Почему исправная аккумуляторная батарея не может обеспечить запуск двигателя

Обновлено: 02.07.2024

Однако бывает и так, что аккумулятор заряжен, стартер бодро проворачивает коленчатый вал, а силовой агрегат остается ко всему этому полностью равнодушным и наотрез отказывается выполнять возложенные на него задачи. О возможных причинах того, почему не заводится машина, если аккумулятор полностью заряжен и процесс запуска, казалось бы, должен идти в штатном режиме, и пойдет речь в этой статье.

Почему не заводится машина

Тем, кто хотя бы в общих чертах знаком с основными принципами работы и главными элементами конструкции двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на современные автомобили, вполне понятно, что если машина не заводиться при заряженном аккумуляторе, то проблему следует искать в:

  • Системе зажигания;
  • Топливной системе;
  • Электронной системе управления силовым аграгатом.

Логика здесь проста: двигатель при заряженном аккумуляторе и полностью исправном стартере может не заводиться или из-за того, что горючая смесь не зажигается, или из-за того, что она просто не попадает в цилиндры, или из-за того, что дает серьезный сбой электронная система управления мотором.

Что проверять если аккумулятор заряжен

В такой ситуации многие автомобилистам, даже понимая, что же именно может быть неисправно, не так уж и просто бывает решить, с чего лучше всего начать поиски дефекта. Опытные специалисты в сфере ремонта и обслуживания двигателей внутреннего сгорания рекомендуют осуществлять проверку в следующей последовательности:

  • Предохранители;
  • Электронный блок управления двигателем;
  • Дроссельная заслонка;
  • Топливный фильтр;
  • Топливный насос.

Предохранители

предохранители

Причина того, что при исправно работающем стартере не заводится двигатель может состоять в следующем: на свечи не подается электричество. Кстати говоря сами они никак не могут служить причиной проблем хотя бы потому, что вероятность выхода из строя их всех, да еще и одновременно, исчезающее мала. Поэтому очень может быть, что просто не подается напряжение на подключенные к ним высоковольтные провода. Если конструкция системы зажигания конкретного двигателя такова, что оно подается через предохранители, то в первую очередь нужно проверить именно их.

Электронный блок управления двигателем

электронный блок управления двигателем

Все современные двигатели, устанавливаемые на легковые автомобили, оснащаются электронными блоками управления, которые также вполне могут быть причиной того, что при заряженном аккумуляторе и работающем стартере, а также исправной системе зажигания двигатель может не заводиться совсем, или же, запустившись, сразу же глохнет.

Так может происходить, например, когда выходят из строя датчики ЭСУД или ДПКВ. Суть состоит в том, что после запуска двигателя они посылают его электронный блок управления неправильные данные о составе топливной смеси и положении коленчатого вала. ЭБУ интерпретирует их и выдает совсем не те команды, которые нужны, соответствующим исполнительным устройствам. В результате двигатель, только запустившись, сразу же глохнет.

Дроссельная заслонка

дроссельная заслонка

Что касается возможных неисправностей топливной системы, ведущих к невозможности запустить двигатель, то среди них, как свидетельствует практика, с большим отрывом лидируют проблемы с дроссельными заслонками. Эти элементы конструкции современных двигателей внутреннего сгорания представляют собой ни сто иное, как механические регуляторы проходного сечения канала, по которому, в конечном итоге, топливная смесь попадает в цилиндры.

Если дроссельная заслонка по той или иной причине работает неправильно, то она просто, по сути дела, перекрывает подачу горючего. Поскольку цилиндры пустые и воспламеняться там нечему, двигатель и не запускается.

Топливный фильтр

топливный фильтр

Фильтр является одной из важнейших составляющих частей топливной системы любого двигателя внутреннего сгорания. Его функция, как известно, состоит в очистке топлива от различных механических примесей. Он требует периодической замены, однако немалое количество автовладельцев просто игнорируют это обстоятельство. В результате наступает момент, когда он засоряется настолько, что оказывается непроницаемым не только для мусора, но и для самого бензина или солярки. Как следствие — топливо просто не падает в зону формирования горючей смеси, она не образуется, и двигатель, соответственно, не заводиться.

Топливный насос

топливный насос

Еще одним важным элементом топливной системы, из-за которого машина может не заводиться при заряженном аккумуляторе и исправном стартере, является бензонасос.

Если он по какой-либо причине вышел из строя и не подает топливо, то горючая смесь не может сформироваться, что называется, по определению, и поэтому удивляться тому, что стартер изо всех сил вращается, а двигатель на это никак не реагирует, в таком случае не приходится.

Срок службы аккумуляторной батареи при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании примерно три-четыре года или соответствует 75…100 тыс. км пробега автомобиля, а при малых годовых пробегах может увеличиваться до 6 лет. При нарушении правил эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей эти сроки могут значительно сокращаться.
Особенно ухудшают техническое состояние аккумуляторных батарей загрязнение электролита, эксплуатация и хранение при повышенной температуре электролита или низком его уровне, нарушение режима зарядки, залив электролита повышенной плотности.

Все это может стать причиной таких неисправностей, как повышенный саморазряд аккумуляторной батареи, падение ЭДС и напряжения под нагрузкой.

Основными признаками перечисленных неисправностей аккумуляторной батареи являются замедленное вращение коленчатого вала при пуске двигателя стартером (при сильно разряженной аккумуляторной батарее стартер может вообще не проворачивать коленчатый вал), тусклый свет ламп и ослабленный звуковой сигнал.
Кроме того, в процессе эксплуатации происходит окисление полюсных штырей и наконечников, что является наиболее частой причиной неисправностей.

неисправности аккумуляторных батарей

Загрязнение крышек и мастики

Загрязнение вызывает окисление выводов и разрядка аккумуляторных батарей. Пыль и грязь пропитываются электролитом, который замыкает выводы, и аккумуляторная батарея разряжается.
Для обнаружения утечки тока следует подключить к поверхности мастики (крышек) вольтметр. Если он регистрирует напряжение, то необходимо очистить поверхность аккумуляторной батареи от пыли, грязи и электролита и протереть крышки 10%-ным водным раствором нашатырного спирта или соды и вытереть насухо.
Проверяют и при необходимости прочищают вентиляционные отверстия в пробках.

Трещины в мастике, крышках и корпусе

Трещины возникают вследствие старения мастики, а также из-за вибрации и тряски аккумуляторной батареи при неплотном ее креплении на автомобиле.
Трещины в мастике и крышках, а также неплотное прилегание пробок заливочных отверстий вызывают выплескивание электролита на поверхность крышек, электролит замыкает выводы, что вызывает разрядку аккумуляторной батареи.
Небольшие трещины в мастике устраняют оплавлением. Сильно потрескавшуюся мастику заменяют.
При наличии трещин в крышках и баке (корпусе) аккумуляторную батарею ремонтируют в специализированной мастерской (заменяют поврежденные детали).

окисление выводов аккумуляторных батарей

Окисление выводов

Для устранения неисправности надо зачистить выводы металлической щеткой или наждачной бумагой до металлического блеска и укрепить их на штырях. При зачистке клемм и выводов наждачной бумагой не следует слишком усердствовать, чтобы не повредить металлические детали.
После этого штыри и клеммы снаружи смазать тонким слоем технического вазелина ВТВ-1 или другим кислотостойким смазочным материалом.

Подтекание электролита

Подтекание электролита через трещины в корпусе обнаруживаются визуально. Чаще всего трещины появляются вблизи выводов аккумуляторных батарей из-за неаккуратного демонтажа клемм и выводов, а также могут возникнуть при механических повреждениях корпуса (обычно при авариях).
Небольшую трещину в пластмассовом корпусе можно заделать, заплавив ее куском полиэтилена с помощью паяльника, или наложив на трещину несколько слоев полиэтиленовой пленки и заплавить их через лист плотной бумаги. При значительном повреждении корпуса аккумуляторная батарея подлежит замене.
При вынужденной временной эксплуатации неисправной аккумуляторной батареи необходимо периодически добавлять в нее электролит, а не дистиллированную воду.

Недостаточный уровень электролита

При недостаточном уровне электролита снижается емкость аккумуляторной батареи и напряжение на ее выводах. Проверять уровень электролита надо стеклянной трубочкой, пластмассовым или деревянным стержнем не реже чем через 10…15 дней, а в жаркое время года еще чаще.
Уровень электролита должен быть на 10…15 мм выше предохранительного щитка (у аккумуляторных батарей типа 6СТ-55 – 5…10 мм).

Для восстановления уровня до нормы следует установить причину его снижения. Если после визуального осмотра аккумуляторной батареи не выявлена утечка через пробки заливных отверстий или трещины в корпусе, крышке или мастике, значит снижение уровня электролита произошло из-за выкипания из него воды. Это может иметь место при слишком большом токе зарядки, при эксплуатации и хранении батареи в условиях высоких температур и т. п. В таком случае в электролит доливают только дистиллированную воду. Для перемешивания воды с электролитом аккумуляторную батарею подзаряжают в течение 10…15 минут.
Непосредственно на автомобиле воду в аккумуляторную батарею добавляют при работающем двигателе.

При обнаружении утечки электролита (через пробки, трещины и т. д.) его уровень восстанавливают доливкой электролита необходимой плотности.

Понижение или повышение плотности электролита

В процессе эксплуатации или хранения аккумуляторных батарей необходимо периодически контролировать плотность электролита в каждом из аккумуляторов (каждой банке), корректируя ее в случае необходимости.
Плотность электролита понижается чаще всего при разрядке аккумуляторной батареи и сульфатации пластин. При понижении плотности электролита увеличивается внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи и снижается ее емкость. В результате падает напряжение в цепи работающего стартера, что затрудняет пуск двигателя, особенно в зимнее время года. Кроме того, электролит пониженной плотности при низких температурах (зимой) может замерзнуть.

Плотность электролита в аккумуляторах батареи не должна отличаться более чем на 0,01 г/см 3 . В противном случае батарею необходимо полностью зарядить и произвести корректирование плотности электролита доливкой в аккумуляторы дистиллированной воды или электролита плотностью 1,4 г/см 3 . При этом доливку осуществляют после отбора из аккумулятора необходимого количества электролита при помощи резиновой груши или специального отборника.
После корректировки плотности аккумуляторную батарею заряжают в течение 25…30 минут для полного перемешивания электролита и снова измеряют его плотность в каждом аккумуляторе (банке).

Плотность электролита служит индикатором разряженности аккумуляторной батареи – снижение плотности электролита на 0,01 г/см 3 соответствует разрядке аккумулятора на 6%.

Повышенный саморазряд

Саморазряд батареи возникает вследствие образования в активной массе пластин местных токов, которые появляются из-за возникновения ЭДС между окислами активной массы и решеткой пластин. Кроме того, при длительном хранении электролит в аккумуляторной батарее отстаивается, и его плотность в нижних слоях становится больше, чем в верхних. Это приводит к появлению разности потенциалов и возникновению уравнительных токов на поверхности пластин.
Нормальный саморазряд исправной полностью заряженной необслуживаемой батареи составляет 0,2…0,3 % в сутки.

Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи может быть вызван следующими причинами:

  • внутреннее короткое замыкание;
  • загрязнение поверхности аккумуляторной батареи;
  • применение для доливки недистиллированной воды, содержащей щелочи и соли;
  • попадание внутрь металлических частиц и других веществ, способствующих образованию гальванических пар.

Короткое замыкание

В недалеком прошлом короткое замыкание аккумуляторных батарей устраняли заменой блоков замкнувших пластин, при этом батареи изготавливались с разборными корпусами, заливаемыми в верхней части уплотнительной мастикой, которую при ремонте распаивали. При таком ремонте приходилось распиливать свинцовые перемычки между блоками, а затем, после замены неисправного блока, спаивать вновь и заливать мастикой. Качество такого ремонта, особенно в кустарных условиях, не позволяло существенно продлить срок службы аккумуляторной батареи, поэтому в настоящее время подавляющее большинство выпускаемых промышленностью аккумуляторных батарей выполняются неразборными и ремонту при коротком замыкании не подлежат.

Сульфатация электродов

Сульфатация электродов заключается в образовании крупных трудно растворимых кристаллов сернокислого свинца (сульфата) на поверхности электродов и на стенках пор активного вещества. Кристаллы сульфата забивают поры активного вещества электродов, что препятствует проникновению электролита внутрь активного вещества. В результате не все активное вещество участвует в работе ,что снижает емкость аккумуляторной батареи.
Сульфатация электродов ускоряется при длительном хранении аккумуляторной батареи без подзарядки, повышенной плотности электролита, большом разряжении, взаимодействии электродов с воздухом при пониженном уровне электролита. Сульфатированная аккумуляторная батарея из-за малой емкости быстро разряжается при резком падении напряжения, особенно при включении стартера.

При зарядке сульфатированной аккумуляторной батареи быстро повышается напряжение и температура электролита, и начинается интенсивное газовыделение, в то время как плотность электролита повышается незначительно, поскольку часть серной кислоты остается связанной в сульфате. Сульфатацию электродов определяют методом сравнения ЭДС, подсчитанной по плотности электролита, с величиной напряжения, измеряемого с помощью вольтметра без нагрузки. Если напряжение больше ЭДС, подсчитанной по плотности, электроды аккумулятора сульфатированы.

Сульфатацию устраняют несколько раз разряжая и заряжая батарею при малой плотности электролита (1,11…1,12 г/см 3 ). При зарядке электрический заряд не должен превышать 5% номинальной емкости аккумуляторной батареи.. Затем проводят контрольную разрядку, равную 10% номинальной емкости батареи. Силу тока в цепи регулируют реостатом. Когда на зажимах наихудшего аккумулятора (банки) напряжение понизится до 1,7 В, разрядку заканчивают.
Аккумуляторная батарея считается исправной, если время разрядки не менее 7,5 ч для батареи с электролитом плотностью 1,29 г/см 3 , 6,5 ч при плотности электролита 1,27 г/см 3 и 5,5 ч при плотности электролита 1,25 г/см 3 .

Если время разрядки аккумуляторной батареи меньше указанных величин, то ее подвергают нескольким циклам зарядки-разрядки, контролируя время разрядки. Если при повторных разрядках время разряда не увеличивается, то такая батарея требует ремонта.

Контрольную разрядку также производят для определения пригодности аккумуляторных батарей к дальнейшей эксплуатации и перед их длительным хранением.

Преждевременное разрушение электродов

За время эксплуатации аккумуляторной батареи происходит окисление решеток и разрыхление активного вещества, особенно плюсовых (положительных) электродов. Изменение объема активного вещества при зарядке и разрядке аккумуляторной батареи вызывает отслаивание его от решеток.

Во время эксплуатации могут возникнуть и другие причины, приводящие к ускоренному разрушению электродов. Это непрочное крепление аккумуляторной батареи на автомобиле, приводящее к тряске и вибрациям, длительная перезарядка батареи, замерзание воды в электролите, понижение уровня электролита ниже верхних кромок электродов, короткое замыкание, неграмотный пуск двигателя стартером и т. п.

Короткое замыкание, а также длительное включение стартера приводит к короблению электродов, что ускоряет разрушение массы активного вещества, особенно плюсовых электродов. Включать стартер следует не более чем на 5 сек и не более двух-трех раз подряд. Между включениями рекомендуется делать паузу на 15…20 сек.

Разрушение электродов ускоряется при повышении плотности и температуры электролита, применении некачественной серной кислоты и недистиллированной воды для приготовления электролита.

При длительной перезарядке аккумуляторной батареи происходит электролиз воды – разложение на кислород и водород. Кислород сильно окисляет решетки плюсовых электродов, что вызывает их разрушение. Одновременно в порах активного вещества электродов накапливается большое количество газов (кислорода и водорода), давление газов в порах увеличивается, что вызывает разрыхление и выкрашивание активного вещества.
Характерным признаком перезарядки является интенсивное газовыделение из электролита и быстрое уменьшение его уровня. Во избежание перезарядки аккумуляторных батарей на автомобиле необходимо систематически проверять напряжение генератора (напряжение зарядки).

Разрушение электродов вызывает уменьшение емкости аккумуляторных батарей и короткое замыкание разноименных электродов. В аккумуляторных батареях с разрушенными электродами, даже если они полностью заряжены и не имеют сульфатации, напряжение под нагрузкой (особенно стартерной) будет быстро падать. Измерение напряжения под нагрузкой, близкой к стартерной, позволит проверить работоспособность аккумуляторной батареи.
Напряжение аккумуляторной батареи измеряется пробником Э107, а аккумуляторов – пробником Э108 или нагрузочной вилкой ЛЭ2. Измерение напряжения под нагрузкой производят при завернутых пробках аккумуляторов, что предотвращает возможность взрыва водородно-кислородной смеси.

неисправности аккумуляторных батарей

Аккумуляторный пробник Э107 позволяет проверить работоспособность аккумуляторных батарей емкостью до 190 А×ч со скрытыми межаккумуляторными перемычками. Если напряжение в конце пятой секунды подключения пробника будет больше 8,9 В, то такая аккумуляторная батарея исправна.

Таблица возможных неисправностей аккумуляторных батарей

Возможные неисправности аккумуляторных батарей, их причины и способы устранения приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Неисправности аккумуляторных батарей

Аккумуляторная батарея при эксплуатации медленно разряжается.
Стартер прокручивает якорь с малой частотой вращения

Даже владельцам современных моделей авто приходится сталкиваться с неисправностями АКБ, а также с необходимостью их замены или же ремонта. Это актуально как для пусковых, так и для тяговых батарей.

В некоторых ситуациях, когда зарядка аккумулятора не помогла решить проблему, можно восстановить его работоспособность своими руками. Для того чтобы отремонтировать устройство, важно своевременно определить симптомы поломки и правильно установить ее причины.







Признаки возникновения неисправностей

Конечно же, опытным водителям намного легче понять, что в машине вышел из строя аккумулятор. Но и начинающие автолюбители смогут вовремя предпринять необходимые меры, зная основные симптомы описываемых проблем. К таковым относятся следующие важные моменты:

  • сбои в работе электрооборудования автомобиля;
  • сама батарея очень быстро разряжается;
  • затруднения запуска силового агрегата.

При появлении одного из таких признаков настоятельно рекомендуется незамедлительно провести соответствующую диагностику.




Почему закипает электролит и что делать?

  • выход из строя реле-регулятора;
  • сульфатация пластин.

Характерным признаком первого варианта является перезаряд, который приводит к распаду воды на составляющие. Во втором случае батарея, наоборот, не может зарядиться из-за сульфата, покрывшего пластины и препятствующего их взаимодействию с рабочей жидкостью (электролитом). Решением проблемы будут ремонт упомянутого реле или же генератора, а также попытка десульфатации или замена самого аккумулятора.



Ремонт при коротком замыкании

Важно заметить, что замыкание одного из элементов (банки) батареи негативно отражается на работоспособности остальных. Следует помнить, что в процессе зарядки напряжение равномерно распределяется между всеми блоками пластин. Если один из них замкнет, то результатом станет закипание электролита и последующая сульфатация в других. Алгоритм ремонта таких нерабочих банок предусматривает следующие действия.

  • Определение неисправного элемента. Такая банка при подзарядке будет либо закипать, либо не принимать заряд. Во втором случае кипение будет фиксироваться в остальных блоках.
  • Удаление электролита из банки, в которой произошло замыкание.
  • Проделывание отверстия в верхней крышке при помощи электролобзика. Важно в данном случае соблюдать осторожность, чтобы избежать проникновения пластиковой стружки внутрь аккумулятора.
  • Извлечение пластин из корпуса с последующим их тщательным промыванием дистиллятом.
  • Визуальное диагностирование всех элементов с целью выявления причины замыкания. Кстати, при длительной и активной эксплуатации батареи источником проблемы часто становится осадок на дне банки. В таких случаях потребуется ее качественная промывка.
  • Установка блока пластин на его место.
  • Монтаж крышки и ее жесткая фиксация.



Устранение других проблем

Конечно же, перечень неисправностей АКБ не исчерпывается описанными случаями. Однако существуют достаточно эффективные и проверенные временем способы починить вышедшее из строя устройство.

Но, независимо от проблемы, ее источников и метода устранения, все работы важно выполнять с осторожностью и соблюдением правил техники безопасности. При этом стоит учитывать особенности самой батареи, особенно когда речь идет о так называемых необслуживаемых моделях.




Быстрый саморазряд

Непроизвольный процесс падения уровня заряда – это один из основных симптомов неполадок. Нормальный аккумулятор в течение дня теряет от 0,3 до 0,5%, тогда как для неисправной батареи этот показатель увеличивается до 1-1,5%. Такой саморазряд является результатом расслаивания электролита и появления паразитных токов в процессе хранения АКБ. В список причин входят:

  • загрязнение рабочей жидкости из-за разрушения пластин или же сепараторов;
  • использование обычной водопроводной воды при разбавлении кислоты;
  • применение для приготовления электролита кислоты с примесями;
  • проникновение в ячейки металлических частиц.

Если речь идет об обслуживаемом аккумуляторе, то единственным действенным средством устранения неполадок будет полная замена электролита. В ситуации с необслуживаемой батареей, скорее всего, придется менять ее саму.

Сульфатация пластин

Прежде всего важно напомнить, что речь идет о налете на пластинах и сепараторах, формируемом кристаллами сульфата свинца. Это вещество не растворяется кислотой, присутствующей в составе электролита, и поэтому заметно уменьшает площадь рабочих пластинок. В результате существенно снижается емкость АКБ. Симптомами неисправности являются:

  • высокое напряжение на первоначальном этапе зарядки;
  • низкая плотность рабочей жидкости при завершении зарядки;
  • нетипично быстрая зарядка.

В списке причин сульфатации:

  • недостаток электролита;
  • глубокая разрядка батареи;
  • недозарядка во время кратковременных поездок;
  • долив не дистиллированной воды, а кислоты.



На сегодня существуют два способа десульфатации – это физический и химический. Первый вариант является сложным и даже экстремальным, поскольку придется разобрать устройство, извлечь пластины и прочистить их вручную. Сама процедура включает в себя следующие шаги:

  • частичная разборка АКБ (снятие крышки) при помощи паяльника или разогретого ножа;
  • демонтаж пластин;
  • чистка и промывка извлеченных элементов с использованием специальной дистиллированной воды для аккумуляторов;
  • промывка дистиллятом самих банок;
  • установка пластин на место и запаивание сделанных ранее отверстий;
  • заливка электролита;
  • зарядка батареи.
  • Полная зарядка АКБ.
  • Удаление полностью всего электролита.
  • Промывка банок дистиллированной водой.
  • Заливка новой рабочей жидкости, после чего необходимо оставить аккумулятор примерно на 1 час. Стоит учесть, что удаление налета сульфата нередко сопровождается кипением с активным выделением газов. Данный этап можно повторить несколько раз.
  • Промывка устройства дистиллятом и еще одна заливка свежего электролита. Важно убедиться, чтобы последний имел нужную плотность.
  • Полная зарядка устройства.

Следует отметить, что этот метод десульфатации наиболее эффективен, если причиной проблемы является глубокий разряд аккумулятора.




Окисленные клеммы и плохой контакт

Причина таких неполадок кроется в повышенной концентрации кислоты. Именно из-за этого клеммы обильно могут покрыться налетом белого цвета. Предсказуемо он приводит к значительному увеличению сопротивления. В итоге повышается риск выхода из строя подключаемых электронных устройств автомобиля. Чаще всего окисление – это результат нарушений правил обслуживания машины. Выходом является тщательная очистка наконечников и клемм. Для этого потребуются маленькие металлические щетка и ершик, а также обычная зубная щетка и сода пищевая. Алгоритм действий максимально прост и выглядит следующим образом:

  • снятие наконечников и их качественная очистка;
  • очистка до свинцового блеска клемм АКБ;
  • нейтрализация электролита на объектах обработки при помощи раствора соды;
  • удаление посредством обычной воды, зубной щетки и ткани остатков соды.

После выполнения всех перечисленных операций настоятельно рекомендуется нанести на клеммы и наконечники смазку. Затем производится сборка схемы, и повторно промазываются места соединений.




Переполюсовка при подключении к бортовой сети

Подобная проблема представляет собой последствия неправильного подключения аккумуляторной батареи как к самой сети транспортного средства, так и к зарядному устройству. В первом случае речь идет о подсоединении минусовой клеммы к генератору, а во втором – к плюсовому зажиму (крокодилу) ЗУ. Стоит заметить, что перепутать наконечники и клеммы при подключении АКБ к машине достаточно сложно, поскольку они имеют разные размеры. Однако теоретически подобная ошибка возможна. Изменение полярности сопровождается заметным уменьшением емкости и напряжения, а также выделением газов, как при кипении электролита. Если аккумулятор был неправильно подсоединен при выключенном зажигании, то можно говорить о потенциальной опасности для постоянно находящихся под напряжением устройств. То есть, речь идет о риске лишиться часов, магнитолы и прочих приборов, включая охранную систему.

Если зажигание в такой ситуации включить, то под удар с большой вероятностью попадает бортовой компьютер. Теоретически можно рассмотреть ситуацию неправильного подключения АКБ при работающем силовом агрегате. В таком случае гарантировано короткое замыкание. Минимальный ущерб будет заключаться в поломке реле-регулятора или выпрямителя генератора. Худший сценарий не исключает возгорания с глобальными последствиями. Независимо от причин переполюсовки, результаты будут крайне негативными.

Исходя из этого, важно приобретать аккумулятор нужной полярности с учетом конструктивных особенностей автомобиля. Параллельно необходимо концентрировать внимание на его правильном подключении. Если же из-за ошибки пострадает сама АКБ, то ее, скорее всего, придется менять.



Повреждения и трещины на корпусе

Изначально следует заметить, что речь не идет о дефектах внутренних элементов батареи, то есть сепараторов и пластин. Речь идет о трещинах и сколах пластика, которые могут появиться в результате неправильной транспортировки и установке устройств, а также при ненадежной фиксации аккумулятора. Еще один важный момент заключается в том, что ремонту подлежать незначительные дефекты. Как показывает практика, попытки устранять масштабные повреждения, как правило, оказываются нецелесообразными.

Существует два способа ремонта пластикового корпуса автомобильного аккумулятора.

  • Использование заплаток. В таких ситуациях на поврежденное место накладывают соответствующего размера кусок пластика и фиксируют его при помощи хорошо разогретого паяльника и специального припоя. Важно помнить, что плавить требуется края заплатки.
  • Устранение незначительных повреждений, для которых латки не требуются. Мелкие трещины вполне можно эффективно заделать пластиковым припоем. На подготовительном этапе вдоль всей траектории аккуратно делают небольшое углубление (бороздку).



Советы по обслуживанию

Описанные выше неисправности аккумуляторных батарей для автомобилей и способы их устранения намного проще предотвратить. Зная причины возможных неприятностей, их получится избежать с минимальными финансовыми и тем более временными затратами. Залогом длительной и безремонтной работы любой АКБ будет своевременное и правильное ее обслуживание. И речь в данном случае идет о следующих основных правилах.

  • С интервалом не более 3-х месяцев требуется контролировать напряжение. Делают это как при работающем, так и при заглушенном двигателе.
  • В момент активации стартера, как правило, незначительно уменьшается объем рабочей жидкости. Исходя из этого, важно периодически проверять ее уровень и при необходимости доливать электролит или же дистиллированную воду. Это, естественно, актуально исключительно для обслуживаемых моделей АКБ.
  • При активной эксплуатации аккумулятора уровень электролита проверяют не реже чем раз в месяц.
  • Важно помнить, что при необходимости пополнения доливают только дистиллированную воду.
  • При длительном простое авто даже исправная батарея постепенно разряжается. Для продления срока службы ее необходимо будет периодически подзаряжать. Также рекомендуется отключать устройство от сети машины.
  • На подавляющем большинстве современных моделей производители устанавливают индикатор заряда. Однако на практике его показатели не всегда соответствуют действительности. Надежнее регулярно самостоятельно проверять состояние АКБ.

Помимо всего перечисленного, в контексте ухода за автомобильным аккумулятором стоит упомянуть о мелких механических повреждениях в виде трещин.

Здесь главное – вовремя выявить дефекты, для чего настоятельно рекомендуется регулярно проводить осмотр устройства. При обнаружении трещин их необходимо незамедлительно заделывать.

Покрытый инеем автомобиль, иногда с поднятым капотом, стоит на месте парковки и издает звуки, напоминающие попытку прокрутить двигатель. Знакомая история?

А ведь еще вчера, как казалось, все было в порядке – стартер с легкостью вращал двигатель и машина ездила.

Почему сегодня, утром, у аккумуляторной батареи не хватает сил для запуска двигателя? Куда делся пусковой ток?

Рассмотрим возможные причины, по которым, как казалось, исправно работающий аккумулятор, почему-то, отказывается нормально работать, особенно, с наступлением холодов.

Чтобы стало понятнее, сначала вкратце вспомним как работает автомобильный аккумулятор, т.е. каким образом на полюсах аккумуляторной батареи возникает электрический ток.

Как работает автомобильный аккумулятор

Любой автомобильный аккумулятор представляет собой корпус — контейнер, разделенный на шесть изолированных ячеек – банок.

Каждая банка является законченным источником питания (отдельный аккумулятор) с напряжением 2.1 вольт. Соединив их последовательно, на выходе получают батарею с напряжением 12.6 вольт.

Корпус АКБ

Работа автомобильного аккумулятора основана на принципе возникновения электрического напряжения в результате химической реакции между двумя разнородными металлами (полюсами), помещенными в водный раствор серной кислоты (электролит) определенной плотности.

Когда между плюсом и минусом аккумулятора подключается потребитель электроэнергии (например, открыли дверь – в салоне зажегся свет, включили зажигание, музыку и др.), то в аккумуляторе начинается химическая реакция на отдачу тока – пошел разряд.

Во время разряда аккумулятора, под действием химической реакции, происходит превращение активной массы отрицательных и положительных пластин (катода и анода) в одно и то же вещество – сульфат свинца.

Серная кислота из электролита при этом расходуется – она преобразуется в сульфат свинца и воду. И, как следствие, уровень электролита понижается и плотность его уменьшается.

Во время зарядки аккумулятора, например, после запуска двигателя в работу включается зарядное устройство автомобильного генератора, и происходит обратный химический процесс.

В результате, сульфат свинца распадается, восстанавливая анод и катод, и концентрация серной кислоты в электролите растет, тем самым увеличивая его уровень и повышая плотность.

Эти процессы разряда-заряда в аккумуляторе протекают непрерывно. Кроме них там происходит еще приблизительно шесть десятков различных (побочных) реакций, но на это можно не обращать внимание.

Только нужно учитывать, что все эти побочные реакции способствуют саморазряду аккумулятора, например, во время продолжительного простоя.

Теперь, собственно, о самой проблеме – поскольку процесс разряда-заряда течет непрерывно, почему случается так, что аккумуляторная батарея оказывается разряженной? Пусть не полностью, но ее кое-как хватает, чтобы утром запустить двигатель.

Причин неисправности аккумуляторной батареи может быть несколько, и все они являются следствием неправильной или неаккуратной эксплуатации аккумулятора.

Причины неисправности аккумуляторной батареи

Первая и наиболее распространенная причина – это постоянный или периодический недозаряд аккумулятора, который является следствием коротких пробегов автомобиля. Что это значит?

Запуск двигателя при однократном включении стартера в течение 10 секунд отнимает у батареи примерно 2% емкости. Емкость батареи – это ее способность принимать и отдавать энергию. 2% — это немного.

Тут же в работу включается зарядное устройство генератора, но нужно учитывать, что аккумулятор начинает принимать заряд только после того, как электролит прогреется до плюсовой температуры. И емкость восстанавливается не мгновенно – для этого нужно некоторое время.

В теплое время года этот процесс происходит быстрее, а при минусовой температуре – только после того, как электролит прогреется до 0+1 гр.

Таким образом, непродолжительный пробег, например, в течение часа, не обеспечивает нужный заряд аккумуляторной батарее после пуска двигателя и работы остальных потребителей – фар, габаритных огней, музыки и пр.

Зимой, времени, необходимого для восстановления емкости аккумулятора, требуется больше, чем в теплое время.

Несколько подобных коротких пробегов в течение дня оставляют батарею слегка недозаряженной, и эта разряженность потихоньку увеличивается каждый день.

Дело в том, что в процессе пуска двигателя участвует не весь объем активной массы пластин и электролита, а лишь та ее часть, которая находится на поверхности пластин и электролит, который соприкасается с поверхностью пластин.

После неудачного пуска с первой попытки нужно дать электролиту время, чтобы он перемешался и проник в поры активной массы. Его плотность, при этом, выравнивается. 15-20 секунд для этого будет достаточно.

Если крутить стартер долго и без перерыва, то такая большая нагрузка вызовет коробление пластин и активная масса постепенно осыплется с решеток — аккумулятор придет в негодность.

Осыпанию активной массы из пластин также может способствовать случайное короткое замыкание (плюсовой клеммы аккумулятора на корпус автомобиля — например, неудачно положенный гаечный ключ).

Таким образом, продолжительный разряд аккумуляторной батареи при запуске двигателя в сочетании с короткими пробегами значительно увеличивает ее разряженность – батарея не успевает за время этих пробегов восстановить свою емкость.

Еще одна причина того, что автомобильный аккумулятор со временем стал недееспособным, это низкий уровень электролита в банках, или в одной из банок.

Уровень электролита может быть настолько низкий, что верхний край решеток остается непокрытым, т.е. контактирует с воздухом.

Низкий уровень электролита – это следствие, а вот причину, в результате которой оказался такой низкий уровень, нужно выяснить.

Уровень электролита понижается в трех случаях:

  • трещина в корпусе (электролит может вытекать);
  • в результате глубокого разряда (естественное уменьшение уровня);
  • при испарении воды из электролита (работа в жарких условиях или большой зарядный ток).

Все эти случаи одинаково губительны для аккумулятора, поэтому необходим периодический контроль уровня электролита в банках.

Если аккумулятор в процессе эксплуатации не роняли, не переворачивали, то первый случай (утечки электролита) исключается.

В двух остальных случаях потребуется доливка дистиллированной воды до необходимого уровня с последующей зарядкой до первоначальной плотности.

Если в АКБ низкий уровень электролита

Если уровень электролита значительно понизился, то, скорее всего, аккумуляторная батарея частично разряжена. Насколько сильно – можно определить по значению его плотности, т.е. измерить. Плотность измеряется ареометром.

Разряд батареи всегда сопровождается насыщением сульфата свинца в электролите. И если аккумулятор какое-то время находится в полностью или частично разряженном состоянии, то после перенасыщения, сульфат свинца оседает на пластинах в виде кристаллов.

Эти кристаллы, впоследствии, сами ни в какую реакцию уже не вступают, и тем самым изолируют активную массу пластин от электролита.

Таким образом, часть активной массы пластин остается как бы исключенной из процесса образования электричества, и емкость батареи значительно снижается.

Этот процесс образования кристаллов получил название сульфатация пластин.

Когда пластины контактируют с воздухом (очень низкий уровень электролита), то процесс сульфатации будет уже несколько другим, но результат будет тот же – нерастворимые кристаллы сульфата свинца изолируют от химического процесса верхнюю часть пластин.

Понижение уровня электролита может быть вызвано высоким зарядным током от генератора, из-за чего электролит будет постоянно кипеть во время зарядки и это вызовет естественное испарение воды.

Поэтому, периодически нужно проверять работу зарядного устройства генератора. Напряжение на выходе зарядного устройства автомобильного генератора должно быть в интервале 13,6 — 14,2 вольт.

Ну и еще одна причина, которая влияет на нормальную работу автомобильного аккумулятора, это саморазряд. Саморазряд аккумулятора, по-другому, это снижение емкости батареи при длительном хранении.

Но не только при хранении. Во время эксплуатации аккумулятора саморазряд никуда не исчезает. Этот процесс естественный, поэтому, бороться с ним бесполезно, но его можно замедлить.

Для этого батарею всегда следует содержать в чистоте. Грязь, пыль на корпусе, тем более мокрая грязь в районе клемм, значительно усиливают саморазряд.

Поэтому, если такое случилось, нужно эту грязь своевременно удалить. Корпус батареи должен быть чистый и сухой, а на ее клеммах не должно быть окислов.

Устранив вышеизложенные причины, снижающие работоспособность вашего аккумулятора и периодически проводя осмотр и его профилактику, можно с уверенностью ездить значительно дольше отведенного для него гарантированного срока не боясь, что в какой-то момент аккумулятор вас подведет.

О том, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор, можно прочесть в статье Заряжаем автомобильный аккумулятор.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 02.01.2022

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Читайте также: