Почему гаишники останавливают велосипедистов

Обновлено: 02.07.2024

Всем привет.
Дело такое. Еду с утра на работу, по дороге стоят ДПС. инспектор поднял жезл так, как регулировщик подает знак "ВНИМАНИЕ" т.е. прямо вверх, я. снизив скорость и глядя в зеркало з/в не видел никаких движений инспектора и продолжил путь. со мной 4 человека в машине все свидетели и все автовладельцы ( все дружно решили что не мне сигнал, а кому то сзади идущему. Вообще такое бывает часто). проехав метров 15 они поехали за мной, догнали и остановили. я ему объясняю, что его жест был мне не понятен так как не указывал на мое ТС. сказали лишат прав в след раз. отпустили бесплатно.
Теперь вопрос: есть ли у ИДПС обозначенный жест для остановки ТС или как в таких ситуациях разрешить спор? Должен ли я в случае подачи непонятного мне жеста от ИДПС остановиться и убедиться мне ли он подан?
Как то так, я не юридически грамотный. копал нет ничего про жесты не нашел.

Всем привет.
Дело такое. Еду с утра на работу, по дороге стоят ДПС. инспектор поднял жезл так, как регулировщик подает знак "ВНИМАНИЕ" т.е. прямо вверх, я. снизив скорость и глядя в зеркало з/в не видел никаких движений инспектора и продолжил путь. со мной 4 человека в машине все свидетели и все автовладельцы ( все дружно решили что не мне сигнал, а кому то сзади идущему. Вообще такое бывает часто). проехав метров 15 они поехали за мной, догнали и остановили. я ему объясняю, что его жест был мне не понятен так как не указывал на мое ТС. сказали лишат прав в след раз. отпустили бесплатно.
Теперь вопрос: есть ли у ИДПС обозначенный жест для остановки ТС или как в таких ситуациях разрешить спор? Должен ли я в случае подачи непонятного мне жеста от ИДПС остановиться и убедиться мне ли он подан?
Как то так, я не юридически грамотный. копал нет ничего про жесты не нашел.

Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства
1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства, -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот рублей.
2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства -
влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот рублей.

доказывая свою правоту инспектор при мне остановил ТС, но уже с вытянутым в сторону жезлом.) такая ситуация у меня была пару месяцев назад. тогда тоже ИДПС подал такой сигнал и когда я остановился он мне сказа Я НА ТЕБЯ "Ткнул. Че встал езжай, не задерживай движение.

Всем привет.
Дело такое. Еду с утра на работу, по дороге стоят ДПС. инспектор поднял жезл так, как регулировщик подает знак "ВНИМАНИЕ" т.е. прямо вверх, я. снизив скорость и глядя в зеркало з/в не видел никаких движений инспектора и продолжил путь. со мной 4 человека в машине все свидетели и все автовладельцы ( все дружно решили что не мне сигнал, а кому то сзади идущему. Вообще такое бывает часто). проехав метров 15 они поехали за мной, догнали и остановили. я ему объясняю, что его жест был мне не понятен так как не указывал на мое ТС. сказали лишат прав в след раз. отпустили бесплатно.
Теперь вопрос: есть ли у ИДПС обозначенный жест для остановки ТС или как в таких ситуациях разрешить спор? Должен ли я в случае подачи непонятного мне жеста от ИДПС остановиться и убедиться мне ли он подан?
Как то так, я не юридически грамотный. копал нет ничего про жесты не нашел.

А вы прочитайте в ПДД, что значит поднятая вверх рука(жезл) регулировщика.
Помогу найти:

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
- со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
- со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
- со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
- со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
- со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
- пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
- движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.

"Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте."

с другой стороны:

"Рука поднята вверх:
— движение всех транспортных средств и переходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам."


Думается, что он хотел вас остановить. Чуть внимательнее нужно быть. Так как они всегда смотрят на авто которое хотят остановить - если видим, что на вас смотрим, то останавливаемся. Если вы ему не интересны и он хотел другого остановить, то он вам про это скажет.

Помню как-то случай видел - сотрудник ДПС поднимает жезл перед авто - мол, останавливайся.. а в этот момент проезжает велосипедист рядом. Велосипедист думает, что его "хотят" останавливается.. Ну, собственно, ему спокойно говорят, что он не нужен, другохо хотим. и велосипедит дальше поехал, а содрудник ДПС к автомобилю направился.
На мой взгляд лучше перестраховаться и притормозить. Меньше головняков. А вообще-то они обычно так тыкают на авто, что другого и не подумаешь. хотя всякое бывает, может поздно вспохватился - пропустил момент, аот и получиловь..

Не путайте регулировщика на перекрестке и гаишника на обочине дороги. Это первое.
Далее. В документах говорится, что жест должен быть понятным участнику движения.
На практике грамотные гаишники делают это так. Поднимают руку с жезлом вверх, потом указывают жезлом на ваш автомобиль, и третьим движением указывают место, где вы должны остановиться. Да вы все это не раз видели.

Не путайте регулировщика на перекрестке и гаишника на обочине дороги. Это первое.
Далее. В документах говорится, что жест должен быть понятным участнику движения.
На практике грамотные гаишники делают это так. Поднимают руку с жезлом вверх, потом указывают жезлом на ваш автомобиль, и третьим движением указывают место, где вы должны остановиться. Да вы все это не раз видели.

вот это я ему и говорил. ДПС и регулировщик разные вещи. поднятая рука вверх запрещает движение всем транспортным средствам, следовательно я должен был остановиться на той полосе по которой ехал, а не перестраиваться к обочине.

Не путайте регулировщика на перекрестке и гаишника на обочине дороги. Это первое.
Далее. В документах говорится, что жест должен быть понятным участнику движения.
На практике грамотные гаишники делают это так. Поднимают руку с жезлом вверх, потом указывают жезлом на ваш автомобиль, и третьим движением указывают место, где вы должны остановиться. Да вы все это не раз видели.

Если гаишник на обочине - не регулировщик по вашему, то и останавливаться на его телодвижения не нужно. А на практике?

"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Если гаишник на обочине - не регулировщик по вашему, то и останавливаться на его телодвижения не нужно. А на практике?

"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Да, гаишник-дпс-ник на трассе на обочине не регулировщик. И это не только по-нашему. Хоть он тоже носит милицейскую форму. Ибо он с обочины ничего не регулирует.. Когда он встанет на дорогу и начнет регулировать, то он автоматически превратится в регулировщика, причем сразу и без чьего-либо письменного разрешения.. А когда он придет домой, то он опять не регулировщик, даже если забудет снять с себя милицеские штаны за ужином. -)
Впрочем, это флуд.
Вопрос ТС был - каким жестом гаишник должен останавливать автомобиль. И был ответ - понятным жестом. И приведены обычные фазы этого жеста.
Так что, думаю, что тема исчерпана. -)

Движение на велосипеде допускается по велосипедным дорожкам, тротуарам либо дорожным обочинам исходя из возраста. Лица, не достигшие 14-летнего возраста, обязаны передвигаться лишь с сопровождением. При несоблюдении правил дорожного движения велосипедиста штрафуют на сумму 800-1500 рублей. Он имеет право на получение возмещения за телесные повреждения и понесенный моральный ущерб в связи со столкновением с автомобилем. Если велосипедист является виновником ДТП, он возмещает автомобилисту имущественный ущерб и вред здоровью. Если велосипедист отказывается добровольно возмещать ущерб, водитель машины может подать иск в суд.

Согласно статистическим данным ГИБДД из года в год число ДТП с участием велосипедистов только растет: в 2017 г. - 5247, в 2018 г. - 5323, в 2019 г. - 5403, в 2020 г. - 5732. Причем за эти 4 года числятся погибшими порядка 1,5 тыс. человек. Больше всего ДТП, в которых участвовали люди на велосипедах, случилось в Курской, Орловской, Ростовской, Нижегородской областях, Краснодарском крае.

Порядок катания на велосипеде

7-14-летним детям разрешено передвигаться лишь по тротуарам, дорожкам для пешеходов либо пешеходов и велосипедистов, по зонам для пешеходов (пункты 24.3 и 24.4 Правил дорожного движения “Добавочные условия катания на велосипедах”).

Лица, достигшие 14-летнего возраста, обязаны ездить по правой стороне дороги либо обочине, если отсутствуют специализированные дорожки. Ехать по дороге допускается в колонне по 1 либо 2 (при наибольшей ширине используемой дороги не больше 75 см). Если нет возможности езды по обочине, разрешено катиться по тротуару (пункт 24.5 Правил).

Перед тем, как начать передвигаться на велосипеде, перестроиться, повернуть (развернуться) и остановиться, гражданин обязан подать установленные ручные сигналы. А в вечернее либо ночное время, в тоннеле – обеспечить включение осветителей в соответствии с пунктом 19.1 вышеупомянутых Правил. Если их нет, необходимо двигаться в жилете с эффектом светоотражения либо применять иные средства, к примеру, катафоты согласно пункту 24.10 Правил.

Если велосипедист создает помехи, угрожает безопасности других людей либо пересекает пешеходный переход, он должен двигаться как пешеход согласно пунктам 24.6, 24.8 Правил.

Что запрещено велосипедистам?

При катании на велосипеде налагается запрет на:

  • езду по автомобильной магистрали согласно пункту 16.1 Правил “Передвижение по автомобильным магистралям”;
  • катание на велосипеде с удержанием его 1 рукой;
  • перевозку объекта, мешающему движению либо длиннее снаряда на 50 см;
  • катание других людей, если на это снаряд не рассчитан, либо катание лиц младше семи лет без специализированного кресла;
  • буксировку снаряда согласно пункту 24.8 Правил.

Какое наказание ждет нарушителей порядка передвижения на велосипеде?

За несоблюдение Правил дорожного движения, в том числе, катание на велосипеде не по специализированной дорожке либо передвижение с попутчиком, а не в колонне предусмотрены штрафные санкции на сумму 800 рублей согласно части 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Если при этом выяснится, что человек употреблял алкоголь, штраф вырастает до 1-1,5 тыс. рублей (часть 3 статьи 12.29 этого же Кодекса “Несоблюдение Правил дорожного движения участником движения”).

Разберем конкретную ситуацию. Житель одного из российских городов проехал на велосипеде перекресток на запрещающий сигнал светофора. Это заметил сотрудник полиции и назначил ему штраф на сумму 800 рублей. согласно части 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Владелец велосипеда, не согласившись с санкцией, пожаловался в городской районный судебный орган. Он был уверен, что имело место нарушение его права полицейским, который не предоставил времени на общение с адвокатом. Изучив имеющиеся данные, судья постановила, что полицейский дал велосипедисту разъяснение его права на защиту. Подтверждение тому – подпись велосипедиста в протоколе и отчет инспектора. С учетом этого суд согласился с назначением штрафных санкций (дело № 12-374/2020).

Владелец велосипеда, не согласившийся в судебным постановлением, обратился с иском в областной судебный орган. Он старался доказать, что начал движение при мигании запрещающего сигнала светофора, а сотрудник полиции не предоставил разъяснений его прав. Однако судья поддержал коллегу, признав, что наказание было назначено верно. Он подчеркнул, что мигание запрещающего сигнала у светофора не предусмотрено. Тем более после выписки штрафа хозяин велосипеда его оспорил, то есть был в курсе своих прав, постановила апелляция (дело № 7р-831). В другие суды мужчина обращений не подавал.

Когда велосипедисту положено возмещение морального ущерба?

Создающему помехи другим гражданам велосипедисту назначат штрафные санкции в размере 1000 рублей согласно части 1 статьи 12.30 Кодекса об административных правонарушениях, а если в результате этого был причинен легкий либо средний ущерб здоровью – 1000-1500 рублей (часть 1 статьи 12.30 того же Кодекса “Несоблюдение Правил дорожного движения участником движения, который создает помехи либо причиняет ущерб здоровью”).

Кроме штрафных санкций, пострадавший имеет право на получение от нарушителя-велосипедиста возмещения морального ущерба за причиненные неудобства.

Разбор реальной ситуации. Велосипедист при выезде на главную дорогу не отдал приоритет велосипедистке. В результате столкновения женщина сломала руку с осложнениями. Специалисты считают, что подобные травмы можно отнести к категории средней тяжести ущерба здоровью. Сотрудники полиции оштрафовали велосипедиста на сумму 1000 рублей согласно части 2 статьи 12.30 вышеупомянутого Кодекса.

После этого пострадавшая подала обращение в районный суд с целью возмещения морального ущерба на сумму 250 тыс. рублей. Восстановление руки было долгим, и женщина по сей день не в состоянии ею управлять и ощущает онемение. В планах – получение инвалидности. Велосипедист согласился, что он является виновным в травмах пострадавшей, но потребовал снижения суммы компенсации до 30 тыс. рублей.

После изучения выписки из больничных документов и экспертного заключения, выслушивания обеих сторон судья постановил, что в получении женщиной травмы виноват велосипедист. Наряду с этим суд сократил моральный ущерб до 60 тыс. рублей, учитывая неосторожность велосипедиста, наличие 2-х маленьких детей и трудовую несостоятельность (дело № 2-266/2019). Виновник от обжалования постановления отказался.

Мнение специалистов о езде на велосипедах

Специалисты рассказывают, что автомобилисты зачастую сталкиваются с велосипедистами, передвигающимися по тротуарам либо проездам в жилых кварталах. Отсутствие у автолюбителей сомнений в их приоритете на дороге ошибочно. Наряду с тем при установке знака “Жилая зона” и с учетом пункта 8.3 Правил “Начало движения. Маневрирование” гражданин на авто обязан уступить дорогу велосипедисту. В противном случае продолжать движение он не может.

Также эксперты подчеркивают, что в отдельных ситуациях велосипедисты едут по тротуарам, и их рискованное маневрирование создает угрозу жизни других людей. Также автолюбители осуществляют движение на авто как источнике высокой опасности. В связи с этим при нанесении урона здоровью либо имуществу велосипедиста они выплатят компенсацию согласно пункту 1064 Гражданского кодекса России.

WhatsApp

Велосипед – это транспортное средство?

Да. Согласно самому определению велосипеда, это транспортное средство. Но не следует его путать с механическими ТС. Последнее приводится в движение двигателем.

Но не всё так просто. И велосипед тоже может двигаться за счёт мотора. Но для того, чтобы ему не уйти под определение механических ТС, а остаться в гордом звании "Велосипед", двигатель на нём по ПДД 2021 года должен соответствовать 3 критериям:

  1. это должен быть только электродвигатель,
  2. его мощность должна быть не более 0,25 кВт (~0,34 л.с.),
  3. он должен автоматически отключаться на скорости 25 км/ч и более.

Велосипедист – в то же время и водитель. Этот статус ему даёт определение водителя – любое лицо, управляющее транспортным средством.

Где можно ездить?

Это достаточно сложная и условная тонкость. Дело в том, что для велосипедистов по Правилам разрешены целых 7 различных формальных зон движения в зависимости от возраста и организации дорожного движения на данном участке.

Поэтому сначала предлагаем Вам выяснить, где можно ездить конкретно в Вашем случае, интерактивно ответив на несколько простых вопросов.

Где мне можно ездить? Быстрый тест

Есть ли на данном участке дороги велодорожка, велопешеходная дорожка или полоса для велосипедистов и по ним есть возможность двигаться?

Есть ли на данном участке дороги проезжая часть, по которой есть возможность ехать по правому краю, Вы едете вне велоколонны, а ширина Вашего велосипеда не более 1 метра?

Вы можете ездить по велодорожкам, по велопешеходным дорожкам, по тротуару, по пешеходной дорожке, по пешеходной зоне на Ваш выбор.

Вы обязаны ехать по правому краю проезжей части. При этом, Вам нельзя поворачивать налево и разворачиваться, если в Вашем направлении более одной полосы или есть трамвайные пути.

Вы обязаны двигаться по обочине, не создавая помех пешеходам и при создании таких помех либо опасности для движения пешеходов спешиваясь.

Вы можете ехать по тротуарам или по пешеходной зоне, не создавая помех пешеходам и при создании таких помех либо опасности для движения пешеходов спешиваясь.

Давайте теперь рассмотрим, где Вы можете ездить на велосипеде в зависимости от возраста.

Старше 14 лет

  • По велодорожкам и велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов на Ваш выбор в любых случаях при наличии таковых,
  • по правой стороне проезжей части дороги:
    • если нет вышеуказанных зон или по тем или иным (объективным) причинам по ним невозможно ехать,
    • если ширина Вашего вело более 1 м (в т.ч. с грузом),
    • если Вы едете в составе велоколонны,

    Полоса для велосипедистов отделена от остальной дороги сплошной линией и обозначена такой разметкой:

    И/или вот таким знаком:

    От 7 до 14 лет

    • По велодорожкам,
    • по велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной дорожке,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного на Ваш выбор.

    Младше 7 лет

    • По велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного.

    Где мне нужно спешиваться?

    Есть ряд участков, где Вы обязаны спешиться, но их мало:

    • во время перехода по пешеходному переходу, если рассчитываете на то, что водители будут обязаны уступить Вам дорогу (они обязаны уступать дорогу только пешеходам (п. 24.8 ПДД), а в случае ДТП вина ляжет на Вас),
    • в пешеходных зонах (в парках), на пешеходных дорожках, тротуарах или обочине, если только Вы создаёте помехи пешеходам или те подвергаются опасности (п. 24.6 ПДД).

    На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?

    На безопасном. Увы, но чётких границ ПДД 2021 года не регламентируют ни относительно бокового интервала, ни относительно дистанции.

    Ранее была попытка разработать новый закон о введении в Правила пункта, который бы обязывал водителей держать боковой интервал от велосипедиста, равный 1 метру, но его не приняли.

    На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала прецедентна – то есть пока не произошло ДТП, расстояния считаются безопасными.

    Можно ли ездить по автобусной полосе?

    Можете. Само описание дорожного знака 5.11 разрешает двигаться по ней велосипедистам:

    5.14 "Полоса для маршрутных транспортных средств". Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

    Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?

    По ПДД Вы обязаны двигаться по правому краю проезжей части в большинстве дорожных ситуаций. То есть находиться правее всех автомобилей. Но многие велосипедисты не раз встречались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для авто), а Вам нужно прямо.

    В случае поворота направо ПДД чётко предписывают водителям машин уступать дорогу велосипедистам, находящимся справа от них и движущимся прямо.

    13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

    Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

    Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

    Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. "Там итак много народа" – тоже не причина занимать велодорожку.

    Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?

    Обязаны. Световозвращающие жилеты или накидки уже наделали много шума с момента введения 18 марта 2018 года. Но мало кто задумывался, что велосипедисты не исключение из Правил.

    Обязанность надевать жилеты накладывает пункт 2.3.4 ПДД, и он говорит о водителях всех транспортных средств, а не только механических – то есть автомобилей.

    Кроме того, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам при движении в тёмное время суток, в дождь или туман установить или надеть что-либо со светоотражающими элементами.

    Таким образом, велосипедисты обязаны в случае вынужденной остановки или при ДТП, находясь на проезжей части или на обочине в тёмное время суток вне населённого пункта, надеть светоотражающую одежду по ГОСТу.

    Если нет с собой жилетки

    Как можно заметить, лазейка проста: просто покиньте дорогу и стойте в стороне. Обратите внимание, нужно также сойти и с обочины.

    Должен ли я пользоваться световыми приборами?

    Да. Согласно пункту 19.1 ПДД, на велосипеде должен быть фонарь или фара, которые должны включаться в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обратите внимание, недостаточная видимость включает в себя туман и дождь.

    В светлое время суток велосипед должен в любом случае иметь:

    • белого цвета фонарь или отражатель,
    • сзади – красный отражатель или фонарь,
    • по обеим сторонам велосипеда – отражатели красного или оранжевого цвета.

    За их отсутствие есть штраф.

    Какие штрафы для велосипедистов?

    Их всего два. Велосипедистов нельзя привлекать к ответственности по КоАП также, как водителей. И этому есть 2 причины:

    1. дело в том, что КоАП отличается от ПДД в понимании транспортных средств – первый предусматривает под этим понятием только автомототранспортные средства с двигателем гораздо большей мощности, нежели 0,25 кВт – то есть велосипед по КоАП не является транспортным средством, только по Правилам дорожного движения;
    2. именно по первой причине для велосипедистов есть частная статья КоАП и всего 2 части в ней: одна (ч.2 ст. 12.29) предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение Правил велосипедистом; вторая – часть 3 этой же статьи – штраф 1 500 рублей за любое нарушение, совершённое в состоянии опьянения.

    Частность этих статей означает, что если даже Вы попались на нарушение, за которое Вас можно привлечь по статье с бóльшим штрафом, то всё равно должна быть применена одна из вышеуказанных статей, так как они относятся частно к велосипедистам.

    Можно ли ездить пьяным?

    Нет. Это запрещено всем водителям, независимо от статуса – велосипедист или водитель автолюбитель. Это нарушение пункта 2.7 ПДД:

    2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

    По всем действующим нормам 2021 года инспектор ГИБДД обязан привлечь к наказанию пьяного велосипедиста, а также провести освидетельствование, равно как и водителей механических ТС, так как состояние опьянения должно быть установлено.

    Могут ли лишить автомобильных прав пьяного велосипедиста?

    Нет. Выше мы уже указали, что для велосипедистов действуют частные статьи Административного кодекса с соответствующими штрафами. Поэтому за езду в пьяном виде велосипедиста можно привлечь по части 3 статьи 12.29 на 1 500 рублей, но никак не лишить права управления.

    Более того, права сотруднику ГИБДД, находясь на велосипеде, Вы не обязаны вообще передавать. К слову, об общении велосипедиста с ГИБДД.

    Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?

    У Вас похожие права и обязанности с автолюбителями. Вы также можете потребовать предъявить служебное удостоверение, если инспектор обращается к Вам (п. 45 регламента).

    А вот сами Вы передавать для проверки практически ничего не обязаны. Увы, но это так (и это большой минус). Права и прочие типично автомобильные документы нужно передавать для проверки только водителям механических ТС (п. 2.1.1 ПДД). Но у велосипедиста как гражданина инспектор может проверить гражданский паспорт и только в случае совершения первым нарушения ПДД или для привлечения его как свидетеля или понятого (п. 107 Административного регламента МВД).

    К слову, причины для остановки и проверки документов те же, что и для автомобилистов.

    Сотрудник хочет сверить номер рамы велосипеда – имеет ли право?

    Имеет. Это прямые возложенные на инспектора обязанности. Он может сверять номера (п. 107 регламента) в рамках ориентировок и спецмероприятий, для которых соответствующие документы предъявлять Вам он не обязан (но не должен препятствовать возможности ознакомиться с ними – они могут лежать на посту ДПС, в подразделении или вовсе быть устными) – впрочем, всё, как и у автомобилистов.

    Что запрещено велосипедистам по ПДД?

    Итак, помимо запрещённых участков дороги для движения при определённых условиях, в общих случаях велосипедистам также запрещается:

    — Я сам езжу на велосипеде, когда позволяет погода, — говорит начальник ГАИ Московского района Юрий Жихарев. — От дома до работы — почти 10 километров. Это около получаса езды. Да, не всегда удобно слезать с велосипеда перед пешеходным переходом, но что поделаешь — это наша безопасность. А нарушители должны быть готовы к тому, что их остановят и попросят объясниться.


    В данном случае большой опасности не было: через дорогу переходило много людей и водители машин так или иначе притормаживали. Но если бы велосипедист ехал один, это могло бы привести к ДТП. Инспекторы решают остановить парня.







    — А двигаться по проезжей части можно? — спрашивает инспектор.

    — Нет. Только по велосипедной и пешеходной дорожке.


    — Однако чаще всего велосипедисты движутся по проезжей части умышленно и намеренно, — обращает внимание Юрий Жихарев. — Есть те, кто воображает себя автомобилем, выезжает для поворота налево в крайний левый третий ряд или движется по МКАД. Ребята, не забывайте, что это дорога с интенсивным движением и корпус транспортного средства вас не защищает!



    Часть велосипедистов нарушают осознанно, другие не подозревают, что могут быть оштрафованы. Инспектор останавливает сразу двоих нарушителей — девушку и парня.


    — А вы знаете, что за такое нарушение предусмотрен штраф от 180 до 540 тысяч рублей? — спрашивает сотрудник ГАИ.

    — Ничего себе, — девушка удивлена. Она даже не знала, что это нарушение ПДД.


    Молодой человек реагирует менее эмоционально: видно, он в курсе особенностей правил.


    Штраф, конечно, никому платить не хочется. Ребят отпускают после предупреждения.


    Еще один парень не сразу признал нарушение. Инспектор несколько раз спрашивал, как он пересекал переход. Молодой человек настаивал, что в соответствии с ПДД. Однако заметив камеру и сообразив, что его зафиксировали, сразу признал вину.




    — Так что надо делать, когда пересекаете пешеходный переход? — уточняет сотрудник ГАИ.

    — Спешиваться, — после некоторой паузы отвечает велосипедист.


    В ГАИ подчеркивают, что сейчас, когда велосипед стал использоваться в Минске массово, внимание таким участникам дорожного движения будет уделяться особенное. Главный акцент — на пересечении нерегулируемых пешеходных переходов, поскольку именно на них нередко фиксируются ДТП с участием велосипедистов. Последний случай в Московском районе города произошел в конце апреля на развязке проспектов Дзержинского и Жукова.


    По данным инспекторов, велосипедист двигался по переходу не спешившись, и его сбил водитель Mitsubishi. На этот раз обошлось без серьезных травм: у пострадавшего — ушибы и ссадины. У машины помят капот, разбита фара, поврежден бампер. В отношении обоих участников ДТП составили протоколы. Автомобилист будет отвечать за наезд, велосипедист — за нарушение ПДД при пересечении проезжей части по пешеходному переходу.




    Но проехав буквально сто метров, она вдруг решает пересечь регулируемый переход на красный сигнал светофора. Инспекторы не могли это проигнорировать.


    — Светофор видела. Пешеходы пошли, ну и я поехала. Перед этим посмотрела налево-направо, — виновато улыбается велосипедистка.



    Движемся дальше. Не доехав до пл. Богушевича, сотрудники ГАИ замечают велосипедиста, движущегося по проезжей части. Мужчину решают остановить.




    На следующем же регулируемом пешеходном переходе он ведет велосипед в руках. Значит, говорил правду, что не нарушает ПДД?


    Очередной нарушитель был остановлен прямо возле здания ГАИ Московского района. Перекресток улиц Сапеги и Брыля он пересекал на велосипеде и по диагонали.


    — Я ж на зеленый… — оправдывается юноша.

    — А надо было двигаться в зоне пешеходного перехода, — говорит инспектор.


    Есть ощущение, что привычки, как и велосреда, в Минске только начинают формироваться. Появляются места, где легально можно пересекать пешеходный переход не спешиваясь. Город обращает внимание на проблемы этой группы участников дорожного движения. Но о безопасности она должна заботиться и сама.

    Читайте также: