Паспортная визовая служба что это

Обновлено: 26.04.2024

Зарождение первых звеньев учета и документирования населения на Руси, как свидетельствует Лаврентьевская летопись, относится к 945 году.

Княжеская администрация выдавала купцам, занимавшимся заграничной торговлей, грамоты, в которых были обозначены их корабли.

Со второй половины XIII века, в период монголо-татарского ига, проводились учеты населения в отдельных русских княжествах для определения размеров дани. Эти же цели преследовали учеты на территории Закавказья в 70-х годах XIII века.

По Судебнику 1497 года круг лиц, которые могли выдавать отпускные холопам, ограничивается. Было решено выдавать их только по боярскому приговору или по решению наместников с боярским судом.

За оформление отпускных в столичных учреждениях и на местах следовало вознаграждение (за написание грамоты, за подпись, прикладывание печати).

В начале XVI века отмечается всплеск насильственных преступлений, значительный рост которых давали сбежавшие холопы и крестьяне.

С принятием Судебника 1550 года отнималось право у холоповладельцев давать собственноручные отпускные, не оформленные в наместническом суде. Ужесточение порядка выдачи документов отпущенным на волю холопам должно было исключить злоупотребления должностных лиц. Число городов, где могли оформляться отпускные холопам, сокращалось с 30-ти до 3-х (Новгород, Москва и Псков). Кроме того, создание единого государства вело к централизации делопроизводства. Усилилась роль государства в решении социальных вопросов.

Однако жесткий порядок выдачи отпускных холопам часто не соблюдался, поэтому в 50-е годы XVI века принимаются нормативно-правовые акты, которые предусматривали ряд существенных уточнений и изменений в действующие правовые акты.

Разруха и запустение в стране, массовое бегство холопов в 70-80-е годы XVI века, а также уничтожение документов во время пожаров побудили царя Федора Иоановича (годы правления 1584-1587) провести сплошную перепись холопов.

В годичный срок на основании сохранившихся документов (кабальных, рядовых, закладных и прочих грамот) в Москве в приказе Холопьева суда, а также в Новгороде должна была состояться новая запись холопов.

Названные грамоты, как и записи в книгах, еще не были основанием отпуска на свободу холопа, даже если в них фиксировалось освобождение. Единственным документом, бесспорно подтверждавшим освобождение, была выданная холопу отпускная грамота.

Голод 1601-1603 гг., когда холопов массами отпускали, а, по сути, изгоняли владельцы, чтобы не кормить их, а также восстание Хлопка в 1603 году, заставили власти пойти в чем-то навстречу холопам.

Указом от 16 августа 1603 года было установлено, что холопы, изгнанные хозяевами в голодный год без выдачи отпускных, могли получить отпускные документы в приказе Холопьева суда вне зависимости от места нахождения холоповладельца.

Уложением от 9 марта 1607 года предписывалось содержащихся в рабстве девушек, достигших 17 лет, молодых вдов через два года после смерти мужей, холостых парней старше 20 лет — отпускать на волю, если хозяин их не женит.

При всем многообразии документов, свидетельствующих об освобождении крестьян и холопов (записи в переписных книгах, в духовных, купчих и прочих грамотах) отпускные оставались основными документами, удостоверяющими личность отпущенного на волю человека.

Челобитные на выдачу таких грамот следовало подавать — в Москве на имя царя, в других городах — воеводам.

За проезд в другое государство без проезжей грамоты предусматривалось наказание кнутом, а за переход границы с целью государственной измены — смертная казнь.

Иноземные купцы могли ездить по территории Российского государства лишь при наличии у них проезжей грамоты, выданной в Посольском приказе.

Совершенствуя выдачу проезжих грамот, царское правительство, с одной стороны, поощряло внешние экономические связи, с другой — обеспечивало государственную безопасность.

Таким образом, Соборное Уложение 1649 года впервые законодательно закрепило требование удостоверения личности.

Во второй половине XVII века возникла острая проблема удержания крестьян на постоянном месте жительства.

Для отыскания самовольно ушедших крестьян и холопов, возвращения их на прежнее место жительства, где они значились по переписным книгам, к законным владельцам, власти стали назначать специальных сыщиков. В это же время был введен централизованный учет крепостных креста и бобылей, которые обязывались регистрироваться в Поместном приказе. Был узаконен и частный сыск.

В городах частновладельческим крестьянам разрешалось проживать со своими владельцами без каких-либо документов.

Для вольных людей, приходящих в города на заработки, в том числе артелями, в конце XVII века была обязательной поручная запись и регистрация в управленческих учреждениях (в Москве в Земском приказе). Без такого оформления проживание и работа в столице запрещались.

1.1. Паспортно-визовая служба Министерства внутренних дел Российской Федерации* является структурным подразделением центрального аппарата МВД России (на правах управления) и создается для защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, находящихся на ее территории иностранных граждан, лиц без гражданства, а также реализации законодательства по вопросам паспортной системы, гражданства, выезда за границу и въезда в Россию, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.

1.2. Служба руководствуется в своей деятельности законами и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и настоящим Положением.

1.3. Структура и штаты Службы утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

1.4. Финансирование и материально-техническое обеспечение Службы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

1.5. Начальник Службы и его заместители назначаются и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации.

1.8. Служба имеет в своем составе: отдел по реализации законодательства о гражданстве; отдел виз и разрешений; паспортный отдел; организационно-аналитическое отделение и секретариат.

В оперативном подчинении Службы находится Центр паспортно-визовой работы.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3.2. Готовит необходимую информацию по паспортно-визовым вопросам и представляет ее в установленном порядке в высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации, заинтересованные министерства и ведомства России.

3.3. Осуществляет анализ состояния паспортно-визовой работы на территории Российской Федерации и на его основе разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности подразделений Службы, улучшению взаимодействия в этой работе с другими службами органов внутренних дел.

3.4. Взаимодействует в пределах своей компетенции с соответствующими подразделениями МБ России, МИД России и других министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам предупреждения правонарушений и преступлений, связанных с использованием возможностей въезда на территорию России, выезда за ее пределы и паспортной системы.

3.5. Обобщает практику применения нормативно-правовых актов по паспортно-визовым вопросам, разрабатывает методические рекомендации по ее совершенствованию.

3.6. Принимает участив в разработке специальных средств и специальной техники, необходимых для оформления паспортно-визовых документов.

3.7. Анализирует состояние дисциплины в паспортно-визовых подразделениях, осуществляет контроль за их деятельностью.

3.8. Совместно с Главным управлением кадров МВД России изучает потребность в кадрах паспортно-визовых подразделений, участвует в организации работы по профессиональной подготовке.

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 23 октября 1995 г. N 393 пункт 3.9 изложен в новой редакции

3.9. Организует выдачу населению паспортов (удостоверений личности) гражданина Российской Федерации, регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

3.10. Обеспечивает исполнение законодательства о гражданстве Российской Федерации, прием граждан, оформление и проверку заявлений и ходатайств по вопросам гражданства и представление их с заключениями в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, исполнение решений по вопросам гражданства, определение принадлежности лиц, постоянно проживающих на территории России, к российскому гражданству.

Информация об изменениях:

3.12. Обеспечивает регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, выдачу им документов на право проживания, оформлению документов и разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезд за границу.

3.13. Организует адресно-справочную работу, использование возможностей паспортной системы в укреплении правопорядка, борьбе с преступностью и другими антиобщественными проявлениями.

3.14. Взаимодействует в пределах своей компетенции по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев с соответствующими подразделениями министерств и ведомств Российской Федерации.

3.15. Рассматривает поступающие жалобы, заявления и письма граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, телеграммы российских дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом, письма и предложения органов государственной власти и управления, публикации и выступления в средствах массовой информации, запросы народных депутатов.

3.16. Осуществляет оперативное руководство Центром паспортно-визовой информации по сбору, обработке и хранению паспортно-визовой информации, функционированию централизованных карточек по установленным направлениям и категориям учета и другим видам деятельности ЦПВИС.

3.17. Участвует по поручению руководства Министерства в работе органов государственной власти и управления Российской Федерации по подготовке проектов нормативных актов, образцов паспортов, удостоверений личности, виз, видов на жительство, других документов для последующего их централизованного изготовления и иным вопросам, относящимся к компетенции Службы.

4. Взаимоотношения и связи

4.1. Служба в своей работе взаимодействует с главными управлениями и управлениями МВД России по вопросам организации и совершенствования работы паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел, а также по вопросам, связанным с предупреждением и раскрытием правонарушений.

4.2. Служба поддерживает связь и обеспечивает необходимое согласование решаемых вопросов с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, соответствующими подразделениями Генеральной прокуратуры России, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной миграционной службой России, других министерств и ведомств России.

5. Обязанности и права начальника Службы

5.1. Организует работу Службы, обеспечивает повышение профессиональной квалификации сотрудников, соблюдение ими законности в служебной деятельности. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

5.2. Представительствует по поручению руководства МВД России в органах государственной власти и управления Российской Федерации.

5.3. Утверждает функциональные обязанности сотрудников и планы работы отделов Службы.

5.4. Представляет руководству МВД России предложения об изменении структуры Службы и ЦПВИС, о назначении и освобождении от должности своих заместителей, начальников отделов и ЦПВИС.

5.5. Согласовывает назначение руководителей паспортно-визовой службы МВД республик, УВД (ГУВД) краев, областей и автономных образований, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

5.6. В пределах своей компетенции издает приказы по вопросам организации работы Службы и ЦПВИС. Запрашивает из подразделений паспортно-визовой службы необходимые сведения и материалы по вопросам деятельности Службы.

5.7. Назначает, увольняет, перемещает в пределах своей компетенции лиц начальствующего состава Службы и ЦПВИС.

5.8. Принимает на работу, переводит и увольняет работников Службы и ЦПВИС в соответствии с законодательством о труде.

5.9. Проводит в установленном порядке аттестование сотрудников Службы и ЦПВИС.

5.10. Представляет сотрудников Службы к присвоению специальных званий начальствующего состава.

5.11. Присваивает сотрудникам Службы и ЦПВИС в пределах компетенции очередные специальные звания до майора внутренней службы включительно.

5.12. В пределах компетенции поощряет сотрудников и работников Службы и ЦПВИС, налагает на них дисциплинарные взыскания, вносит предложения по этим вопросам руководству МВД России.

5.13. Распоряжается премиальным фондом материального поощрения, выделенным Финансово-экономическим управлением МВД России.

5.14. В пределах своей компетенции направляет сотрудников в командировки, предоставляет отпуска сотрудникам и работникам Службы и ЦПВИС.

5.15. Осуществляет другие полномочия, определенные нормативными актами МВД России.

* В дальнейшем - Служба

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: