Почему на ваш взгляд число случаев проявления религиозного экстремизма в мире после 1991 г возросло

Обновлено: 30.06.2024

Россия. Санкт-Петербург. 12 сентября 2017. Во время крестного хода, посвященного Дню перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, на Невском проспекте / Фото: Роман Пименов/Интерпресс/ТАСС

Однако поддерживает ли Церковь противоправные действия людей, прикрывающихся православием? И кто или что в конечном итоге подталкивает их к экстремизму?

— Мы всегда должны помнить, что существуют люди, которые легко провоцируются на насилие, — сказал протоиерей. — Нам необходимо понять, как вести себя с ними, чтобы оставаться свободными в своем мнении, в своем праве высказываться на самые разные темы, в том числе и религиозные, и в то же время — не допустить провокаций. Вопрос о границах дозволенного всегда актуален. В то же время никакое насилие не может быть поддержано обществом. Ненависть разрушает. И никогда ни одна нормальная религия не согласится с экстремизмом, который творится от ее имени.

У представителей светского сообщества иной взгляд на обсуждаемую проблему. Так, политолог Сергей Юдин считает, что катализатором радикализма в большинстве случаев является экономика. Чем больше она подвержена спаду, тем ярче и активнее экстремисты начинают проявлять себя.

— Политика в данном случае вторична и является лишь отражением экономики, — подчеркнул Юдин.

— Вспомните произведения русских классиков, — парировал отец Михаил. — Как ни пишут они о простом народе, так всегда и везде бедность и упадок. Экономические трудности в России продолжаются уже несколько сотен лет. Так что дело в другом. А именно в том, что мы — я сейчас имею в виду наше общество в целом — не умеем уважать чужое мнение и людей, его высказывающих. Можно пересажать экстремистов в тюрьмы, но что это решит, если мы так и не научимся слушать и слышать, а главное, понимать друг друга.

— Я уверен, что если человек занимает здравую, адекватную позицию, то его чувства оскорбить очень сложно, — вступил в разговор кандидат биологических наук Александр Панчин . — А если кто-то считает, что оскорбление нанесено его вере, значит, не так уж эта вера и сильна.

Каждый участник круглого стола оценивал проблему религиозного экстремизма по-своему — и оттого общий взгляд на нее оказался гораздо шире, чем можно было предположить изначально. Политолог Юдин говорил об экономике, биолог Панчин размышлял об экстремизме через призму науки, отец Михаил и богослов Григорьев рассуждали о взаимопонимании, всепрощении и роли Церкви в духовном воспитании общества.

— Да, на поджоги имущества должны реагировать правоохранители, — поддержал эту точку зрения Александр Панчин . — Однако, на мой взгляд, закон работает двойственно. Всем известна статья Уголовного кодекса, защищающая чувства верующих. Но как быть с атеистами? Ведь получается, что одна группа людей, защищенная законом, начинает чувствовать безнаказанность за свои действия. Двойные стандарты поляризуют общество, приводят к конфликту между верующими и теми, кто причисляет себя к атеистам.

— Закон защищает любого человека, — ответил на это отец Михаил. — В том числе и от оскорблений. Существует ли в обществе противостояние между верующими и неверующими в Бога? Я, физик по первому образованию, такого конфликта не вижу и внутри себя его не чувствую. Замечаю лишь остроту, которая зачастую подменяет собой диалог в обществе.

■ Жизнь за карикатуру. Один из самых громких терактов последних лет — нападение исламистов на редакцию французского сатирического журнала Charlie Hebdo 7 января 2015 года. Тогда были убиты 12 человек, еще 11 получили ранения. В начале 2013 года Charlie Hebdo опубликовал комикс о жизни пророка Мухаммеда. Считается, что это послужило основным мотивом нападения.

■ Свобода слова по-датски. В 2005 году датская газета Jyllands-Posten опубликовала карикатуры на пророка Мухаммеда. Скандал, разгоревшийся после этого в Дании, впоследствии перекинулся на многие европейские и ближневосточные государства, едва не став причиной серьезного политического кризиса — мусульмане по всему миру выходили на акции протеста, призывая к расправе над авторами рисунков.

■ Убийство во имя господа. Одна из самых известных религиозных террористических группировок Африки — Господня армия сопротивления. Она действует с 1987 года, сражаясь против правительства Уганды и сопредельных стран за установление в них теократического режима, основанного на 10 библейских заповедях. На счету группировки — несколько массовых убийств, в том числе зверская расправа над 400 мирными жителями в Демократической Республике Конго в декабре 2008 года.

Игумен Нектарий (Морозов), руководитель информационно-издательского отдела саратовской епархии:

Николай Бердяев, философ и публицист, яркий представитель русского экзистенциализмa


— Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек давно обличенный и осужденный Христом.

Специалисты в области социологии, политологии и юриспруденции считают, что экстремизм возник с момента образования государственности и его причины уходят своими корнями в глубь тысячелетий. На деле ни одна религиозная организация никогда не была терпимой по отношению к другим. Возьмем определение: религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Курсовая по ЧССХ.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Д. УШИНСКОГО

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

Курсовая работа защищена

доктор пед. наук, профессор

___________ К.В. Аксёнов

Работу выполнила студентка

IV курса ЕГФ, шифр: БЖ0023

Содержание стр.

Вопрос 1.Понятие религиозного экстремизма…………………………………………5

Вопрос 2. Факторы, обусловливающие конфликтность и экстремизм………………6

Вопрос 3. Эндогенные предпосылки религиозного экстремизма в РФ:

3.2 Молодежь - социальная база для экстремизма…………………………………….11

Вопрос 4. Экзогенные предпосылки: влияние других государств…………………. 15

Вопрос 6. Опасность религиозно-политического экстремизма………………………27

Вопрос 7. Формы преступной деятельности экстремистов…………………………. 30

Вопрос 8. Примеры проявлений экстремизма и терроризма в религиозной сфере в РФ………………………………………………………………………… ………………31

Вопрос 9. Цели и задачи по противодействию проявлениям экстремизма………….32

Данная курсовая работа представлена на 40 страницах, имеет 1 рис., 1 приложение и 10 источников литературы.

Ключевые слова: экстремизм, религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм, терроризм, крайние взгляды, радикализм, фундаментализм, конфессии, межэтнические отношения, исламизм, радикализм, ислам, ваххабизм.

Специалисты в области социологии, политологии и юриспруденции считают, что экстремизм возник с момента образования государственности и его причины уходят своими корнями в глубь тысячелетий. На деле ни одна религиозная организация никогда не была терпимой по отношению к другим. Возьмем определение: религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Любое мировоззрение всегда имеет противопоставление другому мировоззрению. С момента язычества, религия всегда способствовала разделению, а не единству, являлась причиной многих конфликтов и войн. И первопричина разделения состояла в различном понимании того, что есть истина.

Сегодняшние проявления терпимости и миролюбия со стороны религиозных деятелей, которые появились только в XX веке, следует считать скорее духом времени. В угоду политкорректности в наши дни требуют даже каких-то изменений той или иной религиозной доктрины. А это невозможно без ущерба для учения любой исторически сложившейся религии. В то же время, если структура религиозной организации развита слабо, а рядовые верующие плохо знают ее доктрину, появляются люди, которые претендуют на исключительность в понимании основ этой религии. Именно с их стороны чаще всего звучат призывы к экстремистским действиям.

Экстремизм как социально-политическое и правовое явление общественной жизни относится к категории многоплановых проблем не только современной российской, но и мировой гуманитарной науки. Данная острая социальная проблема до сих пор не только не разрешена, но и постоянно усугубляется. Примером тому может служить повышение активности деятельности экстремистски настроенных террористических организаций в начале ХХI века во многих странах мира. В связи с этим проблема терроризма стала активно обсуждаться и изучаться в большинстве стран мира для выработки эффективных мер, адекватных угрозе. Рассмотрим некоторые аспекты механизма проявления религиозного экстремизма в РФ.

Вопрос 1. Понятие религиозного экстремизма

О понятии религиозного экстремизма до сих пор нет общепризнанных определений, нет единства мнений о том, в чем различие экстремизма от терроризма. ЭКСТРЕМИЗМ - (от лат. extremus- крайний, последний) - приверженность в политике к крайним взглядам и мерам.

Современный экстремизм в Российской Федерации во многом образован кризисными явлениями в политической, социальной, религиозной, организационно-правовой, экономической и других сферах, которые протекали в СССР, бывших республиках и происходят на его географическом пространстве в настоящее время. Оживление экстремизма в России произошло в начале 1990-х годов. Социальная дезорганизация граждан, большое имущественное расслоение населения привели к тому, что социум перестал функционировать как единый организм, спаянный едиными целями, идеями, общими ценностями. Нарастала социальная напряженность, и появились группы, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе и насильственными методами.

Религиозный экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность. В идеологическом аспекте экстремизм использует демагогические лозунги и призывы, основанные на радикальных идейных установках и теоретических воззрениях (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических), создающие образ врага , апеллирующие к низменным чувствам человека, также организует террористические акты, сознательно провоцирует беспорядки, призывает к гражданскому неповиновению и т.д.

Вопрос 2. Факторы, обусловливающие конфликтность и экстремизм

Экстремизм , и на религиозной почве в том числе, порождают различные факторы :

  • слом сложившихся социальных структур;
  • обнищание массовых групп населения;
  • экономический и социальный кризис , ухудшающий условия жизни большинства населения;
  • активизация православия, усиление его влияния в общественной и духовной жизни России;
  • ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов;
  • правовой нигилизм ,
  • падение исполнительной дисциплины;
  • рост антисоциальных проявлений;
  • распад прежней системы ценностей;
  • нарастание чувства ущемления национального достоинства,
  • политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии;
  • деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий

Кроме того, бизнес должен быть высоко прибыльным. Религиозный экстремизм - часть доходного импорта идей, а затем наркотиков и оружия.

Имеется целый комплекс противоречий, лежащих в основе зарождения и развития экстремизма в России. Сюда можно отнести противоречия экономического характера, среди которых выделяется несоответствие результатов экономической реформы ожиданиям различных групп населения; чрезвычайно высокая цена преобразований (падение производства, растущая безработица, маргинализация населения и т.п.). Обострились социальные противоречия. Это - усиление имущественного неравенства; замедление темпов формирования среднего слоя, который в состоянии обеспечить социальную стабильность в обществе; расширение криминальных кругов за счет числа маргинализированных и люмпенизированных людей. Конфликтные ситуации производственного, национального или этнического характера в современных условиях приобрели не только особую социальную значимость, но и политическую остроту. Сформировались признаки, характеризующие социальную напряженность:

  • разбалансированность функционирования различных сфер общественной жизни;
  • снижение уровня жизни населения;
  • формирование социальных групп противостояния, одной из сторон которых оказываются органы власти;
  • возможность непредсказуемого, стихийного массового поведения и формирование агрессивной толпы;
  • восприимчивость отдельных групп населения к насилию, к фанатической ненависти;
  • наличие открытых каналов в средствах массовой информации для пропаганды насилия, как способа достижения политических целей;

Все перечисленные факторы стимулируют политический экстремизм и ослабляют возможности государственных структур эффективно противостоять ему. Социальное и политическое настроение используется экстремизмом в целях демонтажа сложившихся общественных структур. Экстремистские организации и движения проводят свои политические акции, невзирая на конституционные и другие законодательные акты. Если взять российскую действительность, то антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобрела широкие масштабы. Более того, были созданы незаконные вооруженные и военизированные формирования, которые связывают себя с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами. Экстремизм обещает людям быстрое устранение трудностей, осуществление гарантированного порядка и социальной обеспеченности. Для этого требуется решительное подавление инакомыслия, жесткое утверждение своей системы политических, идеологических и других ценностей.

Следует так же учитывать миграционный, и связанный с ним, межэтнический фактор:

  • активизация миграционных потоков населения, и как следствие неоднородность общества, что влияет на рост криминальных конфликтов среди различных групп населения;
  • усиление влияния этнических меньшинств в обществе;
  • ущемление прав национальных меньшинств со стороны доминирующей нации;

Какие же внутренние психологические установки в российском обществе служат питательной почвой для роста националистических и экстремистских настроений в российском обществе?

Молодежь как демографическая группа общества находится в числе наиболее уязвимых для распространения экстремизма. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Наибольшую опасность как национальной безопасности Российской Федерации, ее культурно-цивилизационному и социально-политическому устройству несут организации, принадлежащие к направлениям исламского радикального фундаментализма(претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны) и новым религиозным движениям деструктивного характера.Основные мировые религии, такие как христианство, буддизм, ислам, основаны на терпимости и человеколюбии, не являются агрессивными по своей сути, не призывают напрямую к вражде к инаковерующим. Однако есть религиозные течения, которые прямо оправдывают насилие и жестокость.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма.

  • тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении (агрессия, деструктивный характер целей и деятельности);
  • идеология и практика некоторых течений, групп, отдельных деятелей в конфессиях и религиозных организациях, характеризующаяся приверженностью крайним толкованиям вероучения и методам действия по реализации поставленных целей, распространением своих взглядов и влияния;
  • реализация идей, отношений и деятельности организованных социальных субъектов на основе определенного фундаментального религиозного опыта, формирующего негативное восприятие социального сущего, как воплощения недолжного, и требующего радикального изменения общества к идеально - должному (с точки зрения содержания указанного религиозного опыта и соответствующей религиозной картине мира и идеологии) при помощи всех форм социального насилия и во всех сферах и на всех уровнях общества.

В современных условиях религиозный экстремизм формируется как экспансия религиозных и псевдорелигиозных организаций и систем. С его помощью формируются соответствующие модели социального устройства и поведения индивидов, а в ряде случаев и моделей глобализации.Религиозный экстремизм – это сложное комплексное социальное явление, существующее в трех взаимосвязанных формах:

Формы религиозного экстремизма:

  • внутриконфессиональный (направлен на глубокую деформацию конфессии);
  • иноконфессиональный (направлен на устранение других конфессий);
  • личностно-ориентированный (направлен на деструктивную трансформацию личности);
  • этнорелигиозный (направлен на преобразование этноса);
  • религиозно-политический (направлен на изменение политической системы);
  • социальный (направлен на изменение социально-экономической системы).

Данные виды религиозного экстремизма зачастую носят смешанный характер и не проявляются в чистом виде.Цель религиозного экстремизма: коренное реформирование существующей религиозной системы в целом или какого-либо значения ее компонента. Реализация этой цели связана с задачами глубокой трансформации сопряженных с религиозной системой социальных, правовых, политических, нравственных и других устоев общества.

Критерии религиозного экстремизма как социальной угрозы:

Сущность религиозного экстремизма - отрицание системы традиционных для

общества морально-этических ценностей и догматических устоев и агрессивная пропаганда мировоззренческих аспектов, противоречащих традиционным общечеловеческим ценностям.Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

Характерные черты религиозного экстремизма: крайняя нетерпимость к инакомыслию, ко всем инаковерующим и особенно к неверующим, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, ксенофобия.

Религиозный экстремизм проявляется не только в религиозной среде. Он часто бывает направлен против светского государства, существующего общественного строя, действующих в нем законов и норм, в частности, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, в наиболее крайних формах ориентируясь на теократическое правление. Религиозный экстремизм имеет проявления в сфере политики, культуры, межнациональных отношений. В этих случаях он выступает в качестве религиозной мотивации или религиозного идеологического оформления экстремизма политического, националистического и т.д. Лозунги, призывы, идеологические акции экстремистских религиозных организаций обращены, как правило, не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей, рассчитаны на некритическое, эмоциональное восприятие, слепую приверженность к обычаям и традициям, на эффект толпы. А действия, порой крайне жестокие,

направлены на то, чтобы сеять страх, подавить противника психологически, вызвать шок в обществе.

Социальную среду религиозного экстремизма составляют в основном маргинальные и обездоленные слои и группы общества, испытывающие чувство неудовлетворенности своим положением и неуверенности в будущем, опасения подрыва или утраты своей национальной или конфессиональной идентичности.

Религиозный экстремизм, как и другие формы экстремизма в обществе, могут порождаться социально-экономическими кризисами и их последствиями, такими как безработица и падение жизненного уровня людей, социально-политические деформации и потрясения, национальнаядискриминация, исторические обиды и религиозная рознь, стремление социальных, политических и этнократических элит и их лидеров использовать религиозный фактор для достижения своих целей и удовлетворения личных политических амбиций.Источниками религиозного экстремизма могут выступать и различные компоненты общественного бытия народов.

Среди основных причин, способствующих росту религиозного экстремизма в Российской Федерации, следует выделить внутренние и внешние: социально-экономические, политические, культурно-образовательные, противоправная деятельность иностранных специальных служб и различных экстремистских центров.

Характерной чертой современного экстремизма и, как следствие, терроризма, с которым столкнулась Россия, является слияние этнического экстремизма и криминального терроризма. При этом религиозный фактор зачастую используется в качестве идеологической и организационной основы при реализации практических интересов политических субъектов.

Несмотря на акцентированность в общественно-политическом дискурсе связи исламских радикальных организаций и экстремистских политических стратегий, на первое место по степени общественной опасности следует поставить деструктивные религиозные организации.В политико-правовой сфере они являются лидерами по количеству совершенных преступлений, финансовых махинаций и коррупционности. В культурно-цивилизационной плоскости именно подобные религиозные организации представляют наибольшую опасность традиционным духовно-ценностным основаниям российского общества.

Религиозно-политический экстремизм – это вид экстремистской деятельности, направленный на возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти, насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение территориальной целостности страны. Соединение религиозной нетерпимости с политической деятельностью и порождает религиозно-политический экстремизм.

Использование террористических, насильственных способов борьбы сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких народных масс, в том числе и представителей тех религиозных учений, последователями которых объявляют себя участники экстремистских организаций и групп. Поэтому религиозно-политический экстремизм относится к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т. е. не соответствующей нормам законности и этики, разделяемым большинством населения.

Общественно-опасная деятельность экстремистских религиозных организаций, политический экстремизм, должны встретить активное противодействие институтов государства и гражданского общества. Должна вестись постоянная разъяснительная, профилактическая работа по предупреждению экстремистских проявлений во всех сферах политической и религиозной жизни общества. Только при целенаправленной, постоянной работе по профилактике и противодействию религиозному экстремизму и фундаментализму возможна безопасность и населения и государства от экстремистских и террористических преступлений.

Управа Савеловского района города Москвы



В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований.

На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств.

В 1948 году Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других.

Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других.

Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе.

В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу.

Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами (социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.), имеют общие интересы и требования и, следовательно, общие задачи, что является не менее важной предпосылкой для обеспечения общественной солидарности и пресечения раздоров и бедствий в обществах на религиозно-конфессиональной почве, залогом стабильности и безопасности гражданского общества.

В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа.

Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества.

Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.

Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру - общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др., и это основа не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации.

Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России.

В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации.

О сущности религиозного экстремизма и фундаментализма и мерах по противодействию этим явлениям

Молодежь как демографическая группа общества находится в числе наиболее уязвимых для распространения экстремизма. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Наибольшую опасность как национальной безопасности Российской Федерации, ее культурно-цивилизационному и социально-политическому устройству несут организации, принадлежащие к направлениям исламского радикального фундаментализма (претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны) и новым религиозным движениям деструктивного характера. Основные мировые религии, такие как христианство, буддизм, ислам, основаны на терпимости и человеколюбии, не являются агрессивными по своей сути, не призывают напрямую к вражде к инаковерующим. Однако есть религиозные течения, которые прямо оправдывают насилие и жестокость.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма.

Формы религиозного экстремизма:
• внутриконфессиональный (направлен на глубокую деформацию конфессии);
• иноконфессиональный (направлен на устранение других конфессий);
• личностно-ориентированный (направлен на деструктивную трансформацию личности);
• этнорелигиозный (направлен на преобразование этноса);
• религиозно-политический (направлен на изменение политической системы);
• социальный (направлен на изменение социально-экономической системы).

Данные виды религиозного экстремизма зачастую носят смешанный характер и не проявляются в чистом виде. Цель религиозного экстремизма: коренное реформирование существующей религиозной системы в целом или какого-либо значения ее компонента. Реализация этой цели связана с задачами глубокой трансформации сопряженных с религиозной системой социальных, правовых, политических, нравственных и других устоев общества.

Сущность религиозного экстремизма - отрицание системы традиционных для общества морально-этических ценностей и догматических устоев и агрессивная пропаганда мировоззренческих аспектов, противоречащих традиционным общечеловеческим ценностям. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.
Характерные черты религиозного экстремизма: крайняя нетерпимость к инакомыслию, ко всем инаковерующим и особенно к неверующим, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, ксенофобия.

Религиозный экстремизм проявляется не только в религиозной среде. Он часто бывает направлен против светского государства, существующего общественного строя, действующих в нем законов и норм, в частности, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, в наиболее крайних формах ориентируясь на теократическое правление. Религиозный экстремизм имеет проявления в сфере политики, культуры, межнациональных отношений. В этих случаях он выступает в качестве религиозной мотивации или религиозного идеологического оформления экстремизма политического, националистического и т.д. Лозунги, призывы, идеологические акции экстремистских религиозных организаций обращены, как правило, не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей, рассчитаны на некритическое, эмоциональное восприятие, слепую приверженность к обычаям и традициям, на эффект толпы. А действия, порой крайне жестокие,
направлены на то, чтобы сеять страх, подавить противника психологически, вызвать шок в обществе.

Социальную среду религиозного экстремизма составляют в основном маргинальные и обездоленные слои и группы общества, испытывающие чувство неудовлетворенности своим положением и неуверенности в будущем, опасения подрыва или утраты своей национальной или конфессиональной идентичности.

Религиозный экстремизм, как и другие формы экстремизма в обществе, могут порождаться социально-экономическими кризисами и их последствиями, такими как безработица и падение жизненного уровня людей, социально-политические деформации и потрясения, национальная дискриминация, исторические обиды и религиозная рознь, стремление социальных, политических и этнократических элит и их лидеров использовать религиозный фактор для достижения своих целей и удовлетворения личных политических амбиций. Источниками религиозного экстремизма могут выступать и различные компоненты общественного бытия народов.

Среди основных причин, способствующих росту религиозного экстремизма в Российской Федерации, следует выделить внутренние и внешние: социально-экономические, политические, культурно-образовательные, противоправная деятельность иностранных специальных служб и различных экстремистских центров.

Характерной чертой современного экстремизма и, как следствие, терроризма, с которым столкнулась Россия, является слияние этнического экстремизма и криминального терроризма. При этом религиозный фактор зачастую используется в качестве идеологической и организационной основы при реализации практических интересов политических субъектов.

Несмотря на акцентированность в общественно-политическом дискурсе связи исламских радикальных организаций и экстремистских политических стратегий, на первое место по степени общественной опасности следует поставить деструктивные религиозные организации. В политико-правовой сфере они являются лидерами по количеству совершенных преступлений, финансовых махинаций и коррупционности. В культурно-цивилизационной плоскости именно подобные религиозные организации представляют наибольшую опасность традиционным духовно-ценностным основаниям российского общества.

Религиозно-политический экстремизм – это вид экстремистской деятельности, направленный на возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти, насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение территориальной целостности страны. Соединение религиозной нетерпимости с политической деятельностью и порождает религиозно-политический экстремизм.

Использование террористических, насильственных способов борьбы сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких народных масс, в том числе и представителей тех религиозных учений, последователями которых объявляют себя участники экстремистских организаций и групп. Поэтому религиозно-политический экстремизм относится к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т. е. не соответствующей нормам законности и этики, разделяемым большинством населения.

Общественно-опасная деятельность экстремистских религиозных организаций, политический экстремизм, должны встретить активное противодействие институтов государства и гражданского общества. Должна вестись постоянная разъяснительная, профилактическая работа по предупреждению экстремистких проявлений во всех сферах политической и религиозной жизни общества. Только при целеноправленной, постоянной работе по профилактике и противодействию религиозному экстремизму и фундаментализму возможна безопасность и населения и государства от экстремистких и террористических преступлений.

Читайте также: