Почему актуально изучать историю права

Обновлено: 16.05.2024

Если бы современные политики и государственные деятели учитывали уроки отечественной истории, то, вполне возможно, чудовищное злодеяние в Беслане удалось бы предотвратить. По крайней мере, такой вывод следует из публикуемой ниже статьи, где раскрывается значение отечественной истории в подготовке и воспитании новой смены интеллигенции, а значит, и в формировании будущей элиты нашего общества, которая действительно должна представлять собой соль земли российской. Сегодня же нередко многое делается так, будто в нашем обществе, по известному библейскому выражению - "слепые ведут слепых", ибо утрачены и ощущение исторической почвы, и понимание исторической перспективы. Автор делится своими суждениями о причинах разрушения исторического образования в вузах и школе, обозначая тем самым и возможные меры по улучшению преподавания отечественной истории.

Сегодня курс "Отечественная история" обязателен в каждом российском вузе независимо от его профиля. В этом заключается положительная черта отечественной высшей школы - давать не только профессиональную, но и широкую гуманитарную подготовку, предусматривающую изучение, по меньшей мере, истории, философии, политологии, социологии, русского языка и культуры речи, иностранных языков.

К сожалению, многие студенты смотрят на такое образование как на излишество, а гуманитарные дисциплины называют пустыми, не заслуживающими времени и внимания. Подобную точку зрения поддерживают и некоторые работники вузов, объявляя историю и философию второстепенными предметами, призывая преподавателей гуманитарных дисциплин не мучить студентов лишними знаниями. Не случайно в последнее время проявляется устойчивая тенденция к сокращению часов на общеобразовательные предметы в высших учебных заведениях, в том числе и на историю Отечества.

Между тем изучение отечественной истории заменило почившую историю КПСС, считавшуюся когда-то основой формирования мировоззрения специалиста. История КПСС занимала достойное место в учебном плане, ее изучали целых три семестра. Затем курс был заменен политической историей, а позднее - историей Отечества. С изменением названия и, как известно, принципиального содержания курса было уменьшено время, отводимое на его изучение. Сегодня на отечественную историю на большинстве специальностей вузов выделяется всего 60 часов аудиторных занятий (включая лекции и семинары) и нередко можно услышать разговоры, что и этого времени много: курс необходимо сократить до 20- 30 часов, а то и вовсе упразднить его.

Стоит ли из-за этого волноваться? Может быть, отечественная история действительно является лишним предметом, "наследием идеологизированного прошлого"? Может быть, этот курс следует вовсе упразднить, чтобы не загружать и без того всегда занятых студентов?

Здесь нам необходимо вспомнить об одной из лучших традиций российского высшего образования - готовить не только специалистов с высшим образованием, но и воспитывать отечественную интеллигенцию. Каждый выпускник, получающий сегодня диплом о высшем образовании, с гордостью называет себя интеллигентом, забывая при этом, что в России интеллигенция традиционно выделялась на общем фоне и высокой культурой, и особой жизненной позицией, неравнодушием к судьбе страны, стремлением быть как можно полезнее своему народу и Отчизне.

Конечно, студенческие и школьные ляпсусы были и будут всегда. Однако сегодня уровень исторического незнания достиг пугающих размеров: уже не редкость, когда студент не может ответить на вопросы, ранее известные каждому, даже самому слабому школьнику. Вряд ли лет десять назад можно было представить себе, что найдутся выпускники школ, не знающие, когда была Великая Отечественная война и с кем наша страна в этой страшной войне воевала. Сегодня подобные ответы уже не удивляют. Как не удивляет и то, что имена, раньше знакомые каждому, ничего не значат для современных школьников. Так, Зоя Космодемьянская превращается в "какую-то революционерку", а Ф.Э. Дзержинский - в детского писателя. "Опусами" на историческую тему поражают даже те, кто, казалось бы, просто обязан знать свою историю на "отлично". Например, в Петербурге один экскурсовод поведал внимательным слушателям, что в императора Александра II кидала бомбы. Софья Ковалевская!

Причин происходящего много. Легче всего было бы бросить камень в школьных учителей истории - они, мол, плохо работают. Но делать этого совсем не хочется, и не только из-за корпоративной солидарности. Это было бы просто явно несправедливо. Школьные учителя делают все, что в их силах. Другой вопрос, в каких условиях они работают. Ситуация заключается не только в плохом финансировании школы, хотя и в нем, конечно, тоже. Мизерная зарплата заставляет учителей брать на себя нагрузку до 40 часов в неделю, что не может не сказаться на качестве преподавания.

К числу разрушающих логику учебно-воспитательного процесса решений, на мой взгляд, относится переход школы от линейной к концентрической системе обучения. Теперь к 10-му классу ученики должны изучить весь курс отечественной и всемирной истории с древнейших времен до наших дней. А в 10-11-х классах изучение всего курса повторяется "на более высоком уровне". В результате на каждую тему выделяется крайне мало времени. На ту же Великую Отечественную войну, которую раньше изучали целую четверть, теперь в неполной средней школе выделяется всего 3 (!) урока. Что же можно успеть за эти часы? В 10-11-х классах времени на каждую тему также оказывается совсем немного и вряд ли приходится говорить о "глубоком" изучении курса. В итоге нынешних реформ вместо одного углубленного курса с осмысленным изучением отечественной истории мы получили два, которые можно охарактеризовать расхожим выражением "галопом по Европам". Учителя недовольны сложившейся системой, но сделать ничего не могут - к их мнению не прислушиваются. Необходимо сказать и еще об одной негативной тенденции современного школьного образования: сегодня недопустимо снижены требования к учащимся. Под лозунгами демократизации, реализации права на образование каждого ученика царит обычная вседозволенность. Современному учителю запрещают ставить двойки и оставлять учеников на второй год. Как бы плохо ни занимался ученик, даже если он прогуляет все занятия, ему обязательно натянут тройку. Одно время школам разрешили выдавать аттестаты с прочерком, потом и это запретили. Ученик может весь год не появляться на занятиях, читать на уроках газеты, разгадывать кроссворды и быть уверенным, что положительная оценка ему все же будет поставлена. В результате падает уровень знаний по всем предметам, и история здесь не исключение. Школьные оценки девальвируются: случается, что у студента, не знающего, когда была Великая Отечественная война, в школе по истории была оценка четыре. Сама шкала оценок сильно деформировалась: 3 балла получают те, кто совсем не ходил на занятия, тем, кто хотя бы присутствовал на уроках, надо уже ставить 4, а для тех, кто хоть что-то делал на занятиях, предназначается оценка в 5 баллов. Впоследствии первокурсники испытывают "болезненную ломку", привыкая к вузовским требованиям.

Выделим еще одну важную причину происходящего. Роль школы в образовании и воспитании подрастающего поколения очень важна, но одна она не в состоянии выполнить эту функцию. Воспитывает и обучает не школа, не улица, не семья по отдельности, а среда - все мы вместе. В прежние времена распространению исторических знаний в существенной степени способствовала пропаганда, радио и телевидение. У советской пропаганды было много недостатков, но было и одно немаловажное достоинство - самое главное вкладывалось в сознание людей очень крепко, в том числе и важные исторические факты, на которых строилось патриотическое воспитание. Сегодня патриотическое воспитание не только в школе, но и во всем обществе в целом пущено на самотек. Что показывают сейчас по телевизору? В основном - сериалы и боевики, причем в большинстве своем зарубежные. Снимаются ли сейчас фильмы на историческую тему, например, о той же Великой Отечественной войне? Очень и очень мало. Телевидение ограничивается только повтором, безусловно, выдающихся лент: "Семнадцать мгновений весны", "Вариант "Омега"", "А зори здесь тихие". Однако и это делается главным образом в дневное время или поздно ночью. Вечером, когда у телевизоров собираются всей семьей, время отводится под те же боевики, ток-шоу и "интеллектуальные" игры. К патриотической тематике активно обращаются или перед Днем Победы, или в дни траура. Практически исчезло с экранов документальное кино, а его надо делать. И не просто новые ленты, а с учетом современных технологий: ярко, зрелищно, доступно и в то же время информативно. Исчезли и просветительские передачи на историческую тему.

Зайдите в книжные магазины. Что вы увидите на прилавках? Учебники, книги по домоводству, детективы, фантастику. Детективы и фантастика, наверное, важный пласт современной культуры, но почему с прилавков исчезла иная художественная литература? Где найти сочинения на исторические темы? Куда подевались произведения В.Г. Яна, М.А. Алданова, И.И. Лажечникова? Ведь именно на них воспитывался интерес к истории в прежнее время. Если эти книги и попадают на прилавки, то цены на них для многих оказываются недоступными. Почему те же детективы стоят сегодня 20-50 рублей, а классические произведения - 100-200 рублей? Стоимость научной исторической литературы вообще переходит в запредельные цифры. Монография в 300-500 страниц может стоить от 150 до 300 рублей. Далеко не каждый специалист при такой цене купит даже нужную ему книгу, что уж говорить про обывателей. А ведь многие ученые-историки пишут интересно, понятно, их труды представляют ценность не только для специалистов, но и для широкой аудитории.

В этой связи особо возрастает значение преподавания истории в вузе. Однако в вузовской программе число часов на отечественную историю постоянно сокращается. Что же может сделать преподаватель истории за это небольшое время, которое отвели ему сегодня? К сожалению, опять "галопом по Европам", только в еще более быстром темпе. Сложившаяся ситуация требует принятия срочных мер. Изучение истории в вузе должно быть поставлено на новую методологическую и теоретическую высоту. Необходимо не только сообщать студентам основные исторические факты, но и помогать им чувствовать логику исторического процесса, учить оценивать влияние на события разных факторов, сопоставлять различные подходы в историографии. Это не только даст более глубокие исторические познания, но и приучит студентов размышлять, анализировать. Все это невозможно при том малом числе часов, которым располагают вузовские преподаватели. Курс должен быть расширен как минимум до 80-100 часов, чтобы у преподавателя хватало времени не только напомнить студентам основные исторические события, но и организовать дискуссию в аудитории, познакомить студентов с мнениями разных историков, использовать наглядность (например, показать фрагмент кинохроники). Преподаватель в вузе должен стремиться использовать и внеаудиторные формы работы: экскурсии в музеи, проведение вечеров, поездки на места исторических событий. К сожалению, постоянно возрастающая нагрузка на преподавателей мешает им заниматься внеаудиторной работой, поэтому они должны научить студентов самих читать историческую литературу и размышлять об исторических фактах.

Это особенно важно на фоне появления в прессе вала безграмотных и амбициозных публикаций. Например, не так давно одна газета напечатала, что Куликовской битвы. не было! Об известных расчетах одного математика, увлекшегося историей, говорить не хочется. Печально только, что именно его "исторические труды" оказывают сильное влияние на умы людей, и многие обыватели принимают его сумасбродные "теории" за чистую монету. Вузовский курс истории Отечества просто обязан противостоять потоку антинаучных знаний.

Мне могут возразить: а зачем нужна история? Вуз должен давать только профессиональные знания, готовить специалистов, а история - дело школы и исторических факультетов. Ведь незнание исторических событий не повлияет на профессиональные способности, например юриста. О роли интеллигенции в нашей стране мы уже говорили. Можно также добавить, что современные студенты, в особенности юристы и управленцы, - потенциальные руководители государства. Как они будут управлять страной, если не знают ее истории? Повторение одних и тех же ошибок в таком случае неизбежно. Многие процессы в нашем Отечестве имеют глубокие исторические корни. Например, непростая ситуация на Северном Кавказе. Но длившаяся несколько десятков лет Кавказская война велась еще в XIX веке, однако никто из нынешних политиков не вспомнил уроки прошлого. Не затребован сегодня и опыт проведения судебной реформы 1864 года, несмотря на усердное реформирование судебной системы на протяжении последних десяти лет. Можно привести много примеров.

Обществу необходимо вспомнить и об основной функции истории: она не столько предостерегает от повторения ошибок, сколько является основой для мировоззрения человека. Сейчас очень много говорят о потере нравственных ориентиров, о падении духовности. Человек - существо социальное, ему недостаточно только есть, пить, одеваться. Он должен чувствовать себя членом социума, всего человеческого сообщества, осознавать, кто он в этом мире и что представляет собой его страна. Помочь ему в этом как никакая другая учебная дисциплина может отечественная история. Именно она позволяет выбрать верные нравственные ориентиры и ценности, осознать личную ответственность за судьбу страны и мира. Государственный деятель без нравственных ориентиров может стать причиной катастрофы для нации. Пренебрежение историческим знанием рано или поздно приведет к печальным последствиям.

Наверное, никто из тех, кто слышал голос Левитана, возвещавшего о капитуляции Германии 9 мая 1945 года, даже представить себе не мог, что пройдет не так уж много времени, когда его потомки будут записываться в ряды нацистской партии и ходить в черной форме со свастикой. Совсем недавно на Киевском вокзале в Москве я видела марш фашистов. Это было страшное зрелище. Мне подумалось: почему в нашей стране, пострадавшей в борьбе с нацизмом как никакая другая, это стало возможно? В 1941 году отряды добровольцев уходили защищать Москву от немецких войск, а в 1999 году по той же Москве идет колонна молодых людей со свастиками на рукавах. Придя на работу в вуз, послушав ответы студентов и абитуриентов, я все поняла. Мы плохо знаем историю, поэтому мы можем пойти за любыми лозунгами и создать свои Дахау и Бухенвальд. А все потому, что для нас эти страшные названия уже ничего не значат. Не стоит удивляться, что националистические лозунги стали так популярны в наше время. Мы с легкостью бросаем лозунг "Россия для русских", забыв, что множество других народов является коренными жителями нашей страны.

Потеря исторической памяти грозит вымиранием нации. Об этом хорошо помнили в годы Великой Отечественной войны. Даже в блокадном Ленинграде, когда казалось бы, можно было думать только о хлебе, защищались диссертации по истории, а лучшие историки ехали на фронт читать лекции по истории страны, за что получали офицерские звания. В нелегкие годы в скудном государственном бюджете все же находились средства на съемку патриотических фильмов.

Неужели сейчас нам надо оказаться на краю пропасти, чтобы вспомнить свою историю и осознать ее важность?


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее.

Целью является - выяснение роли истории в жизни человека.

Объект исследования – прошлое человечества.

Предмет исследования – история.

Задачи исследования:

1.Изучение исторической и методической литературы по теме исследования.

2.Раскрытие понятия история.

3. Донести значимость этой науки до участников исследования (одноклассники и сверстники).

База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15 г.о. Балашиха Московской области.

Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка используемых источников и литературы, 3 приложения.

ГЛАВА 1. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ

Можно ли заглянуть в те далекие времена, когда не было ни книжек, ни школы; побывать в музее, не выходя из дома; объехать весь мир за несколько месяцев? Можно, в этом нам поможет наука история.

Что же такое история? Это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. "Мы знаем только одну единственную науку, науку историю. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю человечества. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" [2]

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Исследователь, на основе изучения разных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации.

Историки-археологи производят раскопки и находят в толще земли фундаменты старых домов, посуду, инструменты, игрушки. Эти предметы и вообще все, что сохранилось с древнейших времен и до наших дней называют историческими источниками. Их можно сравнить с лесными источниками-родниками, которые питают своими водами ручьи и реки. Точно так же исторические источники дают нам знания о том, как жили люди много веков назад. [1, с. 23]

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);

вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.);

этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов);

фольклорные материалы (памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.);

лингвистически памятники (географические названия, личные имена и т.д.);

Мобильные телефоны, автомашины, книги, мудрые изречения великих людей, моральные принципы, по которым мы живем – это все наше историческое наследство. Мы знаем, что есть прошлое, что у каждого из нас есть свои корни. Наука история сохраняет в памяти события давно минувших дней. История помогает нам узнать, что все это не появилось ниоткуда, в один миг. Мы можем узнать, как люди создавали свою культуру и зачем, как они жили без этого, какие трудности им пришлось преодолеть.

1.2 Значение истории в жизни человека

Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.

История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. [5, с. 5]

Благодаря знаниям истории мы видим причины и следствия событий и задумываемся над ними. Например, то, что междоусобные войны приводят к разрухе в стране. Значит, лучше в них не ввязываться. Культ личности приводит к жестокой тирании. Значит, лучше такого не допускать. История дает нам уроки на будущее, чтобы мы учитывали их на практике. При прочтении истории мы должны помнить, что это не вымысел очередного автора, это наша жизнь, которую мы должны помнить, чтобы передавать из поколения в поколение.

Насколько же нужна человечеству историческая наука?

Множество случаев в жизни показывают, что знание истории помогает в творении будущего. Политики знают, куда может привести их деятельность; бизнесмены и экономисты изучают ведение дел компаниями в прошлом, изучают их нововведения, контролируют недопущение ошибок; люди искусства ищут вдохновения в рассказах о древних временах.

Если бы человечество не знало истории, то оно ходило бы по кругу, повторяя те самые ошибки, что делали и до них. Это бы затормозило развитие цивилизаций, мы с вами сидели бы в каменном веке, живя в пещерах, выживая за счет охоты на мамонтов.

1.3 Исследования знаний моих сверстников и одноклассников.

Данная часть работы была проведена, для того чтобы понять на сколько актуальна выбранная тема в настоящее время. Исследование доказывает необходимость обсуждения этого вопроса с родителями, учителями, родственниками, между собой, чтобы доносить значимость изучения истории.

На первом этапе я попросил своих одноклассников составить генеалогическое древо их семей, было интересно узнать на сколько они знают историю своей семьи, есть ли дома семейные архивы, традиции, старинные фотографии, предметы оставшиеся от бабушек и дедушек. Узнать воевали ли предки моих одноклассников.

Генеалогия - раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов. [4, с. 153]

В результате первого этапа выяснилось, что небольшая часть второклассников знают своих предков до прабабушек и прадедушек, вспоминают их с помощью родителей. Путаются в отчествах, а иногда и вообще не знают. Можно сделать вывод, что у родителей не хватает времени для того, чтобы донести до ребенка историю семьи. Рассказать о подвигах предков. То, что у нас получилось, можно увидеть в приложении 1.

На втором этапе мной были заданы вопросы одноклассникам и сверстникам во дворе, друзьям по спортивным секциям по наиболее значимым и известным событиям, произошедшим в нашей стране.

Как раньше называли Российскую Федерацию?

На какой улице ты живешь?

Какие памятники есть в твоем городе?

Как зовут твоих прародителей?

Что такое история?

Назовите даты Великой Отечественной Войны.

Какой праздник мы отмечаем 9 мая?

Хотел бы ты жить за границей?

Результаты можно увидеть в приложении 2. Опрос показал, что некоторые ребята не знают: даты начала и окончания Великой Отечественной войны, что происходило в эти страшные и трудные для нашей Родины годы; для чего 9 мая проходят демонстрации, парады; почему улица на которой мы живем несет именно такое название; кому посвящены памятники, которые возведены в нашем городе.

К сожалению многим не только не прививаются знания истории страны, но и нет желания знать историю своей семьи, кто был их родственниками, благодаря кому они появились на свет. Все эти вопросы непосредственно связаны с историей. Они интересны. Их нужно знать любому человеку: и школьнику, и родителю.

В жизни каждого человека происходит много событий. Многие из них мы помним очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы совершаем поступки, которыми потом гордимся, а порой и такие, которых приходиться стыдиться. Все события нашей жизни, как бы собранные в "цепочку", одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Мы, живущие сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас - все вместе мы составляем Человечество. У Человечества тоже есть биография - это История. [5, c. 3]

На наш взгляд, одна из главных прелестей этой науки заключается в том, что придумать что-то новое в данной сфере знаний невозможно: можно только провести раскопки и найти что-то, доселе неизвестное. Все, что попадает в юрисдикцию истории, уже было, кто-то когда-то уже имел представление об этих событиях и, может, даже принимал в них непосредственное участие.

История также отличается от таких наук, как математика и физика, тем, что она становится шире с каждым днем: закон всемирного тяготения и теорема Пифагора существовали всегда, но люди знают об этом лишь с момента открытия данных фактов, а история никогда не скрывала от человека ничего — о чем-то, конечно, мы забываем, но это уже наша вина. Вообще, главная сила истории в том, что она дает возможность учиться на чужих ошибках. Многие достижения и открытия были сделаны, благодаря опыту предков. История помогает выстраивать взаимоотношения между разными странами, людьми. Ведь история никогда не повторяется: это историки повторяют друг друга, а оглянуться назад, на чужой опыт, и понять, как лучше поступить, может каждый из нас.

Из всего этого можно сделать вывод, что знание истории своей страны необходимо каждому для того, чтобы быть умным, мудрым и уважаемым человеком! А зная историю – уважать своих предков и страну, в которой ты живешь.

Список используемых источников и литературы

Вахрушев А.А. / Окружающий мир. Мое отечество. Методические рекомендации / А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2013. - 144 с.

Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка /С.И. Ожигов.- М.: ОНИКС Мир и Образование, 2012. - 1376 с.

Чудакова Н.В., Громов В. А. / Я познаю мир. История . - М.: ТКО АСТ, 1997. - 512 с.


Я утверждаю, что изучать историю своей страны и помнить её важно для каждого из нас. Это увлекательный, интересный предмет о судьбах людей за огромный отрезок времени. Историю России мы, по праву, можем назвать памятью народа, жившего и живущего на территории нашего Отечества, учителем жизни во все времена.

Мы каждый день и час соприкасаемся с историей. Она, даже самая древняя, вокруг нас. Приходим в школу и видим в учебных кабинетах карты: географические, политические, топографические и другие нашей страны, Курского края, Большесолдатского района. И мы понимаем, что многие века понадобилось, чтобы заселить, освоить, защитить эту родную территорию от внешних врагов. Разве можно оставаться равнодушными, если мысленно представить себе, сколько труда, пота и крови, радости и страданий выпало на долю минувших поколений? Только подумав об этом, мы уже соприкоснулись с историей.

Давайте пройдем по улицам Курска. Названия их нам напоминают об истории: Казацкая, Пушкарная, имени Ленина, имени Кати Зеленко… И так по всей стране: Золотые ворота во Владимире, Московский кремль, храм Христа Спасителя, величественные и строгие проспекты Санкт-Петербурга, небольшой парк в родном селе Большесолдатское, где возвышается памятник солдату – защитнику над братской могилой воинов, отдавших жизнь за свою большую Родину и малую…

Мы не можем жить без истории. Разве мы должны забыть тех солдат, что лежат в сырой земле, тех, кто боролся и отдал жизнь за нас, за нашу свободу в годы Великой Отечественной войны?! Нет! Мы должны помнить об этом!

История России учит и воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. То есть, формирует ментальность общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности.

Истрия дает возможность ориентироваться в текущих политических ситуациях и отношениях между государствами, а значит понимать место Российской Федерации в мировом сообществе. И мы понимаем, что именно героическое прошлое нашего народа, т.е. история России, создала высокий статус нашего государства на планете Земля.

Современная жизнь всегда основывается на опыте из прошлого. Политические деятели, строя политику государства, берут уроки жизни наших предков и стараются не допускать их ошибки. Творческие люди также нередко обращаются к прошлому, чтобы создать произведения искусства.

История дает нам понять, к чему приводили ошибки отдельно взятого человека или нации, может рассказать нам о великих полководцах, деятелях культуры, о ратных и трудовых подвигах народа России.

Множество изобретений, которые мы используем в повседневной жизни пришли к нам из опыта прошлых лет. Ему же мы благодарны за появление современных лекарств, которые позволяют спасти жизнь миллионам людей.

Видео

Перенимаем опыт

Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету.

Познание прошлого история

Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью. Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме. История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.

Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина.

Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.

bicycle vintage street

Интересные статьи

В современном мире, где основное внимание уделяется сегодняшнему и завтрашнему дню, ценность истории часто ставится под сомнение. Многие люди скептически относятся к практической ценности истории. Некоторые ставят под сомнение актуальность и полезность изучения событий, произошедших давным-давно. Некоторые считают, что история не имеет никакого отношения к их жизни или к сегодняшнему миру. Однако история помогает нам понять, чем наше время отличается от других периодов. В современном мире люди часто приводят в пример факты о прошлом, чтобы доказать свою точку зрения. История — это дисциплина, основанная на доказательствах. Почему же стоит изучать эту науку? Рекомендуем прочитать статью о том, почему стоит изучать греческую мифологию.

1. История помогает вам по-новому взглянуть на окружающий мир.

У всех вещей есть история. У музыки, книг, предметов, архитектурных сооружений, мостов и многого другого есть история. Изучение этих историй может помочь нам получить более глубокое понимание окружающего нас мира.

2. Благодаря истории мы извлекаем уроки прошлого.

На курсах истории мы узнаем не только о других людях и местах, но и учимся у них. Мы читаем документы или материалы, которые были подготовлены в то время. Слушаем устные истории, которые рассказывают люди, чтобы передать смысл прошлого последующим поколениям. Поступая таким образом, мы узнаем, что существует множество смыслов, интерпретаций событий. Такого рода знания могут помочь городским властям и инженерам спланировать новую автомагистраль, город или парк. История может помочь нам ориентироваться в нашей повседневной жизни.

3. Изучение истории учит студентов наборам навыков, которые им понадобятся практически на любой специальности или работе.

Изучение истории и других гуманитарных наук может не только пробудить воображение и заинтересовать студентов, курсы истории также могут помочь студентам научиться воспринимать огромное количество информации, эффективно писать и передавать эти идеи. И, самое главное, принять тот факт, что многие проблемы не имеют четкого ответа. В результате занятия историей помогают студентам развивать гибкость ума и критическое мышление.

4. История помогает нам понять людей и общество

История дает информацию о том, как ведут себя люди в общественной жизни. Если бы мы полагались исключительно на современные данные, это затруднило бы нашу жизнь. Прошлое порождает настоящее, а значит, и будущее. Каждый раз, когда мы пытаемся понять, почему что—то произошло — будь то изменения в политике, войны, катастрофы — мы должны искать факторы, которые сформировались ранее. Часто нам нужно заглянуть в прошлое, чтобы определить причины изменений. Только изучая историю, мы можем понять, как все меняется. Только через историю мы можем начать понимать факторы, которые вызывают изменения.

История, которая хорошо рассказана, прекрасна. Многие историки, которые больше всего привлекают читателей, знают о важности рассказывать интересно и точно. Истории, которые показывают, как люди и общество на самом деле функционировали, наводят на мысли о человеческом опыте в другие времена и в других местах. То, как люди в далекие века строили свою жизнь, — это чувство красоты и волнения, и, в конечном счете, другой взгляд на человеческую жизнь и общество.

5. История способствует гармоничному развитию человека

История также предоставляет почву для размышлений. Люди, которые пережили невзгоды не только в каком-то художественном произведении, но и в реальных исторических обстоятельствах, могут вдохновлять. Нам есть чему поучиться у исторических личностей. История учит примером.

6. История учит думать и решать проблемы

Закончив свое исследование, историк должен начать искать ответы. На этом этапе история становится похожей на гигантскую головоломку – за исключением того, что нет коробки или картинки, которые могли бы служить ориентиром, и некоторые части отсутствуют. Историк должен взвесить все доказательства, мыслить логически, а затем разработать убедительные и обоснованные аргументы или теории.

7. История учит общаться

Как и в других гуманитарных дисциплинах, историки и студенты-историки должны обладать грамотной речью и уметь красноречиво излагать свои мысли. Историки общаются по-разному. Многие выдающиеся историки публикуют результаты своих исследований в виде книг. Академические историки часто пишут статьи для научных журналов, где они рецензируются (проверяются другими историками) перед публикацией.

Историки также могут изложить свои выводы в газетных или журнальных статьях, интервью, лекциях, конференциях или в Интернете. Все это требует от вас развития целого ряда коммуникативных навыков. Эти навыки используются и ценятся в других дисциплинах, а также в различных сферах деятельности.

8. История учит исследовать и интерпретировать

Чтобы быть успешным студентом-историком или историком, вы должны сначала стать хорошим исследователем. Исследование — это умение находить и собирать информацию и исторические свидетельства из самых разных мест. Эти доказательства можно найти в различных формах, включая документы, визуальные материалы, артефакты, устные и цифровые источники.

Историки применяют свои знания и навыки для поиска источников и извлечения из них информации, доказательств и смысла. Они критически относятся к каждому доказательству, проверяя и оценивая его надежность, достоверность, полезность и значимость.

Все это делает историков и выпускников исторических факультетов квалифицированными в поиске, обработке и оценке информации. Подобные навыки ценятся не только в истории, они востребованы в других академических дисциплинах и ряде профессий.

9. Изучение истории имеет важное значение для нации

Изучение истории помогает нам понять взаимосвязь предыдущих и текущих событий, и к чему это может привести в будущем.

История опирается на знания и идеи из многих других дисциплин, включая политику, юриспруденцию, экономику, социологию, философию, психологию, естественные науки и искусство. Эти навыки и знания могут быть чрезвычайно полезны как при трудоустройстве, так и при изучении других предметов.

10. История готовит вас ко многим профессиям

Одно из критических замечаний, часто высказываемых в адрес этой дисциплины, — это воспринимаемое отсутствие ценности на рынке труда. В то время как студенты, изучающие коммерческое дело, продолжают работать в бизнесе, а студенты, изучающие естественные науки, имеют широкий выбор вариантов карьеры, квалификация по истории, по-видимому, предлагает несколько прямых путей к трудоустройству (кроме преподавания истории, академической или музейной работы).

Навыки и знания, полученные в результате изучения истории, ценятся многими профессиями.

Будучи эффективными писателями и ораторами, многие выпускники истории становятся успешными журналистами, копирайтерами, авторами, редакторами, контент-менеджерами и специалистами по маркетингу. Способность находить, организовывать и управлять информацией позволила многим выпускникам исторических факультетов стать выдающимися исследователями, библиотекарями, информационными менеджерами и администраторами.

Многие выпускники исторических факультетов также проходят дополнительное обучение, чтобы стать юристами, дипломатами и государственными служащими. Политика — это еще один карьерный путь для выпускников исторических вузов, некоторые из которых достигли высоких постов. История также является полезной платформой для карьеры в вооруженных силах или полиции – или для дальнейшего изучения экономики, управления бизнесом, ведения документации, социальной работы или психологии.

Заключение

И наконец, самое главное. История способствует формированию личности человека, формированию вдумчивых людей и хороших граждан.

В отличие от студентов в таких областях, как математика или физика, студенты-историки проводят большую часть своего времени, изучая людей и общество. Они узнают, что значит быть человеком. Они узнают ценность таких вещей, как этика, сочувствие и социальная справедливость. Они узнают о рисках и опасностях определенных идей. Они узнают о вечных проблемах и проблемах, которые затрагивают человеческое общество, как в прошлом, так и в настоящем.

Это позволяет выпускникам исторических факультетов понимать людей в их собственном мире и работать с ними. Изучение истории создает вдумчивых людей с активной гражданской позицией, готовых участвовать в политической жизни страны. У многих студентов-историков есть желание менять мир к лучшему.

Заведующий кафедрой публичного права УрГЭУ, кандидат юридических наук Елена Ивановна Бахтеева рассказала об особенностях направления, о предпочтениях студентов и о трудоустройстве.

Готовы к дистанту

– Елена Ивановна, почему УрГЭУ, несмотря на наличие профильных юридических вузов, привлекает студентов и выдерживает конкуренцию?

– Думаю, дело в том, что наш университет предоставляет уникальные профильные направления, которых просто нет в других вузах. Вот, например, кафедра публичного права. Углубимся немного в историю, чтобы понять, как в экономическом вузе появились правовые дисциплины. Изначально в институте народного хозяйства была кафедра экономики труда. Позже туда устроились несколько преподавателей, имеющих в качестве первого высшего экономическое образование, а также второе высшее – юридическое. Они начали вести занятия, в том числе по правовым дисциплинам.

Выпускники УрГЭУ – будущие руководители города, региона, страны.

– В чём их особенность?

– Частное право рассматривает процессы, где оба субъекта равноправны, – это аспекты, связанные с семейным, жилищным, гражданским правом, и другие. А наша кафедра публичного права готовит будущих юристов к рассматрению тех процессов, где субъекты неравноправны и одной из сторон всегда выступает государство.

Обязательный блок дисциплин – это уголовное, уголовно-процессуальное, таможенное право, криминология, криминалистика и другие. В качестве специализации студенты изучают, например, спецкурсы по противодействию преступлениям в экономической деятельности.

– Какую форму обучения могут выбрать студенты кафедры?

– У нас есть очно-заочная и очная форма обучения. Очно-заочно обучаются в основном действующие сотрудники уголовно-исполнительной системы. Занятия проходят в вечернее время при сохранении количества часов обучения и, как правило, с применением дистанционных технологий. К онлайн-лекциям подключаются студенты из Омска, Республики Тыва, Челябинской и Свердловской областей, Башкирии. Сейчас мы ведём переговоры с более далёкими регионами – Сибирью и Дальним Востоком.

На самом деле, в УрГЭУ и до пандемии использовались дистанционные технологии. Мы оказались готовы к дистанту, пожалуй, лучше всех в регионе.

На очной форме обучаются совершенно разные студенты. 10–15% из них – это те, у кого в семье есть юристы. Но большинство при поступлении имеют мало представления о юриспруденции.
Студенты выбирают профиль обучения уже на первом курсе, и позже его поменять нельзя. Но, поступив в магистратуру, можно выбрать любое новое направление.

Практика и работа

– Где проходят практику студенты вашей кафедры?

– До пандемии мы направляли студентов по профилю в государственные и муниципальные органы: это полиция, прокуратура и судебный департамент. С прошлого года из-за коронавирусных ограничений практические занятия проходят в основном в юридической клинике. Органы внутренних дел, судебный департамент и министерство юстиции – это также наши постоянные партнёры. Кроме того, студенты имеют право практиковаться и за пределами Екатеринбурга или области.

В этом году гостями ЕЭФМ стали более 5 тыс. человек из 64 стран и 74 регионов России.

– У нас есть отдел помощи по трудоустройству студентам. И после защиты диплома выпускники остаются в поле нашего зрения. Обзваниваем их, узнаём, кто и где работает. К сожалению, не все студенты очной формы обучения работают по специальности, но всё равно полученные навыки очень им помогают в смежных специальностях.

По моему наблюдению, из года в год у студентов сохраняется интерес к юридическим наукам. Мы, со своей стороны, стараемся не отставать от актуальной повестки: например, появляется новый вид мошенничества – мы рассказываем об этом своим студентам, а также делимся с другими кафедрами. Охотно читаем лекции по противодействию экстремистской деятельности, по борьбе с коррупцией. У нас интересно! А попробовать себя во время учёбы полезно во всём. Главное – идти в профессию с открытыми глазами, точно зная, что там ждёт.

Читайте также: