Почему гибдд будет штрафовать за отсутствие техосмотра даже после его отмены

Обновлено: 04.07.2024

2022 год ставит точку в длинной саге о техосмотре: для подавляющего большинства машин он переходит в разряд добровольных процедур, а значит, новый штраф за езду без диагностических карт обычным автомобилистам не грозит. Закон о техосмотре принят Госдумой в декабре 2021 года и вступил в силу с 1 января 2022 года.

Но техосмотр остаётся обязательным для такси, коммерческого и пассажирского транспорта. Частникам получать диагностическую карту потребуется только при смене собственника и если автомобиль при этом старше 4 лет. Кроме того, карта потребуется для регистрации изменений в конструкцию транспортного средства, например, при глубоком тюнинге.

Напомним, что с августа 2021 года техосмотр больше не требуется для оформления полиса ОСАГО . Однако езда без диагностической карты, если она нужна, с 1 марта 2022 года обернётся крупным штрафом: его размер составит 2000 рублей, а фиксировать нарушение будут автоматические камеры с частотой до одного раза в сутки.

— Большая часть операторов технического осмотра не сможет окупать операционные затраты и уйдёт с рынка. Прогнозируемое количество технических осмотров на постреформенный период составляет примерно 8 миллионов в год, и для такого объёма достаточно тысячи пунктов на всю страну, то есть их количество может сократиться более чем в пять раз.

По мнению эксперта, это приведёт к неудобствам для автомобилистов:

— Особенно остро их почувствуют люди, проживающие за пределами городов и районных центров. Кроме того, стоит ожидать повышения стоимости техосмотра через дополнительные услуги, а возможно, и снижение его качества.

Добавятся ежедневные штрафы и уголовка для водителей

Действующий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП ) дополнят рядом новшеств. С 1 марта появится штраф за езду без диагностической карты (если она требуется) в 2000 рублей, который прежде был меньше (500–800 рублей) и применялся только к коммерческому транспорту и такси. Но главное — фиксировать нарушение смогут камеры.

Усилится контроль за автомобилями без полиса ОСАГО : штраф останется прежним, 800 рублей, но выписывать его смогут автоматические комплексы с частотой до одного раза в сутки. То есть месяц езды без полиса под камерами потянет почти на 25 тысяч рублей.

Самым спорным новшеством является уже одобренная Госдумой уголовная ответственность для водителей, совершивших третье грубое правонарушение за год. Речь идёт о существенном превышении скорости (более чем на 60 и 80 км/час), а также о незаконном выезде на встречную полосу, кроме случаев объезда препятствия.

Если водитель уже дважды привлекался за любое из этих нарушений по административному кодексу, то за третий проступок ему уже грозит новая статья 264.2 УК РФ, предусматривающая до 2 лет лишения свободы на первый раз (или штраф до 300 тысяч рублей) и до 3 лет за повторное (или штраф до 500 тысяч рублей). Эксперты считают закон крайне противоречивым.

Ждём радикально новый КоАП РФ

Упомянутые выше штрафы являются лишь вершиной айсберга, потому что на подходе принципиально новый КоАП , который обсуждается уже два года. Его первая редакция предлагала шестикратное увеличение штрафа за превышение скорости и возможность конфискации автомобиля, но шквал критики отправил проект на длительную доработку.

Ужесточится наказание за пьяную езду, если в салоне находятся дети в возрасте до 16 лет: штраф составит 50 тысяч рублей, а срок лишения прав возрастёт до 3 лет (сейчас — 30 тысяч и до 2 лет).

Расширится список неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. В их числе — езда на несезонной резине и фары, не соответствующие документации. Есть и спорные пункты, например, штрафовать на 500 рублей будут за повреждённый бампер или регистратор на лобовом стекле, если он закрывает обзор.

ОСАГО резко подорожает

В конце прошлого года Министерство финансов согласовало с профильными ведомствами проект очередной реформы ОСАГО , которая подразумевает два ключевых изменения: увеличение лимита выплат за ущерб здоровью с 500 тысяч до 2 миллионов рублей, а также отмену коэффициента износа. Он, напомним, снижает реальную выплату на величину до 50% для возрастных машин.

При этом неизбежно вырастет цена полиса ОСАГО , точнее, в очередной раз расширится коридор базового тарифа (сейчас 2471–5436 рублей).

Не исключено, что именно накручивание тарифов является лейтмотивом всей реформы, а увеличение лимита выплат нужно для оправдания такого шага. В прошлом году ОСАГО попало в очередной кризис, когда страховые стали саботировать продажу полисов клиентам, которых считали невыгодными. По опыту прошлых лет такое поведение страховых всегда предваряет очередную волну поднятия тарифов по ОСАГО .

Величина подорожания ОСАГО пока неизвестна, но стоимость полиса с большой вероятностью особенно сильно подскочит для проблемных категорий: малоопытных или аварийных, а также владельцев коммерческого транспорта, возрастных машин и мотоциклов.

А с 1 марта 2022 года штрафы в 800 рублей за отсутствие полиса ОСАГО будут выписываться камерами видеофиксации с частотой до одного раза в сутки.

Водителей проверят на алкоголизм

Скандальный законопроект о поголовной проверке водителей на наркоманию и алкоголизм должен был вступить в силу ещё в ноябре 2019 года, но после волны негодования и критики президентом Владимиром Путиным был поставлен на паузу. В очередной раз срок изменений сместили год назад.

Но с 1 марта 2022 года всё-таки вступает в силу приказ Минздрава №1092н, который уточняет порядок получения справок. Тесты с забором мочи и крови оставили лишь для крайних случаев: они потребуются водителям, которые получают права после лишения за пьяную езду, а также людям с явно выраженными признаками алкоголизма и наркомании. Похожая процедура существовала и до всей свистопляски 2019 года, допуская проведение таких тестов для водителей с клиническими признаками зависимостей.

С 1 марта водительские справки окончательно перейдут в электронную форму, что, по замыслу, позволит ГИБДД оперативно получать информацию о водителях с проблемным здоровьем и отстранять их от управления. Уточним, что эта мера не равносильна лишению прав: срок действия прав в данном случае определяется длительностью заболевания, запрещающего вождение (перечень есть в приказе правительства №1604).

Возвращаются таможенные пошлины на электромобили

До конца прошлого года электромобили ввозились в Россию в беспошлинном режиме, но с 1 января 2022 года на границе за них придётся заплатить 15% стоимости. Правительство обнулило пошлины в мае 2020 года ради интенсификации их ввоза и развития зарядной инфраструктуры. Несмотря на просьбы дилерского сообщества продлить фазу нулевых пошлин на 2022 год, Минпромторг выступил против, поскольку вынашивает амбициозные планы по организации электромобильного производства в России .

Процедура прохождения техосмотра знакома каждому водителю, ведь до недавнего времени любой водитель мог попасться сотруднику ГИБДД и получить штраф за техосмотр при его отсутствии. Однако законодательная база имеет свойство постоянно меняться. На сегодняшний день согласно требованиям по использованию транспортных средств прохождение техосмотра можно проверить только у определенных категорий водителей. Однако все не так просто. Давайте рассмотрим вопрос о необходимости прохождения техосмотра в 2022 году.

штраф за техосмотр

Напомним, что в настоящее время такой документ, как талон техосмотра, перестал быть действительным. На смену пришла так называемая диагностическая карта.

Условия прохождения техосмотра для различных транспортных средств

Согласно действующим нормам законодательства, установленный период, через который требуется повторное прохождение техосмотра, зависит от вида транспортного средства и его возраста. По общим правилам, если с момента начала эксплуатации прошло менее 4 лет, техосмотр не требуется. Следующая точка отсчета – 10 лет. Если транспортное средство младше этого возраста, то повторный техосмотр предусматривается через каждые два года, если старше – каждый год.

Займ под залог ПТС

Отдельно стоит отметить такие категории транспорта, как:

  • такси;
  • грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны;
  • автобусы (если он вмещает более восьми человек);
  • специальный транспорт.

Для указанных видов транспорта прохождение техосмотра действует в течение полугода. Однако в любом случае определяющую роль играет форма эксплуатации того или иного транспортного средства.

Размер штрафа за отсутствие техосмотра в 2022 году

Штраф за езду без техосмотра – от 500 до 800 рублей (КоАП, ст. 12.1). В первый раз сотрудники ГИБДД могут выписать штраф на 500 рублей, при повторном правонарушении размер санкций увеличится до 800 рублей. Повторное нарушение может повлечь лишение прав.


КоАП РФ Статья 12.1. п. 1.1 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Онлайн-займ Монеткин

Несмотря на отсутствие наказания, простым водителям так или иначе необходимо прохождение проверки по двум причинам:

  • без диагностической карты нельзя получить полис ОСАГО;
  • езда на ТС, которое долгое время не проверялось на наличие неисправностей, повышает риск ДТП и подвергает опасности жизнь водителя и других участников дорожного движения.

В 2022 году в Госдумой был принят в первом чтении новый законопроект, ужесточающий наказание за отсутствие факта прохождения техосмотра для всех водителей. Законотворцы предлагают повысить штраф до 2000 рублей для автолюбителей с липовыми диагностическими картами. Фиксировать отсутствие ТО и фальшивые документы будут не только сотрудники автоинспекции, но и камеры наблюдения, установленные на трассах.

Кроме этого, по новому закону предполагается реформировать сам принцип прохождения ТО: всю процедуру будут снимать на видео для подтверждения действительности прохождения осмотра и подлинности полученных после проверки ТС документов.

Помимо ответственности по ст. 12.1 КоАП РФ, предусмотрены штрафы и за нарушение законодательства в сфере проведения технического осмотра (ст.14.4.1 КоАП РФ):

Займ под залог

  • штраф за оформление диагностической карты без прохождения ТО – от 5 до 10 тыс. руб. для граждан, от 250 до 300 тыс. – для юр. лиц;
  • за передачу ложной информации в единый реестр предусмотрены аналогичные санкции;
  • за повторное нарушение наказание ужесточается – граждане рискуют получить штраф до 20 тыс. руб., организации – до 500 тыс. руб.

С 2021 года риск привлечения к ответственности повысился для всех лиц, которые приобретают диагностическую карту, но не проходят полноценный технический осмотр.

Кто платит штраф?

За отсутствие технического осмотра штраф накладывается не на хозяина машины, а на водителя. В связи с этим, транспортные компании и организации с личным автопарком мотивированы своевременно проходить процедуру.

Кто рискует получить штраф без техосмотра?

По правилам последней редакции закона штраф за отсутствие техосмотра могут получить только водители таких транспортных средств как:

  • такси;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • специализированная техника (при осуществлении перевозки опасных грузов).

Онлайн займ

Именно у этих участников дорожного движения сотрудники ГИБДД имеют право осуществлять проверку наличия диагностической карты и срока ее действия. Такой подход обусловлен тем, что данные водители имеют более высокую степень ответственности. Мера ответственности может состоять либо в наложенном штрафе размером до 5 000 рублей, либо в лишении прав сроком до трех месяцев. Причем оплачивать взыскание должен будет водитель (гражданин, который находился за рулем). Езда другого лица без техосмотра для владельца транспортного средства не влечет за собой никаких последствий.

Что касается остальных транспортных средств, их водители даже при просьбе со стороны сотрудников внутренних дел имеют право не предоставлять диагностическую карту на проверку. Следовательно, штраф за просроченный техосмотр такие водители получить не могут, поэтому несвоевременное продление сроков его действия не представляет собой критичной проблемы.

Тем не менее, данная услуга остается востребованной. Несмотря на отсутствие вероятности получить штраф без техосмотра для большинства водителей, отказ от его прохождения влечет за собой другую проблему – невозможность оформления полиса ОСАГО.

Займ на карту онлайн


Такие меры планируется ввести в связи с участившимися случаями ДТП с авто без техосмотра, а также по причине большого числа водителей, ездящих с купленными фальшивыми документами о прохождении ТО. Будьте внимательно: даже если страховая компания не потребует предоставление диагностической карты при оформлении страхового полиса, она имеет право отказать в выплате компенсации в том случае, если в аварию попал автомобиль, не прошедший техосмотр. Другими словами, смысл процедуры страхования теряется, так как не снижает риски участников дорожного движения и не покрывает их расходы.

Кроме этого, прохождение техосмотра имеет весомое практическое значение, ведь он позволяет контролировать текущее состояние автомобиля, тем самым снижая вероятность поломки, которая может вызвать аварию. Обеспечение исправности автомобиля и собственной безопасности водителя представляет собой серьезный аргумент в пользу своевременного прохождения техосмотра для любого транспортного средства независимо от того, существует ли угроза получения штрафа.

Займ онлайн

Таким образом, можно сделать вывод, что прохождение техосмотра остается обязательной процедурой для ряда водителей, которые управляют указанными категориями транспортных средств, так как в случае просрочки установленных сроков им грозит получение штрафа. Однако данная процедура и получение диагностической карты не теряет своей актуальности и для остальных водителей, так как в противном случае возникают проблемы как с оформлением обязательного полиса страхования ОСАГО, так и с выплатами компенсации при наступлении страхового случая.

Как оплатить штраф за езду без техосмотра?

Со штрафами ГИБДД действует та же система, что с государственными налогами их сборами: то, как их заплатить, решать самому человеку. Назовем основные способы:

Могут ли в 2021 году оштрафовать за отсутствие диагностической карты?

Реформа техосмотра до сих пор одна из самых актуальных и противоречивых тем среди автомобилистов. Сначала все морально готовились к новому порядку прохождения ТО и осознавали, что легкий путь получения диагностической карты подходит к концу. Основной целью реформы была и остается борьба с “черным рынком” диагностических карт, когда автовладельцы минуют стадию техосмотра и просто покупают документ вместе с полисом ОСАГО. Новый порядок предусматривает введение электронных диагностических карт, а также фотофиксацию автомобиля в процессе прохождения ТО. Таким образом, обходные пути должны были быть отрезаны с 1 марта 2021 года.

Затем неожиданно перед днем Х реформа переносится на 1 октября. Решение объяснили нестабильной эпидемиологической обстановкой и риском заражения коронавирусом. Нельзя не отметить, что полугодовая отсрочка позволит доработать систему и запустить ее без сбоев.

И, с одной стороны, можно выдохнуть. С другой – возникло еще больше вопросов. Отвечаем на самые актуальные.

Первым будет блок из 3 вопросов:

Что делать, если срок действия диагностической карты истек до 1 октября 2021 года?
Что делать, если автомобиль новый и диагностической карты нет вообще?
Как оформить ОСАГО без действующей диагностической карты?

Поскольку без диагностической карты ОСАГО не оформить, а отсутствие полиса карается штрафом, этот блок вполне закономерен. Чтобы у автомобилистов не возникло проблем с покупкой ОСАГО, срок действия ранее выданных диагностических карт продлен до 30 сентября. То же самое касается тех автомобилей, которые должны будут пройти техосмотр впервые – автовладельцы могут купить ОСАГО без диагностической карты и пройти техосмотр позднее. Следовательно, проблем с ОСАГО ни у кого быть не должно.

То есть: до 30 сентября 2021 года волноваться о диагностической карте не нужно. Срок ее действия продлен автоматически до старта новых правил прохождения ТО, а значит ОСАГО оформить можно.

Какой штраф за отсутствие диагностической карты?

Согласно статье 12.5 КоАП “Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…”, за отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф в размере 2 000 рублей.

Формулировка выглядит так:

Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, – влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Могут ли суммироваться штрафы за отсутствие диагностической карты?

Согласно примечанию, если автомобилисту был выписан штраф за отсутствие диагностической карты, то его не могут повторно привлечь к ответственности в течение последующих 24-х часов. То есть, если водителя остановил и выписал штраф один инспектор ДПС, и в течение 24 часов с момента выписки штрафа другой инспектор ДПС выявил такое же нарушение – “удвоить” наказание он не может, штраф будет только один. Таким образом нарушителю даётся время на то, чтобы он мог завершить свой маршрут и оформить диагностическую карту, не получив ещё один штраф “сверху”.

Кроме того, сумма штрафа зафиксирована и не возрастает, если водителя привлекают за это нарушение несколько раз в год.

Может ли инспектор ДПС выписать штраф в 2021 году?

Несмотря на то, что реформа техосмотра перенесена на 1 октября, сам закон вступил в силу с 1 марта 2021 года. В связи с этим в кругах автомобилистов возникает разногласие: выпишут ли штраф за не прохождение ТО? На самом деле в статье 12.5 КоАП относительно штрафа действительно фигурирует дата 1 марта. Однако речь идет не про 1 марта 2021 года, а про следующий год.

В части 1.1. прописано, что действовать санкция за отсутствие диагностической карты будет со следующего года – с 1.03.2022. Таким образом, отвечаем на самый болезненный вопрос для автовладельцев:

Нет. За отсутствие диагностической карты в 2021 году штраф выписать нельзя.

Отвязан от ОСАГО, но не отменен: ФАН узнал, как не получить штраф из-за техосмотра

В конце августа российские автомобилисты получат временную преференцию — полис ОСАГО будут продавать без техосмотра, но это не отменяет обязательность его прохождения.

ФАН разобрался, почему техосмотр отвязали от ОСАГО, насколько он нужен, какой штраф грозит, если документа на руках не будет?

Что меняется?

В конце августа уже не нужно будет предъявлять диагностическую карту (талон техосмотра), чтобы купить полис ОСАГО. Только вот сам техосмотр при этом никто не отменял. Мало того, с марта 2022 года эта процедура будет проходить иначе — с использованием фотофиксации. Отсрочку получат только те автомобилисты, у которых действие диагностической карты заканчивается с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. Такие документы автоматом были продлены на полгода.

Вполне вероятно, что отсутствие техосмотра сможет стать дополнительным фактором, который подтолкнет страховщиков к повышению стоимости полисов ОСАГО, но пока четких решений не принято. Получат ли бонусы те, кто добровольно проходит эту процедуру, — тоже неизвестно.

Как получить диагностическую карту?

Здесь изменений никаких — можно ехать в любой сертифицированный пункт техосмотра и проходить процедуру.

В России в последнее время появилось много предприимчивых граждан, которые предлагают получить ТО без его фактического прохождения, а некоторые и вовсе — оформить его в интернете. Как правило, такая процедура автомобилисту обходится дороже, но главное то, что она незаконна.

Отвязан от ОСАГО, но не отменен: ФАН узнал, как не получить штраф из-за техосмотра

Сейчас к ответственности за отсутствие техосмотра привлекаются лишь водители такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей и автомобилей для перевозки опасных грузов. С 1 марта 2022 года штраф сотрудники ГИБДД смогут наложить на водителя любого транспортного средства.

Вырастет и его сумма. Если раньше он составлял 500-800 рублей, то уже в следующем году такое нарушение обойдется в 2000 рублей. При этом система будет работать четко — штраф будет назначаться не чаще одного раза в сутки.

Будучи оштрафованным однажды, автомобилист сможет задуматься, быть может, стоит оформить диагностическую карту? Ведь ее стоимость примерно в два раза ниже самих санкций.

Автоэксперт Вячеслав Лысаков говорит, что процедура теперь будет проводиться с помощью фотофиксации.

Отвязан от ОСАГО, но не отменен: ФАН узнал, как не получить штраф из-за техосмотра

Сухой остаток

В России уже давно идут разговоры, чтобы полностью отменить техосмотр. В некоторых странах он вообще не требуется. Например, в Австралии. В России же многие считают, что если его отменить, то техническое состояние автомобилей резко ухудшится. Это, в свою очередь, приведет к большому количеству аварий.

Даже предлагался законопроект, который выносили на обсуждение. Он предполагал отмену обязательного ТО для рядовых граждан, а если они пройдут процедуру добровольно, то снижение для них транспортного налога и стоимости ОСАГО.

Уже со следующего воскресенья купить страховку в России станет проще. Вам потребуется лишь СТС или ПТС, паспорт и водительское удостоверение.

И еще раз напомним: пока техосмотр все-таки остается обязательным. Его никто не отменял. Есть небольшое временное послабление в части приобретения страховки без ТО, а с 1 марта будет введена жесткая ответственность за отсутствие диагностической карты на любой, даже личный автомобиль — 2000 рублей за каждое нарушение, хоть каждый день, до тех пор, пока ваш железный конь не пройдет официальную регламентированную процедуру осмотра.

Ранее ФАН писал, что сильные дожди на Кубани взвинтили цены на услуги эвакуаторов в десять раз. Стоимость эвакуации автомобиля поднялась до 15 тысяч рублей.

Читайте также: