Понятие недр как объекта рационального использования и правовой охраны

Обновлено: 19.05.2024

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Законодательство регулирует соответствующие общественные отношения, связанные: с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа; с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей (отложений со дна водоемов, используемых в качестве удобрений) и иных специфических минеральных ресурсов (включая подземные воды и рассолы).

Основные положения

Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении России находятся федеральная государственная собственность (недра земли) и управление ею; определение статуса и защита континентального шельфа Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Для правовой охраны недр первостепенное значение имеет проблема собственности на недра, поскольку именно от нее зависит в конечном счете размежевание компетенции, обязанности по защите минеральных ресурсов — главного богатства России. Законом определено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом о недрах. Добытые из недр полезные ископаемые (они при этом перестают быть объектом охраны окружающей среды, поскольку теряют связь с ней) по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Федеративные начала

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории России в интересах проживающих здесь народов осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр. По представлению Министерства природных ресурсов РФ и под контролем органов представительной власти решаются вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

Отдельные участки недр могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это делается в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей России стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность России и обеспечивает ее суверенитет. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Пользование недрами

региональных геофизических работ, съемки, работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, контролю за режимом подземных вод без существенного нарушения целостности недр;

геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

разведки и добычи полезных ископаемых;

строительства и эксплуатации подземных сооружений и т.д.

Пользование участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если они наделены законодательством правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Пользователь недр обязан обеспечить:

соблюдение требований законодательства, технических проектов, планов и схем развития горных работ;

предоставление геологической информации в федеральный и территориальный фонды геологической информации;

предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых;

приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (рекультивацию).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Манифест о распространении права собственности владельцев земли на все произведения земли, на поверхности и в недрах ее содержащиеся [Июня 28 дня 1782 года]

Манифест о распространении права собственности владельцев земли на все произведения земли, на поверхности и в недрах ее содержащиеся [Июня 28 дня 1782 года] 1 е.Право собственности каждаго в имении его разпространяем и повелеваем разуметь не на одной поверьхности земли, им

Статья 1. Законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

Статья 1. Законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Судебная практика1. Регулирование федеральными законами региональных

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

Аграрное законодательство

Аграрное законодательство Утверждение нового правового уклада в аграрных отношениях составило особую линию в революционном законодательстве. Во-первых, аграрное переустройство удовлетворяло социальный интерес массы населения и главной движущей силы революции —

Уголовное законодательство

Уголовное законодательство Разработка новых принципов уголовного права началась с первых недель революционного переворота. В силу той важности, которую идеология революции придавала этой сфере, и тех претензий, которые предъявляло общество к уголовной юстиции

Расовое законодательство

Расовое законодательство Социальная политика нацистской диктатуры, включая реформирование принципов гражданского права, опиралась на совершенно новое представление о статусе гражданина — полноправии в зависимости от расовой (национальной) принадлежности. Эта сфера

Д. Законодательство

Д. Законодательство Общий ход истории источников права в Московском государстве хотя и ведет к окончательному торжеству закона над обычным правом, но указывает, что самое законодательство старается лишь узаконить обычай. Установление произвольных норм начинается лишь

Д. Законодательство

Д. Законодательство 1) Единственным источником права XVIII в. окончательно признан закон, который по содержанию своему (в то время) большей частью был противоположен прежнему обычному праву, т. е. имел характер вполне реформаторский. Лишь во 2-й половине XVIII в., при Екатерине

Уголовное законодательство

Уголовное законодательство Уголовная ответственность за гомосексуальные отношения Уголовное преследование самого факта гомосексуальных отношений не обошло и отечественное правовое пространство. УК РСФСР 1960 г. в изначальной редакции содержал состав преступления

Административное законодательство

Административное законодательство Основные положения административного законодательства, связанные с обеспечением прав граждан в связи с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью, связаны с регистрацией актов гражданского состояния, а также паспортной

Гражданское законодательство

Гражданское законодательство Гражданское законодательство в принципе характеризуется гендерной нейтральностью, а также отсутствием юридической значимости семейно-правового статуса лица, однако из этого правила есть несколько исключений, которые представляют

Семейное законодательство

Семейное законодательство Как отмечает О. Хазова, Семейный кодекс РФ разрабатывался с изначальной установкой на высокий уровень консервативности (в отличие от уже принятого к тому моменту Гражданского кодекса РФ, выступившего символом нового экономического порядка в

Читайте также: