Перед кем было ответственно правительство пруссии по конституционной хартии 1850 г

Обновлено: 04.05.2024

Необходимость создания единого государства стала особенно очевидна в середине XIX в. в связи с завершением промышленного переворота, переворот начался в Германии задолго до революции в условиях политической раздробленности, при сохранении феодального уклада в значительной части немецкой деревни.

Достижение государственного единства Германии и стало одной из важнейших задач буржуазно-демократической революции 1848 г. Без уничтожения феодальных и полуфеодальных порядков, без окончательного утверждения национального единства не мог в полной мере быть обеспечен капиталистический прогресс - необходимое условие преодоления сравнительно с другими странами европейского континента отставания Германии.

В переменах было заинтересовано подавляющее большинство немецкого народа, которому противостояли крупные и мелкие монархи, опиравшиеся на высшее дворянство, верхушку бюрократии и военщины, отстаивающую свои наследственные и благоприобретенные привилегии.

Основываясь на реалистической оценке соотношения социально-политических сил и настроений в стране, либеральная буржуазия отстаивала идею создания федеральной конституционной монархии с либеральным режимом под эгидой одного из крупнейших германских государств, Пруссии или Австрии. Мелкобуржуазная демократия отвергала гегемонизм Австрии и Пруссии, сосредоточив главное внимание на требованиях неограниченной свободы ассоциаций, вооружения народа, полной свободе слова и печати, уничтожении всех привилегий дворянства, ликвидации феодальных отношений в деревне.

К. Маркс и Ф. Энгельс, принимавшие непосредственное участие в революции, выступали за единую демократическую германскую республику, рожденную в "буре войны и революции".

Апогеем германской революции стало мартовское массовое восстание в столице Пруссии Берлине в 1848 г. Король прусский Фридрих-Вильгельм IV, объявивший еще в 1847 г. о созыве объединенного ландтага, стремясь погасить революцию, подписал в марте 1848 г. серию указов, идущих навстречу ее демократическим требованиям. Им была признана необходимость конституционной монархии, создано новое либеральное правительство, провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др.

Последующий разгром революции привел к отказу от многих демократических обещаний. Ландтаг был разогнан, распущены демократические клубы, запрещены собрания и митинги, разоружено гражданское ополчение и пр.

Несмотря на тяжелое поражение демократических сил, революция не прошла бесследно. Во всех сферах общественной жизни Германии, и прежде всего, Пруссии: в экономической, социальной, идеологической, политической, - про=изошли серьезные изменения. Предприниматели могли отныне пользоваться относительно либеральными законами о концессиях, о горной промышленности, особенно при создании акционерных обществ. В 1850 г. вышли законы о выкупе крестьянами земли, которые либо отменяли еще не отмененные феодальные повинности, либо переводили их в категорию капиталистической ренты, и пр.

В Пруссии в 1850 г. была принята Конституция, позволившая в последующие годы создать первые буржуазные оппозиционные партии, использовать ландтаг в качестве публичной трибуны открытой критики правительственной политики. Не случайно прусское правительство в 1851 г. приняло Закон об осадном положении, на основании которого король получил право вводить в стране режим военного правления, если внутренняя или внешнеполитическая обстановка создавали угрозу существующим в стране порядкам.

Прусская Конституция 1850 г. Как дань революции в Конституции Пруссии также декларируются права и свободы, перечень которых был более обширным, чем в прежних конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность личной собственности, жилища, свободы слова (с запрещением цензуры), собраний, союзов (сопровождаемые ссылками на необходимость "соблюдения общественной безопасности" и возможность их временного запрещения) и пр. Подробная регламентация всех этих прав и свобод должна была быть осуществлена текущим законодательством, которое так и осталось неразработанным.

Эти пробелы заполнялись впоследствии правительственными распоряжениями.

Значительное место в конституции традиционно было уделено развитию школьного образования. Провозглашалась свобода "науки и преподавания", бесплатное обучение в публичных начальных школах. Государство при этом гарантировало выделение необходимых средств для их содержания. Предоставлялось также право учреждать частные школы и руководить ими всем лицам, могущим доказать "нравственную, научную и техническую способность" к этому. Вместе с тем Конституция предписывала строгий государственный надзор за школами с целью пресечения всякого вольнодумства. Учителя публичных школ наделялись правами и обязанностями государственных чиновников со всеми вытекающими из этого последствиями (ст. 23).

Политика прусского правительства в сфере образования преследовала цели создания эффективно действующего бюрократического аппарата и грамотной современной армии. Ее преимущества и проявились в войне с Австрией 1866 г., в которой по признанию многих историков "победил грамотный прусский солдат".

Армии в Конституции 1850 г. уделялось особое внимание. Высшее командование ею принадлежало королю (ст. 46). В ст. 34-39 закреплялась всеобщая воинская повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, использовать армию для подавления внутренних беспорядков, издавать постановления о воинской дисциплине. Было постановлено также, что статьи Конституции, посвященные основным правам и свободам, будут применяться в войсках лишь настолько, насколько они "не противоречат военным законам и требованиям военной дисциплины" (ст. 39). Более детальное рассмотрение многочисленных армейских запретов, вместе с уставами и пр., должно было стать предметом особых законов и правительственных распоряжений. Так как они были к тому времени уже педантично разработаны текущим законодательством и правительственными распоряжениями Пруссии, их впоследствии фактически без изменений ввели в право Германской империи.

Последующие титулы (III-VI) Конституции посвящены высшим органам государственной власти, схема которых, компетенция и взаимоотношения мало чем отличались от соответствующих разделов других октроированных германских хартий.

Личность короля также провозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства, и прежде всего министра-президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые договоры, возлагающие обязательства государства на частных лиц, подлежали одобрению палат). По этой же схеме определялись отношения короля и палат в сфере законодательства, исходящей из формулы "законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами" (ст. 62). Предусматривалось и право короля на издание особых распоряжений (под ответственность государственного министерства), "когда этого требовало сохранение общественной безопасности или устранение необычных бедствий, если палаты не заседали" (ст. 63). Королю вверялся контроль над двухпалатным ландтагом, в том числе право его досрочного роспуска, с оговорками, что выборы в новый ландтаг должны быть проведены в 60-дневный срок, а созыв палат - в 90-дневный срок.

Конституция же Пруссии формально предусматривала строгую государственную финансово-налоговую дисциплину, требовала ежегодного утверждения законом бюджета (ст. 99), взимания налогов, податей, займов только на основании законов (ст. 100, 103), обязательного одобрения палатами всех расходов сверх установленных бюджетом, отчета правительства по использованию бюджетных средств (ст. 104), пересмотра и уничтожения всех привилегий в области налогов (ст. 101) и пр. Эти статьи, принципиально отличающиеся от соответствующих статей баденской Конституции, свидетельствовали о более высоком уровне конституционной разработки одного из важнейших требований всех буржуазных революций.

Специфические черты прусской Конституции 1850 г. нашли отражение и в особых способах формирования нижней палаты ландтага. Согласно указу короля 1849 г., перенесенному впоследствии в Конституцию 1850 г., все избиратели нижней палаты (верхняя "палата господ" формировалась королем) делились на три курии (разряда) по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов. Каждый разряд в целом платил третью часть общей суммы налогов и выбирал третью часть выборщиков (ст. 71), которые в свою очередь и выбирали депутатов.

Это позволяло имущим, "самостоятельным лицам", то есть тем "кто не был ограничен в распоряжении своим имуществом, не был душевнобольным, расточителем или находящимся под арестом", или 3% населения Пруссии, избирать такое же число выборщиков, как и 70% избирателей третьей курии. Несмотря на массовое движение за отмену этой избирательной системы, особенно в начале XX в., она продолжала существовать в Пруссии до Ноябрьской революции 1918 г.

Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и государственными чиновникам и присяги верности и повиновения королю и Конституции (ст. 108). Ни король, ни армия не присягали в соблюдении конституции.

Учредительный рейхстаг Пруссии, избранный в 1849 г., представил Фридриху-Вильгельму IV проект конституции, который вызвал у короля резко негатив-ную реакцию. Было решено созвать новое Учредительное собрание, избираемое по куриальной схеме, обеспечивающей преобладание в Собрании верноподданического большинства (из 350 депутатов 250 оказались чиновниками).

Провозглашенные в титуле II конституции права подданных (равенство всех перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, право всех подданных на занятие государственных должностей, неприкосновенность личности и жилища, неотчуждаемость собственности, свобода слова, печати, собраний, запрещение цензуры, гарантии прав личности перед следствием и судом и др.), отличавшиеся достаточно высокой степенью либерализма, фактически лишь декларировались, но не имели никаких правовых гарантий и потому на практике далеко не всегда могли быть реализованы. Конкретная и подробная разработка этих провозглашенных в конституции принципов должна была осуществляться текущим законодательством, однако такая работа так и не была проведена до конца. Кроме того, в случае войны или восстания допускалась временная приостановка действия статей о правах и свободах подданных, а правительство получало право использовать армию для восстановления порядка. Характерно также, что конституция предусматривала принесение присяги депутатов парламента и гражданских чиновников на верность королю и конституции, тогда как ни король, ни армия не присягали соблюдать конституцию и законы (ст.

Определенный либерализм конституции просматривался и в постановке проблем школьного образования. Преподавание в начальных школах было всеобщим и бесплатным — соответствующие финансовые расходы брало на себя государство. Разрешалось создание частных школ при условии соответствия их программ требованиям нравственности. Провозглашая свободу науки и образования, конституция вместе с тем предусматривала установление строгого государственного контроля над общей направленностью учебно-воспитательного процесса, исключающего какие-либо проявления нигилизма и вольнодумства.

Центральные разделы конституции были посвящены организации системы высших государственных органов, их компетенции и соотношения между собою.

Личность короля провозглашалась неприкосновенной (ст. 43); принцип священности королевской власти, характерный для предшествующих государственно-правовых установлений, в конституции 1850 г. был опущен. Прерогативы короля, очерченные в титуле III конституции, наделяли его широкими полномочиями во всех сферах государственной власти и управления. Король обладал законодательной инициативой, правом абсолютного вето на решения двухпалатного парламента (ландтага). Король мог досрочно распустить парламент; при этом устанавливалось, что новый состав парламента должен быть избран в течение 60 дней и обязан собраться на сессию не более чем через 90 дней после роспуска парламента предыдущего созыва. Король формировал систему ис-полнительных органов и возглавлял их деятельность, осуществлял верховное главнокомандование, обладал правом объявления войны, заключения мира и международных договоров, назначал на пожизненную должность судейских чиновников.

Принятые в период между заседаниями ландтага королевские акты подлежали утверждению на ближайшей сессии парламента, и если хотя бы одна из палат не соглашалась с ними, они теряли силу; однако то действие, которое они уже успели оказать, не могло быть изглажено.

Роль ландтага, сводившаяся к обсуждению правительственных законопроектов, была наиболее значительной в финансовой сфере. Ландтаг ежегодно утверждал государственный бюджет, строго следил за соответствием налогов, займов, податей и других платежей существующему законодательству, контролировал все внебюджетные расходы правительства. По своей структуре ландтаг являлся двухпалатным. Его верхняя палата (палата господ), составляемая из совершеннолетних потомков князей, принцев крови, представителей городов, союзов крупных землевладельцев и университетов, назначалась королем наследственно или пожизненно. Избрание депутатов нижней палаты (палаты депутатов) осуществлялось на основе такой запутанной и такой искусственно построенной системы, которая не имела аналогий ни в каких других ранее существовавших конституциях.

Согласно этой системе (ст. 71) избирателем являлся каждый самостоятельный пруссак, достигший 25-летнего возраста, не лишенный гражданских прав по судебному приговору и не получавший пособие по бедности; ценз оседлости для избирателей определялся в 6 месяцев. Вся эта масса избирателей разделя-лась на три курии в соответствии с размерами выплачиваемых налогов. В первую курию были включены наиболее богатые избиратели (крупные землевладельцы и капиталисты), выплачивавшие в совокупности одну треть общей суммы государственных налогов. Во вторую курию входили менее состоятельные собственники, также выплачивавшие в совокупности одну треть налоговых сумм. Наконец, третья курия объединяла всех мелких налогоплательщиков, налоги от которых составляли последнюю треть налоговых бюджетньгх поступлений. Вследствие этого количество избирателей, отнесенных к той или иной курии, оказывалось далеко не одинаковым: в первой курии состояло 4,43 % от общего количества всех избирателей, во второй — 15,76 %, в третьей — 79,81 %, и, таким образом, один голос избирателя первой курии приравнивался к 3 голосам второй курии и к 18 голосам третьей.

Данная избирательная система обеспечивала в нижней палате парламента подавляющее большинство депутатов, представ-ляющих крупных землевладельцев и капиталистов. Но даже такая весьма консервативная по своему составу палата депутатов находилась под контролем еще более реакционной палаты господ, а королю, как уже было сказано ранее, принадлежало право вето на решения ландтага.

Правительство, возглавляемое министром-президентом (канцлером), не было подотчетно ландтагу, а полностью контролировалось королем, имевшим право назначения и отзыва министров. Палаты могли только возбудить обвинение против министров в нарушении конституции, измене или подкупе — дела по таким обвинениям рассматривал Верховный суд. Следовательно, принцип парламентской ответственности министров фактически полностью отсутствовал.

Значительное внимание в конституции было уделено вооруженным силам. Конституция закрепляла всеобщую воинскую повинность, не существовавшую тогда ни в одном другом германском государстве. Как уже было отмечено ранее, верховное командование вооруженными силами принадлежало королю. В случае войны король наделялся правом созыва народного ополчения. В случае серьезного нарушения общественного порядка армия могла быть использована для подавления антиобщественных проявлений. Основные права и свободы подданных, провозглашенные в конституции, распространялись на армию со значительными изъятиями.

Многочисленные регламенты и установления, которые регламентировали армейскую жизнь до принятия конституции, продолжали действовать и после ее октроирования. Впоследствии, после объединения Германии, принципы организации вооруженных сил Пруссии были без каких-либо существенных корректировок распространены на армейскую систему всей империи.

Таким образом, прусская конституция 1850 г. знаменовала собой фактическое сохранение в стране многих элементов абсолютистского режима, которые не смогла ликвидировать революция 1848 г. Вместе с тем анализируемый документ закладывал конституционные основы оформления парламентской оппозиции в лице политических партий, получавших возможность легальной конкуренции с исполнительной властью. Авторы конституции, фактически сохранив в неприкосновенности все прерогативы королевской власти, одновременно смогли удовлетворить некоторые требования тогдашнего германского либерализма. Прусская модель конституционного законодательства явилась образцом для других германских государств в период, последовавший за поражением революции 1848 г., до событий, приведших к объединению Германии. Теория и практика прусского кон-ституционного строительства (в частности, идея сильной правительственной власти монарха, а также принцип подчиненного положения народного представительства) оказали самое непосредственное воздействие на позднейшее имперское законодательство. Что же касается самой Пруссии, то конституция 1850 г. продемонстрировала свою значительную стабильность: она действовала здесь (с незначительными поправками) вплоть до Ноябрьской революции 1918 г.

Революционные события 1848 г. привели тем не менее к значительным переменам в конституционном строе многих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантированными правами народных представительств, в нескольких прежних конституции обновлены в сторону их либерализации. Одним из важных итогов было установление конституционной монархии в Пруссии;

В разгар революционных волнений марта 1848 г. прусский король гарантировал созыв нового ландтага, которому будет поручено выработать своего рода учредительные законы. Созванный 2 апреля ландтаг утвердил несколько основополагающих актов. Важнейшим был избирательный закон 8 апреля 1848 г. Согласно ему вводилось всеобщее мужское избирательное право (активное – с 24 лет, пассивное – с 30 лет). Будущее представительное собрание помимо выработки конституции получало право рассмотрения государственных налогов. Ландтаг признал гражданское равноправие, свободы союзов и собраний.

Конституция 5 декабря 1848 г. оказалась недолговечной. Конец революции и перемены правительственного курса в Пруссии привели к значительным ее изменениям. В итоге 31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, которая стала действующим основным законом Прусского королевства.

Хартия 1850 года установила в Пруссии строй конституционной монархии с выборным народным представительством. Однако главенствующей государственной силой была признана традиционная монархия.

Король был не только главой государства. Ему принадлежали значительные законодательные, административные и судебные полномочия, опиравшиеся в том числе на исключительные прерогативы короны. Король сохранил за собой ничем не ограниченное право объявления войны, заключения мира и договоров с иностранными государствами. Только торговые договоры должны были получать одобрение народного представительства. Ему принадлежало командование и управление армией и флотом, включая назначение на все должности. В сфере законодательства король обладал правом законодательной инициативы и, главное, правом абсолютного вето на решения парламента.

Представительный орган (ландтаг) получал право законодательной инициативы и принятия законов (которые затем утверждались королем). Ландтаг состоял из двух палат. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной службе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Созывались и распускались палаты королем. Ему же депутаты приносили присягу на верность.

Конституция формально ликвидировала старый сословный строй, провозгласив равенство перед законом и отмену привилегий. Особым разделом конституции были гарантированы свободы личности и религии, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности и ее неотчуждаемость. Граждане подлежали только обычному суду, наказания могли налагаться только на основании закона; упразднялся институт гражданской смерти, а также конфискация имущества. Наука и обучение ей провозглашались свободными. Декларировались свободы мнений, печати, невооруженных собраний, организации обществ и подачи петиций. Устанавливалась всеобщая , воинская обязанность.

Конституция, однако, предусмотрела возможность приостановления действия постановлений о гражданских правах и свободах в случае войны или угроз общественному порядку. Это подзаконное понимание гражданских прав стало в дальнейшем одной из особенностей германского конституционализма.

Сложившаяся в германских государствах за первую половину XIX в. конституционная монархия сформировала свой особый тип конституционализма с сильной правительственной властью монарха и подчиненным положением народного представительства. Этот тип конституционной монархии формировался не столько вследствие революций, сколько как компромисс и реакция на нее. Несмотря на свои германские корни, такая форма конституционной монархии получила большое распространение в Европе в XIX в. и затем в мире.

Первые две курии составляют крупные Налогоплательщики. В последнюю зачисляются все остальные избиратели. Каждая курия выбирает одинаковое число выборщиков.

Таким образом, две первые курии – в численном отношении незначительная кучка – избирали две трети выборщиков. На долю последней, многомиллионной курии оставалась всего одна треть.

Выборы дали нужный правительству результат; из 350 членов Собрания 250 были чиновниками. Новая прусская конституция (1850 г.) стала, как и следовало ожидать, конституцией торжествующей контрреволюции. Уступки, сделанные буржуазии, были ничтожными.

Конституция 1850 г. создавала две палаты с законодательной властью. Нижняя из палат была выборной, верхняя составилась (по королевскому указу 1854 г.) из принцев крови, князей, а также из других назначенных короной пэров (ст. 62–68).

В 1852 г. прусский двор надумал превратить ее в полностью назначаемую – пожизненно или наследственно. По требованию короля Бисмарк, как министр, отстаивал этот план и добился его принятия (1853 г.).

Помимо абсолютного вето на постановления палат, конституция предоставляла прусскому королю законодательную инициативу. Он оставался непререкаемым главой исполнительной власти. Королю не возбранялось столько раз распускать парламент (ландтаг), сколько он сочтет нужным и когда он сочтет нужным.

Министры правительства не были подотчетны ландтагу, вотум недоверия был им не страшен. Они не знали, что такое коллективная ответственность. Их действительным главой являлся король, он их назначал и смещал (ст. 44).

Конституция 1850 г. не лишена некоторых деклараций насчет равенства граждан перед законом, свободы слова, собраний, союзов, неприкосновенности личности. Вместе с тем было сделано все для того, чтобы эти свободы оставались мнимыми.

Право на свободу собираться, например, была ограничено и обставлено условием: только в закрытом помещении (ст. 29). За этим странным требованием скрывалась простая хитрость: помешать тем, у кого недостает денег на то, чтобы нанять помещение. В отмену старого закона, согласно которому никакое учебное заведение не могло быть открыто без разрешения правительства, конституция провозгласила свободу обучения.

Обшитая парламентскими формами, прусская конституция оставалась по своему содержанию конституцией абсолютной монархии.

Таким образом, король, представлявший собою центральную власть в государстве и поддерживаемый многочисленным классом правительственных чиновников, гражданских и военных, имевший к тому же в своем распоряжении армию, мог держать в подчинении буржуазию с помощью дворянства, а дворянство – с помощью буржуазии, угождая интересам то одного, то другого класса и уравновешивая по возможности влияние обоих.

Вопрос 48. Объединение Германии и образование Австро-Венгрии

Всеобщая воинская повинность (введенная в Пруссии еще в самом начале XIX в.) и огромные траты на армию делали Пруссию единственным серьезным конкурентом Австрии в Германском союзе.

Конфликт между Австрией и Пруссией решился в войне 1866 г., затеянной из-за герцогства Гольштейн. В битве при Садовой (1866 г.) австрийская армия была разгромлена. С этого времени надежды германской буржуазии на воссоединение страны в единое государство стали связываться с Пруссией и ее правительством.

Объединение Германии было необходимым условием ее буржуазного развития. Объединение это могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 г. Революционный путь объединения должен был привести к возникновению великогерманской республики. Но он не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссиявзялась за объединение по-своему, контрреволюционно, стремясь, возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы.

За пределами Союза оставались южногерманские государства. На пути к их насильственному объединению в рамках единой империи стояла Франция: появление большого и сильного государства у самых ее границ было для Франциинеприемлемым.

Разгромив Францию, Пруссия лишила южногерманские государства свободы выбора. Волей-неволей они должны были заявить о согласии войти в состав единой Германской империи. В 1871 г. Германская империя получила конституцию.

Вышвырнутая из Германии, ослабленная в политическом и военном отношении Австрия оставалась тем не менее крупнейшим европейским государством.

Революция 1848 г. захватила и Австрию. Она отмечена многодневными боями в Вене, восстанием в Праге, освободительным движением в Венгрии. Революция смела. Меттерниха и привела к власти Учредительное собрание.

Между тем все более обнаруживались экономическая и военная слабость Австрии, объясняемая ее политическим и социальным строем. Энгельс называет Австрию слабой, нищей, истощенной страной. В 1850 г. она потерпела поражение в войне с итальянским объединительным движением и потеряла Ломбардию. В 1866 г. она была бита Пруссией.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: