Почему чешуя рыб паспорт и медицинская книжка одновременно

Обновлено: 04.07.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выбранный для просмотра документ 7 кл.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение,

общеобразовательная школа-интернат №1

среднего (полного) общего образования г.Томска

( для учащихся 7-х классов )

Разработал: учитель химии и биологии

Козьма Наталья Михайловна

Образовательные задачи : расширить и систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности рыб, их разнообразии и приспособленности к условиям среды; развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей.

Развивающие задачи : совершенствовать умения логически мыслить, объяснять, выделять главное, систематизировать материал, делать выводы.

Воспитательные задачи : продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом, самостоятельности и интереса к предмету, развитие элементов эстетического воспитания (аккуратное оформление конспекта).

Словесные : элементы объяснения, беседы.

Словесно-наглядные : объяснение с использованием записей на доске, презентации.

Словесно-наглядно-практические : элементы самостоятельной работы, работа с дополнительной и справочной литературой.

Оборудование : карточки с заданиями, опросный лист, компьютер, презентация.

I . Организационный момент (2 – 4 минуты)

II . Систематизация и обобщение знаний и умений (20 – 25 минут)

ТЕКСТ для 1-ой и 2-ой команды

Практически у всех рыб … форма тела (обтекаемая)

Тело рыб покрыто … (чешуёй)

Окраска рыб… (разнообразна) и определяется … (фоном) окружающей среды.

Кожные железы вырабатывают … (слизь), которая уменьшает трение тела рыб при движении в воде.

Орган дыхания рыб… (жабры)

Дышат рыбы …, который растворен в воде (кислородом)

Орган передвижения рыб … (плавники)

Среди органов чувств можно выделить:…, …, …, …. (органы слуха, зрения, обоняния, осязания)

Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью…

(боковой линии)

Учитель: Установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву).

Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

Б. Обеспечивает плавучесть.

3. Обтекаемая форма тела

В. Уменьшает силу трения

5. Плавательный пузырь

Д. Придает форму и защищает.

Команда за каждый правильный ответ получает по 1 баллу.

1 - австралийский рогозуб; 2 - треска; 3 - морская лисица; 4 - камбала; 5 - африканский чешуйчатник; 6 - горбуша; 7 - латимерия; 8 - карась; 9 - акула – молот; 10 - белуга.

Ответы: А) 3; 9. Б) 10. В) 1; 5. Г) 7. Д) 2; 4; 6; 8.

Команда за каждый правильный ответ получает по 1 баллу.

Примерные вопросы учащихся:

Сколько кругов кровообращения у рыб? ( 1 )

Из каких отделов состоит сердце рыб? ( предсердие и желудочек )

Какая из пресноводных рыб самая большая? ( сом )

В какое время года рыбы мечут икру? ( весной )

Эта рыба по форме напоминает шахматную фигуру. ( морской конёк )

Все ли рыбы откладывают икру? ( нет, есть живородящие )

Чем прикрыты жабры рыбы снаружи? ( жаберными крышками )

Органы выделения у рыб ( почки )

Какие рыбы носят название небесных тел? ( луна, солнце )

Как называется кровь, насыщенная кислородом? ( артериальная )

Какие рыбы имеют оружие на голове? ( рыба-пила; рыба-меч; рыба-молот )

От чего зависит количество вымётываемых рыбами икринок? ( от заботы о потомстве )

Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне, иначе они утонут? ( акулы )

Кого называют подводным санитаром? (Щуку)

Как называется раздел зоологии (науки о животных), изучающий рыб? ( ихтиология )

Шифровки для 1 команды:

Т А П В О Л (плотва)
С Е К Р А Т (треска)
Д У К С А (судак)
Д Ь С Т Т А М Н И Й (минтай)
Р Ф Ь Л Е О (форель)

Р Е Я Л (стерлядь)

Шифровки для 2 команды:

З Н А А С (сазан)
Т О Р Е С (осётр)
М Л И Н А (налим)
Л А Т И М Е Р И Я (латимерия)

А Е У Г Л Б (белуга)
У Б О Р Г А Ш (горбуша)

Контроль знаний и умений (5 – 10 минут)

Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? ( за счёт боковой линии )

Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? ( в печени находится запас жира )

Где расположены глаза у камбалы? ( на спине )

Какая рыба носит название страны Латинской Америки? ( Аргентина )

Какая рыба препятствует распространению тяжелого заболевания – малярии? (белый амур (рыба-корова), поедая корневища водных растений, ликвидирует места обитания малярийного комара)

Какая рыба является рекордсменом по числу откладываемых икринок? Сколько икринок она способна отложить за один сезон? (рыба-луна, 200 – 300 млн)

Почему спинка рыбы гораздо темнее живота? ( Хищникам снизу на фоне светлого неба труднее заметить рыбку, а сверху — на фоне темного дна)

Почему коралловые рыбки такие яркие? (Они живут среди коралловых рифов, которые тоже очень яркие и пестрые)

Названия каких рыб связаны с астрономией? (Телескоп, комета, рыба-луна, рыба-солнце (солнечник), звездочет)

Кто летает, а не птица? (Летучая рыба. В воздухе она не машет плавниками и пролетает, как планер, более 100 метров)

IV. Подведение итогов (5 – 10 минут).

Учитель: Ребята, наш урок – смотр знаний подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?

Читайте также: