Какие факторы обеспечили социальный характер человеческого организма

Обновлено: 30.06.2024

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность - специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека - необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры - это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система ………………………………………………..4
2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека …………………………………………7
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности …………………. 8
Заключение …………………………………………………………. 11
Список литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.docx

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Студент: Балашова Л.В.

Группа: СТФ 2009

Руководитель: Александрова Е.Г.

1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система …………………… …………………………..4

2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека ……… …………………………………7

3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности …………………. ..8

Введение Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность - специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека - необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры - это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Естественно-научные основы физической культуры - комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология - важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально- бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой.

Организм - слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека - сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно- тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной работы, в задачи которой входит систематизация, накопление и закрепление знаний о социально-биологических основах физической культуры и спорта.

    1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система

Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).

Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Постоянство физико-химического состава внутренней среды поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.

Организм — сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма. Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни - с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 - 25 годам.

Как правило, юношеский возраст (16 - 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (~2 - 60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту (61 - 74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки снижение активных возможностей организма и его систем - иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения. Организм - сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека

На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности не обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация — так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней среды.

Природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера. Экология — это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Человек зависит от условий среды обитания точно также, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушении технологий) ставит под угрозу существование самого человека. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.

3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35°С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37—38°С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 39°С и более.

У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.

Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.

К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов.

ТЕОРИЯ ОГЭ

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.

Социальное в человеке.

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек и животное.

Особенности, свойственные только человеку.

  • Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности, свойственные только животному.

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Человек, индивид, личность.

Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

Что такое человек?

Для того чтобы понять биологическое и социальное в личности человека, сначала следует понять, что же такое человек. Философия и другие науки дают очень разные определения, которые схожи в основном, но формулировка у них очень разная. Для того чтобы не запутаться в этом, приведем наиболее емкое и точное определение. Человек – это комплексное понятие, которое означает принадлежность к роду человеческому, которая индивидуально и в разной степени сочетает в себе биологическое и социальное начало. Если выражаться другими словами, то получается, что человек является биосоциальным существом.

социальное и биологическое в человеке

Каков современный человек?

Каждый малыш, который появляется на свет, уже является существом биосоциальным. Это вызвано тем, что рождается он в кругу социализированных существ, а не в джунглях, например. Таким образом, получается, что малыш с самого детства понемногу впитывает в себя все социальные нормы. Он может не понимать их и не осознавать, но они все равно будут влиять на его поведение в той или иной степени. Человек рождается с недоразвитыми качествами, которые развиваются в процессе жизни в обществе. Более того, нельзя отбрасывать такой факт, как наследственность. Она дает ребенку не только определенный набор биологических свойств, но также наделяет его человеческими качествами, такими как любопытство, чувства радости и печали, подражание. Например, улыбается человек потому, что это врожденное качество, но осознанно улыбаться его побуждает окружающий социальный мир, в котором он находится.

соотношение биологического и социального в человеке

Также следует уделить внимание сознанию человека. Известно, что оно не является врожденным, но природа создаёт все условия для того, чтобы оно развилось. Сознательные реакции человека могут сформироваться только в том случае, если он воспитывается, обучается, овладевает какими-то навыками и познает культуры. Только благодаря социуму человек имеет возможность к духовному развитию, общению при помощи речи и т. д.

Социализация в обществе

Человек как продут биологической и социальной составляющей находится в некотором конфликте с обществом, которое навязывает исключительно социальные нормы. Этот конфликт естественен, поскольку человек может самореализоваться только в обществе, но, с другой стороны, он является продуктом природной среды. На каждом этапе развития человечества уравновешивание биологического и социального в жизни человека и общества было неким идеалом, к которому следовало стремиться. Человек и общество не могут существовать раздельно, так как это взаимодополняющие части одного целого. Общество – это выражение и закрепление сущности человека, его способов жизни. Оно будет таким, каковы его образующие люди. Да, человек вышел из природы, но возможность стать человеком культурным дает ему общество, в котором тот формируется и которое сам формирует.

Важные вопросы в обществе

Биологическая и социальная природа человека должны сосуществовать, а не бороться. Общество должно обращать внимание не только на развитие социальных качеств человека, но также на его биологическое совершенствование. Именно поэтому один из основных вопросов в обществе - здоровье всех его членов. Только биологическое здоровье может позволить человеку стать активным членом общества, создать крепкую семью, бороться за что-то, достигать высот, совершенствоваться, улучшать окружающий мир. Если нет этого базового фактора, то социальная жизнь будет безразлична человеку.

Здесь прослеживается очень интересная взаимосвязь. Мы выяснили, что без здоровья человеку ничего не нужно в жизни. Самое интересное состоит в том, что если индивид полностью здоров, но лишен социального окружения, то он не только теряет свои навыки, но также деградирует на биологическом уровне. Другими словами, человек, лишенный общества, не только нравственно разлагается, но также теряет свои физические преимущества. Во многих случаях это служит тому, что люди начинают демонстрировать антисоциальное поведение, проявлять агрессию и совершать преступления.

биологическое и социальное в личности человека

Благодаря социуму человек может реализовывать свою естественную природу, но также он обязан подчиняться законам общества, в котором он живет. Человек должен понимать, что общество – это не что-то далекое и непонятное, а это мнение каждого отдельного индивида, который тоже желает выразить себя. Выступая против общества, индивид не только нарушает общую гармонию отношений, но также наносит большой урон себе, ведь он забывает, что также является частью общества.

Биологические и социальные факторы

Социальное и биологическое в человеке имеет одинаково важную силу. Для того чтобы максимально реализовать все свои начала, человек должен стремиться к уравновешиванию обоих своих частей. Чтобы сделать это, необходимо их четко разделять. Человек смог выделиться из животного мира благодаря двум группам факторов: биологическим и социальным. К биологическим особенностям относится развитие черепа, прямохождение, развитие рук, способность членораздельно говорить. Социальные факторы – это труд, мышление, коллективизм, общение, язык. Всем известно, что большая роль принадлежит труду, так как именно он в наибольшей степени послужил в процессе становления человека. На этом примере можно разобрать тесную взаимосвязь между социальным и биологическим: прямохождение освободило руки человека для того, чтобы можно было делать орудия. В то же время изменение строения руки позволило человеку использовать созданные им орудия. Более того, совместный труд способствовал развитию социальных навыков общения между членами племени. Возникновения языка помогло людям выражать сложные вещи, думать более масштабно и планировать на элементарном уровне. Огромным плюсом появления языка считается то, что он позволил передать накопленные знания через поколения, сохранять историю и преумножать опыт. Таким образом, получается, что социальное и биологическое в человеке имеет очень тесную связь с момента развития человеческого рода и разделить эти два начала невозможно.

человек как продукт биологической и социальной

Биологические особенности

Оба фактора мы кратко рассмотрели выше, но каждому отдельно тоже стоит уделить внимание. Биологические особенности – это все то, что каким-то образом сближает индивида с животным миром. Сюда относится следующее: наследственность, инстинкты (половой, самосохранения и т. д.), эмоции, биологические нужды (дыхание, сон, еда), похожее физиологическое строение со многими млекопитающими (внутренние органы, гормоны, постоянная температура тела), продолжение рода, приспосабливаемость.

Социальные особенности

К социальным факторам человеческого развития относят следующие: осознание своих нужд, способность менять мир, творческая и мыслительная деятельность, созидание, духовное развитие (мораль, искусство), социальные потребности (общение, любовь, дружба). Такие особенности присущи только человеку. Да, в животном мире тоже часто можно встретить нечто подобное: например, когда животные спасают друг друга, растят чужих детенышей. Это действительно присуще животному миру, но это только один аспект, ведь мы не можем говорить о творчестве и морали. Опять же делаем вывод о том, что социальное и биологическое в человеке едино и нераздельно, поэтому человек с момента своего рождения в социуме становится биосоциальным существом. Получается, что нет разницы в том, как подходить к этому вопросу, ведь ответ со всех сторон одинаков. Но когда же эти мысли были сформированы?

Единство биологического и социального в человеке

единство биологического и социального в человеке

Дарвинизм

Биологическое и социальное в развитии человека также волновало ученых во второй половине XIX века. Именно тогда все чаще можно было услышать о социальном дарвинизме. Человек как продукт биологической и социальной эволюции рассматривался очень однобоко. Теории заключались в том, что на социальную жизнь людей распространялись идеи естественного отбора в природе. Эти принципы сформировал английским ученый Чарльз Дарвин. Возникновение общества и все этапы его развития могли рассматриваться только в четких границах эволюции. Он считал, что социальное неравенство, жесткость и борьба – это естественно и необходимо, точно так же как в мире животных. Он настаивал на том, что это полезно для каждого отдельного индивида и для общества в целом.

биологическое и социальное в развитии человека

Настоящее время

На сегодняшний день биологическая и социальная эволюция человека перестала быть темой раздора для научного сообщества. Принято считать, что человек является биосоциальным существом. При этом роль социального фактора ни в коем случае не принижается. Его роль, наоборот, подчеркнуто выделяется как роль решающего фактора для социума.

На сегодняшний день вряд ли кто-то решит поразмышлять о биологических предпосылках возникновения человека. Уже длительное время принято считать, что человек очень зависим от многих факторов природы (солнечная активность, стихийные бедствия, магнитные бури), поэтому отрицать эту взаимосвязь нецелесообразно. Для того чтобы современный человек стал таким, каков он есть сейчас, потребовалось много лет. Нельзя недооценивать ни биологические, ни социальные факторы. Ни одна группа факторов сама по себе не смогла бы привести человека на ту ступень развития, на которой он находится сейчас. Проблема биологического и социального в человеке должна быть индивидуальной, ведь каждый человек рождается с определённым набором биологических характеристик и в определённой социальной системе. Именно этими факторами при более глубоком их изучении объясняются большие различия в воспитании, быте, культуре между разными народами. Соотношение биологического и социального в человеке определяется в каждом случае отдельно, в зависимости от огромного множества сопутствующих факторов (семья, страна, воспитание, культурное окружение, национальность и т. д.). Все это необходимо брать во внимание для того, чтобы как можно точнее формулировать суждения.

биологическая и социальная природа человека

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что социальное и биологическое в человеке формируется в зависимости от многих факторов. Социальная часть всегда преобладает у взрослого, сознательного человека, поэтому он в силах менять себя и окружающий мир.

Эволюция человека началась более 10 млн лет назад и продолжается до сих пор. На формирование современного вида человека действовали социальные и биологические факторы антропогенеза.

Факторович Лилией Витальевной.

Опыт работы учителем биологии — более 31 года.


Факторы

Человек – биологический вид, вышедший из биосферы и создавший искусственную среду, которую назвали ноосферой. Поэтому развитие человечества зависит от двух факторов:

  • биологических – естественных и одинаковых для всех видов живых существ;
  • социальных – обусловленных обществом, нормами поведения, трудом, культурой.

Изначально на эволюцию человека действовали только биологические факторы. Однако по мере эволюционного усложнения, как отдельного вида человека, так и общества (племени) в целом, значительную роль стали играть социальные факторы.

Антропогенез иногда называют антропосоциогенезом, подчёркивая значимость социальной жизни в эволюции человека.

Антропогенез: понятие, классификация факторов

Становление человеческого вида началось более 10 млн лет назад и продолжается по сей день. Впервые теорию о происхождения человека от обезьяноподобного существа выдвинул Ч. Дарвин. Учёный полагал, что Homo sapiens эволюционировал благодаря биологическим факторам антропогенеза. Чуть позже Ф. Энгельс исследовал влияние общественной жизни на развитие вида.

Теория происхождения человека

Теория происхождения человека

Антропогенезом называется процесс становления человека, как отдельного вида. Наибольший вклад в развитие этой науки внёс Ч. Дарвин. Он создал теорию, согласно которой прямым предком человека является обезьяна. Учёный отмечал существенные сходства в строении тела, поведенческих реакциях и физиологических особенностях. Кроме этого, он выделял и серьёзные различия: ра́звитый интеллект человека, способность ходить на двух ногах, более совершенное строение тела.

Перед учёным встал ряд вопросов:

  1. Что стало причиной возникновения человеческого вида?
  2. Каковы движущие силы эволюции?
  3. Какие факторы сыграли решающую роль?

Дарвин пришёл к мнению о том, что индивид смог эволюционировать благодаря способности к приспособлению. То есть человеку приходилось меняться под действием внешней среды. Так формировались новые признаки, которые позже передавались по наследству.

Ф. Энгельс не отвергал выводы, перечисленные в работах Дарвина, но полагал, что основным фактором развития является общество. Современные учёные пришли к мнению, что обе теории верны.

Биологические причины развития

Согласно учению Дарвина, предки Homo sapiens жили в густых лесах. Из-за изменения климата площадь зелёных насаждений постепенно сокращалась, поэтому обезьяноподобные существа были вынуждены перейти к наземному образу жизни.

Чтобы изучать открытую местность, они вставали и приподнимались на задних конечностях. Со временем такое положение тела закрепилось. Передние конечности, освобождённые от функции передвижения, стали совершенствоваться.

Предки Homo sapiens жили в густых лесах

На ранних стадиях развития вида человек находился в большой зависимости от природных явлений. Чтобы выжить, индивиду приходилось приспосабливаться, принимать решения, находить оптимальные условия существования. Выживали только сильные особи. Приобретённые навыки передавались из поколения в поколение. Иногда признаки менялись случайным образом, из-за генных мутаций или изоляции вида. Такая схема развития характерна для всего животного мира.

К биологическим предпосылкам развития вида относятся следующие факторы:

  • изменчивость и наследственность;
  • естественный отбор;
  • мутация генов;
  • изоляция и популяционные волны.

На начальных этапах эволюции биологические факторы играют решающую роль. Но со временем этих причин становится недостаточно для полноценного развития. Для комфортного существования люди стали объединяться в группы.

Социальная деятельность

Социальные факторы развития принято называть антропосоциогенезом или просто социогенезом. Теорию о влиянии общества на эволюцию человека разработал основоположник марксизма Ф. Энгельс. К социальным факторам можно отнести:

  • развитие речевого аппарата;
  • трудовую деятельность;
  • развитие мышления и сознания;
  • способность к творчеству;
  • общественный образ жизни.

Человек не мог противостоять стихиям и хищным животным в одиночку. Поэтому индивиды стали объединяться в группы. Для осуществления охоты, трудовой деятельности, защиты от врагов требовалась согласованная деятельность. Появилась необходимость в изобретении системы знаков и звуков. В дальнейшем она преобразовалась в речь.

В таблице указаны главные социально-биологические факторы антропогенеза и их значение:

Движущая силаЗначение в эволюции человека
Биологические факторы (наследственность, изменчивость, естественный отбор, мутации).Приобретение новых признаков, выживание сильнейших особей, формирование новых расовых групп.
Социальные факторы (речь, мышление, труд, общественная жизнь).Передача опыта из поколения в поколение, преобразование строения рук из-за трудовой деятельности, развитие головного мозга. Ослабление влияния биологических факторов.

Информация из таблицы позволит понять, какой фактор эволюции человека относят к социальным, а какой к биологическим.

Благодаря словам и предложениям человек стал получать большой объём информации. Это способствовало формированию отделов головного мозга.

Постепенно индивид научился не только понимать окружающих, но и анализировать информацию, проявлять творческие способности. Произошло совершенствование орудий труда, улучшению условий существования.

Биологические

Человечество, как любой другой вид, формировался под влиянием движущих сил эволюции, к которым относятся:

  • изменчивость;
  • естественный отбор;
  • мутации;
  • изоляции;
  • борьба за существование.

На ранних этапах антропогенеза решающую роль играл естественный отбор. Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных человекообразных обезьян. Эволюции во многом способствовало изменение образа жизни в связи с изменением климата и рельефа местности. Благодаря естественному отбору человечество приобрело:

  • развитый мозг;
  • хватательную кисть;
  • прямохождение;
  • голую кожу (волосы сохранились только на голове).

Отличия человека от шимпанзе

Рис. 1. Отличия человека от шимпанзе.

Считается, что предками человека были дриопитеки, жившие на деревьях. С исчезновением лесов им пришлось постепенно выйти в саванны и приспособиться к новым условиям, что способствовало дальнейшей эволюции.

Дриопитеки

Рис. 2. Дриопитеки.

Социальные факторы антропогенеза

Под данными факторами подразумеваются общественный способ жизни, труд, речь и развитое сознание. Самостоятельно изготовить орудие труда может только человек. Определенные животные лишь используют некоторые предметы с целью добывания пищи (чтобы достать плод с ветки обезьяна берет палку). Благодаря трудовой деятельности у предков человека происходил так называемый антропоморфоз – закрепление физиологических и морфологических изменений. Важнейшим фактором антропоморфоза в человеческой эволюции явилось прямохождение. Из поколения в поколение естественный отбор сохранял особи со способствующими прямохождению наследственными характеристиками. С течением времени сформировался приспособленный к вертикальному положению S-образный позвоночник, развились массивные кости ног, широкие грудная клетка и таз, сводчатая стопа.

Социальные

На развитие способностей человека повлияли социальные факторы антропогенеза. В первую очередь выделяют коллективный труд, а именно охоту. Человек – довольно слабое существо, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. Поэтому сплочение племени, распределение задач, налаживание отношений способствовали успешной охоте.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Речь
  • 2. Эволюция человека
  • 3. Антропогенез
  • 4. Место человека в системе органического мира

Коллективная охота

Рис. 3. Коллективная охота.

Также социальными факторами являются:

  • речь – способность к общению;
  • мышление – развитие логического мышления, применение опыта, обучение;
  • творчество – способность создавать предметы, произведения искусства, решать нестандартные задачи;
  • общественный образ жизни – проявление альтруизма, заботы, уважения к социально значимым особям.

Главное преимущество человечества перед другими животными – наличие речи. С помощью системы слов люди могут общаться, решать сложные задачи, объяснять чувства, эмоции, своё физическое состояние. Это увеличивает скорость обмена информации и принятия решения.

Социальные факторы характерны только для эволюции человека, несмотря на то, что многие животные ведут социальный образ жизни.

Основной фактор антропогенеза

Прямохождение высвободило руки. Вначале рука выполняла лишь самые простые движения, но в процессе занятия трудом она усовершенствовалась и приобрела способность к выполнению сложных действий. В этом смысле можно сделать вывод, что рука не только орган труда, но и его продукт. Развив руки, человек получил возможность изготавливать простейшие орудия труда, в борьбе за существование это стало немаловажным козырем. Совместный труд способствовал сближению членов рода, возникла необходимость в обмене звуковыми сигналами. Так общение вызвало потребность развития сигнальной системы второго плана – коммуникации посредством слов. Первыми средствами общения был обмен жестами и отдельными примитивными звуками. Дальнейшие мутации и естественный отбор преобразовали гортань и ротовой аппарат, что сформировало речь. Возможность говорить и умение трудиться развили мышление. Таким образом, в течение продолжительного времени во взаимодействии социальных и биологических факторов произошла эволюция человека. Физиологические и морфологические особенности способны передаваться по наследству, но способность работать, мышление и речь развиваются исключительно в процессе образования и воспитания.

Основные стадии

Процессы изменения постепенно отражались на человеческом виде. Сначала проявились анатомические особенности, благодаря которым освободились верхние конечности, спина стала ровнее, благодаря изменению формы челюсти и появлению скул у человека появилась возможность общаться. Позже начало формироваться общественное сознание и развивалась трудовая деятельность, которая стала двигателем дальнейшего прогресса. Все эти факторы можно отнести к стадиям антропогенеза и дополнительно указать остальные главные элементы:


  • Антропоидные предки — приматы, умеющие прямо держаться на ногах и использовать примитивное орудие.
  • Палеоантропы и архантропы — похожие на современных древние люди, которые жили в пещерах, занимались охотой и формировались в малые сообщества.
  • Неоантропы являются примером современного индивида, процесс развития которых можно охарактеризовать как антропосоциогенез. У неоантропов изменилась форма черепа, мозг стал больше и увеличился рост. Они строили жильё, собирали овощи и фрукты, вместе ходили на охоту и занимались рыболовлей. Социальный аспект занимал важную позицию в их жизни и помогал развиваться дальше.

Эволюция предполагает, что представитель человечества, находясь в определённых условиях, начнёт развиваться и приспосабливаться. При смене условий он будет адаптироваться к новым возможностям и вырабатывать в себе требуемые навыки для комфортной жизни. Те организмы, что неспособны приспосабливаться к новым условиям, умирают. На этом построена теория о том, что динозавры не смогли адаптироваться под окружающую среду и начали гибнуть.

Антропогонез можно считать одной из теорий о происхождении вида разумного, ведь она раскрывает не только историю, но и психологические и социальные аспекты.

Что такое антропогенез?

Первое, с чего стоит начать, это определения понятий. Нет достоверных данных о происхождении первого человека, зато наука позволяет отследить процесс его развития и становления. Антропогенез – это становление человека в процессе эволюции. К нему относят физическое развитие, зарождение речи, создание орудий труда и совместный способ проживания. В результате этого процесса человек смог отделиться от других млекопитающих и начать развиваться как отдельный, разумный вид.

социальные факторы антропогенеза

Самым научно обоснованным учением антропогенеза является теория эволюции Дарвина. Эволюция других живых организмов отличительна от человеческого антропогенеза. Первая руководствуется исключительно законами природы. Человек, вопреки этим законам, оказался способным осознать свои возможности и применить их на деле, изменяя окружающую среду под свои потребности.

Что мы узнали?

Рассмотрели основные факторы антропогенеза. На эволюцию человека оказывают влияние биологические и социальные факторы. К ведущим биологическим факторам эволюции человека относятся изменчивость и естественный отбор. Социальными факторами, присущими только эволюции человека, являются труд, мышление, творчество, речь и социальный образ жизни.

БиологияМесто человека в системе органического мира кратко

БиологияГипотеза Опарина-Холдейна – основные положения о возникновении жизни на Земле

Читайте также: