Почему камчатский край дотационный регион

Обновлено: 13.05.2024

Проблема неравномерности регионального развития идет в ногу с бесплодными попытками диверсифицировать российскую экономику. Решения правительства, направленные на решение проблемы, только усугубляют ситуацию

Сравнив собираемость налогов в регионах страны и размер федеральных дотаций, приходим к выводу: несмотря на то, что субъекты Федерации повышают отчисления в казну, все по-прежнему зависит от "нефтяной иглы".

При этом чиновники констатируют рост налоговых сборов: по итогам 2017 года в федеральный бюджет поступило почти 9 трлн рублей, что на 32% выше показателя 2016 года. Ухудшили показатели 17 субъектов, в то время как в позапрошлом году таких было 32.

По мнению аналитиков, в ситуацию вмешались растущие цены на нефть, которые позволили нарастить доходы крупнейшим налогоплательщикам России – нефтяным компаниям.

Регионы – "локомотивы"

В лидерах по сборам традиционно Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), "вотчина" "Роснефти", "Лукойла" и "Сургугнефтегаза". По итогам 2017 года регион перечислил в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, что на 37,4% больше показателя 2016 года. Югра обеспечила более 22% поступлений от субъектов Федерации. Второе место по собираемости налогов занимает Москва с 1,26 трлн рублей, третье место у Ямало-Ненецкого АО (652 млрд). В совокупности эти три региона собрали в казну около 5 трлн, что составило 57,3% всех налогов и сборов.

Четвертую строчку занимает Санкт-Петербург с 492 млрд рублей, а на пятой разместился сделавший серьезный рывок Татарстан с 328,5 млрд. Республика увеличила налоговые сборы в 2017 году на 43,2%. При этом рост валового регионального продукта (ВРП) в республике составил 2,8%. Основной положительный вклад в развитие экономики региона внесли промышленность, сельское хозяйство и торговля.

Регионы-должники

Стоит отметить, что ситуация с субъектами, где социально-экономические условия далеки от идеальных, и не думает улучшаться. Более того, в январе в 2018 года впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасии и Костромской области.

Долг этих двух субъектов по кредитам за счет федерального бюджета превысил 80% доходов, которые они собирают в собственную казну. Всего же, по данным Минфина, на начало 2018 года госдолг российских регионов достиг 2,5 трлн рублей.

В 2017 году объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей, а Костромской области - 9,2 млрд рублей.

В 2017 году сильнее всего снизились налоговые поступления в Республике Тыва (-42%), Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%). А Архангельская область сократила сборы на 65%. В "антилидерах" – Забайкалье:налоги "рухнули" на 96%. Край ждет реструктуризация долга и грозит внешнее управление.

Переливание из пустого в порожнее

Общий объем дотаций в регионы в 2017 году вырос на 100 млрд рублей, обеспеченных, в том числе… поступлениями налога на прибыль из субъектов Федерации.

Напомним, что с прошлого года этот налог передан на федеральный уровень и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

При этом в России всего 13 регионов, которые не получают федерального финансирования. Среди них излюбленные бизнесом субъекты, обладающие запасом природных ресурсов.

Можно сколь угодно нахваливать регионы-доноры, но это не меняет ситуации в субъектах с тяжелой экономической ситуацией. Топ-5 самых "дорогих" для бюджета регионов не меняется который год, и на них приходится более трети всех дотаций.

Среди "счастливчиков" нынешнего года - Республика Дагестан, получившая более 9% всех дотаций. На втором месте - Якутия, с 44 млрд рублей (рост на 20%). Третья по объему дотация - более 39,3 млрд руб. отправится на Камчатку.

В число регионов, получивших красивую цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь",

- отмечают аналитики "Реального времени". Отметим и Чечню, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем в 2017-м.

Первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году, подсчитали в РБК. И как указывают аналитики, общий объем дотаций растет последние шесть лет.

На выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году будет выделено 645,1 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Отметим, что при этом бюджетные кредиты для регионов вообще отменены.

Помимо роста дотаций, произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам",

- пояснил аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.

Отмена кредитов и рост МРОТ

"Переливая" дотации из одной "кубышки" в другую, власть одновременно декларирует намерение и вовсе от них отказаться. Правда, экономисты не вполне понимают, как правительство собирается это сделать, учитывая последние действия Кабмина в этом направлении.

Член комитета Госдумы по экономической политике Владимир Сысоев в интервью Царьграду заявил, что "четверть регионов фактически является регионами-банкротами". "Понятно, что эта ситуация в какой-то степени создана искусственно, когда регионы просто загоняли в долги, вынуждали брать кредиты в коммерческих банках по очень высоким ставкам, которые доходили до 15-20% годовых", - пояснил депутат российского парламента.

Правительство пытается запустить новые стимулы развития. Например, с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России сравнялся с прожиточным минимумом (11,16 тыс. рублей), и новость это, безусловно, хорошая. Проблема в том, какими средствами будет обеспечиваться рост этой величины? Царьград уже отмечал, что из бюджетов на эти цели потребуется дополнительно 39,3 млрд рублей. При этом федеральный бюджет обеспечит всего 7,5 млрд от этой суммы, а региональные и муниципальные бюджеты—31,8 млрд.

В совокупности с отменой бюджетного кредитования с небольшой ставкой (0,1% годовых) и высоким уровнем госдолга регионов это звучит не слишком оптимистично.

В Минфине заявляют, что кредитовать субъекты Федерации смогут госбанки, но процентная ставка при этом составит 8,75%. Понятно, что "дотационные" регионы такую нагрузку не потянут, но это еще полбеды. Как отметили опрошенные ТАСС эксперты, повышение МРОТ может привести к пересмотру бизнесом планов по расходам и, может даже, вынудить пойти на сокращение сотрудников или перевести их на неполный рабочий день. При этом растут налоговая нагрузка и амбициозность поставленных перед регионами задач.

Власти признают, что к основным угрозам экономической безопасности страны относятся неравномерность пространственного развития России, "усиление дифференциации регионов и муниципальных образований". Такие формулировки содержатся в Стратегии безопасности страны. Правда, пока неясно, на каком уровне и чьими руками планируется эту проблему решать.

Налог на прибыль 1% забрали. За хорошую работу немного денег дали. Спасибо, конечно. Но это только 30% от того, что забрали. Пять лет не трогайте ничего! Давайте, наконец, поработаем! Я хотя бы буду понимать, сколько доходов мы получим",

- заявил на одной из экономических конференций глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Кстати, именно экономический рост этого российского региона и отчисления налога на прибыль обеспечили увеличение дотаций в неразвитых регионах.

Доходы "сильных" уходят к "слабым" - и у тех и у других нет стимула развивать собственную экономику. Тупик? Нет, пора пересмотреть межбюджетные отношения федерального центра и субъектов. Иначе - стагнация, рост региональных и муниципальных долгов, дестимулирование развития регионов, а значит и страны в целом.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Дотационные регионы РФ - это такие регионы России, бюджетная составшляющая которых недостаточна для финансирования социальных и инфраструктурных расходов своими силами, поэтому федеральный бюджет направляет в региональные бюджеты денежные трансферты для дофинансирования расходов регионов.

Дотирование получает семьдесят два региона из восьмидесяти пяти. Пять регионов-лидеров, которые получали бюджетные трансферты, по сравнению с 2018 года все также не изменились.

По сравнению с 2018 годом дотационные отчисления республике Дагестан выросли примерно на 10% процентов. У второго крупного дотационного региона (Якутия) уровень дотаций вырос примерно на 3 млрд. рублей.

В 2019 году доткационные отчисления будут увеличены для 49 объектов России, но при этом снизятся для 23. В целом, число регионов, которые не требуют дотации, по-прежнему остается малым.

Представим данные в виде инфографики:


Одной из причин повлиявших на снижение наполняемости бюджетов регионов стали санкции США, которые частично оказали влияние на крупные предприятия в регионах. Из-за этих санкций налоговые отчисления в региональные бюджеты сократятся. Именно поэтому дотационная помощь регионов была увеличена в очередной раз.

Также приведем таблицу дотаций регионам России в 2019 году:

Наименование региона Значение, млрд. руб.
Республика Дагестан 66,266
Республика Саха (Якутия) 46,907
Камчатский край 37,390
Чеченская Республика 30,441
Алтайский край 26,838
Ставропольский край 22,083
Республика Крым 20,371
Республика Бурятия 19,875
Республика Тыва 16,933
Республика Башкортостан 15,612
Ростовская область 13,631
Кабардино-Балкарская Республика 12,748
Курганская область 12,347
Брянская область 12,165
Забайкальский край 11,975
Ивановская область 11,743
Кировская область 11,508
Чукотский автономный округ 11,240
Чувашская Республика - Чувашия 11,115
Республика Ингушетия 10,165
Республика Алтай 9,868
Краснодарский край 9,737
Республика Северная Осетия - Алания 9,539
Карачаево-Черкесская Республика 9,147
Архангельская область 9,059
Саратовская область 8,955
Волгоградская область 8,919
Приморский край 8,702
Тамбовская область 8,657
Республика Карелия 8,115
Челябинская область 7,669
Воронежская область 7,400
Омская область 7,396
Пензенская область 7,286
Республика Марий Эл 6,930
Кемеровская область 6,860
Хабаровский край 6,432
Новосибирская область 5,823
Владимирская область 5,653
Иркутская область 5,558
Орловская область 5,444
Псковская область 4,931
Томская область 4,778
Магаданская область 4,729
Оренбургская область 4,570
Тверская область 4,363
Нижегородская область 4,260
Республика Адыгея (Адыгея) 4,198
Курская область 4,072
Удмуртская Республика 4,009
Рязанская область 3,967
Республика Калмыкия 3,930
Амурская область 3,615
Костромская область 3,518
Смоленская область 3,268
Ульяновская область 3,187
Республика Хакасия 3,149
город федерального значения Севастополь 2,908
Республика Мордовия 2,835
Астраханская область 2,779
Вологодская область 2,528
Калининградская область 2,492
Пермский край 2,423
Белгородская область 2,049
Еврейская автономная область 1,795
Красноярский край 1,763
Новгородская область 1,503
Тульская область 1,110
Липецкая область 0,864
Ярославская область 0,789
Республика Коми 0,345
Мурманская область 0,032
Республика Татарстан (Татарстан) 0,000
Калужская область 0,000
Ленинградская область 0,000
Московская область 0,000
Самарская область 0,000
Сахалинская область 0,000
Свердловская область 0,000
Тюменская область 0,000
город федерального значения Москва 0,000
город федерального значения Санкт-Петербург 0,000
Ненецкий автономный округ 0,000
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 0,000
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,000
Итого 675,260

Данные представлены на основании информации, представленной Министреством Финансов Российской Федерации - подробнее.

Дотации — это помощь регионам которую оказывает государства на безвозмездной основе, без необходимости возврата. Российская Федерация, это огромная страна, в которой 85 субъектов. Каждый из регионов имеет массу проблем и когда пополнение бюджета собственными силами невозможно, на помощь приходит государство, и выделяет суммы на покрытие расходов территорий. В 2020 году большинство регионов нашей страны является дотационными. То на что пойдут деньги выделенные государством, субъект решает сам, закон не обязывает указывать четкие цели. Главы регионов должны понимать, что деньги выделяются на нужды местного населения и на максимальное решение актуальных задач.

Дотации федерального бюджета России регионам на 2022 год: Таблица

Регион млрд. руб.
Республика Дагестан 59,07
Республика Саха (Якутия) 43,94
Камчатский край 39,36
Алтайский край 27,13
Чеченская Республика 27,08
Ставропольский край 19,20
Республика Бурятия 18,30
Республика Крым 17,71
Республика Башкортостан 16,43
Республика Тыва 15,73
Ростовская область 13,85
Курганская область 13,00
Брянская область 12,81
Забайкальский край 12,13
Ивановская область 11,64
Кабардино-Балкарская Республика 11,09
Кировская область 10,01
Чувашская Республика — Чувашия 9,92
Чукотский автономный округ 9,77
Республика Алтай 9,65
Республика Ингушетия 9,20
Карачаево-Черкесская Республика 9,13
Тамбовская область 9,11
Республика Северная Осетия — Алания 8,98
Архангельская область 8,82
Краснодарский край 8,74
Республика Карелия 8,54
Приморский край 8,52
Саратовская область 8,50
Волгоградская область 8,29
Челябинская область 7,59
Кемеровская область 7,22
Воронежская область 7,01
Хабаровский край 6,77
Пензенская область 6,68
Омская область 6,58
Республика Марий Эл 6,03
Иркутская область 5,85
Орловская область 5,73
Владимирская область 5,58
Новосибирская область 5,56
Магаданская область 4,98
Псковская область 4,29
Томская область 4,15
Тверская область 4,08
Оренбургская область 3,97
Нижегородская область 3,93
Республика Калмыкия 3,84
Республика Адыгея (Адыгея) 3,80
Курская область 3,77
Костромская область 3,70
Удмуртская Республика 3,63
Амурская область 3,60
Рязанская область 3,47
Ульяновская область 3,35
Смоленская область 3,25
Красноярский край 3,19
Республика Хакасия 3,09
Республика Мордовия 2,76
Вологодская область 2,73
город федерального значения Севастополь 2,60
Астраханская область 2,42
Белгородская область 2,37
Пермский край 2,19
Калининградская область 2,17
Еврейская автономная область 1,89
Тульская область 1,85
Новгородская область 1,31
Липецкая область 0,79
Ярославская область 0,69
Мурманская область 0,47
Республика Коми 0,30
Калужская область 0,27
Республика Татарстан (Татарстан) 0,00
Ленинградская область 0,00
Московская область 0,00
Самарская область 0,00
Сахалинская область 0,00
Свердловская область 0,00
Тюменская область 0,00
город федерального значения Москва 0,00
город федерального значения Санкт-Петербург 0,00
Ненецкий автономный округ 0,00
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,00
Всего 645,14


Как распределяются дотации между регионами?

Развитие территорий России в настоящее время происходит не равномерно, все зависит от местоположения, климата и наличия природных ископаемых. Суммы выделяемые из бюджета, рассчитываются на основании того на сколько регион самостоятельно может заработать деньги. При расчете дотаций в 2020 году правительство Российской Федерации, учитывало финансовую обеспеченность на душу населения. Бюджет закладываются строго на одного жителя. Условия проживание в разных областях нашей необъятной Родины, совершенно разные, количество жителей тоже, и дотации соответственно у регионов индивидуальные. Бюджет субъектов РФ состоит из налогов местного бизнеса и та сумма которой не достает до финансовой обеспеченности на каждого жителя и будет дотацией от государства.

Дотации для регионов Российской Федерации в 2022 году.

Дотационными регионами из общего числа 85 считаются 73 региона. В 2020 году помощь регионам была оказана на 5% больше чем в предыдущем году. Не нуждаются в помощи от государства большие промышленные, нефтедобывающие регионы. Кроме того столица нашей Родины, так же не нуждается в помощи от государства. Город с миллионными жителями и развитым бизнесом, обеспечивает себя самостоятельно. Те же кто получают такую помощь становятся зависимыми от федеральной власти, ведь управлять отдельными территориями гораздо удобнее.
Инструментов помощи субъектам Российской Федерации, являются дотации. Бесспорно помощь очень важная и нужная, но такое количество регионов ждущих поддержки от государства, вселяет опасение за действующую систему и за бюджет в целом.

Экономические проблемы России: дотационные регионы без желания и возможности выйти на самообеспечение

Дотационными являются те регионы, у которых недостаточно собственных денежных средств для поддержания и функционирования своей инфраструктуры. Именно на эти цели им выделяют средства из федерального бюджета.

Если можно так выразиться, рентабельных регионов в России мало — в основном это регионы, где происходит добыча природных ресурсов, за их счет пополняется федеральный бюджет примерно на третью часть, также они участвуют в дотировании остальных регионов России.

В число регионов с наименьшими дотациями, где на 85% бюджет состоит из собственных доходов, входят Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленобласть, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область, Республика Коми, Сахалин.

Сюда же можно добавить такие хорошо развитые регионы как Свердловская область, Татарстан, Красноярский край, с некоторой натяжкой Липецкую и Кемеровскую области.

У основной части регионов России уровень дотационной поддержи составляет примерно 19-20%. Но у нас в стране также есть хронически дотационные регионы, большая часть которых формирует свой бюджет за счет дотаций из федерального центра - более чем на 50% в течение длительного времени.

Уровень поддержи федерального центра по различным регионам выглядит следующим образом:

Крым, Севастополь, Калининградская область: доля дотаций составляет 56 - 67%.

Дальневосточные регионы: Чукотка, Камчатка, доля дотаций 59% -73%.

Тыва, Алтай, Бурятия: дотации 53% -76%.

Для республик Северного Кавказа: Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан: доля дотаций 55-84%.

Самая максимальная доля дотация в Ингушетии - 83,4% и Чечне - 80,7%.

Как видно из приведенных данных, самыми дотационными регионами являются Дальний Восток, Частично Сибирь, Крым, республики Северного Кавказа. Они требуют самого высокого уровня финансирования, их бюджеты практически полностью состоят из средств, выделяемых центром..

Почему же не развиваются дотационные регионы, какие есть способы повысить доходы их бюджетов и благосостояние граждан, перестать быть зависимыми от дотаций центра? У одних нет желания, у других нет возможностей. Или проблемы всё же иного плана.

Здесь много разных причин, но есть и основная — когда из центра стабильно поступает необходимое количество денежных средств, у чиновников нет мотивации предпринимать какие-то действия чтобы изменить сложившуюся ситуацию, они не стремятся развивать свой регион, поскольку деньги всё равно дадут.

Так проходит время, и десятки лет в России немалое число регионов даже при наличии немалых поступлений из федерального бюджета и огромных собственных ресурсах находятся в упадке и не развиваются.

А ведь можно создавать льготные условия для организации производства, для торговли, строительства, пытаться привлекать инвесторов, организовывать новые рабочие места, что повлечет за собой снижение уровня безработицы, уровень которой достаточно высок в дотационных регионах.

В девяти российских регионов безработица превышает десять процентов, в дотационных регионах меньше всего работающего населения. Там есть все возможности для повышения квалификации работающих, переобучения, но многие к этому не стремятся. В то же время бюджетные средства на поддержание таких регионов расходуются, а частные инвестиции не привлекаются.

В таких депрессивных в экономическом плане регионах как республика Тыва, Алтай, отдельные регионы Северного Кавказа всегда исторически были проблемы с работой, а сами регионы, такие, например, как Северный Кавказ, достаточно густонаселенные. Сложно победить ту же безработицу, если экономическое развитие регионов остается на низком уровне, все взаимосвязано.

Получается, человеческие ресурсы там есть, но профессиональных кадров, желающих работать, — мало. Именно поэтому не приходят инвестиции в эти регионы. Инвесторы попросту не хотят вкладывать свои средства в регион, где мало квалифицированных кадров, вот такой замкнутый круг.

Еще одна причина состоит в том, что инвесторы, в частности иностранные, не верят в Россию в принципе, не говоря про отдельные регионы, у которых даже внутри нашей страны не самая лучшая с экономической точки зрения репутация. Свою роль сыграли и антироссийские санкции.

Подытожив все сказанное, можно сделать вывод, что в ближайшее время больших изменений в сложившейся ситуации с дотационными регионами не предвидится: выбраться из хронической дотационности на фоне преодоления последствий пандемии вряд ли удастся у большинства таких субъектов. Выход в привлечении инвестиционной привлекательности регионов, разработке программ, которые бы позволяли наращивать собственные доходы. Но и здесь без вложений не обойтись.

Читайте также: