Плюсы нпа как источника права

Обновлено: 04.07.2024

О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

Статья 2. Нормативный правовой акт и правотворчество

1. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций не является нормативным правовым актом.

Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

2. Правотворчество - официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.

Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.

Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации

1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

4. Если конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 4. Субъекты правотворчества

1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:

граждане Российской Федерации;

органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии (издании) нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы) принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции.

Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

4. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Глава 2. Система нормативных правовых актов

Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации.

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.

Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

Законы в Российской Федерации - федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации - принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.

Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.

Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.

Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.

В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.

3. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.

Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты - на определенную категорию лиц.

Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов.

В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.

В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений.

В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.

Совокупность федеральных законов составляет федеральное законодательство.

4. Основные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются в форме указов. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами.

5. Основные нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимаются в форме постановлений.

6. Основные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются в форме постановлений. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

7. Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

8. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной федеральными законами.

Внешнее, документальное закрепление правового предписания может происходить в виде:

  1. нормативно-правового акта;
  1. правового прецедента (судебного или административного);
  1. договора нормативного содержания;
  1. правового обычая;
  1. правовой (юридической) науки (доктрине);
  1. правосознания;
  1. общих принципов права;
  1. религиозных текстов;
  1. референдума.

В учебной литературе называются и другие источники: законы, нормативные акты органов государственного управления, нормативные акты общественных организаций (за которыми государство признает юридическую силу), нормы, издаваемые частными организациями (Л.И. Спиридонов).

Ряд авторов относят к внешней форме права все то, в чем проявляет себя право во вне как явление. Сюда относится юридическая техника, юридические понятия, презумпции и т.д.

Определение. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

Особенности нормативно-правового акта. Как форма права нормативно-правовой акт характеризуется тем, что он:

1. исходит из компетентных правотворческих органов. наделенных соответствующей компетенцией;

2. принимается в четко обозначенной процедуре;

3. имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;

4. может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей.

Достоинства нормативно-правовых актов. К достоинствам нормативно-правового акта как формы права относят:

1. четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний;

2. оперативное ознакомление населения с их содержанием;

3. способность централизованно регулировать различные отношения;

4. они легко систематизируются, кодифицируются, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа.

Юридический (правовой) прецедент.

Определение. Правовой прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному судебному или административному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем.

Особенности правового прецедента. Для судебного прецедента как источника права характерно следующее:

1. он представляет собой акт (решение) судебного органа;

2. это решение содержит нормы права, правила поведения, т.е. представляет собой судебное правотворчество;

3. он казуистичен, максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации;

4. его отличает множественность – существует большое количество инстанций, которые могут создавать прецедент;

5. степень обязательности прецедента определяется положением суда в судебной системе как разрешающего ситуацию, так и создающего прецедент;

6. он стабилен – как правило, не отменяется, а заново излагается.

Прецедент, может быть, отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала. В этом состоит суть так называемой, декларативной теории: общее право никогда не меняется, но просто заново излагается.

Достоинства правового прецедента. Правовой прецедент имеет ряд положительных качеств:

1. он является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2. имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на законодательство;

3. имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный; судья способен скорее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении.

Недостатки правового прецедента. Правовой прецедент имеет слабые стороны:

1. не имеет того авторитета, обязательности, который присущ нормативному акту;




2. не исключает возможности произвола;

3. объем его действия не определен.

Определение. Договор – это двухстороннее или многостороннее соглашение между людьми или организациями по урегулированию какой-либо жизненной ситуации.

Особенности нормативного договора как источника права. Для договора с нормативным содержанием характерно следующее:

1. он составляется несколькими субъектами права, представляет собой соглашение сторон;

2. содержит норму общего характера;

3. закрепляет общность интересов сторон;

4. основывается на равенстве сторон;

5. предполагает согласие участников по всем существенным вопросам;

6. является эквивалентным и, как правило, возмездным;

7. предусматривает взаимную ответственность сторон;

8. имеет правовое обеспечение.

В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуального разового характера. Его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.

Определение. Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством.

Особенности правового обычая. Для правового обычая как формы права характерны:

1. исторический характер правила поведения;

2. санкционирование его государством путем отсылки к нему в тексте закона;

3. локальный характер действия;

4. обеспеченность санкцией государства;

5. единообразный непрерывный характер его исполнения.

Правовой обычай – правила поведения, к которым дана отсылка в законе. Когда содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, вряд ли верно считать обычай юридическим источником. Источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизводящий в своих статьях требования обычая.

Достоинства правового обычая. Они состоят в том, что правовой обычай:

1. возникает не сразу и не сверху, а снизу и постепенно и, поэтому способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

2. выражает существующие в обществе закономерности и, соответственно, является более объективным;

3. в большинстве случаев используется добровольно;

4. позволяет учитывать специфику регулируемых общественных отношений.

Недостатки правовых обычаев. К ним относятся:

1. относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

2. неопределенность, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется;

3. небольшая сфера распространения, его локальный характер.

Священные религиозные книги являются источником религиозных правовых систем: Пятикнижие, Талмуд – в иудейском праве, Коран, Сунна – в мусульманском праве, Законы Ману – в индусском праве. По преданию, нормы, содержащиеся в этих книгах, даны Богом через посредников Моисея, Мухаммеда, Ману.

Особенности религиозных текстов. Как источники права религиозные тексты:

1. представляют собой решение или идея религиозной организации, церкви (ислам, христианство, буддизм);

2. содержат норму права, т.е. распространяется на все общество, предполагает существование церковной юриспруденции;

3. могут иметь несколько разновидностей, конкретных форм выражения. Например в мусульманском праве: Коран, сунна, иджма, кияс.

На определенных этапах истории человеческого общества существовало религиозное (каноническое) право. Оно играло существенную роль, особенно в тех странах, где религия признавалась государственным институтом.

Определение. Референдум – это принятие важного государственного решения путем всенародного голосования. Референдум является источником права, если он проводится по поводу содержания подлежащих принятию законов.

Особенности референдума. Референдум как источник права отличается следующим:

1. он исходит от населения, выражает волю народа;

2. в системе других источников права он обладает высшей значимостью, высшей юридической силой;

3. он не обжалуется и не оспаривается.

Достоинство референдума. Оно заключается в том, что в нем непосредственно выражается воля народа, и поэтому его иногда объявляют источником права наивысшей юридической силы.

Правовая наука (доктрина)

Правовая доктрина – это компетентное суждение либо объяснение известных ученых по правовой проблеме.

Особенности правовой доктрины. Для правовой доктрины характерно следующее:

1. она представляет собой идею, вывод ученого;

2. выводы, идеи не содержат в себе нормы права. Это неправо в собственном смысле слова;

3. формой выражения являются научные труды, высказывания (трактаты, монографии, статьи, комментарии).

В Древнем Риме выдающиеся юристы имели право давать разъяснения, обязательные для судов. В средние века в качестве источников права использовались комментарии глоссаторов. В англоязычных странах судья вправе обосновывать свое решение ссылками на авторитетные научные трактаты. В российском государстве правовая доктрина не признается официальным источником права. Однако все юристы-практики пользуются научными комментариями законов.

Определение. Правосознание – это совокупность идей, чувств, эмоций и т.п., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.

Особенности правосознания. Для правосознания как источника права характерно следующее:

1. оно представляет собой правовую идею и чувство лица, разрешающего юридическое дело;

2. правовая идея содержит норму разового исполнения;

3. созданная норма права не оформляется в юридический нормативный акт, не создает систему норм права;

4. существует временно, в определенные периоды общественного развития. Характерно для революционных эпох, сопровождающихся большими разрушениями надстройки.

Определение. Общие принципы права – это исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания.

Каждая система права признает обычно одновременно несколько источников права. Однако их значение в каждый данный момент может быть неодинаково. Ответ на вопрос об источниках права применительно в конкретной стране может меняться в зависимости от исторических этапов, специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права в рамках единой правовой системы и даже отрасли права, в отношении которой поставлен вопрос. В одни исторические периоды и в одних странах преобладает в качестве источника права закон (как вид нормативного акта), в другие периоды и в иных странах – судебная практика, в третьих странах – обычай и т.д.

*Официального определения локального нормативно-правового акта не существует. В Трудовом кодексе (ст. 8 ТК РФ) только говорится о том, что работодатели принимают локальные правовые акты (далее по тексту – ЛНПА или локальные акты), исходя из своих компетенций и опираясь на нормы трудового права.

Локальные акты могут иметь разные формы: правил, инструкций, положений и т. д.

ЕСЛИ ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СОСТАВИТЬ С ОШИБКАМИ, ВНЕСТИ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ УЩЕМЛЯЮТ ПРАВА РАБОТНИКОВ, КОМПАНИИ И РУКОВОДСТВУ СТОИТ ОПАСАТЬСЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ И СУДЕБНЫХ ИСКОВ. ЭТО НЕГАТИВНО ОТРАЗИТСЯ НА РЕПУТАЦИИ ФИРМЫ

Читайте до конца, и вы узнаете:

Зачем нужны локальные правовые акты, если есть Трудовой кодекс

Какие локальные акты обязательны, а от каких можно отказаться

5 ошибок при составлении локальных актов и их последствия

Чего ожидать от работников, которые не согласны с содержанием локальных актов

Как составлять локальные правовые акты, чтобы избежать штрафов, проблем с законом и судебных споров

Задайте вопрос прямо сейчас или закажите экспертное составление локальных нормативно-правовых актов, чтобы избежать штрафов, конфликтов с работниками и проблем с контролирующими органами:

Заказать экспертное составление локальных актов

Зачем составлять локальные правовые акты, если есть Трудовой кодекс

Зачем принимать локальные акты, если можно работать по нормам Трудового кодекса?

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ЛНПА – ОБЕСПЕЧИТЬ ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ФИРМЫ И РУКОВОДСТВА.

Какие локальные правовые акты обязательны, а от каких можно отказаться

Есть обязательные и необязательные ЛНПА. Обязательные акты проверяет трудовая инспекция. Если нужных документов нет, или они составлены с нарушениями, компании выпишут предупреждение или штраф на основании ст. 5.27 КоАП РФ.

Примеры обязательных** локальных актов:

  • акты об оплате труда (ст. 135 ТК РФ);
  • штатное расписание ( Постановление Госкомстата № 1)
  • план отпусков (ст. 123 ТК РФ);
  • график сменности (ст. 103 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);
  • положение о персональных данных (ст. 86 ТК РФ) и т. д.

** К обязательным относят такие ЛНПА, указания на которые есть в Трудовом кодексе, прочих федеральных законах и актах, коллективных соглашениях.

Кроме обязательных ЛНПА, руководство может принимать любые другие акты, которые помогут компании упростить работу, обеспечить корпоративную безопасность, предупредить/разрешить проблемы и спорные моменты во взаимоотношениях с сотрудниками.
Примеры необязательных локальных актов:

  • положения о персонале;
  • акт о структурных подразделениях;
  • акты о страховании,
  • и другие, не указанные в ТК РФ.

Отказаться от применения обязательных ЛНПА могут только микропредприятия – компании со штатом пятнадцать человек и менее, доходом 120 миллионов рублей в год и менее (согласно нормам ст. 309.2 ТК РФ). Но тогда все условия, которые должны прописываться в обязательных ЛНПА, нужно включить в трудовые договоры.

Поэтому прежде чем отказаться от локальных актов, оцените выгоды и потери от такого решения.

Узнать, какие локальные акты обязательны, а от каких можно отказаться в моем случае

5 ошибок при составлении локальных актов и их последствия

Ошибки, допущенные при составлении и внедрении ЛНПА, приводят к судебным спорам, материальным и репутационным издержкам.

Обнаруживаются ошибки в ходе проверок со стороны контролирующих органов (Трудовой инспекции и Прокуратуры). Проверки бывают плановые либо инициируются по жалобам работников.

К судебным спорам, материальным и репутационным издержкам приводят следующие ошибки:

Ошибка 1. Нормы ЛНПА ухудшают положение сотрудников в сравнении с тем положением, которое гарантируют последним нормы общего законодательства о труде (ч. 4 ст. 8 ТК РФ)

Последствия:

  • штрафы для должностных лиц и ИП: 1000 — 5000 рублей (при повторном нарушении: 10 000 — 20 000 рублей);
  • штрафы для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей (при повторном нарушении: 50 000 -70 000 рублей) (ст. 5.27 КоАП РФ).

Ошибка 2. Какие-то пункты ЛНПА противоречат законодательству

Так, работники компании, не согласные с содержанием правил трудового распорядка, направили жалобу прокурору. По иску прокурора, суд признал незаконной периодичность выплаты зарплаты (так как она противоречила нормам ТК РФ), а локальный акт – недействительным ( решение № 2-94-2010).

Ошибка 3. Двусмысленность/неопределенность формулировок ЛНПА

Последствия: размытость формулировок ЛНПА оставляет место судебному усмотрению и чаще всего трактуется судом в пользу сотрудников.

Ошибка 4. Содержание ЛНПА идет вразрез с условиями договоров

Последствия: судебные споры, которые заканчиваются в пользу сотрудников (пример: АО Свердловского обл. суда по делу № 33–17099/2015).

Ошибка 5. Не учитывается мнение профсоюзов, когда это обязательно

Последствия: судебные разбирательства, признание ЛНПА недействительным, необходимость возместить причиненный ущерб.

Помните: любые конфликты, судебные споры с работниками, накладывают негативный отпечаток на деловой репутации фирмы. Избегайте ошибок при составлении локальных актов.

Что ожидать от работников, которые не согласны с содержанием локальных актов

Когда работники не согласны с содержанием локальных нормативных актов, они могут:

Подать судебный иск

Что нужно знать руководителю: не стоит опасаться судебного оспаривания ЛНПА одним или несколькими сотрудниками. Даже если ЛНПА незаконный, у работника нет права его оспаривать (определения ВС от 14.05.2010 № 1-В10-1, Краснодарского краевого суда от 29.07.2014 по делу № 33-16067/14).

Работник может обжаловать лишь дисциплинарное наказание за невыполнение требований ЛНПА.

Обратиться в профсоюз

Что нужно знать руководителю: профсоюзы могут оспаривать в суде законность ЛНПА.

Но только те профсоюзы, которые объединяют более 50% состава работников и функционировали во время принятия спорного ЛНПА (решение Усть-Илимского гор. суда от 20 декабря 2011 г. по делу № 2-3609/2011).

Что нужно знать руководителю: Трудовая инспекция в течение 30 дней с момента поступления жалобы проводит проверку. Если инспектор сочтет, что акт нарушает права работников, он вправе обязать директора отменить документ полностью или отдельные пункты акта (ч. 5 ст. 372 ТК РФ).

Работодатель в свою очередь всегда может оспорить предписание.

Что нужно знать руководителю: прокурор вправе обжаловать ЛНПА как по жалобе работника, так и по личной инициативе.

И этот способ – жалоба прокурору – самый простой и действенный для работника.

Как правильно составлять локальные нормативно-правовые акты, чтобы избежать проблем с законом и трудовых споров

1.Откажитесь от шаблонов

В сети Интернет есть шаблоны локальных нормативно-правовых актов. Мы не рекомендуем своим клиентам их использовать, чтобы избежать проблем в будущем.

2.Решите, кому доверить составление ЛНПА

Многие руководители доверяют составление ЛНПА штатным сотрудникам. К примеру, Положение об оплате труда — финансистам, Правила внутреннего распорядка — кадровикам. Практика показывает, что при таком подходе к разработке ЛНПА руководство может впоследствии столкнуться с проблемами: претензиями контролирующих органов и жалобами членов трудового коллектива.

  • Не допускайте пунктов, содержание которых противоречит нормам трудового законодательства и ухудшает положение работников
  • Не допускайте в тексте двусмысленных формулировок
  • Пишите текст документа простым понятным языком

Минимизировать риски помогут независимые специалисты, которые специализируются на разработке ЛНПА.

3.Согласуйте

Локальные акты должны пройти согласование между всеми службами компании. Свое мнение должны обязательно выразить руководители структурных подразделений, сотрудники бухгалтерии и юридического отдела. Пусть запишут свои комментарии на специальном листе согласования.

4.Воспользуйтесь экспертизой, чтобы снизить риски

Если вы не уверены, что ЛНПА составлены без нарушений, пригласите независимых экспертов, — они проведут аудит документации.

В некоторых случаях необходимо провести обязательную экспертизу (например, пожарную или санитарную.

5.Заручитесь поддержкой профсоюза, если это обязательно

Не всегда работодатель может принимать ЛНПА единолично. Если составляемые акты напрямую затрагивают интересы работников (например, при разработке штатного расписания, графика отпусков), необходимо учитывать мнение профсоюзов.

Важно: если в организации нет выборного органа/профсоюза, директор не должен специально инициировать его создание. Не обязан он и знать о существовании такого органа, не будучи уведомленным об этом письменно.

Кроме того, руководитель может не учитывать возражения профсоюза и принять ЛНПА в желаемом виде. Впоследствии профсоюз может обратиться с жалобой в ГИТ или оспорить акт в суде.

6.Правильно оформите акт

Уделите внимание оформлению НЛПА. Акт составляется в свободной форме, но должен отвечать требованиям, предъявляемым к корпоративным документам.

После того, как акт утвердили, зарегистрируйте его в журнале.

Обязательно ознакомьте с актами сотрудников под роспись. В противном случае, работник может игнорировать нормы и условия ЛНПА, а в судебном споре суд встанет на его сторону (решение Нижегородского Автозаводского райсуда по делу № 2-244/11) .

Главное: предусмотрите при разработке ЛНПА, какие юридические приемы защиты ваших прав как работодателя можно применить в случае возникновения претензий.


Вместе с другими источниками права, обычаем и прецедентом нормативно-правовой акт считают относительно поздним плодом становления юриспруденции как отдельного института социальных отношений. Сегодня он приобретает большее значение даже в тех странах, где основой государственного строя на протяжении не одного века служат религиозные воззрения. В нашей державе нормативно-правовому акту весомая роль отведена достаточно давно. Законы и президентские указы, распорядительные документы органов исполнительной ветви власти являются фундаментом законности и верховенства принятых решений во всех сферах общественных отношений.

Роль законов и подзаконных актов как юридических источников

История помнит несколько правовых форм, использующихся непосредственно на территории современной российской державы: это добровольное соглашение, непосредственно законодательный документ и обычай. Каждый из них обладает разным значением, имеет отдельную сферу применения. Отечественная судебная практика официально никогда не служила прямым источником для применения ранее принятых решений в прецедентных случаях.

И хотя нормативные акты являются наиболее характерной для РФ формой права, возможностью издавать законы наделены лишь высшие государственные структуры. В нашей стране заниматься правотворческой деятельностью разрешено представительным органам и исполнительной ветке. Кроме того, каждый госорган компетентен в издании нормативных актов по исключительным вопросам, т. е. находящихся в его ведении.

источники права прецедент обычай нормативно правовой акт

Говоря о нормативно-правовых актах как источниках права, сначала следовало бы определить особенности их действия. С момента вступления в юридическую силу вплоть до ее утраты они действуют на ограниченной территории. После оглашения (опубликования) предписания закона применимы до тех пор, пока не будет принят документ, отменяющий, приостанавливающий его действие или позволяющий внести в него определенные изменения.

Какими бывают нормативно-правовые акты в РФ?

Нормативно-правовой акт как источник российского права можно классифицировать по нескольким параметрам. Если его предписания предназначаются для отдельного круга лиц, подразумевается утверждение специального решения. Документы, не имеющие конкретного указания, являются обязательными для всех граждан.

нормативно правовой акт как источник права


Кроме того, решения госорганов могут иметь общефедеральное значение или региональное. В иерархической системе каждый принятый на государственном уровне документ имеет свою ступень в зависимости от юридической силы. Условно распределить их можно в следующем порядке:

  • Конституция РФ;
  • федеральные законы, в том числе обладающие статусом конституционных;
  • президентские указы.

Среди нормативно-правовых актов, относящихся к источникам права в России, стоит отметить распорядительные документы правительства РФ, решения центральных ведомств и служб, министерств и подчиненных им государственных структур.

нормативно правовой акт источник права трудового права

К отдельной группе относят международные соглашения, договоры и резолюции, ратифицированные в Российской Федерации, а также документы, принятые органами власти в отдельных субъектах. Такие нормативно-правовые акты как источники права действуют исключительно на территории региона, утвердившего данное решение.

Конституция – фундамент в правовой системе государства

На вершине системы находится Конституция РФ – это базисный закон, действующий во всех точках государства. Его верховенство объясняется следующими моментами:

  • Во-первых, Конституция – следствие свободного и демократичного волеизъявления населения, постоянно проживающего на территории РФ.
  • Во-вторых, этот закон устанавливает рамки для формирования понятийного аппарата, принципов, общественного порядка.
  • В-третьих, Конституция определяет и гарантирует защиту правам человека и гражданина, устанавливает границы компетентности каждого отдельного элемента в системе высшего государственного устройства.

Внести изменения в Конституцию РФ так же, как в другой нормативно-правовой источник права, обладающий меньшей юридической значимостью, непросто. Правотворческая процедура подразумевает соблюдение целого ряда условий, а сам текст документа вмещает более 130 статей, нормы которых относятся ко всем юридическим отраслям.

Правотворчество законодателей: кто издает законы в России?

Государственная дума – высший орган, на который возложена функция принятия законодательных актов. После всех чтения законопроекта документ отправляется для ознакомления и рассмотрения Совету Федерации. При положительном голосовании за проект преимущественным числом участников заседания от общей численности членов палаты закон считается принятым. Роль президента РФ на данном этапе является, по сути, формальной: для приобретения нормативно-правовым актом как основного источника права юридической силы необходимо ему необходимо подписать и обнародовать его. Однако при необходимости глава государства может вернуть документ на доработку.

нормативно правовой акт как основной источник права

Президентские и правительственные решения

Указы главы РФ практически наравне с федеральными законами определяют механизм реализации и охраны человеческих прав и свобод, интересов граждан. Изданные президентом страны нормативно-правовые акты в системе источников права в обязательном порядке исполняются по всей территории страны. Чаще всего предметом регулирования служат вопросы внутренней и межгосударственной политики России.

Учитывая, что на правительственные органы возложена функция осуществления исполнительной власти в государстве, данные структуры не в состоянии выполнить задачу без реализации правотворческой деятельности. Например, Правительство РФ издает распоряжения, необходимые для осуществления задач в текущем порядке, а принимаемые им постановления носят нормативный характер и обладают большей значимостью.

Особенности и главные отличия законов от правового обычая

Чем же отличаются иные формы источников права от нормативно-правовых актов? Разница заключается вот в чем:

  • Законы и подзаконные документы, принятые на высшем государственном уровне, объединены необходимостью соответствия Конституции РФ, а потому не противоречат ей.
  • В отличие от обычая и прецедента нормативные документы являются четко фиксированными, письменными источниками.
  • Юридически выразить нормы обычая или прецедента невозможно, поскольку такое воплощение приобретет сугубо казуистический неопределенный характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты как основные источники права исходят из единого регулирующего центра, что позволяет применять их с целью развития социума в одном направлении, едином русле.

нормативно правовой акт как источник российского права

Кроме того, законы и подзаконные документы, изданные госорганами высшего звена, служат неотъемлемым механизмом для установления правопорядка. Определенность норм, из которых состоят документы, в большей мере является препятствием децентрализации и способом приведения к соответствию принципам верховенства права.

Почему в сравнении с обычаем нормативное право имеет большую юридическую силу?

О нормативно-правовом акте как источнике права РФ стоит также сказать следующее. Будучи официальным письменным документом, изданным компетентными руководящими структурами, закон устанавливает, вносит изменения, а также отменяет действующие правовые нормы. Отсюда несложно сделать вывод о том, что любой закон или подзаконный документ является актом правотворчества, а его предназначение заключается в повсеместном применении для неограниченного количества случаев. Непрерывно действуют президентские и правительственные акты, обладающие достаточной значимостью для вступления в силу на территории всех субъектов страны.

нормативно правовой акт относящийся к источникам права

Законы и подзаконные документы обладают массой преимуществ относительно всех видов источников права. Нормативно-правовые акты:

  • имеют значительные субординационные и координационные возможности для установления тех или иных норм, правил, инструкций;
  • способны оформить устоявшиеся до определенного времени нормы при соблюдении основных правил изложения;
  • являются удобным подспорьем для разрешения дел – на них легко ссылаться, требуя соблюдения прав или выполнения обязанностей.

История появления закона как основного правового источника

С течением времени существенно расширилось влияние законов как письменных источников. Нормативно-правовые акты по трудовому праву, в том числе КЗоТ РФ, гражданскому праву (ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ) используют в соответствующих отраслях общественных отношений. Кодифицированные законные и подзаконные документы давным-давно приняты за рамками стандартного регулирования правоотношений.

нормативно правовой акты в системе источников права

В качестве ярчайшего примера выступает Гражданский кодекс РФ – это основной акт, вмещающий в себе нормы частного имущественного и неимущественного права, в том числе регулирующие предпринимательскую деятельность. Несмотря на то что данный документ относят к отрасли гражданских правоотношений, его используют при необходимости правоустанавливающих действий и в экономической сфере.

Разновидности федеральных законов: в чем разница?

Интересной особенностью нормативно-правовых актов, изданных отечественными законодателями, является их подразделение на федеральные и федеральные конституционные. Последние, несомненно, обладают большей юридической значимостью для регулируемых с их помощью отраслей общественных отношений. В зависимости от масштаба действия и территории распространения подобных документов их принято разделять на:

  • нормативные акты централизованного регулирования – принимаются государственными структурами или муниципалитетом;
  • локальные нормативные акты – принимаемые на местном уровне для решения текущих задач региона.

Власти и органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты федерального, республиканского значения. Некоторые документы действуют исключительно на территории автономных округов, краев, отдельных областей. Для координации определенной сферы правоотношений в Москве или Санкт-Петербурге – городах, обладающих особым статусом, власти принимают отдельные подзаконные акты. С помощью данной классификации удается распределять компетенцию в вопросе регулирования отношений между конкретными государственными органами.

Закон как образцовый источник правовой системы

Как источник права нормативно-правовой акт является самым распространенным и эффективным, поскольку призван регулировать правила поведения, устанавливать права и обязанности как представителей федеральных субъектов РФ, так и простых граждан. Законы, указы, постановления и распоряжения включают в себя основополагающие положения, которые определяют подчинение объектов, принимающих на себе действие конкретного документа. Кроме того, любой из вышеперечисленных нормативно-правовых актов является письменным, а значит гарантированным и обязательным к соблюдению всеми, кого он касается. Любой документ, используемый в сфере регулирования сферы отношений, содержит правила общего характера, устанавливает, изменяет или отменяет те или иные правовые нормы.

По сути, главным отличием нормативно-правовых актов от других элементов системы источников является его неоднократное применение. Индивидуальные предписания или же принимаемые государственными органами решения смешанного характера встречаются на практике не реже, но зачастую не применяются больше одного раза.

В нормативно-правовой системе все элементы тесно соприкасаются, обладают значимой юридической силой, а некоторые из них находятся в подчинении относительно друг друга. Значение и роль документа определяются свойством самого документа. Юридическая сила принятого решения зависит в первую очередь от компетенции органа, принявшего его. Нормативно-правовой акт – связующий элемент между правом и государством, опосредующий объективно существующие отношения в социуме.

Читайте также: