Почему государство не сразу проводит социальные реформы а предварительно осуществляет

Обновлено: 02.07.2024

Я полностью согласен с высказыванием автора. Речь идет о том, что личность правителя менее важна в управлении государством чем то, как он осуществляет эту власть и как много власти сосредоточено в его руках.

Сам правитель может быть любым, однако какие он использует методы управления и какое количество власти имеет он, ограничен ли он законом – имеет важную роль для развития любого государства.

В газетах вопросы рассматриваются также с разных точек зрения, поэтому что вопросы реформ всегда противоречивы. Каждая реформа имеет и плюсы и минусы. Это и порождает споры.

3. Используя Интернет, найди сведения о работе Государственной Думы РФ. Какие важные законы приняты за последнее время? Б чём их значение? (При выполнении задания проконсультируйся с учителем, посоветуйся с родителями.)

1. Госдума приняла закон о защите работающих в горячих точках журналистов. Поправки обязывают работодателя заключать с работником договоры страхования, обеспечивать журналистов, работающих в горячих точках, средствами индивидуальной защиты, опознавательным знаком “Пресса” (Press) и международным удостоверением журналиста, а также проводить обучение сотрудников мерам безопасности.

2. Госдума приняла закон о ежегодном повышении минимального размера оплаты труда. С 1 января 2019-го МРОТ вырастет на 117 рублей. В среднем по стране он составит 11 280 рублей, что составляет “сто процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом за второй квартал 2018 года”, говорится в сопроводительных материалах.

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Следовательно, исходя из проанализированной статьи, общественная палата призвана обеспечить согласование для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации. Фраза участника вполне оправдана.

5. Исследование идеалов учащихся 8—9 классов показало, что образец для себя большинство опрошенных находят среди политиков (43 %), в то время как 22 % видят его среди героев кинофильмов, среди исторических деятелей — около 10 %, среди общественных деятелей — менее 2 %. Если бы вопрос об идеале был задан тебе, какой ответ был бы дан? Какие аргументы могут его подкрепить?

Я бы дал ответ, что образец для себя я нахожу среди исторических деятелей. Среди всех я бы хотел выделить Петра I. Он был очень активным правителем, осуществлял, по моему мнению, прогрессивную внутреннюю и внешнюю политику, развивал образования, города, развивал территории нашей страны и активно боролся за просвещение. Именно поэтому я выделяют данного правителя и вижу в нем идеал среди исторических деятелей для себя.

6. Объясни, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина? Аргументируй свой ответ.
Для того чтобы понять, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого, необходимо привести пример.

Ответственность за соблюдение прав и свобод каждого из нас должны нести мы самостоятельно. Ведь каждый человек, действуя в своих интересах, должен реализовывать их до той степени, пока не ущемил права другого гражданина.


В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Какова форма правления в государстве Z? (Обязательно укажите конкретный вид этой формы правления.) Сформулируйте три черты, характеризующие “систему сдержек и противовесов”, существующую при такой форме правления.


В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) конкретный вид формы правления — президентская республика; (Указание только республики, без конкретизации, не засчитывается при оценивании ответа.)
2) черты, например:
— правительство в стране Z ответственно перед президентом;
— парламент не может выразить вотум недоверия правительству;
— право роспуска парламента у президента отсутствует.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.


Гражданка РФ Петрова достигла возраста, в котором могла реализовать пассивное избирательное право, т. е. могла участвовать в выборах депутатов Государственной Думы. В чём заключается пассивное избирательное право? Укажите возраст Петровой. Назовите два условия, по которым в соответствии с Конституцией РФ гражданин может быть лишен пассивного избирательного права.


В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: право быть избранным в орган государственной власти или местного самоуправле ния;
2) возраст: 21 год;
3) условия:
— признание недееспособным по решению суда;
— содержание в местах лишения свободы по приговору суда.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Избирательное право” .


В словаре приведено такое определение этого политического института: “особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию и обладающая внутренним и внешним суверенитетом”. Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три признака данного политического института, не упомянутых в условии задачи.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос: государство;
2) три признака, например:
— публичная власть, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны;
— наличие специального аппарата власти, управления и принуждения;
— монополия на правотворческую деятельность;
— монополия на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение;
— право налогообложения.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Государство”.


Гражданин N был избран руководителем отделения политической партии в городе Z. Он уделяет большое внимание работе с избирателями, защите прав и свобод граждан. Определите тип лидерства в зависимости от способа легитимации (узаконения) власти. Назовите два других типа лидерства, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) тип (по тексту задания) — рациональный / рационально-легальный;
2) другие типы с соответствуюшей хаgактеыистикой, допустим:
— традиционный лидер (власть основана на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией);
— харизматический лидер (власть опирается на веру в сверхъестественную святость, героизм, гениальность или иные достоинства властителя, не подлежащие точному определению или понятному объяснению).

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Политическое лидерство”.


Ученик 11 класса, характеризуя консервативные партии, указал, что они отстаивают ценности порядка, традиций и стабильности развития; незыблемости моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности; приоритет прав личности над интересами общества и государства; принцип свободной рыночной экономики. Какие характеристики он указал ошибочно (назовите две характеристики)? По какому критерию выделяют массовые и кадровые партии? Какие два типа (вида) партий выделяют в зависимости от отношения к действующей власти / участия во власти?


В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: указал, что они отстаивают приоритет прав личности над интересами общества и государства; принцип свободной рыночной экономики;
2) ответ на второй вопрос, например: по способу организации / по организационному строению;
3) ответ на третий вопрос, например: правящие и оппозиционные

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Политические партии”.


В стране Z, где всем гражданам старше 58 лет гарантирована выплата государственной пенсии, в условиях экономического кризиса была выдвинута законодательная инициатива о лишении государственных пенсий тех граждан старше 58 лет, которые продолжают трудиться. Данная законодательная инициатива вызвала общественную дискуссию. Выскажите два предположения о том, какие аргументы могли выдвинуть сторонники, и два предположения об аргументах противников данной законодательной инициативы.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Закондательная инициатива”.


В государстве Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, в структуре экономики высока доля сферы услуг. Основные процессы производства и управления компьютеризированы. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Каждый собственник факторов производства вправе свободно распоряжаться ими, существует конкуренция производителей. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Эта система применяется как при выборах высших должностных лиц, так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент). Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции.
К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика Z? Какова форма правления Z? К какому типу относится избирательная система страны Z? Какова форма государственного территориального устройства Z? (Ответы должны быть записаны так, чтобы было понятно, на какой конкретно вопрос Вы отвечаете.)


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществам постиндустриального / информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: в Z рыночная экономика;
3) ответ на третий вопрос: Форма правления Z — (президентская) республика;
4) ответ на четвёртый вопрос: в Z выборы осуществляются по мажоритарной избирательной системе;
5) ответ на пятый вопрос: Форма государственного (территориального) устройства Z — федерация.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Формы государства”, “Типы обществ”, “Экономические системы”.

Преподаватель НИУ ВШЭ Павел Родькин

Отказ от социального государства влечет самые негативные фундаментальные последствия для будущего России, считает член Зиновьевского клуба Павел Родькин.

Павел Родькин, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Переломным моментом исторического развития России, свидетелем которого сегодня мы являемся, стала возможность отказа от социального государства как одного из главных достижений ХХ века. Против социального государства выступают не только либеральная оппозиция, но и представители правительства, элиты и политического класса, продвигающие целый комплекс неолиберальных реформ.

В этом заключается главное противоречие эпохи Владимира Путина: триумфальное возвращение государства во внешнюю политику и мировую историю, с одной стороны, и постепенный, но последовательный уход государства из экономики и социальной сферы в пользу частного капитала, с другой. Данная проблема не может не волновать, так как носит она как сугубо бытовой, так и фундаментальный, цивилизационный характер.

Политика неконкурентоспособности государственного сектора

Центральным мифом неолиберальной идеологии является превосходство частного сектора над государственным. Такая ситуация является результатом сознательной политики неконкурентоспособности самого государства.

Обществу навязываются услуги частного бизнеса, происходит его выдавливание в частную медицину, образование, пенсионное обеспечение, ЖКХ и т.д. и т.п. Государственная сфера при этом сокращается под предлогом неэффективности и издержек, которые якобы тянут вниз государство, она становится непрестижной и малооплачиваемой. Это та социальная реальность, с которой гражданин России сталкивается каждый день.

Но частный бизнес не может осуществлять масштабной социальной проектной деятельности. Возьмем, например, благотворительность в царской России: русский торговый и промышленный капитал активно занимался благотворительностью, оставив после себя солидное наследие. Но эта деятельность не смогла решить проблемы массовой безграмотности, отсутствия всеобщей доступной медицины и хоть как-то предотвратить социальную революцию.

Эти проблемы были решены только в советском социальном государстве, работавшем на пользу общества, что в конце концов стало основой человеческого капитала, который демонстрирует поразительную конкурентоспособность на мировом уровне даже сегодня. К слову, сегодня обществу предлагается фактически подменить государственную социальную политику точечными частными благотворительными проектами, которые должны вести и распределять НКО.

Государство отказывается от социальных обязательств, отдавая свои полномочия бизнесу и лишая таким образом общество альтернативы. При этом государство поддерживает частный сектор, если речь идет, например, о финансовом секторе: постоянно спасает банки, принимает законы и раздает заказы в пользу ТНК.

Такая политика приводит к тому, что главной функцией государства становится охрана интересов частного капитала от постоянно возникающих в капиталистическом обществе социальных бунтов и "внешних" конкурентов. Глобализация, впрочем, внесла свои коррективы: война, действительно, стала вестись не между странами, а элитами против собственных традиционных обществ.

Антигосударство XXI века

Современное общество часто описывается в терминах постиндустриального, постфордистского, неолиберального, а для описания феномена современной войны Умберто Эко, например, прибегает к понятию неовойны. Подобного рода определения ситуации современности и ее рефлексии свидетельствуют прежде всего о том, что все "новое" фактически является всего лишь деформацией старого.

Концепция традиционного государства подвергается сегодня радикальному пересмотру, в проектах будущего такое понятие просто отсутствует. На Западе мутация и разрушение этой конструкции уже обернулось деградацией общества в Европе и небывалой эксплуатацией в США.

Возникающее неогосударство, или, точнее, антигосударство как новая насильственная стадия трансформации традиционных обществ, позиционирует себя как значительный шаг вперед. На деле общество теряет все социальные завоевания ХХ века, которые произошли благодаря русской революции 1917 года. Мы становимся свидетелями колоссальной социальной регрессии.

Антигосударство не только перераспределяет власть внутри политических и общественных институтов, но и отчуждает все природные ресурсы, физическое пространство и человеческую жизнь в пользу надгосударственных и надобщественных структур сверхобщества. Государство — это власть общества, делегирующего властные полномочия институтам и аппарату власти через политическую систему. Антигосударство — власть сверхобщества, которое никак не контролируется и не выбирается обществом.

Проблема заключается в том, что этот сценарий реализуется не только на Западе, но и в России. Правда, с меньшей интенсивностью, но с той же неумолимой последовательностью.

Конец солидарной цивилизации?

Социальное государство является основой солидарной экономики, солидарного общества и, наконец, солидарного цивилизационного проекта (об этом достаточно подробно и развернуто пишет Владимир Лепехин). От этого конкурентного преимущества Россия готова отказаться так же легко, как когда-то в 1990-е годы она пыталась отказаться от геополитических интересов.

Но, в отличие от внешней политики, общественное переустройство куда как глубже и невозвратно. Подчинено оно не внутренней стратегии и идеологии развития страны, а встроено в глобальную концепцию неолиберального "конца истории", который в социальном отношении вышел на завершающую стадию и в России.

Общество теряет участие в процессе управления и не распоряжается собственной судьбой. Власть переходит к частному капиталу, который не выбирается и на который уже невозможно оказывать ни влияния, ни давления. Девизом нового дивного мира неолиберальной экономики в буквальном смысле становится: нет денег — умирай!

Любая альтернатива, любой иной, не частный субъект власти, сознательно уничтожается или превращается в собственную противоположность. Общество становится предоставлено самому себе и попадает в тотальную и бесчеловечную сверхвласть транснационального капитала, организованного в сложные и закрытые структуры сверхобщества.

Россия вновь оказывается на историческом распутье, когда большинство достижений солидарной социальной системы уже утрачены, но когда еще можно свернуть с пути окончательного инферно (так определял тип капиталистического общества советский писатель-фантаст Иван Ефремов). Этот выбор означает борьбу за выживание общества на тех основаниях, которые были заложены в социальном государстве прошедшего ХХ века.

Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предполагает несколько этапов, название и число которых может варьироваться.

1 этап. Преподаватель представляет основные положения темы, основные даты, понятия, факты, имена исторических персонажей.

2 этап. Класс делится на группы. Все группы получают блок (пакет) заданий, содержащий или одинаковые, или разные вопросы и задания, работа над которыми предполагает более углубленное самостоятельное изучение и прорабатывание вопросов темы урока по учебнику – “организуется работа по формированию ориентировочной основы действий”.

4 этап. Взаимопроверка. Учащиеся представляют друг другу ответы на свои вопросы и задания. По итогам взаимопроверки все члены группы должны быть готовы ответить на каждый вопрос и задание, которые были представлены в блоке (пакете).

5 этап. Первичный контроль. Преподаватель в ходе устного опроса определяет качество усвоения материала.

6 этап. Итоговый контроль. Группам предлагается блок (пакет), содержащий контрольные, одинаковые, как правило задания: тесты, анализ исторических документов, работа над основными понятиями темы и пр. Над заданиями учащиеся работают в зависимости от их личного выбора: либо индивидуально, либо в парах, либо всей группой (в последних двух случаях одинаковая отметка ставится всей группе). Автор предлагает примеры работы по такой технологии применительно к учебнику “История Отечества”. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубенченков. Издательство “Мастерство”.М.2001.

§ 28. Внутренняя политика в годы правления Николая I.

    1. Укрепление правопорядка и законности в стране.
    2. Реформы в сельском хозяйстве.
    3. Финансовая политика.
    4. Политика в области образования.

    Работа в группах.

    Блок заданий для самостоятельного изучения

    • Почему создание III Отделения и кодификация законов должны были, по мысли императора, укрепить правопорядок в стране?
    • Почему не было отменено крепостное право, но, тем не менее, частичные реформы осуществлялись?
    • Финансовая реформа была более успешная, чем другие реформы. Почему?
    • Каковы были цели реформ в области образования и их содержание?

    Члены группы распределяют между собой вопросы и приступают к работе.

    Блок заданий для итогового контроля.

    Задание 1. Тест. “Внутренняя политика в годы правления Николая I”.

    1 вопрос. Соотнеси даты и их значение.

    b. Финансовая реформа Канкрина.

    c. Реформы государственных крестьян.

    1. Помещику предоставлялось право освобождать крестьян с землей.
    2. Созданы новые органы управления.
    3. Крестьянам предоставлялось право переходить в другие сословия.
    4. Частично крестьян пересели на богатые свободной землей места.
    5. Введена свободная продажа спиртных напитков
    6. Размеры наделов освобождаемых крестьян определялись совместно помещиком и крестьянином.
    7. Открыты школы и больницы.
    8. Полученный в крестьянских хозяйствах урожай картофеля забирали и увозили в неурожайнее губернии.
    9. Оказывалась помощь инвентарём и семенами.
    1. Политический надзор и руководство всеми органами системы наблюдения за властью
    2. Наладить хозяйственное и административное управление селом, показать на её примере помещикам образцовое хозяйство новейших форм.
    3. Укрепление российского законодательства и пресечение грубых нарушений в аппарате управления.
    1. П.Д.Киселев.
    2. Е.Ф.Канкрин.
    3. Николай I.
    4. А.Х.Бенкендорф.
    1. Указ “Об обязанных крестьянах”,
    2. Указ “О вольных хлебопашцах”,
    3. Ведение серебряного рубля,
    4. Восстание декабристов.

    Ответы: 1 вопрос: 1-d, 2-a, 3-с, 4-b. 2 вопрос: b, d, g, i. 3 вопрос:c. 4 вопрос:b. 5 вопрос: b, d, c, a.

    Сравните два описания российского императора Николая I. Что общего содержится в отзывах различных по своему воспитанию, образованию и мировоззрению личностей? Что отличает их друг от друга?

    “Он был красив, но красота его обдавала холодом, нет лица, которое бы так беспощадно обнажало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное — глаза, глаза без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза”.

    “Его голос, глубокий и повелительный, его магнетизирующий взгляд, часто становящийся холодным и неподвижным, благодаря привычке скорее подавлять, чем скрывать свои мысли. Его гордый лоб, черты его лица, напоминающие Аполлона и Юпитера, весь облик его, более благородный, чем мягкий, похожий скорее на изваяние, чем на живого человека. Он покоряет чужую волю, потому что в совершенстве властвует над своей собственной”.

    И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко, Г.М.Плоткин. “Рабочая тетрадь История России XVIII – XIX века”. Дрофа. М.2002. стр51.

    § 53. Тема: СССР в 1953 – 1964гг.

      1. Каковы были причины, основные этапы и итоги борьбы за власть в советском руководстве XX съезд КПСС?
      2. Какие реформы были проведены в экономике и социальной сфере, каковы их результаты?
      3. Какие изменения произошли в культуре, науке, образовании, сдвиги в общественном мнении?
      4. Каковы основные цели, направления и основные события внешней политики СССР?

      Урок-конкурс.

      1 этап. Подготовка.

      Класс делится на две команды. Каждая команда должна, ознакомившись с текстом на стр. 323-327, найти ответы на вопросы и подготовить задания другой команде, причём, к каждому вопросу задание должно быть в определенной форме.

      К вопросу 1. Каковы были причины, основные этапы и итоги борьбы за власть в советском руководстве XX съезд КПСС? - Тест.

      К вопросу 2. Какие реформы были проведены в экономике и социальной сфере, каковы их результаты? – 4 – 5 вопросов для дуэли знатоков.

      К вопросу 3. Какие изменения произошли в культуре, науке, образовании, сдвиги в общественном мнении? – Кроссворд.

      К вопросу 4. Каковы основные цели, направления и основные события внешней политики СССР? – Задание в свободно выбранной форме.

      2 этап. Соревнование команд.

      Команды обмениваются заданиями и отвечают на вопросы, подготовленные соперниками.

      3 этап. Итоговый контроль. Каждая команда получает блок одинаковых заданий.

      Прокомментируйте факты и ответьте на вопрос.

      В борьбе за власть Берия выступал с заявлениями о готовности осуществить следующие меры: вывод войск из Восточной Европы; объединение Германии; примирение с Югославией; расширение прав республик СССР, выдвижение в их руководство национальных кадров; восстановление законности и др.

      Как вы думаете, искренней была позиция Берии или подобными предложениями и заявлениями он стремился избавиться от имиджа кровавого палача?

      В своих воспоминаниях Н. С. Хрущев пишет: “К 50-м годам у меня сложилось впечатление, что, когда умрет Сталин, нужно сделать все возможное, чтобы не допустить Берию занять ведущее положение в партии, потому что тогда конец партии. Я даже считал, что это могло привести к потере завоеваний революции, что он повернет развитие в стране не по социалистическому пути, а по капиталистическому”

      Подумайте, насколько обоснованными были опасения Н.С.Хрущёва. Что его больше всего волновало? Как вы считаете, случайно или нет в мемуарах Хрущева не говорится о многочисленных связях Берии с иностранной разведкой?

      Задание 3. Тест. СССР в 1953 – 1964гг. Культура. Наука. Образование.

      1 вопрос. Соотнеси даты и их значение.

      1. февраль 1956г.
      2. 1954г.
      3. октябрь 1961г.
      4. 4 октября 1957г.
      5. 12 апреля 1961г.
      6. октябрь 1962г.
      1. Начало освоения целины.
      2. Ю.А.Гагарин совершил полёт в космос.
      3. Состоялся XX съезд КПСС.
      4. На XXII съезде КПСС принята программа построения коммунизма в СССР.
      5. Осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника земли.
      6. Карибским кризис.
      1. Развитие сельского хозяйства.
      2. Развитие промышленности.
      3. Развитие всех отраслей народного хозяйства.
      4. Правильно a и b.
      5. Подъём всех отраслей экономики.
      1. Введено 10 летнее обучение.
      2. Введена плата за обучение.
      3. Введены стипендии для студентов.
      4. Восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек.
      5. Введено обязательное восьмилетнее образование и 11 обучение.
      6. В учебные планы школ включен труд на производстве.
      7. Отменена плата за обучение старшеклассников.
      1. КНР.
      2. Куба.
      3. Венгрия.
      4. Северная Корея.
      5. Югославия.

      Ответы: 1 вопрос. 1-c,2-a,3-d,4-e,5-b,6-f. 2 вопрос- a. 3 вопрос – e. 4 вопрос- d, e, f, g. 5 вопрос- с.

      § 56.Тема: Современная Россия.

      1. Причины рыночных реформ. “Шоковая терапия” и её последствия.
      2. Приватизация: особенности, содержание и результаты.
      3. Общественно-политическая жизнь в 1991-2000гг.

      Этапы урока.

      1 этап. Подготовительный.

      Класс делится на три группы (по числу вопросов для изучения). Каждая группа в течение недели, предшествующей уроку, проводит социологическое исследование методом опроса, выясняя отношение разных категорий населения к такому вопросу: как вы относитесь к тому, что у нас в стране есть богатые и бедные? Опросить следует не менее 15 человек

      1 группа опрашивает старших школьников, 2 группа – пенсионеров, 3 группа – своих родителей. Результаты опроса необходимо отобразить на графике или в таблице.

      2 этап. Урок.

      Каждая группа получает задание самостоятельно изучить и раскрыть основные положения одного из трёх вышеуказанных вопросов.

      1. Каковы причины рыночных реформ, что такое “шоковая терапия” и каковы её последствия?
      2. Каковы были цели приватизации, её особенности, содержание и результаты?
      3. Каковы основные события общественно-политической жизни России в 1991-2000гг.?

      4 этап. Итоговый контроль. Каждая группа получает блок заданий

      Задание 1. Тест. “Современная Россия”.

      1. 1.Е.Гайдар.
      2. 2.Б.Н.Ельцин.
      3. 3.В.В.Жириновский.
      4. 4.Г.А.Зюганов.
      5. 5. Е.Примаков.
      6. 6.В.В.Путин.
      1. Назначен премьер-министром 9 августа 1999г., взял на себя ответственность за вторую чеченскую компанию,
      2. Лидер оппозиционной партии, которая в 1993г. и 1995г. побеждала на выборах в Думу, на президентских выборах 1996г., проиграл во втором туре Ельцину.
      3. Обещал возродить великую Россию в границах до 1917г., опирался на искусную демагогию и популизм,
      4. Идеолог и основной проводник “шоковой терапии”,
      5. Был смещен с поста Президента руководством Верховного Совета в начале октября 1993г.
      6. Глава правительства, которому удалось укрепить экономику после кризиса 17 августа 1998г.
      1. Вмешательство иностранного капитала в российскую экономику.
      2. Непрофессиональные консультации западных экономистов, работавших с правительством России.
      3. Зависимость от международных финансовых структур.
      4. Приватизация не получила всенародной поддержки.
      5. Личная непопулярность Е.Гайдара и других авторов “шоковой терапии”,
      6. Не было продуманной структурной и инвестиционной политики.
      7. Политические цели доминировали над экономической целесообразностью.
      8. Социальный раскол российского общества.
      1. На выборах в думу больше всех голосов надирает КПРФ, в стране растет влияние оппозиции реформам.
      2. На президентских выборах Путин одерживает победу в первом туре и становится Президентом РФ.
      3. Рост сепаратизма в субъектах РФ, растет притеснения русских, Чечня превратилась в источник преступности во всей России.
      4. Боевики из Чечни нападают на Дагестан, в Москве взрывают жилые дома, начало антитеррористической операции в Чечне.
      5. Ельцин одерживает победу на президентских выборах 1996г.
      6. Правительству Е.Примакова удаётся укрепить экономическое положение страны, но в 1999г. это правительство уходит в отставку.

      Ответы: 1 вопрос: 1-d, 2-e, 3-с, 4-b, 5- f, 6 – a. 2 вопрос – d, f, g. 3 вопрос- a, e, c, f, d, b.

      Задание 2. Солженицын А. И. “Россия в обвале”.

      Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

      “Все соделанное под видом “рыночных реформ” отнюдь не было результатом поразительного недомыслия, но — хорошо продуманной системой обогащения отдельных лиц. Головокружительное падение рубля (такого обесценивания не знала ни одна страна) — чтобы можно было скупать российскую собственность за минимум долларов, а властям расплачиваться со вкладчиками. Подавление отечественного сельского хозяйства — чтобы наживаться на импорте продовольствия. Торможение в принятии необходимых законов — чтобы разворовка исходила в условиях беззакония. Ошеломительная быстрота приватизации — для скорейшего формирования корпуса поддерживателей новой власти. Отмена спиртной монополии, разорительная для казны и губительная для народного здоровья (свобода подделок) — создание для масс обстановки одурительного равнодушия к происходящему”.

      (Солженицын А, И. Россия в обвале. М., 1998. С. 25)

      К чему сводится главная мысль писателя в данном фрагменте?

      Как вы думаете, можно ли согласиться оценкой рыночных реформ, проводимых в России?

      Какие еще оценки российских рыночных вам известны? Сравните их с оценками А. Солженицына и сделайте необходимые выводы.

      Какие известные вам факты подтверждают или опровергают аргументацию писателя?

      Читайте также: