По фрейду само появление культуры обязано чему

Обновлено: 30.06.2024

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.






Он оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.


2. Полное имя Зигмунда Фрейда — Сигизмунд Шломо Фрейд. Предки, будущего изобретателя психоанализа, по отцовской и по материнской линии жили на территории нынешней Украины.

3. Родители Фрейда познакомились в Одессе, где отец будущего психоаналитика (Якоб Фрейд) часто бывал по торговым делам. Его будущая мать Амалии Натонсон была уроженкой Одессы и прожила в ней свои первые 16 лет. В то время Якобу было 40 лет и это был второй его брак, а Амалии была младше его в два раза

4. Родители поощряли Зигмунда к усердной учёбе. Если остальные дети занимались при свечах, Зигмунду была выделена керосиновая лампа и отдельная комната.

5. В детстве Зигмунд имел исключительные способности к учёбе и питал страсть к изучению всего нового. В 9 лет он сдал экзамены и поступил в гимназию на год раньше положенного срока.


Зигмунд Фрейд в детстве с отцом

6.Зигмунд Фрейд не хотел идти в медицину. На самом деле он с детства мечтал быть генералом или министром. Но в те далекие времена для евреев было только две профессии — медицина и юриспруденция. В итоге он поступил в Венский университет. Он переходил из одного факультета на другой пока не пошел — таки на медицинский.

7. Окончив медицинский факультет Венского университета с отличием, молодой Фрейд начал с хирургии, но уже через несколько месяцев бросил эту область медицины, считая подобную деятельность слишком утомительной.

8. Из-за еврейского происхождения и из-за царивших в то время в обществе антисемитских настроений, молодой Зигмунд часто сталкивался с агрессией со стороны своих однокурсников. Он стойко переносил издевательства и многочисленные стычки, выработав в себе умение противостоять критике и способность давать достойный отпор в споре.

9. Уже в молодости Фрейд бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках, а также изучал греческий и латынь.


С женой Мартой

11. Есть небезосновательное мнение, что все свои основные теории основатель психоанализа почерпнул из кабалистического учения. Ведь ни для кого не секрет, что Фрейд был ярым поклонника и коллекционерам всевозможных старинных книг и манускриптов по этому эзотерическому учению.



Семья Зигмунда Фрейда

17.После бегства из России Троцкого (ярого фрейдиста) учение Фрейда было признано лженаукой, а Сталин объявил Фрейда главным врагом советской власти.


18. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе.

19. Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных учёных и писателей, таких как Карл Ясперс, Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Краус и многих других.

20.Несмотря на широкое влияние Фрейда, критике подвергались не только труды учёного, но и сама личность Фрейда. Его обвиняли в сексизме; считали, что его клинические исследования были чаще всего ошибочными.


21. Будучи атеистом, Фрейд родился в еврейской семье и стал особой целью нацистов, когда они пришли к власти. Его книги были среди сожженных нацистами в 1933 году.

23. Во времена Адольфа Гитлера, как и все евреи, Зигмунд Фрейд был подвержен гонениям и арестован, но вопреки всему он стал единственным евреем, который без какого-либо вреда для своего здоровья покинул застенки гестапо.

25. Фрейду удалось покинуть нацистскую Германию только при посредничестве президента США Франка Рузвельта и французской принцессы Марии Бонапарт.


26.За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ — полное собрание его сочинений составляет 24 тома.

27. В качестве пациентов на приёмах у Зигмунда Фрейда побывало много богатых и знаменитых людей. К их числу можно отнести поэтессу Хельду Дулитл, музыканта Густава Маллера, законодательницу моды Коко Шанель и много других известных и знаменитых личностей. Но самой титулованной была принцесса греческая и датская Мария Бонапарт, которая сыграла одну из важнейших ролей в жизни Фрейда.

28. Есть мнение, что одним из его пациентов был сам Адольф Гитлер. Косвенному доказательству этого служит небольшая гравюра, которую нашли после смерти в кабинете великого психоаналитика. На обратной стороне которой стоит роспись – Адольф Гитлер 1932 год.

30. Зигмунд Фрейд испытывал теории психоанализа на себе, когда у учёного на фоне переживаний из-за смерти отца начал развиваться невроз. Самоанализ Фрейда проходил очень тяжело, но он оказался продуктивным и важным для его дальнейших исследований.


31. Улица, на которой родился Фрейд, — Шлоссергассе — сейчас носит его имя.

32. Первое время для лечения своих больных Фрейд использовал гипноз.

33. Работая некоторое время со знаменитым психиатром Жаном Шарко, а затем со своим другом Йозефом Брейером, которые в своей медицинской практике применяли гипноз для устранения истерических симптомов, Фрейд осознал несовершенность данного метода.

34. Впоследствии Зигмунд Фрейд разработал метод свободных ассоциаций, в процессе которого пациенту предлагалось свободно говорить обо всём, что приходит в голову. Применение метода свободных ассоциаций позволило полностью отказаться от использования гипноза на сеансах и послужило толчком к становлению психоанализа.

35. Во время обучения в Венском университете, молодой Фрейд интересовался зоологией. Именно тогда он написал свою первую научную статью, посвящённую половым различиям у речных угрей.


Дочь Зигмунда Фрейда — Анна

36. Крупный музей Зигмунда Фрейда расположен в Вене по адресу Бергассе, 19 — в доме, где большую часть жизни работал учёный. Музей был создан в 1971 году при содействии Анны Фрейд.

37. Он очень боялся своего шестидесяти двухлетия. И в самом деле, после наступления этой даты, в его жизни наступили тяжелые времена. Его поразил тяжелый недуг – рак гортани, впоследствии он снова стал испытывать финансовые трудности, поскольку лечение стоило дорого, а полноценно практиковать он больше не мог.

38. Фрейд имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества.


41.Зигмунд Фрейд всю жизнь боялся сочетания чисел 6 и 2. Он никогда не селился в гостиницах, в которых было больше шестидесяти одного номера, чтобы ему даже случайно не досталась комната со злополучным числом. А 6 февраля Фрейд предпочитал не выходить на улицу.

42. Зигмунд Фрейд ненавидел музыку. Доходило до того, что он даже не посещал рестораны, в которых играл оркестр.

43. Фрейда называли шарлатаном и сексуальным маньяком из-за открытия им сексуальной этиологии неврозов.

44. Психоаналитик был уверен, что мы не выбираем людей случайно. Мы встречаем лишь тех, кто уже существует в нашем подсознании.

45. Фрейд был хорошим писателем. В 1930 г. ему была присуждена одна из самых почетных литературных премий — премия Гёте города Франкфурта-на-Майне.


С дочерью Софией

46. Музей Зигмунда Фрейда также существует в Лондоне и располагается в здании, где основатель психоанализа проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Музей обладает весьма богатой экспозицией, содержащей оригинальные предметы быта учёного, перевезённые из его дома на Бергассе.

47. В 1923 году у Фрейда обнаружили злокачественную опухоль во рту, которая мучила его следующие 16 лет вплоть до самой смерти. За это время он пережил более 30 операций, которые так и не даровали ему облегчение. Учёный умер в возрасте 83 лет от дозы морфия, которая помогла ему безболезненно уйти из жизни.

48. Умер Фрейд ни собственной смертью. Устав и измучившись от тяжелой болезни, он уговорил своего друга сделать ему смертельную инъекцию. Ночью 23 сентября 1939 года он ушёл из жизни, завершив последний эксперимент над собой.

50. Музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен на родине учёного, в чешском городе Пршибор. Его открыли к 150-летию со дня рождения Фрейда — дом был выкуплен городскими властями и получил статус культурного наследия; открытие музея прошло при содействии президента Чешской Республики Вацлава Клауса и четырёх внуков учёного.


фото из интернета

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного — скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

Мысль – это крутой вираж на пути к исполнению желания

Фрейд высоко ценил сам акт мышления (желания и фантазии). Психотерапевты и психоаналитики в своей практике часто наблюдают за людскими фантазиями. Часто они оценивают их выше, чем фактические реальные действия. И хотя реальность не может быть измерена с помощью яркой фантазии, у этого явления есть свое уникальное предназначение. По утверждениям нейробиологов, это служит основой для воображения.

Жители дублинского многоквартирного дома вышли танцевать, соблюдая дистанцию

Сколько времени стоит опасаться больного коронавирусом: разъяснения экспертов

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

фото 821

Функции бессознательного

Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа — определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

фото 822

Ничто не происходит просто так

Режиссер “Родины” о завершении сериала: финал получился зрелищным

Джонни Депп принял участие в музыкальном фестивале и спел песню Джона Леннона

С помощью ДНК грибов учёные вывели растения, которые сами создают свет

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

Психоаналитические концепции культуры: З.Фрейд, К.Г. Юнг

Становление принципов психоанализа и их применение для исследования феноменов культуры связано с именем З. Фрейда (1856 – 1939 гг.).

Опираясь на научные данные и собственный опыт врача-психиатра, З. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. В основе психоанализа лежит учение З. Фрейда о бессознательном пласте в психике человека, о его влиянии на поведение человека, человеческую деятельность в целом и, следовательно, на формирование различных культурных феноменов.

Постепенно в ходе развития принципов психоанализа З.Фрейд сформулировал следующую модель психической структуры личности.

— оно – несловесное (невербальное);

— ему закрыт прямой доступ в сознательное;

— оно целиком исходит из принципа удовольствия.

По Фрейду, культурная история человечества начинается с преодоления так называемого Эдипова комплекса (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). В результате возникают первые моральные запреты – табу инцеста и каннибализма, возникает экзогамия, потребность в религии, в Боге, во власти государства.

Наряду с анализом психоаналитических оснований происхождения культуры Фрейд дает новое объяснение отдельных элементов культуры (мифов, классических произведений искусства, религиозных ритуалов и верований науки), опираясь на свои представления о психологической структуре личности и той роли, которую играет в жизнедеятельности человека бессознательное, в том числе, психосексуальные мотивы. Однако роль этих мотивов в развитии человеческой культуры, по мнению многих современных исследователей, неоправданно преувеличена. Такое преувеличение можно считать недостатком фрейдистской концепции культуры. Но одновременно необходимо учитывать, что он был предопределен уже самой постановкой исследовательских задач. В результате возникло новое самобытное учение – фрейдизм, имевшее огромное влияние на умы человечества, предопределившее появление целого ряда последователей, что позволяет говорить о целом направлении в изучении культур, получившем название психоаналитического подхода, в центре которого стоит проблема взаимодействия культуры и личности.

В рамках психоаналитического подхода последователи З. Фрейда разработали новые концепции и идеи (А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм и др.).

Самостоятельную концепцию культуры на базе психоанализа разработал К.Г. Юнг (1876 — 1961 гг.). Прежде всего, он отказался от придания глобального смысла сексуальности: место сексуальной энергии в его концепции занимает психическая энергия вообще (обозначаемая тем же термином – либидо).

Вывод:

В заключении можно отметить, что концепция Карла Густава Юнга стала символом бессознательных, а концепция Зигмунда Фрейда — подсознательных потребностей человека. Что в настоящее время активно используется современными авторами. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга, как, впрочем, и у Фрейда, — лишь предмет психоанализа. Они не учитывали факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.

Культура начинается с запретов.

Тенденция к ограничению сексуальной жизни со стороны культуры проявляется не менее отчетливо, чем другая ее тенденция, ведущая к расширению культурного круга. Уже первая фаза культуры, фаза тотемизма, принесла с собою запрет на кровосмешение — запрет, нанесший, вероятно, самую глубокую за все время рану любовной жизни человека. Посредством табу, закона, обычая вводятся дальнейшие ограничения, касающиеся как мужчин, так и женщин. Экономическая структура общества также оказывает влияние на меру остающейся сексуальной свободы. Культура действует принуждением экономической необходимости, тем самым отнимает у сексуальности значительную часть психической энергии, каковой культура пользуется в своих целях. Страх перед восстанием угнетенных принуждает ввести строжайшие меры предосторожности. Высшая точка такого развития обнаруживается в западноевропейской культуре. Запреты и ограничения преуспевают лишь в организации беспрепятственного протекания сексуальных интересов по допустимым каналам Современная культура ясно дает понять, что сексуальные отношения допустимы лишь в виде единственной и нерасторжимой связи между одним мужчиной и одной женщиной. Культура не желает знать сексуальности как самостоятельного источника удовольствия и готова терпеть ее лишь в качестве незаменимого средства размножения.

Культура не удовлетворяется уже существующими союзами, она желает связать членов сообщества либидонозно, пользуется для этой цели любыми средствами, поощряет установление сильных идентификаций между членами сообщества. Культура мобилизует все силы заторможенного по цели либидо, чтобы подкрепить общественные союзы отношениями дружбы. Для исполнения этого намерения она неизбежно ограничивает сексуальную жизнь.

В начале своих рассуждений Фрейд ставит вопрос о том, что Я без четко очерченной границы переходит в ОНО. То есть дает понять читателю о размытых границах между Я и ОНО. Можем ли мы согласиться с данной позицией или нет, зависит от глубины наших самонаблюдений и самоанализа. Кажется разумным тот факт, что границы Я нельзя считать неизменными. Например, при восприятии и отреагировании на какие-либо события человек не всегда осознает одинаковую информацию, часть информации воспринимается бессознательно и может быть позднее переведена на уровень сознания при определенных обстоятельствах.

Также можно дать однозначное согласие с мнением Фрейда о том, что на пике влюбленности стирается и расплывается граница между Я и предметом влюбленности, при этом возникает ощущение проникновения своего Я в Я другого (в объект влюбленности). Состояние влюбленности сродни психической патологии, о которой также упомянул автор.

Достаточно интересно познакомиться с идеей о развитии Я с детства до взрослого состояния и изменения вплоть до смерти. Проблемы эволюции Я автор описывает следующими этапами:

  1. отмежевание и расщепление Я;
  2. последующее сохранение целостности Я.

В первой главе автор также рассматривает проблема сохранения базовых элементов в психике, делая переход от размытых границ Я к проблемам памяти и забывания. Достаточно сложно прокомментировать постулат о том, что быстрое забывание стирает всякие следы памяти, уничтожает их, поскольку здесь порождается больше вопросов о том, каким образом был сделан данный вывод. Однако далее уже следует согласиться с тем, что в душевной жизни не погибает ни один возникший в ней элемент, все, что человек воспринимает, сохраняется и при определенных условиях (регрессии) может снова возникнуть в сознании. Конечно же, это так называемое воспоминание легким образом проверяется на таком примере, как сновидения. Однако, тут читателя подстерегает достаточно интересный вывод о том, что сохранение прошлого опыта не остается в нетронутом виде, оно искажается в процессе развития психики человека. В более ранних работах автора уже был упомянут данный вывод.

Фрейд говорит о том, что ранние фазы развития организма едва ли оставляют какие-то ощутимые следы в психике человека. Однако, в работах Мелани Кляйн можно почерпнуть идеи обратного характера.

Волнительные переживания вызывает также идея автора о том, что прежние события жизни человека искажаются и деформируются, и не могут быть восстановлены и пережиты в своем первоначальном виде. При этом возникает ощущение страха, утраты чего-то ценного, что никогда не может повториться.

Фрейд выделяет следующие пути к счастью человека:

  1. Избежание боли и неудовольствия;
  2. Получение максимума удовольствия и радости.

Автор говорит о том, что программа элементарного принципа удовольствия задает цель жизни, и с этой мыслью можно соглашаться бесконечное количество раз, поскольку действие этого принципа повторяется на множестве примеров людей в настоящем и прошлые времена.

  1. тело;
  2. окружающий мир;
  3. другие люди.

И как бы автор дает нам далее понять, откуда появляется принцип реальности: это трансформированный страданиями принцип удовольствия. При этом Фрейд приводит достаточно интересную классификацию способов получения удовольствия:

  1. избегание наказания (неудовольствия);
  2. химическое воздействие (интоксикация);
  3. мания (эйфория опьянения без ядов);
  4. умерщвление влечений (йога);
  5. подавление инстинктивных влечений;
  6. переключение либидо (сублимация);
  7. удовлетворение с помощью иллюзий (воображаемая жизнь);
  8. отказ от реальности (отшельничество);
  9. религия как бредовое извращение;
  10. чувственная любовь;
  11. бегство в невротическое заболевание;
  12. обретение убежища в психозе.

Развивая достаточно печальную, но жизненную идею автор в конце 2й главы делает вывод о том, что поскольку человек не был создан для счастья, то и удовлетворение принципа удовольствия – средство достижение счастья не может быть достигнуто до конца, однако человек делает повторные попытки к его достижению. Наверное, комментарии здесь излишни, таковы судьба и жизненный путь человека.

Человек как Бог на протезах. Требования культуры (чистота, порядок) и судьба анального влечения

К 3й главе достигается пик эмоционального напряжения при прочтении произведения, как гром среди ясного неба мы сталкиваемся с идеей о том, что вину во многих наших бедах несет культура, враждебность которой возникла при:

  1. победе христианства над язычеством;
  2. наступлении эпохи технического прогресса.

Далее становится более понятным, в чем проявляется беда от культуры, когда Фрейд подводит нас к теории неврозов, говоря о том, что человек заболевает неврозом, когда мера ограничений, накладываемых на него требованиями культурного идеала, становится невыносимой. И конечно же, тут не приходится спорить или сомневаться с данным мнением, поскольку подтверждением этого служат те меры и ограничения в поведении, которые накладывает на нас культура.

Фрейд отмечает, что красота, чистота и порядок занимают особое место в ряду требований культуры. Он делает упор на том, что развитие культуры – навязанный человечеству процесс в силу следующих причин:

  1. происходят изменения человеческих влечений;
  2. некоторые влечения подавляются так, что появляются черты индивидуального характера: например, анальный эротизм который трансформируется/сублимируется таким образом, что порядок и чистота являются основными требования культуры, несмотря на то, что их необходимость не является очевидной, и сами по себе они не служат источниками удовольствия;
  3. культура строится на отказе от сильных влечений.

Любовь как основа культуры

Фрейд полагает, что прародителем человеческой культуры является любовь. Ход его рассуждений приводит нас сначала к мысли о том, что первоначальная основа культуры – это любовь, однако, конечный результат окультуривания – любовь угнетенная. Такое угнетение происходит за счет преобразования влечения в целенаправленное. Моногамные браки, обряды, ритуалы, запреты и ограничения на любовь подтверждают данную позицию.

Очень интересное мнение автор выдвинул о том, что не все люди достойны любви. Фрейд не развивает данную мысль, поэтому за ней кроется огромное количество вопросов: А кто достоин? Почему достоин? Каковы критерии – быть достойным?

Давая определение любви, автор выделяет следующие понятия:

  1. отношения между мужчиной и женщиной, которые на фундаменте половой любви создали семью;
  2. позитивные чувства, связывающие детей и родителей, других родственников.

При этом он говорит о 2х видах любви: чувственной и осознанно целенаправленной. Под влиянием культуры, как можно понять автора, и выделяется такая целенаправленная любовь.

Культура, по мнению автора, является неким прообразом узницы влечений, вынуждая ее разработать строгие меры и правила во избежание восстания необузданных сил влечений. Интересно, возможно ли было бы какое — то иное решение организации института культуры для одновременного сохранения безопасности индивида и удовлетворения его потребности в чувственной любви?

Далее Фрейд дает логическое объяснение действиям культуры, направленным на обуздание агрессии людей: культура не жалеет сил, чтобы обуздать агрессивные влечения людей, подавить выплеск диких психических реакций. Автор говорит о побуждении людей со стороны культуры к объединению и целенаправленной разумной любви, ограничению в половой жизни и возникновению требования любить ближнего как самого себя. После таких логических объяснений многое становится понятным при понимании культурных и религиозных ценностей.

Примечателен вывод про наличие агрессивности, которая возникает не как проявление алчности при разделении собственности, а о так называемой врожденной агрессии, которая проявляется у детей. Да, это умозаключение не противоречит ранее сделанным выводам автора, проследить наличие агрессии у детей можно как при непосредственном наблюдении за ними в реальной жизни, так и при прочтении произведений литературы, например, Достоевского, Чехова.

Агрессия против я, чувство вины, совесть

По мнение Фрейда агрессия подвергается интроекции и направляется против собственного эго: становится совестью и чувством вины, таким образом проявляется потребность в наказании. Наверное, можно было бы слегка поспорить с данным выводом, если б имелось больше доказательств такого выхода агрессии. Однако, внутренний мир человека настолько сложен и разнообразен, что можно сказать, что такая идея возможно имеет место быть. Тем более практические психоаналитические сеансы вполне могли бы подтвердить это.

Сложно сказать, может ли чувство вины возникнуть даже тогда, когда человек не совершил дурного поступка, но имел намерение его совершить. Наверное, это зависит от силы Супер — Эго. Автор говорит о том, что возникновение чувства вины объясняется страхом потери любви со стороны значимых авторитетов, что он раскроет либо поступок, либо замысел, при этом возникает угрызение совести. Это достаточно глубокое умозаключение, немного не хватило более детальных выводов, как он пришел к этому.

Далее Фрейд отмечает развитие совести: ее интериоризацию, говорит о том, что этой совестью становится судьба (высшая сила разлюбила). Понятие совести непосредственно переплетается с понятием чувства вины (как результатом действия совести). Автор приводит нас к двум источникам чувства вины:

  1. страхом перед авторитетом;
  2. страхом перед супер – эго.

Фрейд рассмотрел динамику существования совести:

  1. совесть как причина отказа от удовлетворения влечений;
  2. отказ от удовлетворения влечений становится динамическим источником совести.

Это достаточно интересный круговой процесс: первоначальное событие порождает другое, которое затем порождает само первоначальное событие. Хотелось бы, конечно, и далее разить эту мысль, как это влияет на человека в итоге, то есть получить более общую, целостную картину.

Вражда между Эросом и влечением к смерти и культурный процесс

В конце произведения Фрейд подводит нас к итоговому противопоставлению 3х процессов: Эроса, инстинкта смерти и культурным процессом, в который вовлечено человечество. Очень необычной к восприятию является фраза о том, что развитие культуры и человека – два схожих процесса. Культура для Фрейда – это модификация жизни под влиянием Эроса и силы судьбы. Сколько смыслов несет данная фраза – остается загадкой.

Фрейд нас подводит к пониманию явления антагонизма влечения к жизни и к смерти и проводит параллель с индивидуальным и культурным развитием. В конце произведения читателю не хватило больше ярких примеров и подробных логических цепочек, однако, общий посыл и причины такой вражды понять возможно.

Как Фрейд представлял себе устройство психики?

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.

В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).

Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.


Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Фрейд предлагал посмотреть, что происходит с энергией внутри нервной системы: энергия может находиться в движении, накапливаться, совершать какую-то работу, а выходя за пределы нервной системы — переходить в другое состояние и формировать память.

На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.

Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.

Терапия больных строилась с таким расчетом, чтобы дать накопившейся энергии выйти наружу. Предполагалось, что под гипнозом больные должны вспомнить тяжелое переживание и рассказать о нем.

Брейер называл это чувство облегчения катарсисом (очищением). Девушки действительно вспоминали травмирующие события, а рассказав о них, излечивались. Вскоре стало ясно, что терапевтический эффект имеет сам катарсис и гипноз для достижения эффекта не обязателен.

Что такое вытеснение и откуда берутся сны?

В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.

Однако непосредственного удовлетворения желаний во сне не происходит: первичный импульс преобразуется в такой образ, который окажется приемлемым.

Процесс преобразования идет с помощью смещения, сгущения и символизации.

Смещением Фрейд называл прием подстановки одного объекта или образа вместо другого по принципу сходства: например, пациенту снится дядя Иосиф, а имеется в виду коллега Иосиф. Сгущение — это способность сновидения представить в одном образе несколько вытесненных. Символизация — появление во сне образа, лишенного сексуального смысла, вместо сексуального образа; это именно то, что давно стало расхожим мемом про фрейдизм: если снится длинный предмет, то это мужской половой орган, и так далее.


Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?

Может быть интересно:

Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.

Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?

Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.

Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.

Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).

Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.

Фрейд завязывал на удовлетворение того или иного влечения любое действие человека — и в этом, судя по всему, был не совсем прав, так что эту его точку зрения мы можем принимать с ограничениями.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.


Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.

Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?

Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.

С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.

В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).

Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?

Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.

Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.

К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.

Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.

Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.


Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Эти идеи Фрейда близки к воззрениям Гоббса, который считал, что человек человеку враг, поскольку все стремятся лишь к удовлетворению собственных влечений. Но если у Гоббса роль всеобщего посредника брало на себя государство, то Фрейд возлагал эту функцию на культуру. С точки зрения Фрейда, культура нужна затем, чтобы люди могли мирно жить рядом друг с другом, согласившись ради этого взаимно подавлять рвущиеся наружу импульсы.

Читайте также: