Почему не любят фссп

Обновлено: 04.07.2024

Супрун Вадим

Как бывший сотрудник ФССП и как нынешний практикующий юрист, смотря на реалии службы с обеих сторон, возьму на себя смелость развенчать некоторые популярные мифы и заблуждения о работе службы судебных приставов, бытующие среди граждан и постоянно всплывающие в обсуждениях.

Да, существующее положение дел ставит приставов в условия выживания, а успешное взыскание по обычному долгу является исключением из правил. Но в этой статье не об этом. Итак, мифы.

Миф № 1: приставы ничего не делают

Начнем с самого дискуссионного мифа. Обыватель этого не видит, но в реальности рядовые работники службы сильно загружены и потому часто не успевают сделать многое из того, чего от них ожидают.

О возможных способах изменения ситуации расскажу дальше.

Миф № 2: повышение зарплаты приставов исправит ситуацию

Увы, нет. Из-за большой нагрузки приставы могут уделять одному исполнительному производству не более 40 мин. в год. От его возбуждения до сдачи в архив. К тому же необходимо отработать запросы об имуществе, сходить на арест, ответить на жалобы, посетить суд и оставить время на личный прием. Сами понимаете – это нереально. Потому исполнение производится по выборочному принципу, между временными промежутками, отведенными на работу со статистикой и активными жалобщиками. Остальные же производства лежат мертвым грузом и откладываются до лучших времен.

Причем это не только накопленная нагрузка службы. Масштабы новых исполнительных документов – около 60 млн – также не оставляют шансов на нормальное ведение приставами исполнительных производств.

Повышение зарплаты пойдет на благо. Но системной проблемы ненадлежащего и несвоевременного исполнения не решит. Это можно сделать путем увеличения количества приставов и/или сокращения нагрузки.

Миф № 3: нужно ввести правильные нормативы (KPI), тогда приставы будут хорошо работать

Они у службы имеются и порой даже выполняются. Но за счет чего и какой ценой? Введение нормативов в подобных ситуациях всегда приводит к тому, что работа оказывается нацеленной на подгонку результатов под них, а не их выполнение.

Образно выражаясь, двумя ведрами воды бассейн не наполнишь, какие бы нормативы по степени оцинкованности ведер или глубине цвета кафеля ни вводились.

Повторюсь, что решение проблемы ненадлежащего исполнения службой своих задач возможно по двум направлениям: расширение штатной численности и/или уменьшение количества поступающих на исполнение документов.

Миф № 4: приставы забирают себе вознаграждение от взысканной суммы

Распространенное заблуждение. Хотя раньше это было так, когда-то очень давно, еще в прошлом веке. Затем премиальную сумму ограничили 1 тыс. руб., а с 2004 г. и вовсе отменили.

Да, величина взысканного сбора указывает на степень эффективности работы службы и влияет на оценку ее деятельности. Но сейчас взысканный исполнительский сбор полностью идет в бюджет.

Вместе с тем лично я являюсь противником возвращения этой нормы, по крайней мере в обсуждаемых редакциях. Вознаграждение пристава положительно отражалось на имидже службы в целом и профессии судебного пристава в частности, но во многих, если не в подавляющих, случаях оно приводило к тому, что приставы занимались исполнением наиболее легких дел, оставляя сложные пылиться на полке. Отвечает ли такое положение целям и задачам принудительного исполнения? Полагаю, что нет.

Кстати, что касается взыскиваемых сумм. Служба приносит бюджету примерно 220 млрд руб. в год, при этом тратит на свои нужды, в том числе зарплату, материальное и техническое обеспечение, около 40 млрд.

Миф № 5: частные приставы исправят ситуацию

Не исправят. Улучшат, сократят нагрузку на государственных приставов, но не исправят. Более того, введение института частных приставов многими будет воспринято негативно.

Здесь я считаю важным уточнить, что сейчас говорю именно о ситуации по исполнению судебных решений, а не об эффективности службы.

Правильно это или нет – вопрос дискуссионный. Не говоря уже о сохраняющихся при данного рода взыскании коррупционных рисках.

Миф № 6: у приставов плохая информатизация vs у приставов все электронно, достаточно только кнопку нажать

По моим субъективным ощущениям, лучше службы судебных приставов в плане информатизации развиты только МЧС и Центризбирком. Однако это не свидетельствует о легкости работы и об увеличении скорости исполнения.

То, что телекоммуникационная инфраструктура является одной из лучших, не означает, что этого достаточно. Стандарты, заложенные Правительством РФ несколько лет назад, уже давно не соответствуют современным требованиям по серверным мощностям, каналам связи и программному обеспечению.

Разрабатывать новые стандарты и получать на их реализацию финансирование – весьма ресурсоемкий процесс, в который вовлекаются многие ведомства. К тому же информационная готовность службы к взаимодействию в электронной форме оказывается несопоставимой с аналогичной готовностью других ведомств.

Расскажу о реальном случае. Во время работы в одном из субъектов мы прорабатывали вопрос информационного взаимодействия с одним из ведомств. Нам было необходимо оперативно отработать информацию по 400 тыс. исполнительных производств, а текущее взаимодействие с помощью бумажных носителей обеспечивало отработку не более тысячи запросов в месяц.

В будущем общее информационное взаимодействие установится, и стандартизация запросов будет реализована, но вот как скоро – вопрос открытый.

Миф № 7: приставы должны…

Приставы должны: убедиться в проживании должника по адресу и узнать об уплате штрафа (перед возбуждением производства); выяснить природу денег перед их арестом (социальные выплаты, зарплата); сделать копии всех документов; рассказать о ходе производства по телефону и т.д. и т.п.

Увы, не должны. Да, обязанности эти дискуссионны, а в некоторых случаях были бы полезны для службы, но обеспечить их исполнение в настоящее время невозможно в силу ряда технических или юридических моментов. Эти проблемы известны, но до сих пор не решены.

По закону, помимо выполнения требований исполнительных документов, приставы обязаны отвечать на письменные запросы сторон и обеспечивать их ознакомление с материалами производств. Хотите получать информацию – придется идти на личный прием или подписываться на извещение в личном кабинете на сайте ФССП. Другого определенного законом пути нет, а имеющиеся исключения являются доброй волей пристава, а не его обязанностью – это важно понимать.

Приставы такие же люди, и решению общих задач исполнения могут способствовать только взаимное уважение и профессиональный подход. А решению существующих проблем – терпение.

Служба дает уникальный опыт тем, кто хочет и в состоянии его получить, но в большинстве случаев, особенно с учетом существующей текучки кадров под 40% в год, бывшие сотрудники на рынке труда не пользуются спросом. Поэтому, если вы решили завершить свои отношения со службой, сначала найдите место, а затем увольняйтесь.

Почему судебные приставы в России работают так неэффективно: причины низкого процента исполнения

На ФССП жалобы есть, наверное, у всех, кто сталкивался с этой службой. Приставы могут списывать долги не с тех, подолгу не снимать ограничения с автомобилей и самих должников, но для кредиторов обращение к ФССП зачастую вообще не приносит каких-либо ощутимых результатов. Юрист Илья Кириллов для наших читателей разбирает основные причины неэффективности службы судебных приставов.

Возможные причины неэффективной деятельности федеральной службы судебных приставов

Для большинства юристов, в том числе работающих с долговыми проектами, уже очевидно, что в данное время существует проблема, связанная с низкой эффективностью деятельности Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Представляется, что причиной данного обстоятельства является низкий уровень профессиональных качеств работников ФССП, а именно:

  1. Работники службы обладают низкой квалификацией , зачастую неспособны оперировать категориальным аппаратом исполнительного права, следовательно, не имеют представления о том, как должны функционировать институты, присущие данной отрасли права;
  2. У сотрудников ФССП отсутствует мотивация в исполнении своей трудовой функции . Данное утверждение очевидно для тех, кому приходилось лично взаимодействовать с работниками службы. Сотрудники ФССП подходят к своей работе формально, а приоритетным для них является выполнение определенного набора стандартных действий для проформы.

Представляется, что эти две основные проблемы, образующие невысокий уровень профессиональных качеств работников службы, обусловлены низким уровнем заработной платы.

Так, согласно данным с официального сайта ФССП, должностной оклад руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава субъекта Российской Федерации – составляет всего 7 478 рублей.

Очевидно, возможным способом решения проблемы является повышение заработной платы работников службы. Данное изменение повлечет повышенный спрос на рабочие места в ФССП, а увеличение спроса приведет к повышению конкурса на рабочее место, что образует здоровую конкуренцию.

Представляется разумным и более тонкое решение проблемы. Вместо общего увеличения заработной платы можно ввести процент, присваиваемый работнику ФССП от взысканной им с должника суммы и/или исполнительского сбора.

Таким образом, каждый сотрудник службы будет понимать, что его доход напрямую связан с эффективностью его деятельности, что послужит для него существенным стимулом в работе.

Скрытые причины, влияющие на низкий процент исполнения судебных решений

Однако, при обсуждении проблемы неисполнения судебных решений необходимо взвешивать ситуацию комплексно и оценивать деятельность не только ФССП, но и других государственных органов, в частности, деятельность судов.

Некоторые представители юридического сообщества выдвигают мнение о том, что низкое качество работы со стороны ФССП наглядно демонстрирует официальная статистика.

Нельзя забывать, что существуют ситуации, когда исполнить судебное решение невозможно вне зависимости от эффективности деятельности ФССП. Отвергать данный тезис означает упускать в объективности, что навряд ли приведет к более правильному решению проблемы – повышению процента исполняемых судебных актов.

Например, причиной невозможности исполнения судебного решения часто является отказ суда, рассматривающего спор, в наложении обеспечительных мер. Согласно статистике, суды отказывают в применении обеспечительных мер более чем в половине случаев. Это, как правило, связано с тем, что суды не всегда вправе налагать такие меры (например, истцы не всегда знают сведения обо всех счетах должников, а суд не может автоматически заблокировать все сразу), либо необоснованно отказывают в таких мерах, боясь отмены таких мер вышестоящим судом.

В результате имущество должника выводится через цепочку сделок и исполнить судебный акт становится объективно невозможно – у должника отсутствует имущественная масса, на которое может быть обращено взыскание. В этой ситуации судебные приставы оказываются заложниками системы.

Из приведенного примера становится очевидным, что на формирование проблемы неисполнения большого процента судебных решений влияет совокупность факторов, а не только низкая эффективность деятельности ФССП. Следовательно, для решения данной проблемы необходимо изучать каждый фактор, а не концентрировать все внимание только на одном из них.

Народ, как Вам работа судебных приставов? Делитесь, рассказывайте , кто сталкивался с этим "карающим" органом власти. Ситуации непрофессионализма ,безграмотности , нарушения законодательства , наглости , бездушия - будут очень интересны.



максимус74





Человек-паук






tool


Jellico



максимус74


Galoster



chwig


Kolykas




millee



Врач-палач




hard77




Ветер_надежд


танцы_на_минах


Ветер_надежд


попутный


баши



танцы_на_минах



старикхотабыч


танцы_на_минах



Гюрза


Родствен.ник






Гюрза



Непослушный



Jellico



jhfg

Даже не знаю к какой категории отнести ситуацию когда вся мощь "карающей" конторы брошена на исполнение решения суда (оказывается был суд и было написано целое решение суда) по взыманию недОимки выплат пенсионному фонду в сумме 0,17 рублей. Мне показалось,что бумага с требованием,конверт,марки для заказного письма дороже стоят.. и это всё за бюджетные деньги. Потом тратить своё время привозить им квитанции об оплате.. столько движений из-за семнадцати копеек!



Кукарямба


jhfg




Н_а_т_к_а.




Н_а_т_к_а.



Shelest


Кукарямба


Андрей70 автор




Непослушный



максимус74




Н_а_т_к_а.


chessman








Н_а_т_к_а.


Да, и еще про приставов и судей: чуваки в одной упряжке-латыпов, каркула, сафронов зашибись откупились! Все Н А Т К А по закону!


Н_а_т_к_а.


Jellico


Ветер_надежд



Н_а_т_к_а.



Н_а_т_к_а.


Kolykas



Родствен.ник




Гюрза




Ветер_надежд



РОЗА_ч.3



spi

1. Работа очень интенсивная, приходится делать несколько дел сразу (возбуждать исполнительные производства, иногда по 100 за день, делать запросы в регистрирующие органы, принимать деньги от должников, оканчивать исполнительные производства, отслеживать свои аресты, т.е. мало провести арест имущества его надо еще реализовать и вырученные средства перечислить за и.п. должника, никто кроме исполнителя это делать не будет). По первому зову начальника отдела искать ему, например, производства по налогам или по комуналке (и это из своих 2,5 тысяч), выполнять план по административным протоколам, арестам, окончаниям производств.

2. Забудьте о свободном времени, выходных днях и личной жизни, т.к с 8.30 до 17.30 находиться будешь в отделе, а потом выход по исполнению на участок к своим должникам - бомжам, наркоманам, мелким мошенникам, дебоширам. Как раз они успеют прийти с работы и "принять на грудь". И вот тут в темных смрадных квартирах в окружении нетрезвых маргинальных личностей начинается работа - составление актов проверок, актов описи ареста, актов проверки арестованного имущества.

3. Ритм работы никогда не меняется - больничный, отпуск, выходные, личная жизнь - это не для пристава. В выходные делаешь запросы и оканчиваешь производства, в новогодние праздники делаешь архив своих оконченных производств (обычно на исполнении у пристава от 1,5 тысяч до 2,5 тысяч исполнительных производств, по которым надо исполнить решения суда, по закону на это дается 1 месяц; при этом каждый день возбуждаешь по 100-150 производств, а в конце месяца надо окончить производств больше чем возбудил!). После рабочего дня идешь по участку, стучишься в квартиры и взыскиваешь по 100, 200 руб, а иногда и по 50 копеек! (УПФР и ИФНС любят взыскивать с граждан по 5 копеек, 35 или 68. ). Попробуй не взыскать в срок - служебное расследование, взыскание, а это на 1 год приостановка присвоения классного чина (классный чин это звездочки на погонах и проценты к зарплате). Всем плевать, как ты работаешь и что при этом чувствуешь, главное результат - окончание производств, выполнение установленных показателей. Не каждый человек может выдержать такой ритм, а если "запнешься", замедлишься - тут же начальники и замы начнут поливать "дерьмом" на планерках публично, оскорблять и унижать. Эта система одинаково бесчеловечно относится как к должникам, так и к своим сотрудникам.

- не думайте что вас "защитят" от должников. чуть что не так - могут уволить "задним числом".

- этой профессии нигде не учат, так что свыкнетесь с мыслью, что учиться будете сами на рабочем месте, а это очень сложно учитывая высокий ритм работы, жесткие сроки исполнения и нехватку времени. Очень сложно делать что то хорошо, когда не знаешь как это делать! Не успеваешь, не справляешься - начинаются "пинки" от начальства, как правило - нецензурщина и унижения (там в выражениях не скупятся) публично на планерках при всем отделе.

- никакое юридическое образование там в работе вам не поможет, главное - хватка, исполнительность, внимательность, выносливость, без эмоциональное отношение к тому что делаешь.

- все звездочки на погонах и форма только для того что бы "людей пугать" - это не специальные звания, а классный чин государственной гражданской службы, никакой субординации как в армии они не дают! Это не майоры и полковники, а простой маскарад. Только несколько сотен рублей к зарплате.

- отсев в работе очень высокий, редко кто из исполнителей "доживает" до "капитанских погон" (классного чина - ФССП юрист 1 класса), все во взысканиях утомленные, либо сами уходят, либо начальство создает к этому все условия. Людей отдавших службе лучшие свои силы выкидывают как отработанный материал.

Зато в управлениях служб приставов есть люди, которые вообще не имеют никакого представления об исполнительном производстве - отставные военные, бывшие милиционеры, чьи - то знакомые, друзья. дети влиятельных родителей. управляют и координируют работу, сами не знают чего. Иногда поражаешься ответам, которые выдают "отцы командиры". Заместитель Главного судебного пристава одного из субъектов РФ, курирующий ОПДС не знает, чем занимаются арбитражные суды! Позор! Его спросили как-бы в шутку, а он молчал выпучив глаза! И еще что-то требует и командует. Такая вот ситуация.

Подумайте очень хорошо прежде чем идти туда работать СПИ (судебным приставом исполнителем).

СПИ - это "пехота" расходный материал, самый главный и сложный участок этой службы.

Средняя ЗП судебного пристава-исполнителя ~ 15 000 рублей в месяц. 🙂

Если Вы хотите бесконечную беготню по участку, разборки с должниками, не желающими платить, вал постановлений и исполнительных листов на возбуждение, отчеты, вопли начальства и ненормированный рабочий день - эта работа для Вас!

Читайте также: