Патриции и плебеи получили право заключать брак в каком веке

Обновлено: 04.07.2024

Римское право считается известным в юридической сфере. Его часто характеризуют как последовательное и тщательно согласованное в своих нормах. Оно регулировало различные виды отношений в обществе. Римская семья занимает много места в общем объеме его положений.

Общий строй римской семьи

Правовые установления постепенно менялись на протяжении античной истории. Они отражали изменения, которые происходили в разных сферах общества. Строй римской семьи тоже не оставался неизменным, что прослеживается по регулировавшим его нормам.

Агнатическое родство

Право дает сведения о раннем устройстве, которое было основано на так называемом агнатическом родстве. Оно представляло собой отношения, устанавливавшиеся законом, а не кровной связью. В такой семье вся власть была сосредоточена у домохозяина. Он обладал полным объемом прав. Ему были подчинены все агнатические родственники. К ним относилась его жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки. Его власть над ними не прекращалась по достижении определенного возраста или занятии какой-либо должности. Он имел право по своему желанию прекратить это подчинение.

По закону агнатическое родство устанавливалось через представителей мужского пола. Поэтому вступавшая в брак девушка входила семейный союз своего мужа и уже не считалась входящей в семью своего отца. При этом выделялись близкие и дальние агнатические родственники. К первым относились люди, находящиеся под властью домохозяина, ко вторым – кто был когда-то у него в подчинении.

Первым видом семьи считается консорциум. Он возник в результате постепенного выделения из рода тесных родственных союзов. В каждом из них был старший, все дела обсуждались домохозяевами на совместном совещании. В консорциуме еще было достаточно много пар мужей и жен со своими детьми, мужчины были примерно равноправны. Дальше со временем оформляется патриархальная семья, где был один домохозяин. Эти виды семей были основаны на агнатическом родстве.

 Семья, браки и родство в Древнем Риме

Когнатические родственники

Постепенно шел процесс ограничения власти домохозяина над его женой, детьми и их потомством. Одновременно другие члены семьи получали все больше прав, которые законодательно защищались. Таким путем разрушалась агнатическая основа, и ее место заступало получавшее все больше признания со временем когнатическое родство.

Оно определялось по наличию общих предков и было основано на кровных связях. Выделялось родство по прямой (восходящей и нисходящей) и по боковым линиям. Обращалось внимание на брачные и внебрачные связи, происхождение детей от общего отца и матери или только от одного общего отца или только матери. Также определялось понятие свойства. Им обозначалось родство мужа или жены с когнатическими членами семьи соответственно своей жены или своего мужа. В результате главное место заняли кровные узы.

В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. Власть домохозяина была умеренной и определялась законом, который устанавливал и защищал права других членов семьи.

Браки в Древнем Риме

В римском праве нашли отражение разные формы брачных союзов, проработаны законные основания их заключения, способы их оформления и расторжения.

Формы брака

Самой ранней формой в древнем Риме считается такой союз, когда над женщиной устанавливалась власть мужа или его домохозяина. Это основа агнатического родства. Однако постепенно стала получать применение другая форма брака, при которой женщина имела право вступить в супружество без выполнения определенных формальных процедур. При этом она не подпадала в зависимость от домохозяина. В случае ее отсутствия в доме супруга подряд в течение трех ночей за годовой период, она и на следующий год оставалась примерно равноправной с ним. Она могла делать так постоянно, чтобы не подпадать под его власть и не становиться агнаткой. При этой форме брака женщина была в целом в равных правах с мужем, она вела хозяйство по дому и воспитывала детей. Таким путем постепенно разрушалась агнатической семья. Со временем эта форма вытеснила первую.

Позже стал практиковаться конкубинат. Он представлял собой сожительство без выполнения правовых процедур для законного оформления брачного союза.

Условия вступления в брак

Само название римской семьи означает, что сформировать ее имели право только граждане Рима. При этом для законного установления брачного союза следовало соблюсти определенные в праве условия. Во-первых, они должны иметь установленный законом возраст, который совпадал с совершеннолетием. По отношению к мальчикам он составлял четырнадцать лет, по отношению к девочкам двенадцать.

Еще одно установление состояло в согласии на брак. При агнатической семье оно требовалось от домохозяина, которому должна была подчиняться женщина. Если она имела опекуна, нужно было и его разрешение. Постепенно в процессе разрушения агнатической основы и ее замены когнатической все больше внимания обращается на согласие самих жениха и невесты и родственников последней. Для желающих заключить брачный союз со временем была установлена правовая процедура обжалования в случае несогласия домохозяина. Стало требоваться согласие главного в семье девушки на ее выход из нее. Со временем женщина получала разрешение не только от своего отца. Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников.

Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп (например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями), между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях (например, между наместником провинции и ее жительницей).

Способы заключения брака

Сначала происходило обручение вступающих в брачный союз с соблюдением определенных формальных процедур. Позже они перестали выполняться. В случае отказа от брака после этого, семья, которая не выполнила обещание, должна была вернуть все полученные подарки и не имела права требовать получить обратно свои.

Агнатический союз заключался двумя способами. Первый представлял собой выполнение определенных церемоний, его обычно практиковали богатые патриции, он происходил в присутствии десяти свидетелей. Вторым способом была покупка женщины желающим на ней жениться. Эта процедура происходила при пяти свидетелях, весовщика с весами, при этом говорились установленные слова. В обоих случаях жена подпадала в зависимость от мужа.

Существовал способ вступления в брачный союз, при котором жена оставалась в целом равноправной в семье. Для этого жених и невеста просто взаимно договаривались, не выполнялось никаких формальных установлений. Брак считался оформленным, когда мужчина приводил женщину в свой дом.

Приданое и предбрачный дар

С распространением формы союза, при котором жена была в целом равноправна с мужем, стал применяться обычай дарения супругу разного движимого и недвижимого имущества в виде приданого. Оно предназначалось для облегчения мужчине ведения расходов на нужды семьи. Размер приданого определяла сама женщина, либо ее отец (или другой домохозяин). Оно устанавливалось в форме обещания (которое было двух видов) или непосредственной передачи, когда муж вступал во владение. Существовал закон, по которому можно было потребовать от отца невесты дать приданое, если он хотел воспрепятствовать браку.

Сначала это имущество было в полном распоряжении мужа. Со временем закон установил правило, по которому он только пользовался им, но не становился его владельцем. В случае расторжения брака в зависимости от причин этого приданое в разных размерах возвращалось женщине. Оно полностью передавалось ей, когда развод происходил из-за мужчины.

Со временем стал применяться обычай получения невестой предбрачного дара от жениха. Это происходило до заключения брака. В римской правовой семье существовал запрет на дарение между мужем и женой. Это имущество шло на нужды семьи, им продолжал управлять мужчина. Женщина получала предбрачный дар в собственность в определенных случаях.

Расторжение брака

В так называемую классическую эпоху римского права расторжение брака происходило по нескольким основаниям: смерь мужа или жены, обращение одного из них в рабство или попадание в плен, лишение гражданства, агнатическое родство (например, вследствие усыновления или удочерения отцом одного из супругов другого), воля домохозяина (в случаях, когда он сохранял агнатическую власть над одним из супругов), развод (сначала только мужчина имел право развестись, позже его получила и женщина), получение мужем вольноотпущенницы должности сенатора.

Брак растрогался в форме объявления об этом при свидетелях, в письменном виде, фактическим прекращением совместного проживания.

Правовые отношения родителей и детей

В римском праве были проработаны юридически отношения родителей и детей.

Отношения матери и детей

В семье, основанной на агнатическом родстве, женщина вместе со своими детьми находилась в подчинении у домохозяина. Ее отношения с ними считались очень тесными. Она наследовала своему мужу наравне с детьми, которые брали опеку над ней в качестве ее агнатов. При заключении брака, когда женщина в целом была равноправна с мужем, она не считалась членом семьи своих детей и не была связана с ними юридически. Агнатически она оставалась в семье своего отца. Однако со временем, когда главное место стали занимать кровные связи, при этой форме брака женщина получила ряд прав: например, проживать со своими несовершеннолетними детьми в случае, если она не жила вместе с мужем, наследовать ему вместе с ними, получать алименты и другие.

Отношения отца и детей

Подчинение детей отцу сначала было почти полным. В процессе разрушения агнатических отношений и заступления на их место когнатических происходило расширение прав детей в семье.

Прекращение власти главы семейства

Домохозяин по своему решению имел право предоставить всю полноту прав своим детям. Для этого существовала определенная юридическая процедура. Также выход из подчинения ему происходил при получении детьми установленных видов общественного положения (например, звания консула).

Законные и побочные дети

Сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном согласно правовым нормам, женой мужа не ранее чем через сто восемьдесят дней после его оформления или не позже чем через триста дней после его расторжения признавались законными. Эти дети являлись членами семьи отца и попадали ему в подчинение.

Побочными в римском праве считались сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном не по римским правовым нормам (а, например, по праву других народов), рожденные в конкубинате и внебрачные (в союзе, который не признавался законным ни по какому праву). Они юридически не были связаны с отцом и признавались когнатическими родственниками своей матери. Домохозяин ее семьи решал вопрос, принимать их или нет в качестве ее членов. Со временем юридическое положение побочных детей улучшилось. Например, им было предоставлено право получать алименты от родственников.

Узаконение ребенка

Существовало несколько способов узаконить побочного ребенка, рожденного в сожительстве: получение им должности декуриона (ответственный сборщик налогов), заключение родителями законного брака, специальный указ императора.

Опека и попечительство

В определенных случаях семья в римском праве использовала институт опеки и попечительства. По установленным законам не все люди обладали полным объемом прав в древнем Риме. Над этими людьми могла оформляться опека для осуществления опекуном тех или иных правовых актов. Обычно в агнатической семье не все ее члены имели полный объем прав. В таких случаях практиковалось установление опеки над ними ближайшими родственниками. Сначала это было больше правом опекунов, поскольку они делали это обычно для контроля над имуществом подопечного, которое должно было переходить к ним по наследству. Со временем этот институт становился и средством выполнения обязанностей. Закон постепенно определил требования к опекуну по использованию им имущества подопечного (например, предоставление отчета об этом).

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Три формы брака в римском праве:

    • cum manu - брак, устанавливавший власть мужа над женой , в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);
    • sine manu - брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);
    • конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

    Первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой . Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

    Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой . Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

    В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат , дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла­сти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

    Брак и условия его заключения

    Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

    Условия вступления в брак:

      1. достижение брачного возраста ;
      2. согласие на брак;
      3. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

      Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

      Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).
      Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.
      Таким образом, первоначально все положения о согласии на бракбрак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

      Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

      Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия — с лицами сенаторского сословия. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между лицами, матери которых были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.
      В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой.
      Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних.

      Способы заключения брака

      Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

      Способы заключения брака в римском праве:

        1. путем совершения религиозного обряда ;
        2. путем покупки женихом невесты;
        3. путем простого соглашения сторон.

        Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

        Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

        Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

        Расторжение брака и его виды

        Основания прекращения брака в римском праве:

          1. Смерть одного из супругов.
          2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.
          3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов.
          4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens).
          5. Воля главы семьи .
          6. Развод .
          7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором .

          Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

          Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

          Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

          Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

          Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

          Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

          Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

          Формы развода в римском праве:

            1. объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);
            2. письменное соглашение;
            3. фактическое прекращение совместного проживания .

            Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.


            В современной Италии не принято жениться или выходить замуж в раннем возрасте. Итальянцы подходят к вопросу создания семьи очень ответственно. Культ семьи в Италии ценится очень высоко, а семейные традиции всегда стоят на первом месте. Интересно, а каким был брак в древнем Риме? Какие традиции и обычаи дошли из глубины веков до наших дней?

            Брак с древнем Риме: любовь или расчет

            В античные времена обряд бракосочетания считался священным, а семья — опорой всего государства, однако далеко не все романтические отношения двух любящих сердец заканчивались пышной свадьбой.

            Дело в том, что на протяжении долгих веков, римляне считали процедуру заключения брака прежде всего взаимовыгодным сотрудничеством. Для знатных и богатых фамилий это означало возможность объединения капиталов, земель, распространение своего влияния и тому подобное. Зачастую, о свадьбе договаривались родители будущих молодоженов, оговаривая сразу всевозможные выгоды союза для обеих сторон. Очень часто в таких случаях можно было наблюдать понятие неравных браков. Как правило, будущий жених был намного старше своей невесты, а иногда даже и наоборот.

            Папа Александр VI Борджия для решения геополитических вопросов женил своего младшего сына Джоффре, которому на тот момент еще не исполнилось и тринадцати лет, на значительно превосходившей его по возрасту дочери короля Неаполя.

            Среди простого населения тоже нередко встречались случаи браков по расчету, однако их было гораздо меньше, нежели в кругу представителей высших сословий. Несмотря на такое отношение к бракосочетанию, в те далекие времена само понятие семья для древних римлян оставалось тесно связанным с такими моральными аспектами, как взаимное уважение и почитание друг друга как супругов.

            брак в древнем Риме

            Законы древнего Рима о создании семьи

            В античности существовало достаточное множество прописанных законами правил относительно создания новой ячейки общества. Желавшие заключить брак прежде всего должны были попросить разрешения у главы семьи, и только от его решения зависело, родится новая семья или нет. На сегодняшний день такое правило не кажется слишком необычным. В наше время тоже существует традиция просить родительского благословения. Однако некоторые законы, существовавшие в древнем Риме, могут показаться довольно необычными.

            • Возраст. Оптимальным возрастом для заключения брака считалось 17 лет для девушек и 20 лет для юношей, хотя законами разрешалось вступать в брак гораздо раньше. Девочки могли выйти замуж по достижении двенадцати лет, а мальчики — четырнадцати. Это объяснялось не только тем, что в древние времена продолжительность жизни была меньше, но и ранней смертностью женщин и детей.
            • Статус. Право на заключение брака предоставлялось лишь свободным римлянинам. Рабам и иноземцам римское государство не давало такую возможность. Кроме этого, законами запрещалось создавать семьи военным, а также магистратам.
            • Родственные связи. В республиканский период браки среди родственников до четвертого колена не только запрещались, но и карались смертной казнью. Начиная с I века до нашей эры были разрешены браки между кузинами, а в III веке нашей эры разрешили заключать браки родного дяди с племянницей.

            брак в древнем риме

            Как таковой регистрации брака, с юридической точки зрения, не было, никто не оформлял никаких специальных бумаг и не делал записей в реестрах гражданского состояния, как это принято в современном обществе. Для заключения брака считалось достаточным выполнение ряда условий, описанных выше, а также требовалось совместное проживание, желание признать друг друга мужем и женой и соблюдение достойного поведения.

            Формы брака в древнем Риме

            В античности все члены фамилии находились под властью главы семейства. Жена в полном смысле слова принадлежала мужу, а дети являлись собственностью отца. Когда молодая девушка вступала в брак, она официально переставала принадлежать своему родителю и переходила под покровительство мужа. У женщины были ограничены права в плане владения имуществом, она не могла распоряжаться своим приданым и, в дальнейшем, семейным бюджетом. Однако, в отличие от гречанок, являлась более самостоятельной и имела некоторые привилегии. Римская матрона могла свободно посещать театры и бани, принимать участие в важных званых обедах и заниматься своим образованием.

            Для разных сословий церемония бракосочетания предполагала проведение совершенно разных обрядов:

            • Конфарреация. Торжественное мероприятие по случаю заключения брака, проводимое главным жрецом для представителей рода патрициев. Во время ритуала зачитывались особые молитвы-прошения языческим богам и совершались жертвоприношения: хлеб, изготовленный из особых сортов пшеницы, фрукты и овца. Обязательным условием проведения такого обряда являлось наличие десяти свидетелей. Расторжения брака, заключенного таким образом, считалось недопустимым.
            • Коэмпито. Для римских граждан обычного происхождения существовал другой обряд. В присутствии не менее пяти свидетелей жених выкупал за символическую плату свою невесту. При этом он должен был обязательно спросить у девушки, желает ли она стать матерью его детей, а она — хочет ли юноша быть отцом семейства.

            Главным жрецом в Древнем Риме являлся Великий Понтифик, будучи главой всех понтификов. В VIII веке до н.э. эту должность занимали цари.

            брак в древнем риме

            Кроме таких официальных церемоний заключения брака в древнем Риме был распространен так называемый брак по привычке. Законными женой и мужем признавались пары, прожившие совместно и неразлучно один год. Однако, если в течении этого года, один из сожителей отсутствовал более трех дней, отсчет начинался заново.

            В позднереспубликанский период в Риме наиболее распространенной формой брака стала SINE MANU, отличающаяся от CUN MANUM тем, что молодая жена не переходила в собственность мужа, а оставалась под покровительством своего отца. Кроме этого, женщина, имевшая более трех детей, могла отказаться от всяческого покровительства кого бы то ни было и становилась более свободой. Это означало, что она могла в полной мере распоряжаться принадлежавшим ей по праву имуществом и, при необходимости, подать на развод.

            Развод по-древнеримски

            Во времена царей, а также в период ранней республики, в Риме понятие развода отсутствовало. Первый случай расторжения брака был засвидетельствован в 306 году до нашей эры, произошедший по инициативе мужа, который тут же поплатился за свое решение исключением из сената и, соответственно, потерей занимаемой должности.

            Позже, случаи развода появлялись все чаще, однако поводом для его получения должна была стать серьезная причина. Например:

            • неподобающее поведение одного из супругов;
            • неспособность иметь детей;
            • желание жить с другим человеком.

            В II веке до нашей эры развод стал популярным способом избавления от надоевшей или состарившейся жены. Мужья находили все более изощренные способы выставить свою супругу из дома. В некоторых исторических источниках упоминаются случаи, когда одна женщина была обвинена в том, что пошла в театр без ведома мужа, другая — в том, что была замечена в разговоре с вольноотпущенницей, имевшей дурную славу.

            В первые века нашей эры, во времена Римской империи, расторжению брака уже никто не удивлялся.


            Брак в Древнем Риме (Conubium) был строго моногамный учреждение: a Гражданин Рима к закон может иметь только одного супруга одновременно. Практика моногамии отличала Греки и римляне из других древних цивилизаций, в которых элитные мужчины обычно имели несколько жен. Греко-римская моногамия, возможно, возникла из эгалитаризм из демократичный и республиканский политические системы городов-государств. Это один из аспектов древнеримская культура это было охвачено раннее христианство, что, в свою очередь, увековечило его как идеал в более поздних Западная культура. [2]

            Брак имел мифические прецеденты, начиная с похищение сабинянок, что может отражать архаический обычай похищение невесты. Ромул и его группа мужчин-иммигрантов были отвергнуты Conubium, законное право на смешанные браки, от Сабины. В соответствии с Ливи, Ромул и его люди похитили сабинских девушек, но пообещали им достойный брак, в котором они будут пользоваться преимуществами собственности, гражданства и дети. Эти три преимущества, кажется, определяют цель брака в Древнем Риме. [3]

            Слово matrimonium, корень английского слова "брак", определил основную функцию учреждения. Привлечение mater (мать), он подразумевал, что мужчина берет женщину замуж, чтобы иметь детей. Римляне традиционно разделяли эту идею относительно цели брака, заключающейся в том, чтобы произвести законные дети; граждане производят новых граждан. [3]

            Консорциум это слово, используемое для разделения собственности, обычно используется в техническом смысле для собственности, принадлежащей наследникам, но может также использоваться в контексте брака. Такое использование обычно было замечено в Христианин сочинения. Однако разделение воды и огня (aquae et ignis communiatio) было символически более важным. Это относится к совместному использованию природных ресурсов. В архаические времена мирское имущество автоматически переходило от жены к мужу, тогда как в классическом браке собственность жены сохранялась отдельно. [3]

            Для того, чтобы союз мужчины и женщины был законным, необходимо согласие с юридической и моральной точек зрения. Обе стороны или их отцы должны были дать согласие на брак, чтобы брак состоялся. Во время правления Август отец должен был указать уважительную причину отказа от брака. [4]

            Содержание

            Условности римского брака


            Возраст законного согласия на брак составляет 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков. [10] Большинство римских женщин, кажется, выходили замуж в возрасте от подросткового возраста до двадцати с небольшим лет, но благородный женщины выходили замуж раньше, чем представители низших классов, и ожидалось, что аристократка останется девственницей до своего первого брака. [11]

            Законы о браке


            Надпись (CIL 14,5326) от Остия Антика записывая указ о том, что молодожены должны молиться и приносить жертвы перед алтарем имперский пара Антонин Пий и Фаустина как пример Конкордия, супружеская гармония [24]

            После крах республики, законы, касающиеся брака, воспитания детей и супружеской неверности, были частью Август'программа для восстановления mos maiorum (традиционный социальные нормы), консолидируя свою власть как принцепс и отец римского государства. [25] Брак и повторный брак стали реже; снизилась рождаемость граждан, особенно среди более состоятельных и досужих классов. Закон Августа, касающийся брака и семейной жизни, поощрял браки и рождение детей, а супружеская измена наказывалась как преступление. [26] Новое законодательство закрепило и закрепило то, что считалось традиционным моральным долгом перед семьей и государством; все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и все женщины от 20 до 50 должны были вступать в брак и иметь детей или платить дополнительный налог пропорционально своему богатству. Таким образом, больше всего теряли представители высших классов. Граждане, которые уже родили троих детей, и освобожденные, родившие четверых, были освобождены. Браки между сенаторами и освобожденными женщинами, рабынями и гражданами были признаны недействительными. Дети, рожденные такими связями, были незаконнорожденными, негражданами и не могли наследовать. [27] Замужняя женщина, родившая троих и более детей, могла получить юридическую независимость в соответствии с законом. ius liberorum. [28] Эти законы были плохо восприняты; они были изменены в 9 г. н.э. Лекс Папиа Поппея; [ требуется разъяснение ] в конечном итоге почти все они были отменены или вышли из употребления Константин и более поздние императоры, в том числе Юстиниан. [26]

            Свадебные церемонии


            Жених подбадривает свою скромную невесту, а слуга смотрит на нее. (настенные рисунки, Casa della Farnesina, ок. 19 г. до н. Э.)

            А confarreatio свадебная церемония была редким событием, предназначенным для высших эшелонов римской элиты. В Фламен Диалис и Понтифик Максимус в присутствии десяти свидетелей, жених и невеста разделили торт пишется (в латинский далеко или же панис фарреус), отсюда и название обряда. [29] Свадьба, более типичная для представителей высшего среднего класса в классический период, была менее престижной, чем свадьба. confarreatio, но могло быть столь же щедрым. Это было бы тщательно спланировано. Иногда жених и невеста обменивались подарками перед свадьбой. [3]

            Зажигание священного факела в честь Цереры было частью празднования в надежде наделить пару плодородием. [30] Также приносилась свадебная жертва, наиболее вероятной из которых была свиноматка. жертва. [31] [32] На следующий день после свадьбы муж устраивал званый обед, а невеста делала подношение невесте. Lares и другие домашние божества ее нового дома. [3] [33]

            Приданое


            Приданое (Латинский дос, подарок) - это платеж, произведенный семьей жены своему мужу, номинально для покрытия расходов домашнего хозяйства. Это было скорее обычным, чем обязательным. Древний папирус тексты показывают, что приданое обычно включало землю и рабов, но могло также включать ювелирные украшения, туалетные принадлежности, зеркала, и одежда.

            Пока длился брак, приданое было собственностью мужа, но его использование им было ограничено; если брак прекращался в результате развода, он возвращался либо жене, либо ее семье. [34] [35] Если муж совершил правонарушение, которое привело к разводу, он терял право на какую-либо долю в приданом. Если жена не виновата в расторжении брака, ей возвращалось приданое. Если жена или муж с детьми инициировали развод, их партнер мог потребовать долю приданого от имени детей для удовлетворения своих потребностей, а затем и для получения наследства. [36]

            Приданое душ рецепция был тот, в котором заранее заключались соглашения об утилизации и восстановлении. Приданое dos profecticia был подарен отцом невесты или ею отец; его может вернуть донор или сама разведенная женщина. Приданое dos Adventicia был более гибким; он мог быть отдан женой, хотя исходил от ее отца и использовался для погашения долга, понесенного мужем. Если она развелась, жена могла вернуть себе это приданое; если она умерла, муж оставил ее себе. [37]

            Развод

            Однако в другом месте утверждается, что первый развод произошел только в 230 г. до н. Э., Когда Дионисий Галикарнасский Примечания [40] который "Спурий Карвилий, выдающийся мужчина, первым развелся со своей женой "по причине бесплодия. Это, скорее всего, Спурий Карвилий Максимус Руга который был консулом в 234 и 228 годах до нашей эры. Доказательства сбиты с толку. [41] Мужчина также мог развестись со своей женой из-за прелюбодеяния, пьянства или изготовления копий ключей от дома. [42] Примерно во II веке замужние женщины получили право развестись со своими мужьями. [43]

            Развод любой из сторон разорвал законный семейный союз, сложившийся в браке; а повторный брак может создать совершенно новый набор экономически или политически полезных союзов. Среди элиты мужья и жены могут вступать в повторный брак несколько раз. [42] Для развода требовалось завещание только одного супруга, даже если разведенная сторона не была проинформирована. Супруг, который вступил в брак вменяемым и здоровым, но стал неспособным к здравому суждению (сумасшедший), не был компетентен и не мог развестись со своим партнером; они могли быть разведены без их ведома или официального уведомления. Развод, как и брак, считался семейным делом. Это было обсуждено и согласовано в частном порядке, на неформальном семейном собрании наиболее пострадавших сторон; муж, жена и старшие члены обеих семей. Публичных протоколов разбирательства не велось. Официальная регистрация развода не требовалась до 449 г. н.э. [43]

            Повторный брак

            Частота повторных браков среди элиты была высокой. Быстрый повторный брак не был чем-то необычным и, возможно, даже обычным для римских аристократов после смерти супруга. [44] Хотя формального периода ожидания для вдовца не было, было принято, чтобы женщина оставалась в трауре в течение десяти месяцев, прежде чем снова выйти замуж. [45] Продолжительность может допускать беременность: если женщина забеременела незадолго до смерти мужа, период в десять месяцев гарантирует, что никакие вопросы об отцовстве, которые могут повлиять на социальный статус ребенка и его наследственность, не будут связаны с рождением ребенка. [46] Ни один закон не запрещал беременным женщинам выходить замуж, и есть хорошо известные примеры: Август женился на Ливии, когда она вынашивала ребенка от своего бывшего мужа, и Коллегия Понтификов постановил, что это допустимо, если в первую очередь будет определен отец ребенка. Предыдущий муж Ливии даже присутствовал на свадьбе. [47]

            Поскольку элитные браки часто заключались по политическим или имущественным причинам, вдова или разведенная женщина, имеющая активы в этих областях, сталкивались с небольшими препятствиями для повторного брака. У нее было гораздо больше шансов получить юридическую свободу, чем у новобрачной, и у нее было право голоса при выборе мужа. Браки Фульвия, которая командовала войсками во время последней гражданской войны республики и которая была первой римской женщиной, чье лицо было на монете, считается, что это указывает на ее собственные политические симпатии и амбиции: она была замужем сначала за популяризатор чемпион Клодий Пульхер, убитого на улице после долгой вражды с Цицероном; затем к Скрибоний Курион, фигура менее идеологической уверенности, которая во время его смерти перешла к Юлию Цезарю; и наконец Марк Энтони, последний противник республиканских олигархов и будущего первого императора Рима.

            Большинству жен предлагалось повторно выйти замуж либо после смерти мужа, либо после развода; и высокий смертность, низкий средний продолжительность жизни и высокий статистика разводов означало частые или многократные повторные браки. [48] Поскольку в браке ждали детей, каждый из супругов обычно приводил в новый брак хотя бы одного ребенка. Таким образом, повторные браки создали новое смешение семьи в древнеримском обществе, где дети находились под влиянием приемные родители и в некоторых случаях, когда мачехи были моложе своих пасынки. [48] Древний врачи считал, что женщина может серьезно заболеть, если ее лишат сексуальная активность и это могло даже привести к "истерическому сужению матки" у женщины. [49] Во время правления Августа был даже принят закон, который требовал от вдов и вдовцов вступать в повторный брак, чтобы иметь возможность полностью наследовать от людей, не являющихся их ближайшими родственниками. [49]

            Супружеская измена


            Дидона обнимая Эней, с римской фрески в Дом Кифариста в Помпеи, Италия; Помпейский третий стиль (10 г. до н.э. - 45 г. н.э.)

            Прелюбодеяние - это сексуальное преступление, совершенное мужчиной с женщиной, которая не была ни его женой, ни допустимым партнером, например девушка легкого поведения или же раб. [50] Женатый мужчина совершал прелюбодеяние в основном, когда его партнершей была жена или незамужняя дочь другого мужчины. [51] Наказание варьировалось в разные периоды римской истории и в зависимости от обстоятельств.

            Обиженный муж имел право убить любовника своей жены, если мужчина был либо раб или же позор, человек, который, хотя, возможно, был технически свободен, был исключен из нормальной правовой защиты, предоставляемой римским гражданам. Среди бесчестие были осуждены преступники, артисты такие как актеры и танцоры, проститутки и сутенеры, и гладиаторы. [59] Ему не разрешили убить свою жену, которая находилась вне его полномочий. [57] Однако, если он решил убить любовницу, муж должен был развестись с женой в течение трех дней и предъявить ей официальное обвинение в супружеской неверности. [60] Если муж знал об этом романе и ничего не делал, он сам мог быть обвинен в сводничество (леноциний, из leno, "сутенер"). [61]

            Если смертная казнь не применялась и обвинения в супружеской неверности предъявлялись, как замужняя женщина, так и ее возлюбленный подлежали уголовному наказанию, обычно включающему конфискацию половины имущества прелюбодея, одной трети имущества женщины и половины ее приданое; любое имущество, принесенное женой в брак или приобретенное во время брака, обычно остается в ее владении после развода. Женщине, осужденной за супружескую неверность, было запрещено вступать в повторный брак. [50]

            Однополый брак

            Неизвестно, действительно ли однополые браки мы законный в Риме. Источники, относящиеся к однополым бракам, могут относиться к сожительство.

            Император Неро известно, что женился на рабыне по имени Sporus. Неро кастрированный Споруса, и относился к нему как к женщине. Нерон действительно женился на Спорусе законно, даже назначив ему Приданое. Нерон также женился на рабыне по имени Пифагор. Однако источники расходятся во мнениях относительно того, были ли эти браки законными. [ требуется разъяснение ]

            В Ювенальныйс Сатира №2, двое мужчин состоят в гомосексуальных отношениях, причем один мужчина играет роль женщины и носит свадебный наряд. Однако неясно, отражало ли это современную практику или было просто произведением художественной литературы. [68]

            В Риме есть замечательные примеры однополых отношений. Император Элагабал говорят, что женился либо на рабе колесничий названный Иерокл, или Смирнейский спортсмен по имени Зотикус. Элагабал был назван жена, госпожа, и королева. Вряд ли Элагабал состоял в законном браке. [ требуется разъяснение ]

            Есть свидетельства однополых браков из конституция из Константин и Констанс в Кодекс Феодосия. Кодекс гласит: [c] um vir nubit in feminam viro porrecturam quod cupiat, ubi sexus perdidit locum, ubi scelus est id, quod non proficit scire, ubi venus mutatur in alteram formam, ubi amor quaeritur nec videtur, iubemus insurgere гладкие легионы, армари ut exquisitis poenis subdantur infames, qui sunt vel qui futuri sunt rei. Эта цитата относится к мужчине, женящемуся на манере невесты. Контекст неясен: это может быть описание либо однополых отношений, либо закона, запрещающего однополые отношения.

            Другие формы союзов

            Супружество

            Contubernium

            Читайте также: