Перед кем в первую очередь ответственно правительство в парламентской республике

Обновлено: 30.06.2024

Парламентарная (парламентская) республика — это такая разно­видность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формирова­нии ее органов принадлежит парламенту как высшему органу предста­вительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких республиках президент избирается не пар­ламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болга­рии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограни­ченными, а реальная исполнительная власть осуществляется прави­тельством.

Главное в характеристике парламентарной республики состоит в том, что верховенство в ней принадлежит парламенту, а правительство несет перед ним, а не президентом политическую ответственность и уходит в отставку в случае получения вотума недоверия со стороны парламента. Конечно, и в этих условиях осуществляется принцип раз­деления властей, ибо исполнительная власть в лице правительства, обладая известной самостоятельностью, может в случае выражения ему вотума недоверия парламентом обратиться к президенту с предло­жением распустить парламент и назначить новые выборы. В целом же правительство при такой форме правления находится в определенной зависимости от парламента: во главе правительства обычно стоит лидер партии, имеющей большинство в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку путем выражения ему вотума недоверия.

Политико-правовой статус президента в парламентарной респуб­лике во многом схож со статусом монарха в современной парламент­ской монархии. Он так же, как правило, отдален от текущих политичес­ких процессов и не осуществляет реального правления в стране. В от­личие от ситуации в президентских республиках, он не является главой правительства, исполнительной власти. Вся исполнительная власть практически осуществляется правительством и его главой. Даже если за президентом такой республики формально закрепляются более или менее широкие полномочия, они осуществляются, как и в случае с монархом в парламентарной монархии, по инициативе правительства и с помощью контрассигнации. Так, и в парламентской республике формально президент обычно назначает и увольняет правительство. Но, в отличие от президентской республики, где президент делает это действительно самостоятельно, здесь он фактически не свободен в своем выборе и вынужден обычно назначать премьер-министром того, кто пользуется поддержкой парламентского большинства, а министра­ми тех, кого представляет премьер, получивший вотум доверия от боль­шинства парламента. В таких республиках именно парламент, как пра­вило, его нижняя палата, фактически назначает и увольняет правитель­ство и министров.

Акты, издаваемые президентом в парламентской республике, как правило, получают юридическую силу и подлежат исполнению только тогда, когда они скреплены подписью премьер-министра или соответ­ствующего министра. При этом сами эти акты обычно издаются на основании решений, принятых парламентом, правительством или от­дельными министрами. Президент в таких республиках обычно не об­ладает правом отлагательного вето по отношению к принятым парла­ментом законам, а если формально и обладает, то практически не ис­пользует его, как и монарх в парламентской монархии. Президент в парламентской республике назначает референдум, но на основе реше­ния парламента и в соответствии с законом, принятым парламентом. Он же формально обладает правом назначения и отзыва послов, но фактически это зависит от решений главы правительства и министра иностранных дел.

Парламентская республика обладает своими достоинствами. По сравнению с президентскими республиками, она по своему характеру и принципам организации и функционирования серьезно суживает возможность возникновения противостояния исполнительной и зако­нодательной ветвей власти, отдавая явный приоритет последней. Одер­жав победу на парламентских выборах, особенно в случае завоевания абсолютного большинства от общего числа мест в парламенте, та или иная партия или блок партий получает возможность из своих рядов и избирать президента, и сформировать однопартийное, одноблоковое, однородное правительство, которому гарантирована поддержка парла­мента, что не может не сказаться серьезно на стабильности власти. Но, с другой стороны, поскольку одной партии чаще всего не удается завое­вать абсолютного большинства мест в парламенте, а межпартийные блоки далеко не всегда бывают надежными и прочными, поэтому в таких условиях приходится идти на создание коалиционных прави­тельств, отражающих интересы различных парламентских фракции, то это в свою очередь может создавать возможность серьезной нестабиль­ности в осуществлении исполнительной власти при данной форме го­сударственного правления. В Италии, являющейся одной из классичес­ких парламентских стран, например, за полвека с небольшим после­военного периода сменилось около полусотни правительств.

С целью сглаживания этого недостатка парламентской республи­ки в ней за последнее время нередко вводятся определенные ограни­чения, преграды на пути слишком частого устранения парламентом правительства. Так, в ряде стран (Перу, Португалия, Молдова и др.) предложение о вотуме недоверия правительству может быть внесено только не менее чем четвертой или третьей частью депутатов парла­мента. Ясно, что это серьезно сужает возможности вынесения частых вотумов недоверия. Этим же целям служат и такие нормы, которые требуют для отставки правительства вынесения вотума недоверия правительству дважды, устанавливают невозможность внесения резо­люции о таком недоверии в течение определенного срока (например, в течение года после выборов в парламент или после создания прави­тельства, ряда месяцев после предыдущего голосования по такому вотуму и т.д.). В законодательстве ФРГ, Польши, Венгрии, Болгарии и некоторых других стран предусмотрена возможность вынесения так называемого конструктивного вотума недоверия, при котором недо­верие выражается не всему правительству, а только его главе и при условии, если одновременно будет назван преемник действующего главы правительства.

География парламентарных республик довольно широка. Такими республиками только в Европе являются ФРГ, Италия, Греция, Пор­тугалия, Австрия, Финляндия, Венгрия, Болгария, Ирландия, Чехия, Словакия, Украина, Эстония, Молдова и др.; в Азии — Индия и Турция и многие другие. Немало таких республик и среди африканских и латиноамериканских стран.

Президент Италии избирается парламентом при участии делегатов от каждой области страны (ст. 63). Он является главой государства и представляет национальное единство (ст. 87). Никакой акт Президента недействителен, если он не контрассигнован предложившими его ми­нистрами, которые за этот акт ответственны (ст. 89). Президент назна­чает Председателя Совета министров и по его предложению министров (ст. 92). Правительство получает доверие обеих палат Парламента и каждая из этих палат может выразить ему недоверие (ст. 94) и т.д. В Германии Президент также избирается Федеральным собранием, в которое входят члены Бундестага и представители земель (ст. 54); он не входит ни в состав правительства, ни в законодательный орган ФРГ или какой-либо земли (ст. 55); его акты контрассигнуются Федераль­ным канцлером или компетентным министром (ст. 59). Федеральный канцлер как глава правительства избирается Бундестагом по предло­жению Президента (ст. 63); федеральные министры назначаются и увольняются Президентом по предложению канцлера; Бундестаг может выразить недоверие канцлеру лишь путем выборов большинст­вом голосов его преемника и обращения к Президенту с просьбой об отстранении канцлера от должности, а Президент должен удовлетво­рить эту просьбу и назначить избранное лицо (ст. 67) и т.д. В Греции Президент также избирается парламентом (ст. 30); ни один акт Прези­дента (за редким исключением) не имеет силы и не приводится в ис­полнение без контрассигнации соответствующего министра (ст. 35); Президент назначает Премьер-министра и по его предложению назна­чает и увольняет остальных членов правительства и заместителей ми­нистров, Премьер-министром назначается лидер партии, располагаю­щей абсолютным или относительным большинством мест в парламенте (ст. 37); Президент освобождает правительство от его обязанностей, если оно подало в отставку или получило вотум недоверия от парла­мента (ст. 38) и т.д.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т. п.).

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Монархии различают:

В абсолютных монархиях (Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Оман, Саудовская Аравия) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Монарх соединяет функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, верховного судьи, в исламских странах также и духовного лидера. Правительство назначается монархом и выполняет его волю. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Кувейт, Марокко, Непал) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции.

В конституционных монархиях развитых стран институты представительной демократии действуют без ограничений. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Все законы принимает парламент. Правом вето (право на отказ главы государства подписать и ввести в действие законопроект) монархи не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед главой государства, а перед законодательным собранием. Таким образом, реальное управление страной осуществляет правительство, а глава государства выполняет свои функции в тесном согласии с ним. Монарх остается лишь символом нации, воплощающим единство страны. Однако на протяжении своего правления монарх знакомится с важнейшими документами правительства и часто выступает его советником. Прежде чем назначить нового премьер-министра, монарх проводит консультации с лидерами ведущих партий страны. В целом конституционная монархия является вполне жизнеспособной формой правления и обеспечивает стабильность общества.

37. Президентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.

В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.

Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.

В США, которые являются президентской республикой, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, так называемая "система сдержек и противовесов". Законодательное собрание и президент, глава исполнительной власти, государства и правительства, избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Прочная легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту основываются на получении президентом полномочий непосредственно от избирателей. Президент назначает правительство с одобрения законодательного собрания страны (парламента) – Конгресса. Также президент обладает правом выбирать кандидатов на министерские посты, приглашать в состав кабинета независимых специалистов и политиков от оппозиционных партий. Традиционно правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах.

38. Парламентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– зависимость от воли избирателей.

Парламентская республика – форма государства, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом.

В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Вотум (мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой:

– проведение досрочных выборов.

Членами правительства становятся депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Правительство занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Хотя парламент контролирует деятельность правительства, кабинет министров обладает широкой свободой принимать решения. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.

Глава государства в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров формирует лидер партии парламентского большинства. Несмотря на то что конституционные полномочия президента достаточно обширны, все же они сравнительно скромнее полномочий главы государства в президентской республике.

Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.

Полупрезидентская система с исполнительным президентом и отдельным главой правительства, который возглавляет остальную часть исполнительной власти, которая назначается президентом и подотчетна законодательному органу.

Парламентские республики с церемониальным и неисполнительным президентом, где отдельный глава правительства возглавляет исполнительную власть и зависит от доверия законодательной власти

Республики, в которых совмещенный глава государства и правительства избирается законодательным органом или назначается им и может или не может быть объектом доверия парламента

Конституционные монархии с церемониальным и неисполнительным монархом, где отдельный глава правительства возглавляет исполнительную власть

Полуконституционные монархии с церемониальным монархом, но королевская семья по-прежнему обладает значительной исполнительной или законодательной властью

Страны, не соответствующие ни одной из вышеперечисленных систем (например, временное правительство или неясная политическая ситуация)

  • Анархия
  • Свободная ассоциация
  • Без гражданства
  • Абсолютный
  • Конституционный
  • Директорский
  • Законник
  • Парламентский
  • Президентский
  • Полупрезидентский
  • Социалистический
  • Анархизм
  • Колониализм
  • Коммунизм
  • Деспотизм
  • Дистрибьютизм
  • Феодализм
  • Социализм
  • Тоталитаризм
  • Трайбализм
  • Коммуна
  • Город-государство
  • Межправительственная организация
  • национальное правительство
  • Мировое правительство
  • Национализм
  • Интернационализм
  • Глобализм
  • Унитарное состояние
  • Империя
  • Княжество
  • Ассоциированное состояние
  • Зависимая территория
  • Доминион
  • Протекторат
  • Марионеточное государство
  • Марионеточный монарх
  • Состояние спутника
  • Самоуправляющаяся колония
  • Приток государство
  • Состояние буфера
  • Вассальное государство
  • Наместничество
  • Конфедерация
  • Деволюция
  • Федерация
  • Сверхдержава
  • Наднациональный союз
  • Малая мощность
  • Региональная власть
  • Средняя мощность
  • Большая сила
  • Супер сила

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Полномочия
  • 2 Историческое развитие
    • 2.1 Содружество Наций

    В отличие от республик, действующих либо при президентской системе, либо при полупрезидентской системе , глава государства обычно не имеет исполнительных полномочий в отличие от исполнительного президента (некоторые могут иметь `` резервные полномочия '' или немного большее влияние), потому что многие из этих полномочий предоставлены главе правительства (обычно называемой премьер-министром ). [1] [2] [ требуется пояснение ]

    Однако в парламентской республике с главой государства, срок пребывания в должности которого зависит от парламента, глава правительства и глава государства могут образовывать одну должность (как в Ботсване , Маршалловых островах , Науру и Южной Африке ), но президент является по-прежнему избирается во многом так же, как премьер-министр в большинстве Вестминстерских систем . Обычно это означает, что они являются лидерами самой крупной партии или коалиции партий в парламенте.

    В некоторых случаях президент может на законных основаниях иметь исполнительные полномочия, предоставленные ему для осуществления повседневного управления правительством (как в Австрии и Исландии), но по соглашению они либо не используют эти полномочия, либо используют их только для выполнения по совету парламента или главы правительства. Таким образом, некоторые парламентские республики можно рассматривать как следующие полупрезидентской системе, но действующие в рамках парламентской системы.

    Как правило, парламентские республики - это государства, которые ранее были конституционными монархиями с парламентской системой, где должность главы государства предоставлялась монарху. [3]

    После поражения Наполеона III во франко-прусской войне Франция снова стала республикой - Французской Третьей республикой - в 1870 году. Президент Третьей республики имел значительно меньше исполнительных полномочий, чем у двух предыдущих республик. Третья республика просуществовала до вторжения во Францию ​​нацистской Германии в 1940 году. После окончания войны Французская Четвертая республикабыла сформирована аналогичным образом в 1946 году. Четвертая республика пережила эпоху бурного экономического роста во Франции и восстановления национальных социальных институтов и промышленности после войны, и сыграла важную роль в развитии процесса европейской интеграции, который изменил континент навсегда. Были предприняты некоторые попытки усилить исполнительную ветвь власти, чтобы предотвратить нестабильную ситуацию, существовавшую до войны, но нестабильность оставалась, и в Четвертой республике происходили частые смены правительства - за десять лет было 20 правительств. Кроме того, правительство оказалось неспособным принимать эффективные решения относительно деколонизации. В результате распалась Четвертая республика, и то, что некоторые критики сочли де-факто государственным переворотом,впоследствии узаконенный референдумом 5 октября 1958 г.Пятая французская республика в 1959 году.

    Чили стала первой парламентской республикой в Южной Америке после гражданской войны 1891 года. Однако после переворота в 1925 году эта система была заменена президентской . [ оригинальное исследование? ]

    После Лондонской декларации от 29 апреля 1949 года (всего через несколько недель после того, как Ирландия объявила себя республикой и исключила себя из Содружества), республики были приняты в члены Содружества Наций.

    В случае многих республик в Содружестве Наций было обычным для Суверена, ранее представленного генерал-губернатором , быть замененным избранным неисполнительным главой государства. Так было в Южной Африке (которая перестала быть членом Содружества сразу после того, как стала республикой), Мальте , Тринидаде и Тобаго , Индии и Вануату . Во многих из этих примеров последний генерал-губернатор становился первым президентом. Так было со Шри-Ланкой и Пакистаном .

    Другие государства стали парламентскими республиками после обретения независимости.

    Форма правления — это способ устройства верховной государственной власти, выражающий источник происхождения данной власти, ее принадлежность и порядок перехода (передачи) верховной власти от одного правящего субъекта к другому.

    В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.

    В свою очередь монархии подразделяются на два вида: 1) абсолютная (вся полнота власти принадлежит монарху); 2) конституционная (власть монарха ограничивается представительным органом, действующим на основе конституции).

    При республиканской форме правления источником власти является народ. Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).

    ↑ Монархия как форма правления

    Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть формально или фактически принадлежит одному лицу, которое получает эту власть в порядке престолонаследия.

    ↑ Признаки монархии

    Можно выделить следующие признаки монархии:

    • Бессрочность и несменяемость
    • Наследуемость
    • Отсутствие юридической ответственности

    ↑ Виды монархии

    Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть. Правительство формируется

    монархом и несет перед ним ответственность Народ при такой форме правления политически пассивен. (Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.)

    Конституционная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, что фиксируется в конституции, которую монарх не вправе изменить.

    Разновидности конституционной монархии:

    Парламентская монархия – форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть – правительству во главе с премьер-министром, монарх выполняет представительную функцию. Обычно монарх номинально сохраняет определенные полномочия, однако воспользоваться этими полномочиями он может только по инициативе правительства. Обычно этими полномочия монарх пользуется в случае какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания)

    Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть разделяется между правительством, которое формирует монарх и которое несет ответственность перед ним, и парламентом, который избирает народ.

    Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания, Кувейт и др.).

    ↑ Республика как форма правления

    Республика — форма правления, при которой высшие органы власти (в ряде случаев и высшие должностные лица) избираются народом на определенный, ограниченный конституцией срок.

    ↑ Признаки республики

    • Выборность, сменяемость органов власти: население выбирает высшие органы государственной власти на определенный срок;
    • Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь власти выполняет различные функции по управлению государством;
    • Глава государства несет юридическую ответственность в случаях, предусмотренных конституцией.

    ↑ Виды республики

    Парламентская республика - это форма правления, при которой единственный демократический законный институт — парламент, правительство находится в зависимости от парламентского вотума доверия; выборы решают одновременно вопрос о составе парламента и правительства, которое формируется из членов победившей партии или коалиционно; глава правительства входит в нижнюю палату парламента и имеет право ее роспуска; правительство имеет право законодательной инициативы, а в некоторых случаях — право вето на законопроекты; президент избирается прямым народным голосованием либо депутатами парламента и выполняет в основном представительские функции (Германия, Венгрия, Польша и др.).

    Президентская республика - это форма правления, при которой президент — глава исполнительной власти, наделен значительными конституционными полномочиями, президент и парламент избираются отдельно прямым голосованием на определенный срок, поэтому они взаимонезависимы; жесткое конституционно закрепленное разделение властей; президент политически ответственен перед народом, а правительство перед президентом; парламент не имеет права отзыва правительства, но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия; президент, как правило, не вправе распустить парламент (США), но у него есть право вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов; парламент вправе выдвинуть обвинения против президента и начать процедуру импичмента (дело Клинтона).

    Смешанная республика - это форма правления, при которой правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом; глава государства — президент, но он не является главой правительства; президент вправе распускать парламент и объявлять досрочные парламентские выборы в случаях, предусмотренных конституцией; партийная принадлежность президента, премьера и членов парламентского большинства может не совпадать; у президента есть право вето на решения парламента и право законодательной инициативы, кроме того, все законы вступают в силу после подписания их президентом, а его указы и распоряжения также имеют силу закона. У президента и парламента могут быть разные сроки полномочий (Франция). Считается, что в смешанной республике президентская власть более сильная, чем в президентской республике. Современная Россия представляет собой тип смешанной республики.

    В отдельных президентских республиках в условиях преобладающего влияния правящей партии президент, являющийся ее лидером, переизбирается на данный пост неограниченное количество раз и занимает пост фактически пожизненно. Он сосредоточивает в своих руках и государственное, и партийное руководство, использует авторитарные методы властвования. В этом случае республика превращается в суперпрезидентскую.

    Признаки республикВиды республик
    ПрезидентскаяСмешаннаяПарламентская
    Глава государстваПрезидентПрезидентПрезидент
    Глава правительстваПрезидентПремьер-министрПремьер-министр
    Глава государства избираетсяНаселениемНаселениемПарламентским способом
    Правительство формируетсяпрезидентомпрезидентомпарламентом
    Правительство отвечает передпрезидентомпрезидентом и парламентомпарламентом
    Право вето у президентаестьестькак правило, нет
    Право роспуска парламента (одной из палат) у президентанетестьесть

    ↑ Теократическое государство

    К самостоятельной форме правления можно отнести теократическое государство.
    Теократия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.
    В настоящее время имеется два вида теократических государств: теократическая монархия — Ватикан, Саудовская Аравия (отдельные черты теократического государства присущи также султанату Бруней) и теократическая республика — например, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан.

    ↑ Выборная монархия

    Есть и такие формы правления, которые сочетают в себе черты монархии и республики. Глава государства избирается, но из числа лиц, наследующих властные полномочия. Например, Объединенные Арабские Эмираты — федерация, состоящая из эмиратов. Эмиры получают власть в порядке престолонаследия. Каждые пять лет эмиры избирают из своего круга главу государства — президента страны. Аналогичная форма существует в Малайзии. Есть примеры республик, где власть фактически перешла к сыновьям умерших лидеров (КНДР, Сирия, Азербайджан), хотя выборы здесь и имели место, но значительную роль сыграла ментальность населения, видевшего правителя в представителе данного клана (семьи).

    Читайте также: