений, формировании правил общего поведения, а также определении механизма их реализации;
  • является процессуальной деятельностью. Иными словами правотворчество представляет собой процесс, в котором имеются определенные стадии и соблюдается установленный порядок. Нарушение четкого механизма процессуальной деятельности может привести к тому, что принятый нормативно-правовой акт может быть признан недействительным.

В ходе процессуальной деятельности правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование проекта нормативного акта с заинтересованными лицами и органами, проверка на соответствие букве закона, оформление принятого нормативно-правового акта и придание ему общегосударственного властного характера.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Принципы правотворчества

Правотворчество основывается на определенных принципах, к которым относятся:

Принцип законности

  • нормативно-правовые акты должны приниматься только теми субъектами, которые наделены для этого соответствующими полномочиями и имеют соответствующие компетенции;
  • предполагает наличие определенной процедуры;
  • форма принимаемого акта должна соответствовать его содержанию;
  • новый нормативный акт не должен противоречить Конституции государства и действующему законодательству.

Принцип научности

  • разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в государстве;
  • планирование приоритетности принимаемых актов;
  • прогнозирование социальных последствий принимаемых актов;
  • анализ результатов отечественной и мировой юридической деятельности;
  • учет научных рекомендаций.

Принцип профессионализма

Субъект правотворчества должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, квалификациями.

Он должен уметь анализировать большое количество разнообразных факторов объективной и субъективной направленности, владеть правилами юридической техники, лаконично, но одновременно ясно и четко излагать нормы и правила.

Принцип демократизма

В первую очередь, заключается в возможности принятия значимых нормативно-правовых актов посредством референдума. Законопроекты и проекты иных нормативных актов широко освещаются СМИ, что позволяет выявить отношение граждан к данному проекту.

Существует возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями.

Принцип гласности

Означает, что все принимаемые нормативно-правовые акты подлежат обязательной публикации/трансляции, т.е. доводятся до сведения граждан.

Принцип оперативности

Предполагает своевременность издания юридических норм, т.е. право должно соответствовать духу времени.

Принцип системности

Принимаемый нормативно-правовой акт не должен противоречить действующему законодательству, не должен создавать правовых коллизий, дублирований и т.д.

Субъекты правотворчества

Субъектами правотворчества называют государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Виды правотворчества

В зависимости от субъекта выделяют следующие виды правотворчества.

Законотворчество является одним из распространенных видов правотворчества. Им занимаются преимущественно представительные законодательные органы государственной власти, которые избираются населением, и наделены правом принимать от лица народа законы.

Подзаконное правотворчество присуще исполнительным органам государственной власти. Его цель состоит в детализации, конкретизации законов, а также в решении оперативных вопросов. Подзаконное правотворчество регулируется специальными актами Президента, Правительства.

Непосредственное правотворчество представлено в виде референдума. Для него характерны следующие черты:

  1. Решения референдума обладают высшей юридической силой.
  2. Решения референдума не нуждаются в ином утверждении и могут быть отменены только другим референдумом.
  3. Референдум основывается на свободе и добровольности участия, отсутствии контроля за волеизъявлением его участников и недопустимости принуждения.
  4. Референдум организуется и проводится государством.

Делегированное правотворчество представлено в виде правотворчества органов местного самоуправления, так как они не являются элементом государственной системы, но вправе по некоторым вопросам принимать нормативные акты по вопросам местного значения.

Чрезвычайное правотворчество – принятие нормативно-правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с введением чрезвычайного положения.

Акты данного вида имеют ряд особенностей:

  1. Основным их назначением является предупреждение и устранение катастроф, обеспечение безопасности граждан, восстановление режима законности и правопорядка.
  2. Исключительные меры в условиях особого правового режима закрепляются государственными органами.
  3. Устанавливаются ограничительные меры в отношении граждан, государственных органов, организации и иных субъектов.
  4. Нормы и правила носят категоричный императивный характер.
  5. Принятые нормы краткосрочны.

Собственное правотворчество – правотворчество органов местного самоуправление, которое, как уже говорилось выше, можно отнести и к делегированному правотворчеству.

Договорное правотворчество включает в себя договоры нормативного содержания (конституционные, внутрифедеральные, управленческие).

Локальное правотворчество – правотворчество отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Локальное правотворчество представлено, как правило, уставами, положениями, приказами, правилами, распоряжениями и т.д. Данные акты носят ограничительный характер, т.к. обязательны только для сотрудников конкретных организаций и их подразделений.

Вывод

Правотворчество – весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою природу, свое социальное значение.

Читайте также: