Почему менеджер должен быть лидером и неформальным по должности а авторитетом для подчиненных

Обновлено: 05.07.2024

В идеале начальник и лидер — один и тот же человек. Но на практике это далеко не всегда так. Узнайте, как выявить такого сотрудника в коллективе и выстроить с ним правильные взаимоотношения.

Вы успешный руководитель и компетентный менеджер, ваша команда работает как единое целое, один за всех, и все за одного. Уверены? А может, команда идёт не за вами, а за тем, кого в психологии называют неформальным лидером?

Нередки случаи, когда неформальное лидерство порождает бесконечные склоки, конфликты и расслоение коллектива на враждующие группировки. Перетягивание каната между руководителем и неформальным лидером может серьёзно отразиться на производительности труда и психологическом климате в коллективе.

Кто такой неформальный лидер

Чтобы не погружаться в сложные психологические термины, поясним просто. Начальника на руководящую должность назначают. Неформальный лидер может быть как младшим специалистом, так и менеджером среднего звена.

Здесь главное не пост, а набор личных качеств, жизненный опыт и авторитет.

Ведущие игроки есть во всех сферах деятельности. Ведь каждый коллектив — это мини-общество. А обществу нужно за кем-то идти. И в этой ситуации авторитет личности сильнее, чем авторитет должности. Каждому руководителю важно знать и понимать, как сотрудничать и вообще сосуществовать с НЛ.

Для начала определите, кто это.

Как вычислить неформального лидера

Самый точный способ определить НЛ — социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

  • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
  • к кому обращаются за профессиональным советом;
  • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
  • кто вносит новые предложения и идеи.

Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком спора. Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором — вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять. Главное — распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

6 типов неформальных лидеров

Грамотный руководитель умеет и управлять подчинёнными, и выстраивать доверительные отношения с разными неформальными лидерами. Описание ниже поможет правильно идентифицировать НЛ и понять, как действовать.

1. Инноватор

Эмоциональный и творческий. Его идеи оригинальны. Этот неформал способен дать заряд энергии в коллективе и сдвинуть стереотипные подходы в сторону новаторства. Если он не находит поддержки или сталкивается с критикой — быстро опускает руки, как любой творческий человек.

Как это использовать

  • Советуйтесь с ним, когда бизнесу нужен глоток свежего воздуха. Коллектив готов идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Возможно, за такими нововведениями будет стоять ещё один виток успеха компании.
  • Этот тип получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Каждый мозговой штурм в вашей команде должен проходить при участии, а лучше под руководством инноватора.
  • Эмоциональные всплески в поведении этого человека помогут оголить проблемы в коллективе. Используйте этот сигнал, чтобы вовремя решить неурядицы и нейтрализовать недовольство среди подчинённых.

2. Координатор

Деловой и организованный. Готов спланировать работу и чётко скоординировать процессы. У него есть аргументированные ответы на все вопросы, поэтому в коллективе он пользуется большим авторитетом. А некоторые могут даже побаиваться сухой натуры координатора.

Как это использовать

  • Поручайте деловому лидеру организаторскую работу — он будет с радостью её выполнять.
  • Сделайте координатора своей правой рукой. Можете смело возложить часть своих контролирующих обязанностей на этот тип. Легализируйте его власть повышением и сделайте партнёром.
  • Используйте авторитет координатора, чтобы заработать пару очков в глазах сотрудников и для себя. Он может стать вашим голосом или проповедником непопулярных решений.

3. Серый кардинал

Живёт в тени начальника. Но в то же время знает всё: у кого горят дедлайны, кто недавно поссорился с мужем (или женой), а кто подыскивает новую работу. Но эту информацию кардинал собирает не для сплетен в курилке.

Как это использовать

  • Узнавайте полезную информацию, чтобы быть в курсе внутренних процессов в коллективе.
  • Будьте осторожны: серые кардиналы влияют на принятие решений самого начальника. Поэтому даже компетентные советы подвергайте анализу.
  • Уважайте серого кардинала и дайте ему это почувствовать. Тогда он не будет играть против вас.
  • Кардинал никогда не возьмёт ответственность за принятые вами решения. Даже если он повлиял на это.

4. Революционер

Как это использовать

  • Предложите революционеру решить проблему, а не просто сотрясать воздух. Скорее всего, это поставит его в тупик. А тем членам коллектива, которые идут за ним, поможет понять, что НЛ силён только на словах.
  • Направьте буйную энергию революционера на общественную деятельность.
  • Поручите дополнительные проекты или переведите в другой отдел, где контакты с коллегами минимальны.
  • Если же эти шаги не помогут, а конфликты продолжатся, выход один — вводить штрафы или уволить бунтаря.

5. Весельчак

Как это использовать

  • Сотрудничайте на равных. Ведь в глазах подчинённых он свой.
  • Передавайте некоторые сложные задания через весельчака, назначьте его руководителем проекта.
  • Определите такого НЛ главным по работе с новичками. Тогда процесс адаптации пройдёт быстрее.
  • Весельчак создаёт комфортную атмосферу в отделе. Поручите ему придумать совместный досуг для коллег. Мероприятия вне офиса — его конёк.

6. Кризис-менеджер

Это ситуативный лидер. Он может никак не проявлять себя в ежедневной работе, но при форс-мажорах быстро ориентироваться и принимать решения.

Как это использовать

В заключение

Сотрудничайте с неформальным лидером и попытайтесь сделать его союзником. Не бойтесь появления НЛ. Проанализируйте его личность, компетенции, авторитет и определите, каких качеств не хватает вам.

Возможно, Теодор Рузвельт прав и ваша главная задача как начальника — управлять? Используйте лидерство коллег на пользу бизнесу. И тогда успех будет не за горами!

В общем смысле власть — это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия. Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если ее рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение. Напротив, авторитет в большей степени персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет — это прямой результат воздействия личности человека.

Власть руководителя может принимать разнообразные формы. Так, по классификации Френча и Рейвена она имеет пять основных форм.

Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого менеджер может заставить подчиненных выполнить работу, но и они же служат средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, обладающим авторитетом, чтобы помешать достижению целей организации.

В американском менеджменте различные формы власти в хозяйственных корпорациях рассматриваются в более широком контексте — это власть принуждения, наказания, вознаграждения, закона, примера, знания, авторитета и личного обаяния. С некоторой долей условности принято считать, что первые четыре формы власти закреплены в системе за формальным, или официальным, руководителем, а четыре остальные — за неформальным лидером коллектива.

Менеджер имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что менеджер должен понимать и учитывать тот факт, что поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти, которой должно быть достаточно для достижения целей организации, но которая не должна вызывать у подчиненных отрицательных реакций.

Способы влияния на подчиненных могут быть эмоциональными (заражение, подражание) и рассудочными (внушение, убеждение, просьбы, угрозы, подкупы, приказ). Важнейшим фактором личного влияния является авторитет.

Авторитет — это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус), и реальный, заключающийся в фактическом влиянии, реальном доверии и уважении (субъективный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них.

Забота об авторитете руководителя — не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.

Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху, в результате появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет).

Правильное формирование и укрепление авторитета менеджера способствует и управлению конфликтами и стрессами.

Лидером обычно считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении их общей задачи. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности [7, с. 86—94].

10)Основные функции, которые выполняют лидеры в процессе регулирования поведения группы: установка и поддержание норм ее поведения и мотивирование последнего в соответствии с установленными нормами.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Такой характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и питающих ее источников. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной степени свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.

Лидер и менеджер отличаются по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

В организации руководители различного уровня (от низшего до высшего) входят в аппарат управления, но не все работники управления являются руководителями. Руководители – это лица, принимающие решения, обязательные для выполнения всеми подчиненными, т. е. как непосредственными исполнителями, так и руководителями нижележащих уровней. Право руководителя принимать решение определяется данной ему властью. Чтобы руководить, надо иметь полномочия, которые делегируются свыше лицу, занимающему соответствующую должность.

Руководителя можно назвать формальным лидером. Он может стать и фактическим, неформальным, если это признают подчиненные. Совершенно очевидно, что в целях повышения эффективности управления крайне желательно, чтобы руководитель был не формальным, а фактическим лидером, безусловно признанным подчиненными. Теоретически такое желание можно осуществить путем подбора руководителей из числа неформальных лидеров, что нередко и использует руководство организаций на практике. Но таким путем задачу можно решить не всегда. Во-первых, неформальные лидеры могут оказаться совершенно неподготовленными к выполнению обязанностей руководителя ни по своему образованию, ни по опыту работы. Во-вторых, интересы неформальных лидеров нередко не совпадают с интересами организации, а иногда и просто противостоят интересам работодателя.

Гораздо продуктивнее другой путь – постепенное превращение руководителя в лидеры. Эту цель должны ставить перед собой и всячески содействовать ее достижению и сам руководитель, и руководитель более высокого уровня. Для этого руководителю надо четко представлять себе, как можно стать лидером, как завоевать авторитет, власть которого выше формальной власти, очерченной полномочиями руководителя.

Руководитель должен иметь:

• широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования;

• чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;

• творческий подход и умение мотивировать действия, решения свои и персонала;

• желание и способность сотрудничать;

• понимание результатов, умение планировать и выполнять планы;

• способность идти на риск;

• способность принимать решения;

• готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.

По своему отношению к работе руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие руководители ограничиваются решением узких проблем, рассматривая их с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что идет на пользу их карьере, не пытаются расширять свой кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют тем, что заимствуют их у подчиненных. Руководитель активного типа стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе, конструктивно использует любые (даже конфликтные) ситуации, не боясь риска и ответственности.

Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. Власть – это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Власть и влияние – инструменты лидерства – являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения разнообразных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить через других людей ресурсы, необходимые для определения и достижения целей. Именно власть является необходимым условием успешной деятельности организации.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Без содействия этих людей он не может эффективно осуществлять свои функции. Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.

Не существует реальной абсолютной власти, ибо никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. Сколько власти имеет тот или иной человек в конкретной ситуации? Это определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица (чем больше зависимость от другого, тем больше и власть другого лица).

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, которые зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и другое. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, если от них зависят наличие необходимой для принятия решений информации и неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие бывает необходимо для руководителя. Важно также влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.

Использование руководителем в одностороннем порядке своих полномочий в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать собственную власть. Это может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей, поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, как следствие, непокорности. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги.

Власть может принимать разнообразные формы.

1. Власть, основанная на принуждении. Она ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворение какой-либо насущной потребности (уважения, работы, положения в обществе). Эта форма власти дает временный эффект. Длительное ее применение вызывает скованность, отчуждение, текучесть кадров.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Здесь имеет место положительное подкрепление действия вознаграждением, которое активизирует исполнительную деятельность подчиненного.

3. Экспертная власть. Подчиненный убежден, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить его потребности.

4. Эталонная власть (власть примера). Такая власть основана на личных свойствах руководителя и носит название харизмы. Харизма – это влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и готов подчиняться им. Он реагирует на должность, а не на личность. Все руководители пользуются законной властью, потому что они получили полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.

Неформальный лидер: что это, роль, типы, как становятся, примеры

Как он выделялся? Скорее всего, это был человек примерно вашего возраста, возможно, немного постарше, у него/нее был сильный характер, ему/ей была свойственна инициативность, идейность, последнее слово в каких-то спорах (по типу сколько пачек семечек купить или кто пойдет за угодившим за пределы поля мячом) оставалось за ним/ней и т.д. Таким образом, все остальные участники коллектива чувствовали некий авторитет лидера.

Но почему мы называем его неформальным? И если существует неформальный лидер, то есть ли формальный? Как вообще понять, кто в коллективе лидер, и почему они появляются как само собой разумеющееся в любом объединенном сообществе? Как стать неформальным лидером в своем коллективе, и нужно ли им вообще становиться? Предлагаем поразмышлять над этим и другими вопросами вместе.

Разбираемся в понятиях

Безусловно, в случае наличия неформального лидера следует говорить и о наличии формального. Отличить их совершенно несложно:

  • формальный лидер – это человек, имеющий власть над коллегами и влияние на них в силу своего более высокого статуса, должности, позиции;
  • неформальный лидер – это человек, имеющий власть над коллегами и влияние на них в силу разнообразных причин, не связанных с должностью или статусом.

Соответственно, если абстрагироваться от компании во дворе и перенести концепцию лидерства на какую-либо организацию, а точнее на коллектив организации, то можно отметить, что формальный лидер – это руководитель, директор, иными словами представитель наивысшей ступени корпоративной иерархии. Случается, что этот человек может быть одновременно и неформальным лидером, однако неформальным называют лидера, стихийно приобретающего большее влияние. Но действительно ли стихийно?

Стечение обстоятельств

Экспертность

Вам знаком следующий диалог?

— Что-то у нас опять цифры не сходятся…

— Давай покажем Марии, она точно разберется!

— Давай! Хорошая идея.

Как вы можете догадаться, Мария слывет за эксперта, человека, к которому можно обратиться и получить помощь в любой ситуации с цифрами. Обращение к услугам личности, способной вырулить из штормового положения – еще одно свойство неформального лидера. Если вдобавок к этому Мария обладает лидерскими качествами, то ее однозначно можно назвать таковой.

Неправильна стратегия формального лидера

Довольно очевидно, что если у формального лидера присутствуют какие-то недостатки, то коллектив выбирает личность, воплощающую компенсацию данных недостатков. Ведь, подумайте, разговоры втихомолку о начальнике – классика жанра корпоративных бесед, и именно в таких беседах составляются самые разные портреты директора – профессиональный, психологический, моральный, стилистический и т.п. Отсюда выявляются все промахи, пробелы его работы, минусы характера. Так почему бы не найти другого человека, заполняющего недостающие паззлы для идеальной картины?

В пределах данной причины возможны несколько вариантов:

Обратите внимание на последний из указанных пунктов. Именно он говорит о том, что периодически необходимо менять поведение, использовать разные методы управления, т.к. коллектив – это подвижная среда, адаптирующаяся к условиям динамичного развития внешнего мира.

Уход неформального лидера

Приход и уход кадров в компанию – неотъемлемый процесс ее жизнедеятельности. Новые люди зачастую отличаются от предыдущих работников, и прежний неформальный лидер может не отвечать их запросам. В принципе, неформальный лидер – это такой же сотрудник организации, поэтому периодически он меняется, это объективный процесс [Н. Волосаева, 2015].

И пятой причиной, ведущей к смене неформального лидера, служит смена руководителя. Но об этом поговорим в контексте отношений между двумя лидерами. Прежде чем мы перейдем к этому разделу, вспомните, не было ли у вас ситуации, когда вы были свидетелем наличия обоих типов лидеров в коллективе? Если да, поделитесь опытом в комментариях: как им удавалось делить бразды правления и был ли в целом этот тандем удачным? А мы продолжаем делиться тем, какие бывают неформальные лидеры и как с ними справляться.

Типы неформальных лидеров и стратегии поведения с ними

Как мы уже выяснили, появление неформального лидера – довольно закономерное явление для любой организации, но на чем основана его власть? Оказывается, в каждой команде возникает потребность в том или ином компоненте межличностных отношений, поэтому фигура неформального лидера может характеризоваться несколькими типами, зависящими от того, чего не хватает данному коллективу. Рассмотрим эти типы более подробно.

Эмоциональный тип

Представьте, что в вашей организации строгий, контролирующий все явления с позиции формализма руководитель, не позволяющий панибратства, жестко регламентирующий все ключевые процессы. Естественно, у любого человека возникнет желание в какой-то момент побыть немного расслабленным, поделиться своими личными переживаниями, увидеть в глазах начальника не только цифры, инструкции и задания, но и предложение выпить вместе кофе. И в такой момент ситуацию спасает эмоциональный неформальный лидер.

Этот человек помогает участникам коллектива выразить то, что у них копится за время работы, сам собой олицетворяет эмоциональную поддержку, может выслушать, подбодрить. К тому же из его сильных сторон – умение зарядиться какой-то идеей, представить ее в интересном и ярком свете и заразить ею окружающих. Из минусов – он так же быстро может и погаснуть. Поэтому здесь уже на помощь должен прийти формальный лидер, понимающий, достойна ли предложенная идея и стоит ли инвестировать в нее ресурсы.

Опасность такого лидера и в том, что в случае недоброго расположения духа он может захлестнуть негативом коллектив так же, как и при добром настроении.

Что делать? Контроль руководителя здесь вещь обязательная.

Если вы видите, что такой неформальный лидер на волне положительных эмоций, делегируйте ему задания, в меру нагружайте делами, чтобы он во время работы заряжал и других членов команды. Если же неформальный лидер погряз в негативных эмоциях, помогите ему из них выйти: обращайте внимание на положительные моменты, выгоду и пользу даже в проблемных аспектах. И старайтесь соответствовать его эмоциональному настрою – вряд ли такая личность будет прислушиваться к монотонному нейтральному руководителю.

Следующий тип неформального лидерства связан напрямую с одной из выше указанных причин появления.

Экспертный тип

Конечно, если компания отмечена наличием профессионала до мозга костей, человека, живущего работой и знающего практически все внутренние процессы изнутри, этот человек волей-неволей станет неформальным лидером лишь только потому, что будет пользоваться авторитетом. Часто такого неформального лидера считают безэмоциональным сухарем, однако это не всегда так и зависит от каждого конкретного случая. Очевидно, что к нему будут обращаться многие сотрудники, просить помощи, и отсюда вытекает небольшой риск.

Риск этот заключается в том, что данный тип неформального лидера может начать манипулировать процессами в компании, т.к. обладает уникальными ресурсами – знаниями.

Что делать? Формальный лидер должен составлять справедливую систему премирования, не допускать нарушения профессиональных границ тех или иных сотрудников. Помимо этого, важно подчеркивать знания и профессионализм эксперта при любом удобном случае, уважать его квалификацию.

Если же обстоятельства уже сложились так, что деловой эксперт настроен против формального лидера, то последнему стоит всячески препятствовать этому, в частности:

    – иначе не дождаться ему признания и уважения;
  • показать свою экспертность в смежных областях при наличии таковой.

Т.е. бьем врага его же оружием. Однако если же и данные методы не работают, то советуем создать ситуацию, в которой эксперт окажется вовсе не таким компетентным, т.е. его авторитет пошатнется. Это сгенерирует сомнения в сознании участников коллектива и резко ударит по самооценке зазнавшегося делового лидера.

Самый обаятельный, самый привлекательный, душа компании, человек, излучающий позитивную энергию – узнали ли вы в этом описании кого-нибудь из своих коллег? Если нет, подумайте еще, потому что такие ребята встречаются довольно часто.

Как правило, это люди, имеющие приятельские отношения практически со всеми коллегами, а также пользующиеся особым расположением у начальства. Кстати, за это многие могут начать такого человека недолюбливать, особенно когда:

Лидер оппозиции

Ну конечно, куда же без критиканов! Не подумайте, наше отношение к критике нейтральное и даже положительное, если она конструктивна, однако данный тип неформального лидера норовит найти огрехи и недостатки в любом проявлении воли и решительности начальника.

Очевидно, не все сотрудники всегда согласны с решениями начальства, но выразить это несогласие смелости не хватает практически ни у кого. И здесь на помощь приходит супергерой, становящийся бельмом на глазу у формального лидера.

Ввести систему новых показателей продуктивности в компании? Зачем? Старая система и так работает отлично. Расторгнуть контракты со старыми заказчиками и заключить новые, более перспективные? Но ведь риски слишком высоки! Собираем по 700 рублей на подарок главному бухгалтеру? Да что-то многовато… И так по любому вопросу. Но что более неприятно, часто такие неформальные лидеры, заручившись поддержкой большинства, пользуются ею для продвижения личных интересов, т.е. роль неформального лидера в данном случае довольно значима.

Везет, если лидер оппозиции обходится лишь словами и возмущениями. В более плохой перспективе он может стать бунтарем, начать выдвигать свои условия, совершать реальные поступки, приводящие к дестабилизации корпоративного покоя.

В общем, как вы поняли, эдакие оппозиционеры снятся формальным лидерам в страшных снах.

Есть также один важный нюанс: жесткие нон-стоп-критиканы всегда преследуют какую-то цель, проще говоря, чего-то хотят. Поэтому задача формального лидера выяснить, чего именно хочет бунтарь и какие личные мотивы он преследует. При нахождении ответа на этот вопрос проблема может погаснуть при помощи поиска решения. Но как понять, чего хочет лидер оппозиции?

Все очень просто: если формальный лидер будет периодически общаться более 10 минут с ключевыми подчиненными (которые и становятся обычно такими бунтарями), то он сам будет в курсе всех неудовлетворенных потребностей своего коллектива. Однако понятно, что это не всегда возможно. Особенно в крупных компаниях, где количество таких подчиненных довольно большое. В таком случае при появлении лидера оппозиции этим вопросом может заняться серый кардинал.

О том, кто это, каковы его функции узнаем чуть ниже. С таким типом неформального лидера дело обстоит гораздо спокойнее.

Серый кардинал

Однако за всеми упомянутыми достоинствами такого лидера стоит неумение брать на себя ответственность, ведь такой человек не стремится принимать конечные решения. Он, скорее, направит, подскажет, сориентирует…

Довольно смело о таких личностях высказывает мнение психолог Вероника Степанова. Послушать ее можно в этом видео:

Согласны вы с Вероникой или имеете другую точку зрения? Делитесь ответами в комментариях. Мы же поделимся стратегией правильного поведения с серым кардиналом.

Что делать? Нужно уметь договариваться с серым кардиналом, задавать его поведению то направление, при котором будет аж тройная польза:

  • для формального лидера;
  • для него самого;
  • для коллектива в целом.

Помимо этого, помните, что лучшее средство манипуляции серым кардиналом – это объем власти. Если вы хотите его поощрить, дайте больший объем полномочий, если наказать – заберите их. Но помните, что страх – неотъемлемая характеристика серых кардиналов, поэтому, всякий раз награждая такого неформального лидера ответственностью, не забывайте его подстраховывать.

Надеемся, что вы разобрались в типах неформальных лидеров. Давайте посмотрим теперь исторические примеры личностей-кукловодов, вершивших лидерство не от первого лица.

Оглянемся назад

История показывает, что практически за каждым лидером стоял не один представитель поддержки, а целая группа. Давайте вспомним три ярких примера неформальных лидеров, так называемых серых кардиналов.

Франсуа Леклер дю Трамбле

Более известный как Отец Жозеф или Серый кардинал, прозванный так за цвет сутаны – монах капуцинского ордена, собственно кардинал только в последний год своей жизни.

Генрих Иоганн Фридрих Остерман

Не только Франция славилась наличием серых кардиналов. Российская империя также не явилась исключением. Остерману удалось сохранять видные должности аж при трех российских царях – Петре I, Екатерине I, Анне Иоановне. А путь юного Генриха начинался в Германии, где он родился, но вынужден был бежать сначала в Нидерланды, а затем в Россию, т.к. убил на дуэли своего соперника.

Обладая знанием нескольких языков, Остерман сходил за хитрого, мудрого, опасного человека, отлично владевшего искусством притворяться и привирать. В то же время, абстрагируясь от его личных характеристик, заметим, что именно эта персона стала важным дипломатическим звеном при составлении Ништадтского мира, ознаменовавшего конец Северной войны (1700-1721). Остерман также был одним из авторов Венского договора 1726 года между Россией и Священной Римской империей.

Конец политика был не таким приятным, т.к. Елизавета Петровна, некогда его неприятель и соперник, отправила его в ссылку, где Остерман окончил свой путь.

Михаил Андреевич Суслов

Серый кардинал Советского периода истории нашего государства. Михаил Андреевич Суслов также осуществлял свою деятельность при трех руководителях СССР – И. В. Сталине, Н. С. Хрущеве и Л. И. Брежневе.

После вступления в КПСС в 1921 году карьера молодого человека быстро развивается – он начинает отвечать за важнейший фронт работы во времена СССР – идеологическую сферу. Уже при Никите Сергеевиче считается, что именно Суслов настоял на вводе национальных войск в Венгрию. При Леониде Ильиче сфера полномочий политика расширилась, т.к. он отвечал и за образование, и за культуру, и за цензуру. Суслов слыл консерватором и догматиком, с его именем связаны гонения на интеллигенцию, аресты диссидентов, ссылки знаменитых писателей, ученых.

Очевидно, что, являясь приближенным таких разных и сильных лидеров мощнейшего государства, Михаил Суслов обладал наличием ряда особенных качеств – хитростью, глубиной мышления, прагматизмом, и при этом он всегда оставался в тени, как и полагается истинному серому кардиналу.

Как видите, на протяжении всей истории даже самые яркие формальные лидеры сталкивались с проблемой возникновения неформального лидера, но благодаря правильной стратегии поведения с обеих сторон им удавалось приходить к обоюдной пользе и заручаться поддержкой друг друга.

Мораль этих примеров такова: не избавляйтесь от неформальных лидеров. Настоящим сигналом к этому шагу служит только то, что неформальный лидер начинает воевать. Вот в этом случае с ним нужно распрощаться, какой бы цены вам это ни стоило. В других же случаях нужно искать компромиссы и выбирать стратегию настоящего лидера [И. Рызов, 2020].

Заключение

Многие люди стремятся стать лидерами, и это отличное желание. Нужно помнить, что для того чтобы стать лидером – формальным или неформальным, не столь важно – главное, развиваться и своим примером показывать, что вы – человек с активной позицией, интересующийся жизнью и готовый приносить пользу обществу. Будьте любознательны, не стойте на месте, привыкайте мыслить не только тактически, но и стратегически, совершенствуйте свои знания, расширяйте эрудицию, осмеливайтесь на рисковые поступки. Тогда вы увидите, что будете притягивать большое количество людей.

Конечно, среди этих людей могут появиться конкуренты – люди, желающие занять ваше место. Но ваша задача суметь сделать их своим подспорьем, воспользоваться их потенциалом и раскрыть его так, чтобы это было эффективно по всем фронтам.

Желаем лидерских успехов!

А если хотите проверить свои знания по теме статьи, можете пройти небольшой тест:

Неформальный лидер: что это, роль, типы, как становятся, примеры

Как он выделялся? Скорее всего, это был человек примерно вашего возраста, возможно, немного постарше, у него/нее был сильный характер, ему/ей была свойственна инициативность, идейность, последнее слово в каких-то спорах (по типу сколько пачек семечек купить или кто пойдет за угодившим за пределы поля мячом) оставалось за ним/ней и т.д. Таким образом, все остальные участники коллектива чувствовали некий авторитет лидера.

Но почему мы называем его неформальным? И если существует неформальный лидер, то есть ли формальный? Как вообще понять, кто в коллективе лидер, и почему они появляются как само собой разумеющееся в любом объединенном сообществе? Как стать неформальным лидером в своем коллективе, и нужно ли им вообще становиться? Предлагаем поразмышлять над этим и другими вопросами вместе.

Разбираемся в понятиях

Безусловно, в случае наличия неформального лидера следует говорить и о наличии формального. Отличить их совершенно несложно:

  • формальный лидер – это человек, имеющий власть над коллегами и влияние на них в силу своего более высокого статуса, должности, позиции;
  • неформальный лидер – это человек, имеющий власть над коллегами и влияние на них в силу разнообразных причин, не связанных с должностью или статусом.

Соответственно, если абстрагироваться от компании во дворе и перенести концепцию лидерства на какую-либо организацию, а точнее на коллектив организации, то можно отметить, что формальный лидер – это руководитель, директор, иными словами представитель наивысшей ступени корпоративной иерархии. Случается, что этот человек может быть одновременно и неформальным лидером, однако неформальным называют лидера, стихийно приобретающего большее влияние. Но действительно ли стихийно?

Стечение обстоятельств

Экспертность

Вам знаком следующий диалог?

— Что-то у нас опять цифры не сходятся…

— Давай покажем Марии, она точно разберется!

— Давай! Хорошая идея.

Как вы можете догадаться, Мария слывет за эксперта, человека, к которому можно обратиться и получить помощь в любой ситуации с цифрами. Обращение к услугам личности, способной вырулить из штормового положения – еще одно свойство неформального лидера. Если вдобавок к этому Мария обладает лидерскими качествами, то ее однозначно можно назвать таковой.

Неправильна стратегия формального лидера

Довольно очевидно, что если у формального лидера присутствуют какие-то недостатки, то коллектив выбирает личность, воплощающую компенсацию данных недостатков. Ведь, подумайте, разговоры втихомолку о начальнике – классика жанра корпоративных бесед, и именно в таких беседах составляются самые разные портреты директора – профессиональный, психологический, моральный, стилистический и т.п. Отсюда выявляются все промахи, пробелы его работы, минусы характера. Так почему бы не найти другого человека, заполняющего недостающие паззлы для идеальной картины?

В пределах данной причины возможны несколько вариантов:

Обратите внимание на последний из указанных пунктов. Именно он говорит о том, что периодически необходимо менять поведение, использовать разные методы управления, т.к. коллектив – это подвижная среда, адаптирующаяся к условиям динамичного развития внешнего мира.

Уход неформального лидера

Приход и уход кадров в компанию – неотъемлемый процесс ее жизнедеятельности. Новые люди зачастую отличаются от предыдущих работников, и прежний неформальный лидер может не отвечать их запросам. В принципе, неформальный лидер – это такой же сотрудник организации, поэтому периодически он меняется, это объективный процесс [Н. Волосаева, 2015].

И пятой причиной, ведущей к смене неформального лидера, служит смена руководителя. Но об этом поговорим в контексте отношений между двумя лидерами. Прежде чем мы перейдем к этому разделу, вспомните, не было ли у вас ситуации, когда вы были свидетелем наличия обоих типов лидеров в коллективе? Если да, поделитесь опытом в комментариях: как им удавалось делить бразды правления и был ли в целом этот тандем удачным? А мы продолжаем делиться тем, какие бывают неформальные лидеры и как с ними справляться.

Типы неформальных лидеров и стратегии поведения с ними

Как мы уже выяснили, появление неформального лидера – довольно закономерное явление для любой организации, но на чем основана его власть? Оказывается, в каждой команде возникает потребность в том или ином компоненте межличностных отношений, поэтому фигура неформального лидера может характеризоваться несколькими типами, зависящими от того, чего не хватает данному коллективу. Рассмотрим эти типы более подробно.

Эмоциональный тип

Представьте, что в вашей организации строгий, контролирующий все явления с позиции формализма руководитель, не позволяющий панибратства, жестко регламентирующий все ключевые процессы. Естественно, у любого человека возникнет желание в какой-то момент побыть немного расслабленным, поделиться своими личными переживаниями, увидеть в глазах начальника не только цифры, инструкции и задания, но и предложение выпить вместе кофе. И в такой момент ситуацию спасает эмоциональный неформальный лидер.

Этот человек помогает участникам коллектива выразить то, что у них копится за время работы, сам собой олицетворяет эмоциональную поддержку, может выслушать, подбодрить. К тому же из его сильных сторон – умение зарядиться какой-то идеей, представить ее в интересном и ярком свете и заразить ею окружающих. Из минусов – он так же быстро может и погаснуть. Поэтому здесь уже на помощь должен прийти формальный лидер, понимающий, достойна ли предложенная идея и стоит ли инвестировать в нее ресурсы.

Опасность такого лидера и в том, что в случае недоброго расположения духа он может захлестнуть негативом коллектив так же, как и при добром настроении.

Что делать? Контроль руководителя здесь вещь обязательная.

Если вы видите, что такой неформальный лидер на волне положительных эмоций, делегируйте ему задания, в меру нагружайте делами, чтобы он во время работы заряжал и других членов команды. Если же неформальный лидер погряз в негативных эмоциях, помогите ему из них выйти: обращайте внимание на положительные моменты, выгоду и пользу даже в проблемных аспектах. И старайтесь соответствовать его эмоциональному настрою – вряд ли такая личность будет прислушиваться к монотонному нейтральному руководителю.

Следующий тип неформального лидерства связан напрямую с одной из выше указанных причин появления.

Экспертный тип

Конечно, если компания отмечена наличием профессионала до мозга костей, человека, живущего работой и знающего практически все внутренние процессы изнутри, этот человек волей-неволей станет неформальным лидером лишь только потому, что будет пользоваться авторитетом. Часто такого неформального лидера считают безэмоциональным сухарем, однако это не всегда так и зависит от каждого конкретного случая. Очевидно, что к нему будут обращаться многие сотрудники, просить помощи, и отсюда вытекает небольшой риск.

Риск этот заключается в том, что данный тип неформального лидера может начать манипулировать процессами в компании, т.к. обладает уникальными ресурсами – знаниями.

Что делать? Формальный лидер должен составлять справедливую систему премирования, не допускать нарушения профессиональных границ тех или иных сотрудников. Помимо этого, важно подчеркивать знания и профессионализм эксперта при любом удобном случае, уважать его квалификацию.

Если же обстоятельства уже сложились так, что деловой эксперт настроен против формального лидера, то последнему стоит всячески препятствовать этому, в частности:

    – иначе не дождаться ему признания и уважения;
  • показать свою экспертность в смежных областях при наличии таковой.

Т.е. бьем врага его же оружием. Однако если же и данные методы не работают, то советуем создать ситуацию, в которой эксперт окажется вовсе не таким компетентным, т.е. его авторитет пошатнется. Это сгенерирует сомнения в сознании участников коллектива и резко ударит по самооценке зазнавшегося делового лидера.

Самый обаятельный, самый привлекательный, душа компании, человек, излучающий позитивную энергию – узнали ли вы в этом описании кого-нибудь из своих коллег? Если нет, подумайте еще, потому что такие ребята встречаются довольно часто.

Как правило, это люди, имеющие приятельские отношения практически со всеми коллегами, а также пользующиеся особым расположением у начальства. Кстати, за это многие могут начать такого человека недолюбливать, особенно когда:

Лидер оппозиции

Ну конечно, куда же без критиканов! Не подумайте, наше отношение к критике нейтральное и даже положительное, если она конструктивна, однако данный тип неформального лидера норовит найти огрехи и недостатки в любом проявлении воли и решительности начальника.

Очевидно, не все сотрудники всегда согласны с решениями начальства, но выразить это несогласие смелости не хватает практически ни у кого. И здесь на помощь приходит супергерой, становящийся бельмом на глазу у формального лидера.

Ввести систему новых показателей продуктивности в компании? Зачем? Старая система и так работает отлично. Расторгнуть контракты со старыми заказчиками и заключить новые, более перспективные? Но ведь риски слишком высоки! Собираем по 700 рублей на подарок главному бухгалтеру? Да что-то многовато… И так по любому вопросу. Но что более неприятно, часто такие неформальные лидеры, заручившись поддержкой большинства, пользуются ею для продвижения личных интересов, т.е. роль неформального лидера в данном случае довольно значима.

Везет, если лидер оппозиции обходится лишь словами и возмущениями. В более плохой перспективе он может стать бунтарем, начать выдвигать свои условия, совершать реальные поступки, приводящие к дестабилизации корпоративного покоя.

В общем, как вы поняли, эдакие оппозиционеры снятся формальным лидерам в страшных снах.

Есть также один важный нюанс: жесткие нон-стоп-критиканы всегда преследуют какую-то цель, проще говоря, чего-то хотят. Поэтому задача формального лидера выяснить, чего именно хочет бунтарь и какие личные мотивы он преследует. При нахождении ответа на этот вопрос проблема может погаснуть при помощи поиска решения. Но как понять, чего хочет лидер оппозиции?

Все очень просто: если формальный лидер будет периодически общаться более 10 минут с ключевыми подчиненными (которые и становятся обычно такими бунтарями), то он сам будет в курсе всех неудовлетворенных потребностей своего коллектива. Однако понятно, что это не всегда возможно. Особенно в крупных компаниях, где количество таких подчиненных довольно большое. В таком случае при появлении лидера оппозиции этим вопросом может заняться серый кардинал.

О том, кто это, каковы его функции узнаем чуть ниже. С таким типом неформального лидера дело обстоит гораздо спокойнее.

Серый кардинал

Однако за всеми упомянутыми достоинствами такого лидера стоит неумение брать на себя ответственность, ведь такой человек не стремится принимать конечные решения. Он, скорее, направит, подскажет, сориентирует…

Довольно смело о таких личностях высказывает мнение психолог Вероника Степанова. Послушать ее можно в этом видео:

Согласны вы с Вероникой или имеете другую точку зрения? Делитесь ответами в комментариях. Мы же поделимся стратегией правильного поведения с серым кардиналом.

Что делать? Нужно уметь договариваться с серым кардиналом, задавать его поведению то направление, при котором будет аж тройная польза:

  • для формального лидера;
  • для него самого;
  • для коллектива в целом.

Помимо этого, помните, что лучшее средство манипуляции серым кардиналом – это объем власти. Если вы хотите его поощрить, дайте больший объем полномочий, если наказать – заберите их. Но помните, что страх – неотъемлемая характеристика серых кардиналов, поэтому, всякий раз награждая такого неформального лидера ответственностью, не забывайте его подстраховывать.

Надеемся, что вы разобрались в типах неформальных лидеров. Давайте посмотрим теперь исторические примеры личностей-кукловодов, вершивших лидерство не от первого лица.

Оглянемся назад

История показывает, что практически за каждым лидером стоял не один представитель поддержки, а целая группа. Давайте вспомним три ярких примера неформальных лидеров, так называемых серых кардиналов.

Франсуа Леклер дю Трамбле

Более известный как Отец Жозеф или Серый кардинал, прозванный так за цвет сутаны – монах капуцинского ордена, собственно кардинал только в последний год своей жизни.

Генрих Иоганн Фридрих Остерман

Не только Франция славилась наличием серых кардиналов. Российская империя также не явилась исключением. Остерману удалось сохранять видные должности аж при трех российских царях – Петре I, Екатерине I, Анне Иоановне. А путь юного Генриха начинался в Германии, где он родился, но вынужден был бежать сначала в Нидерланды, а затем в Россию, т.к. убил на дуэли своего соперника.

Обладая знанием нескольких языков, Остерман сходил за хитрого, мудрого, опасного человека, отлично владевшего искусством притворяться и привирать. В то же время, абстрагируясь от его личных характеристик, заметим, что именно эта персона стала важным дипломатическим звеном при составлении Ништадтского мира, ознаменовавшего конец Северной войны (1700-1721). Остерман также был одним из авторов Венского договора 1726 года между Россией и Священной Римской империей.

Конец политика был не таким приятным, т.к. Елизавета Петровна, некогда его неприятель и соперник, отправила его в ссылку, где Остерман окончил свой путь.

Михаил Андреевич Суслов

Серый кардинал Советского периода истории нашего государства. Михаил Андреевич Суслов также осуществлял свою деятельность при трех руководителях СССР – И. В. Сталине, Н. С. Хрущеве и Л. И. Брежневе.

После вступления в КПСС в 1921 году карьера молодого человека быстро развивается – он начинает отвечать за важнейший фронт работы во времена СССР – идеологическую сферу. Уже при Никите Сергеевиче считается, что именно Суслов настоял на вводе национальных войск в Венгрию. При Леониде Ильиче сфера полномочий политика расширилась, т.к. он отвечал и за образование, и за культуру, и за цензуру. Суслов слыл консерватором и догматиком, с его именем связаны гонения на интеллигенцию, аресты диссидентов, ссылки знаменитых писателей, ученых.

Очевидно, что, являясь приближенным таких разных и сильных лидеров мощнейшего государства, Михаил Суслов обладал наличием ряда особенных качеств – хитростью, глубиной мышления, прагматизмом, и при этом он всегда оставался в тени, как и полагается истинному серому кардиналу.

Как видите, на протяжении всей истории даже самые яркие формальные лидеры сталкивались с проблемой возникновения неформального лидера, но благодаря правильной стратегии поведения с обеих сторон им удавалось приходить к обоюдной пользе и заручаться поддержкой друг друга.

Мораль этих примеров такова: не избавляйтесь от неформальных лидеров. Настоящим сигналом к этому шагу служит только то, что неформальный лидер начинает воевать. Вот в этом случае с ним нужно распрощаться, какой бы цены вам это ни стоило. В других же случаях нужно искать компромиссы и выбирать стратегию настоящего лидера [И. Рызов, 2020].

Заключение

Многие люди стремятся стать лидерами, и это отличное желание. Нужно помнить, что для того чтобы стать лидером – формальным или неформальным, не столь важно – главное, развиваться и своим примером показывать, что вы – человек с активной позицией, интересующийся жизнью и готовый приносить пользу обществу. Будьте любознательны, не стойте на месте, привыкайте мыслить не только тактически, но и стратегически, совершенствуйте свои знания, расширяйте эрудицию, осмеливайтесь на рисковые поступки. Тогда вы увидите, что будете притягивать большое количество людей.

Конечно, среди этих людей могут появиться конкуренты – люди, желающие занять ваше место. Но ваша задача суметь сделать их своим подспорьем, воспользоваться их потенциалом и раскрыть его так, чтобы это было эффективно по всем фронтам.

Желаем лидерских успехов!

А если хотите проверить свои знания по теме статьи, можете пройти небольшой тест:

Читайте также: