Первые своды законов и основы права были заложены кем

Обновлено: 02.07.2024

Приблизиться к достижению поставленных целей сколько-нибудь существенно удалось лишь при императоре Александре I, который поручил руководство работами своему приближённому – реформатору М.М. Сперанскому. Новое дыхание процесс обрёл с преобразованием в 1810 году Комиссии составления законов в учреждение при Государственном совете и назначением Сперанского её директором и государственным секретарём.

Ощутимый импульс процесс получил с восшествием на престол Николая I, который видел своей главной задачей упрочение государственного строя и наведение порядка в государственной администрации. Самодержец прислушался к мнению М.М. Сперанского, предлагавшего разработать проекты гражданских, уголовных, полицейских и хозяйственных законов, а также осуществить издание полного собрания имевшихся законов в хронологическом порядке и приступить к составлению гражданского и уголовного уложений.

Николай I уделил первостепенное внимание собиранию и приведению в порядок существовавших на ту пору законов. Именно такая задача была поставлена перед созданным для этой цели Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Руководить этой структурой был поставлен действительный статский советник М.А. Балугьянский. Фактическое же руководство кодификационными работами осуществлял М.М. Сперанский. Он-то и обозначил два главных направления деятельности – разработку Свода законов и создание Полного собрания законов.

Обилие правовых актов и их рассредоточенность по многим ведомственным архивам, как и отсутствии полных реестров изданных законов, существенно осложняло работу. Однако к 1 марта 1830 года эта, без преувеличения – эпохальная, деятельность увенчалась долгожданным результатом. Полное собрание законов Российской империи было выпущено двумя собраниями. В первое из них были включены изданные до 12 декабря 1825 года (дня вступления на престол Николая I) акты, а во второе – те акты, что изданы после названной даты.

Параллельно с подготовкой Полного собрания законов осуществлялась и деятельность, необходимая для последующего составления Свода законов. Поистине титанические усилия, приложенные к созданию исторических сводов (гражданских и других законов), явились предисловием к работе над систематическим сводом законов.

Показательны приёмы, применённые при работе над Сводом. Так, его составление представляло собой распределение разного рода узаконений по предметам правового регулирования. И они представляли собой статьи, составившие в совокупности каждый из томов Свода. Правда, статьи не всегда были дословным изложением положений нормативных актов, а подчас содержали дополнения из иных актов, но по той же проблематике. Это отличало приведённый в Своде текст от текстов оригинальных документов.

Другое отличие состояло в проведении редакторской правки первоначальных текстов: неясность или устаревший характер терминологии при этом устранялись, но смысл, главным образом, сохранялся. При этом работа кодификаторов заключалась не столько в воспроизведении источников, сколько в толковании действующего права. Осовременивание текстов нередко имело результатом даже формулирование правовых норм на основе малопонятных устаревших текстов.

Особо следует сказать о ревизии подготовленных частей Свода. Потребность в ней возникала в связи с необходимостью убедиться в полноте и точности изложения переработанного материала. Естественно, отменённые законы не должны были попасть в Свод. Из примерно 2000 замечаний М.М. Сперанский принял около 500, после чего в течение 1832 года было осуществлено полиграфическое исполнение документа.

Вступление в силу Свода законов состоялось 1 января 1835 года

Градация гражданских законов по Сперанскому предполагала деление этих правовых актов на определительные и охранительные. Ими были объединены нормы материального и процессуального права. Первую группу составили законы, в которых определялись права и обязанности в области семейных отношений, общие и особенные законы об имуществах. А вторую – законы о порядке взысканий по бесспорным делам, судопроизводстве и о мерах гражданских взысканий.

Целям обеспечения доступности законодательства, как их понимал М.М. Сперанский, служило упрощение поиска нормативного материала в сочетании с модернизацией и совершенствованием законодательства. Было произведено укрупнение основных подразделений систематического собрания законов. Полученные в результате такого подхода основные отделы практически полностью соотносились с отраслями права – государственным, административным, гражданским, уголовным и т.д. Более того, принятая при работе над Сводом законов система позволила распределить законодательство в соответствии с отраслями управления и экономики. Государственные и гражданские законы были разделены на восемь книг, которые в свою очередь состояли из 15 томов.

Неполнота Свода была видна и М.М. Сперанскому и обусловлена тем, что в законодательстве не были урегулированы многие сферы общественных отношений, а целый ряд правовых норм не вошёл в Полное собрание законов. Целый ряд узаконений последнего оказался вне томов Свода (это церковные законы, законы о народном просвещении, о государственном контроле и др.). Недостаточно проработанным оказался раздел гражданского законодательства (в том числе – о завещаниях, об опеке и попечительстве, о правоотношениях между супругами и по целому ряду других вопросов). Не вполне понятно было, как выстраивать правоотношения, порождённые полицейскими и финансовыми нарушениями, и некоторые иные.

Не были разграничены в Своде законов понятия нормативного и ненормативного правового акта, в него были включены некоторые технические правила, не относимые к правовым нормам. Юридический язык документа страдал неопределённостью, а некоторые статьи – излишней многословностью.

Первый общерусский свод законов на руси назывался. Первые законы — «Русская Правда. Преступления и наказания

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

Закон не может быть законом, если за ним нет силь­ного.
Махатма Ганди


Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен. Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.
Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона

Предпосылки возникновения

Вместе с в народе устанавливались нормы и обычаи, то есть определённые правила поведения в общине, а также принуждение или наказание, как следствие неповиновения этим нормам. В результате крещения Руси, близких отношений с Византией и прочими государствами стали появляться противоречия между религией и устоявшимися народными обычаями, что привело к преобразованию норм в писанные законы. На съезде русских епископов в 1039 году по велению Ярослава Мудрого был избран митрополит Руси без согласия с Константинопольским патриархом, это стало важным посылом на пути к освобождению от влияния Константинополя Русской православной церкви. Так же причинами для составления письменных и упорядоченных законов стали расслоение общества, потому что в процессе перехода от родовой к соседской общине появилось такое понятие как частная собственность, потребность закрепить власть над сословиями и регулировать отношения внутри государства силой княжеского законодательства.

Церковные законы

Значение для Руси

Как назывался первый письменный свод законов на Руси и кто их создатель?

Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?

  1. холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму-
  2. рабы должны были отвечать за имущество своих господ-
  3. в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое-
  4. определялись порядок и очередность получения наследства.
  1. запретили долговое рабство-
  2. отменили смертную казнь для беглых холопов-
  3. определили положение закупов и купцов-
  4. упорядочили взимание ростовщических процентов.

Законы нужны для того, чтобы курировать и контролировать вопрос взаимодействия личностей в обществе и взаимодействия общества с государством. Так что, можно сказать со.
Русская правда - свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси . Известно более 100 списков Русской правды, которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную. Первый сборник Русской правды был заключен Ярославом Мудрым и датируется между 1016 и 1054 годами, в нем 17 статей. Существует еще две редакции Русской правды, которые были заключены позднее (1068 и 1113 годы).
Краткая редакция содержит: Правда Ярослава, или Древнейшая правда (автором ее считается Ярослав Мудрый), Правда Ярославичей, или Устав Ярославичей (этот текст приписывается сыновьям Ярослава Мудрого), а также две статьи - так называемый Покон правильный и Урок мостникам, о происхождении которых нет точных сведений. Основным источником Русской правды были нормы обычного права. В частности, Правда Ярослава отражает общественные отношения раннефеодального периода, сохраняет, хотя и в очень ограниченном виде, институт кровной мести. Предметом правовой защиты в ней есть преимущественно жизнь, телесная неприкосновенность и честь дружинной знати, а защита феодального землевладения еще не получила должного оформления. В Правде Ярославичей уже довольно ясно отражена феодальная сущность регулируемых ею общественных отношений. Почти все ее нормы направлены на защиту княжеского феодального поместья, земельной собственности князя. Здесь четко выражено природу феодального права как права привилегии. Покон правильный, или Устав правильный, определяет типичный для раннефеодального государства порядок кормления княжеского слуги - верующего (собирателя веры), а Урок мостникам непосредственно продолжает и завершает статьи краткой редакции о порядке оплаты представителям княжеского аппарата.
В целом Русская правда представляет украинское право. В ней не было предусмотрено смертной казни, а убийство наказывалось гривной, т.е. возмещалось в денежной форме. За преступление против человека, независимо от его социального положения, устанавливался штраф. Следующие списки Русской правды юридически закрепили расслоение общества. Все штрафы зависели от социального положения пострадавших. В Русской правде предусматривалось тяжкое наказание за оскорбление чести, а также преподносилось положение женщины в обществе.
Русская правда состоит из норм различных отраслей права, прежде всего гражданского, уголовного и процессуального. При этом уголовное и гражданское правонарушение принципиально не различалось: и то и другое рассматривалось как обида, вред. Наказание предусматривало денежные выплаты: веру - в пользу князя и головщину - в пользу потерпевшего или его родственников. Телесных наказаний Русская правда не знала, за исключением наказания для холопов за избиение свободного человека. Смертной казни этим актом также не предусматривалось. Размеры денежных выплат, как и в большинстве других феодальных кодексов, зависели от социальной принадлежности пострадавших. Крупнейшие наказания назначались за вред, причиненный представителям господствующей верхушки. Нормы гражданского права касались права собственности, наследования, договоров купли-продажи, займа и т.д. Судебный процесс по Русской правдой преимущественно имел состязательный характер.
По составлению расширенной редакции Русской правды, которая является памятником Средневековья, среди исследователей нет единого мнения. Ее создание относят ко времени правления Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Расширенная редакция Русской правды (XII в.) включала переработанные и дополненные нормы ее краткой редакции. Сокращенную редакцию Русской правды большинство исследователей рассматривает как самую позднюю, созданную на основе расширенной редакции в XV (даже XVII) в. Законодательство этого периода имело довольно развитую систему гражданско-правовых норм.
Русская правда - исключительно светский памятник феодального права. Все ее редакции исходили от княжеской власти, имели официальный государственный характер и не затрагивали церковную юрисдикцию, которая возникла после крещения Руси и определялась отдельными княжескими уставами.
Русская правда сохраняла свою силу в течение нескольких веков и намного пережила Древнерусское государство, в котором она возникла, ее нормы оказали значительное влияние на Литовские статуты, российское Соборное Уложение 1649 года и другие памятники права Украины, России, Белоруссии, Литвы и некоторых других стран.

По мере становления и развития – от древнего права к средневековому и далее к советскому праву – оно приобретало все большее своеобразие. В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы – социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.

Можно указать на три характерные черты русского права.

Первая черта – это неразвитость юридических традиций у российского населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм, в отрицание самой необходимости и ценности права.

Географическое положение русского государства и сосуществование и взаимодействие различных культур способствовали формированию третьей характерной черты русского права – слиянию в нем европейских и азиатских начал. Свойственные западной культуре юридические формы тесно соединялись в России с присущими Востоку коллективизмом, соборностью, общиной. Евразийский характер русской правовой культуры делает ее восприимчивой к иностранным влияниям.

Русское право выросло на основе восточнославянских, а отчасти финно-угорских и скандинавских (норманнских) юридических обычаев в конце I тысячелетия нашей эры. При возникновении и в первые века своего существования оно обладало всеми основными признаками древнего права в его восточном варианте. Однако внешние влияния, общение с более культурными народами, в первую очередь с наследницей Восточной Римской империи Византией, ускорили переход Руси к средневековому праву, что и произошло в XI–XII вв.

Прибывшие из Византии священнослужители привезли на Русь сборники византийского канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования появилась искаженная византийско-русская редакция законников, изданных в Константинополе после Свода Юстиниана – так называемой Кормчей книги.

Русская церковь с момента введения христианства стремилась обеспечить защиту своих интересов от чьих бы то ни было посягательств. С этой целью она добилась издания специальных актов княжеской власти, получивших название церковных уставов. Данными документами определялось правовое положение православной церкви и духовенства, устанавливались круг дел, подсудных церковным инстанциям, а также разнообразные льготы для церкви и ее людей.




Наряду с Царским судебником в 1551 г. был составлен сборник церковного законодательства, который ввиду разделения его на сто глав получил позднее наименование Стоглав. Этот памятник русского права принимался церковным собором и содержал нормы об управлении православной церковью, о ее обрядах, о церковном суде.
Последовавшие за принятием Судебника 1550 г. дополнительные указы и постановления (1550–1649 гг.) стали собираться в центральных органах управления – в приказах – в своеобразные хронологические сборники правовых норм. Каждый приказ отбирал для себя те статьи или указы, которые относились к его ведению.

Развитие русского права в XV-XVII вв. способствовало появлению весьма уникального законодательного акта, который был подготовлен и принят Земским собором 1649 г., – Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Соборное уложение подготавливалось более полугода и стало результатом творческой переработки многих предыдущих законодательных актов (судебников, грамот, указов), свода юридических норм Юго-Западной Руси (Литовский статут 1588 г.). Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания в царствование Николая I Свода законов Российской империи. Отдельные нормы Соборного уложения были включены в Свод законов и таким образом действовали вплоть до свержения монархии в стране. Этот свод русского законодательства середины XVII в. охватывал преимущественно нормы административного, финансового, уголовного и процессуального права.

В 1721 г. Россия была провозглашена империей. Но историю имперского права принято исчислять с 1696 г., когда Петр I стал единодержавным правителем России. Правовая система императорской России была направлена на утверждение государства как решающей силы в правотворчестве. В 60-е годы XIX в. появляются благоприятные условия для развития правовых начал и в деле осуществления крупнейшей в истории страны правовой реформы, заложившей основы правовой государственности в России.

Единственным источником русского права в императорскую эпоху признавали закон. Обычай, игравший прежде определяющую роль в правотворчестве, отступил на задний план, утратил значение правообразующего фактора. Со времени царствования Петра I в качестве главного источника законодательства стали выступать соображения целесообразности и заимствования из иностранного права. Этим определялся реформаторский характер имперского законодательства.

Важное место в истории развития русского права занимает кодификация, осуществленная комиссией во главе с М.М. Сперанским. Был повторен подвиг византийского императора Юстиниана, проведшего кодификацию римского права, и в семилетний срок была осуществлена грандиозная систематизация российского законодательства. Сначала проводилась работа по сбору и размещению в хронологической последовательности указов, международных договоров и важнейших судебных решений за 1649–1825 гг. В 1830 г. было опубликовано Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), включавшее все нормативные акты – от Соборного уложения до последних указов Александра I. Правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не были включены в Собрание законов.

В последующие годы это издание продолжалось: второе ПСЗ содержало около 62 тыс. актов правления Николая I и Александра II; третье ПСЗ включило нормативные правовые акты двух последних императоров и было доведено до 1913 г. Всего до 1917 г. было выпущено в свет 45 фолиантов, являвшихся средоточием большей части правовых актов Российской империи. Из Полного собрания были составлены специальные исторические своды (законодательства) по отдельным вопросам. Затем из сводов устранялось все недействующее, а законоположения, сохранившие силу, были сведены в определенную систему. М.М. Сперанский принял при этом за образец Свод законов Юстиниана, руководствовался же он правилами, преподанными Ф. Бэконом: исключение всех повторений; сокращение слишком многословных законов; из двух противоречащих друг другу законов предпочтение оказывать позднейшему. Чтобы логично соединить нормы русского права Сперанский иногда создавал новые юридические правила. Ярким примером подобного правотворчества, родившегося в результате учета передовых достижений западной юриспруденции, стало определение права собственности – первое в истории русского законодательства.

В соответствии с эволюцией законодательства развивалась и юридическая наука. Что касается русской либеральной правовой мысли – работ Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и др., – то она уже в то время находилась на уровне передовых правовых теорий. После революции 1905–1917 гг. Россия готовилась воеспринять новые кодексы, которые отвечали бы передовым достижениям западноевропейского права.

История имперской юстиции четко разделяется на два этапа. Первый охватывал промежуток времени от реформ Петра Великого до утверждения Судебных уставов 1864 г.

Реформы, проведенные на первом этапе, смягчили средневековые черты российского правосудия.

Во-первых, судебные учреждения получили коллегиальное устройство.

Во-вторых, судебная функция стала автономной частью административно-управленческой деятельности.

В-третьих, был установлен контроль за юстицией со стороны специальных органов во главе с прокуратурой.

Однако суд оставался сословным: дворяне, граждане (мещане) и крестьяне судились – в различных учреждениях юстиции. Правосудие вершили не только специализированные органы, но и учреждения управленческие: губернские правления, полиции и др.

Второй этап правовой реформы длился полвека и был основан на четырех Судебных уставах 1864 г.: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Таким образом, была создана весьма оригинальная система правосудия.

Во-первых, суд отделился от административной власти.

Во-вторых, был введен гласный состязательный процесс: право обвиняемого на защиту обеспечивала впервые созданная в России адвокатура.

В-третьих, законодательство о суде установило презумпцию невиновности, а формальную силу доказательств заменило свободной оценкой их судом.

В-четвертых, сами судьи, как и судебные следователи (предварительное следствие было передано от полиции суду), стали несменяемыми по произволу власти и подлежали замене с соблюдением специальной процедуры только в случае совершения ими серьезных правонарушений.

В-пятых, был учрежден суд присяжных, обеспечивавший реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия.

Таким образом, развитие российской правовой системы в X– XIX вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем. При этом можно отметить следующие особенности особой – евразийской – разновидности.

Во-первых, высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам.

Во-вторых, слабость личностного правового начала в культуре вообще.

В-третьих, широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.

В-четвертых, отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре.

В нынешнем году мы отмечаем поистине великую дату - исполняется тысяча лет первому законодательному акту, который назывался "Русская Правда". Это свод обязательных правил, созданный на основе обычаев и впервые в нашей истории зафиксированный в письменном и систематизированном виде.

Чтение народу

Чтение народу "Русской Правды" в присутствии великого князя Ярослава. Фото: Алексей Данилович Кившенко/ Архив Центрального военно-морского музея, Санкт-Петербург.

Регулирование межличностных и общественных отношений началось еще в первобытном обществе. Оно осуществлялось на основе обычаев и традиций, выработанных многолетним опытом человеческих сообществ и закрепленных в их культуре. До возникновения письменности эти обычаи сохранялись в изустном виде в памяти "знатоков". В процессе их применения они незаметно изменялись как в силу особенностей человеческой памяти, так и из конъюнктурных соображений.

Таким образом, регулирование общественных отношений носило изменчивый, текучий характер. Письменная фиксация обычаев означала возникновение закона. Регулирующие нормы становились неизменными, впредь надлежало следовать букве закона, ни в чем от него не отступая. Закон приобретал независимое бытие, отвлекался от породивших его обстоятельств. Иными словами, регулирующие культурные нормы как бы отчуждались от "тела" культуры, становились ее обособленной ветвью.

Первые законы, как мы знаем из истории, возникли еще в древнем Шумерском царстве более четырех тысяч лет назад. Уже тогда их возникновение породило систему правовой деятельности, включающую суды, законотворчество и образование.

Полноценная система правовой деятельности, которую мы и называем правом, возникла в Древнем Риме и включала в себя юриспруденцию, законопроектную, законотворческую правоприменительную, правоохранительную и образовательную деятельность.

Однако культурная катастрофа, произошедшая на рубеже нашей эры, привела к исчезновению античной культуры и такой ее отрасли, как право. Германские, нормандские и славянские племена, покорившие Западную Римскую империю, находились на доцивилизационном уровне и не имели письменности. Система правовой деятельности сохранялась в Восточной Римской империи (которую часто называют Византией) вплоть до XV века, но испытывала постепенную разбалансировку за счет варваризации части населения, а также утери связи преимущественно греческого населения с латинским языком - языком древнеримского права.

В Западной Европе процесс обособления правового регулирования от "тела" культуры начался заново и также шел путем письменной фиксации обычаев. Уже к концу V века появляются своды обычаев, называемых варварскими правдами. К ним относятся: "Вестготская правда" (вторая половина V в.), "Бургундская правда" (конец V - начало VI вв.), "Салическая правда" (начало VI в.), "Баварская правда" (середина VIII в.) и другие. Главным содержанием этих актов были охрана имущества и личной неприкосновенности свободных людей и установление наказаний за их нарушение.

Большая часть сохранившихся до нас сборников "варварских правд" представляет собой своего рода соглашение между народом и королем. Все сборники написаны на латинском языке. Первые своды обычаев появились у народностей, ранее других вошедших в тесные отношения с римским миром: у салических и рипуарских франков, алеманнов, баварцев. Позже всего появились сборники у тех германцев, которые далеко отстояли от римской образованности. Так, у саксов, англов, фризов и веринов (турингов) писаные законы появляются лишь в VIII - IX вв.

Возникновение письменности славянских народов в IX в. усилиями братьев Кирилла и Мефодия из греческого города Солуни (Салоники) сделало возможным возникновение письменных нормативных документов. Самыми первыми юридическими документами стали договоры Древней Руси с Византией 907 и 911 гг., исполненные на греческом и переведенные на старославянский язык. Договор 911 г. сохранился в позднейших списках древнерусских летописей, в частности, в "Повести временных лет". Этот древнейший письменный источник содержит нормы "Закона Русского", якобы существовавшего до X века. Например, выдающийся историк Н.М. Карамзин считал существование такого письменного закона в Древней Руси вполне возможным. Если "Закон Русский" существовал, то его нормы, наверное, использовались при составлении "Русской Правды".

Слово "правда" в XI - XII и далее веках означало не истину, как сейчас, а имело смысл конкретного явления. Правда в субъективном смысле - это дом, который мне принадлежит, мои дети, мое право выступления и голоса. Если эта правда оспаривается, то при рассмотрении спора правда устанавливается, т.е. правда - это не только право, но и правильность, справедливость. Авторы "Русской Правды" настаивают, что нужно жить по правде, по "Русской Правде".

Источниками "Русской Правды" являются русские, византийские и варяжские семейные и гражданские обычаи, обычаи торгового оборота как собственные, так и привнесенные. В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. "Русская Правда" является главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси XI - XII вв. Мы знаем, что "Русская Правда" была "живым" документом. Она постоянно дополнялась и изменялась.

"Русская Правда" дошла до сегодняшнего дня в списках XV в. и одиннадцати списках XVII - XIX вв. Согласно традиционной русской историографии эти тексты и списки разделяют на три редакции "Русской Правды": краткую, пространную и сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией "Правды Русской" является "Краткая Правда" (10 - 70-е годы XI в.), которую принято делить на "Правду Ярослава Мудрого" и "Правду Ярославичей". "Правда Ярослава" - это казуистический свод норм, которые регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства. Среди них постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества.

"Правдой Ярославичей" (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19 - 41 в тексте "Краткой Правды". Эта часть свода до конца XI столетия постоянно пополнялась новыми статьями. В целом краткая редакция "Русской Правды" отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права.

Безусловно, "Русская Правда" стоит первым в ряду таких актов, как "Соборное Уложение" царя Алексея Михайловича и "Свод законов" Российской империи. Может быть, потомки поставят в этот ряд и Гражданский кодекс рубежа XX - XXI вв., но мы об этом не узнаем.

Первый общерусский свод законов на руси назывался. Первые законы — «Русская Правда. Преступления и наказания

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

Закон не может быть законом, если за ним нет силь­ного.
Махатма Ганди


Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен. Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.
Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона

Предпосылки возникновения

Вместе с в народе устанавливались нормы и обычаи, то есть определённые правила поведения в общине, а также принуждение или наказание, как следствие неповиновения этим нормам. В результате крещения Руси, близких отношений с Византией и прочими государствами стали появляться противоречия между религией и устоявшимися народными обычаями, что привело к преобразованию норм в писанные законы. На съезде русских епископов в 1039 году по велению Ярослава Мудрого был избран митрополит Руси без согласия с Константинопольским патриархом, это стало важным посылом на пути к освобождению от влияния Константинополя Русской православной церкви. Так же причинами для составления письменных и упорядоченных законов стали расслоение общества, потому что в процессе перехода от родовой к соседской общине появилось такое понятие как частная собственность, потребность закрепить власть над сословиями и регулировать отношения внутри государства силой княжеского законодательства.

Церковные законы

Значение для Руси

Как назывался первый письменный свод законов на Руси и кто их создатель?

Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?

  1. холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму-
  2. рабы должны были отвечать за имущество своих господ-
  3. в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое-
  4. определялись порядок и очередность получения наследства.
  1. запретили долговое рабство-
  2. отменили смертную казнь для беглых холопов-
  3. определили положение закупов и купцов-
  4. упорядочили взимание ростовщических процентов.

Законы нужны для того, чтобы курировать и контролировать вопрос взаимодействия личностей в обществе и взаимодействия общества с государством. Так что, можно сказать со.
Русская правда - свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси . Известно более 100 списков Русской правды, которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную. Первый сборник Русской правды был заключен Ярославом Мудрым и датируется между 1016 и 1054 годами, в нем 17 статей. Существует еще две редакции Русской правды, которые были заключены позднее (1068 и 1113 годы).
Краткая редакция содержит: Правда Ярослава, или Древнейшая правда (автором ее считается Ярослав Мудрый), Правда Ярославичей, или Устав Ярославичей (этот текст приписывается сыновьям Ярослава Мудрого), а также две статьи - так называемый Покон правильный и Урок мостникам, о происхождении которых нет точных сведений. Основным источником Русской правды были нормы обычного права. В частности, Правда Ярослава отражает общественные отношения раннефеодального периода, сохраняет, хотя и в очень ограниченном виде, институт кровной мести. Предметом правовой защиты в ней есть преимущественно жизнь, телесная неприкосновенность и честь дружинной знати, а защита феодального землевладения еще не получила должного оформления. В Правде Ярославичей уже довольно ясно отражена феодальная сущность регулируемых ею общественных отношений. Почти все ее нормы направлены на защиту княжеского феодального поместья, земельной собственности князя. Здесь четко выражено природу феодального права как права привилегии. Покон правильный, или Устав правильный, определяет типичный для раннефеодального государства порядок кормления княжеского слуги - верующего (собирателя веры), а Урок мостникам непосредственно продолжает и завершает статьи краткой редакции о порядке оплаты представителям княжеского аппарата.
В целом Русская правда представляет украинское право. В ней не было предусмотрено смертной казни, а убийство наказывалось гривной, т.е. возмещалось в денежной форме. За преступление против человека, независимо от его социального положения, устанавливался штраф. Следующие списки Русской правды юридически закрепили расслоение общества. Все штрафы зависели от социального положения пострадавших. В Русской правде предусматривалось тяжкое наказание за оскорбление чести, а также преподносилось положение женщины в обществе.
Русская правда состоит из норм различных отраслей права, прежде всего гражданского, уголовного и процессуального. При этом уголовное и гражданское правонарушение принципиально не различалось: и то и другое рассматривалось как обида, вред. Наказание предусматривало денежные выплаты: веру - в пользу князя и головщину - в пользу потерпевшего или его родственников. Телесных наказаний Русская правда не знала, за исключением наказания для холопов за избиение свободного человека. Смертной казни этим актом также не предусматривалось. Размеры денежных выплат, как и в большинстве других феодальных кодексов, зависели от социальной принадлежности пострадавших. Крупнейшие наказания назначались за вред, причиненный представителям господствующей верхушки. Нормы гражданского права касались права собственности, наследования, договоров купли-продажи, займа и т.д. Судебный процесс по Русской правдой преимущественно имел состязательный характер.
По составлению расширенной редакции Русской правды, которая является памятником Средневековья, среди исследователей нет единого мнения. Ее создание относят ко времени правления Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Расширенная редакция Русской правды (XII в.) включала переработанные и дополненные нормы ее краткой редакции. Сокращенную редакцию Русской правды большинство исследователей рассматривает как самую позднюю, созданную на основе расширенной редакции в XV (даже XVII) в. Законодательство этого периода имело довольно развитую систему гражданско-правовых норм.
Русская правда - исключительно светский памятник феодального права. Все ее редакции исходили от княжеской власти, имели официальный государственный характер и не затрагивали церковную юрисдикцию, которая возникла после крещения Руси и определялась отдельными княжескими уставами.
Русская правда сохраняла свою силу в течение нескольких веков и намного пережила Древнерусское государство, в котором она возникла, ее нормы оказали значительное влияние на Литовские статуты, российское Соборное Уложение 1649 года и другие памятники права Украины, России, Белоруссии, Литвы и некоторых других стран.

Читайте также: