На какой срок иностранные граждане подлежащие депортации помещаются в специальные учреждения

Обновлено: 18.05.2024

Президентом Российской Федерации издан Указ от 15 июня 2021 г. N 364, в соответствии с которым после 16 июня 2021 г. продлеваются временные меры по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

КАКИЕ ВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ УКАЗ ПОСЛЕ 16 ИЮНЯ 2021 ГОДА?

С 16 июня 2021 г. приостанавливается течение:

- сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты (с проставленными в них отметками);

- сроков действия свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г.;

- сроков действия разрешений на временное проживание и видов на жительство, действительных по состоянию на 15 марта 2020 года, в случае если иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие такие документы, находятся за пределами Российской Федерации;

- сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы и членов их семей, временно и постоянно проживающих иностранных граждан либо являющихся высококвалифицированными специалистами, в случае если указанные категории иностранных граждан не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6 месяцев нахождения за пределами Российской Федерации, необходимого для принятий решений об аннулировании соответствующих документов.

С 16 июня по 31 декабря 2021 г. включительно приостанавливается течение сроков временного или постоянного проживания иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, сроков их регистрации по месту жительства, а также сроков действия удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

НА КАКОЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН?

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ НЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ?

Срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается без необходимости обращения в территориальные органы МВД России иностранных граждан и лиц без гражданства:

- имеющих по состоянию на 16 июня 2021 г. действительные визы, документы с проставленными отметками о разрешенном сроке пребывания, или подтверждающие временное либо постоянное проживание в Российской Федерации;

- у которых окончание сроков временного пребывания приходилось на период после 15 марта 2020 г., и течение этих сроков было приостановлено без необходимости обращения в территориальные органы МВД России.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ?

Обращаем внимание, что иностранные граждане и лица без гражданства, которые урегулировали свой правовой статус, в рамках предоставленной Указом возможности, смогут в пределах разрешенного срока пребывания в Российской Федерации обратиться в территориальные органы МВД России по вопросу оформления разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности либо временного или постоянного проживания в Российской Федерации.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не желают урегулировать свой правовой статус, предоставлено право выезда за пределы Российской Федерации до 30 сентября 2021 г.

КАК ВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ ЗАТРАГИВАЮТ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ И ИХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ?

Работодатели, имеющие разрешение на привлечение иностранных работников, вправе до 31 декабря 2021 г. обратиться за получением разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, требующем получения визы, независимо от их цели въезда в Российскую Федерацию.

Для граждан Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины до 31 декабря 2021 г. сохранено право обращения за получением патента без учета требований к сроку подачи документов и заявленной цели въезда в Российскую Федерацию.

Гражданам государств - членов Евразийского экономического союза также предоставлена возможность заключать трудовые или гражданско-правовые договоры независимо от цели въезда в Российскую Федерацию до 31 декабря 2021 года.

Иностранные граждане смогут осуществлять трудовую деятельность до истечения сроков действия трудовых или гражданско-правовых договоров, а также выданных патентов или разрешений на работу, в том числе после 16 июня и до 31 декабря 2021 г.

ИМЕЮТСЯ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВРЕМЕННЫХ МЕР?

Установленные Указом временные меры, как и ранее, не распространяются на лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и правопорядку.

После 16 июня 2021 г. возобновляется правоприменительная практика, связанная с аннулированием ранее выданных иностранным гражданам разрешений на работу либо патентов, разрешений на временное проживание и видов на жительство, за исключением основания нахождения иностранных граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев.


7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

8. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

9. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

судебное решение о продлении содержания судом по ссылке

Здравствуйте. Я гражданин р. Армении с 2012-ого года живу в России на основании трудовой договора. 15.03.2017-ом году официально женился на россиянку и жил в семейном жизнью без каких-либо фиктивных действиях. В Кировская область город Киров. 30.03.2017-ом году закончился срок действия моего паспорта и соответственно временная регистрация. 31.01.2019 за мной приехали сотрудники полиции , проводили суд , суд постановил совершении административного правонарушения, предусмотрено ч. 1.1.ст. 18.8 КоАП РФ , и назначил штраф 2000 рублей с администраьивным выдворением за пределы территории РФ , с обязательным помещением в центр временного содержание иностранных граждан УМВД РОССИИ по г. Кирову до момента выдворения. Местный апелляционный суд не одобрял нашей жалобу, оставил без изменения , решил что супруга и семейной жизни не является иммунитетом для изменения! Данный момент я нахожусь на родине. Под рукой есть весь пакет документов. постановление , свидетельство бракосочетания , характеристика выдано от местной полиции в том что я все эти годы жил семейной жизнью, не злоупотреблял алкогольные напитки , жалобы заявления на меня не поступили , на учете МВД не состою , согласно данных ИБД-Р административной ответственности не привлекался, ранее не судим. Не для кого не секрет что в Кировском области действует свои (красные) и жесткие законы,и как не странно редко кто может донести и доказать свою правду. В моменты выдворения только пограничники в аэропорту мне сообщили что ставят запрет есть в России на 5 лет которые ранее не было написано ни в одном судебном постановление. Нам с супругой уже больше 40 лет, мы взяли кредит на имени супруги более 1 миллион рублей на лечение чтобы иметь детей. После 5 лет нам вряд ли получится уже родить детей. На сегодняшней ситуации ежемесячный платёж кредито преувеличивает ежемесячную зарплату супруги, у меня на Родине нету ни дома ни адреса потому что когда я женился на ней всё моё имущество продал и вместе с супругой спустил корни совместной жизнью в России. Вопрос; какие легальные варианты есть решать этот вопрос, и что нам не придётся ждать 5 лет или от разочарования не уехать третью страну как эмигрант или беженцы. президент РФ влияет что рождаемость увеличился среди россиян , а мы не пользовались никакой государственные программы , и нашими силами хотели стать родители. Прошу вас мне ответить как решать вопрос об отстранение семьи на долгие 5 лет! Заранее спасибо Арутюн Эдикович Вардересян.

Здравствуйте! Такая ситуация. Муж сестры вышел по УДО. Статья особо тяжелая 228.3. Сейчас находится в центре временного содержания иностранных граждан. Сам с Украины, Донецкой областной г.Артемовск. В Россию был выписан на ПМЖ, паспорта Украины нет, российский здесь оформить не успел . Отбыл 6,5 лет. Имеет ли значение наличие жены и ребенка 5 лет, гр. России . Если да то помогите на какие статьи ссылаться чтоб обжаловать решение об выдворении . Может ещё имеет силу что в Украине боевое положение, ведь если он сюда не вернётся им с ребенком придется жить там, либо семья будет разрушена. Можно как то законно ссылаться на это? Интересуют статьи семейного или гражданского кодекса по защите законом в таких ситуациях. Хочу почитать перед тем как обращаться к адвокатам.

Доброго времени суток. Такая ситуация,иностранный гражданин совершил преступление в алкогольном опьянении(но суть не в этом) и с карты знакомого снял деньги в размере 40 000р его осудили по статье 158 ч 2 и он вернул потерпевшему деньги в полном размере,по решении суда ему хотели дать 300 часов принудительных работ но так как у него с документами были проблемы(разрешение на проживание нет) ему назначили штраф в размере 40 000р и поместили в ЦВСИГ (Центр временного содержание иностранных граждан) с статьей на выдворение 18.8 и 2000р штраф. И так как по статье 158.2 к него штраф 40 000р стоит запрет на выезд из рф. А заплатить нет возможности,вот так уже 8 месяцев сидит в ЦВСИГЕ и недавно к нему пришли приставы и сказали что если нет возможности то суд пересмотрит дело и заменит штраф на тюремный срок. Собственно вопрос,это вообще по закону так правильно? и можно ли сидя в ЦВСИГ попросить возможность на отработку,чтоб дали возможность отработать долг(штраф)?

В центре временного содержания иностранных граждан находились 2 гражданина, сотрудник полиции выехал с ними в город за лекарствами и пр. Один из граждан воспользовался этим и сбежал от него, его местонахождение неизвестно. Существует ли судебная практика по привлечению сотрудника полиции к уголовной ответственности за данный инцидент. Заранее спасибо

1. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

2. Содержание в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их, применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или решения должностного лица пограничного органа в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства по административным правонарушениям в области защиты Государственной границы Российской Федерации.

3. В специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", помещается иностранный гражданин или лицо без гражданства на основании постановления судьи, которое подлежит немедленному исполнению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

4. В специально отведенное для этого помещение пограничного органа помещается иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение в области защиты Государственной границы Российской Федерации, на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа.

Комментарии к ст. 27.19 КОАП РФ

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"

Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Добробаба М.Б. Капитанец Ю.В. Капитанец М.Э. Мильшина И.В. Мошкина Н.А. Плещева М.В. Челпаченко О.А.

1. Комментируемая ст. 27.19 КоАП РФ посвящена помещению в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. Данная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях направлена на обеспечение исполнения одного из видов административного выдворения (ст. 3.10 КоАП РФ) - принудительного выдворения, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации (п. 5 ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)).

Специальное учреждение - специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

В части 1 комментируемой статьи закрепляется, что помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, как обеспечительная мера, заключается:

- в их препровождении в специальные учреждения;

- либо в их препровождении в специально отведенные для этого помещения пограничных органов;

- во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Особенностью данной обеспечительной меры является ее личный характер, при котором данная она применяется к физическому лицу, совершившему административное правонарушение. При этом субъектом применения данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются специальные субъекты административной ответственности, наделенные статусом иностранного гражданина или лица без гражданства.

Следует отметить, что в данной статье отсутствует регламентация процессуальных сроков, поэтому применение указанной обеспечительной меры продолжается вплоть до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

В судебной практике установление в постановлении суда срока временного содержания признано не соответствующим положениям ст. 27.19 КоАП РФ, определяющим то обстоятельство, до наступления которого иностранные граждане или лица без гражданства, подлежащие принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, временно содержатся в вышеуказанных специальных учреждениях.

Таким обстоятельством законодатель признал момент принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (Постановление Верховного Суда РФ от 21.07.2015 N 7-АД15-2).

Подобный подход законодателя противоречит ст. 22 Конституции РФ, допускающей арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению и ограничивающей срок досудебного задержания лица 48 часами. В связи с этим в научной литературе указывается на необходимость установить срок содержания лиц, привлеченных к административной ответственности, в специальных учреждениях до исполнения административного выдворения, поскольку в противном случае выдворяемые лица фактически лишаются свободы на неопределенное время (Селезнев В.А. Исполнение отдельных видов административных наказаний // Журнал российского права. 2016. N 2. С. 93 - 104).

Обязанность по препровождению иностранных граждан и лиц без гражданства в специальные учреждения, предусмотренные Законом N 115-ФЗ, возложена:

на должностных лиц пограничных органов на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа - в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации (Приказом ФСБ РФ от 23.12.2008 N 631 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства").

2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что содержание в специальных учреждениях применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или решения должностного лица пограничного органа в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства по административным правонарушениям в области защиты Государственной границы Российской Федерации.

Условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306 "Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".

Содержание в специальных учреждениях применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их.

Данными Правилами определен порядок приема и содержания иностранных граждан:

Специальное учреждение осуществляет прием и размещение поступивших иностранных граждан при наличии соответствующего решения суда или Министра внутренних дел РФ (его заместителя) либо руководителя (начальника) соответствующего территориального органа Министерства внутренних дел РФ.

В специальных учреждениях создаются бытовые условия для содержащихся иностранных граждан, отвечающие требованиям гигиены, санитарной и пожарной безопасности.

Сведения об иностранных гражданах, поступивших в специальное учреждение, заносятся сотрудником (работником) специального учреждения в журнал учета приема иностранных граждан в специальное учреждение.

При поступлении в специальное учреждение иностранные граждане подлежат личному досмотру, дактилоскопированию и фотографированию.

На каждого иностранного гражданина, поступившего в специальное учреждение, заводится личное дело, к которому приобщаются материалы, касающиеся административного выдворения, депортации или реадмиссии данного иностранного гражданина, опись личных вещей и предметов, имеющихся у данного иностранного гражданина при поступлении в специальное учреждение, полученных в передачах и посылках либо выданных специальным учреждением в пользование.

При поступлении иностранного гражданина в специальное учреждение медицинским работником специального учреждения проводятся опрос и медицинский осмотр данного лица.

Правила устанавливают следующие требования к содержанию иностранных граждан в специальных учреждениях:

Иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в комнатах, норма санитарной площади которых составляет не менее 6 кв. метров на 1 человека, при установке 2-ярусных кроватей - не менее 4,5 кв. метра на 1 человека. Помещение для размещения семьи имеет площадь не менее 15 кв. метров.

В специальном учреждении раздельно содержатся:

а) лица мужского пола и женского пола, за исключением случаев совместного содержания супругов и близких родственников;

б) лица, имеющие признаки инфекционного заболевания, которые изолируются в специально оборудованные помещения (инфекционные изоляторы) до момента их помещения в специализированные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями в стационарных условиях.

Иностранные граждане, поступившие и содержащиеся в специальных учреждениях, с признаками психического заболевания изолируются от окружающих в отдельное помещение специального учреждения до направления их в медицинскую организацию.

Иностранные граждане, содержащиеся в специальных учреждениях, обеспечиваются питанием по установленной норме, организуется их материально-бытовое обеспечение.

В день осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии иностранным гражданам и лицам без гражданства возвращаются под расписку принятые у них на хранение при поступлении в специальное учреждение документы, деньги, ценные вещи и прочие предметы.

Следует отметить, что расходы, связанные с помещением в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, осуществляются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на указанные цели по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальном органе Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять указанные мероприятия (Постановление Правительства РФ от 24.10.2002 N 769 "Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны").

3. Частью 3 комментируемой статьи определено, что в специальное учреждение иностранный гражданин или лицо без гражданства помещается на основании постановления судьи.

Данное постановление судьи:

- подлежит немедленному исполнению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. К такому органу относится Федеральная служба судебных приставов (Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов") - обеспечение установленного порядка деятельности судов. Кроме того, в исключительных случаях данные функции возложены на должностных лиц пограничных органов;

- исполняется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Данная функция в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.

Последним и утвержден порядок исполнения постановления судьи (см.: Приказ Минюста России от 11.09.2014 N 191 "Об утверждении Порядка исполнения Федеральной службой судебных приставов постановления судьи о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное законодательством Российской Федерации").

Согласно данному документу постановление судьи о помещении лица, подлежащего выдворению, в специальное учреждение подлежит немедленному исполнению и заключается в препровождении судебным приставом этого лица из здания суда до специального учреждения и его передаче уполномоченному сотруднику специального учреждения.

Судебный пристав получает в суде две заверенные надлежащим образом копии постановления и документы, удостоверяющие личность лица (при их наличии), в отношении которого вынесено постановление.

В специальном учреждении лицо, подлежащее выдворению, передается уполномоченному сотруднику специального учреждения. Одновременно с лицом, подлежащим выдворению, сотруднику специального учреждения передаются постановление и документы, удостоверяющие его личность (при их наличии). На второй копии постановления проставляется отметка о передаче лица, подлежащего выдворению, в специальное учреждение, а также о переданных вместе с ним документах, которая передается судебному приставу.

Судебным приставом вторая копия постановления судьи передается судебному приставу-исполнителю или иному должностному лицу структурного подразделения судебных приставов, которому поручено ведение номенклатурных дел об административном выдворении.

О помещении в специальное учреждение лица, подлежащего выдворению, судебный пристав незамедлительно уведомляет структурное подразделение территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает возможность помещения иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших административное правонарушение в области защиты Государственной границы Российской Федерации, в специально отведенное для этого помещение пограничного органа на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа.

Порядок помещения иностранных граждан или лиц без гражданства в специально отведенное для этого помещение пограничного органа урегулирован Приказом ФСБ РФ от 23.12.2008 N 631 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства".

Уполномоченное должностное лицо пограничного органа при выявлении административного правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, за которое в качестве меры административного наказания может быть назначено административное выдворение иностранного гражданина, задерживает иностранного гражданина в административном порядке, составляет протокол об административном задержании. Задержанный иностранный гражданин содержится в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении задержанного иностранного гражданина могут применяться иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ (п. 7).

В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, информация об административном задержании иностранного гражданина направляется должностным лицом пограничного органа в консульское учреждение или дипломатическое представительство иностранного государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного лица. По требованию задержанного иностранного гражданина указанная информация должна быть направлена безотлагательно (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. / Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. 1991. С. 124 - 147 (п. 8)).

В случае, когда документирование выдворяемого иностранного гражданина задерживается либо имеются иные обстоятельства, препятствующие исполнению постановления об административном выдворении иностранного гражданина, должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение указанное постановление, направляет соответствующие материалы судье для рассмотрения вопроса о продлении срока содержания иностранного гражданина в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 25).

В случае вынесения судьей постановления о содержании выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина в специально отведенном помещении пограничного органа либо в специальном учреждении, создаваемом в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта РФ, должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение постановление об административном выдворении иностранного гражданина, в течение суток после вынесения судьей указанного постановления направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о содержании иностранного гражданина в указанном помещении либо учреждении в соответствующий департамент МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания иностранного гражданина (п. 31).

Задайте вопрос юристу:

В соответствии с действующим законодательством депортация - это принудительное и контролируемое перемещение или самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации в случае совершения ими административного правонарушения или отсутствия законных оснований пребывания на территории Российской Федерации. Реадмиссия - это передача запрашивающим государством запрашиваемому государству иностранных граждан или лиц без гражданства, чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными.

Депортация и реадмиссия осуществляются Российской Федерацией в отношении иностранных граждан государств, с которыми заключены международные договоры о правовой помощи.Например, такое соглашение о реадмиссии заключено 25.05.2006 в г. Сочи между Российской Федерацией и Европейским сообществом.

Передача или прием иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии.

В случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории передача данного иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора Российской Федерации о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений .

Специальными учреждениями, в которых содержатся иностранные граждане, подлежащие реадмиссии, являются подведомственные Федеральной миграционной службе России центры для содержания лиц, подлежащих реадмиссии.

Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

В остальных случаях помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.

Порядок производства по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении установлен главой 28 КАС РФ.

Представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии, подается Административное исковое заявление рассматривается и разрешается судом в сокращенный 5-дневный срок.

В судебном заседании должны принимать участие административный истец и гражданин, в отношении которого решается вопрос о помещении в специальное учреждение или о продлении срока пребывания в таком учреждении. Иностранному гражданину должно быть обеспечено право на переводчика, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.

Обязательным является и участие прокурора при рассмотрении дел данной категории.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

7 сентября 2016, 18:10

Участие прокурора при рассмотрении административных дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение

В соответствии с действующим законодательством депортация - это принудительное и контролируемое перемещение или самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации в случае совершения ими административного правонарушения или отсутствия законных оснований пребывания на территории Российской Федерации. Реадмиссия - это передача запрашивающим государством запрашиваемому государству иностранных граждан или лиц без гражданства, чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными.

Депортация и реадмиссия осуществляются Российской Федерацией в отношении иностранных граждан государств, с которыми заключены международные договоры о правовой помощи.Например, такое соглашение о реадмиссии заключено 25.05.2006 в г. Сочи между Российской Федерацией и Европейским сообществом.

Передача или прием иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии.

В случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории передача данного иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора Российской Федерации о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений .

Специальными учреждениями, в которых содержатся иностранные граждане, подлежащие реадмиссии, являются подведомственные Федеральной миграционной службе России центры для содержания лиц, подлежащих реадмиссии.

Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

В остальных случаях помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.

Порядок производства по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении установлен главой 28 КАС РФ.

Представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии, подается Административное исковое заявление рассматривается и разрешается судом в сокращенный 5-дневный срок.

В судебном заседании должны принимать участие административный истец и гражданин, в отношении которого решается вопрос о помещении в специальное учреждение или о продлении срока пребывания в таком учреждении. Иностранному гражданину должно быть обеспечено право на переводчика, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.

Обязательным является и участие прокурора при рассмотрении дел данной категории.

Читайте также: