Почему чешуя рыб паспорт и медицинская книжка одновременно
Обновлено: 04.07.2024
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ 7 кл.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение,
общеобразовательная школа-интернат №1
среднего (полного) общего образования г.Томска
( для учащихся 7-х классов )
Разработал: учитель химии и биологии
Козьма Наталья Михайловна
Образовательные задачи : расширить и систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности рыб, их разнообразии и приспособленности к условиям среды; развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей.
Развивающие задачи : совершенствовать умения логически мыслить, объяснять, выделять главное, систематизировать материал, делать выводы.
Воспитательные задачи : продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом, самостоятельности и интереса к предмету, развитие элементов эстетического воспитания (аккуратное оформление конспекта).
Словесные : элементы объяснения, беседы.
Словесно-наглядные : объяснение с использованием записей на доске, презентации.
Словесно-наглядно-практические : элементы самостоятельной работы, работа с дополнительной и справочной литературой.
Оборудование : карточки с заданиями, опросный лист, компьютер, презентация.
I . Организационный момент (2 – 4 минуты)
II . Систематизация и обобщение знаний и умений (20 – 25 минут)
ТЕКСТ для 1-ой и 2-ой команды
Практически у всех рыб … форма тела (обтекаемая)
Тело рыб покрыто … (чешуёй)
Окраска рыб… (разнообразна) и определяется … (фоном) окружающей среды.
Кожные железы вырабатывают … (слизь), которая уменьшает трение тела рыб при движении в воде.
Орган дыхания рыб… (жабры)
Дышат рыбы …, который растворен в воде (кислородом)
Орган передвижения рыб … (плавники)
Среди органов чувств можно выделить:…, …, …, …. (органы слуха, зрения, обоняния, осязания)
Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью…
(боковой линии)
Учитель: Установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву).
Особенности строения
Приспособления к жизни в воде
А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.
Б. Обеспечивает плавучесть.
3. Обтекаемая форма тела
В. Уменьшает силу трения
5. Плавательный пузырь
Д. Придает форму и защищает.
Команда за каждый правильный ответ получает по 1 баллу.
1 - австралийский рогозуб; 2 - треска; 3 - морская лисица; 4 - камбала; 5 - африканский чешуйчатник; 6 - горбуша; 7 - латимерия; 8 - карась; 9 - акула – молот; 10 - белуга.
Ответы: А) 3; 9. Б) 10. В) 1; 5. Г) 7. Д) 2; 4; 6; 8.
Команда за каждый правильный ответ получает по 1 баллу.
Примерные вопросы учащихся:
Сколько кругов кровообращения у рыб? ( 1 )
Из каких отделов состоит сердце рыб? ( предсердие и желудочек )
Какая из пресноводных рыб самая большая? ( сом )
В какое время года рыбы мечут икру? ( весной )
Эта рыба по форме напоминает шахматную фигуру. ( морской конёк )
Все ли рыбы откладывают икру? ( нет, есть живородящие )
Чем прикрыты жабры рыбы снаружи? ( жаберными крышками )
Органы выделения у рыб ( почки )
Какие рыбы носят название небесных тел? ( луна, солнце )
Как называется кровь, насыщенная кислородом? ( артериальная )
Какие рыбы имеют оружие на голове? ( рыба-пила; рыба-меч; рыба-молот )
От чего зависит количество вымётываемых рыбами икринок? ( от заботы о потомстве )
Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне, иначе они утонут? ( акулы )
Кого называют подводным санитаром? (Щуку)
Как называется раздел зоологии (науки о животных), изучающий рыб? ( ихтиология )
Шифровки для 1 команды:
Т А П В О Л (плотва)
С Е К Р А Т (треска)
Д У К С А (судак)
Д Ь С Т Т А М Н И Й (минтай)
Р Ф Ь Л Е О (форель)
Р Е Я Л (стерлядь)
Шифровки для 2 команды:
З Н А А С (сазан)
Т О Р Е С (осётр)
М Л И Н А (налим)
Л А Т И М Е Р И Я (латимерия)
А Е У Г Л Б (белуга)
У Б О Р Г А Ш (горбуша)
Контроль знаний и умений (5 – 10 минут)
Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? ( за счёт боковой линии )
Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? ( в печени находится запас жира )
Где расположены глаза у камбалы? ( на спине )
Какая рыба носит название страны Латинской Америки? ( Аргентина )
Какая рыба препятствует распространению тяжелого заболевания – малярии? (белый амур (рыба-корова), поедая корневища водных растений, ликвидирует места обитания малярийного комара)
Какая рыба является рекордсменом по числу откладываемых икринок? Сколько икринок она способна отложить за один сезон? (рыба-луна, 200 – 300 млн)
Почему спинка рыбы гораздо темнее живота? ( Хищникам снизу на фоне светлого неба труднее заметить рыбку, а сверху — на фоне темного дна)
Почему коралловые рыбки такие яркие? (Они живут среди коралловых рифов, которые тоже очень яркие и пестрые)
Названия каких рыб связаны с астрономией? (Телескоп, комета, рыба-луна, рыба-солнце (солнечник), звездочет)
Кто летает, а не птица? (Летучая рыба. В воздухе она не машет плавниками и пролетает, как планер, более 100 метров)
IV. Подведение итогов (5 – 10 минут).
Учитель: Ребята, наш урок – смотр знаний подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?
Читайте также: