Почему исчезли со страниц сми понятия диссиденты правозащитное движение

Обновлено: 16.05.2024

Завершающий этап индустриальной модернизации затронул не только экономику, но и социальную сферу.

1. Понятие диссидентства.

- Диссидент (лат.несогласный, инакомыслящий) - это гра­жданин, не разделяющий господствующую в обществе офици­альную идеологию.

- Диссидентство - это движение советских граждан, оппози­ционно настроенных по отношению к политике властей и ста­вивших целью либерализацию политического режима в СССР.

- Инакомыслие имело место в советском обществе на протяжении всей истории существования СССР.

- В 1920-1930-е гг. существовала критически мыслящая рус­ская дореволюционная интеллигенция и не разделявшие сталин­скую политику старые большевики, которые были уничтожены в ходе массовых политических репрессий.

- В 1940-1950-е гг. охватившее часть творческой интелли­генции и молодежи инакомыслие, также было подавлено ре­прессивно-карательными органами.

2. Хронологические рамки диссидентского движения.

- Середина 1960-х - первая половина 1980-х гг.

3. Причины возникновения диссидентского движения.

- Несоответствие провозглашенных в Конституции СССР прав и свобод граждан реальному положению дел.

- Отход советского руководства от политики десталиниза­ции (оттепели).

- Подписание Советским Союзом Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, за­фиксировавшего обязательства соблюдать права человека.

4. Социальная база диссидентского движения.

- Незначительна, несколько тысяч участников в основном из числа творческой интеллигенции.

5. Состав диссидентского движения.

- По своему составу диссидентское движение было неодно­родным и включало в себя :

1) Национальное движение, боровшееся за национально-государственную независимость отдельных народов.

2) Религиозное движение, выступавшее за свободу совести и вероисповедания.

3) /Движение за выезд на историческую родину (евреи, немцы).

4) Правозащитное движение, боровшееся за соблюдение прав человека.

6. Идейные направления диссидентского движения.

I. Историк Рой Медведев: либерализация советского общест­венного строя путем правительственных реформ - за социализм с человеческим лицом.

7. Цели диссидентского движения.

- Демократизация (либерализация) общественно-политичес­кой жизни в СССР.

- Предоставление населению реальных гражданских и поли­тических прав и свобод (соблюдение прав и свобод гражданина и человека в СССР).

- Отмена цензуры и предоставление свободы творчества.

- Конвергенция социалистической и капиталистической об­щественных систем.

8. Методы борьбы диссидентов.

- Направление писем и обращений к официальным властям.

- Издание и распространение рукописных и машинописных изданий — самиздат.

- Публикация произведений за рубежом без разрешения со­ветских властей - тамиздат.

- Создание нелегальных организаций (групп).

- Организация открытых выступлений.

9. Основные события, связанные с диссидентским дви­жением.

- 1965 г., суд над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, опубликовавшими свои произведения на Западе без разрешения властей.




- 1970 г., создание первой правозащитной организации - Комитета прав человека в СССР, в состав которого вошли Анд­рей Сахаров, Александр Солженицын, Александр Галич и др.

- 1974 г., высылка из СССР Александра Солженицына.

- 1976 г., создание физиком Юрием Орловым Группы содей­ствия выполнению Хельсинкских соглашений.

- 1980 г., ссылка в г. Горький академика А. Д. Сахарова.

- Начало 1980-х гг., массовые аресты диссидентов, привед­шие к ликвидации диссидентского движения в СССР.

10. Борьба советских властей с диссидентским движе­нием.

- Борьбой с диссидентским движением занималось создан­ное по инициативе Ю. В. Андропова 5-е управление Комитета государственной безопасности.

- Основными мерами подавления диссидентства были :

1) Уголовное преследование и заключение в места лишения свободы.

2) Запрет на творческую деятельность.

3) Помещение в психиатрические лечебницы.

4) Высылка за границу.

11. Причины слабого распространения диссидентского движения в СССР.

- Укорененность в сознании народа советских реалий.

- Относительное материальное благополучие жизни совете граждан по сравнению с временем войны, голода и репрессий.

- Нелегальное положение диссидентов, отсутствие возможности открытого распространения своих идей.

- Наличие у государства мощного репрессивно-карательно и идеологического аппарата, направленного на подавление диссидентского движения.

- Идейная и организационная разобщенность диссидентов.

12. Значение диссидентского движения.

- Было проявлением гражданской позиции советских люде в условиях несвободы.

- Стало зарождением первых элементов гражданского обще­ства в условиях тоталитарного режима.

- Расшатывало тоталитарный (коммунистический) режим в СССР.

- Создавало предпосылки для либерализации советской сис­темы в будущем (в период перестройки).

Молодёжь считает, что это, вероятно, представители оппозиционного движения или лица, покинувшие родину по политическим причинам.

Человечек

У историков явление диссидентства вызывает терминологический спор. Кого они только не причисляют к диссидентам.

Диссидент — это.

  1. в Англии 16-17 веков – к протестантам, когда господствующей была Англиканская церковь;
  2. в Речи Посполитой – к православным и протестантам, в то время как главенствующую роль играло католическое вероисповедание; – к людям, чьё мнение и тип поведения не нравились советским властям.

Таким образом, всех диссидентов объединяет общий признак: их внутренние убеждения расходятся с общепринятыми в государстве.

Диссидент — это.

Как вы уже могли догадаться, большую часть диссидентства в Советском Союзе составляли представители интеллигенции: учёные, учителя, писатели, инженеры.

Учителя

Хотя формально диссидент – это и недовольный покупатель в очереди за пивом, который в присутствии знакомого открыто критикует действующие в стране порядки.

Диссидентство – это движение культурно-нравственное

Причислять диссидентов к оппозиции ошибочно. Хотя таковыми их считала официальная власть в СССР, усматривая в действиях активистов угрозу господствующей идеологии.

Диссидентство не принимало форму жёсткого противостояния власти (это было бы невозможно). У его представителей не было единого оппозиционного центра, и они не использовали насильственные методы.

Вот чем фактически занимались советские диссиденты:

Диссиденты направляли письма в ЦК КПСС, средства массовой информации, выпускали и распространяли собственные издания – самиздат.

Солженицын

Диссиденты в СССР – самые яркие личности

Явление диссидентства возникло в 50-60-е годы на фоне культурного сдвига и переоценки сталинского прошлого.

Почему диссидентов ошибочно причисляют к оппозиционерам

Советская власть воспринимала тип поведения диссидентов как политический. Причина в том, что до 80-х годов в СССР любые стремления к независимости и проявления инициативы причисляли к оппозиционности.

Диссиденты подвергались массовым преследованиям. Боролись с движением органы государственной безопасности – КГБ (аналог ЦРУ, ФБР, АНБ и еще десятка полностью идентичных ведомств США и других стран Запада).

По отношению к активистам власти поступали следующим образом:

  1. арестовывали и заключали под стражу;
  2. выгоняли из учебных заведений;
  3. увольняли с работы или переводили на более низкие должности.

Нередко диссидентов обвиняли в совершении преступлений по серьёзным статьям Уголовного кодекса (в частности, за антисоветскую агитацию, распространение заведомо ложных измышлений, даже за измену Родине). Людей лишали свободы, сажали в психушки, отправляли в ссылки или депортировали из страны.

Как правило, перевес сил был на стороне официальных властей.

Большинство граждан Советского Союза не знали, чем реально занимались диссиденты. А среди тех, кто был в курсе, многие относились к течению со скептицизмом и даже презрением.

Здание

Такое неверное представление о диссидентстве (как об оппозиционном движении) дожило и до сегодняшних дней.

В представлении некоторых граждан стран бывшего СССР диссидент – это недовольный советской властью человек, который ориентировался на западные ценности и вёл политическую пропаганду.

Выводы

Итак, в широком смысле диссидент – это лицо, которое открыто выражает свои убеждения, отличные от позиции большинства людей в стране.

К диссидентскому движению в СССР историки причисляют тех, кто пытался отстаивать гражданские и культурные права в рамках советских законов. Сейчас в узком смысле понятие уже не используют.

Но если власть введёт в стране негласные ограничения, выходящие за рамки закона, то не исключено, что в обществе появятся новые диссиденты.

Только это будет уже скорее на самом Западе, ибо там инакомыслие по-прежнему не шибко почитается (попробуйте, например, там хоть на секунду отбросить политкоректность), а скоро за него можно будет и серьезно пострадать. Вангую.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Нужно понять главное, если мы говорим о современном обществе, то диссидентство возможно только при тоталитарном режиме, в демократических странах нет диссидентов, там есть оппозиция, которая, в рамках политической системы, легально борется за власть, продвигает свою идеологию.

Всё, к чему в большинстве своем призывали советские диссиденты, это к соблюдению советской же конституции, которая властями игнорировалась.


Особое место внутри диссидентского мира занимало правозащитное движение, которое объединило разрозненные проявления независимой гражданской и культурной инициативы в единое целое. Правозащитники создали единое информационное поле, поддерживавшееся самой диссидентской активностью, что радикально отличало ситуацию 1960-х — 1980-х от разрозненных попыток создать политическое подполье в 1950-е гг. С середины 1960-х по начало 1980-х гг.) данное направление независимой гражданской активности абсолютно доминировало на общественной сцене [1] .

Содержание

История термина

С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например, для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению.

Так, например, Леонид Бородин, активно противостоявший советскому строю и подвергавшийся преследованиям, отказывается считать себя диссидентом, поскольку под диссидентством он понимает лишь либеральную и либерально-демократическую оппозицию режиму 1960-х — начала 1970-х годов, оформившуюся в середине 1970-х в правозащитное движение [4] .

По выражению Л. Терновского [5] , диссидент — это человек, который руководствуется законами, писанными в стране, где он живёт, а не стихийно установившимися обычаями и понятиями. [6]

Диссиденты отмежёвывались от какой-либо причастности к терроризму и в связи с взрывами в Москве в январе 1977 г. Московская Хельсинкская группа заявила [7] :



Идеология

Леонид Бородин, который, как указано выше, не причисляет себя к диссидентам, давал такую характеристику [4] :

Деятельность советских диссидентов

На тыщу академиков и член-корреспондентов,
На весь на образованный культурный легион
Нашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов,
Вслух высказать, что думает здоровый миллион!

Фактически сложились два основных направления диссидентского противостояния тоталитарному режиму.

Первое из них ориентировалась на поддержку извне СССР, второе — на использование протестных настроений населения внутри страны.

Деятельность, как правило — открытая, некоторой части диссидентов, в основном — московских правозащитников, строилась на апелляции к зарубежному общественному мнению, использовании западной прессы, неправительственных организаций, фондов, связей с политическими и государственными деятелями Запада.

Вместе с тем, акции значительной части диссидентов являлись либо просто формой стихийного самовыражения и протеста, либо формой индивидуального или группового сопротивления тоталитаризму — Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа, Группа революционного коммунизма [12] , Валентин Соколов, Андрей Деревянкин [13] , Юрий Петровский и другие. В частности, это второе направление выражалось в создании разного рода подпольных организаций, ориентированных не на связи с Западом, а исключительно на организацию сопротивления внутри СССР.



Позиция властей

Официальная пропаганда стремилась представить диссидентов агентами западных спецслужб, а диссидентство как своего рода профессиональную деятельность, которая щедро оплачивалась из-за рубежа [15] .

Преследование диссидентов

Преследования, которым подвергались советские диссиденты, заключались в увольнениях с работы, исключении из учебных заведений, арестах, помещении в психиатрические больницы, ссылках, лишении советского гражданства и выдворении из страны.

Некоторых диссидентов объявляли общественно опасными душевнобольными, применяя к ним под этим предлогом меры принудительного лечения. В годы застоя карательная психиатрия привлекала власти отсутствием необходимости создавать видимость законности, требуемой при судебном разбирательстве [17] .

Адвокатов, настаивавших на невиновности диссидентов, отстраняли от политических дел; так была отстранена Софья Каллистратова, настаивавшая на отсутствии состава преступления в действиях Вадима Делоне и Натальи Горбаневской [21] [17] .

Обмен политзаключённых



Корвалан после освобождения из чилийской тюрьмы был принят в Кремле Л. И. Брежневым. Позже Луис Корвалан изменил внешность и нелегально вернулся в Чили.

Обмен Буковского и Корвалана стал самым известным случаем успешного обмена политзаключённых.

11 февраля 1986 года в Берлине на мосту Глинике состоялся обмен диссидента Натана Щаранского на арестованных на Западе советских разведчиков — Карла Кёхера и его жену Хану. [26]

Влияние и итоги

Большинство жителей СССР не имели информации о деятельности диссидентов. Диссидентские издания были по большей части недоступны для большинства граждан СССР, западное радиовещание на языках народов СССР до 1988 г. подвергалось глушению.

Деятельность диссидентов привлекала внимание зарубежной общественности к нарушениям прав человека в СССР. Требования освобождения советских политических заключённых выдвигались многими зарубежными политиками, включая даже некоторых членов зарубежных коммунистических партий, что вызывало обеспокоенность советского руководства.

Как бы то ни было, к началу 1980-х годов, по свидетельству самих бывших участников диссидентского движения, с диссидентством как более или менее организованной оппозицией было покончено.

В середине 1980-х годов в СССР были начаты демократические реформы, приведшие в конечном итоге к распаду СССР и началу выстраивания демократических форм государственного устройства в большинстве из вновь образованных государств постсоветского пространства.

В 1986—1987 гг. по инициативе М. С. Горбачёва из заключения и ссылок были освобождены большинство диссидентов, включая академика Сахарова. Некоторые диссиденты после освобождения эмигрировали, но другие (Л.Алексеева, К.Любарский) возвратились в СССР из вынужденной эмиграции. Ряд диссидентов включились в политическую жизнь, становятся народными депутатами СССР (А. Д. Сахаров), РСФСР (С. А. Ковалёв, Р. И. Пименов, М. М. Молоствов), УССР (Вячеслав Черновол), возобновилась деятельность правозащитных организаций (МХГ).

Крушение тоталитарного режима в СССР, обретение населением некоторых политических прав и свобод — таких, как, например, свобода слова и творчества, привели к тому, что значительная часть диссидентов, признав свою задачу выполненной, интегрировалась в постсоветскую политическую систему.

Ряд советских диссидентов ведет активную легальную политическую деятельность в современной России — Людмила Алексеева, Валерия Новодворская, Александр Подрабинек и др.

Вместе с тем, некоторая часть советских диссидентов либо категорически не приняла постсоветский политический режим — Адель Найденович, Александр Тарасов, либо не была реабилитирована — Игорь Огурцов, или даже вновь подверглась репрессиям за свою оппозиционную деятельность — Сергей Григорьянц [29] , Владимир Осипов [30] , Андрей Деревянкин [31] .


Карта памяти 25.10.2013 // 5 918


В рамках этой дефиниции периодизация и локализация правозащитного движения не должна представить особых трудностей.

Хотя движение распространилось и на другие города и республики СССР, в основном его ядро было локализовано в Москве. Социальный базис движения составляла, главным образом, либеральная интеллигенция.

При том что диссидентское движение систематически выступало в защиту культурных, национальных и религиозных прав соответствующих групп и что отдельные представители этих групп являлись одновременно участниками движения, оно было принципиально иное, совершенно отдельное явление, имевшее свою специфику и, следовательно, требующее сейчас отдельного рассмотрения. К тому же, всякая история диссидентского движения, если она включает также и историю национальных, религиозных и прочих подобных движений, не может отразить каждое из них полноценно. Необязательно также рассматривать как часть диссидентского движения любые другие проявления протеста (рабочие, профсоюзные, пацифистские, экологические движения и т.д.). А это, как я уже упомянул в начале моего выступления, делают многие. В то же время исключительно важно отражать взаимодействие диссидентского движения и движений партикулярных.

За какие именно права человека боролись диссиденты? Создается впечатление, что определенное предпочтение отдавалось правам индивида (личная свобода, свобода мысли, совести, религии, убеждений и их выражения и т.д.), хотя довольно важное место в произведениях диссидентов уделялось также правам на вероисповедание и на самоопределение народов. Собственно политические права, однако, как бы отодвинуты на задний план. Это, например, права граждан принимать участие в ведении государственных дел, создавать политические партии, голосовать и быть избранным на подлинных выборах и т.д.

Правозащитники со всеми этими группами и индивидами или не сталкивались, или не захотели с ними иметь дело. В лучшем случае, они недооценили значение и масштабность этого явления. Вместо этого диссиденты начали постепенно обращаться к Западу. Даже правозащитный самиздат, который можно было бы превратить в мощный инструмент формирования общественного мнения, стал распространяться внутри СССР все меньше. Особенно в брежневский период (и, в частности, после арестов Якира и Красина) многочисленные обращения в защиту жертв репрессий, периодические правозащитные издания были в большей степени рассчитаны на Запад, чем для тиражирования и распространения в стране.

Из того, что сказано, можно выделить некоторые аспекты, характеризующие, на мой взгляд, диссидентское движение: это роль связующего звена, интерфейса, которую играло правозащитное движение в период его существования; приоритет прав человека в их мироощущении; законничество; лояльность к советской власти; аполитичность; ориентация на Запад; элитаризм. Остановимся еще раз на некоторых из этих характеристик.

Роль интерфейса. Любопытному историку не так интересно, какую информацию о партикулярных движениях диссиденты помещали в их публикациях и передавали на Запад. Это достаточно известно. У диссидентов была фактическая монополия на каналы передачи информации, а такие каналы были ограничены. К ним, буквально со всех углов Советского Союза, посыпалось информации больше, чем они могли перерабатывать, помещать в свои издания и передавать. Надо было произвести определенный отбор. Таким образом, наиболее любопытной является именно та информация, которая хотя и поступала к диссидентам, но не оглашалась и не передавалась. То есть какие сигналы и по каким критериям не пропускались через интерфейс. Это дало бы нам более полное представление о том, какими соображениями (кроме критериев достоверности) диссиденты руководствовались в отсеивании и отборе информации, и, следовательно, помогло бы более глубокому пониманию диссидентского мироощущения.

Лично я был воспитан в убеждении, что главное в законе — дух, а не буква закона, не чисто юридические формальности. И многие — не только представители советской юридической школы — согласятся со мной, что советская Конституция ставила выше всего интересы партии и государства, а сами законы подчиняла этим интересам.

Но пусть по этим двум вопросам выскажутся правоведы.

Аполитичность. На мой взгляд, отречение от политики означает фактический отказ от идеи добиться осуществления прав человека в масштабе всего общества. Таким образом, диссиденты задавались целью не столько вызывать какие-либо радикальные или даже косметические изменения в советском обществе, сколько добиться, путем западного вмешательства, освобождения того или иного узника совести или получения выездной визы для очередного желающего эмигрировать. Это одна из причин, почему многим диссидентское движение представлялось скорее как общество милосердия, чем как движение, способное оставить какой-нибудь глубокий и перманентный отпечаток в обществе.

Не совсем убедительным представляется мне мнение Валерия Чалидзе, согласно которому борьба за права человека в СССР была борьбой за создание условий для политической борьбы [12]. Политикой в истории человечества занимались задолго до того, как появилось вообще понятие прав человека. Скорее, осуществление прав той или иной социальной категории и, в конечном итоге, прав человека явилось результатом сугубо политической, подчас насильственной борьбы — борьбы за власть, за долю власти или хотя бы за ограничение власти власть имущих.

Неудивительно также, что многим скептикам, как на Западе, так и в Советском Союзе, движение казалось обреченным, как это бывает с движениями, вдохновленными исключительно моральными соображениями, лишенными какой бы то ни было конкретной силы или какой-то формы политической власти.

Таким образом, вместо того чтобы поощрять формирование внутреннего общественного мнения, которое могло бы взять на себя функцию оказания какого-то давления на режим, эту функцию правозащитники возложили с переменным успехом на западное общественное мнение, западные правительства и западные радиостанции. Таким образом, эти последние становились de facto суррогатом несуществующего отечественного общественного мнения.

Как я уже намекал, несмотря на явную ориентацию диссидентов на Запад, я не могу полностью поддержать тех, кто причисляет их к западникам. Если даже согласиться с тем, что в мироощущении диссидентов были элементы неозападничества, — например, тот же акцент на правах человека — то остается выяснить, какой смысл диссиденты вкладывали в само понятие прав человека и в понятие прав вообще, и совпадает ли он с представлениями о праве, бытующими в различных западных демократиях.

Разумеется, все то, что изложено до сих пор, далеко не исчерпывает списка проблем, возникающих при написании истории диссидентского движения. К тому же тезисы, представленные в этом выступлении, не являются достаточно четкими и окончательными. Скорее, это рабочие гипотезы, материал для дискуссии, а быть может, программа дальнейших исследований.

Читайте также: