Передаются ли способности по наследству

Обновлено: 02.07.2024

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Посетить бесплатное занятие

Нажимая кнопку "Записаться", вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Посетить онлайн занятие

Нажимая кнопку "Записаться", вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Запрос на получение франшизы

Ваша заявка принята.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Интеллект: передается ли по наследству?

Интеллект: передаётся ли по наследству?

Интеллект – довольно широкое понятие. Под ним подразумевается комплекс разных навыков и способностей: обучаемость, память, логика, находчивость, умение решать задачи, планировать, ориентироваться в информации.

Это сложное сочетание психологических, физиологических и когнитивных (мыслительных) процессов.

Проявление интеллекта отличается у различных групп людей: ребёнок решил математическую задачку; профессиональный шахматист одержал победу в партии; учёный сделал новое открытие. Всё это работа интеллекта.

Как измеряется интеллект

Все мы сталкивались с таким параметром, как IQ. Intelligence quotient (интеллектуальный коэффициент) – это оценка интеллектуальных возможностей каждого отдельного человека. Представляет собой тест с заданиями самого разного рода.

Результат IQ-тестов считается показателем интеллектуальных способностей человека.

Но каждый из нас уникален, и поэтому нет единого абсолютно точного мерила для всех: кто-то мыслит творчески, кто-то конкретно; один при прохождении теста чувствует себя неважно или от волнения допустил ошибку. Человек не машина, и поэтому нельзя говорить об универсальных показателях и нормативах.

Одни из самых распространённых тестов IQ – это тест Дэвида Векслера, а также тест Айзенка.

Эмоциональный интеллект

Интеллект и наследственность

Над вопросом о том, передаются ли интеллектуальные способности по наследству, работают генетики разных стран. На данный момент установлено, что интеллект человека зависит как от генной составляющей, так и от среды, в которой он растёт и формируется.

Не существует одного гена, который кодирует интеллект и передаётся от родителей детям. Однако наследственность во многом связана с умственными способностями человека.

Показательные исследования были проведены в области зоологии.

Некоторые виды рыб способны запоминать путь сплавления. Для опыта были отобраны особи, которые справлялись с этой задачей. В другую группу были объединены особи, которые с этой задачей не справились. В обеих группах было выведено потомство.

Аналогичные эксперименты проводились с приматами. Итоги подтвердили, что интеллект передаётся генетически.

Исследования на людях представляют большую сложность, поскольку нет возможности провести чистый эксперимент – существует огромное влияние субъективных факторов.

Учёные исследовали десятки тысяч людей и выявили, что гены интеллекта расположены на хромосоме Х. На умственные возможности влияют сотни и тысячи генов, однако подробно каждый из них ещё предстоит изучить.

Вероятность того, что у ребёнка, например, в 10 лет будет тот же IQ, что и у его родителей в 10 лет, составляет примерно 25-40%

Однако даже если ребёнок унаследовал высокий уровень IQ, без развития и тренировки интеллект станет бездейственным.

Интеллект и среда

Вопрос влияния среды обитания на интеллектуальные способности человека исследовался разными способами.

Производились наблюдения над близнецами, которые по стечению обстоятельств были разлучены.

Генотип близнецов одинаковый, а социальная и культурная среда развития была разная. По прошествии времени были проведены измерительные тесты, которые показали, что ребёнок, который воспитывался в культурном окружении, посещал развивающие курсы, занимался творчеством, продемонстрировал лучшие показатели умственных способностей, нежели его брат-близнец, который был предоставлен самому себе.

Другие исследования проводились над детьми, чьи родители были социально неблагополучными и демонстрировали низкий уровень IQ. Такие дети, чью генетическую наследственность нельзя было назвать хорошей, попадали в приёмные семьи. Новые родители давали им лучшее образование, занимались их развитием. В результате показатель IQ этих детей соответствовали среднестатистическим показателям.

В других испытаниях приняли дети 6-ти лет, находящиеся в сравнительно одинаковых социальных и культурных условиях. Первую группу перевели в первый класс, вторая группа осталась в садике ещё на один год. Через 10 месяцев тесты показали, что все малыши из первой группы показали более высокие

Эти и многие другие исследования говорят том, что не только наследственность является определяющим фактором интеллектуальности человека.

Мы не в состоянии изменить генетическую структуру своих детей и нас самих, однако можем создать все внешние условия для прогрессивного интеллектуального развития.

Бытует мнение, что способность к обучению передается по наследству. Однако роль генов в наших способностях оказалась не такой весомой, как мы всегда предполагали.

Что такое психогенетика


Предметом психогенетики являе тся взаимодействие наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности: способности к обучению, темперамента, физических возможностей. Согласно психогенетике, человек находится между двумя полюсами влияния: собственными генами и внешними факторами, такими как воспитание, отношения с окружающими и другими аспектами жизни .

В психогенетике важны не только исследования семей (близнецов, приемных детей, родственников разных поколений), но также изучение динамики генов и хромосомных аномалий в обширных человеческих популяциях. Таким образом, стало возможным говорить о собственном удельном весе генотипов на контрасте с фенотипическими (индивидуальными) признаками и факторами окружающей среды.

Как работают ученые-психогенетики


После расшифровки человеческого генома на вершину исследовательско го арсенала биомедицины постепенно взошел так называемый полногеномный поиск ассоциаций (англ. Genome-Wide Association Studies, сокращенно GWAS ). Главный критерий применимости – наличие репрезентативной выборки, и, конечно, сама возможность выявить связь (ассоциацию) между генотипом и фенотипом (индивидуальными характеристиками человека, приобретенными в ходе его развития, такими как, например, заболевания и особенности поведения). GWAS в принципе не выявляет мутации, повлекшие заболевание – но только определенную корреляцию с этим заболеванием.

Почему гены не всегда виноваты в наших проблемах


Речь идет об итогах масштабного GWAS , куда оказались вовлечены образцы нескольких сотен тысяч индивидов и несколько сотен самих ученых из разных стран (Англии, Швеции, Голландии и многих других).

Данное исследование выросло из более раннего проекта SSGAC, результаты которого были опубликованы Science в 2013 году. Именно тогда международная группа исследователей из 129 научных центров в 13 европейских странах, Австралии и США впервые обнаружила генетические маркеры, определяющие академическую успеваемость (вклад в обучение проанализированн ых генетических факторов оценили в два процента). Соответственно, архивные материалы изучения 101,069 индивидов перетекли и в новую выборку популяции.

Сама по себе эта выборка предполагала европейское происхождение индивидов и возраст не менее 30 лет. В итоге популяция составила 293,723 индивида: новое исследование также получило в качестве независимого образца данные 111,349 индивидов со стороны UKB ( United Kingdom Biobank ). Впоследствии генетическая корреляция между образцом и данными из биобанка составила 0.95, что является очень высоким показателем (1 здесь – предельное значение корреляции).

Основываясь на итоговой статистике, ученые установили генетическое соответствие между повышением образованности и возрастанием когнитивных функций, увеличением внутричерепного объема, выросшим риском биполярных расстройств, и, в то же время – снижением риска болезни Альцгеймера вместе с пониженным невротизмом. Также они нашли позитивные и статистически значимые, но все же очень малые генетические корреляции с высотой и риском шизофрении.

Авторы подчеркивают, что установленные генетические ассоциации объясняют лишь малую долю изменчивости при обучении, зависящей в основном от условий окружающей среды: так, объяснительный потенциал единичных SNP мал, а генетические ассоциации с уровнем образованности связаны через множество промежуточных фенотипов.

Существуют некоторые общие ограничения касательно GWAS и сопряженных методов контроля качества. В связи с этим некоторыми специалистами отмечается принципиальная проблематичность GWAS: огромное количество статистических тестов провоцирует обилие результатов, порой двойственных.

Интересно, в частности, что параллельно члены все того же консорциума сделали на основе GWAS еще и другой вывод: благополучие и спокойствие на генетическом уровне сопряжено с депрессией и неврозом (эта нить рассуждений опубликована в Nature Genetics ). Само по себе исследование локусов (местоположение определенного гена на карте хромосомы), ассоциированных с тремя фенотипами, по мнению авторов – иллюстрируют отдачу в их совместном изучении.

Кроме того, уже наметилось обсуждение контраста между данными GWAS и выводами от близнецовых исследований, где подсчитали наследуемость уровня образования группами новорожденных.

Как бы то ни было, результаты GWAS стабильно обнаруживают новые гены-кандидаты и биологические пути обмена, которые можно использовать в дальнейших исследованиях. Это справедливо и в нынешнем случае.

Очень часто родители, когда поведение своего ребёнка их не устраивает, говорят: "Вот ничего не поделаешь, во всем виноваты гены, весь в отца или мать пошёл". Однако исследования ученых показывают, что хоть и влияние наследственности велико, но обвинять во всем "дурную наследственность" неправильно. Согласно мнению психоаналитиков, влияние генов на формирование характера ребенка нельзя отрицать, однако многие способности могут быть развиты или утрачены во время воспитания и развития детей.

Ни у кого не вызывает сомнений, что у красивых родителей в большинстве случаев рождается красавица дочка и красавец сын. Но как видно из биографии многих гениальных личностей, на их детях природа отдыхает. По данным исследований ученых оказалось, что такие болезни, как шизофрения, маниакальный синдром, умственная отсталость и слабоумие чаще всего передаются по наследственности. Причем не только от родителей, но и предыдущие поколения могут подарить предрасположенность к данным заболеваниям. По наследству передаются также интеллектуальные способности ребенка. У высокоодаренных родителей чаще рождаются талантливые дети, но задатки интеллекта в большей степени определяются материнскими генами, а не отцовскими.

Дети, унаследовав от талантливых родителей гены, не могут сами по себе вырасти гениями. Для этого необходимо создать условия, чтобы они могли реализовать заложенный в них потенциал. В семьях, где родитель признанный гений и талант, одаренный ребенок часто остается в тени. У гениальных родителей постоянно увлеченных работой на ребенка не остается времени, в результате они вырастают людьми, не похожими на своих родителей.

По мнению ученых, утверждение, что на детях гениев природа отдыхает, связана с ошибками в воспитании. А вот родители самих гениев в основном не имели ни титула, ни денег при жизни, зато упорно занимались детьми. Они хоть и были талантливыми от рождения, но были непризнанны народом. Поэтому, они с упорством вкладывали силы в воспитание своих детей, чтобы в них реализовался их талант.

характер ребенка

Сегодня научно доказано, гены оказывают фатальное влияние на то, каким вырастет человек и думать, что новорожденный ребенок является чистой доской, на которой родители могут написать все, путем воспитания является ошибочной. Однако роль среды в воспитании ребенка нельзя полностью исключать. Способности, которые достаются детям по наследству от родителей являются только начальным капиталом, если их грамотно не развивать и не увеличивать, то нельзя рассчитывать на успех в воспитании гармонично развитой личности.

Среда общения и культура являются немаловажным фактором для развития ребенка. Даже ребёнок академиков, унаследовавший от родителей огромный интеллект и умственные способности, угодив в "плохую компанию" за считанные дни может превратиться в наркомана или алкоголика. Так же и усыновленный ребёнок, при правильном воспитании в кругу любящих и добрых приемных родителей, может вырасти прекрасным человеком, несмотря на то, что его биологический отец не отличался хорошими качествами характера.

Многие учёные в последнее время утверждают, что существенное влияние на характер ребёнка оказывает период его развития в утробе матери. Если мама до рождения ребенка окружает его хорошим настроением, разговаривает с ним или поет ему, то и малыш рождается с музыкальным слухом, с соответствующим тоном голоса и настроения.

Данная статья должна заставить родителей задуматься: насколько оправданы их требования к своему ребенку? Любить ребенка необходимо таким, какой он есть. Нельзя из тихони сделать общительного лидера или заставить учиться ребенка на "отлично", если у него нет наследственных способностей. Прибегая к строгим методам воспитания, можно сломать внутренний мир ребенка. Для полноценного развития личности ребенка родители должны учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе воспитания.

- Вернуться в оглавление раздела "Детская психология"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.


Проходит как-то ученик Вася (или даже студент Василий Петрович) на занятии Present Simple и после третьего неправильного ответа тяжело вздыхает: мол, не судьба мне английский хорошо знать. У меня папа с мамой до сих пор Nein от Ja не отличают. Ну нет в семье способностей к языкам – не от кого унаследовать!

Что за способности такие? И правда ли их можно не унаследовать? А главное, чем это грозит студенту, который мечтает сдать TOEFL без сучка и задоринки? Давайте разберемся.

Научный прорыв. Наверное…

Если начистоту, наследственная предрасположенность к тому, чтобы вырасти полиглотом, волнует ученых-исследователей гораздо меньше, чем шанс унаследовать высокий интеллект, крепкую память или способность освоить хотя бы родной язык выше скромной тройки. И все-таки исследования, посвященные талантам к иностранным языкам, проводились.

Так, в 2002 году американские ученые выяснили , что существует специальный ген, который отвечает за усвоение языка, а именно, за способность улавливать и строить речевые конструкции, а также руководить работой определенных лицевых мускулов, чтобы эти конструкции воспроизводить. Он называется FOXP2. Мутация этого FOXP2 приводит к серьезным речевым нарушениям.

Исследованием гена FOXP2 занимались и ученые из Университета Бристоля – придя к аналогичным выводам о значимости гена в процессе развития речи. Относительно недавно исследователи из Университета Техаса (США) пришли к выводу , что ген FOXP2 влияет не только на освоение родной речи, но и на изучение иностранных языков.

Но много вопросов остается открытыми – прежде всего, вопрос о значимости гена: насколько сильно он определяет способность человека к языкам. Добавим также, что наряду с геном FOXP2 ученые выявили еще несколько генов, ответственных за когнитивные (познавательные) и речевые способности. А генетики сразу из нескольких американских университетов вообще в прошлом году совместно опровергли значимость гена FOXP2 для развития речи (включая иностранную).

Лингвисты утверждают (а мы, преподаватели, ежедневно видим на практике), что для успешного изучения иностранного языка человеку необходимо обладать…

…хорошей памятью

Кроме того, за успехи в языках, по мнению исследователей Д.Кэрролла и С.Сапона, отвечает также механическая ассоциативная память. Это уже творческая способность связывать между собой слова и значения без помощи логики. И способность эта – как другие творческие – присуща тем, кто ею часто пользуется.

…способностью активно использовать новые слова

Оказывается, слова недостаточно помнить. Их еще нужно уметь быстро и к месту использовать. Именно сочетание крепкой памяти и навыка быстро извлекать из нее сведения формирует наш словарный запас. Так, Роберт Пломин, профессор поведенческой генетики в King’s College (Лондон) вместе с коллегами утверждает , что словарный запас – наиболее наследуемый из сотни показателей когнитивных способностей. Слова, конечно, не заложены в нашей ДНК, но в ней заложена склонность к использованию всего богатства языка, к тому, чтобы слышать языковые тонкости. И, по мнению Пломина, эта склонность наследуется.

…аналитическими способностями

Именно они требуются для понимания структуры иностранного языка, его внутренней логики. С одной стороны, и здесь от наследственности не убежишь: так, например, считает М.Джонсон из Imperial College (Лондон). С другой стороны, умение думать – навык, который вырабатывается практикой. И если человек здоров с точки зрения психиатра и невролога, то научиться анализировать по умолчанию способен.

…фонематическим слухом и имитационными способностями

…способностью к обучению

Ученые, как водится, начали с животных. Так, сначала выяснили , что шимпанзе наследуют от родителей большинство своих способностей к обучению. Это позволило выдвинуть гипотезу, что люди, ушедшие физиологически от обезьян не так уж далеко, тоже талант учиться наследуют от пап и мам.

У любителей шимпанзе тут же нашлись оппоненты. Они возразили, что люди – существа гораздо более социальные, чем обезьяны, а потому влияние обучения и среды тоже стоит учитывать.

В 2013 году ученые сразу нескольких стран (Англии, Швеции, Голландии и многих других) провели масштабное исследование, изучив сведения о более чем 300 тысячах человек из 13 европейских стран. В статье, опубликованной журналом Science, они объявили о том, что обучаемость людей в среднем на 20% зависит от наследственности.

…усидчивостью

Это понятие бытовое, прикладное, на языке же науки можно провести равенство между ним и темпераментом. Флегматику и меланхолику быть усидчивым гораздо проще, чем холерику и сангвинику. И хотя темперамент мы наследуем от кого-то из родителей, практика доказывает, что его вполне можно обуздать, обмануть или использовать во благо (если дело того стоит). Так, холерик может учить язык буквально на ходу, спринтами или мелкими, но регулярными шажками.

…чувством языка

Есть еще одна способность к языкам – неофициальная и недоказанная. Это умение ощущать внутреннюю гармонию языка, лингвистическая интуиция. Психолингвист Н.Хомский назвал эту способность врожденной лингвистической компетентностью ( linguistic competence ). Вы наверняка догадались: она наследуется (если, конечно, вы в нее верите).

Почему вообще зародился этот спор – nature или nurture влияют на изучение языков? Потому, что проще переложить ответственность на что-то или кого-то за пределами нашего контроля, например, ретроградный Меркурий в момент рождения или идеальное сочетание генов.

От правды не убежишь: способности к иностранным языкам наследуются. Так что уверенно соглашайтесь, что у ребенка получится, если услышите, что его родители – переводчики. Не по умолчанию – а просто потому, что учить язык такому ребенку будет немного проще, а привычку к дисциплине ему привьют родители, которые с ней знакомы не понаслышке.

Если же Вася или Василий Петрович (вернемся к ним) действительно не могут похвастаться предками-полиглотами, смело опровергайте: влияние наследственности гораздо меньше (какие-то 20%!), чем подлинное желание выучить язык и готовность ради этого трудиться.

Читайте также: