Почему классному руководителю нежелательно перекладывать свои обязанности родительскому комитету

Обновлено: 04.07.2024

Содержимое публикации

Эффективные практики взаимодействия классного руководителя с родителями

Как воспитать в ребёнке хорошие качества? Как научить его приёмам сохранения здоровья, уважению собственного достоинства и уважению других? Как воспитать настоящую личность?

Над этой проблемой я работаю в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.

Одна из форм сотрудничества – родительское собрание.

Классные родительские собрания – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса, главная форма просвещения родителей.

Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса, исходя из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать.

По – моему убеждению, следовать в работе с родителями следующим правилам:

Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.

Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздавала детям на первом классном часе в 5 классе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, проблемы ребенка. Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.

Но не всегда родители идут на желаемый контакт. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.

В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.

Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, предлагались анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей.

К каждому родительскому собранию стараюсь подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.

Так, на собраниях рассматриваются личностные ориентации детей и конечно всех всегда интересует рейтинг успеваемости, посещаемости.

В зависимости от темы родительского собрания готовлю памятки, которые составляются при помощи специалистов (школьного психолога, медицинского работника и др.).

Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка.

Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими.

Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.

Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой, и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.

Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей.

С точки зрения родителей:

родительское собрание должно быть максимально информативным, а информация должна быть одинаково важна для всех родителей;

промахи и проступки детей не должны обсуждаться публично, как и их внешний вид;

решение финансовых вопросов не должно быть главной темой для обсуждения;

целесообразно, чтобы с родителями предварительно обсуждались и согласовывались темы предстоящих родительских собраний;

родители с интересом посещают собрания, на которых присутствует и отвечает на вопросы школьный психолог;

присутствие на классных собраниях учителей-предметников не желательно, т.к. это зачастую приводит к конфликтным ситуациям и бессмысленным перепалкам, ведь среди родителей всегда найдется хотя бы один недовольный качеством преподавания.

Следовательно, на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В целом посещаемость родителями собраний 90 %.

Несколько советов при подготовке к родительскому собранию:

Своевременное и правильное приглашение родителей и других участников собрания.

Родителей приглашаю на собрание дважды: первый раз – за 2 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, через социальные сети (сформирована группа родителей класса в контактах)

Те родители, которые не смогли прийти на родительское собрание, приходят в школу на встречу с классным руководителем в первую неделю после собрания;

3. Отведите на собрание не больше 1,5 часа.

5. Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.

7. Поблагодарите родителей, кто нашел время прийти, особенно отцов.

9. Дайте понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения вы не прокурор, а их единомышленник.

11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.

Чего не стоит делать на собрании:

- осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;

- сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;

- давать негативную оценку всему классу;

- переоценивать значение отдельных предметов;

- использовать для общения с родителями назидательный тон;

- вступать в конфликт с отдельными родителями ( агрессоров нейтрализовать – пригласить на индивидуальную беседу наедине).

И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.

В своей работе мне хотелось бы проанализировать одну из сторон работы учителя, а именно взаимодействие классного руководителя и родителей его учеников, каковы принципы работы с родителями, какие новые формы общения с родителями нужно использовать, чтобы достичь желаемого результата.

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

2 КПК и 15 вебинаров

Мне, как родителю не нравится, что классный руководитель перевела общение с родителями из личного в общение через соц.сети. Случается что группа в соц.сети или в мобильной связи становится ареной для разборок родителей между собой. Это очень неприятно.

Здравствуйте! Мы здесь не устраиваем арену для разборок, мы стараемся вместе, сообща найти совместные пути решения в совместной работе(классного руководителя и родителей), чтобы достичь желаемого результата.

За время работы у всех нас были разные ситуации с родителями. Не бывает такого классного руководства, где все идеально и гладко. Иногда совет необходим. Не зря говорят "Век живи, век учись".

Работа с родителями - сложное, ответственное дело. Я всегда помню о том, что: 1.родители причину всех "бед" ребенка видят в учителях. (Поэтому надо показать им, что мы не враги и нам небезразлична судьба их детей). 2. Для родителей их ребенок самый лучший, самый умный, самый. (Поэтому никогда не говорим родителям, что он. Не говорите о его способностях или их отсутствии, а предложите способы решения проблем).

Я с вами полностью согласна Маргарита В., когда родители и учитель работают сообща, то только тогда, будет результат совместной работы.

Вы правы. Я классный руководитель и уже в 6 раз взяла пятиклашек. О детях нужно говорить только хорошее, особенно на родительских собраниях, в присутствии большого количества посторонних. Если родители увидят, что в его ребенке вы замечаете только хорошее (я имею ввиду человеческие качества, а не оценки), то через некоторое время они вам сами расскажут о своих проблемах и попросят совета. Во всяком случае, у меня так и происходит.

Отредактировано 27-04-2017 17:32

Индивидуальные беседы. И первое, начинать надо с хорошего. Каждый классный руководитель кроме минусов видит и плюсы своих учеников. Это главное, каждому родителю приятно, что учитель с вниманием относится к его ребёнку, а не считает его "учётной единицей" в классе. да ещё не совсем удобной. Переход к минусам должен быть без взрывных эмоций. Можно начать с вопроса. Как вы считаете, почему Петя, Вася стал хуже учится? Может ему что-то мешает? Пусть родитель задумается. Попытайтесь вместе искать причину его плохого поведения. Не надо обвинять во всём родителей, это вызовет негативную реакцию, настроит против учителя и не к чему не приведёт. Попытайтесь быть терпеливее. И вы увидите родители сами придут за советом. найдут причину не успехов и будут контролировать своего ребёнка.

Галина Юрьевна! Я имела ввиду только свой личный опыт. Очень рада,что у вас получается выстраивать конструктивный диалог. В моей личной ситуации пока все иначе. Прошу пощения, если Вас обидело мое замечание.

Мой педагогический стаж работы 35 лет. Я выпустила 4 класса, где была классным руководителем и сейчас веду пятый по счёту класс. 7 лет проведённые вместе с детьми ( с 5-11 класс) это серьёзно!Дети их родители становятся твоей семьёй.Не лукавлю. Я считаю, что родители должны быть нашими союзниками в процессе обучения и воспитания. Стараюсь привлекать родителей как можно чаще к подготовке и проведению различных внеклассных мероприятий, праздников, коллективных творческих дел. Приглашаю на открытые уроки. Стараюсь проводить предметные и не предметные мероприятия с привлечением большего числа родителей. Форму проведения продумываю тщательно и стараюсь, чтобы она была нетрадиционной. Всё это сближает и с учениками и с родителями. Отношения становятся более доверительными. Никогда не нужно опускаться до сплетен, обсуждения родителей и детей " за глаза". Я считаю, что в каждом ребёнке необходимо найти ЕГО изюминку и использовать её в работе с ним, в его развитии. При встрече с родителями всегда необходимо, я так считаю, похвалить ребёнка за что-то и , если есть проблема, то дать родителю совет, а не просто "вывалить " на него весь негатив, своё негодование и возмущение. Давайте сотрудничать с родителями.

Елена Владимировна, полностью Вас поддерживаю! Сотрудничать с родителями, а не воевать. Общаться и помогать, а не собирать сплетни. Мне понравилось, что Вы в своей работе с детьмя привлекаете родителей. У меня, к сожалению, так не получается. Родители редко откликаются на проведение или участие в мероприятиях. Это мой большой "минус".

Спасибо ,Маргарита Владимировна. А вы попробуйте привлекать родителей. Загородные поездки или совместные спортивные соревнования очень сплачивают. Я возила в мае на лазертак, так родители сказали, что в сентябре поедем обязательно. Так что удачи Вам!

Елена Владимировна, согласна с вами полностью. Только совместная работа учителя и родителе принесёт свои плоды, ведь мы делаем одно дело. Классным руководителем я работаю третий год,мне очень приятно, что родители моего класс стали активными участниками не только классных, но и школьных мероприятиях, а в глазах детей видно чувство гордости за своих родителей.Елена В. спасибо за ваш совет!

Уму непостижимо, сколько обязанностей ложится на плечи учителей. А условия работы классного руководителя таковы, что порой и поесть-то некогда. Обеденный перерыв — это роскошь, а большая перемена как раз для того, чтобы обсудить все дела с начальством в учительской. И всё-таки люди решаются взвалить на себя обязанности классного руководителя, ведь кто-то должен это делать. А прибавка, которую эти труженики получают, совсем не стоит потраченных сил.

ключевик

© Depositphotos

Условия работы классного руководителя

Система образования меняется ежегодно. Каждый раз правительство придумывает, как можно улучшить процесс обучения. Получить информацию о расписании, домашнем задании, родительских собраниях можно получить во всевозможных чатах для родителей и учеников. Но иногда родителям надо уточнить что-то очень срочно и они не понимают, почему классный руководитель не берет трубку. О звонках и о том, почему они неуместны, мы и хотим сегодня поговорить.

ключевик

Звонок во время урока

Ситуации бывают разные, и родители тоже ходят на работу. Возможно, надо уточнить какой-то вопрос в обеденный перерыв, и больше свободного времени не будет. Обязан же классный руководитель ответить на звонок? Нет, не обязан. Во многих школах запрещено использовать мобильный телефон во время занятий как ученикам, так и учителям. Такого рода звонки от беспокойных родителей отвлекают от учебного процесса.
Помни, что классные руководители ведут занятия по своему предмету в других классах. Очень часто отличается и программа занятий, неужели, вместо того, чтобы настроиться на урок и научить детей чему-нибудь полезному, классный руководитель обязан разговаривать по телефону? Такое поведение может стоить человеку работы.

ключевик

© Depositphotos

Звонок на перемене

ключевик

© Depositphotos

Нет ответа после уроков

Учитель, как и ученики, готовится к урокам на следующий день. Классному руководителю надо проверить тетради, подготовиться к изложению новой темы, да и просто добраться домой. Пока учитель доберется домой с кипой тетрадей, пока покормит своих детей и быстро сам что-нибудь перекусит, подготовится к следующему дню, и вечер пройдет. Сейчас ему надо и в соцсетях напечатать информацию для родителей, учеников, так что чаще всего намного быстрее можно узнать всё онлайн без того, чтобы тревожить человека вечером.

ключевик

Не дозвониться в вечернее время

Поздним вечером не надо звонить вообще никому. Помни, что у каждого учителя есть своя личная жизнь, у этих людей есть проблемы, о которых ты не догадываешься. Да и летний отпуск они не все тратят на то, чтобы отдохнуть на море. Им надо заботиться о своей семье и о пожилых родителях, уложить тонну информации в своей голове. Учителя, классные руководители не роботы. Они иногда тоже хотят спать. Так что, если ты волнуешься за ребенка или не можешь решить вопрос в режиме онлайн, приди в школу, найди учителя на перемене, обсуди то, что тебя волнует.

ключевик

© Depositphotos

Классные руководители очень переживают за класс, который им доверили. Они переживают за каждого ребенка. Так что, если вдруг классный руководитель пропустил твой важный звонок, он обязательно перезвонит. А перед тем, как набрать номер, спроси себя, так ли важно то, о чём ты собирался поговорить.



Кто же такой классный руководитель?

Цитирую: «Классный руководитель — это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для

  • что значит быть классным руководителем, каковы его должностные обязанности; , особенно тематическое;
  • как организовывать различные классные и внеклассные мероприятия;
  • что такое классный час;
  • как оформлять учебный кабинет;
  • как заполнять школьную документацию;
  • как общаться с проблемными детьми;
  • как строить бесконфликтные отношения с родителями учащихся и как гасить конфликты, если уж они возникли.

До всего этого и многого другого лично мне пришлось доходить своим умом, уже работая в школе, преодолевая многочисленные сложности. Кстати сказать, никто в университете не объяснил, что классное руководство — это обязательное (попробуйте отказаться в реальной жизни!) дополнение к вашей нагрузке как учителя-предметника. Может быть, студентам педуниверситетов специально не рассказывают о работе классного руководителя и его должностных обязанностях? Иначе, узнав все это заранее и уточнив, как оценивается труд классного руководителя, из молодых специалистов вообще никто не захочет идти работать в школу.

Цитаты из методички

Размышления автора

Примерный расход времени классного руководителя

То есть отвечает за все, что происходит с учащимися данного класса, при чем в любое время, не только в учебное.

А в классе 30 человек.

Попробуйте сформировать самостоятельность хотя бы у одного ребенка — своего собственного для начала.

То есть классный руководитель должен ежедневно обежать всех (ну или почти всех) учителей-предметников, собрав всю информацию о дисциплине, поведении, успеваемости всех учащихся своего класса, отметить отсутствующих и выяснить причины отсутствия.

Приблизительно 40 мин. –1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.

То есть заполнять классный журнал, дневники учащихся, сдавать отчеты успеваемости и посещаемости по своему классу.

Заполнение журнала- 20-30 мин. в день, т.е. 2,5 ч. в неделю; дневники — 4 ч. в неделю; отчеты — 2 ч. в четверть, т.е. 15 мин. в неделю. Всего: 6 ч. 45 мин. в неделю.

А сколько времени уходит на подготовку родительского собрания и на его проведение; на беседы с родителями; на обзванивание учащихся вечером; на индивидуальные беседы с родителями, которые могут подойти к учителю в любое время?

Подготовка родительского собрания — 2,5 ч. в месяц, т.е. 40 мин. в неделю; его проведение — 3 ч.в месяц, т.е. 45 мин. в неделю. Беседы с родителями —1 час в день, т.е. 5 ч. в неделю.

Всего: 6 ч. 25 мин. в неделю.

Приблизительно 1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.

Рядом с детьми рука об руку мыть класс и школу, убирать территорию вокруг школы. (Работать уборщицей и прачкой; я лично всегда сама стирала шторы из кабинета)

Приблизительно 30 мин. в день, т.е. 2,5 часа в неделю.

Итак, бегом по всем учителям-предметникам в роли психолога.

И не забывай, т.к. ты — психолог и аналитик, изучать новинки психолого-педагогической литературы!

Приблизительно 30 мин. в день, т.е. 2,5 часа в неделю.

Ты — организатор- психолог других учителей, а также координатор их работы.

Чтобы в них участвовать, их нужно сначала подготовить и отрепетировать. Попробуйте у себя дома придумать, поставить, отрепетировать небольшой спектакль, например, ко дню рождения своего ребенка.

Приблизительно 1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.

Опять прибавляем неоплачиваемые часы к основной нагрузке.

Приблизительно 1,5 часа в неделю.

Еще и в тюрьму можно угодить, ну или под суд. Суть последнего предложения не совсем ясна, отвечает ли классный руководитель за уровень преподавания других учителей или только за свой собственный уровень.

Расчеты времени даны по минимуму из личного опыта работы классным руководителем.

Цитаты из методички

Размышления автора

Примерный расход времени классного руководителя

Еще плюс пять часов в неделю к своей основной нагрузке.

5 часов в неделю.

Хотя в нем пишут еще, по меньшей мере, 10 взрослых человек, но ответственен один классный руководитель.

Хотя лично он (классный руководитель) может работать совсем в другом кабинете на другом этаже.

Проведите эксперимент: за месяц нужно объехать 6-8 своих знакомых, живущих в разных районах города, и просто с ними поговорить. Сколько на это уйдет сил, времени, и, между прочим, денег на проезд?

В наше время школу выбирают чаще не по географическому расположению, а по иным критериям. Многие дети ездят в школу из разных районов города.

Посещение 8 человек в месяц — по 2 человека в неделю. На посещение одного человека требуется примерно 1 час вместе с дорогой, т.е. 2 часа в неделю, если повезет с транспортом и ученик живет не очень далеко.

Подготовка к тематическому родительскому собранию — 2 часа в месяц.

Вовлекать 30-35 человек — завлекать, увлекать, развлекать!

30 человек по 10 мин. в неделю на каждого, т.е. 5 часов в неделю.

Кроме карт еще и личный педагогический дневник!

Приблизительно 1 час в неделю.

Кроме того, классный руководитель проводит с классом 15 мин. в столовой, наблюдая за питанием ребят. Это еще 1,5 часа в неделю. После уроков он сопровождает учащихся в раздевалку. На это уходит около 15 мин., т.е. 1,5 часа в неделю. На ежедневные сборы денег на самые разные нужды уйдет еще 15 мин., т.е. 1,5 часа в неделю.


Итого: рабочая неделя классного руководителя получается более 50 часов. Подсчеты были сделаны на основе личного 20-летнего педагогического опыта автора, и очень приблизительно.

Итак, считаем дальше: 50 часов в неделю, т.е. около 7 часов в день, считая и выходные дни. Разложим на отдельные составляющие рабочий день учителя, добросовестно выполняющего свои профессиональные обязанности: 7 часов в день — классное руководство; 6 уроков в день по своему предмету; 2 часа в день — проверка тетрадей; 2 часа в день — подготовка к урокам следующего дня. Расчеты временных затрат проведены с предположением, что классный руководитель будет все вышеперечисленное проделывать молниеносно, ни на что, никуда ни на секунду не отвлекаясь.

Итого: 17 часов — такова продолжительность рабочего дня учителя и одновременно классного руководителя в школе.

Итак, усилий классный руководитель затрачивает видимо-невидимо. Но, видимо, нашему обществу это все остается не видимо, судя по оплате учительского труда!

Одним из признаков цивилизованного общества считается личное, свободное время человека. Свободное время считается богатством. Если люди работают в вечернее время, они получают 25% надбавку к зарплате. Если работа в выходные или праздничные дни, то полагается 50% надбавка. Российский же классный руководитель ведет свой класс в театр в воскресенье совершенно бесплатно. А также на пикники, вечерние дискотеки, спортивные соревнования, предметные олимпиады и т.п. А потом заполнение многочисленной школьной документации и составление отчетов.

Не забудьте, что все это надо делать безошибочно, подробно и, главное, быстро, так как ваша основная работа в школе — все-таки давать по 6 уроков в день; а дома нужно к ним подготовиться и проверить тетради. Делать это нужно тоже безошибочно, четко и тоже очень быстро, иначе спать вам будет некогда.

Кстати, в той заумной методичке не отражена еще одна сложнейшая работа классного руководителя — работа кассира. Да, к сожалению, в наше время родителям деньги сдавать в школу приходится очень часто. А представляете, каково классному руководителю их собирать? Деньги за питание собирает классный руководитель и потом, кстати, высчитывает и возвращает деньги детям, пропустившим обеды по какой-либо причине. С утра нужно пересчитать детей и заказать нужное количество обедов. А, может быть, это дело столовой?

За новые учебники тоже собирает деньги классный руководитель. Почему бы этим не заняться библиотеке или книжному магазину, эти книги поставляющему?

Приходит театральный кассир и дает классному руководителю 30 билетов. Через некоторое время он вернется за деньгами. Теперь классный руководитель продает театральные билеты. А разве это не работа распространителя билетов или билетной кассы?

Родительскую доплату техничке, убирающей класс, охраннику школы тоже собирает классный руководитель. А почему не завхоз школы?

А деньги на новогодние подарки, на разные вечера для детей и т.д. Спасибо, если иногда деньги собирает родительский комитет класса, но это случается, в основном, в начальной школе. В личной сумке классного руководителя почти всегда находится какая-то сумма (в основном, немалая) общественных денег, за которую он несет персональную ответственность, в общем, работает инкассатором, только без охраны. Итак, классный руководитель — это еще и кассир, бухгалтер и экономист.

Вы не забыли, что делать он это должен быстро, незаметно и безошибочно, ведя при этом две ставки и имея семью?

Читаю методичку дальше:

Да уж, учитель в школе — это и швец, и жнец, и на дуде игрец!

Математическая задачка для коллег-учителей

Коллеги, хочу предложить решить вам несложную математическую задачку. Но ниже вы найдете текст задачки. Цифры, пожалуйста, вставьте в условие задачки сами.

Зарплата классного руководителя – … руб. в месяц. Наполняемость класса — . человек. Сколько получает учитель за каждого ребенка: . руб. разделить на . учащихся =. руб. . коп. за одного ученика в месяц, т.е. . коп. / руб. за одного ученика в день.

В нашей стране уже много лет говорят то о реформе образования, то о его модернизации.

Неожиданная мысль: Пуганая школа реформ боится.

Еще говорят, количество детей заметно сокращается год от года. И куда девать учителей? Несколько идей по этому поводу.


Пожелание всем ученикам: Пусть ваши классные руководители будут действительно классными!

Ну, вот и закончилось наше производственное совещание о классном руководстве. Методички с перечисленными там обязанностями классного руководителя нам разрешено забрать с собой, чтобы перечитать их дома — в спокойной обстановке, в свободное от работы время. Ну что ж, буду читать и перечитывать, повышая свой профессиональный уровень. Ведь, как известно, учиться никогда не поздно. Только бы время и силы на все это найти!

Краткие сведения об авторе:

Классный руководитель – это не работа, это образ жизни.
Не думайте, что Вы воспитываете ребенка только тогда,
когда с ним разговариваете, или поучаете его,
или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни…
(А. Макаренко)

Для того, чтобы воспитание детей было успешным,
надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.
(Л. Толстой)

Родительские чтения . Родительские ринги

Для улучшения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:
• избегать безапелляционных высказываний;
• сохранять доверительный тон сотрудничества;
• не использовать обобщающих штампов;
• оценивать ситуацию по принципу "здесь и сейчас”;
• не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся.

Если есть возможность и (или) необходимость подключить к решению проблемы смежных специалистов (логопеда, школьного психолога, невропатолога и т. д.), сообщите об этом родителям.

Предложите родителям варианты решения проблемы. Они, как правило, индивидуальны, связаны со спецификой проблемы:
или это отношения с одноклассниками;
или необходимость усилить контроль над ребенком;
или недостаток внимания и сочувствия к ребенку, слишком жесткая позиция родителей и т. д.

При условии соблюдения вышеописанных правил родитель, скорее всего, будет более восприимчив к вашим рекомендациям. Если вопрос обсуждался трудный, проблема серьезная, настройте родителей на долгую работу, на то, что результат их изменившегося отношения (поведения) в общении с ребенком будет виден не раньше чем через две недели, а то и через месяц? два. Ведь проблема действительно непростая, и маловероятно, что ее удастся разрешить одним разговором (с ребенком или родителями).
Педагогу необходимо помнить, что если беседа не ладится, то следует предупредить родителей о возможных неприятных последствиях существующей проблемы, в случае невозможности или нежелания прислушаться к вашим рекомендациям. В дальнейшем поставьте в известность администрацию (завуча) о ходе проведенной беседы.

2)ПРОВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ УЧИТЕЛЕМ ПО ИНИЦИАТИВЕ РОДИТЕЛЕЙ
1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.

Таким образом учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.

Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение учителя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Закончить беседу следует также по инициативе учителя.

3)СЛЕДУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ: Классному руководителю часто приходится разрешать конфликты, возникающие между классом и учителями-предметниками.
Как показывает практика, роль посредника, третейского судьи или медиатора классный руководитель принимает только тогда, когда конфликт уже разразился или вот-вот грянет.
При общении с родителями не забывайте, что психологически очень непросто принять критику в адрес своего ребенка. Еще более тяжело согласиться с навешиваемыми на него ярлыками. Оценивать нужно не самого ребенка, а его поступки.
Я не буду называть причины возникающих конфликтов, скажу лишь, что взаимодействие классного руководителя, учителей-предметников и родителей можно представить следующим образом:

• При благополучном течении педагогического процесса классный руководитель и учителя-предметники сотрудничают крайне редко. Основу взаимодействия составляет общая проблема, которую учитель-предметник не в состоянии решить самостоятельно. При возникновении конфликтной ситуации учитель обращается за помощью к классному руководителю, а тот, анализируя ситуацию, устанавливает контакт с родителями.

• Родители, являясь конечным звеном в цепочке, вступают в контакт с учителями, руководствуясь информацией, полученной от классного руководителя.

На плечи классного руководителя ложится забота об организации сотрудничества родителей и учителей-предметников в решении важных задач обучения и воспитания.

Вот конкретные советы, которые помогут классному руководителю.

1. Разработайте механизм прямой связи родителей и учителей.
• Для этого можно попросить учителей назначить время консультаций с родителями в школе.
• Другим эффективным способом является создание совместно с администрацией школы на сайте вашего учреждения гостевой книги или странички он-лайн консультации с учителями. Задать вопрос учителю родители смогут не выходя из дома.
• Обеспечьте родителей и учителей контактной информацией друг о друге. Эти сведения можно записать в дневнике учеников. Можно подготовить для родителей информационные буклеты, включающие сведения о школе, информацию об администрации, социальном педагоге, психологе, медицинском работнике, учителях (их телефоны, кабинеты, в которых они работают, время приема и др.)
• Учителям необходимо предоставлять сведения о семьях учеников. Эта информация традиционно фиксируется в классном журнале, однако не все классные руководители вносят достаточные для контакта сведения: электронный адрес, мобильные телефоны и др.

2. Совершенствуйте ваше взаимодействие с учителями.
• Определите периодичность, с которой вы встречаетесь с учителями и получаете информацию о классе (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц). Договоритесь с учителем о встрече.
• Просите учителей при каждой возникшей проблемной ситуации информировать вас о ней. Это можно осуществить при прямом контакте, по телефону, можно вложить записку в классный журнал. Договоритесь с учителями о способе связи с вами, не забывайте регулярно знакомиться с представленными сведениями и реагировать на них.
• Активнее подключайте учителей-предметников к воспитательной работе с классом. Приглашайте на мероприятия, проводите совместные акции и праздники. Учителя должны стать частыми гостями на родительских собраниях. Просите их подготовить выступления об успехах учеников по изучаемому предмету.

3. Включайте родителей в жизнь класса.
• Организуйте мероприятия, тематические классные часы, подготовьте социальный проект совместно с родителями. Согласовывайте время проводимых акций для удобства семьи. Информируйте родителей о мероприятиях, в которых участвует ребенок в школе.
• Организуйте посещение родителями уроков, проводимых в вашем классе (не обязательно просить учителей готовить их специально для родителей, можно воспользоваться проводимыми по графику школы).
• Подключите органы самоуправления, например родительский комитет, к организации воспитательной деятельности в классе. Предложите родителям самим определить тематику и содержание родительских собраний.

Читайте также: