Патент на получение краски какого цвета приобрел французский художник ив кляйн в 1960 году

Обновлено: 04.07.2024

Детство и юность

Родители Ива Кляйна были художниками. Мари Раймон , его мама, увлекалась абстрактным направлением, ташизмом, который представляет собой живопись пятнами. Фридриха Кляйна , отца художника, относят к импрессионистам. Он появился на свет в семье зажиточного плантатора. Когда ему исполнилось 16, его отправили в Роттердам учиться на экономическом, но все сложилось иначе. Он уехал в Париж и стал рисовать.

Фред и Мари были талантливыми, но в искусстве их больше знают как родителей Ива Кляйна .

Свое детство Ив провел в Париже . Лето он проводил недалеко от Ниццы у тети Роуз, которая была для него авторитетом. К искусству она не имела никакого отношения, но была умной и практичной. Ив поступил в Высшую школу мореходства и Высшую школу восточных языков, посещал секцию по дзюдо, в которой подружился с Клодом Паскалем и Арманом Фернандесом . Первый друг в будущем стал композитором, второй – скульптором.

В один прекрасный день они отдыхали на пляже Кань-сюр-Мер. Плавно лился разговор. Они вдруг решили поделить все сущее. Арману досталась земля, Клоду – слова. Ив же смотрел в синеву неба – абсолютную, бездонную, таинственную. Ему казалось, что это его идеальное полотно. Он написал на нем свое имя. Он выбрал небо. Так начался его роман с синим цветом.

Страсть к путешествиям

Первые эпатажные монохромы

В 1955 году он хотел выставить в парижском салоне Realites Nouvelles оранжевый монохром. Это была прямоугольная панель, которую он равномерно окрасил в оранжевый. Работу отказались принять, сказали внести в нее хоть что-то еще: пятнышко, штрих. Ив Кляйн , конечно же, отказался.

Через два года в Милане он представил публике 11 монохромов. Они были абсолютно одинаковыми, отличались лишь ценой. Одну из них купил Лучо Фонтана, дркгие были позже представлены в Париже и Лондоне . Выставки сопровождались активным обсуждением грани искусства и балагана. Не все оценили работы Ива Кляйна . Но о нем заговорили.

Цветовая моногамия

Сильнее всего Ив Кляйн был увлечен синим цветом. Самым важным в его творчестве стал 1960 год, когда он запатентовал формулу своего особого синего цвета, который называется International Klein Blue.

Синий цвет был у него повсюду. Посетителей зазывали синие афиши. Желающие посмотреть на его синие работы покупали синие билетики, входили в синюю дверь галереи, по синим коридорам попадали в залы, стены которых были выкрашены в синий.

Космогонии

Особое место в творчестве Кляйна занимают работы, которые он подверг воздействию со стороны стихий – огня, ветра, воды. Одну синюю работу он прикрепил к крыше автомобиля и поехал в дождь из Парижа в Кань-сюр-Мер.

Опера Гельзенкирхена и губка

Когда Ива Кляйна пригласили в Германию , чтобы оформить оперу Гельзенкирхена , он как раз увлекся губкой. Неизвестно, знал ли об этом заказчик, или это было сюрпризом, но Кляйн обшил своим увлечением весь главный зал. В рельефы он вложил символическое значение. Губка должна вызывать ассоциации с людьми, которые жадно впитывают в себя искусство. Но куда больше самого Кляйна увлекало то, как жадно губка впитывает в себя его излюбленный синий.

Идеальный материал

В 1985 году Ив Кляйн нашел для себя идеальный материал. Конечно, он не так идеально впитывал синий, как губка, но оказывал на публику неизгладимое впечатление.

Нематериальная живописная чувствительность

После этого художник начал продавать пустоту. «Зону нематериальной живописной чувствительности можно было приобрести за золото. Художник в ответ выдавал чек. Чтобы ценность была подлинной, далее нужно было сжечь чек, пустить пепел по ветру, а половину золота выбросить в реку.

Прыжок в пустоту

Художник был эпатажным, но интересным и оригинальным. Его могли критиковать, но у него не было врагов. Провокации, которые он любил устраивать, были безобидными и забавными.

Незабавный эпатаж

В 1962 году Ив Кляйн попал на премьеру этого фильма. И пережил шок. Он столкнулся с несвойственным ему родом эпатажа. Фильм отражал безумие мира. Это была череда безобидных моментов вроде прыжка Кляйна и сцен жестокости, кровопролития, фанатизма, обжорства.

Художник был подавлен и разбит. Вечером того дня он пережил сердечный приступ. Спустя три дня произошел еще один. После третьего приступа Ива Кляйна , которому было всего 34 года, не стало.

Так закончился путь талантливого и неординарного человека, который мог принести миру еще немало веселья своими выходками.

Ив Кляйн - один из самых необычных, особняком стоящий художник в послевоенном европейском искусстве. Его работы представлены во многих ведущих музеях: музее современного искусства в Сан-Франциско, Нью-Йоркском музее современного искусства, музее Соломона Гуггенхайма, центре Жоржа Помпиду в Париже, музее изобразительных искусств (Кунстхаусе) в Цюрихе и других.

Единственный персонаж, который как-то с ним сопоставим – Марсель Дюшан. Как и Марсель Дюшан, Кляйн не столько создавал произведение, сколько придумывал бесконечно новые способы заниматься искусством, что сделало его одним из ярких, пестрых художников прошлого столетия. Искусство Ива Кляйна, ключевой фигуры во французском художественном движении Nouveau Réalisme, гораздо шире и глубже, чем просто синие монохромные картины, как принято обычно считать.


Ив Кляйн в молодости, 1938




Склонный к путешествиям, в период между 1948 и 1953 годами он сначала отправляется в Италию, затем в Англию - где он работает в мастерской по изготовлению рам, изучая позолоту - в Ирландию, Испанию и, наконец, в Японию. После долгого странствия, в 1954 году состоялось возвращение Ива на родину.

Хотя Кляйн начал создавать монохромные работы ещё в 1949 году, а показал их впервые в 1950, первый показ широкой публике состоялся в 1955—1956: в Club des Solitaires (1955) и в Gallery Colette Allendy (1956). На этих выставках были представлены оранжевые, жёлтые, красные, розовые и синие монохромные полотна. Реакция публики глубоко разочаровала Кляйна, поскольку люди переходили от картины к картине, связывая их вместе как своего рода мозаику.

Интересно, что все 11 полотен были оценены по-разному. Покупатели проходили через галерею, наблюдая и оценивая каждый холст, а в конце покупали тот, который более всего им подходил. Идея Кляйна состояла в том, что каждый покупатель увидит что-то уникальное в холсте, который они купили, что другие покупатели, возможно, не видели. Таким образом, хотя все картины визуально выгляди одинаково, влияние каждого из 11 полотен на покупателя было совершенно уникальным.

Интересно, что холст был не единственным пространством, на котором Ив экспериментировал со своим IKB. Синий выходит за рамки холста, размыливая границы между скульптурой и живописью. У Ива Кляйна синими оказываются слепки известных скульптур, в том числе Ники Самофракийской и Венеры Милосской; глобус; портреты друзей, например, портрет Клода Паскаля.



Ив Кляйн
Голубой рельеф из губок (RE 51)
1959

Один из первых больших заказов, полученных художником – оформление фойе театра в Германии. Огромные панно, некоторые размером 20 х 7 метров, синего фирменного цвета были созданы из губок (ассоциация со зрителем). Стоит отметить, что эти полотна являются единственным публичным заказом, выполненным при жизни художника. Этот факт подчеркивает важность для Ива Кляйна сотрудничества с архитектором Вернером Рунау. Оперный театр был открыт в декабре 1959 года.


Ив Кляйн
Фойе театра в Гельзенкирхене


Ив Кляйн за работой в Гельзенкирхенском Оперном театре, 1959 год
Гельзенкирхен, Германия
Фото: Чарльз Вилп


Кляйн считал, что для создания картины не всегда нужен художник - произведение искусства уже есть в нашем мире. Так, его стало интересовать сотрудничество со стихией. Художник делал записи дождя, песка и ветра – привязывал холст к крыше автомобиля. Полученные в результате картины он называл космогониями.

В конце карьеры он стал активно использовать огонь при создании своих произведений. Первую огненную живопись Ив Кляйн создал в день закрытия своей выставки в Крефельде, поднося большие листы бумаги к огню газовых горелок. Чуть позднее он создает огненную живопись большого формата в исследовательском центре французской газовой компании около Парижа.


Ив Кляйн. Фотопортрет художника, 1961

Биография Ива Кляйна

Ив Кляйн родился в 28 апреля 1928 года в Ницце. Его родители были живописцами и многому научили сына, хотя официального художественного образования он не получил. В молодом возрасте Ив обучался мореходству, восточным языкам и дзюдо, причем последнее надолго стало его основным источником дохода. В 25 лет Кляйн побывал в Японии и стал первым европейцем, получившим черный пояс в этом боевом искусстве.

Художник решает всерьез заняться творчеством лишь в 1954 году. К этому времени он уже создал несколько монохромов — закрашенных одной или двумя красками листов бумаги или картона. Вскоре было опубликовано два сборника таких монохромов — простых прямоугольников разного цвета, с пустыми строчками вместо предисловия. Покупатели остались в недоумении, и лишь спустя время критики назвали этот публичный жест концептуальным искусством.

Ив Кляйн. Розовый монохром (МР 37), ок. 1957

Ив Кляйн. Розовый монохром без названия, 1957

Ив Кляйн. Синий монохром, 1959

Ив Кляйн. Фойе оперного театра в Гельзенкирхене, 1958

Ив Кляйн. Рельеф с губкой (RE 10), 1960

Ив Кляйн. Антропометрия голубого периода, 1960

Крупнейшая прижизненная выставка Ива Кляйна состоялась в 1961 году в Германии. На ней были представлены цветные и золотые монохромы, а в последний день родился еще один новый жанр: огненная живопись. Инструментом в ней служили газовые горелки, которыми художник наносил пятна на картон. Эта была одна из последних творческих находок автора, так как вскоре его не стало.

Ив Кляйн. Огненная живопись (F 119), 1962

На Каннском фестивале показали фильм, где современная жизнь представлялась нелепой и безумной, а Кляйн и его картины служили одним из примеров. От волнения у художника случился сердечный приступ, который затем повторился и привел к смерти 6 июня 1962 года. Особую драматичность этому событию придает тот факт, что всего полугодом ранее Кляйн женился на давно любимой им Ротраут Юккер (Rotraut Uecker). Их сын родился уже после смерти отца.

Ив Кляйн. Золотой монохром (MG 28), 1960

Ив Кляйн. Космогония, 1960

Жизнь художника оборвалась всего в 34 года, но он успел многое сделать, нашел целый ряд новых приемов и техник в изобразительном искусстве. Пожалуй, больше всего он известен созданием особенного оттенка, запатентованного в 1960 году как международный синий цвет Кляйна. В творчестве этого мастера фирменный цвет появляется постоянно: в него окрашено около 200 монохромов, 180 антропометрий, множество рельефов и скульптур.

Ив Кляйн. Монохром (IKB 191), 1962

Самые известные картины Ива Кляйна

Картины Ива Кляйна — это постоянный поиск новых материалов и творческих методов. Особую роль в них играет цвет — автор изначально оказался от линий и рисунка. Вот несколько известных и характерных для него произведений:

Ив Кляйн. Желтый и розовый монохром, 1955

Ив Кляйн. Синий монохром (IKB 47), 1956

Ив Кляйн. Скульптура из синей губки (SE 33), 1961

Сайт Very Important Lot — удобная площадка для поиска и приобретения произведений искусства. Здесь регулярно проходят аукционы искусства, на которых представлены работы русских и зарубежных мастеров. Также здесь можно недорого купить картины талантливых современных художников.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Цвет дождя, от которого простужается нищий.
цвет времени, когда закрываются подземные магазины.
цвет не выкупленных в ломбарде часов, подаренных в память об окончании университета.
цвет ревности, разбивающейся о кухонную мойку из нержавеющей стали.
цвет первого утра после потери работы.
цвет чернил на ставшем ненужным удостоверении личности.
цвет последнего билета в кино, купленного самоубийцей.
цвет анонимности, зимней спячки, смерти как средства облегчения страданий, дыры, проеденной сильнейшей щелочью - временем.

© Кобо Абэ. "Человек-ящик", 1973


Синий монохром (IKB 22). 1957 год.

Ив Кляйн родился в 28 апреля 1928 года в Ницце, Франция, в семье художников. Его отец, Фред Кляйн, был постимпрессионистом, а мать, Мари Раймон, занималась абстрактным искусством.
С детства Кляйн подрабатывал в книжном магазине своего отца, в подвале которого обустроил себе студию, где начал заниматься искусством.
Он был впечатлительным молодым человеком с неудержимой фантазией и богатым воображением. Однажды, встретившись на пляже в Ницце со своими друзьями Клодом Паскалем и Армандо Фернандесом , Кляйн предложил им "поделить мир". Фернандес получил землю, Паскаль - воздух, а Кляйн - небо, которое навсегда стало главным источником его вдохновения. Подвальную мастерскую, где не было дневного света, Кляйн преобразил тем, что выкрасил потолок в ярко-синий цвет. С тех пор, в моменты вдохновения, у юного художника всегда было "ясное небо" над головой.

Однако, несмотря на первые шаги в искусстве, специального художественного образования Кляйн так и не получил, избрав для обучения сначала Высшую школу торгового мореходства, а после Высшую школу восточных языков. В последней Кляйн приобщился к восточным единоборствам. Он посвятил боевым искусствам значительную часть своей жизни, совершенствуя навыки в Лондоне, затем в Токио, где получил черный пояс и написал книгу о дзюдо. Помимо увлечения единоборствами он много путешествовал. Не раз ездил в Италию, служил в Германии, состоял в клубе верховой езды в Ирландии, жил в Мадриде.

Именно в Испании в 1954 году Кляйн опубликовал две коллекции монохромов. Это были десять цветных пластин, состоявших из одноцветных прямоугольников, вырезанных на бумаге и сопровождавшихся указанием размеров и мест создания: Мадрид, Ницца, Токио, Париж. Монохромы дополняло предисловие, состоявшее из черных линий вместо текста, написанное Клодом Паскалем. Эта работа стала первым публичным жестом Кляйна.

В следующем году Кляйн представил оранжевый монохром под названием "Expression de l’univers de la couleur mine orange" на Салоне Réalités Nouvelles, посвященный абстрактной живописи. Прямоугольная деревянная панель была равномерно покрыта матовой оранжевой краской, подписана монограммой YK и датирована маем 1955 года. Работа была отклонена жюри по причине абсурдности: "следовало бы добавить к этому локальному цвету хотя бы линию, точку, штрих. Но в таком виде - это невозможно!", а уже в октябре 1955 года состоялась первая публичная выставка работ Кляйна в Club des Solitaires, частном салоне издательсткого дома Lacoste.

В конце 1955 года Кляйн открыл в Париже собственную школу дзюдо, что позволило ему зарабатывать на жизнь, и обзавелся небольшой мастерской. Там он продолжал развивать "теорию одного цвета", создавая монохромные полотна, которые, по словам художника: "объединяло единство цвета, чистая абстрактная идея, открывающая для художника и зрителя истинный космос".

В феврале 1956 года открылась выставка "Yves, Propositions Monochromes" в галерее Colette Allendy в Париже, на которой Кляйн провозгласил свой девиз: "За цвет! Против линии и рисунка!"

В начале 1957 года Кляйн выставил одиннадцать синих картин формата 78x56 см в галерее в Милане. Это была первая коллекция синих монохромов, положившая начало "Синему периоду", а весной того же года состоялась двойная выставка в Париже. Одна часть выставки проходила в галерее Iris Clert под названием: "Yves, Propositions monochromes", где были показаны синие монохромы, а вторая - в галерее Colette Allendy под названием: "Pigment pur", где были представлены скульптурные работы, а также инсталляция "Immatériel" — пустая комната.
Начало синего периода было отмечено запуском 1001 синего воздушного шара в небо Парижа. Эту акцию Кляйн назвал "аэростатической скульптурой".

Летом 1957 выставка монохромов Ива Кляйна была показана в Gallery One в Лондоне, где она вызвала скандал, сопровождавшийся публичными дебатами, собраниями и широкой оглаской в прессе. О Кляйне услышала вся Европа.

Так Кляйн осуществил свою мечту, найти абсолютный, идеальный цвет, который бы стал воплощением духовности и бесконечности.

6 июня 1962 года Кляйн скончался от сердечного приступа в своем доме в Париже, в возресте 34 лет. Он стал основателем монохромной живописи, ключевой фигурой послевоенного неодадаизма, гением пиара, блестящим новатором, концептуалистом, а также одним из родоначальников художественного перформанса, который Кляйн считал лучше всяких выставок.

В конце жизни художник сказал, что для того, чтобы понять его творчество, достаточно просто поднять голову и посмотреть на небо. Небо, которое подарило ему синеву, ставшую философией, методом и вдохновением художника, его визитной карточкой. Небо, которое он когда-то хотел подписать, сделав произведением искусства.

Читайте также: