Почему человеку необходимо право на духовную свободу

Обновлено: 28.06.2024

Прежде всего, духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательном стремлении усовершенствовать себя. Одухотвориться – значит проникнуться высшими ценностями, приблизить свою жизнь к идеалу. Духовность всегда предполагает стремление человека в своем существовании ориентироваться на идеалы абсолютного бытия. Это проявляется в его конкретном существовании, во-первых, как стремление к свободе от социального окружения и ограниченности тела и, во-вторых, как ответственность за свои поступки в свете абсолютного бытия. Причем речь идет не о каких-то абстрактных вещах, а о предельно конкретных, проявляющихся в реальных поступках, прежде всего в ситуациях выбора и принятия решения. Только в этом смысле мы можем говорить о бытии человека как о бытии духовном. Что определяет понимание духовного бытия человека?

В-третьих, духовность предстает как форма интериоризации (перевода извне – внутрь) накопленных человечеством идеалов и ценностей, освоение социального и культурного опыта.

При этом надо подчеркнуть, что духовность всегда выходит за пределы обыденности, противоречит ей. Духовность во все времена воспринималась в контексте свершения некоего подвига, какого-то сдвига по отношению к повседневности, чаще всего – по отношению к быту.

Различные авторы в составе духовности называют различные компоненты, дается их различная трактовка и оценка значимости. Если обратиться к наиболее общей картине того, как понимается состав духовности в современной философии, то можно выделить семь наиболее важных элементов, достаточно полно выражающих состав духовности, исходя и из религиозного духовного опыта и из нерелигиозного, светского духовного опыта.

Морально-психические качества, фиксируемые в нравственных категориях добра и любви, а также те усилия, которые человек направляет на предотвращение антиподов добра, – т.е. зла и ненависти.

Идейно-эмоциональная возвышенность присущих духовности мыслей и поступков, их вселенская всеохватность, устремленность к новому, лучшему, воодушевление высокой целью. Именно этот компонент позволяет говорить о духовном как чувстве, и при отсутствии данного чувства идеалы не смогут увлечь человека, несмотря на богатство содержания этих идеалов.

Понятие и чувство прекрасного (красоты), возникающие при восприятии какой-то гармонии. В отличие от нравственных и познавательных ценностей, чувство прекрасного связано с восприятием чувственной формы, с созерцанием и воображением. Кроме того, прекрасным предстает не только природная или искусственная форма, но и поступки человека.

Совесть, чувство стыда, понимание нравственной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми.




В современной литературе в качестве особого компонента духовности называется ее экологическая составляющая. Она выражает направленность не только всего человечества, но и отдельного человека на обеспечение устойчивого экономико-экологического развития цивилизации при сохранении природной среды не только для нынешних, но и для всех последующих поколений людей.

Политическая свободасодержит определенный набор гражданских прав и обязанностей, которые в целом обеспечивают и гарантируют нормальную жизнедеятельность как общества в целом, так и отдельного индивида. Достижение свободы – одно из основных программных положений различных политических партий и движений.

Экономическая свобода в значительной мере означает свободу от эксплуатации во всех ее формах. Затем это понятие характеризует степень независимости в принятии экономических решений, возможность экономического выбора и действия.

Духовная свобода относится к сфере духовных отношений человека: выступает как свобода в выборе мировоззренческих позиций, идеологии, религии, морально-нравственных идеалов, эстетических норм и т.д. Свобода – необходимое условие формирования духовно-нравственной личности.

Творческая свобода – особая грань культуры. И как таковая означает продуктивную мощь человеческой личности. Творчество проявляется как преодоление границ мира, познания, сложившихся норм и представлений в любой сфере человеческой деятельности. Таким образом, в основе творческой деятельности – преодоление некоторой реальности объективности, косности, догматизма, инертности. В этой изначальной основе уже заключена свобода как необходимое условие творческой деятельности.

Духовная Свобода и духовное манипулирование.

Обсуждая тему Духовной Свободы, необходимо отметить, что наиболее опасна сфера духовного манипулирования. Она одинаково опасна как для контролера, так и для контролируемого, потому что попирает духовные принципы.

Как и эмоциональное, духовное манипулирование исходит из нужд эгоизма подчинить своей воле и почувствовать свое величие. Манипулирование с помощью духовных знаний не имеет никакого отношения к истинному Духовному Миру. Это то же самое маневрирование, только теперь оно использует в качестве своего главного оружия духовный принцип. Если один человек не может контролировать дру­гого через эмоции, то он обращается к "высшей силе" — форме духовного манипулирования, — чтобы сохранить того в своем подчинении. Духовные манипуляторы — это те, кто не смог сформировать благочестивый характер в какой-то сфере своей жизни. Они ведомы своими недостатками и желанием контроля, но не Духом.

Есть люди, кого Бог действительно наградил особым даром. Опять-таки, если эти люди еще не вполне созрели, то начинают думать, что принадлежат к избранным, к "духовной элите". Они свысока смотрят на тех, кого считают "менее духов­ными", чем они сами, и часто используют в своих личных целях тех или злоупотребляют теми, кто находится под их властью, вместо того, чтобы любить их и заботиться о них.

У Бога нет "суперзвезд"; у Него есть только одинаково любимые дети. Но, независимо от того, насколько может "прославиться его имя" - истинный служитель Духовному Миру не потеряет желания служить людям и помогать им, когда случаются неприятности. Именно для этого и сущес­твуют дары служения. Такой человек должен быть очень осторожным, чтобы не поддаться искушению использовать данную ему Богом власть для господства над другими людьми. Таких людей украшает скромность, трудолюбие и полное отсутствие важности своего "я".

Я только переводчик. Знали б вы,
Как мало мне отпущено свободы, –
Как будто ждёт лишенье головы
За каждую неточность перевода.
Когда бы смерить, сколько нужно мне
Немого неотрывного вниманья,
Чтобы понять, что зреет в тишине
И что звучит в глубинах мирозданья!
И сколько нужно тайного труда,
Чтоб в слово превратить касанье Духа.
И то, что молча говорит звезда,
Доступным сделать для чьего-то слуха.
Когда б вы догадались, сколько зла
Скрывается в одной фальшивой ноте, –
Вы бросили бы все свои дела
И стали б помогать моей работе.

Это слова Зинаиды Миркиной.

Чтобы не попасть под манипулятивное влияние - не стройте свою жизнь на мнениях других людей, единственное правильное решение доверять своей интуиции и голосу совести. Проверяйте всякое услышанное заявление.

"Супердуховные" люди ищут тех, кем можно манипулировать с помощью потреб личности. Очень часто подобные "супердуховные" люди сами довольно неопытны и по­этому дают людям "советы", часто усложняя простую истину специфическим непонятным языком. Если вы более ведомы амбициями, чем Духом, то поддадитесь этим иллюзиям. Многие истинные призывы в жизни людей были уничтожены из-за влияния "супердуховных контролеров".

Способы манипулирования очень легко различить:

  • ситуация подается с особым трагизмом (всё пропало);
  • вызывание у слушателя или читателя чувства вин;
  • крайняя милостивость и возвышение, льстивость - это игры на вашей собственной гордыне;
  • ну и конечно, коронный номер - определение вашей посмертной судьбы (между прочим таким же смертным как и вы!)

Самого манипулятора характеризуют такие качества:

  • скрывает агрессивные намерения и поведение;
  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить, какая тактика будет наиболее эффективной;
  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб.

Согласно Мартину Кантору, следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:

Если вы знаете свои недостатки - манипулятору будет сложно использовать их в своих целях.

Чувство безопасности материального (тела или удобств) всегда сходится на одном конкретном человеке — на другом "я", а не на Духе. Обретите свою безопасность в познание своей Души, чтобы вами двигала преданность своим духовно-нравственным ценностям, а не контроль.

Библия говорит, что наши слова подобны "мечам" и содержат в себе силу. Запомните: слова — это духовное оружие. Своими словами мы можем благословлять и проклинать. Слова, даже основанные на принесённых Знаниях могут причинить вред если используется не по назначению, когда вмешивается в волю другого чело­века.

Мы как личности представляем собой "царство", состоящее из трех частей: духа, души и тела. Таким образом, вы — непросто разум или желание; вы — дух, который владеет разумом и живет в теле. Ваш разум и ваше тело — это просто элементы "оборудования", необходимые для того, чтобы Дух мог развиваться и исполнять план Божий на земле. Наша задача осознанно принять такое решение и всячески ему способствовать. Ваша Душа — это источник связи с Богом, а ваш Дух и ваше тело работают вместе и должны следовать за Её (Души) Зовом.

Тратить свою жизнь на расстановку ярлыков, на расклеивание характеристик чужих поступков, мыслей, записей? Никогда. Это смешно…

Духовная Свобода – это признание Духовной Свободы других; это не только барьер, защищающий свой внутренний мир – это уважение духовного мира окружающих.

Духовная Свобода - это волшебный ключ к благополучному человеку на пути познания мира и себя.

Духовная Свобода - это власть над своим эгоизмом.

И каждый человек в праве решать сам, когда и как начать ему путешествие навстречу Гармонии, Любви и Счастью.

Подготовила: Natasha (Deutschland)

Комментарии


Максим 26.01.2017 11:18 Ответить ↵

Спасибо за то, что поделились своим опытом. Уже несколько лет я “вижу” у себя проявление шаблона власти в моменты “донесения” знаний и своего опыта до близких родственников, которые не хотят их воспринимать)) Уже много раз это осознавал, но видать пока еще не до конца. 100% способ только один - работать со своей гордыней:”Настоящая духовность ето силовое поле, оно затягивает благодатью и каждый ощущает себя родным с таким Божьим человеком, его спокойствие передаётся на окружение.”


Яков 13.12.2016 16:39 Ответить ↵

Очень хорошая цитата из стихотворения Миркиной:

Я только переводчик. Знали б вы,
Как мало мне отпущено свободы.


Universe 11.12.2016 23:47 Ответить ↵


Natasha 05.12.2016 12:51 Ответить ↵

Расширю вопрос - “Почему духовно развитый человек скромен и общается со всеми на уровне глаз “

Человек которому действительно удалось продвинутся в духовном росте обретает понимание того, что каждая личность на нашей планете в потенциале обладает всеми уровнями развития. Тоесть, если представить себе реальность состоящую из 72- ух мерностей , уложенных в виде радуги - то духовный каркас существа условно присутствует в каждом из них от начала до конца.( представьте себе младенца у которого оба родителя обладатели двух метрового роста- можно быть почти уверенным , что ребёнок вырастит высоким.)

Понимание того, что человек разговаривающий с вами производит впечатление невежды- обманчиво, ведь в следующий момент, в силу сложившихся обстоятельств, многое может изменится и завеса для данного индивида может упасть. При том есть такое хорошее изречение - Блаженны нищие духом. и ето значит , что человек не имеющий пятилетку духовного развития способен сделать такой прыжок, что еще вчера “духовнопродвинутый “- сегодня остаётся далеко позади. Все ограничения и рамки есть только в нашем представление и к сожалению внешних кандалов не существует, а только созданные собственной мыслью.

Поэтому настоящая духовность это понимание, что ты никогда не знаешь с кем разговариваешь, а если и понимаешь ,то видишь этого человека вместе с его невероятным задатком роста в духовном плане. Будда говорил , что если вы кого-то очень любите, то дайте ему поспать :-)) Именно из -за такой настоящей любви исходит забота, уважение и милосердие.


SlyCat ✎ Natasha 05.12.2016 17:12 Ответить ↵

А может настоящая духовность, это тогда, когда ты вовсе перестаешь оценивать собеседника?) Хотя мне кажется, настоящая духовность имеет мало общего с человеческой коммуникацией) Но это лишь мое мнение.


Nutscracker ✎ SlyCat 06.12.2016 14:15 Ответить ↵

SlyCat, оценивать, это как, по вашему мнению? 1. Хороший/плохой. 2. Ты сегодня не такой, как вчера.


SlyCat ✎ Nutscracker 06.12.2016 15:36 Ответить ↵

Я имею ввиду оценочное суждение, так как его понимают современные психологи - субъективная оценка индивида.


Natasha ✎ SlyCat 06.12.2016 10:50 Ответить ↵

без любви всё в тягость, идёт оценка вместо понимания


SlyCat 03.12.2016 18:17 Ответить ↵

Вопрос манипулирования сложен сам по себе, так как один человек манипулирует и даже сам об этом не подозревает, а другой пытается противостоять манипуляциям считая, что все вокруг пытаются им манипулировать. Любую просьбу, или наставление можно принять за манипуляцию. Психологи вывели так много правил и принципов манипуляций, что оказывается вся наша речь рассчитана на воздействие другого индивида, даже хотя бы ради того, чтобы услышать одобрение позиции. Лично мне супердуховные люди не мешают, так как они просто пытаются донести своё мировоззрение, и кто знает, может их духовное миропонимание на голову выше моего, ведь эго ни куда не делось, оно присуще каждому. Если один человек понял духовные знания так, а другой иначе, то в этом нет ничего плохого - сколько людей, столько и мнений - и именно по этому, на данный момент я не понимаю принцип “объединения”, потому что не вижу как можно объединить сознания. Я лишь понимаю объединение безмолвного, внутреннего знания, но разве таких людей много? А как вы понимаете объединение сознаний?


Natasha ✎ SlyCat 03.12.2016 22:03 Ответить ↵

Да, я много над етим вопросом размышляла. Обьеденение в сознании возможно и есть- например политическая партия, завод по производству. ето выгодно и удобно.


Пребывая в глубинах чувств я ясно воспринимаю Единство всего, оно уже есть ( всегда было- тема гирих) и доказывать на действиях ето не обязательно, тут важно осознание - то есть принятие разности и кажущихся противоречий. Мир не запутанный, ето мы его так видим из за рассеянности внимания. Когда я сбиваюсь мне и в разрезе луковицы может показаться страшная морда. Понимаете к чему я клоню?
Перед Единением мы обязаны пройти фазу осознания личной свободы и научившись етому мы автоматически начнём уважать каждого. Тут уже фраза “делай другим лишь то, что хотел бы что бы делали тебе” будет основой поведения, а не цитатой. Супердуховность такой же муляж гордыни как и силиконовая грудь- ето не естественное проявление природы, а каширование комплекса неполноценности.
Настоящая духовность ето силовое поле, оно затягивает благодатью и каждый ощущает себя родным с таким Божьим человеком, его спокойствие передаётся на окружение.
Но вобще написанное родилось от вопроса почему я кого-то недолюбливаю, на непонятном уровне ; ответ: он пытается мной манипулировать ,либо я им и он сопротивляется. Я не столько опиралась на психологов сколько на пережитый опыт.

Етот сайт пример - он основан на свободе мнения, все разные, но при коммуникации каждый прилаживает усилия в сдерживании своих эмоций навязанных животными рефлексами.

Я мать и раньше целый день была занята хлопотаниями о семье. После внутренних изменений я собрала семью за столом и предложила новое единственное правило: Каждый делает что хочет, если ето не мешает другим и не приносит вред. ( быстрей всех ето приняли дети 5 и 7 лет). У меня освободилось такое количество времени , что стало возможно исполнить свою заветную мечту по изучению наук объясняющих природу человека и мира, пусть только в интернете и пусть я не получу диплом, но ето делает меня счастливой и наполненной. Меньше конфликтов, больше радости и любви по отношению к друг другу - результат в нашем маленьком сообществе семьи .
Таких людей очень много, просто большинство не привыкло доверять себе и из-за сомнений они не принимают новые свои качества. В основном ето открывается в моменты опасности - типичное поведение славянского человека ( фильм Земля Санникова - слуга Игнатий)

Святогорский антипросоп о. Кирион

— Отец Кирион, скажите пожалуйста, в чем смысл поста, для чего он нужен?

Великий пост не является самоистязанием или некоей рабской повинностью. Для христианина он, прежде всего, ассоциируется со свободой. Пост дет возможность человеческому духу реализовать себя в максимально возможной в земных условиях полноте.

Пост дает возможность человеческому духу реализовать себя в максимально возможной в земных условиях полноте

Хотя в течение года существуют и другие посты, но Великий пост занимает совершенно особенное место в нашей духовной жизни. Великий пост приурочен к самому главному нашему Празднику – ко Святой Пасхе, который раскрывает нам таинство будущего Царства славы, ожидающее всех, по-христиански проживших свою земную жизнь. Поэтому и Великий пост является как бы образом всего нашего жизненного пути к Царству Небесному.

Православные христиане, заботящиеся о своем спасении, замечают, что год от года пост проходит по-разному: открываются новые духовные горизонты; становится понятным что-то, что было сокрыто раньше; что-то, что не получилось в прошлом году, получается в следующем; со временем мы уже и сами начинаем ставить перед собой какие-то духовные задачи на время очередного Великого поста. Мы, на собственном опыте, понимаем, что пост – это духовная школа, это лестница духовного возрастания.

— Вы бы не могли поподробнее остановиться на этом аспекте. Что такое дух? Ведь есть разные определения этого понятия. Каким образом пост дает свободу нашему духу, и свободу от чего? Что такое духовная жизнь?

Другими словами, дух человека, это его внутреннее око, которое должно быть непрестанно обращено к небу – в этом его функция. Этим же оком или умом человек осознает самого себя и весь мир. Человек, у которого это око функционирует правильно, у которого именно дух управляет всей жизнедеятельностью, называется духовным человеком. К сожалению, очень часто бывает, что наш дух порабощен плотскими и душевными желаниями и стремлениям.

Дух одухотворяет всю жизнедеятельность человека во всех ее направлениях, как телесных, так и душевных. жизнедеятельность человека становится не просто совокупностью инстинктов и рефлексов, а наполняется высшим духовным смыслом

Не все из них являются греховными и вредными; есть среди них и естественные желания и стремления. Но если посмотреть в совокупности, то получается, что большую часть всей нашей жизни именно их удовлетворение является доминирующим. А потребности нашего духа подавляющую часть всего нашего времени игнорируются и даже не замечаются. К сожалению, в большинстве случаев, из всех желаний и стремлений человек служит именно страстям – то есть вредным привычкам. Страстное состояние совершенно искажает человеческую природу: человек, который служит плотским страстям, является в полном смысле этого слова – плотским человеком, а попросту говоря – животным, умеющим говорить, но не умеющим управлять инстинктами; человек который служит душевным страстям – является душевным человеком. Пост дает нам возможность вспомнить о нашем духе, уделить ему максимальное внимание, дать ему необходимую пищу. Дух наш питается молитвой, богомыслием, возделыванием добрых помыслов, чтением святых отцов.

— Почему мы не замечаем потребностей нашего духа? Его голоса, его желаний? Например, когда я хочу есть, я это и без всяких мыслей понимаю; когда я хочу послушать любимую музыку, я это тоже осознаю; но почему я не слышу потребностей своего духа?

иеромонах Кирион (Ольховик)

иеромонах Кирион (Ольховик)

Если мы не будем тренировать и питать наше тело, то оно будет не развитым, слабым и дистрофичным; если мы не будет упражнять наш разум, воспитывать чувства, тренировать волю, тогда человек будет необразованным, невоспитанным, слабохарактерным; если мы не будем прислушиваться к потребностям нашего духа, то постепенно мы перестанем его слышать, постепенно мы потеряем вкус к духовной жизни, утратим возможность ее осуществлять; молитва, богослужения, воздержание и вообще все духовное станут чуждыми для нас. Избави Бог от такого состояния.

И напротив – если мы будем упражняться в молитве, приучать себя посещать церковь, постепенно привыкать к посту, тогда со временем мы начнем ощущать насущную потребность в этих проявлениях духовной жизни, в исполнении наших духовных обязанностей. К примеру, если Вы не прочитали утренние молитвы, то будете испытывать внутренний дискомфорт, и никакая спешка не сможет оправдать перед Вашей совестью это опущение; если Вы не пошли на воскресное богослужение, никакое развлечение не сможет восполнить или компенсировать его для вашего духа, который остался неудовлетворенным в одной из важнейших своих потребностей.

А ведь это – только начало. Чем больше мы углубляемся в духовную жизнь, тем тоньше будем чувствовать ее проявления. Душа будет испытывать необходимость преодолевать гнев; с кротостью переносить обиды и оскорбления; уступать ближним; снисходительно относиться к немощам и проступкам людей; забывать о своей выгоде и заботиться прежде всего о пользе других; и так далее. Духовная жизнь станет для нас такой же реальностью, как и жизнь нашего бренного тела.

— Это состояние духовного нечувствия обратимо?

— С телесными страстями – понятно. Но вы употребили еще такое выражение: страсти душевные, душевные желания и стремления. Что это такое? Что плохого в душевных желаниях?

иеромонах Кирион (Ольховик)

иеромонах Кирион (Ольховик)

— Стремления души и душевные страсти – это разные вещи. Святые отцы выделяют в строении души человека три важнейшие составные части: разум, чувство и волю. Человеческому разуму свойственно развиваться, и в этом нет ничего греховного. Нашим чувствам свойственно испытывать естественную привязанность к близким, эстетическое наслаждение чем-либо, эмоциональные переживания о чем-то, и в этом нет ничего греховного. Нашей воле свойственно желать того, что полезно и необходимо нашему организму, и здесь тоже нет чего-либо греховного. Человек должен развивать свой ум, воспитывать чувства, тренировать волю. Но в тоже время он не должен забывать тренировать свою способность к духовному восприятию; он должен также регулярно практиковаться в духовном опыте, в опыте личного общения с Богом, с Пресвятой Богородицей, со святыми, чтобы не потерять вкус к молитве, к богослужению, к духовной жизни.

Духовный опыт необходим также регулярно, как и естественная забота и попечение о теле и душе. Большую часть нашей жизни мы забываем о нашем духе. А хуже всего то, что время, похищенное нами у нашего же собственного духа, мы посвящаем на служение страстям, которые губят нас. Пост необходим для того, чтобы сбалансировать все перекосы, о которых мы с вами говорили. Пост необходим для того, чтобы дать возможность реализоваться нашему духу, дать возможность нам хотя бы в пост пережить опыт духовной жизни, чтобы это чувство, этот вкус к духовности не атрофировался в нас окончательно. Каждый пост мы как бы заново пробуждаемся от спячки, заново полагаем духовное начало. Пост – это уникальная возможность каждый год обновляться духовно, очищать греховную накипь и ржавчину.

Пост – это уникальная возможность каждый год обновляться духовно, очищать греховную накипь и ржавчину

— Многие боятся поста. И я в том числе. Есть даже стремление его ослабить по той причине, что это якобы рудимент средневекового мракобесия, тягостная повинность, которую как-то необходимо выполнить, потому что этого требует традиция. Но по Вашим словам получается совершенно другое восприятие функции поста. Это как бы коррекция всей нашей жизнедеятельности?

— Если пост является нашей насущной необходимостью, как воздух, то почему же тогда мы ощущаем дискомфорт, погружаясь в первую седмицу Великого поста? Для некоторых, даже церковных людей, эти дни проходят просто мучительно. Я говорю сейчас не об ограничении пищи, а об унылом состоянии, которое испытываешь в эти дни, хотя еще в Прощённое воскресенье, накануне поста, настраивался на молитву. Как можно это объяснить?

— Это можно объяснить тем, что мы не живем полноценно духовной жизнью, хотя и почитаем себя людьми церковными и духовными.

Уныние и дискомфорт, ощущаемые многими в эти дни, связаны с тем, что первая седмица жестко ограничивает и пресекает удовлетворение тех телесных и душевных потребностей, к которым мы привыкли, а лучше сказать – пристрастились. Нет обычной сытной, вкусной и сладкой пищи, нет обычных увеселений и развлечений, нет фильмов, музыки, веселых компаний. Нет всего того, что любят наши душа и тело. Вот они-то и унывают, вот им-то и дискомфортно. Они требуют, чтоб им дали их привычную среду. Другими словами, если мы испытываем уныние и дискомфорт в первые дни Великого поста, значит, мы являемся более душевными и плотскими людьми, в зависимости от того, о чем скучаем, нежели – духовными. Необходимо оградиться от этих помыслов и воспоминаний вслушиванием в богослужебные песнопения, которые предоставляют душе огромное количество духовных утешений.

— А как чувствуют себя люди духовные?

иеромонах Кирион (Ольховик)

иеромонах Кирион (Ольховик)

— Духовными можно считать тех людей, как мы с Вами говорили, которые не давали и в остальное время довлеть над своими духовными потребностями желаниям плоти и души, и тем более – греховным страстям. Око их души – дух, не затуманено житейскими попечениями и страстями; оно непрестанно взирает к Богу и держит в узде и душу, и плоть, желания и душевные и телесные. Им не нужно менять образ жизни, образ своего внутреннего устроения. Для них эта перенастройка происходит совершенно безболезненно. Хотя, конечно же, это не значит, что у них нет никаких трудностей, но они знают на опыте, как эти трудности преодолевать. С наступлением поста они чувствуют себя еще более легкими, еще более свободными, ведь наступило время сугубо духовного делания, делания, которое составляет для них весь смысл жизни.

Пост для них – настоящий праздник, который усугубляется единым порывом всей Церкви, всех верующих. Этот единый порыв Церкви, словно могучий корабль, помогает и облегчает всем верующим прохождение Великого поста, который святые отцы сравнивают со стихией морской пучины. Ведь когда мы постимся, на самом деле мы не одни, мы все помогаем друг другу; пост – это общее дело всех верующих, ведь все мы члены одного организма – Церкви Христовой. Подумайте, какая это сила духовная. Думайте об этом во время поста, и Вам будет легче нести его, потому что Вас поддерживает вся Церковь, опытные подвижники и еще только начинающие воцерковляться новички – все мы вместе несем этот подвиг для того, чтобы не затерлось и не изгладилось наше общее имя – христианин.

— Вреден ли пост для здоровья?

Православный устав о посте предполагает разные степени воздержания, которые могут подойти для разных возрастов, разных степеней духовного личного уровня, разных состояний здоровья. Конечно, существуют болезни, совершенно не совместимые с постом. Но мы ведь с Вами говорили, что пост это не столько воздержание от пищи, сколько перенастройка своего внутреннего состояния на духовный лад. Поэтому, если здоровье не позволяет поститься в отношении скоромной пищи, это не отменяет возможности воздерживаться от вредных привычек, суеты и прочего. Церковь не требует от людей с такими недугами, а также от пожилых людей строгого воздержания от пищи. Во всем должна быть своя мера, рассуждение и благословение духовного отца, или же совет более опытных в духовной жизни людей, которым Вы доверяете.

— Скажите, а как постится о. Игумен Иеремия? Ведь ему пошел уже 101 год?

— И все же, что делать, чтобы не унывать Великим постом?

иеромонах Кирион (Ольховик)

иеромонах Кирион (Ольховик)

Нужно посоветоваться со своим духовным отцом и благословиться на чтение какой-либо духовной литературы на время поста. Святоотеческие творения дадут в пищу нашему уму, а также и сердцу, совершенно новые помыслы, новые смыслы. Этим мы перенастроим наше устроение с плотского или душевного на духовный лад. Это и есть постепенное воспитание духовного восприятия.

Но есть еще и другой очень важный фактор: человек начинает постепенно ощущать действие благодати Божией, которая начинает посещать его дух, просвещать ум, очищать сердце, укрощать волю, усмирять и обуздывать страсти.

БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ ПРОСВЕЩАЕТ УМ, ОЧИЩАЕТ СЕРДЦЕ, УКРОЩАЕТ ВОЛЮ, УСМИРЯЕТ И ОБУЗДЫВАЕТ СТРАСТИ

— Действие благодати Божией является самым главным фактором в духовной жизни?

— Одним из самых главных. Таких факторов – два.

— И какой же второй?

— Мы уже подробно о нем поговорили. Это произволение самого человека. Без нашего желания изменить себя, благодать ничего не может сделать. Она может призвать человека. Но лишь в нашей власти ответить этому призыву или нет. Начать жить духовно или нет. Благодать никогда не будет нарушать нашей свободы. Соработничество этих двух факторов дает тот удивительный результат, который мы и называем святостью.

— То есть, мы подошли с Вами к тому, что пост – это не рабская повинность, которая ограничивает нашу свободу. Пост наоборот, обеспечивает нашу свободу в высшем смысле этого слова. Так?

— Совершенно верно. Пост дает возможность человеку реализовать самое наивысшее свое право и самую наивысшую свободу, которые не задекларированы ни в одном международном документе: свободу от греха и право на святость.

Пост дает возможность человеку реализовать самое наивысшее свое право и самую наивысшую свободу, которые не задекларированы ни в одном международном документе: свободу от греха и право на святость

— Как актуально это утверждение в наше время! Ведь сегодня, когда столько говорится о правах и свободах человека, фактически попирается, особенно на Западе, то право и та свобода, о которых Вы только что сказали, которые ни чуть не меньше, чем право на жизнь, на частную собственность и прочее.

— Теперь Вы понимаете, почему так важно для нас православных соблюдать посты. Очень важно, чтобы хотя бы в монастырях соблюдались посты так, как предполагает это устав, разработанный богомудрыми святыми отцами на основе опыта, как их самих, так и прежде бывших поколений отцов. Ведь именно монастыри держат ту высокую планку идеала христианского благочестия, на которую ровняется вся Церковь. Монастыри – это авангард Церкви. И именно поэтому все еретики и богоборцы прежде всего ополчаются на институт монашества. Сейчас это делается более искусно, более коварно. Монашество пытаются подорвать изнутри, пытаются ослабить его дух, его ревностный настрой. Ведь тогда неминуемо понизится уровень благочестия во всей Церкви. Монашествующим нельзя об этом забывать. Как зеницу ока должны они блюсти свое иноческое делание, нравственность, блюсти подвижнический дух, хранить послушание, молитву и пост. Тогда и вся Церковь, все верующие будут равняться на них и возрастать духовно.

— Без этого понимания не будет возрождения Святой Руси?

— Без этого понимания мы не сможем возродить и сохранить нашу святорусскую, восточнохристианскую цивилизацию, основанную на Евангелии. Без молитвы и поста мы не сможем противостоять наступлению всеобщей апостасии, всеобщего отступления от Евангельского идеала, итог которого – воцарение антихриста. Более того, мы сами попадем в этот водоворот отступления. Ведь если мы самим образом нашей жизни признаем доминирование недуховных начал, тогда мы исподволь становимся последователями идей чуждой нам антихристианской цивилизации, для которой пост, аскеза, богообщение являются противоестественными актами. В то же время для нас совершенно не приемлемы их ценности.

— Какой глубокий смысл открывается известной Евангельской фразой нашего Спасителя о посте и молитве, что только при их помощи можем освободиться от лукавого воздействия (Мф. 17, 21).

— На самом деле – это одна из ключевых фраз Евангелия. Потому что молитва, общение с Богом, общение не формальное, а глубокое, личное — это суть духовной жизни человека; а пост и подвижничество – это средство самонастройки на правильный духовный лад, это способ не потерять молитвенного и духовного устроения, способ не скатиться в то состояние, которое несовместимо с молитвой, с духовной жизнью, с богообщением и в конечном итоге – с обожением.

— Благодарим Вас, отче, за интересную и познавательную беседу. Очень надеемся, что она будет не последней, ведь мы сейчас так нуждаемся в слове назидания с Афона. Тем более, что этот год особенный – год символического подведения итогов 1000-летнего пребывания наших соотечественников в Уделе Пресвятой Богородицы. И такие беседы дают нам непосредственную возможность приобщиться к этому многовековому опыту. Спаси Вас Господь.

— И Вас спаси Бог и Матерь Божия, молитвами нашего старца — Игумена Иеремии.

Читайте также: