Почему не хватает водителей общественного транспорта

Обновлено: 15.06.2024

statics/images/arcticles/092021/29092021xe0395a45.jpg

Большинство городских маршрутов Вологды можно отслеживать в онлайн-режиме, но на количество автобусов это никак не влияет.

Не ездить после 21.00

миллиона пассажиров перевез общественный транспорт Вологды за восемь месяцев
2021 года. С января по август 2020 года, когда вводился жесткий локдаун, их было 16,3 миллиона. За аналогичный период допандемийного 2019 года было 21,5 миллиона пассажиров.

Что предлагают городские власти

Выход, который позволял бы перевозчикам выполнять свою работу, не думая, окупится ли конкретный рейс, а администрации - контролировать качество оказания услуги, есть. Это переход на брутто-контракты. Но это существенные расходы, которые на данный момент городской бюджет не может себе позволить.

Сейчас доход перевозчиков зависит от пассажиров: сколько людей перевез - столько и заработал (отсюда нередки гонки автобусов - кто быстрее домчится до остановки). Из своего дохода (заработанных средств) предприниматели и компании платят налоги, ремонтируют технику, содержат персонал. Брутто-контракты (их уже вводит ряд регионов) предполагают другую схему: город будет платить перевозчику (возмещать расходы) за каждый пройденный километр независимо от пассажиропотока. И это справедливо, ведь функционирование общественного транспорта по своей природе не может быть привязано к доходности и не должно от нее зависеть, так как несет социальную нагрузку. В рамках брутто-контрактов перевозчики смогут получать гарантированные средства, выводя на линию определенное количество машин и соблюдая все правила перевозки. Это значит, что их можно будет штрафовать за сорванный рейс, несоблюдение расписания, грязный салон, сломанный платежный терминал. Все это, по мнению специалистов, сделает перевозки более комфортными и безопасными.

- Брутто-контракты - самый действенный способ повлиять на перевозчиков. Мы к этому идем. Но земляки должны понять: это дело не одного месяца и даже не одного года, - говорит Алексей Шумилов.

Кстати, сам он признался, что нередко ездит в общественном транспорте, чтобы взглянуть на ситуацию, что называется, изнутри. При этом чиновник выбирает самые проблемные маршруты, где люди чаще всего жалуются, к примеру, на хамство кондуктора.

- Ни разу, ни в одной поездке мне еще никто и никогда не нахамил, - говорит глава департамента. - Может, я не к тем кондукторам попадаю, а может, просто веду себя прилично, не провоцирую их на конфликт. К сожалению, иногда пассажиры демонстративно отказываются платить или, бывает, не дают своим детям денег на проезд, а виноватыми оказываются кондуктор и водитель.

За руль посадить некого?

- У нас сейчас простаивает 12 исправных автобусов - на линию они не выходят. Мы терпим большие убытки, но, увы, за руль посадить некого: штат укомплектован на две трети. Кроме всего прочего, сотрудники болеют: недавно сразу три водителя слегли с простудой, - делится Олег Оглоблин. - Мы бы и рады выполнять график движения, но люди не могут работать от рассвета до заката: это нарушение закона. Жалобы мы знаем, ситуацию вологжанам объясняем, приглашаем их на работу - все без толку. Вот и сейчас я ответственно заявляю: приму в штат как минимум десять водителей - обращайтесь!

- Конечно, к старому графику нам уже не вернуться: четыре года назад, когда мы подавали заявку на конкурс, объявленный администрацией Вологды, на линии значилось 18 машин ежедневно.

Борьба за качество продолжается

Что еще планируется сделать

В администрации города нашему изданию пояснили, что действующим законодательством в настоящее время не предусмотрена административная ответственность за невыполнение рейсов, в связи с чем отделом транспорта департамента городского хозяйства разрабатывается положение о муниципальном контроле общественного транспорта Вологды. Предметом муниципального контроля будут являться соблюдение обязательных требований в области организации регулярных перевозок, в том числе к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. После вступления в законную силу постановления у органа местного самоуправления будут рычаги воздействия на перевозчиков, допускающим нарушения расписания движения автобусов.

- При разработке маршрутов каждый из них обсуждается: в диалоге участвуют представители властей, муниципальные и частные перевозчики (их выбирают по множеству критериев на конкурсной основе). Учитываются и пожелания пассажиров. Но все равно часть маршрутов дублируется - от этого мы хотим максимально уйти, оптимизировать маршрутную сеть: снова будем встречаться, искать лучшие варианты, - делится руководитель департамента.

Он подтверждает: всплеск жалоб на общественный транспорт небезоснователен, и на это есть свои причины. Главные из них - это пандемия (выпуск машин на линию сократился) и дефицит водительских кадров (многим из них выгоднее пересесть на грузовик: там зарплата больше, а ответственность меньше). При этом осенью поток пассажиров возрос: дети пошли в школу, взрослые вернулись с дач и из отпусков.

- Вологда по транспортной политике находится примерно в середине российского рейтинга, - говорит Алексей Александрович. - Но мы, разумеется, стремимся к лучшему: хотим, чтобы пассажиры ездили с удовольствием, а перевозчики развивались.

Компания ОКТО объяснила нехватку автобусов на популярных рейсах, от которых отказался перевозчик АДМ, тотальным дефицитом водителей

Компания ОКТО, которая утром 1 марта начала по временным контрактам (до проведения торгов) обслуживать маршруты общественного транспорта №11С, №25 и №27, от которых отказалась компания АДМ, признала, что на рейсы в первый день работы вышла далеко не вся положенная техника.

Утром в первый день весны жители областного центра столкнулись либо с отсутствием автобусов на этих маршрутах, либо с уменьшенным количеством машин на востребованных маршрутах.

В компании ОКТО Зебра ТВ пояснили, что утром 1 марта на четыре маршрута – №16С, №11С, №27 и №25 – вышли 18 машин, то есть, на всех маршрутах автобусы были, хоть и не столько, сколько положено по временному контракту. В первую очередь перевозчик закрывал социальные маршруты №11С и №16С – они были закрыты на 80%, а на маршруты №25 и №27, где по контракту должны работать до 10 машин, вышли всего по 3 автобуса.

Гендиректор транспортной компании Алексей Спириков, которая до этого обслуживала во Владимире только один маршрут №16С, объяснил сложившуюся ситуацию катастрофической нехваткой водителей.

По факту на линии компания ОКТО утром 1 марта выпустила 32 человека. Для закрытия всех маршрутов перевозчику нужно около 150 сотрудников в сменах, а сейчас работает вдвое меньше.

В ОКТО не отрицают и появившуюся информацию о том, что некоторые водители отказываются от работы на общественном транспорте в пользу работы на стройке скоростной федеральной трассы М-12, где заработок выше.

«Большая проблема – это кадры. В парке компании стоят машины, неукомплектованные экипажами. Если с кондукторами у нас ситуация довольно ровная, то водителей не хватает катастрофически, за руль садиться некому. Машины мы приобрели – всего около 40 штук, но они стоят, потому что нет людей. Неделю назад, когда нам отдали маршруты, у нас было сформировано 50 экипажей, но люди перестали брать трубки, перестали отвечать.

Мы с 1 марта изменили заработную плату, она будет по итогам работы выше, чем у наших конкурентов. Финансовые обязательства мы всегда полностью выполняли. Мы не знаем, куда делся народ: даже на вчерашний день было сформировано 24 экипажа, но по факту утром на рейсы вышли только 18, - люди просто не вышли на работу. Это либо спровоцированная диверсия, либо совсем непонятно, почему так происходит.

photo_2021-03-01_17-51-48.jpg

По данным руководства компании-перевозчика, претензии от мэрии города Владимира поступали сегодня на протяжении всего дня, но при этом и чиновники из управления транспорта, и другие владимирские перевозчики не отказали ОКТО в помощи.

Чтобы решить проблему с дефицитом водителей, компания ОКТО разместила объявления о приеме на работу в соседних регионах – Рязанской, Ивановской, Ярославской областях, чтобы комплектовать штат вахтовым методом.

«Начальник отдела транспорта и связи пытается нам помочь. Другие транспортные компании города дали нам контакты водителей, чтобы мы могли подыскать людей на замену. Кое-кто пришел, но мы понимаем, что у них тоже свои графики и тяжело работать без выходных. Люди пошли нам навстречу. Даже из пригородных компаний люди вышли на подработку, с ними заключили временные договора, зарплата будет им перечислена в соответствии с законодательством.

Мы понимаем, что исправим ситуацию в течение месяца – будут и люди, и нормативное количество техники, но в первый день, как оказалось, сделать это нереально. Мы даже не думали, что столкнемся с таким катастрофическим дефицитом кадров.

В мэрии столицы Владимирской области Зебра ТВ подтвердили, что строго спросят с перевозчика, когда будут разыгрывать постоянный контракт. Временные муниципальные контракты идентичны тем, что будут заключены с перевозчиками по результатам конкурсов - власти будут оценивать соблюдение интервалов движения, профессионализм экипажей и исправность подвижного состава.

«Компания в первый день вышла на обслуживание новых для себя маршрутов. С маршрутом №11С не возникло нареканий, а с маршрутами №25 и №27 – нарекания были. Причем, не только у специалистов отдела транспорта и связи, которые контролировали, как компания вышла работать в первый день, но и у пассажиров, что еще важнее. На этих маршрутах выявили недостаточное количество подвижного состава. Объяснения не интересуют ни пассажиров, ни нас. Компания попросила несколько дней, чтобы стабилизировать ситуацию, мы надеемся, что компания выполнит те обязательства, которые она взяла.

Читайте также: