Почему казахстан объявил себя единственным правопреемником золотой орды

Обновлено: 30.06.2024

На огромной территории от верховий Оби и Иртыша до низовий Волги и Амударьи Быту-ханом было основано государство Золотая Орда со столицей в Сарай-Бату (близ Астрахани), позднее в Сарай-Берке (близ Волгограда).

Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV века, особенно при Узбек-хане (1312-1342г.), в 1312 году он объявил ислам государственной религией. Однако во второй половине XIV века она стала распадаться на самостоятельные улусы. На территории Восточного Дешт-и Кыпчака из Золотой Орды выделилось самостоятельной государство Ак-Орда. Восточный Дешт-и Кыпчак, северо-восточная часть Семиречья, Прииртышье первоначально были улусом старшего сына Джучи Орда Еджена и назывался Кок Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи вошли в состав улуса другого сына Джучи – Шайбана и назывался Ак Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда Еджена Ак Ордой стало называтьсявсе государство. Таким образом в XIV веке практически вся территория Казахстана, за исключением Семиречья, называлась Ак Орда, ее центр был в Сыгнаке. Фактически самостоятельной Ак Орда стала к середине XIV. В 1428 году в Ак Орде стал правит Шайбанид Абулхайр, который правил 40 лет. К середине XV века Золотая Орда распалась и возникло самостоятельное государство на территории западного Казахстана – Ногайская Орда. . Таким образом, к середине XV векаЗолотая Орда распалась на Белую и Ногайскую Орды. Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства. Общественный строй. Право на престол имели только потомки Чингисхана - чингизиды.Ханская власть передавалась по наследству: трон занимал брат или сын хана.

Создание системы улусов на территории Казахстана.

Завоеванные территории Чингисхан поделил на улусымежду четырьмя сыновьями.

В улус Чагатая, второго сына Чингисхана, входили юг и юго-восток Казахстана (Жетысу) и Средняя Азия. Центром улуса являлся город Алмалык.Летняя ставка - в местности Куяшна берегу Или. В середине XIV века улус Чагатая распадается на Могулистан и Мавераннахр.

В улус Угедея, третьего сына Чингисхана, входили Западная Монголия, Алтай, Тарбагатай, верхнее течение Иртыша В 1251 г. улус Угедея был ликвидирован.

Младший сын Тулуй правил Монголией.

Ак-Орда

Белая Орда (ХIII-начало XV вв.)С ХШ до начала XV века в Восточном Дешт-и-Кыпчаке существовало государство Белая Орда Улус Джучи (Жошы) делился на Правое и Левое военные крылья. Джучи назначил управлять левым крылом старшего сына Opдa-Ежена, во владения которого вошла восточная часть Дешт-и-Кипчака, а северной частью Дешт-и-Кипчака до Западной Европы владел Бату хан. Позднее владения Бату стали называть Золотая Орда, а владения Орда-Ежена - Белой Ордой. Столицей был город Сыгнакв среднем течении реки Сырдарьи. Государство Белая Орда процветало почти 240 лет. Территория Белой Орды состояла из земельных владений двух сыновей хана Жошы -Орда-Ежена и Шайбана. Белая Орда занимала территорию от р.Урал до Западно-Сибирской низменности, а также до среднего течения Сырдарьи. Белая Орда была патриархально-феодальным государством. Этнический состав был однородным, ее населяли тюркоязычные племена, которые впоследствии составили казахский народ. Внутреннее и внешнее положение

Тимур и его завоевания

Эмир Тимур (1336-1405 гг.) из тюркизированного монгольского племени барлас. В 370 году эмир Тимур захватил власть в Мавераннахре, которым правил в течение 35 лет, вплоть до самой смерти в 1405 году. Прежде, чем завоевать Золотую Орду, эмир Тимур решил покорить ее ближайшего соседа - Белую Орду. К Тимуру бежал из Белой Орды Тохтамыш - сын казненного Урус ханом правителя Мангистау. Тимур выделил Тохтамышу войско для захвата Белой Орд. В 1377 году Урус хан умер. Тимур посадил на ханский трон в Сауране Тохтамыша, а сам вернулся в Мавераннахр.

Сын Урус хана, Тимур-Малик в 1377 году нанес поражение Тохтамышу у Саурана. Только в 1379 г. после победы над Тимур-Маликом, Тохтамыш захватил Сыгнак и мог считать себя правителем Белой Орды. В 1380 году Тохтамыш захватил Сарай, Хаджи-Тархан, Крым, Орду Мамая. Но объединение под властью Тохтамыша Золотой и Белой Орд угрожало могуществу власти эмира Тимура. Между Тимуром и Тохтамышем началась продолжительная борьба что способствовало освобождению русских земель. В 1395 году в долине реки ерек на Северном Кавказе Тохтамыш потерпел сокрушительное поражение. Тимур захватил и разрушил столицу Золотой Орды Сарай-Берке. После этого экономическое положение Золотой Орды окончательно пришло в упадок, В 1371-1390 годах эмир Тимур неоднократно совершал походы на Могулистан. Чтобы противостоять могуществу эмира Тимура, правители Белой Орды и Могулистана в конце 1380-х годов создали политический союз. В ответ Тимур в 1384-1391 годах совершил ряд походов против Золотой Орды и Могулистана В результате походов в 1390-е годы Тимур полностью подчинил Могулистан. Лишь смерть эмира Тимура в 1405 году в Отраре остановила его завоевательные походы. Эти походы вызвали пагубные последствия: значительно уменьшилась численность населения, пришло в упадок хозяйство, были прерваны связи с другими народами и странами.

Ногайская Орда.

Ногайская орда возникла в ходе распада Золотой Орды 14-16веке. Территория – междуречье Волги и Яика (Зап.каз). Столица – Сарайчик. Основатель – Едиге хан 1396-1411гг. Окончательное обособление ногайской орды произошло при сыне Едиге Нура ад-Дине (1426-1440). Этнический состав: мангыты, кыпчаки, каглы, конраты, уйсуны, карлуки, найманы, кытай, аз, алшын и тама. Господствующим племенем были мангыты, поэтому имеется др. название у ногайской орды – Мангытский Юрт. Общ. устройство: Хан – титул правителя, князь обладал наследственной военной властью, Мурза – правители улусов имели неограниченную власть, ногайская степная аристократия владела огромным богатством. Тумаки – обедневшие скотоводы, переходившие на оседлый образ жизни. Орда могла выставить до 300 тыс. воинов. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России, а также в результате междоусобиц во второй половине 16века ногайская орда распалась на 2 части: Большая Ногайлинская – восточнее Волги, Малая Ногайлинская – западнее Волги . 1600г большая ногайлинская при Боре Годунове приняла подданство России, малая ногайлинская вошла в состав казахского ханство, а позднее младшего Жуза.

40. Могулистан (середина XIV-начало XVI веков)

41. Ханство Абулхаира. (Государство кочевых узбеков)

После распада Белой Орды в 1428 году ханом избрали Абулхаира - потомка Шайбами хана, пятого сына Джучи. Шайбани участвовал в походе Багу в Восточную Европу, за безупречную службу Багу выделил в управление Шайбани земли и племена найманов, буйруков и карлуков. На этих землях был создан улус Шайбани. Абулхаир воспитывался у хана Жумандыка. Во время похода на мангытов 16-летний Абулхаир попал в плен, но по решению мангытских биев его освободили из плена Абулхаира, наделенного незаурядным умом и мужеством, в 17 лет избрали ханом.

В избрании Абулхаира ханом принимали участие правители более 20 племен. Первым шагом Абулхаира являлось усмирение своих противников - хана Махмуд-Ходжи и мангытского эмира Уакас-бия. Наибольших усилий потребовало от Абулхаира покорение южных районов Белой Орды, присырдарьинских земель и Каратау, которыми правили потомки хана Барака - султаны Жаныбек и Керей.

После победы в 1431 году в местности Икри-Туп в низовье Сырдарьи Абулхаир подчинил себе бывшую ставку хана Багу - город Орда-Базар, превратив его в свою столицу. До этого столицей являлся город ТураАбулхаир совершал завоевательные походы в Жетысу против Могульского ханства, в 1446 году захватил Самарканд.

Около 1456-57 годов Абулхаир, потерпев сокрушительное поражение от правителя ойратов Уз-Темира близ Сыгнака, покинул свои владения и ушел в Дешт-и-Кыпчак. Причины поражения заключались во внутренней слабости государства, в постоянных династийных распрях и междоусобицах между представителями знати. Абулхаир установил жесткое военное правление.

Абулхаир решил покарать султанов Керея и Жаныбека, которые, не желая подчи­няться ему, переселились в Жетысу, в Могульское ханство. С этой целью в 1468 году он отправился в поход. В местности Аккыстау близ Алматы он умер. С образованием и укреплением Казахского ханства власть потомков Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась.

42. Образование Казахского ханства и казахской народности.

Особенность Казахстана является то, что на его территории возникли жузы – племенный объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказаскую территорию.

Старший жуз занимал территорию от Сырдаьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны,сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.

Средний жуз занимал территорию Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана. В его составе – кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, кириеты, карлуки и др.

Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и др.

Один из важнейших вопросов истории Казахстана – это вопрос образования Казахского ханства. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершенения длительного процесса сложения народности. Образование казахского ханства связано с именами Джанибека и Керея. Они откочевали из ханства Абулхайра во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462г.). Таким образом ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Могулистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхайр-хану и откочевали в Могулистан. В 1462 году хан Могулистана умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммада Хайдара Дулати время образования Казахского ханства – 1465-1466 годы.

После смерти Абулхайр-хана, Джанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть. Новое государственное образование стало называться Казахстан.

В 1235 году на всемонгольском курултае было принято решение о продолжении завоевательных походов на Запад (в Европу). В 1236 году Бату-хан (Батый) – сын Жошы и внук Чингисхана – возглавил поход на запад. Европейские походы Бату-хана длились с 1236 до 1242 года. В итоге похода Бату-хана народы Кавказа, Крыма и русские княжества признали свою зависимость от монголов и выплачивали дань. После этого Бату-хан основал государство Золотая Орда, которое в письменных источниках называлось Улусом Жошы (Джучи). В русских источниках название Золотая Орда появилось лишь в конце XVI века. Земли Золотой Орды простиралась от Алтайских гор до Дуная. В низовьях Волги располагалась столица Золотой Орды город Сарай-Бату. Затем она была переведена в Сарай-Берке. Хан Бату как создатель и правитель Золотой Орды управлял государством в 1227–1255 гг. Он покровительствовал строительству мусульманских мечетей и отправлению различных религиозных обрядов.

После хана Батыя к власти пришел Берке (годы правления 1255–1266 гг.) Хан Берке добился независимости Золотой Орды от Монгольской империи, укрепил связи и развивал дружественные отношения с султаном Египта Бейбарсом. При хане Берке религия ислам использовалась лишь для укрепления связи с мусульманскими странами. В 1266 году хан Берке погиб во время похода на Кавказ.

Власть перешла к Менгу-Темиру (1266–1280 гг.). В 1271 году Менгу-Темир предпринял поход против Византии, которая препятствовала укреплению военно-экономических отношений с Египтом. Император Византии, чтобы избежать сокрушительного поражения, заключил с монголами мирный договор.

В укрепление политической значимости Золотой Орды большой вклад внес Тохты-хан (1290–312 гг.). Он оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Во время его правления укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством.

Своего расцвета Золотая Орда достигла в период правления Узбек-хана (1312–1342 гг.) и его сына Жанибек-хана (1342–1357 гг.). Так, например, Узбек-хан важное значение придавал развитию городов. По его указаниям в Сарай-Берке возводились мечети и другие общественные сооружения. В период его правления в 1312 г. ислам был объявлен государственной религией в Золотой орде.

В 1380 г. войска хана Мамая потерпели поражение от войск Д. Донского на Куликовом поле. Воспользовавшись поражением Мамая, власть в Золотой Орде в 1380 г. захватил Тохтамыш. Он совершил поход на русские земли, сжег Москву, вторгся в Мавераннахр и на Кавказ. В ходе этих походов Тохтамыш столкнулся с эмиром Тимуром.

Эмир Тимур много воевал с ханом Золотой Орды Тохтамышем. Эти походы и усиления междоусобных распрей окончательно ослабили Золотую орду. В середине ХV века государство Золотая Орда распалось.

Общественный строй Золотой Орды был схожим с системой улусов потомков Чингисхана. Ханская власть передавалась по наследству. Каждый родственник и окружение хана имели право на определенную часть дани. Ханы Золотой Орды вели делопроизводство с помощью тюркской и уйгурской письменности. Гражданскую власть на уровне государства и улусов осуществляли везиры. Государство состояло из улусов. Гражданская власть более мелких владений находилась в руках местных правителей, называемых маликами. Для контроля за сбором налогов назначались даруги, которые также занимались переписью населения, набором людей для военной службы и т. д. Военное руководство было в руках беков. В системе государственного управления в Золотой Орде важную роль играли баскаки. Они, кроме управления местным населением, осуществляли военный надзор за ним, иногда занимались сбором налогов.

Монголы, попав в среду и под влияние тюрок, были сильно тюркизированы, переняв их язык, стали принимать ислам. Таким образом, Золотая Орда уже в XIV веке превратилась в мусульманское государство.

Государство Золотая Орда было крупнейшим монгольским государством на Евразийском пространстве. Оно достигло огромных высот в мировой истории. Но из-за междоусобных войн престало существовать.

Золотая Орда (середина XIII – середина XV вв.)

В 1235 году на всемонгольском курултае было принято решение о продолжении завоевательных походов на Запад (в Европу). Бату-хан (Батый) возглавил поход на запад.

Европейские походы Бату-хана длились с 1236 до 1242 года. В итоге народы Кавказа, Крыма и русские княжества признали свою зависимость от монголов и выплачивали дань.

По окончании походов Бату-хан основал Золотую Орду.

Территория Золотой Орды – от Алтайских гор до Дуная, от Иртыша до Днестра.

Столица Золотой Орды – город Сарай-Бату – располагалась в низовьях Волги (вблизи Астрахани), позже была переведена в Сарай-Берке.

Хан Золотой Орды Бату (улус Джучи, или Жошы) управлял государством в 1227–1255 гг.

Золотая Орда в письменных источниках называлось улусом Жошы (Джучи). В русских источниках название Золотая Орда появилось лишь в конце XVI века.

Ханы Золотой Орды.

Хан Бату (1227–1255 гг.)

Русские летописи пишут, что в целях улучшения экономики Золотой Орды Бату-хан особое внимание уделял развитию городов.

Берке-хан (1257–1266 гг.)

Хан Берке добился независимости Золотой Орды от Монгольской империи, укрепил связи и развил дружественные отношения с султаном Египта Бейбарсом. При хане Берке религия ислам использовалась лишь для укрепления связи с мусульманскими странами. В 1266 году хан Берке погиб во время похода на Кавказ.

Менгу-Темир-хан (1266-1280 гг.) стал чеканить собственные монеты, в 1271 г. предпринял поход против Византии.

Тохты-хан (129 –1312 гг.)

Он оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Во время его правления укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством.

Узбек-хан (1312–1342 гг.), Жанибек-хан (1342–1357 гг.)

Золотая Орда достигла наибольшего могущества и расцвета.

В 1312 г. Узбек-хан объявил ислам государственной религией в Золотой Орде. По его указаниям в Сарай-Берке возводились мечети и другие общественные сооружения.

В 1380 г. войска Золотой орды хана Мамая потерпели поражение от войск русского князя Д. Донского на Куликовом поле.

Хан Тохтамыш (1380–1395 гг.)

В 1380 г. Тохтамыш, воспользовавшись поражением Мамая, захватил власть в Золотой Орде. Он совершил поход на русские земли, сжег Москву в 1382 г., вторгся в Мавераннахр и на Кавказ.

Эмир Тимур много воевал с ханом Золотой Орды Тохтамышем.

В 1389, 1391, 1395 гг. совершались опустошительные набеги эмира Тимура на Золотую Орду.

Эти походы и усиления междоусобных распрей окончательно ослабили Золотую Орду. В середине ХV века государство Золотая орда распалось.

Правитель – хан. Гражданскую власть на уровне государства и улусов осуществляли визири.

Диван – центральный орган исполнительной власти, ведавший финансами, налогами, внутренней жизнью государства, во главе которого стоял визир.

Государство состояло из улусов, а улусы подразделяли на более мелкие владения.

Гражданская власть более мелких владений находилась в руках местных правителей, называемых маликами.

В городах и и подчиненных улусах сбором налогов и дани занимались даруги и баскаки, армией и дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек.

Монголы, попав в среду и под влияние тюрок, были сильно тюркизированы, переняв их язык, обычаи и традиции, стали принимать ислам.

Почему казахи считают себя потомками Чингисхана

Фигура Чингисхана овеяна большим количеством легенд. Несмотря на противоречивое отношение к историческому деятелю и полководцу, завоевавшему многие страны Евразии, на родство с ним претендуют сразу несколько народов. Например, некоторые исследователи считают, что потомками легендарного завоевателя и его соратников являются казахи.

От кого произошли казахи

Казахи – тюркоязычный народ, живущий на просторах Центральной Азии. Данную территорию с древних времён населяли различные племена кочевников-скотоводов, все они имеют отношение к этногенезу казахов. Считается, что этот народ произошел от скифов, гуннов, кыпчаков и представителей ряда других национальностей. Не случайно, в составе казахского этноса выделяют три больших рода (старший, средний и младший жузы), каждый из которых, в свою очередь, делится на множество групп

Вторжение монгольских завоевателей также не могло не повлиять на этнический состав казахов, если учесть, что основатели Золотой Орды остались жить среди покоренных народов, вступая в смешанные браки. Их потомки уже не называли себя монголами, утратив за два-три столетия любые связи с исторической родиной.

Одним из государств, возникшим на руинах легендарной монгольской империи, был Узбекский улус, которым правил султан Абу-л- хайр. Его властью и политикой были недовольны двое потомков Чингисхана – Керей и Жанибек. В 1458 году вместе со своими племенами они самовольно покинули берега Сырдарьи, отказавшись быть подданными Узбекского улуса.

Желая жить свободно, эти люди перекочевали в район современной Алма-Аты. Они и назвали себя казахами. Соседние племена не раз испытывали народ, образовавшийся совсем недавно, на прочность. Войны с джунгарами, регулярные стычки с калмыками и ойратами, политическое балансирование между Китаем и Россией потребовали немало мужества, решимости и умелой дипломатии.

Так или иначе, сегодня казахи – молодой народ, играющий заметную роль на территории Евразии.

Монголы и тюрки

Чингисхан, кем бы он ни являлся по своему происхождению, согласно мнению писателя, оказал значительное влияние на этногенез этого народа. Более того, сам легендарный завоеватель является предком казахов. Свою версию Турсынбай Жандаулет объясняет тем, что в XII-XIII веках ещё не существовало таких народов как монголы и казахи в их нынешнем понимании. Огромные пространства Центральной и Средней Азии занимали различные племена кочевников-скотоводов, которые впоследствии стали предками современных наций.

Казахи не являются исключительно тюркским народом. Они представляют собой своеобразное смешение разных племен, среди которых есть и монгольские роды. Некоторые исследователи даже утверждают, что казахов можно назвать монголо-тюрками. А тот факт, что язык этого народа относится к кыпчакской группе тюркской семьи, объясняют тем, что основатели Золотой Орды переняли речь покорённых племён, полностью ассимилировавшись в их среде.

Одним из доводов в пользу этой версии ученые считают то, что среди монголов и казахов распространен запрет на браки между родственниками до седьмого колена. Не желая нарушить данное табу, люди довольно часто создавали семьи с представителями других племен.

Впрочем, даже казахстанские историки серьезно сомневаются в том, что сам Чингисхан был представителем их народа.

Казахские ханы – потомки Чингисхана

По данным историков, у старшего наследника великого полководца – Джучи-хана – было около 40 сыновей, рожденных разными женами и наложницами. Но обладателями политической власти и основателями правящих династий Чингизидов стали лишь шестеро детей Джучи-хана: Орда-Эжен; Батый; Береке; Шибан; Бувал и Тука-Тимур. После распада могущественной империи разные ветви когда-то единого рода вступили в вооруженное противостояние, борясь за власть.

Как полагает Гизат Табулдин, Орда-Эжен и Шибан являются предками всех казахских ханов. Потомки первого возглавили государства, образовавшиеся на руинах Золотой Орды, а династия Шибанидов в 70-х годах XV века основала Сибирское ханство, располагавшееся на среднем течении реки Иртыш. То есть, вышеупомянутые ханы Жанибек и Керей произошли от Орда-Эжена – внука Чингисхана.

Именно принадлежность к потомкам легендарного завоевателя делала власть ханов легитимной в глазах простого народа. Поэтому им подчинялись беспрекословно. Среди представителей династии Чингизидов оказалось немало искусных дипломатов и храбрых полководцев, которые умело управляли своим народом, потому что сами причисляли себя к казахам, а не к монголам.

У представителей династии, правящей в Центральной и Средней Азии несколько веков, осталось много потомков. Не всем из них досталась власть. Большинство отпрысков Чингисхана и его сыновей были детьми наложниц. У них, в свою очередь, тоже рождались малыши. Поэтому – чисто теоретически – любой казах (калмык, киргиз, узбек, ногаец и т.д.) может оказаться представителем легендарной династии.


Интервью с руководителем Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Института истории им.Ш.Марджани Академии наук Татарстана Ильнуром Миргалиевым, опубликованное на "Idel.Реалии" 23 января 2017 года, спровоцировало новые дискуссии, в том числе, и в среде историков Казахстана. Специалист по средневековой истории Улуса Джучи и этногенезу тюркских народов из Евразийского университета в Астане Жаксылык Сабитов, чья критика раздела о Казахском ханстве, опубликованном в 4-м томе семитомника "История татар с древнейших времен", отчасти и послужила поводом для интервью с Миргалиевым, поведал свою точку зрения по теме, разделившей татарских и казахских историков.

- Жаксылык, по количеству публикаций и по индексу цитирования вас можно отнести к ведущим специалистам по Золотой Орде в Казахстане. Что побудило вас написать рецензию к разделу о Казахском ханстве, опубликованном в коллективной монографии "История татар с древнейших времён"?

Жаксылык Сабитов

- Сразу уточню, что сам семитомник оставил у меня самые хорошие впечатления. В 2016 году я написал положительную рецензию на этот огромный труд. Считаю, что его авторы заслуженно получили государственную премию Республики Татарстан в области науки и техники. Однако раздел о Казахском ханстве содержит немалое количество ошибок, что неизбежно при написании такого огромного научного труда. Вот я и описал их в отдельной рецензии. Так сказать, разложил всё по полочкам - объяснил свою позицию в 18 пунктах.

В интервью "Idel.Реалии" Ильнур Миргалиев сказал, что казахстанские историки не взялись за написание этого раздела - конечно, это очень прискорбно. Если сотрудники института истории и этнологии имени Чокана Валиханова в Алматы (видимо о них вел речь Ильнур Мидхатович) не смогли написать качественную короткую историю Казахского ханства на 3-4 страницах, то, мне кажется, это характеризует тех людей, кого рекомендовали для написания короткой 3-4-страничной истории Казахского ханства. Мне кажется, для написания такого рода статьи у нормального исследователя не должно ни коим образом уйти больше одного месяца - объём небольшой, но важный.

Считаю, что при написании такого труда как "История татар" к разделу о Казахском ханстве всё же нужно было привлечь именно историков, изучающих Казахское ханство, а не А.Г. Нестерова, который напрямую Казахским ханством не занимался. Но жизнь иногда преподносит сюрпризы, тем более когда горят все дедлайны и то, что два казахских историка (интересно было бы узнать их фамилии) не смогли написать хорошую короткую историю Казахского ханства для семитомной истории татар - очень прискорбно. Это видимо и вынудило прибегнуть к помощи А.Г. Нестерова. Он является хорошим специалистом в смежных темах, но информацией о Казахском ханстве владеет неглубоко. Тем не менее, это никак не снижает научной ценности всей коллективной монографии "История татар".

- Миргалиев высказал и встречные претензии: якобы в казахстанских исследованиях татар стараются не замечать. Насколько вы считаете это предположение оправданным?

- В принципе, согласен с этим. Но это вызвано не тем, что Казахстан намеренно не хочет замечать историческое наследие Улуса Джучи (это название я использую вместо термина "Золотая Орда"), а тем, что в Казахстане историческая наука находится на плохом уровне. Ученых, занимающихся средними веками, очень-очень мало. За 25 лет независимости республики по Улусу Джучи защитилось всего три человека. Интереса, что к татарам (к примеру соотношению таких этнонимов как "казах" и "татар"), что к Золотой Орде, почти не было. Улусом Джучи начала интересоваться новая группа ученых – последователи Вениамина Петровича Юдина. А в советское время, как и у татар, Золотая Орда не приветствовалась как поле для исследований казахских историков. В свое время за это некоторых даже репрессировали.

- А насколько, по-вашему, Казань ангажирована в этом вопросе? Пытается ли Татарстан перетянуть, что называется, одеяло на себя и показать, что именно татары являются наследниками Улуса Джучи?

- Вы критикуете Нестерова. За что?

Для казахов, татар и других тюркских народов Золотая Орда - то же самое, что Киевская Русь для русских, украинцев, белорусов и русинов

- Он внес вклад в исследование Сибирского ханства. Но по Казахскому ханству он во многом попросту не владеет современной историографией. В Казахстане недавно отметили 550-летие Казахского ханства. Обнаружено много новых фактов. Причем, исследованиями занимались не только казахские и российские историки, но и западные ученые. Моя основная претензия к А.Г.Нестерову – научная. Заметьте, это именно моя претензия конкретно к А.Г.Нестерову. А не претензия казахских ученых к татарским ученым. Тем более, А.Г.Нестерова именно татарским историком назвать-то нельзя. Это не политический конфликт казахских и татарских историков, а научная дискуссия Ж.М. Сабитова и А.Г. Нестерова. В конце концов, А.Г. Нестеров всегда может написать ответ на мою рецензию.

- Как воспринимают Золотую Орду простые казахи?

- Простые казахи считают себя одними из наследников Улуса Джучи. Еще Чокан Валиханов – один из первых казахских историков – написал фразу, которая, как мне кажется, характеризует отношение казахов к Золотой Орде. Он написал: "казахи считают себя потомками татар Золотой Орды". Под татарами имеется в виду всё кочевое население Улуса Джучи XIII-XV веков от Алтая и Иртыша до Румынии и Болгарии. Вообще, наследниками "Золотой Орды" в равной степени является большинство тюркских народов кыпчакской группы, которые унаследовали определенные части этого великого государства. И бороться за первородство здесь, конечно, не стоит. Повторюсь: просто нужно медленно, научно заниматься и реконструировать нашу историю, а не пытаться что-то делить.

Племя Мангыт есть среди татар, узбеков, ногайцев, каракалпаков, казахов и даже среди русского дворянства (князья Урусовы)

По моему мнению, в Улусе Джучи было 92 племени, зафиксированных в восточных источниках. Из этих 92 племен 20 с чем-то на данный момент находятся в составе современных казахов. Остальные племена попали в состав других тюркских постордынских народов. Племя Минг есть среди татар, башкир и узбеков, племя Аргын есть среди крымских, касимовских татар, а также среди казахов, возможно, также среди узбеков. Племя Мангыт есть среди татар, узбеков, ногайцев, каракалпаков, казахов и даже среди русского дворянства (князья Урусовы). Племя Тама (потомки известного Чуры Нарыкова) есть среди татар, казахов и ногайцев и т.д. Поэтому невозможно изучать историю любого постордынского народа в отрыве от других соседних постордынских народов. Помимо ощущения сопричастности к истории Улуса Джучи у простых казахов есть и понимание родственности всех постордынских народов Золотой Орды между собой. Конечно же, есть среди казахов люди, считающие, что казахи единственные наследники Улуса Джучи, но их мало и профессиональных ученых среди нет.

- Можно ли сказать, что в Казахстане Золотая Орда принята в качестве государственной идеологии?

- Как я уже сказал, в принципе, население Казахстана понимает, что оно происходит из Улуса Джучи. Это понимание есть на каком-то низовом уровне, на уровне фольклора и самоидентификации народа. Но в научном плане исследования Золотой Орды у нас активизировались только недавно, наверное, в последние лет десять. Развитие концепта Золотой Орды у нас, казахов, случилось позже, чем у татар. Тема Золотой Орды государством была принята где-то в 2013 году. Считаю, что в политическом плане принятие такого концепта выгодно как Казахстану, так и Татарстану, и даже, наверное, всей России. Однако целенаправленной деятельности по политизации Улуса Джучи в казахстанской истории нет. У нас до сих пор сильна советская традиция историков, которые довольно параллельно относились к Золотой Орде. На данный момент в Казахстане идет борьба между старой советской парадигмой и новой парадигмой средневековой истории Казахстана.

- А можете вкратце описать в чем состоят ваши не согласия со старой парадигмой средневековой истории Казахстана?

- Я назову два главных противоречия. Во-первых, в советское время считалось, что существовало некое государство Ак орда (Белая орда), которое было идентично улусу Орда эджена и было предшественником Казахского ханства, а Золотая Орда была ее западным соседом, то есть еще с 1940-х годов нам в учебниках истории внушали, что Казахское ханство наследник некоего государства Ак орда. Во многом этой точки зрения придерживаются старые советские историки. Я же со своими коллегами поддерживаю точку зрения Чокана Чингисовича Валиханова (в честь кого назван институт истории и этнологии в Алматы) и Вениамина Петровича Юдина. Они оба писали о том, что и Ак орда и Алтын Орда (Золотая Орда) - это не официальное название государства, а название ставок ханов Улуса Джучи. Ак орда и Алтын Орда - это резиденции, а не государства. Поэтому на данный момент я предпочитаю использовать в научных статьях термин "Улус Джучи" или "Улуг улус" для обозначения государства, известного в популярной культуре как "Золотая Орда". И поэтому, когда представители советской парадигмы средневековой истории Казахстана пишут о том, что Казахское ханство - это наследник государства Ак орда, это звучит смешно. Это то же самое, что называть Московский Кремль государством-предшественником Российской империи.

В Улусе Джучи был один народ, известный в русских, арабских и европейских источниках как татары, а в среднеазиатских источниках как узбеки

Во-вторых, в советское время в Казахстане считалось, что Улус Джучи состоял из двух частей: Золотой Орды и Ак орды. Границу проводили по реке Урал. Причем, население Золотой орды были "татары", а населением Ак орды были "узбеки", они же "кочевые узбеки". Согласно этой довольно примитивной схеме казахов производили от этих "узбеков". На данный момент вышло некоторое количество статей в Казани, согласно которым данная примитивная советская схема рушится. "Узбек" и "татар" были внешними названиями (экзотнонимами) для единого золотоордынского этноса. Аналогом такой же ситуации будут названия "немцы" и "германцы" для народа, который сам себя называет "дойче". На территории Германии жил все-таки один народ, а не три народа под названиями "германцы", "немцы" и "дойче". То же самое в Улусе Джучи: был один народ, известный в русских, арабских и европейских источниках как татары, а в среднеазиатских источниках как узбеки.

- Участвовали ли чагатайские тюркские кочевники Семиречья в этногенезе казахов?

- Это чисто научный вопрос. Моя позиция – нет, не участвовали. Семиречье находилось на границе трех улусов: Улуса Джучи, Улуса Чагатая и Улуса Угедея. Советская научная традиция говорит, что часть могулов (потомки кочевников Улуса Угедея с правившей династией Чагатаидов) принимала участие в этногенезе казахов. Но это наследие старой советской парадигмы. А оно мало аргументировано. Это чистый научный вопрос, о котором нужно дискутировать в научных журналах. Политизировать его не стоит.

- Ильнур Миргалиев с своем интервью заявил, что был бы рад, если бы дискуссия была продолжена профессиональными историками. Планируются ли какие-либо круглые столы по дискуссионным вопросам золотоордынской и казахской истории в Казахстане?

В Казахстане в разы больше тратятся денег на исторические исследования, но КПД от этих потраченных денег в разы меньше, чем у коллег в Татарстане

- Как ученый-историк, в научном плане я вырос в Казани, в Татарстане. Я с 2009 года каждый год участвую в казанских научных конференциях. И это помогло мне вырасти в научном плане. Меня многие называют больше казанским ученым, чем казахским. Большая часть моих научных трудов публикуется в столице Татарстана. Казань – место, где производится историческая наука, где выходят главные научные статьи по истории Улуса Джучи. Это объективное состояние дел в современных исследованиях истории Улуса Джучи. В Казахстане в разы больше тратятся денег на исторические исследования, но КПД от этих потраченных денег в разы меньше, чем у коллег в Татарстане. Дискуссии казахских ученых по истории Улуса Джучи по большей части происходят именно в Казани. Это вызвано слабым качеством исторической науки об Улусе Джучи в Казахстане и тем, что в Казахстане многие ученые не привыкли дискутировать по научным вопросам посредством рецензий и научных статей. Какая может быть дискуссия, когда оппоненты просто молчат и делают вид, что "не в курсе". Если ученый критикует другого ученого - в нормальной науке это нормально. Все нормальные ученые должны руководствоваться принципом "Платон мне друг, но истина дороже". В Казахстане же на научную критику обижаются до конца жизни или просто ее игнорируют, делая вид, что не читали ее.

Если проводить такой международный научный круглый стол по золотоордынскому наследию и этническим связям постордынских народов (этногенез постордынских народов), то его нужно делать не в Казахстане, а в Татарстане с участием не только казахских и татарских ученых, но и с участием всех профессионально заинтересованных в этом историков.

Читайте также: