Почему государство обязано обеспечивать надежную социально правовую защиту своих граждан

Обновлено: 02.07.2024

Известны два крайних подхода при определении взаимоотношений государства и личности: этатистский и индивидуалистический.

Этатизм, основанный на господстве органов власти, пренебрегает свободой личности, так как она ограничивает произвол государственного аппарата, представляет для него угрозу.

Законченным воплощением этатистского подхода является тоталитаризм, который упраздняет границы между государственным, общественным и личным. Отсюда и его название: тотальный — значит целостный, всеобъемлющий. Тоталитарное государство стремится к безраздельному контролю за общественной и личной жизнью.

Он выражен лишь в теории или в качестве лозунга в политической борьбе. Любая попытка его осуществления привела бы к распаду государства.

Ни этатистский, ни индивидуалистический подходы не способны обеспечить гармонию в отношениях между личностью и государством. Необходимо сочетание индивидуальных и государственных интересов. Оно воплощается в выработанных человечеством на протяжении тысячелетий универсальных ценностях и принципах.

Применительно к физическим лицам сложились две категории прав: права человека и права гражданина.

Права человека — преимущественно международно-правовой термин, употребляемый в международно-правовых документах. Права человека распространяются на любого человека независимо от его гражданства.

Права гражданина распространяются не на всех. Они обусловлены гражданством лица.

Основные права граждан — это закрепленные в конституциях и конституционных актах права личности, составляющие основу ее правового статуса в обществе.

Под гражданством (или подданством в монархических государствах) понимается политико-правовая принадлежность лица к государству, предоставляющая ему определенные права и налагающая определенные обязанности.

Существуют два основных подхода к пониманию прав человека и основных прав гражданина:

1) эти права — естественные, прирожденные свойства, не зависящие от их признания государством;

ПО — это взаимные обязанности гражданина и государства.

Из этого определения вытекают и проблемы политической обязанности: 1) содержание долга гражданина и долга государства, их соотношение; 2) пределы политической обязанности, коллизии прав и интересов гражданина и государства, способы решения конфликтов между ними.

Обязанность государства — обеспечение безопасности граждан (внешняя, внутренняя угроза).

Обязанности государства расширились в XX. Общепризнанным ныне социальным и экономическим правам граждан - обязанность государства гарантировать условия для нормальной жизни граждан, обеспечить им минимум материального благополучия.

Пределы политической обязанности

Предполагается обоюдное соблюдение ПО. Неисполнение любой из сторон условий договора ставит под сомнение обязанности другой стороны.

Наиболее распространены три варианта решения вопроса о пределах.

  1. основан на отрицании условности политической обязанности. Повиновение объявляется абсолютным законом. Политической обязанности приписывается высшее моральное значение. Дж. Джентиле, идеолог итальянского фашизма, видел свободу человека в подчинении тоталитарному государству (по гегелевской формуле: свобода есть осознанная необходимость), подчинение — категорический императив для гражданина.

Аристотель: мотив не знающего ограничений повиновения - оно необходимо ради сохранения полиса, т. е. государственно-организованного общества. Неподчинение даже плохим законам представляет угрозу для его существования.

  1. исходит из признания условности политической обязанности. Она соблюдается до тех пор, пока государство верно своему долгу, не нарушает прав человека, не превращается в тиранию. Это наиболее распространенная ныне точка зрения, характерная для либеральных и демократических кругов и получившая широкое признание начиная с

Свобода и права человека, справедливость, общее благо устанавливают пределы ПО.

Формы сопротивления против тирании - активное вооруженное — восстание и пассивное сопротивление, получившее в XIX в. название гражданского.

За восстание - Гроций (с очень существенными оговорками, ограничивающими право на восстание), Локк, Руссо, Джефферсон, Радищев.

Сторонники - американский религиозный философ Г. Д. Торо (1817—1862), Т. X. Грин, Л. Н. Толстой, Вождь индийского национально-освободительного движения М. К. Ганди (1869—1948)

Гражданское сопротивление - вызов власти, форму борьбы с ней, но без применения силы. Мотивы – м.б этическими, религиозными, социальными и политическими. Формы: митинги, манифестации, марши протеста, агитация, забастовки, бойкот правительственных учреждений и мероприятий, голодовки, прямое неподчинение законам.

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Когда начался режим самоизоляции, в нашем регионе школьникам из малообеспеченных семей начали бесплатно выдавать продуктовые наборы вместо питания в школе.

Это просто ужасно. И вокруг полно таких людей, которые живут плохо и считают, что в этом виновато государство, но сами они не делают ничего, чтобы улучшить свое положение. Еще ужаснее то, что у этих людей есть дети, которые вынуждены расти в нищете.

А еще я сама стала сильнее и увереннее в себе и считаю, что все свои проблемы и трудности я должна решать самостоятельно, рассчитывать только на себя, не ждать манны небесной. И при этом ценить то, что получаю извне, — от государства, семьи, друзей.




То есть получается, что все уплаченные налоги - это так просто, покормить огромную толпу чиновников?

"Помощь" в пандемию - это не помощь. Это нормальная роль государства. Есть понятие социального контракта - я плачу налоги и отдаю часть своих прав, а государство взамен меня защищает и оказывает поддержку когда надо.

Эти наборы не из денег государства (у государство денег нет, кроме наших с вами денег).


Катя, сейчас побуду чуть адвокатом Пути.. вренее Государства:
Гос расходы это не только чиновники.
Это еще и то, что не приносит, а только проедает деньги - армия (где один подлодка съест бюджет приличного города), сады и школы (где родители плятят лишь за питание) и т.д.
Есть еще сферы которые просто себя не окупают - здравоохранение, общественный транспорт.
А еще государство живет не только за счет налогов, вернее наши с вами налоги не превышают и 10% его дохода. От дивидендов компаний, чьи акции держит минфин, государство получает больше, чем от нас с вами. Большая часть дохода бюджета это платежи всеми ненависнтых Роснефти, ГазПрома и т.д.
Но это, конечно, не является, оправданием для раздутой армии гос аппарата и тех благ, которые они получают, по сравнению с большинством жителей страны.


тьфунатебя, замечу также, что наше государство имеет тенденцию слишком много тратить на подлодки и слишком мало - на людей


Oleg, один умный Русский хорошо сказал "Если Государство перестают кормить свою армию, оно начинает кормить чужую". Я думал, это и так очевидно.

krasnodar2014sochi, вечное запугивание - чужой хозяин будет злее, кормите своего

krasnodar2014sochi, вечное запугивание - чужой хозяин будет злее, кормите своего


тьфунатебя, ну так нефтегазовые доходы - это доходы от ресурсов, которые по идее, принадлежат нам с вами.
Кроме того, госкорпорации получают субсидии из бюджета - поэтомк мне не ясно какие-такие доходы они генерят для страны.

Ну так пандемии и не случаются часто, это чс. И не понятно, как тут защищать подход, когда деньги отправляюися на помощь иностраным государствам и гражданам, а не своим в первую очередь.

При этом у нас везде трубят о необходимости повышения рождаемости, но не создают для этого условия (если вам, как госву нкжго больше людей - создайте условия)

Катя, всегда нравилось вот это: ресурсы принадлежат нам всем.
Ну так попробуйте, достаньте нефть :)
Т.е какие то люди должны обучиться нефтегазовому делу, провести поиск, разведку, забурить скважины, вот это все. А все остальные такие сидят дома: ну я родился, доходы от нефти принадлежат и мне.

What, по конкретно этому ответу можно подумать, что в нефтегазовых конторах "проводят поиск, разведку, буря скважины, вот это все" лично условные Миллеры и Сечины. Причем единолично сразу все делают - и ищут и бурят. А на буровых в море и на нефтепроводах сидят бухгалтеры и сторожи.

Относительно ресурсов - все, недра в стране принадлежит государству. Нефтяные компании из этих недр добывают полезные ископаемые, и продает на внешние и внутренние рынки. В цену продаваемых продуктов заложены налоги. Выручка идет в карман добытчику. Налоги идут в бюджет. Бюджет распределяется по разным нуждам государства. Исходя из того, какая добыча идет, какой экспорт заграницу - спрашивать, куда идут бюджетные деньги - вполне резонно.


Larry, не пожелал бы я Вам (да и никому) завидовать, а тем более быть Сечиным, Миллером. Походу, люди разучились думать, если у человека такого уровня большая (даже очень большая зарплата), и учитывая названия этих компаний, то он не может получать мало. А если кто-то не согласен, то пусть просто подумает, что значит руководить этими мега госкомпаниями. Я бы даже и не хотел ни этих денег, ни этой власти, ни такой ответственности. Для руководства Государством уже есть люди, пусть они и думают.

What, а остальное общество в целом ведь тоже немало поучаствовало в том чтобы эти обученные нефтегазовому делу люди выросли здоровыми, получили образование, начиная с детсадовского и так далее. Как Вам такая мысль?

What, вот вот. Встану я на опушке возле леса и буду грибников выходящих поджидать. Бродил он по лесу 6 часов, ползал на карачках, выискивая и срезая грибы, вышел весь грязный, усталый но довольный. А тут я, с улыбкой и весь в белом!) Давай мою долю! Как какую? Ну территория РФ же гражданам принадлежит, как и все её богатства. Я вот гражданин! Значит часть грибов что ты сорвал на полянке - моя. Давай мне в кузовок мою долю!

What, суть в том, что разведчики и бурильщики получают от этого зарплату. И, помимо зарплаты за свою работу, часть недр тоже принадлежит им как гражданам

What, Какие то детские рассуждения. А что если какие то люди обученные нефтегазовому делу бурят скважины, а другие, обученные другим профессиям, пекут хлеб для этих бурильщиков, производят насосы для перекачки нефти и газа и тд и тп.

Борис, вот именно. Никто же не говорит: пшеница растёт на нашей земле, давайте нам хлеб бесплатно. Не так ли?

What, Ну да именно так. Во многих странах так и происходит

тьфунатебя, вы ошибаетесь. Посмотрите, из чего бюджет состоял, например, в 2018 году



Анастасия, посмотрите официальный документ о бюджете, а не красивые графики от ФБК (хоть я тоже их люблю)

тьфунатебя, смотрела, а вы смотрели? Покажите, где там ваши цифры


Анастасия, и сравните с суммами дивидендов


Анастасия, если разделить уплаченные гражданами налоги на все население, включая детей и стариков, получается, что каждый из нас платит больше 141 000 рублей в год, или 12 000 рублей в месяц. Это сопоставимо с размером пенсии или зарплаты в глубинке. А вы говорите, госкомпании - наши кормильцы


Основная доля доходов консолидированного бюджета Российской Федерации формируется за счёт платежей по налогу на добавленную стоимость - 29,8% от общего объёма поступлений, по налогу на доходы физических лиц - 28,8%, по налогу на прибыль организаций - 17,6%, а также за счет поступлений имущественных налогов - 9,7 процента.


тьфунатебя, У вас неправильный ход мысли.
Армия да, это наверное единственный налог который не окупается. А вот сады и школы являются инвестицией так как дети вырастают, работают и платят НДФЛ и естественно человек образованный будет получать больше зп и платить больше налогов.

Вообще обмен между государством и налогоплательщиком равным быть не может. Так как равным может быть только добровольный обмен. Раз нас заставляют платить налоги, значит обмен этот для нас невыгоден. Как вывод, государство нам в принципе не выгодно.

Сергей, как из двух этих посылов можно прийти к третьему. Даже если вдруг признать что они оба верные?
Детей заставляют ходить в школу, а потом в институт. Это не выгодно им? Соответственно детям не выгодны родители.

тьфунатебя, Вы говорите о Роснефти, ГазПроме, но ведь это дотационные предприятия. миллиардные вливания ежегодно, плюс известные зарплаты топ-менеджеров. а ведь в газпроме государство владеет около 50% акций и соответственно могут регулировать зарплаты. Медицина, так с каждой нашей зп уходит 5.1% это тоже немалые деньги за год, а лечиться нам ,как правило, предлагают самостоятельно. я не обвинитель и не адвокат, но некоторые моменты непонятны.

тьфунатебя, аххахахахха так смешно читать про 10%. Вы видимо в другой стране живёте. Бюджет наполняется только за счёт налогов. вопрос в том, что они разные бывают. Около 30% идёт от нефтегазового сектора и т д.

Я с вами согласен и не согласен. Начну с того, с чего согласен:
Да, меня действительно очень бесят люди, которые рожают по 7-9 детей и потом плачут о том, что государство их не содержит. Почему то вот именно с такими категориями часто сталкиваешься в новостях. Тут хочется конечно спросить, " то есть вы получили субсидии, материнские капиталы, меры соц поддержки, все за счет налогоплательщиков, и еще пытаетесь ныть на ужасное государство?".
С другой стороны, вы платите кучу налогов, вообще то это не безвозмездная оплата, а плата за свою социальную защищенность. А это значит, что если будет большая *опа, то государству стоило бы раскрыть свою "запасную кубышку" и оказать помощь страдающим согражданам (как было во время самоизоляции когда люди потеряли источники дохода". А так как государство заниматься этим не спешить, безусловно хочется спросить, какого буя я плачу в год нехилую такую сумму, а мое государство не может ничем мне помочь?

Так что ваш вопрос очень глубокий, перегибы есть в обе стороны, но общая тенденция - отрицательная.


Богдан, также соглашусь и не соглашусь. С одной стороны, эти люди действительно платят налоги, и именно государство заставило их сидеть дома, а не они сами так решили.
С другой — обычно больше всего ноют как раз те, кто благодаря пособиям и капиталам и так сидит на шее у более платёжеспособных (и приносящих больше денег в казну) граждан, причём добровольно (потому что в 21-ом веке каждый может позволить себе не рожать тех, кого не прокормишь). И бесят именно они.


Видел пример Австралии, где высылают разбивку на что и сколько потратили налоги каждого человека. Это супер идея, на основе которой можно спрашивать сгосударства по каждой статье.



Aleksandr, а мне всетаки бы хотелост, чтоб в моей стране было хорошо.

Это как чуваку который писает в подъезде, сказать что это не правильно, а он вам - илите в другой подъезд.

Я, наоборот, после этой дискуссии считаю, что спрашивать с государсива нужно больше - куда уходят налоги, на что и тд.

На самом деле невероятно бесит. Недавно видел коммент в соцсетях – там чувак на полном серьезе спрашивал, почему это ему надо платить за земельный участок (чтобы дом на нем построить), если его прадед за эту землю воевал.

Павел, вот кто платит налоги за базовый период, тот пусть и получает помощь деньгами, а тем, кто не платил, пусть государство выдает натурой. Тушенкой, хлебом и ватниками. Проездной еще. И хватит им. Никаких им денежных пособий быть не должно. База для расчета пособий 3-5 лет.


Катя, примерно представляю. Но не очень хочу, чтобы чьи-то репродуктивные хотелки оплачивались из кармана других людей. По крайней мере без действительно уважительной причины (например, пара ответственных людей заводит детей, но потом один умирает от рака, второй становится инвалидом, а не "нет денег и не предвидится, три кредита, заделаем ещё одну зайку, где наши льготы, нам все обязаны, почему не хватает на жизнь!").
А вы представляете, сколько нужно денег на содержание виллы на Гавайях? Помощь от государства (точнее, её отсутствие) не прокрывает вообще никакую часть. Что же делать, если мне это не по карману? Может, не покупать виллу? Да не, бред какой-то.


Lexa, раз государству хватает денег на "помощь" другим странам, значит на своих граждан уж точно деньги должны быть. Да, даже на тех, кто налоги платит кое-как.

Я живу и работаю в Нидерландах. Здесь очень высокие налоги и всё стоит дорого. Здесь очень мало бездомных. Попрошайничать на улице нельзя. Есть приюты.

Бездомные — люди с проблемами. Если проблемы временные, то достаточно им помочь, и всё будет нормально. Если у них проблемы с головой — им тоже необходимо помочь, это будет по-человечески.

Бедным и малоимущим государство помогает субсидиями и налоговыми вычетами. И это правильно. Государство существует, чтобы поддерживать людей, помогать им.

Бедность и проблемы из-за низкого уровня самосознания и отсутствия образования, сложностей в обучении, трудностей в поиске хорошей работы. С этим должно помогать государство, помогают общественные организации.

Государство же должно заботиться о выработке честных правил игры и следить за их соблюдением. Социальное законодательство, которое защищает работника, квартиросъёмщика — людей, которые живут и работают.

Каждый человек имеет право на уважение и заботу. Если я лично не хочу помогать каждому персонально — это мой выбор. Но мои налоги должны идти на помощь другим людям.

Мы живём в XXI-м веке. Каждая чловеческая жизнь имеет ценность. Каждая личность заслуживает уважение. Должно быть не выживание, а жизнь, самореализация.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Читайте также: