Почему элен хотела получить от пьера соглашение на развод

Обновлено: 25.06.2024

Вспомним обстоятельства женитьб Пьера. Когда Пьер стал богатым юношей и завидным женихом, хитрый князь Василий решил женить его на своей дочери Элен. Это оказалось несложным делом, так как Элен была необыкновенно красива, а Пьер - простодушен, наивен и неискушён. В качестве свахи князь Василий использовал подругу Анну Павловну Шерер. Анна Павловна показала Пьеру, что его свадьба с Элен всем уже кажется неизбежной и скорой, и он принял это как должное.

Итак, Пьер женат. Его жена Элен не была умна, у неё не было души. Были у неё только красота и способность показать себя в обществе умной и вообще идеальной женщиной. Все эти черты являются для Толстого отрицательными. Красивые герои нелюбимы автором: в Пьере, Наташе, Кутузове часто подчёркивается какая-то некрасивость, и при этом они любимы Толстым; Элен, Александр I, Наполеон, Долохов - наоборот. Способность показать себя в обществе тоже не вызывает у автора симпатии к герою: Толстой презирал всё искусственное, жизнь, по его мнению, должна быть естественна; яркий пример этому - вторая жена Пьера Наташа.

Пьеру уже перед свадьбой с Элен “чувствовалось, что свадьба - это нехорошо почему-то, но он знал, что это будет”. Зачем же автору нужна эта женитьба? Жизнь Пьера состоит из постоянных взлётов и падений, кризисов и ровных периодов. Если бы Пьер не женился, не поссорился и не вынужден был бежать от Элен в Петербург, он бы не стал масоном, то есть исчез бы значительный и важный период его жизни. Кроме того, тогда он не смог бы “вернуть к жизни” князя Андрея на пароме. Не буду перечислять дальнейшие последствия, уже видно, что первая женитьба - важный для романа сюжет.

Добавлю только, что первый брак не позволил Пьеру решить важную проблему его жизни: он так и не обрёл семью. Он ведь был внебрачным сыном, не имел нормальных отношений с родителями, то есть не имел семьи в детстве. Женившись на Элен, он снова остался одиноким. Вот уж кто не стал Пьеру другом, их жизни практически не пересекались.

Теперь перейдём к женитьбе Пьера на Наташе Ростовой. Они были знакомы с детства и всегда испытывали друг к другу тёплые чувства. Пьер давно любил Наташу и чуть не признался ей в этом после того, как она хотела сбежать с Анатолем Курагиным (братом жены Пьера) и все её за это осудили. Пьер по доброте характера всегда старался оправдать поступки других людей. Тогда он не решился на признание, так как она была невестой его лучшего друга, князя Андрея, да и сам он формально был женат.

В обоих случаях признаться в любви и жениться ему помогли другие люди: в первом браке - князь Василий и Анна Павловна Шерер, во втором - княжна Марья. Однако в реальности дело обстояло по-разному. Князь Василий просто заставил Пьера это сделать, а княжну Марью попросил ему помочь сам Пьер.

Хотя между первой и второй женитьбами прошло немало времени, Пьер остался нерешительным человеком. Правда, его нерешительность в первом случае была связана с тем, что жениться ему не хотелось, он просто считал себя обязанным сделать это. Во втором случае, наоборот, он так сильно любил Наташу, что не мог представить, что ему отвечают взаимностью: Пьер даже считал, что “он человек, просто человек”, а Наташа - “совсем другое, высшее”. Для Пьера эта нерешительность, отсутствие веры в себя являлись характерными чертами.

Трудно было найти таких противоположных жён, как Элен и Наташа. Одна - олицетворение всего искусственного, холодного, застывшего (“мраморная красота”). Лицо Элен - прекрасная маска, на которой не отражается ни единого чувства, если она вообще могла испытывать какие-то чувства. Улыбка Элен совершенно ничего не выражала, это была улыбка статуи. Напротив, Наташа - само воплощение жизни, изменчивости, непостоянства. Неслучайно мать находила, что в ней слишком много чего-то, что не позволит ей быть счастливой. Если Элен недостаёт жизни, то у Наташи именно жизни даже слишком много. Именно отсюда дикие поступки, которые она иногда совершала. Можно не сомневаться, что Элен вполне способна на дурные поступки, не зря она почти в открытую изменяла Пьеру, но ухитрялась соблюдать светские приличия, которые чужды самой натуре Наташи и Пьера.

Однако при всех отличиях есть и сходства Элен и Наташи. Они обе кажутся ниже Пьера по своим душевным и умственным качествам: обе не были столь умны и глубоки, как он.

Наташа совсем опустилась, став из красивой молодой женщины самкой (именно так её называет Толстой в эпилоге романа). Элен отвращает читателей своей пустотой, бездушием. Обе жены были по своим человеческим качествам ниже Пьера, человека удивительного, полного доброты, ума, благородства. С Элен всё ясно - женитьба на ней была огромной ошибкой Пьера, он это понял очень быстро. Что касается Наташи, здесь всё сложнее. Пьер женился на ней по любви и, по-видимому, был вполне счастлив в семейной жизни. У него появились , но мне кажется, что духовно ближе них Пьеру был Николенька Болконский. Мне кажется, что единственной женщиной, которая в романе по своим качествам равна Пьеру, была княжна Марья. Наверное, не случайно, что она, как и Пьер, вступила в брак с человеком, которого трудно сравнить с ней по своим душевным и умственным качествам. Возможно, такие неравные браки вообще свойственны людям выдающимся.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Две жены Пьера Безухова уже в твоих закладках.

Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой - Россия. Герои его романа-эпопеи “Война и мир”, как положительные, так и отрицательные, относятся, прежде всего, к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему достоинствами и недостатками.

Как правило, у Толстого положительные женские образы обладают чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с "большим светом", который Толстой рисует отрицательно. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе порочные черты своего класса. Каждый герой - порождение среды, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. Если сравнивать отрицательные и положительные женские образы в романе, то наилучшими представителями этих групп будут соответственно являться Элен и Наташа.

И Наташа, и Элен - женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию. Элен - это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Красота ее холодна и мертва. Автор описывает ее “белизну плеч”, “глянец волос и бриллиантов”, “не изменяющуюся улыбку”, “очень открытую грудь и спину” - “античную красоту тела”. Она напоминает красивую, но бездушную статую. Толстой совсем не упоминает о ее глазах, а ведь “глаза – это зеркало души”. Элен является олицетворением порочности и безнравственности. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит. По своей сути, это маска, скрывающая пустоту души и отсутствие интеллекта светской дамы. Если рассказ одного из гостей салона Шерер производил какое-либо впечатление, Элен оборачивалась к хозяйке салона и принимала такое же выражение, какое было на лице фрейлины. Затем она снова переходила к “сияющей улыбке”.

Наташа Ростова красива совсем по-иному. Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем. У неё слишком большой рот и худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и "светом". Наташа - щедро одаренная натура, обладающая поэтическим мироощущением, она вовсе не похожа на Элен, Жюли, Шерер.

Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов. Уклад жизни Ростовых, обычаи, традиции - все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. К Ростовым и к всеобщей любимице Наташе тянутся лучшие люди: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Постоянно изменчивая, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг, Наташа может "зареветь, как ребенок", то есть быть естественной и не стесняться этого. Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет. Она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость и безыскусственность в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.

Общество видит в Элен прекрасную, нежную, светскую даму. Наташа выглядит не красивой, а лишь простой и счастливой девушкой. Благодаря этой жизнерадостности Андрей осознаёт красоту вокруг и понимает, что жить стоит. Ему хочется действовать, делать людям добро. Противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман, ненатуральность их отношений. К сожалению, лишь после свадьбы он понимает всю ничтожность и низость этой женщины. Наташа, напротив, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она никогда не станет поступать, как Берги, и пожертвует всем ради людей. Она любит свою Родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту природы.

Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. Везде видна ее нежная, естественная душа. Вот она плачет с Соней, только потому, что плачет подруга; вот она искренне радуется, когда видит, что Соня с Николаем счастливы; вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову. Наташа живет честно, душой. Пусть она неопытна, зато она постоянно изменяется. Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего света. Поэтому жизнь Элен - однообразна и скучна. А у Толстого "спокойствие - душевная подлость". Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а главное - хочет всем помочь.

Элен не способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни. Для неё брак – лишь средство благополучия. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, – наглядное тому подтверждение. Семья и дети не играют в её жизни никакой роли. Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственного назначения. Вот Наташа – женщина в прямом смысле слова. Дочь, сестра, жена, мать – вот основные жизненные положения женщины. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Лучше быть “плодовитой самкой”, чем “великосветской львицей”.

Задачи и тесты по теме "Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого Война и мир, глава II, часть третья, том первый)"

Уроков: 5 Заданий: 7

Несмотря на кажущуюся простоту, Л.Н. Толстой никогда не был посредственной личностью. Неотъемлемой частью его жизни были тайны и загадки, он был будто соткан из противоречий. И когда думаешь об этом, на ум невольно приходит гений своего времени Леонардо да Винчи. Двое этих людей, хоть и жили в совершенно разное время, оставили после себя не только ценнейшее культурное наследие, но и очень длинный шлейф тайн, загадок и мифов.

Вначале я решила взглянуть на самого, по моему мнению, неоднозначного персонажа – Элен Курагину. Эта девушка – блестящая петербургская красавица-дворянка. Статная и невозмутимая, она будоражит сознание множества мужчин. Её любят и ею любуются в свете. Но так ли все ярко и блестяще в ее жизни, как кажется на первый взгляд?

Но что можно говорить о душе этой девушки, не пытаясь посмотреть на все ее глазами. Да, она красива, и всегда была такой. И красота стала ее проклятьем, потому что ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где она играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, увеличивая количество русских дворян.

Что касается женитьбы Пьера на Элен, то девушка была вынуждена подчиниться своему отцу и выйти замуж за богатого дворянина и её мнения по этому поводу и правда никто не спрашивал.

Элен с самого детства была инструментом в руках князя Василия. Она знала, что никто не предоставит ей права выбрать мужа, как, например, Марии Болконской. Постоянное давление со стороны родителей и света, частое внимание и понимание неизбежности своей судьбы сделали свое дело. Элен стала жестокой и расчетливой. И мне кажется, что она была совсем не глупой, а просто умело скрывала свой ум, потому что в то время образованные женщины хоть и восхищали, но не ценились. И разве глупый человек мог так умело верховодить высшим обществом и всем нравится.

После замужества жизнь Элен не сильно изменилась. Пьер, который, казалось, был в нее влюблен, теперь не обращал на нее внимания и занимался лишь поисками своего пути в жизни. Поэтому девушка все свое внимание отдавала свету, где ею восхищались больше прежнего.

Хочу ли я сказать, что Элен была ангелом? Нет, конечно нет. Она была жестокой, себялюбивой, гордой и очень расчетливой. Своими размышлениями я лишь хотела показать, что, может быть, она не так плоха, как мы о ней думаем. И,возможно, мы смогли бы понять мотивы ее поступков. Элен была женщиной, обычной женщиной, того по-своему жестокого времени. И как женщина, она была глубоко несчастна у себя в душе. Она участвовала в своей судьбе как могла, насколько это было позволено. И, может быть, все её плохие и глупые поступки объясняются лишь одним – она хотела быть счастливой, несмотря ни на что.

Одной из самых ярких личностей произведения, бесспорно, является Пьер Безухов. В самом начале книги его образ вызывает усмешку, нежели серьезное отношение: “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке” Представляя себе этого персонажа, невольно задумываешься, а мог ли он вписаться в то красивое и изящное общество? И вскоре становится понятно, что в этом великосветском салоне Пьер чужой. Его “умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду” не место среди “механических” гостей “мастерской” Анны Павловны.

Но в глазах этого самого света, и в глазах читателей Пьер всегда был и остается милым и добрым человеком. Но, как часто бывает, у таких терпеливых и спокойных людей как Пьер есть свои скелеты в шкафу.

Я прекрасно понимаю, что не существует идеальных людей, и у всех есть свои слабости, но от такого разумного человека как Пьер я не ожидала многих вещей. И первая из них, это его женитьба на Элен. Во всей этой ситуации герой ведёт себя слабохарактерно и совершенно безотказно. Он не смог отказаться от свадьбы, хотя ему этого хотелось. Он пошёл на поводу у князя Василия и был вынужден подчиниться его умело составленному плану. Семья Курагиных для Пьера – личный криптонит, которому он не может сопротивляться. Вспомнить хотя бы случай, когда Пьер поддался уговорам Анатоля Курагина и чуть не расстался с жизнью… Все эти случаи показывают умного и рассудительного Пьера с другой, менее привлекательной стороны.

Всю свою жизнь Пьер Безухов ищет в ней смысл. Судьба приводит его в самые различные места, начиная от масонской ложи и заканчивая организацией декабристов. Его метания сопровождают нас всю книгу, и после каждого значительного события в жизни герой меняется. Взять хотя бы Бородинское сражение. Лично мне не понятно, почему гражданский и совсем далёкий от войны Пьер решился на этот шаг, ведь он считал себя, ни много ни мало, спасителем России. В пылу сражения Пьер ведёт себя совсем не по-геройски – бежит с поля боя, напуганный выстрелами и кровавыми ранами людей. Нет, я ни в коем случае не осуждаю его, просто для меня решение Пьера ехать на войну было неожиданным и лишенным смысла, ведь он всегда был гуманным человеком.

Очередным и, на мой взгляд, самым важным этапом в жизни Пьера был плен. Там он повстречал Платона Каратаева, который смог изменить его взгляды на жизнь. Все тяготы и невзгоды помогли Пьеру приобрести новые душевные качества. "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное. и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь". Он стал сильнее духом и обрел характер. Пьер даже смог отказать французу, требовавшему от него денег, чего раньше никогда бы не сделал.

В конце хочется сказать, что правда не всегда такая, какой мы видим её вначале. И если хочется найти то, что скрыто от многих глаз, смотреть нужно глубже, в саму суть вещей. После исследования персонажей Элен и Пьера я кое-что поняла: плохое не всегда является таковым, а хорошее зачастую не оправдывает наших ожиданий.

Сочинение — Жизненный путь Пьера Безухова в романе Война и мир. Русский язык

В начале произведения Пьер Безухов предстаёт перед читателями человеком несколько неуклюжим, простоватым, вдохновлённым образом Наполеона, считающим великого полководца практически своим кумиром. С течением времени Безухов производит некую переоценку собственных ценностей, понимая, что все люди неидеальны, и пытаться создавать себе эфемерный и заведомо недостижимый образ для подражания глупо и даже наивно. В силу своего глубокого ума и такой несоответствующей ему нерассудительности и излишней мягкости, Пьер совершает множество ошибок и неверных поступков.

Женившись на Элен Курагиной, дочери князя Василия, Безухов разочаровывается в семейной жизни, наблюдая за поведением своей жены – красивой, однако очень жадной и расчётливой девушки. Раздосадованный герой романа, в попытках найти себя, приходит в масонскую ложу, надеясь обнаружить там истинное братство, однако и тут его постигает разочарование – за красивыми словами не следует соответствующих действий, и братство оказывается обыкновенным светским обществом, напустившим на себя налёт загадочности.

Невозможно не упомянуть и встречу Пьера Безухова с Платоном Каратаевым, человеком, который окажет сильнейшее влияние на жизнь героя. Познакомившись с Каратаевым в невероятно жестоких и бесчеловечных условиях плена, Пьер успевает понять главное – истинную ценность человечества и каждой личности в особенности. Платон Каратаев открывает герою глаза на то, как важно любить жизнь, несмотря на то, в каких условиях ты оказался, ведь каждый человек является неотъемлемой частью этого мира. Каждая личность – это отражение Земли. Именно после знакомства с Платоном Пьер Безухов научился смотреть на мир широко открытыми глазами, и в каждом происходящем событии видеть зерно истины, зерно бесконечного единства с миром.

Завершение романа показывает, какой стала жизнь героя через шесть лет. После смерти супруги, Элен Безуховой, Пьер женился на Наташе Ростовой, на этот раз встретив свою настоящую любовь. Я полагаю, что без тех изменений, которые произошли в душе Пьера Безухова с течением его жизни, не было бы ни счастливого финала, ни долгожданного успокоения героя. Все персонажи, которых Безухов встречал в своей жизни, оказывали на него своё влияние – положительное или отрицательное. Все события, в которых был задействован герой, отразились на его мировосприятии. Путь, который прошёл Пьер Безухов от неуклюжего молодого человека, впервые появившегося в гостиной Анны Павловны Шерер, до гармоничного семейного мужчины, реализовавшегося и в карьере, и в семье, действительно восхищает.

Жизненный путь Безухова

Пьер и Элен Курагина

После смерти отца, Пьер женился на красавицу Элен, на дочери князя Василия. Но их совместная жизнь длилась недолго. Вскоре, в обществе начали ходить слухи, что графиня Безухова изменяет Пьера с Долоховым. В один прекрасный день, Пьер был приглашен на вечер, а вскоре, как оказалась, та был и Долохов. Весь вечер, Долохов постоянно оскорблял Пьера, а последний, в конце концов, не выдержал и вызвал на дуэль. На дуэли Пьер ранил Долохова, а после и развелся с женой.

Масонство

После развода Пьер решает поехать в Петербург, на дороге он встречает масона, который ехал с ним. После долгого разговора, Пьер решил поверить в Бога и пойти по религиозной дороге.

Возобновление отношений с Элен

После своего масонства, Пьер возобновляет свои отношения с Элен. Но вскоре, в обществе снова, появляются слухи об измене Пьера. На этот раз Элен изменяет своего мужа с принцем, и Пьер снова уходит.

Разгульная жизнь

После того, как умирает масонский наставник Пьера, а Наташа Ростова, которая так дорога ему, выбирает Андрея Болконского, Пьер решает, что его жизнь не имеет смысла и начинает пить. Потом он уезжает в Москву.

Отечественная война

В 1812 году, наш герой решает пойти на фронт, чтобы поучаствовать в Отечественной войне. Вскоре, он попадает в плен к французам. В это время умирает его жена, Элен. Жизнь в плену учит Пьера по другому смотреть на мир, он понимает жизненные ценности и т.п. Он становится мудрым.

Пьер и Наташа Ростова

В конце романа главные герои женятся друг на друга, Пьер Безухов и Наташа Ростова, и у них вскоре родились 3 дочери и один сын.

ищут себя и находят свой путь не в злости и цинизме, а, наоборот, в служении добру и справедливости.

Жестокость не может быть оправдана ничем — и те редкие минуты, когда в Долохове просы -

пается человеческое, только усиливают осуждение, с которым мы смотрим на его обычное холодное

самоутверждение. Есть ли надежда, что он изменится? Нельзя ответить на этот вопрос определенно. Но

тел начать свою книгу, а потом отложил их. Восстание 1825 года. Где все они будут 14 декабря? Пьер,

Николай, Денисов, Долохов, Друбецкой? Не войдет ли Борис Друбецкой в состав следственной комис-

сии? Не будет ли Долохов тверд перед вопросами этой комиссии и по-прежнему одинок, и по-прежнему

холоден в долгие годы каторги?

А может быть, он найдет себя на Сенатской площади и другим человеком станет в Сибири, на ка-

торге? Может быть, там он смягчится душой и будет таким, каким до сих пор его знала только мать.

Ему будет тогда сорок пять лет, но ведь и генерал Денисов не так уж молод в конце романа, в 1820 году,

и среди декабристов были немолодые люди.

А сейчас только начался 1806 год, Долохову двадцать шесть, и что станется с ним потом — кто

3. ГРАФ И ГРАФИНЯ БЕЗУХОВЫ

Мы расстались с Пьером в Сокольниках, когда он «схватился за голову и, повернувшись назад,

пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:

Но и до этого мы давно не видели Пьера, с тех пор, как он одиноко сидел в доме умирающего

отца, не понимая, что вокруг него происходит, и нимало не заботясь о своем будущем.

Будущее стало настоящим; Пьер — богач и граф Безухов, женатый на красивейшей женщине све-

та. Но стал ли он от этого счастливым? Нет.

Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера: «Столь молодому быть отягощенным

Пьер не выдержал первого же искушения — он женился на Элен, хотя разум удерживал его от

этого, хотя он много раз повторял себе, что Элен глупа, что чувство, которое она возбуждает в нем,

Все любимые герои Толстого: Пьер, Наташа, князь Андрей, старик Болконский — все они совер-

шают жестокие ошибки. Не ошибается Берг, не ошибается Борис, не ошибается Соня — и потому Тол-

стой не любит ее. А те, кого он любит, ошибаются — и Толстой беспощадно показывает их заблужде-

Что касается Пьера, то он до сих пор совершал на наших глазах одни только нелепые, неразум-

ные и непоправимые поступки: защищал революцию и Наполеона в гостиной Шерер; нарушил данное

князю Андрею честное слово и поехал к Курагину, чтобы участвовать в буйных шалостях с медведем;

зачем-то рекомендовал князю Андрею Бориса; поддался низменному чувству к Элен и женился на ней.

Вот, может быть, главное: увлекшись Элен, Пьер почувствовал, что «между ним и ею не было

сивые люди, умеют вызвать к себе слепую и темную страсть, но не любовь, потому что любовь — чув-

ство прежде всего духовное.

Женившись на Элен, Пьер изменил самому себе — за это он горько расплатился.

Теперь он корчится от стыда, вспоминая три французских слова: je vous aime, которые решили

его судьбу. Но ведь было счастье первых недель, даже месяцев брака, счастье сознания, что эта велича-

вая красавица — его жена, и гордость за нее; ведь он гордился ее неприступной красотой, своим домом,

все любят его, всем он нужен, к его словам прислушиваются, всюду его зовут. . Теперь он знает, что зва-

ли не его, а владетеля миллионов и графского титула; но тогда, несколько месяцев назад, так хотелось

верить, что он сам, такой, каков есть, нужен людям.

Все рухнуло сразу — в тот день, когда он понял, что в анонимном письме написана правда и уны-

лая кузина, княжна, намекала на правду; когда убедился в измене жены и друга — ведь считал же он До-

За что же мы любим Пьера, несмотря на все его ошибки? Прежде всего за то, что он обвиняет в

своих несчастьях не других, а с е б я, мучительно ищет свою вину.

«Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился на ней, не любя ее, в том,

Элен понимала, что дело было очень просто и легко с духовной точки зрения, но что ее руководители делали затруднения только потому, что они опасались, каким образом светская власть посмотрит на это дело.

И вследствие этого Элен решила, что надо было в обществе подготовить это дело. Она вызвала ревность старика вельможи и сказала ему то же, что первому искателю, то есть поставила вопрос так, что единственное средство получить права на нее состояло в том, чтобы жениться на ней. Старое важное лицо первую минуту было так же поражено этим предложением выйти замуж от живого мужа, как и первое молодое лицо; но непоколебимая уверенность Элен в том, что это так же просто и естественно, как и выход девушки замуж, подействовала и на него. Ежели бы заметны были хоть малейшие признаки колебания, стыда или скрытности в самой Элен, то дело бы ее, несомненно, было проиграно; но не только не было этих признаков скрытности и стыда, но, напротив, она с простотой и добродушной наивностью рассказывала своим близким друзьям (а это был весь Петербург), что ей сделали предложение и принц и вельможа и что она любит обоих и боится огорчить того и другого.

По Петербургу мгновенно распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем (ежели бы распространился этот слух, очень многие восстали бы против такого незаконного намерения), но прямо распространился слух о том, что несчастная, интересная Элен находится в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж. Вопрос уже не состоял в том, в какой степени это возможно, а только в том, какая партия выгоднее и как двор посмотрит на это. Были действительно некоторые закоснелые люди, не умевшие подняться на высоту вопроса и видевшие в этом замысле поругание таинства брака; но таких было мало, и они молчали, большинство же интересовалось вопросами о счастии, которое постигло Элен, и какой выбор лучше. О том же, хорошо ли или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили, потому что вопрос этот, очевидно, был уже решенный для людей поумнее нас с вами (как говорили) и усомниться в правильности решения вопроса значило рисковать выказать свою глупость и неумение жить в свете.

Одна только Марья Дмитриевна Ахросимова, приезжавшая в это лето в Петербург для свидания с одним из своих сыновей, позволила себе прямо выразить свое, противное общественному, мнение. Встретив Элен на бале, Марья Дмитриевна остановила ее посередине залы и при общем молчании своим грубым голосом сказала ей:

— У вас тут от живого мужа замуж выходить стали. Ты, может, думаешь, что ты это новенькое выдумала? Упредили, матушка. Уж давно выдумано. Во всех…… так-то делают. — И с этими словами Марья Дмитриевна с привычным грозным жестом, засучивая свои широкие рукава и строго оглядываясь, прошла через комнату.

На Марью Дмитриевну, хотя и боялись ее, смотрели в Петербурге как на шутиху и потому из слов, сказанных ею, заметили только грубое слово и шепотом повторяли его друг другу, предполагая, что в этом слове заключалась вся соль сказанного.

Князь Василий, последнее время особенно часто забывавший то, что он говорил, и повторявший по сотне раз одно и то же, говорил всякий раз, когда ему случалось видеть свою дочь.

— Hélène, j’ai un mot à vous dire, — говорил он ей, отводя ее в сторону и дергая вниз за руку. — J’ai eu vent de certains projets relatifs à… Vous savez. Eh bien, ma chère enfant, vous savez que mon cœur de père se réjouit do vous savoir… Vous avez tant souffert… Mais, chère enfant… ne consultez que votre cœur. C’est tout ce que je vous dis. [1] — И, скрывая всегда одинаковое волнение, он прижимал свою щеку к щеке дочери и отходил.

Билибин, не утративший репутации умнейшего человека и бывший бескорыстным другом Элен, одним из тех друзей, которые бывают всегда у блестящих женщин, друзей-мужчин, никогда не могущих перейти в роль влюбленных, Билибин однажды в petit comité [2] высказал своему другу Элен взгляд свой на все это дело.

— Ecoutez, Bilibine (Элен таких друзей, как Билибин, всегда называла по фамилии), — и она дотронулась своей белой в кольцах рукой до рукава его фрака. — Dites moi comme vous diriez à une sœur, que dois-je faire? Lequel des deux? [3]

Билибин собрал кожу над бровями и с улыбкой на губах задумался.

— Vous ne me prenez pas en расплох, vous savez, — сказал он. — Comme véritable ami j’ai pensé et repensé à votre affaire. Voyez vous. Si vous épousez le prince (это был молодой человек), — он загнул палец, — vous perdez pour toujours la chance d'épouser l’autre, et puis vous mécontentez la Cour. (Comme vous savez, il y a une espèce de parenté.) Mais si vous épousez le vieux comte, vous faites le bonheur de ses derniers jours, et puis comme veuve du grand… le prince ne fait plus de mésalliance en vous épousant, [4] — и Билибин распустил кожу.

— Voilà un véritable ami! — сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. — Mais c’est que j’aime l’un et l’autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur à tous deux, [5] — сказала она.

Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может.

— Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? — сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. — Согласится ли он?

— Ah! Il m’aime tant! — сказала Элен, которой почему-то казалось, что Пьер тоже ее любил. — Il fera tout pour moi. [7]

Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.

— Même le divorce, [8] — сказал он.

В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.

Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.

Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.

— Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… — сказала старая княгиня.

— Ah, maman, ne dites pas de bêtises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j’ai des devoirs, [9] — заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая-то неясность в ее деле.

— Ah, maman, comment est-ce que vous ne comprenez pas que le Saint Père, qui a le droit de donner des dispenses… [10]

В это время дама-компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.

— Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu’il m’a manqué parole.

— Comtesse à tout péché miséricorde, [11] — сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.

Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.

Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Читайте также: