По каким критериям осуществлять выбор учебников по орксэ

Обновлено: 30.06.2024

Преподавание основ религиозных культур и светской этики получило поддержку и положительные отзывы родительского сообщества и педагогических коллективов. Курс предполагает новое качество связей семьи и школы, более тесное сотрудничество семьи и школы в воспитании детей как ответственных граждан нашей страны с устойчивыми нравственными убеждениями, ценящих и любящих свою семью, культуру и традиции своего народа, нашу общую Родину — Россию.

Помните, выбор учебного модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, Ваше право!

Чтобы Вы могли сделать свободный выбор администрация школы обязана предоставить Вам информацию о процедуре выбора, а также основные сведения по каждому из модулей курса.

Вы сможете задать учителям и представителям религиозных организаций вопросы на специальных родительских собраниях в школах. Ваше решение должно быть оформлено заявлением по установленной в школе форме.

В своём выборе ориентируйтесь исключительно на интересы Вашего ребёнка, Вашей семьи. Не передоверяйте его администрации школы и даже Вашим любимым педагогам.

В образовании Республики Карелия есть все необходимые ресурсы, чтобы обеспечить Ваш выбор подготовленными кадрами учителей и учебниками.

Желаем Вам доброго сотрудничества с педагогическим коллективом школы в проведении выбора и главное— в духовно-нравственном развитии и воспитании Вашего ребёнка на основе ценностей и традиций Вашей семьи, народов России.

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Да. Курс ОРКСЭ является обязательным, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль из шести возможных. Принятие решения о выборе модуля без согласия родителей (законных представителей) не допускается. Руководители школ, учителя, не наделены правом выбирать модуль курса без учёта мнения родителей учащегося.

Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам?

Какие учебники желательно использовать для изучения курса ОРКСЭ?

Если в одном классе будет выбрано несколько модулей, каким образом учитель и школа должны поступить?

Модуль ОРКСЭ для изучения ребёнком выбирают его родители (законные представители). Система образования должна обеспечить этот выбор подготовленными учителями, пособиями. Возможна организация занятий для школьников по некоторым модулям даже в учебных группах детей из нескольких соседних школ.

Администрации образовательного учреждения необходимо обеспечивать изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в школе). При изучении курса ОРКСЭ класс может делиться на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. Могут составляться учебные группы по модулю из учащихся нескольких классов. При этом вести разные модули могут разные учителя. В случае, если учитель ведёт не один, то расписание уроков должно быть составлено так , чтобы уроки в каждой группе, проводились в соответствии с установленными требованиями.

Правда ли, что к преподаванию будут привлекаться православные священники, служители других религий?

Нет. Курс ОРКСЭ преподают и будут преподавать учителя школ, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации. Участие конфессий предусматривается в подготовке учителей по религиозным культурам, в разработке или экспертизе учебного и методического обеспечения. Привлекать служителей культа (священники, раввины, муллы и др.), даже имеющих необходимое для работы в школе образование, непосредственно к преподаванию ОРКСЭ не следует. В то же время учитель может пригласить священника на отдельный урок или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения учебных и воспитательных результатов. Такие встречи возможны и во внеурочное время, например в форме экскурсии в ближайший храм.Они могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ с согласия родителей.

Где можно посмотреть фрагменты уроков по курсу ОРКСЭ?

На сайтах органов управления образованием Тверской области, Еврейской автономной области, Калининградской, Калужской, Костромской, Курганской областей, Красноярского и Камчатского краев и др.

Материалы по отдельным модулям представлены на сайтах религиозных организаций, конфессиональных образовательных учреждений.

Что родителям нужно будет купить для этого урока (тетрадь рабочая, книга для родителей, учебник)?

Приобретение учебной или дополнительной литературы по модулям курса ОРКСЭ для семьи, родителей не требуется. Необходимые пособия будут направлены в школы за счёт средств бюджета Республики Карелия.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России информирует, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования и на основе анализа регионального опыта реализации предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее - ОДНКНР) в общеобразовательных организациях Российской Федерации в 2015-2016 учебном году Всероссийским методическим объединением по ОРКСЭ и ОДНКНР совместно с Городским методическим центром Департамента образования города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОгМ) разработаны рекомендации по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования.

Заместитель директора Департамента И.И. Тараданова

Рекомендации по реализации
предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (долее - ОДНКНР).

Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(1) (далее - Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с пунктом 18.3.1 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"*(2) предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандартах не прописаны составляющие ее учебные предметы, что позволяет изучать ее на данном этапе через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объем часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов"*(3)).

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. N 699 (всего 80 организаций).

Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность, в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

*(1) См. Образование в Документах. - 2013. - N 1. - С. 3-234.

*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 11. - С. 3-61.

*(3) См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 17. - С. 5-16.

*(4) См. Образование в Документах. - 2015. - N 7. - С. 80-82.

*(5) См. Образование в Документах. - 2015. - N 9. - С. 81-91.

Обзор документа

Разработаны рекомендации по реализации в общеобразовательных организациях предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Так, указано, что данная предметная область является обязательной и должна быть представлена в учебных планах. Однако в стандартах не прописаны составляющие ее учебные предметы, что позволяет изучать область через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана.

Целесообразно включать темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.

Мероприятия рекомендуется проводить в рамках внеурочной деятельности при реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Введённый несколько лет назад в российские школы предмет ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) вызвал бурю неоднозначных эмоций и продолжает до сих пор будоражить умы родителей, учителей и методистов. Реакция на появление религии в школах колеблется от резко отрицательной до полного восторга. И все, у кого есть возможность, высказались по этому поводу. Ясное дело, что почти каждый житель нашей идеологически подкованной страны считает себя если не специалистом, то по крайней мере человеком очень сведущим в этом вопросе. Проблема только в том, что, как обычно бывает в таких случаях, спорим с пеной у рта, но не о том.

Сложность состоит ещё и в том, что, с одной стороны, родители, не всегда имея возможность рассказать детям о религии предков, рады прибегнуть к помощи школы, надеясь на квалифицированный образовательный процесс и расширение представлений ребёнка о духовных традициях, с другой — эти же родители не всегда могут проследить, что именно и в какой форме их чадам преподносится на уроках, и вовремя скорректировать момент, когда культурный феномен норовит превратиться в клерикальный. В этой связи очень важен учебник, по которому ведётся преподавание выбранного модуля (если, конечно, этот выбор ещё будет актуален). Авторам одних учебников удаётся остаться в рамках культурно-исторических сведений, у авторов других явно прослеживается цель склонить учащихся к вере в рамках представлений РПЦ. В любом случае весь процесс должен быть под чутким контролем родителей.

- Непросто. Наверное, есть специалисты, которые смогли бы рассказать детям про Бога красноречивее, чем я. И это чисто религиозные деятели, например, священник или имам могут рассказать детям про религию более подробно, но в их изложении учебник неизбежно приобрёл бы элемент призыва примкнуть к той или иной пастве. К сожалению, когда ты встроен в систему конкретной религии и служишь ей, очень тяжело оставаться беспристрастным. Однако призывать детей пойти в церковь – не моя функция и не задача этого конкретного учебника. Опираясь на свой профессиональный опыт исследователя восточных религий и свой личный родительский опыт, я рассказывал о православной культуре, отвечая на такие возможные вопросы ребёнка: кто такие верующие, что они делают в церкви, зачем им обряды и так далее. Я пытался нарисовать некий обобщённый портрет верующего православного христианина и уже через него рассказать о религии в целом.

Для меня вера (религия) сугубо личное дело, я не считаю себя вправе навязывать её кому-либо и не считаю школу местом, где должна осуществляться какая-либо религиозная пропаганда. Я в высшей степени уважаю чувства людей, которые не относят себя ни к какой религии или ещё не определились с этим вопросом. Но ведь и курс ОРКСЭ в целом не предназначен для того, чтобы воспитывать православных христиан или мусульман, или буддистов и так далее. Этим занимаются другие организации, например воскресные школы.

- У многих до сих пор возникает вопрос, зачем вообще ОРКСЭ был введён в школы?

- Не только жители в многонациональной стране, но и приверженцы православной традиции все очень разные…

- Да, и все они не очень умеют договариваться друг с другом. Написать учебник, который смог бы удовлетворить как представителей Русской Православной Церкви (РПЦ), так и старообрядцев и приверженцев других направлений православной традиции было для меня настоящей сверхзадачей. В этом учебнике вы не увидите портреты патриархов, митрополитов и так далее, я намеренно избегал любых намёков на современную прагматику. К слову, после раскола церкви в XVII веке (реформа патриарха Никона) у новообрядцев появились свои почитаемые Святые, например, Серафим Саровский, а у старообрядцев остались свои — Протопоп Аввакум и другие. В учебнике я сохраняю нейтралитет и пишу про Святых, общих для всех православных. Я как автор смотрел на ребёнка не как на объект индоктринации (насильственное навязывание какой-либо религиозной традиции), а как на человека, с которым можно и нужно вести диалог. И цель этого диалога рассказать про культуру, красоту, этику, эстетику, в частности через изобразительный ряд. Современные дети сейчас больше смотрят на картинки, нежели на текст, поэтому иллюстрации считаю важной стороной детской книги. Иллюстрации мы с замечательным архитектором и художником Борисом Кисельниковым подбирали, основываясь на древнерусском, восточно-христианском искусстве.

- Как бы вы прокомментировали ситуацию, когда дети из религиозных семей, услышав, как им трактуют православную традицию в школе, просто уходят в отрицание всех религиозных идей?

Директор Департамента
Е.Л.Низиенко

Нормативно-правовая основа преподавания

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с традиционными религиозными организациями по вопросам изучения ОРКСЭ, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

Указанная статья направлена, в частности, на правовое регулирование образовательной деятельности по преподаванию религиозных культур и светской этики.

Цель и задачи, учебно-методическое обеспечение курса

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

В образовательном процессе с целью преподавания указанного комплексного учебного курса используются учебники и учебные пособия, включенные в Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.

Для дальнейшего совершенствования методики преподавания ОРКСЭ создано Методическое объединение по ОРКСЭ при МКС. Его основными задачами являются: проведение экспертизы учебно-методических материалов ОРКСЭ, разрабатываемых в регионах; научно-методическое обеспечение ОРКСЭ.

Апробация ОРКСЭ в 2009-2011 годах

Результаты двухлетней апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о его педагогической эффективности, значительном влиянии на нравственное состояние обучающихся, их отношения с родителями (законными представителями). Введение ОРКСЭ было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их родителями, общественностью. 88% родителей, 94% учителей, 93% руководителей школ, 91% представителей органов исполнительной власти положительно отнеслись к введению ОРКСЭ. ОРКСЭ формирует у обучающихся культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России, развивает интерес к морально-нравственным аспектам социальной жизни человека.

Информационное обеспечение преподавания ОРКСЭ

С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания подготовлены: книга для учителя; справочные материалы для общеобразовательных учреждений; книга для родителей.

Информация на портале размещена в следующих разделах:

Предназначен для ознакомления с информацией по нормативно-правовым материалам, содержащим постановления Правительства, определяющие ход апробации и внедрения ОРКСЭ в образовательный процесс школы; протоколы заседания межведомственных и межрегиональных комиссий, определяющих стратегические задачи разработки курса ОРКСЭ и его апробацию, введение, приказы и другие нормативные акты, издаваемые Минобрнауки России, АПК и ППРО в целях регламентирования процессов разработки и проведения мероприятий, связанных с ОРКСЭ.

На странице документа имеется ссылка на прикрепленный файл документа для скачивания.

Предназначен для ознакомления с информацией по методическим материалам, включающим методические разработки отдельных тем для преподавателей-тренеров и тьюторов; комплексные и тематические методические разработки, которые адресованы, как преподавателям-тренерам, так и учителям, которые преподают, или будут преподавать ОРКСЭ; модельные презентации проектов, которые могут быть использованы в качестве образцов в ходе организации проектной работы с учителями; дидактические раздаточные и другие материалы, используя которые преподаватель-тренер или учитель уточняет методику проведения учебных занятий в рамках подготовки к введению курса ОРКСЭ и школьных уроков.

Тематическая дискуссия происходит в том случае, если люди оставляют комментарии по заявленной теме форума (или комментарии на другие комментарии в пределах этой темы). Тема форума содержится в форуме, который может хранить много подобных или связанных тем.

Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

Информация о религиозных организациях, по участию религиозных организаций в реализации ОРКСЭ размещена на следующих интернет-ресурсах:

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

С 2012-2013 учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ вводится во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации. В контексте учебно-методического обеспечения преподавания ОРКСЭ культура понимается как духовное и материальное богатство, воплощённое в образе жизни народов России, российских религий, российского общества.

Важно, чтобы учитель по любому из модулей ОРКСЭ понимал цели изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе, содержание курса, подходы к преподаванию религиозных культур, не нарушая при этом принципов научности, мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

— основные понятия религиозных культур;

— историю возникновения религиозных культур;

— историю развития различных религиозных культур в истории России;

— особенности и традиции религий;

— описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

— описывать различные явления религиозных традиций и культур;

— устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

— излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

— соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

— строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

— участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

Важным условием функционирования образовательной среды является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Под ними подразумевают такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, различные игровые типологии. Не менее важную учебную роль может выполнить использование на уроках выдержек из биографий религиозных деятелей, литературных произведений на религиозные сюжеты, трудов учёных по изучаемым вопросам, статьи и книги глав и авторитетных деятелей соответствующих конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкетирование.

Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:

— понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;

— потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих социально значимых задач;

— мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;

— стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения, выходы из конфликтов, обусловленных мировоззренческими, религиозными, культурными различиями, толерантное отношение к другим людям, одноклассникам.

Преподавание ОРКСЭ предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и культурологических задач:

— точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразия религий, существующих в мире;

— рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;

— освещение особенностей учений различных религий, в первую очередь нравственной составляющей этих учений;

— описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует).

На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала. Манера объяснения, школьной лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным, поскольку музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, может быть непривычен и малопонятен для большинства школьников.

Преподаватель должен позаботиться о комфортабельной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, возможно их свободного перемещения в аудитории.

При работе с младшими школьниками учёт психологического фактора является для данной возрастной группы во многом определяющим. Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.

В процессе духовно-нравственного развития во внеучебное время применяются различные методы. Выбор методов зависит от программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования как составной части образовательной программы школы, содержания воспитательной деятельности, её направленности. В духовно-нравственном образования учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми необходимо проводить различные мероприятия: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, что будет поддерживать образовательную деятельность по ОРКСЭ.

Большую работу члены педагогического коллектива должны проводить с родителями, которые могут непосредственно участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Так в начальной школе изучение ОРКСЭ требует обязательного привлечения родителей. Возможный вариант привлечения родителей это разработка плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по ОРКСЭ. Он может быть подготовлен общими усилиями педагогов, родительского актива, детей. Данная работа позволит определить общественный заказ школе по духовно-нравственному воспитанию. Широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширении знаний о культурных корнях мировых религий в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе — это естественная закономерность. Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается не только обществом, но и государственными институтами.

Система оценивания планируемых результатов.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Грамотная организация оценивания — одна из самых сложных задач в образовательном процессе школы. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ — уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи:

— подведение итогов работы;

— сравнение (с самим собой и другим).

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Педагог, в конечном счете, работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.

Читайте также: