Педагог осуществляет инновационную деятельность если тест по педагогике

Обновлено: 04.07.2024

24. Сознательно планируемый идеальный образ результата обучения – это:

а) метод обучения;
б) цель обучения;
в) способ обучения;
г) форма обучения.

25. Непрерывное образование как педагогическая система – это:

а) обеспечение обучения (повышение квалификации, переобучение, повышение образовательного уровня) занятых в государственном секторе экономики; решение проблемы адаптации определенной части населения к изменяющимся условиям; обеспечение использования гражданами свободного времени, предоставление возможности посещения занятий по интересующим их специальностям и направлениям;
б) совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости;
в) общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.

26. Целями непрерывного обучения являются:

а) обеспечение обучения (повышения квалификации, переобучения, повышение образовательного уровня) занятых в государственном секторе экономики; решение проблемы адаптации определенной части населения к изменяющимся условиям; обеспечение использования гражданами свободного времени, предоставление возможности посещения занятий по интересующим их специальностям и направлениям;
б) совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости;
в) общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.

27. Системообразующим фактором непрерывного образования является:

а) обеспечение обучения (повышения квалификации, переобучения, повышение образовательного уровня) занятых в государственном секторе экономики; решение проблемы адаптации определенной части населения к изменяющимся условиям; обеспечение использования гражданами свободного времени, предоставление возможности посещения занятий по интересующим их специальностям и направлениям;
б) совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости;
в) общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.

28. Основной целью современной системы образования является:

а) коррекция недостатков развития личности;
б) развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность;
в) помощь семье в воспитании;
г) формирование умения и желания учиться.

29. Общая цель воспитания и обучения состоит в:

а) передаче обучающимся необходимых знаний умений и навыков;
б) формировании гармоничной личности, способной самостоятельно включиться в социальные отношения;
в) гармоничном сочетании в человеке интеллектуального и физического;
г) практическом воспитании и формировании трудовых навыков.

30.В основе разрабатываемых современной педагогикой целейобразования и воспитания лежат следующие факторы:

а) общечеловеческие ценности;
б) развлечение обучаемых вместо воспитания;
в) стремление сделать обучаемых послушными марионетками;
г) идеология, политика государства.

31.Цели обучения определяются:

а) средствами обучения;
б) потребностями и возможностями общества;
в) индивидуальными особенностями обучающихся;
г) мастерством педагога.

32.Педагог при определении цели образовательной деятельности должен в первую очередь ориентироваться на:

а) собственные взгляды и жизненный опыт;
б) государственный образовательный стандарт;
в) пожелания родителей;
г) потребности обучаемых.

33.Государственный образовательный стандарт законодательно закрепляет:

а) цели образования;
б) средства образования;
в) условия образования;
г) приемы обучения.

34. Нормативногосударственные цели как вид педагогических целей – это:

а) цели разных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке;
б) наиболее общие цели, описываемые в правовых документах, в государственном образовательном стандарте;
в) непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогамипрактиками, обусловленные общественной потребностью в постоянном развитии личности.

35. Общественные цели как вид педагогических целей – это:

а) цели разных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке;
б) наиболее общие цели, описываемые в правовых документах, в государственном образовательном стандарте;
в) непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогамипрактиками, обусловленные общественной потребностью в постоянном развитии личности.

36. Инициативные цели педагога как вид педагогических целей – это:

а) цели разных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке;
б) наиболее общие цели, описываемые в правовых документах, в государственном образовательном стандарте;
в) непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогамипрактиками, обусловленные общественной потребностью в постоянном развитии личности.

37. В профессиональнообразовательном процессе целевым ориентиром выступает:

а) уровень сформированности знаний, умений и навыков у выпускника;
б) модель специалиста;
в) профессиональная квалификация;
г) подготовка специалиста.

38. Модель специалиста – это:

а) выпускник высшего учебного заведения;
б) уровень профессиональной квалификации;
в) требования к профессиональной компетентности специалиста со стороны государства, общества и работодателей;
г) студент образовательного учреждения.

39. Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы процесса обучения, называется:

а) теория воспитания;
б) управление образовательными системами;
в) дидактика;
г) педагогическая технология.

40. Двусторонний характер, совместная деятельность преподавателей и студентов, руководство со стороны преподавателя– характерны для:

а) общения;
б) методов обучения;
в) результатов обучения;
г) обучения.

41. Методы обучения:

а) целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, в ходе которого осуществляются обучение и развитие;
б) область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения;
в) способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов по овладению знаниями, умениями, навыками, формированию компетенций, воспитанию в процессе обучения;
г) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека.

42. Развитие – это:

а) целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, в ходе которого осуществляются обучение и развитие;
б) область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения:
в) способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов по овладению знаниями, умениями, навыками, формированию компетенций, воспитанию в процессе обучения;
г) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека.

43. Процесс обучения – это:

а) целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, в ходе которого осуществляются обучение и развитие;
б) область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения;
в) способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов по овладению знаниями, умениями, навыками, формированию компетенций, воспитанию в процессе обучения;
г) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека.

44. Дидактика – это:

а) целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, в ходе которого осуществляются обучение и развитие;
б) область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения;
в) способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов по овладению знаниями, умениями, навыками, формированию компетенций, воспитанию в процессе обучения;
г) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека.

45. Форма обучения – это:

а) способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов по овладению знаниями, умениями, навыками, формированию компетенций, воспитанию в процессе обучения;
б) целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, в ходе которого осуществляется обучение и развитие;
в) специальная конструкция самого процесса, коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся под руководством педагога;
г) область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

46. Движущими силами процесса обучения является (ются):

а) противоречия, возникающие в ходе обучения;
б) закономерности и принципы его построения;
в) образовательная активность обучаемых;
г) профессионализм педагога.

47. Основное противоречие процесса обучения между выдвигаемыми познавательными и практическими задачами на занятиях и уровнем знаний, умений и навыков студентов, их интеллектуальным развитием является:

а) барьером развития личности;
б) препятствием для установления субъективных отношений между обучающими и обучаемыми;
в) движущей силой процесса обучения;
г) особенностью образовательной системы России.

48. Специальная направленность обучения на развитие личности студентов составляет_____________ функцию обучения:

а) социальную;
б) специальную;
в) образовательную;
г) развивающую.

49. Целью объяснительноиллюстративного обучения является:

а) развитие индивидуальности и личностных качеств;
б) формирование познавательной самостоятельности;
в) формирование знаний.

50. Целью проблемного обучения является:

а) развитие индивидуальности и личностных качеств;
б) формирование познавательной самостоятельности;
в) формирование знаний.

51. Целью развивающего обучения является:

а) развитие индивидуальности и личностных качеств;
б) формирование познавательной самостоятельности;
в) формирование знаний.

52. Дидактика изучает:

а) основы профессиональной подготовки;
б) управление образовательными системами;
в) теорию обучения;
г) теорию воспитания.

53. Требования, предъявляемые при выборе и достижении целей процесса обучения, включают (выберите не менее двух вариантов ответа):

а) должна быть одна комплексная цель, предполагающая достижение в единстве целей обучения, воспитания и развития;
б) формулировки целей должны быть конкретными;
в) цели всегда должны быть недостижимыми;
г) выбор целей должен быть своевременным;

24 – б; 25 – б; 26 – а; 27 – в; 28 – б; 29 – б; 30 – а; 31 – б; 32 – б; 33 – а; 34 – б; 35 – а; 36 – в; 37 – б; 38 – в; 39 – в; 40 – г; 41 – в; 42 – г; 43 – а; 44 – б; 45 – б; 46 – г; 47 – а; 48 – г; 49 – в; 50 – б; 51 – а; 52 – в; 53 – а, б.

Инновационная деятельность педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить учебно-воспитательную работу в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого педагога к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное. В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности.

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого педагога. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

• наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

• готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

• образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

• желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но, помимо личностных, педагог должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства.

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества. Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства.

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

• социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

• усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм; - изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

• вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога?

Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно. На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства.

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет педагог. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему. В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства.

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

Общие. Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.

Частные. Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность.

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

• использование новейших информационных технологий;

• применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Проблемно-ориентированная деятельность.

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности. Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

• осознания своей личной и социальной значимости;

• умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

• адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Проблемы внедрения инноваций.

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

• низким уровнем базовой подготовки педагогов;

• формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

• невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

• отсутствием мотивации из-за перегруженности;

• неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других – индивидуальная консультация методиста. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы. Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов. Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами. Основным результатом при этом явится:

• создание инновационной инфраструктуры, которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

• занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

• создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить детей к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Тест по педагогике для аттестующихся педагогических работников

5. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, - это:

а) Личностные результаты

б) Метапредметные результаты

в) Предметные результаты

6. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. - это

а) Педагогические технологии

б) Педагогические правила

в) Педагогические закономерности

г) Педагогические принципы.

7. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:

б) Подход

8. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

а) Принцип фундаментализации

б) Принцип вариативности образования

в) Принцип опережающего образования

г) Принцип полноты образования.

9. Включение в содержание образования видов деятельности учащихся по его освоению является отражением:

а) Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне

б) Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения

в) Принципа доступности и природосообразности содержания образования

г) Принципа учета социальных условий и потребностей общества

10. Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:

1. Преобразующей функции педагогической деятельности

2. Информационной функции педагогической деятельности

3. Коммуникативной функции педагогической деятельности

4. Демонстрационной функции педагогической деятельности

11. Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образы другим людям составляет основу:

1. Преобразующей функции педагогической деятельности

2. Информационной функции педагогической деятельности

3. Коммуникативной функции педагогической деятельности

4. Демонстрационной функции педагогической деятельности

12. Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:

3. Коррекционные (психологические)

13. Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:

3. Организационно-педагогические

14. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:

1. Методический прием

3. Метод

15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:

1. Принцип открытости

2. Принцип вариативности образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип полноты образования

16. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов - это

1. Эффективность педагогической технологии

2. Воспроизводимость педагогической технологии

3. Управляемость педагогической технологии

4. Концептуальность педагогической технологии

17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это

3. Технология

18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это:

1. Принцип культуросообразности

2. Принцип индивидуализации

3. Принцип природособразности

4. Принцип личностной ориентированности

19. Написание методических рекомендаций по организации и проведению деловых игр относится к группе педагогических задач, называемых:

2. Творческие

20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:

2. Исследование

3. Педагогическое общение

21. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:

3. Организационно-методическая работа

4. Педагогическое общение

22. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:

1. Новшество

23. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

1. Ведущему источнику знаний .

2. Характеру умственной деятельности учащихся.

3. Ведущей дидактической цели.

4. Логике рассуждений.

1. Уровню общетеоретического представления

2. Уровню учебного предмета

3. Уровню учебного материала

4. Уровню процесса обучения

25. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:

2. Нововведение

26. Поставить в соответствие критерию правильности педагогического действия его сущность:

Благодаря данному действию достижение цели облегчается либо становится возможным

Способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение

Достижение всех указанных целей в наиболее оптимальном виде

Нужные результаты достигаются с наименьшими затратами

27. Поставить в соответствие виду компетентности педагогического работника его параметр:

Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникационными способами

Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми)

Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

28. Поставить в соответствие название подхода к конструированию образовательных программ и его сущность

Не теряя из поля зрения исходную проблему, осуществляется расширение и углубление круга связанных с ней знаний

Отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.

Возможно возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания

29. Поставить в соответствие метод обучения и соответствующую ему дидактическую цель

Познавательный метод - 4

Обобщение и систематизация знаний

Контрольный метод - 3

Творческое применение умений и навыков

Преобразовательный метод - 2

Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция

Систематизирующий метод - 1

Восприятие, осмысление, запоминание нового материала

30. Поставить в соответствие функцию оценки ее характеристику

Выявление причин образовательных результатов

Формирование адекватной самооценки ученика

Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала

Поощрение и стимулирование учебной деятельности

31. Поставить в соответствие методологическому требованию к педагогической технологии его содержание:

Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного уровня результатов

Философское, психологическое, дидактическое и социально-психологическое обоснование достижения образовательных целей

Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результата

Возможность применения педагогической технологии в других учреждениях, другими субъектами

32. Поставить в соответствие форме обучения ее характеристику:

Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях

Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат

Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами

Взаимодействие учителя с одним учеником

33. Поставить в соответствие аспект содержания педагогической идеи и его сущность :

Социопрактический аспект - 2

Соотнесенность идеи с определенными установками, отдельных индивидов, групп людей (сообществ) или общества в целом, соответствие социокультурным нормам

Ценностно-смысловой аспект - 1

Обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания

Деятельностный аспект - 4

Механизм управления функционированием и развитием идеи

Прогностический аспект - 3

Способ реализации идеи в практике

34. Поставить в соответствие образовательный подход и особенности его применения в образовательном процессе

Формирование личностных качеств учащихся в деятельности, адекватной природе данного качества

Моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности

Создание условий вхождения в мир чувств другого человека, в текст, в ситуацию с целью понимания их исходного смысла

35. Поставить в соответствие метод обучения и особенности его реализации

Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)

Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания

Проблемного изложения - 2

Ученик выполняет действия по образцу учителя

Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают

36. Поставить в соответствие названию компоненты учебника ее сущностную характеристику

Информативная компонента - 2

Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия

Репродуктивная компонента - 1

Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания)

Творческая компонента - 4

Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности

Эмоционально-ценностная компонента - 3

Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач

37. Поставить в соответствие тип педагогического анализа и его основную задачу:

Дидактический тип анализа урока - 4

Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся

Методический тип анализа - 2

Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание

Психологический тип анализа - 3

Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности

Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность

38. Поставить в соответствие тип педагогического опыта и характеристику соответствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:

Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во всех компонентах педагогической системы

Массовый опыт - 3

Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствования отдельных компонентов педагогической системы

Передовой совершенствующий опыт - 2

Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов

Передовой преобразующий опыт - 1

Обладание основами профессии

39. Поставить в соответствие форму контроля образовательных результатов и целевую ориентацию контроля:

Предварительный контроль - 2

Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса

Текущий контроль - 4

Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью

Периодический контроль - 3

Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям

Итоговый контроль - 1

Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях

40. Поставить в соответствие группе методов основание их классификации

Логический подход - 4

Информирующий, формирование умений и навыков, закрепление ЗУНов, проверка ЗУНов

Степень активности познавательной деятельности - 3

Информационно-обобщающий, исполнительский, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый

Соотнесенность деятельности преподавателя и обучающихся - 2

Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, исследовательский

Дидактическая цель - 1

Индуктивные, дедуктивные, анализ, синтез

41. Установить последовательность уровней содержания образования как педагогической модели социального опыта в логике перехода от теории к практике:

1. Уровень общего теоретического представления

2. Уровень учебного предмета

3. Уровень учебного материала

4. Уровень процесса обучения

5. Уровень структуры личности ученика

42. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:

1. Информационно-рецептивный метод

2. Репродуктивный метод

3. Метод проблемного изложения

4. Частично-поисковый метод

5. Исследовательский метод

43. Установить последовательность этапов организации проблемного обучения:

1. Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации

2. Введение проблемной ситуации

3. Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)

4. Проверка приведенного решения

44. Установить последовательность уровней представления содержания образования в порядке его внешнего проявления

1. Концепция содержания образования

2. Содержание образования по ступеням и отраслям образования

3. Содержание циклов учебных курсов

4. Содержание учебного курса

5. Содержание учебной дисциплины внутри курс

45. Установить правильную последовательность этапов работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса:

  1. Формулирование запроса на необходимую информацию
  2. Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки образовательного процесса в целом и его анализируемых элементов
  3. Организация сбора и обработки информации
  4. Обобщение и резюмирование полученных результатов, их самооценка, подготовка выводов для принятия решений об изменениях в образовательном процессе
  5. Самоанализ и самооценка результатов и хода аналитического обследования

46. Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:

1. Изучение образовательной программы учебного курса

2. Определение основных блоков тематического плана

3. Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса

4. Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса

5. Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана

47. Установить последовательность стадий инновационного процесса:

1. Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса

2. Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса

3. Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)

4. Внедрение и распространение новшества

5. Перевод новшества в режим постоянного использования4

48. Установить последовательность элементов структуры творческого урока:

1. Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта

2. Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности

3. Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)

4. Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами

5. Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи

49. Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализом урока

1. Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом

2. Содержательная характеристика темы урока

3. Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры

4. Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке

5. Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности

50. Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического опыта

В работе представлена инновационная детальность, как фактор саморазвития и совершенствование педагога, показано формирование готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях современной школы. Описана модель формирования готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности. Намечены пути координации деятельности участников образовательного процесса в вопросах инновационной деятельности в ОУ.

Ключевые слова: инновационная деятельность, формирование готовности педагогов.

1. Представление о инновационной деятельности

2. Структура и виды педагогических инноваций

3. Инновационная деятельность педагога как условие его профессионального становления

Список использованных источников и литературы

Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя. Поэтому, по нашему мнению, содержание образования должно всё время двигаться вперед, обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям социальному спросу и государства.

О том, что учитель живет до тех пор, пока учится, известно давно, но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение новых форм и методов преподавания неразрывно связано с профессиональной компетентностью педагога и инновационными методами работы. В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, то есть его профессиональной компетентности.

Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

1. Представление о инновационной деятельности

В наступившем веке развитие системы образования характеризуется множеством инновационных изменений, обусловленных реализацией Стратегии модернизации российского образования на период до 2025 года и Концепции развития образования в РФ в период до 2020г.

Успех любых реформ во многом зависит от того, насколько их принимают те, кому их предстоит реализовывать. В системе образования это учителя и школьные администраторы, педагогические коллективы в целом, органы управления образованием, общественность. От того, насколько активно они настроены на реализации необходимых изменений и зависит успех модернизации образования в конечном итоге

Инновационная деятельность педагога в современном образовании выступает важнейшей составляющей образовательного процесса.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования.

В педагогике - это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога

2. Структура и виды педагогических инноваций

Анализ представлений о структуре инновационной деятельности рассмотренной нами в отечественной и зарубежной психологии и педагогике позволяет выделить методологические основания ее изучения: аксиологический, рефлексивно-деятельностный, системный, социально-психологический и индивидуально-творческий подходы.

На основании этого мы выделяем, что аксиологическое понимание инновационной деятельности раскрывается при рассмотрении ее в качестве ценностной установки бытия педагога. В процессе введения новшеств преподаватель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их.

Субъективное восприятие и присвоение общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством личности педагога, направленностью профессиональной деятельности, развитостью самосознания и отражает внутренний мир педагога. Степень присвоения личностью инновационных ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления совершается в процессе оценки ее личностью. Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон личности педагога и его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, то есть внутренне мотивированного, индивидуального для субъекта значения того или иного инновационного действия. Оно позволяет педагогу самоопределяться и самореализовываться, решать для себя проблему смысла введения новшеств.

В сознании педагога значимость нововведений приобретает аксиологическую ценность, возникает естественное желание быть открытым для альтернативных подходов в воспитании детей, не ограниченным рамками единственного или фиксированного направления педагогической деятельности. Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения – построением отношения к новому, изменением себя, своей профессиональной позиции, преодолением препятствий на пути к самореализации.

Мы считаем, что при стабилизации общества не требуется коренных изменений жизненной позиции личности, поэтому, сегодня, когда многие педагоги вынуждены делать свой личностно-профессиональный выбор, нельзя ограничиваться только уровнем восприятия, констатацией существующих теоретических положений.

Мнение педагога оказывается обобщением и определенной трактовкой происходящего и проблемного осмысления своей педагогической позиции в связи с анализом той или иной проблемы. В данном случае все структурные компоненты целостно, едино переплетаются в этом этапе инновационной деятельности, так как формирование мнения о научных концепциях представляет собой творческую задачу, в которой соединяются импровизация, оригинальность трактовки педагога со стремлением к обоснованию своей позиции.

В способе решения таких задач мышление педагога неразрывно связано с осмыслением, переосмыслением, открытием нового для себя, рефлексией сознания, проецированием этого смысла на реальный педагогический процесс. При таком способе осуществления инновационной деятельности для педагога главное заключается не в тождественности знаний той или иной педагогической концепции, а в развитии этого знания, его преобразовании, во введении нового смысла, оригинальной интерпретации.

Личностно-мотивированный анализ педагогических концепций предполагает акцент на различие пониманий, отношений к содержанию, формам, а также свободу размещения смысла концепции в собственном контексте. При этом анализ идет скорее от педагога к содержанию тех или иных теоретических положений.

Рассмотрение личности педагога как субъекта интерпретации авторских концепций позволяет рассматривать его и на индивидуально-творческом уровне. Это, прежде всего, оригинальность интерпретации как способность педагога креативно отнестись к содержанию, способность вести диалог или дискуссию с автором, принимая лишь продуктивную часть его позиции. И, наконец, это способность и умение осуществлять и использовать данную теоретическую концепцию в самых различных педагогических ситуациях.

Деятельность педагога является очень сложным процессом. Внедрение в этот процесс инновации еще более усложняет его. Структура инновационной деятельности педагога может быть представлена следующим образом.

Рассмотрим кратко содержание компонентов. Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов: - внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости);

- мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа;

- профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся);

- мотивы личностной самореализации.

Второй компонент структуры  креативный (способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации). Линия его развития начинается от подражания опыту, концепции, идеи, отдельному приему, форме и методу. Далее педагог переходит к копированию через творческое подражание. Следующий этап  подражательное творчество, когда педагог, беря за основу идею, полностью разрабатывает содержание, методы и формы ее реализации. На четвертой стадии  подлинное творчество (создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей)  педагог создает свою собственную оригинальную концепцию, методику обучения и воспитания.

Технологический или операционный компонент инновационной деятельности педагога можно представить следующим образом:

- личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных (западающих) педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;

- профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятия решения об использовании нового;

- формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшеств;

- прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности: обсуждение с коллегами, администрацией путей внедрения новшества;

- реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения; - осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности: оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога.

Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексия в форме самоанализа, самооценки, самопонимания и самоинтерпретации собственного сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся, коллег.

В ходе анализа современной литературы мы выделяем следующие виды педагогических инноваций:

Внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность. 29

Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

3. Инновационная деятельность педагога как условие его профессионального становления

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане.

На наш взгляд содержанием и формами инновационной деятельности педагога является:

1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе:

- применение проектных технологий, которые предполагают включение самого педагога и детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими, социальными, научными проектами);

- использование личностно-ориентированных технологий. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне;

- ведение в своей деятельности исследовательских и практических работ предполагающих в получении учебной информации из первоисточников.

- применение в совей работе информационно-коммуникативные технологии: компьютерные программы, интернет ресурсов, как для обучения школьников, так и для саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельнсоти.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных форма, участие в семинарах, конференциях и др.

4. Участие в проектно-исследовательской или экспериментальной деятельности.

5. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновации в системе образования позволят более полно раскрыть возможности педагога, тем самым и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, направленным на саморазвитие и самообразование личности.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта.

На современном этапе общественного развития образование является той ключевой сферой, от которой зависит не только уровень общей культуры и профессиональной подготовки человека, но и достижение им личностной зрелости. Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней учитель глубже реализует себя как носитель социальных инноваций.

Список использованных источников и литературы

Адольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. – 2010. – № 1. – С. 81–87

Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 2007.-312с.

Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 3. – С. 5–15.

Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.-201с.

Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.

Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2010. – 256 с.

Читайте также: