Самооценка и уровень притязаний как фактор притязаний

Обновлено: 17.05.2024

Уровень притязаний – это стремление человека к достижению тех целей, которые он, на его взгляд, может достичь. Говоря простыми словами, это набор амбиций. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой и самоуверенностью человека. А также он зависит от того, насколько человек знает, принимает и понимает себя. Теперь разберем подробнее, что такое уровень притязаний, как его определяют в психологии и каким он бывает.

Что такое уровень притязаний

Курт Левин

  • предшествующее достижение – это опыт, результат предыдущего действия;
  • выбор цели, или определение уровня притязаний – это размышления о том, какую цель можно поставить перед собой на основе предыдущего опыта;
  • результат – сравнение уровня ожиданий (поставленной цели) и реального результата, итог может превзойти цель, не дотянуть до нее или совпасть с ней;
  • реакция на результат – при успехе человек поднимает свой уровень притязаний, при неуспехе опускает его.

На практике реакций на результат может быть больше. Например, некоторые люди с заниженной самооценкой даже после успеха, положительной разницей между целью и результатом, продолжают выдвигать заниженные ожидания к себе. А бывает, что после поражения человек ставит перед собой ту же или более высокую цель и делает все возможное, чтобы в этот раз задуманное получилось. Такая разница в поведении связана не только с самооценкой, но и с темпераментом, характером человека.

Таким образом, можно сказать, что уровень притязаний – это в психологии система ожиданий человека относительно самого себя при выполнении какого-либо дела.

В чем он проявляется

В чем проявляется уровень притязаний? В степени трудности задач, которые человек ставит перед собой. Чем больше у человека амбиций, тем сложнее задания он выбирает.

Однако способности и уровень притязаний – это не одно и то же. Не всегда последнее соответствует реальным способностям личности. Когда и почему такое случается? Например, когда человек привык хорошо жить за чужой счет, не привык работать, самостоятельно решать проблемы и справляться с трудностями. У него не хватает навыков и знаний.

Нередко завышенный уровень притязаний формируется у детей из богатых семей, в которых родители давали ребенку все готовое, ничего от него не требовали, баловали. Ребенок вырастает, его потребности остаются теми же, но сам он их удовлетворить не может. Если родители перестанут помогать, то человека ждет разочарование, провалы, переживания.

Таким образом, амбиции отражаются в тех благах, которые человек хочет получить от жизни. Это его запросы относительно профессионального становления, обучения, условий жизни, личной жизни и т.д.

Разновидности уровней притязаний

музыкант играет на гитаре

В психологии принято выделять два вида уровня притязаний: адекватный и неадекватный. Последний, в свою очередь, бывает двух типов: высокий и низкий. Разберем их подробнее:

  1. Завышенный уровень притязаний. Возникает на фоне завышенной самооценки и неадекватной Я-концепции (неадекватного самосознания). Пример завышенного уровня притязаний: участники музыкального шоу, которые уверены, что пройдут кастинг, да и вообще претендуют на победу, но по факту только смешат судей и зрителей, потому что совершенно не умеют петь.
  2. Заниженный уровень притязаний. Формируется у людей с комплексом неполноценности, страхами, непроработанными травмами. Например, музыкант, у которого получается виртуозно играть на гитаре, которого периодически приглашают выступить в каком-нибудь клубе, баре и которому друзья, родственники постоянно говорят о том, что ему нужно продвигать себя, не решается пойти на кастинг популярной группы, которая как раз ищет гитариста.

Особенности личности с завышенным или заниженным уровнем притязаний (завышенной или заниженной самооценкой):

  • выбирает слишком сложные или слишком простые цели;
  • избегает конкуренции, соревнований;
  • много тревожится и постоянно пребывает в напряжении;
  • часто ошибается в прогнозах относительно своей деятельности (в худшую или в лучшую сторону соответственно);
  • отказывается анализировать свои действия и результат.

Адекватный уровень притязаний – это стремление человека достигать тех целей, которые реально соответствуют его способностям, возможностям, знаниям, умениям, навыкам. Как правило, они чуть выше того, что уже покорилось человеку. Личности с адекватным уровнем притязаний отличаются уверенностью в себе, целеустремленностью, настойчивостью, адекватной самотребовательностью и самокритичностью, высокой продуктивностью.

Пример адекватного уровня притязаний: музыкант хорошо играет и знает это, он уже побеждал на некоторых конкурсах, его часто просят сыграть для души, периодически он за деньги выступает на корпоративах. Он видит объявление о кастинге в популярную группу и решает попробовать свои силы.

Кроме этого, в психологии принято выделять общий и частный тип притязаний. Общий – это амбиции человека в жизни в целом. Частный – это амбиции в одной сфере, например, на работе, в спорте, музыке или чем-то еще. То есть в первом случае речь идет об оценке человеком себя в целом как личности, а во втором – об оценке своих отдельных способностей, качеств, навыков и т.д.

Интересно! По уровню притязаний можно судить о самооценке человека и наоборот. Ставит завышенные, нереалистичные для себя цели – самооценка завышена. Выдвигает заниженные требования – самооценка заниженная.

Что характеризует уровень притязаний человека

Уровень притязаний формируется в процессе деятельности, решения задач и анализа конечного результата. Он характеризуется выбором задач, которые человек ставит перед собой.

Проще говоря, если человеку удается успешно решить какую-то задачу, то в следующий раз он поставит перед собой более сложную цель, то есть его уровень притязаний вырастет. Если же результат деятельности не устроит человека, то он снижает амбиции и в следующий раз берется за что-то более простое. Или же в случае провала человек пробует еще раз решить ту же задачу, но параллельно разбирает причины неудачи и делает работу над ошибками. Большинство людей после неудачи берется за более простые задачи. Эту особенность К. Левин доказал экспериментально.

Как определить свой уровень притязаний

методика Шварцландера

Чтобы определить свой уровень притязаний, можно воспользоваться одной из методик для самодиагностики. Например, обратиться к опроснику В. Гербачевского или воспользоваться методикой Шварцландера. Предлагаю разобрать подробнее последнюю технику.

  1. Испытуемому предлагают предположить, сколько плюсиков он успеет поставить за 10 секунд.
  2. Затем ему выдается бланк, ведущий засекает время, а потом останавливает процесс.
  3. Сравнивается предположительное количество знаков (УП – уровень притязаний) и реальное количество проставленных символов (УД – уровень достижений). Данные заносятся в тот же бланк, где испытуемый ставил плюсы (смотрите таблицу после инструкции).
  4. Еще 3 раза испытуемому предлагают оценить свой результат и предположить, сколько знаков он успеет поставить, а затем засекают время. То есть всего эксперимент повторяется 4 раза. При этом 1, 2 и 4 эксперимент длятся по 10 секунд, а третий – 8 секунд.
  5. Затем считается общий балл уровня притязаний по формуле:

формула уровня притязаний

Образец заполнения бланка:


Размер таблицы – 10х3 см, размер одного квадратика – 1х1 см. Это важно. Рекомендуется проводить эксперимент, используя именно распечатанные варианты бланков.

Трактовка результатов диагностики:

  • от 5 баллов и больше – очень высокий уровень притязаний;
  • от 3 до 4,9 баллов – высокий уровень притязаний;
  • от 1 до 2,99 – адекватный уровень притязаний;
  • от -1,49 до 0,99 баллов – низкий уровень притязаний;
  • от – 1,5 и меньше – очень низкий уровень притязаний.

Если вы считаете, что результатов самодиагностики не достаточно, сомневаетесь в них или не знаете, что делать дальше в случае выявления неадекватного уровня притязаний, то рекомендую обратиться к психологу. Одного сеанса будет достаточно для того, чтобы специалист помог вам определить актуальный уровень амбиций и наметить план работы. В случае с травмами, блоками и другими психологическими проблемами понадобится несколько сеансов. План работы определяется индивидуально.

Примеры

Чтобы лучше понять, что такое уровень притязаний личности, приведем примеры каждого из трех видов.

Примеры адекватного уровня притязаний:

отказ на собеседовании

Примеры завышенного уровня притязаний:

Примеры заниженного уровня притязаний:

Важно! По уровню притязаний можно судить о том, что человек считает возможным и достойным для себя, насколько он ценит и уважает себя.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое уровень притязаний личности и каким он бывает. Почему важно изучать эту тему и работать над своим уровнем притязаний? Потому что от него зависит успех в жизни. Чтобы состояться в профессии, построить личную жизнь, стать счастливым, нужно иметь адекватную самооценку и адекватные амбиции. При завышенных элементах человека ждут бесконечные провалы, разочарования, конфликты. При низких амбициях и заниженной самооценке человек оказывается заложником синдромов отложенной жизни и самозванца или других неприятных и опасных психических состояний.

Может ли измениться уровень притязаний во взрослой жизни? Да. Он может меняться в зависимости от событий в жизни человека, его стрессоустойчивости, общего физического и психического состояния. А также над уровнем притязаний можно работать целенаправленно, осознанно. Если вы понимаете, что у вас он занижен или завышен, то прямо сейчас начните разбираться в причинах и разрабатывать индивидуальный план коррекции.

самооценка личности фото

Самооценка личности, являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка - это оценивание личности самого себя.

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни. Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми. Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

- регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

- защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

- развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь - это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Уровни самооценки личности

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Читайте также: